210 Произнесение священником возгласа «Яко Твое есть Царство…» на амвоне – современная практика, тогда как Типикон содержит иное предписание: «Долженствует же внимати чтец и священник, егда имать рещи: “Яко Твое есть Царство”: быти ему посреде храма» (см. Типикон, главы 7-ю и 9-ю). 211 «Шестопсалмие нельзя читать скороговоркой или невнятно где-нибудь в углу клироса, но громко и молитвенно перед церковным амвоном» ( Афанасий (Сахаров) , еп. О шестопсалмии//Богослужебные указания для священно-церковнослужителей на 2008 год. М., 2007. С. 766). 212 Чтобы закончить чтение утренних молитв к концу шестопсалмия, священник может начать их читать, еще находясь в алтаре во время чтения 1-й части (то есть псалмов 3, 37 и 62). Если же священник служит один, без диакона, то ему также следует начать чтение утренних молитв заблаговременно. 214 В некоторые дни сразу после стихир Октоиха перед стихирой на «Слава» поется стихира святого с ее припевом; эта особенность возможна как в дни памяти святых без знака, так и в случае святого шестеричного или двух святых (например, 2 ноября, 3 ноября, 11 ноября и т.д.). 215 В редких случаях по 6-й песни назначается кондак 2-му святому, а по 3-й песни – кондак 1-му святому (см., например, 2 ноября). 216 Однако если 1-й святой является шестеричным (например, 24 ноября, великомученица Екатерина), то его кондак и икос читаются по 6-й песни, тогда как по 3-й следует кондак и икос праздника. 218 Если совершается всенощное бдение, то утреня начинается с этого момента, то есть с чтения шестопсалмия. Перед этим по традиции хор поет «Слава в вышних Богу…». 219 По современной практике, в начале пения полиелея всегда открываются царские врата и духовенство всегда выходит на середину храма. Однако Типикон (см. главу 2-ю, последнее «зри») различает пение полиелея на всенощном бдении и на полиелейном богослужении, когда всенощное бдение не совершается. В первом случае (то есть на всенощном бдении) следует открыть царские врата, духовенство должно выйти царскими вратами в центр храма и совершать каждение, начиная с середины храма. Однако если бдение не совершается («поется величание кроме бдения»), то царские врата остаются закрытыми, каждение храма начинается с алтаря и священник с диаконом при совершении каждения выходят из алтаря северной дверью и возвращаются южной дверью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

20 Псалом: «Боже, в помощь мою вонми...» в первые 4 дня 1-й седмицы не читается, так как прочитан в начале повечерия. 21 Во все другие дни, кроме первых четырех дней 1-й седмицы Великого поста, после «Слава в вышних Богу...» полагается канон рядовому святому или Богородице и по окончании его – «Достойно есть...». 25 «Да исправится молитва моя...» – это древний великий прокимен великопостных торжественных служб. Поэтому Устав указывает чтецу, в отличие от паримийных прокимнов, его не произносить, а петь. Порядок исполнения его такой же, как и у всех великих прокимнов. Чтец поет: «Да исправится...» и певцы повторяют то же самое. Чтец поет еще три стиха: «Господи, воззвах...», «Положи, Господи...» и «Не уклони сердце мое...», певцы же после каждого из них поют «Да исправится...». Чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...», и певцы заканчивают вторую: «воздеяние руку моею – жертва вечерняя». На практике в некоторых храмах положенное для пения чтецом: «Да исправится...» и стихи поют трое певцов (трио). В тех же храмах, где нет хоров и клиросное пение исполняет один псаломщик, положенное для пения чтецом: «Да исправится...» со стихами может исполнять в алтаре иерей или диакон, чтец же на клиросе – положенное для пения ликом. 26 Повечерием в пятницу начинается праздничная служба субботы, поэтому и пение должно быть на нем обычное, а не великопостное. 27 Таким порядком совершается Великое повечерие в пятницы 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц, меняются лишь тропари и кондаки. 28 Если на «хвалитех» поются стихиры, то «Тебе слава подобает» не глаголем, но по стихирах глаголем: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (Типикон, гл. 12-я. 3-е «Зри»). 29 Устав не указывает, где должен находиться аналой – «четвероножец» со святым Крестом до пятницы Крестопоклонной недели. В праздник Воздвижения Честного Креста, когда Крест таким же образом износится на средину храма для поклонения, сказано определенно: «И по окончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну царских дверей, и тамо стоит, Дóндеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября). Это указание Типикона применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклоной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: «якоже и в Неделю по написанному образу» (Типикон, Неделя Крестопокл., вечера), то есть с каждением «от четырех стран». Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на средине храма до пятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И поем на вечерни кафисму обычную без поклонов. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен, дважды: и подобны 3: и храма 5. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1, по гласу. Вход, и чтение дне, и храма: и прочая Преждесвященныя. [Зри] Аще же несть Преждесвященныя: и на часех по Ослаби остави: и по поклонех, трезвон во вся: и поем вечерню без поклонов, со обычною кафисмою. На Господи воззвах, стихиры триоди, подобны 3: и храма 5. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й тогоже гласа. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма 3. Посем, Сподоби Господи: Ектениа: Исполним вечернюю: На стиховне триоди самогласен дважды: и мученичен. Слава, храма: И ныне, Богородичен по гласу, воскресен. По Трисвятом тропарь храма: Слава, и ныне, Богородичен воскресен. Таже ектениа: Помилуй нас Боже: и поклоны 3 великия. и молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя Господне: с поклоны. Достойно есть: и отпуст. [Зри] При часе же 5-м нощи поем повечерие великое. С нами Бог: с пением оба лика. По 1-м трисвятом тропарь храма. Слава, и ныне, Богородичен воскресен. По 2-м трисвятом кондак храма, и исхождение в притвор, и поем на литии стихиры, и Слава, храма: И ныне, Богородичен, в тойже глас. На стиховне стихиры, и Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен. На благословении хлебов, тропарь храма, дважды. и Богородице Дево: единожды: и чтение храма: Аще же два канона храму: и другий канон поем на повечерии напреди. На утрени, на Бог Господь, тропарь храма, дважды: Слава, и ныне Богородичен воскресен, во глас тропаря. И чтение в Ефреме. По 3-й кафисме глаголет иерей ектению, и седальны оба храма, по единожды: Слава, и ныне, Богородичен, и чтение храма. Полиелей, и седален, дважды: Слава, и ныне, Богородичен, и чтение храма: Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Евангелие, и стихира храма. Канон храма со ирмосом на 6. А идеже трипеснец, и поем канон храма со ирмосом на 6: и триоди на 8. Катавасиа триоди, 2-го канона. По 3-й песни седален храма, дважды: Слава, и ныне, Богородичен, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма. На хвалитех стихиры храма, на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По кафисмах седальны воскресны: и чтение во евангелии толковом. По полиелеи седальны храма два, по единожды. Слава, иже по полиелеи седален: И ныне, Богородичен, и чтение храма. Степенна гласа. Прокимен, Евангелие, и стихира храма. Канон воскресен, со ирмосом на 4: и триоди на 4: и храма на 6. По 3-й песни, кондак триоди, и седален храма дважды. Слава, и ныне, Богородичен, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма, и пролог. По 9-й песни светилен воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен. На хвалитех стихиры воскресны 4: и храма со славным 4, с припевы его. Таже припев: Воскресни Господи Боже мой: И поем самогласну стихиру триоди: Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое, и ектении, и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час первый: и поучение Студитово: и конечный отпуст. На часех, тропарь воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак храма, и триоди, пременяем. На литургии, блаженны гласа, на 6: и храма песнь 3, на 4. Прокимен гласа и храма. Апостол, Евангелие, и причастен воскресен, и храма. [Зри] Святаго же Григориа служба поется, в четвертую, или пятую неделю постов. Глава 38. Аще случится храм святаго в неделю 3-ю поста: И поется служба храма вечер и утро все, якоже в 1-ю неделю предызъявися. Бывает же поклонение и целование Честнаго Креста по чину его, поют же ся и стихиры обычныя Креста. Глава 39. Аще случится храм святаго в среду 4-ю поста, Крестопоклонную: Оставляется канон Креста, и поется в понедельник тояже седмицы. Во вторник вечерню поем без поклонов, кафисму глаголем обычну. На Господи воззвах, стихиры на 10: Триоди самогласен дне дважды: и Креста подобны 3, и храма 5: Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. и Да исправится молитва моя: и прочая Преждесвященных. [Зри] Аще ли не будет Преждесвященныя, на Господи воззвах, стихиры в триоди Креста, подобны 3, и храма 5. Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. Таже, Сподоби Господи: и ектениа: Исполним вечернюю: На стиховне стихиры триоди, самогласен дне дважды: и мученичен. Слава, храма: И ныне, Креста. По Ныне отпущаеши, тропарь храма, Слава, и ныне, Богородичен. Ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия. и молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя Господне, с поклоны. Таже Достойно есть: и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году – очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором – «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже). «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее». Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея – «О хананеянке». Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы 328 . 328 Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11–13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха – они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   В этом свидетельстве, по-видимому, отличается песнь со словами «хвалим Отца, Сына…», т. е., может быть, Свете тихий от песни мч. Афиногена с упоминанием о Духе Святом. Образ исполнения    Относительно образа исполнения «Свете тихий» Типикон говорит: «и мы поем», что вполне отвечает поэтически-музыкальному характеру этого «вечернего благодарения». Но на будничной вечерне эта песнь читается («глаголет»), впрочем, не простым чтецом, а самим предстоятелем (гл. 9 Типикона), подобно другим важнейшим молитвословиям (молитвословия, читаемые предстоятелем, исчислены в 7 гл. Типикона, примечание «зри»). Древние уставы о Свете тихий    Студийский устав требовал петь Свете тихий «вълы» (медленно и тихо?), как и шестопсалмие (о котором там в другом месте замечено, что оно поется или «глаголется тонком гласом умиленом»), как конец утрени, как предначинательный псалом на вечерне, Сподоби Господи, Ныне отпущаеши, Трисвятое и тропарь, – в противоположность Бог Господь и аллилуиа на утрене, которые, по Студийскому уставу, исполнялись «с воплем и с пением» «светлым гласом», «ясно». Это, должно быть, между прочим вследствие неизменного повторения первого рода песней на каждой службе. Этого рода пение, хотя оно совершалось всею братиею, было похоже на чтение. Отсюда колебание дальнейших уставов и споры в Русской Церкви о том, петь или читать нужно эти молитвословия, и в частности «Свете тихий». О способе исполнения последнего на бдении древние списки Иерусалимского устава говорят неопределеннее нынешнего Типикона. Груз. ркп. XIII в.: «народ: Свете тихий»; греч. ркп. XIII-XVI в. и печати. XVI-XVII в.: «и мы: Свете тихий»; славянские рукописи: по Служебн. XIII в. Соф. библ. при СПб. Дух. Ак. 518 и 524 – диакон: «Свете тихий святыя славы»; клир: «Безсмертнаго Отца Небеснаго».    По древнейшим слав. ркп. уставам: «диакон, начертав крест кадилом, возгласит: Свете тихий. Премудрость, уставленный мних входящим священником глаголет:… Святыя славы»; по др. ркп.: «диакон – возгласить Премудрость прости, уставленный мних глаголет Свете тихий»; по позднейшим то же, только «и мы глаголем: Свете тихий».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Способ исполнения    Занимая на вечерне аналогичное с великим славословием на утрене положение, «Сподоби Господи» требовало бы и такого же образа исполнения, т. е. пения. Но сообразно меньшей торжественности вечерни по сравнению с утреней эта молитвенная песнь здесь не поется, а читается; ввиду же ее важности, чтение ее Типикон поручает настоятелю, относя ее к числу 10 важнейших молитв, читаемых настоятелем (см. 7 гл. Типикона, «зри»), хотя дозволяет чтение ее и чтецу (в этой (2-й) главе, в главе же 7-й такого дозволения не дано).    Чтение «Сподоби Господи», несмотря на его песненно-хвалебный характер и аналогию со славословием великим, – отголосок того, что и для этого последнего славословия в Студийском уставе положено было пение, близкое к чтению (см. Вступит. гл., с. 368; см. ниже, «Великое славословие»). — Ркп. Иерус. Типикона об образе исполнения Сподоби Господи так: груз. XIII в. – «народ: Сподоби Господи»; древнейшие греч. (Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в.) – «мы: Сподоби Господи»; позд. греч. (Моск. Син. б. 381 XIV в.): «учиненный монах»; слав. (например, Киевск. Муз. Аа 194 XVI в.) – «глаголем». ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ    Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных книгах по первому слову ее ектенией «Исполним» (πληρσωμεν). Такое начало ее указывает на то, что она является заключительной в службе. Как выше замечено, она является дополнением сугубой ектении в том отношении, что та заключает в себе прошения о лицах, а эта о предметах, нужных этим лицам. И подобно тому, как прошения великой ектении о лицах в сугубой получают дальнейшее развитие, хотя сосредоточиваются на одних верных, так и краткие прошения великой ектении о нуждах людских здесь становятся подробнее и вместе с тем возвышаются в своем содержании, именно, ограничиваются кругом одних духовных нужд. И по строю своему просительная ектения начинает оттуда, где великая ектения оканчивает («Заступи, спаси»). Начиная свое моление с того прошения, которым ектении великая и малая заканчиваются, просительная ектения делит наши нужды на 6 разрядов, говоря сначала о ближайших нуждах (безгрешном вечере, утре или дне), а затем о постоянных и все более и более важных: просит хранителя безгрешности – Ангела, условия для дальнейшей безгрешности – прощения доселешних грехов, других благоприятных условий для праведности – такого же, как настоящий вечер, и всего вечера («прочее время») нашей жизни, и ее заката – кончины; после общего с великой ектенией обращения к ходатайству святых, ектения залог исполнения молитвы указывает в благости и человеколюбии Божием (ср. выше, с. 569).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Катавасия «Отверзу уста моя...» . По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас 4-й. «Слава» – ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Смирение вознесе...», или седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле...». По 6-й песни – кондак Триоди, глас 3-й: «Воздыхания принесем...», и икос Триоди, глас тот же: «Сами себе...». И читается пролог, затем синаксарий . Примечание. О кондаке Триоди, глас 4-й: «Фарисеева убежим высокоглаголания...», Типикон умалчивает. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен Триоди: «Высокоречия убежим...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и святителя, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «От дел похваленьми...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае – 5-я . Примечание. «Подобает ведати, яко стихиры вся 11 утренния евангельския, от сея настоящия Недели и даже до Всех святых, на литиях утренних поются в притворе, на «Слава, и ныне». Ведомо же буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения святаго отца нашего Феодора Студита. И аще тамо есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоящим и со вниманием послушающим братиям. [По скончании же чтения глаголем тропарь преподобнаго Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...» без Богородична,] и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 49, 3-е и 4-е «зри»). На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки воскресный , Триоди и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и святителя, песнь 6-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-25/

стр. 343 Здесь сказано, что «на всех часах в среду и пяток 4-й (Крестопоклонной) седмицы поется кондак кресту». Следует присоединить, что и в понедельник этой же седмицы бывает то же (Тип., нед. 3-я поста веч., зри). стр. 345 На этой странице читаем: «в день же Благовещения в Четыредесятницу полагается 3 поклона только на 1 часе, а на прочих часах вовсе не бывает поклонов». – По поводу этого недоразумения или лучше неточного понимания указания Типикона, на которое автор «Пособия» ссылается и которое гласит: «поем час 3-й и 6-й с кафизмами, без поклонов» (Тип. 25 мар.), мы, в 1899 году в 10 «Холмско-Варш. Еп. Вестника», поместили обстоятельную статью, доказывающую, что великие поклоны на всех часах в день Благовещения, случившийся в дни великого поста, кроме суббот и недель, должны следовать. Статья эта была напечатана по поводу личных споров с непонимающими, а также, – в виду отведенного на страницах «Церковн. Вестн.» за 1888 год в 15 по этому вопросу места, где то же доказывается, что и в «Пособии». Итак, обратим прежде всего внимание на само расположение указаний Типикона относительно особенностей часов в день Благовещения; мы видим, что выражение: «без поклонов» отделено от слов: «с кафизмами» запятой; после всего этого стоит точка и непосредственно за этим в Типиконе напечатано: «Тропарь и кондак праздника». Очевидно, что здесь речь идет не о великих поклонах, которые во всяком случае, должны следовать в конце каждого часа, а не пред тропарем, как это видим в Типиконе. Здесь, следовательно, речь идет о тех поклонах, которые следуют на каждой «Славе» кафизмы. Пусть кто-нибудь не подумает, что это мелочь, на которую Типикон не стал бы обращать внимание. Типикон строго различает поклон от великого поклона и ясно предписывает правила для тех и других. Мы, например, видим такое выражение: «Таже Трисвятое без поклонов» (Тип. понед. 1 нед. вел. поста, велик. повеч.). В начале утрени и на шестопсалмии вовсе не положено поклонов (Тип. гл. 9 и понед. 1-й седм. вел. поста, также Следов. Псалт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При этом во избежание повторения зачал происходит их перестановка: в ту Неделю, в которую по расписанию должно было читаться евангельское зачало 28-й Недели, читается то евангельское зачало, которое по расписанию выпадает на Неделю св. праотец; аналогичная перестановка касается и апостольского зачала. Следуя этой логике (хотя Типикон и не сообщает об этом), такую перестановку можно сделать и в субботу перед Рождеством Христовым, т. к. для нее указаны апостольское зачало 26-й субботы по Пятидесятнице и евангельское зачало 29-й субботы по Пятидесятнице (см.: типикон, 18 декабря, «зри») 37 . Если Рождество Христово выпадает на воскресенье, то в его навечерие, как убедительно показано в статье свящ. М. Беляева, должны читаться зачала Апостола к Галатам § 207 и Евангелия от Матфея § 53, а Апостол и Евангелие, помеченные в типиконе как субботы пред Рождеством Христовым (т. е. Апостол 26-й субботы и Евангелие 29-й субботы) должны читаться в предыдущую субботу, перед Неделей св. отцов, с которой, соответственно, и будут произведены соответствующие перестановки 38 . 6. Таблицы евангельских и апостольских зачал Нам остается теперь лишь представить таблицы апостольских и евангельских зачал, произведенные в результате наших вычислений. Эти таблицы приводятся в приложении. Цифры в каждой таблице указывают на седмицы, субботы и Недели по Пятидесятнице, чтения которых должны читаться в данную седмицу, субботу и воскресенье, начиная с 13-й седмицы по Пятидесятнице (до 13-й седмицы по Пятидесятнице можно следовать порядку чтений в Сказании II без каких-либо изменений). Таблицы организованы по ключевым буквам; при этом в некоторых пасхальных годах порядок чтений зависит от даты следующей Пасхи и поэтому в этих случаях на одну ключевую букву приводятся несколько таблиц. В тех случаях, когда будничные рядовые чтения апостола и Евангелия уже были прочитаны (или будут прочитаны) в данном пасхальном году, они могут быть опущены за литургией, если на тот день будут положены чтения для минейной памяти (sanctorale); такие случаи указаны в таблицах круглыми скобками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010