Каждый епископ имел в своей епархии полномочную власть управления, как духовного пастырского – в учении, священнодействии, так и внешнего, начальственного и судебного по делам церковным. Вообще, он был самостоятелен в своих пределах, только с ответственностью пред митрополитом и собором. Особенная власть предоставлена епископу, разумеется, над своим епархиальным духовенством – власть определять его на церковные места по своему усмотрению, надзирать за его служением и поведением (Антиох. 9, Карф. 6, 25, Вас. Вел. 89), подвергать запрещению, лишать мест и священного сана. Но, во всяком случае, суд епископа ограничен правом апелляции от подсудимых к высшей церковной власти (I Всел. 5; II, 6 и пр.). Для всех клириков первый и непосредственный судия был местный епископ (Ап. 31, 32, I Всел. 5; Антиох. 9 и др.). В случае недоумений на епископа, или нареканий на него от обвиняемых – суд переходил к областному собору (одному из ежегодных, обыкновенно бывших в каждой поместной Церкви и области), или, если не было собора, дело пресвитера разбирали 6 епископов и его местный, диакона – три и свой (Карф. 12, 29). Дела прочих клириков во всяком случае рассматривал и решал один епископ. Жалобы клириков или неудовольствия на решение своих епископов могли выслушивать также соседние епископы, и по сношению с местным епископом клирика, прекращали возникшие неудовольствия. Отселе апелляция допускалась еще к митрополитам (IV, 9; Карф. II, 37, 139; Сард. 14), от них к патриархам (IV, 9). Правосл. собесед. 1858, 2, 336, 337; 3, 272, 273; 1859, 2, 24, 25. В жизни мирян духовному суду подлежали два рода дел: открытые церковные преступления, или грехопадения, и частные дела совести. Поэтому суд был двоякий: открытый или гласный, официальный и тайный, или частный.... Без точного исследования по церковным и гражданским законам никого не дозволялось подвергать церк. наказанию; напр. запрещению, или отлучению; в противном случае высшая церковная власть могла разрешить связанного и связать связавшего неправильно (Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Между братьями с самого начала открылась вражда. Чтоб быть более самостоятельным и в церковном отношении, великий князь поспешил приобрести собственного епископа. Обстоятельства благоприятствовали. Как раз на второй год после вступления на велококняжеский престол Юрия, нужно полагать не без участия его, отказался от кафедры ростовский епископ Иоанн. Преемнику его вел. князь не дозволил поставиться на две епископии (точнее – на два удела), но одновременно с тем, как был поставлен епископ Ростову, он поставил особого епископа на Суздальскую епископию (Ист. Рус. Ц. I т., ч. 1-я, 576). Позже, как известно, часть Тверской епархии выделилась тоже из области Ростовско-Суздальской земли. 209 Макарий, Ист. Рус. Ц. III, 258 стр., изд. 1857 г. У Строева называются только ростовскими и ярославскими. 210 Типограф. лет. изд. 1784 г. Истор. Церкви Филарета, II, 141. «В лето 6904 месяца марта в 14 день Киприан митрополит постави на Москве Григория епископом (архиепископом) Ростову, Ярославлю, Белоозеру и Углечу Полю и Устюгу и Мологе». Предшественник Григория, брат Сергия Радонежского Феодор (1390–1395), поставлен в Константинополе п. Антонием с титулом архиепископа (первый) и управлял той же областью. О нем в летописи замечено: «28 ноября в субботу во время обедни преставился Феодор, архиепископ града Ростова и Ярославля, и Устюга, Углича Поля, Мологи» (Ист. Карамзина, прим. 254 к V т., стр. 99, изд. Эйнерлинга. Правосл. Собесед. 1869 г. I, 45. Ник. лет. IV, 256). Опис. Докум. и Бум. Арх. Мин. Юст. I, 2116, 2120 и 2131. Ср. Материалы для истории раскола, II, 381. В чтениях Имп. Общ. Истор. и Др. Рос. 1896 г., кн. II, помещен список с ростовских писцовых книг церковным землям за 1629–1631 г. с обозначением самых церквей и сел, где они были, а именно: Стан Савин с 6-ю приходами в селах: Михалеве, Олевайцове, Остафьеве « церковь стояла без пения», Пужболе, Воронине – придел Сергия Радонежского «стоял без пения» – и в погосте Курачеве. Богородский стан с 6 приходами в селах: Белеве, Высоком, в Сивинском две церкви, в Покровском, в Щурове, Новоселке, в селе Баскаче (прежде был храм), в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

2. Аф. Синт., VI,420. 3. Папа Григорий XIII дал римской церкви в 1582 г. новый календарь, якобы исправленный, а следовательно и новую пасхалию. Однако, по этому " исправленному " календарю латиняне впадают в такие ошибки относительно времени празднования Пасхи, каких никогда не делают православные со своим неисправленным календарем. Таким образом латиняне часто празднуют Пасху или прежде иудеев или с иудеями, was dem Willen des nicanischen Concils offenbar entgegen ist, замечает сам Hefele (Conciliengeschichte, I,336). Возьмем для примера XIX век, причем вместе с иудеями латиняне праздновали Пасху в 1805, 1825, 1853, 1854, а прежде иудейской пасхи - в 1839, 1840, 1842, 1843, 1845, 1846, 1849, 1850 и 1856. Ср. " Прав. Собесед. " 1859, II,165. 4. Еще в III веке был обычай, по которому александрийский епископ особым посланием объявлял подчиненным ему в Египте епископам о дне христианской Пасхи и в связи с этим о дне, в который начинался в тот год великий пост. Такие послания назывались праздничными посланиями. Евсевий, Иероним и др. упоминают о таких посланиях Дионисия александрийского (246-264) и Афанасия великого (373), которые впрочем не сохранились в целости. От Кирилла александрийского их дошло до нас 29 (444). Ср. 0. Bardenhewer, Patrologie, S.165,238,339. По другим областным церквам объявлялось об этом ежегодно надлежащими соборами (карф. 34, 51, 73). 5. Лев великий в письме (ер. 121) императору Маркиану пишет, что дело это вверено Никейским отцами александрийскому епископу, quoniam apud Aegyptios hujus supputationis antiquitus tradita esse videbatur peritia. Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,330. 6. Подобное этому видим и в римском уголовном праве. Reus perduellionis лишается прав римского гражданина самым актом измены, т.е. тотчас, как, оставив свое государство, перешел к неприятелю. Суд не имел надобности присуждать такому лицу наказание лишением всех гражданских прав, потому что оно уже лишилось их вместе с самым преступлением, вследствие чего для лица уже наступили последствия преступления (Dig. IV,6,14; XLIX.15,19). то же самое показывает нам римское право и в том случае, когда сама по себе наступает гражданская инеамия (бесславие) (Dig.III,2,13; XLII.II,20,2; XLVIII.7,1). Ср. Алфав. Синтагму Властаря, ,1 (. ., VI,305). В ο (εο ) Арменопула весь последний XV титул VI книги в 8 параграфах говорите о тех, qui infamia notantur.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

Никон. Л. 4, 284. По этому известию следует исправить ошибки в Ист. иер. 1, 274, 275. 4 Ист. иер. 1, 274. В списке епископов по Никон. л. (т. 1, прилож. стр. 5): «Семион из Полоцка; Андрей из Литвы». Собр. л. 7, 179. 12 Обличение святителя внесено было в «Мерило праведное» – юридический сборник. Правосл. Собесед. 1851 г. 1, 19. 92. Розенкампф о кормчей 217. 218. 16 Жития февр. 3: «известно только, что оставшись в юных летах после кончины родителей княжил», стр. 2. Кн. Роману в 1237 году было 23 года, а в 1249 году было 35 лет. 17 Никон. л. 3, 40. 41. Собр. л. 7,174, 178. Русск. времен. I, 148. Карамз. 4, пр. 182. Кисель об Угличе, стр. 68–73. Ркп. святцы: «святый благоверный князь Роман Угличский, чудотворецт, преставися в 6790 (1282) февраля 3-го дня». 18 Ркп. полное житие препод. Папсия Угличского: «на том основании соборные церкви дарова ему (кн. Андрею Васильевичу) Бог обрести мощи св. благов. кн. Романа Угличского чудотворца. Мощи св. кн. Романа целы и нетленны лежали в соборной церкви вящши 120 лет, даже до Польского нахождения на Россию и на г. Углич. Тогда грех ради наших мощи св. князя Романа от злых людей Польских сожжены и церковь соборная в крепости города, от тех же злых людей, весьма разбита. Остались св. мощей глава, кости ребр, обоих рук и ног. И чудеса паки творят», Никон. л. 8, 32. Летоп. о мятежах, стр. 42. Свед. о мон. церкви, 562. М. 1852. Царская грамота 1683 г. (у Киселя стр. 417): «ко князю Роману Угличскому чудотворцу два пуда воску». В сборнике Нижегород. Благовещ. мон.: «повесть, стихеры и каноны (св. кн. Роману) сотворены по благословению св. патриарха Иова – тщанием инока Сергия, обители Пресвятые Троицы Данилова монастыря Переяславля Залесскаго». В словаре стр. 235 не верно. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Февраль. – 479, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из всего наследственного имущества у него оставался только тенистый сад с источником воды. Здесь Григорий Богослов провел остаток дней своих, предаваясь трудам, лишениям, подвигам поста и молитве. В 390 году скончался святитель. Последними словами его были: «светозарные ангелы, неизмеримым кругом обстоящие равночестный свет трисиянного божества, приимите недостойного Григория священника». (Сост. по кн. «Пастырское назидание», изд. журн. «Пастырский собесед.» т. II, Москва, изд. 1891 г., стр. 145–201 и др. источн.). 4. Святой Иоанн Златоустый Святой Иоанн родился в 354 году в Антиохии, столичном городе Сирии, от богатых и знатных родителей: Секунда, военачальника сирийского, и Анфусы, благочестивой христианки. Лишившись мужа в ранней молодости (20 лет), Анфуса не пожелала вступить во второй брак и посвятила себя воспитанию сына. Уроки ее в христианском благочестии так глубоко напечатлелись в душе Иоанна, что ничто в последствии не могло изгладить их: ни примеры товарищей, ни образование в языческих школах, ни увлечения молодости. Достигнув 18 лет, Иоанн начал изучать все тогдашние науки в школах Антиохии и Афин, которые славились учителями, и был одним из лучших учеников знаменитого оратора того времени, Ливания. Когда Ливания однажды спрашивали, кого он хотел бы назначить в преемники себе, он отвечал: «я хотел бы назначить после себя Иоанна, но христиане отняли его у нас». По окончании образования Иоанн, преимущественно изучивший красноречие, занял должность адвоката, некоторое время вел дела, но вскоре душа его перестала лежать к этой деятельности, появилось недовольство мирского жизнью и желание уединения. Иоанн решился посвятить себя на служение Богу: он ревностно изучал Священное Писание, посещал богослужение и проводил много времени в молитве. Антиохийский епископ Мелетий, услышав об Иоанне, часто приглашал его к себе для беседы; от Мелетия Иоанн получил крещение. Иоанн желал совсем оставить мир и удалиться в пустыню, но, уступая просьбам матери, остался при ней до ее кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1271 „Еретицы глаголют, яко же пророцы пишут о страшном суде и о воскресении мертвых и о воздаянии по делом, истинно суть, но не Иисус Христос имать судити, но Бог Отец Вседержитель“. (Просвет., 145–146). 1272 Житие препод. Феодосия Тарновского, изд. О. Μ. Бодянским в Чт. Общ. Ист., 1860, 1, л. 5 обор. 1275 Ср. „Беседы на новоявившуюся ересь Богомилов“, Козьмы Пресвитера, Прав. Собесед., 1864, ч. I, II; Жизнь и учение богомилов по Паноплии Е. Зигабена, Прав. Обозрен., 1875, т. II. 1280 „...еда не можаше Бог спасти Адама от ада и сущих с ним, и еда не имеяше небесныя силы и пророки и праведники, еже послати исполнити хотение свое, но Сам сниде, яко нестяжатель и нищ и вочеловечився и пострада и сим прехитри диавола, ие подобает убо Богу тако сотворити“ (Просвет., 46–47; 175–176). 1286 „Verbum Dei substantivum ac personalem esse cum Patre denegabat“... „Verbum prolativum id est quasi aera quendam“... 1287 Nestorius circa Verbum Dei non quidem ut Paulus sentit qui non substantivum, sed prolativum potentiae Dei effi cax Verbum esse definit“. 1288 „Бог Отец Вседержитель не имать Сына, ни Святого Духа единосущны и сопрестольны Себя како несть святые Троицы; а еже книги глаголют яко Бог Отец Вседержитель имать Слово и Дух, то есть Слово произносно и дух на воздусе разливается. А его же писания наричут Христа Сына Божия, тот еще не родился есть, когда же родится, тогда наречется Сын Божий не по существу, но по благодати якоже пророцы Моисей и Давид и прочий пророцы, а его же глаголют христиане Христа Бога, тот прост человек есть, а не Бог и распят от иудей, и истин во гробе“ (Просвет., 77–78). 1290 Церков. Истор., бл. Феодорита, стр. 252–254 (рус. перевод); творения св. Епифания кицрск. ч. V, стр. 296. (тоже). 1296 Чт. Общ. Ист. и др. 1860, I, об. 5 л. и об. 6 л. Историк Н. Григора тоже самое говорит об афонских богомилах: „вливали мочу своего учителя в пищу“ (приведено у Сырку „К истории исправления книг в Болгарии, стр. 122), что вероятно было внешним знаком принадлежности к ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти взыскания лишали виновного не только общих прав члена церковного общества, но и особенных преимуществ служителей Церкви; в некоторых случаях они не ограничивались даже временным существованием человека, а простирались и на его загробную судьбу». („Христ. чт.” 1871, август, 259, 260). 23 Одно обстоятельство несомненно изобличает, что изобретатель этого плана, приписываемого так называемому большинству комитета, и автор статьи „Прав. обозрения”, скрывший себя под буквами Л. Б. – одно и тоже лицо; это употребление и в плане, и в статье бессмысленного термина: запрещение богослужения. Запрещение богослужения – нелепость; со смыслом говорят: запрещение в священнослужении („Уст. конс.” 187). 24 Извержение из сана ( καϑιρεσις, depositio) есть высшая степень наказания клириков. Она определялась как за особенно важные преступления против правил священнослужения, напр. за симонию (Ап. 39, IV, 2 и др.), так и за те общие вины, которые мирян подвергали отлучению от Церкви. Поэтому сила этих обоих наказаний почиталась как бы равною, – и хотя духовные лица с лишением сана еще не отлучались от Церкви, но правила относительно изверженных клириков были почти теже, что отлученных мирян (Ап. 11, 12, 1 Всел. 5, Антиох. 6). Иоанн – „Прав. собесед.” 1860, 3, 383). 25 Мы не можем лишить наших читателей назидания и не познакомить их с самым новейшим (1873) взглядом на судебную власть епископа по канонам, против которого, конечно, не будет спорить г. Барсов. По этому взгляду „как в наставлениях Апостола ( 1Тим. 5:19–21 ), так и в правилах Церкви внушается епископу неупустутельно быть при делах церковных (Ап. 81), разбирать все дела подведомой епархии с рассуждением (Ант. 9), удерживать священноначальственное попечение над вверенною ему епархиею с духовною крепостью (III Всел. соб. посл.), разбирать и оканчивать некоторые дела по проступкам и преступлениям (Карф. 29), вразумлять неблагонравных наставлениями и увещаниями, а иногда церковными наказаниями (епитимиями), не прибегая к бичам и ударам (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

383 Срав. о А. Михаила толков. Ев. К. 1, стр. 551, 2 изд. Москва. 1871 также и многих западных толковников: Ольсгаузена, Мейера и др. 384 В собственном же смысле предсказание Малахии о явлении Илии, как Господь открыл своему возлюбленному ученику – тайновидцу Иоанну, исполнится лишь перед вторым пришествием Его для страшного суда: пред наступлением дня Господня великого и страшного» ( Мал. 4:5  срав. Апокал. 11:8 и особенно 6 ст., срав. бл. Феофилакта Благов. на Мар. 9:11–13 также св. Златоуста на Мф. 17, бесед. 57, стр. 474–475, 7. 2 изд. 2 Москва 1843, срав. Ольсгаузена на Мф. 11:14). В этом же опять очевидно единство обоих пришествий Господа в духе ветхозаветного предсказания и новозаветного толкования. 390 Св. Златоуст на Мф. 17:10  и дал. стр. 477, ч. 2, цит. изд. Срав. о прообразовательном значении Илии в этом отношении, кроме указанных толкователей, еще особенно Лехлера «Das А. Т. in den Reden Iesu», s. 831. 391 Срав. кроме толковников, также Лехлера цит. статью, стр. 829–830, срав. также «Предызображение Г. н. И. Х.», стр. 128–129. 395 Песнь 6-я. Ирмос Канона на великую субботу, творение св. Козьмы Маюмского, бл. Марка в бл. Кассии, стр. 233 цит. над. срав. цитаты из отцов и учителей церкви о прообразе Христа в Ионе с рассмотренной стороны у С. К. Смирнова в его «Предызображении Г. н. И. Х.» стр. 134, 135 срав. также еще Ив. Смирнова «Пророк Иона» в чтен. в Об. л. д. пр. за 1874 ч. 1 стр. 739 и дал. Лехлера, цит. статью стр. 839 и др. 397 Св. Златоуста, бес. 43 на Мф. Ч. 2, стр. 242, 2 изд. Москва. 1843. Срав. также «Предызображение Г. Н. Иисуса Христа» и пр. стр. 132 срав. еще статью «новозавет. события, предсказания в истории прор. Ионы» в Хр. Чтен. за 1853 г. Ч. 2, стр. 229 и дал. также Лехлера, цит. статью стр 829 и др. 398 W. Nast и Kritisch-practiscler Соттептаг ber das N. I. Zelte Liefer, b-tes Capitel, § 5: «прообразовательное значение истории Ветхого Завета», стр. 137. Cincinnati: Вгетеп 1860. 400 Для того и другого срав. цит. раньше статью в «Прав. Собесед.» за 1855 и 1856 гг. под заглавием: «новозаветный закон в сравнении с ветхозаветным», также – отдел, касающийся закона ветхозаветного по отношению его к Новому в цит. сочин. С. К. Смирнова, Лехлера, Наста и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Др. пат. VII, 23 (19). Изр. св. ст. Арс. 16. 997 Изр. св. ст. Иоан. Колов 6. 998 Лавс. 18. 999 Кассиан , Собеседование (Collatio) II, 18—21. 1000 Там же, гл. 25—26. 1001 Изр. св. ст. Ахил. 3. 1002 Луг духовный, гл. 112. 1003 Изр. св. ст. Вен. 1. 1004 Там же, 2. 1005 Др. пат. IV, 64 (54). 1006 При таком образе жизни неудивительна полная нестяжательность в монастыре. «Одни знатный человек из какой-то страны принес с собою много золота и просил пресвитера Скитского раздать его братии. Пресвитер сказал: «братия не имеют нужды». Но так как он сильно убеждал пресвитера, то сей положил корзину при дверях церковных и сказал: «кто имеет нужду пусть берет». Но никто не подошел к ней, а другие вовсе не обратили внимания. Тогда пресвитер говорит: «Бог принял твою милостыню: иди и раздай ее нищим». Др. пат. VI, 23 (19). 1007 Об агапе в Скиту в Изр. св. ст. Исаия (V в.) 4: «Когда на вечери любви братия ели в церкви и разговаривали между собою, пресвитер из Пелусии, упрекая их, сказал: молчите, братия! видел я брата, который есть с вами и пьет с вами те же чаши, и молитва его как огонь восходит на небо». 1008 Брат спросил авву Сисоя (начавшего свое подвижничество в Скиту): «что мне делать? Когда прихожу я в церковь, так часто бывает вечеря любви, и меня удерживают на ней». Старец говорит ему: «дело трудное!» Говорил также ему Авраам, ученик его: «если случится быть вечери любви в субботу или в воскресенье и брат выпьет три чаши ( ποτρια , т.е. вина), на много ли будет?» Старец отвечал: «если бы не было сатаны, то немного». Др. пат. IV, 45 (37). 1009 Кассиана и Германа так угощал (390—400 г.) в Скиту авва Серен после воскресного богослужения. Вместо рассола (muria, д.б. вода с солью, от mare — море), который с подливкою капли масла ежедневно предлагался, они приготовил немного похлебки (liquaminis), влив в нее немного более, чем обычно, масла, ибо эту малость масла каждый ежедневно вливает (ослабление прежнего режима?) не для того, чтобы этим доставить какую-либо сладость гортани, п. ч. вливают ее так мало, что едва достаточно бывает не говорю смазать, но и пройти в глотку, но чтобы этим употреблением подавить тщеславие сердца. Потом он предложил по 3 маслины, приправленные солью. Затем принес корзинку с приправленными бобами (cicer fricmum), что они зовут десертом (trogalia), из которых мы взяли только по 6 зерен (grana), по две сливы (mixaria), по одной смокве (caricas); больше этого чиста взять считается в той пустыни предосудительным». Кассиан , Собесед. VIII, 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

«Зерц. вел.» Ркп. Солов. библ. 239, л. 275–276. 500 Сборник Рукоп. Солов. библ. 817 (26 ноября), л. 61об., 79. Разыскания в области рус. дух. стих. Веселовск. Зап. Имп. Акад. Наук. 37 т. 201–209. 501 Подробное исследование о стихе и зависимости его от апокрифа сделано в статье «Разыскания в области рус. дух. стих.», Зап. И. А. Н. 36 т., 1–22 стр. 511 Русск. Вестн. 1856 г. XIII, 21–23 стр. Пам. Стар. Р. Лит. II, 465 стр., I, 137–138 (пьяниц. ад – Р. И. Лег. 21, 27, 29. Калеки Пер. 17, 101 стр.). 523 Ник. лет. II, 42 и 43 – рассказ о битве русских с половцами на р. Сальнице в 1112 г., сказание о Невском побоище; Ник. лет. под 1241 г. (III, 43). Лавр. лет. под 1263 г. Полн. собр. лет. I, 206, I, 422. Ровин. Народ. карт. IV, 59. 532 Прав. Собесед. 1859 г. 1 т., 166–8 стр. Слово приписывается Кириллу Ростовскому . У Сухомлинова напечатано в числе творений Кирилла Туровского . Рук. гр. Уварова, 2 т., XXIV. Срав. Смарагд. Минеи Чет. митр. Макар. Ркп. Синод. библ. 996, л. 783 об. Измар. Ркп. Солов. библ. 270, л. 188–189. Златоуст. Ркп. Солов. бибил. 259, л. 248. 534 Пам. отр. лит. 2 ч. 429–438. Ист. рус. слов. И.Я. Порф. 270. Сравн. Опис. Рум. Муз. 422 и 510 стр. 540 Малор. народ. пред. Драг. 92 стр. В др. леген. говорится, что Бог сначала «з рожи сотворив жинку», а когда она не понравилась, создал из ребра. Зап. И. А. Н.и37 т. Отчёт о 22 присужд. прем. А. Весел. 178 стр. 546 Пам. отр. лит. I т. 1–15; т. II, 298–304. И.Я. Порф. Апокр. сказ. в 17 т. Зап. И. Ак. Наук. 34 стр. 548 Нужно заметить, что в апокрифич. литературе нередко указывается на то, как людей «наставляют на де6ла ручная» архангел Михаил (Пам. отр. лит. I, 300 с ркп. 15 в.) и ангелы («Книга Адамова»). Апокр. сказ. Исслед. И.Я. Порф. 180. 551 Апокр. сказ. 17 т. Зап. И. А. Н. 93. Пам. древн. лит. II, 249. По друг. сказ. Адам дал рукописание, испугавшись тьмы. Пам. Отр. лит. I, 300, 301. 553 Ср. апокр. сказ. о наказ. Каина («трясением удов») в Пам. стар. рус. лит. III, 9 и (будет Каин стоня и трясыйся на земли) Апокр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010