По Типикону Великой церкви IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 170) 1 янв. совершалась торжественная служба в честь Обрезания Господня и В. В. На утрене на Пс 50 и на входе литургии пели тропарь 1-го гласа: «Ες πσαν τν γν ξλθεν φθγγος» (          ), что свидетельствует о высокой торжественности службы. На литургии прокимен 1-го гласа (Пс 48. 4), чтения Евр 7. 26-8. 2 и Лк 6. 17-23; аллилуиарий со стихом Пс 36. 30, причастен по рукописи Hieros S. Crucis. gr. 40 (X в.) только В. В. (Пс 111. 6b); по рукописи Patm. gr. 266 причастен только на праздник Обрезания. Согласно разным редакциям Студийского устава, Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 313-314), Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 370-372), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 90-91), 1 янв. совершалась торжественная служба на праздник Обрезания и В. В. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону присоединялась также служба предпразднства Богоявления (стихиры Богоявления пелись на вечерней стиховне). На литургии - прокимен только В. В. По Евергетидскому Типикону на παννυχς пелся канон В. В., о к-ром в Типиконе сказано: «Ищи в конце Октоиха» (видимо, в Октоихе могли быть выписаны каноны В. В. на 8 гласов, ср. канон, известный по ркп. Crypt. Δ. α. V, 1101 г. (Fol. 2v - 5) с акростихом: «λδβλθυοτεΕκτον μλισμα, Βασλιε, προσδχου Ιωσφ» - Шестое пение, Василие, приими. Иосиф). Евангелия на утрене нет ни по Студийско-Алексиевскому, ни по Евергетидскому Типиконам. По Мессинскому Типикону на утрене после особых антифонов (к-рыми по праздникам заменялись кафизмы) исполняли степенный антифон, прокимен (Пс 88. 8, 2) и читали Ин 10. 9-16, в конце утрени - стихиры на хвалитех В. В. и великое славословие, на литургии - антифоны «Благо есть». Согласно всем иерусалимским Типиконам, от древних до печатных XVII в., 1 янв. совершалась полиелейная служба. Эта традиция изменилась только в кон. XVII в., когда в рус. изданиях Типикона стали предписывать совершение всенощного бдения. До этого бдение было положено только в храме В. В. (ср. в совр. Типиконе РПЦ: «            » - Типикон. [Т. 1.] С. 374) или при совпадении праздника с воскресным днем. В московских печатных Типиконах 1610 и 1633 гг. 1 янв. обозначается полиелейным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В Типиконе 1641 г. 1 янв. помещен знак креста в полном круге (знак бдения), но дается описание полиелейной службы. По Чиновнику 1621-1622 гг. московского Успенского собора бдения не бывает, но служат полиелейную службу с выходом духовенства к иконе и каждением ( Голубцов А. В. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 33-34). По Типикону, используемому ныне в греч. Церквах, совершается служба с полиелеем, греч. Минея тоже допускает только полиелейную службу.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

P. 47—72. 554 На русском языке см.: Добротолюбие священного трезвения. Пер. еп. Феофана. Т. I. M., 1883. С. 209—327. 555 Пс. 38:4 (Синод, пер.: «Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь»). 556 Евр. 12:29. 557 Под «чтением» в аскетических текстах обычно понимается чтение Псалтири, шире — чтение Священного Писания. 558 Цит. по: Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Изд. 4–е. Брюссель, 1963. С. 153—154. 559 Митерикон. Собрание наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре. [Пер.] епископа Феофана. Изд. 2–е, дополненное. М., 1898. С. 45. Греческий текст не издан (св. Феофан Затворник переводил по рукописи XV века). Те же две краткие формы молитвы Иисусовой см. в: Дорофей Газский. Сказание о святом Доси–фее, 10 (Dorothee de Gaza. Oeuvres spirituelles. Sources Chretiennes 92. Paris, 1963. P. 138. Рус. пер. в: Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10–е. Шамордино, 1913. С. 14). 560 О датировке памятника см., в частности: Василий (Кривошеин), архиепископ. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы». — Василий (Кривошеий), архиепископ. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 34—36; Лурье В. М. 1ризвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. С. 90. Архиепископ Василий датирует «Сказание» VI-VII веками, однако, по мнению В. М. Лурье, «Сказание» относится к середине V века. 561 1 Фес. 5:17. 562 Многополезное сказание об авве Филимоне, 10 (См.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2–е. Т. 3. М., 1900. С. 365). 563 Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, вопр. 39 (Цит. по: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни. Пер. с греческого. Изд. 4–е. СПб., 1905. С. 28). Ср.: Пс. 144:18. 564 Там же, вопр. 126 (С. 88). Ср.: Мф. 23:23. 565 1 Фес. 5:17. 566 Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, вопр. 422 (С. 282). 567 Там же, вопр. 423 (С. 282—283). 568 Там же, вопр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Догмат иконопочитания раскрывается и в акафистах Божией Матери, причем в тех же выражениях, какие употребляет и VII Вселенский Собор и какие встречаются в указанных молитвах. Приведем пример из акафиста в честь Казанской иконы Божией Матери. В 8-м кондаке говорится: «Уповаем, яко и с сею иконою благодать Твоя выну; темже благоговейно предстояще лобызаем ю, покланяемся ей, яко Тебе Самей сущей, честь бо иконы на первообразное восходит, и Твоя благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем с верою притекающим к Тебе». На этих двух примерах – изложения акафистами догмата Святой Троицы и догмата иконопочитания – мы видим, что выработанное Церковью вероизложение входит в акафист без всяких изменений. То же можно сказать и обо всех других догматах, которые излагаются в акафистах. Но если сам догмат в его Богооткровеннои основе излагается в акафисте словами соборных вероопределений, то его следствия и практическое применение Богооткровеннои истины к различным случаям жизни могут в акафисте раскрываться более свободно. Для примера посмотрим, как раскрывается в акафисте православное учение о св. Ангеле Хранителе. Изложим сначала христианское учение об этом предмете, а затем приведем один кондак и один икос акафиста, указывающие ряд частных житейских случаев, где св. Ангел является хранителем и покровителем человека. Вот вкратце христианское учение об Ангеле Хранителе. Святой псалмопевец свидетельствует, что Бог ниспосылает к людям святых ангелов, которые ополчаются вокруг боящихся Господа (см. Пс.33:8 ) и сохраняют их во всех путях жизни их (см. Пс.90:10–11 ). Выясняя, насколько тяжка вина соблазнителей «малых сих», Сам Господь говорит, что у каждого христианина есть Ангел Хранитель (см. Мф.18:10 ). Святой апостол Павел свидетельствует, что Ангелы посылаются в служение за хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 ). По учению Церкви, Ангел является хранителем христианина и руководителем его жизни. Ангел охраняет каждый шаг человека, внушает ему благие мысли, помогает в его стремлении к добру и победе над злом. Где, когда и при каких условиях св. Ангел Хранитель оказывает христианину свою помощь, в слове Божием не говорится. Но так как искушения окружают человека на каждом шагу и в каждую минуту его жизни, то и помощь св. Ангела также оказывается необходимой всегда и всюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Слово Βενδδειον (Разночтение — Μενδδιον) обозначает, скорее всего, один из кварталов или районов Александрии. 85 Фраза εδξασεν τον Θεν предполагает обращение Силуана от арианской ереси в Православие. 86 Это растение (букв. «вещество», «кустарник» — υλην), именуемое θρα, представляло какую-то разновидность тростника. А среди пахомиевских киновитов, постоянно трудившихся, особенно распространено было «выделывание рогож, и это не только было хорошим рукоделием для монахов, но и могло усилить денежные средства киновии». — Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.69. 87 Ср. Пс.93:12. Слово παιδεσας предполагает воспитующее наказание Божие. Подобное представление в Священном Писании часто связывается с отеческой любовью Бога к человеку, см., например, Евр.12:6–8. «Следовательно, наказание полезно; следовательно, наказание доставляет святость. И конечно так. Ибо если оно истребляет леность, порочные желания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредотачивает душу, если располагает ее презирать все здешнее, — а отсюда и происходит скорбь, — то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа?». — «Святого отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоустого», «Беседы на Послание святого Апостола Павла к Евреям». СПб., 1859. С.459. 88 Как отмечает Д. Гёринг, аналогичный эпизод передается в одной из коптских версий «Жития» преподобного Пахомия. Свидетельство об этом случае (более близкое к повествованию Аммона, чем коптское «Житие») представляет и Евагрий Понтийский, см. наш перевод: «Творения аввы Евагрия», «Аскетические и богословские трактаты». М, 1994. С.89. 89 Изгнание из монастыря являлось крайней дисциплинарной мерой в пахомиевской киновии, см. Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.179. 90 Так, думается, лучше переводить в данном случае слово συνστορα (букв. «свидетеля», но и «сочувствующего, сторонника» и «адвоката»). 91 В данном случае речь идет о тайной монашеской исповеди, которая практиковалась в пахомиевских обителях наряду с публичной исповедью. Как отмечает С. Смирнов, подобная тайная исповедь в древнем иночестве имела двоякие следствия — «не только врачевала грешную совесть, примиряя человека с самим собою, но и доставляла ему действительное прощение грехов, примиряя человека с Богом. Это можно видеть уже из тех терминов, которыми писатели-подвижники определяют саму исповедь, ее следствия и состояние грешника после нее — врачевание, исцеление, исправление, изглаждение, чистота, невинность». — Смирнов С. «Духовный отец в древней восточной Церкви (История духовничества на Востоке)», часть I (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906. С.124. 92

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

85. Слово εεο (Разночтение - εο) обозначает, скорее всего, один из кварталов или районов Александрии. 86. Фраза εε ο ε предполагает обращение Силуана от арианской ереси в Православие. 87. Это растение (букв. " вещество " , " кустарник " - υ), именуемое , представляло какую-то разновидность тростника. А среди пахомиевских киновитов, постоянно трудившихся, особенно распространено было " выделывание рогож, и это не только было хорошим рукоделием для монахов, но и могло усилить денежные средства киновии " . - Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.69. 88. Ср. Пс.93:12. Слово ε предполагает воспитующее наказание Божие. Подобное представление в Священном Писании часто связывается с отеческой любовью Бога к человеку, см., например, Евр.12:6-8. " Следовательно, наказание полезно; следовательно, наказание доставляет святость. И конечно так. Ибо если оно истребляет леность, порочные желания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредотачивает душу, если располагает ее презирать все здешнее, - а отсюда и происходит скорбь, - то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? " . - Святого отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоустого, Беседы на Послание святого Апостола Павла к Евреям. СПб., 1859. С.459. 89. Как отмечает Д. Гёринг, аналогичный эпизод передается в одной из коптских версий " Жития " преподобного Пахомия. Свидетельство об этом случае (более близкое к повествованию Аммона, чем коптское " Житие " ) представляет и Евагрий Понтийский, см. наш перевод: Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М, 1994. С.89. 90. Изгнание из монастыря являлось крайней дисциплинарной мерой в пахомиевской киновии, см. Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.179. 91. Так, думается, лучше переводить в данном случае слово υο (букв. " свидетеля " , но и " сочувствующего, сторонника " и " адвоката " ). 92. В данном случае речь идет о тайной монашеской исповеди, которая практиковалась в пахомиевских обителях наряду с публичной исповедью. Как отмечает С. Смирнов, подобная тайная исповедь в древнем иночестве имела двоякие следствия - " не только врачевала грешную совесть, примиряя человека с самим собою, но и доставляла ему действительное прощение грехов, примиряя человека с Богом. Это можно видеть уже из тех терминов, которыми писатели-подвижники определяют саму исповедь, ее следствия и состояние грешника после нее - врачевание, исцеление, исправление, изглаждение, чистота, невинность " . - Смирнов С. Духовный отец в древней восточной Церкви (История духовничества на Востоке). Часть I (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906. С.124.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

Как установил Б.Л.Фонкич , оба Судебника из описи 1658 г., привезенные Арсением Сухановым из Ивирского монастыря и Лавры св. Афанасия, сначала осели в патриаршей библиотеке, в 1658 г. были переданы на Печатный двор, а в 1677 г. попали в опись Типографской библиотеки; исследователь отождествил хранящиеся ныне в ГИМ две греческие рукописи Судебников с манускриптами, привезенными старцем Арсением с Афона – Фонкич 1977, 90, 95, 175– 180. ...иже подари мя на Москве святый человек Дионисей. Охридский архиепископ. – Лионисий, архиепископ охридский (Ахридский), приезжал в Москву за милостыней в 1653 г. Недовольный размером полученной от царя денежной милостыни, подал челобитную о прибавке. Всего ему было дано 60 р. и жалованная грамота на проезды за милостыней каждые четыре года. Умер в Валахии до 1665 г. – Голубинский 1871, 138. Л. 85 об. И по царскому указу... и не вем, где есть ныне. – Патриарх Никон вспоминает о событиях июля 1659 г., когда в Московском подворье были опечатаны его письма, бумаги, вещи. По этому случаю Никон написал царю письмо, в котором заверил царя, что патриаршая казна осталась после него в целости, и просил не гневаться на него – По указу царя Алексея Михайловича в 1658 г, после ухода патриарха Никона в Воскресенский монастырь была составлена опись его домовой казны, которая отправлена к опальному патриарху в подмосковную обитель; среди «келейных образов и рухляди» значились и книги патриарха – Временник 15, 1 – 134. ...печаль твоя есть великая... о чем тебе приказано. – См. л. 271 об. второго письма митрополита Афанасия к патриарху Никону . «Слушаяй вас Мене слушает». – Лк. 10:16 . « Постражи, яко добр воин Христов». – 2Тим. 2:3 . Л. 85 об – 86 ...страж//деши в чюжей земли. – См. л. 271 об. второго письма митрополита Афанасия к патриарху Никону . Л. 86 «Господня есть земля и исполнение ея». – Пс. 23:1 ; ср.: 1Кор. 10:26, 28 . «Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем». – Евр. 13:14 . «Лиси язвины имут, и птицы небесныя – гнезда. Сын же человеческий не имать, где главы подклонити». – Мф. 8:20 и Лк. 9:58 . Приточник глаголет: «... уготови душю свою во искушение». – Cup. 2: I . «Приточник», т. е. «причастный чему-либо» (Даль 3, 452). Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, как известно, не входила в состав канонических книг Священного Писания, и именование Никоном ее автора «Приточником» объясняется, возможно, как раз этим фактом. ...благое творя, не стужай... – Ср.: Гал. 6:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

85. Слово Βενδδειον (Разночтение - Μενδδιον) обозначает, скорее всего, один из кварталов или районов Александрии. 86. Фраза εδξασεν τον Θεν предполагает обращение Силуана от арианской ереси в Православие. 87. Это растение (букв. " вещество " , " кустарник " - υλην), именуемое θρα, представляло какую-то разновидность тростника. А среди пахомиевских киновитов, постоянно трудившихся, особенно распространено было " выделывание рогож, и это не только было хорошим рукоделием для монахов, но и могло усилить денежные средства киновии " . - Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.69. 88. Ср. Пс.93:12. Слово παιδεσας предполагает воспитующее наказание Божие. Подобное представление в Священном Писании часто связывается с отеческой любовью Бога к человеку, см., например, Евр.12:6-8. " Следовательно, наказание полезно; следовательно, наказание доставляет святость. И конечно так. Ибо если оно истребляет леность, порочные желания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредотачивает душу, если располагает ее презирать все здешнее, - а отсюда и происходит скорбь, - то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? " . - Святого отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоустого, Беседы на Послание святого Апостола Павла к Евреям. СПб., 1859. С.459. 89. Как отмечает Д. Гёринг, аналогичный эпизод передается в одной из коптских версий " Жития " преподобного Пахомия. Свидетельство об этом случае (более близкое к повествованию Аммона, чем коптское " Житие " ) представляет и Евагрий Понтийский, см. наш перевод: Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М, 1994. С.89. 90. Изгнание из монастыря являлось крайней дисциплинарной мерой в пахомиевской киновии, см. Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.179. 91. Так, думается, лучше переводить в данном случае слово συνστορα (букв. " свидетеля " , но и " сочувствующего, сторонника " и " адвоката " ). 92. В данном случае речь идет о тайной монашеской исповеди, которая практиковалась в пахомиевских обителях наряду с публичной исповедью. Как отмечает С. Смирнов, подобная тайная исповедь в древнем иночестве имела двоякие следствия - " не только врачевала грешную совесть, примиряя человека с самим собою, но и доставляла ему действительное прощение грехов, примиряя человека с Богом. Это можно видеть уже из тех терминов, которыми писатели-подвижники определяют саму исповедь, ее следствия и состояние грешника после нее - врачевание, исцеление, исправление, изглаждение, чистота, невинность " . - Смирнов С. Духовный отец в древней восточной Церкви (История духовничества на Востоке). Часть I (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906. С.124.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А естество бесплотное не имеет нужды в пище» (На Исх. вопр. 29). 87 Объяснения разных символических изображений ангелов см. напр. в кн. «О небесной иерархии», XI гл.; сн. II гл. 90 Дсмаск. Излож. веры, II кн. 3 и 12 гл. Олово 3 об иконах, 24 гл. – Подобным же образом Григорий Великий говорит: «Ангел сравнительно с нашими телами, точно, есть дух, но сравнительно со Св. Духом, высочайшим и бесконечным, – есть тело» (Moral lib. II, с. 3). Св. Григорий Бог.: мысль об относительной бестелесности ангелов выражает так: ангелы суть «вторые светлости, служители первой Светлости, разуметь ли под ними или разумных духов, или, как бы невещественный и бесплотный огнь или другое какое существо, наиболее близкое к сказанным (Сл. 38, в рус. пер. его твор. III ч. 240 стр.). «Небесное естество... не телесно,... почему называется ( Пс.106:4 ) оно огнем и духом, или и действительно таково.... Впрочем, да будет оно у нас не телесно, или, сколько можно, близко к тому» (Сл. 28, – III т. 50 стр. в рус. пер.). Григорий нисский , называя ангелов, «бесплотными», о естестве их замечает: «естество духовное (т. е. ангелов) есть некое тонкое, чистое, не тяжелое и удобоподвижное» (О младенцах, преждевремен. похищ. смерью. IV ч. 339 стр. в рус. пер.). 91 Так, св. Василии В. говорит: «в небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь (по написанному Евр.1:7 ), почему они ограничены местом и бывают видимы, являясь святым в образе собственных своих тел» (О Св. Духе, к Амфил. 16 гл.). В слове Иоанна, еп. Фессалоникийского, разделявшего это мнение, указывается, что кроме Василия В. такого же мнения о природе ангелов держались «многие св. отцы» и между ними св. Афанасий (в подлинных сочинениях Афанасия нет усвояемого ему, мнения, но есть в неправильно приписываемом ему соч. Quaest. ad Antiochum) и Мефодий Великий и «бывшие при них» (Деян. вс. соб. в рус. пер. Каз. 1873 г. VII т. 388 стр.). Подобную же мысль о природе ангелов выражал, хотя нерешительно, бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Писания Иоанн экзарх приводит по своему переводу. Л. 72. Быт. 1:10 . водны нарее мор (но 90 τ συστματα), 170. 172. 174. 175 ст. 20. да изведтъ илжщаа (но 175 об. смещаа, по-нынешнему: пресмыкающиеся ρπετ, см. и 178. тамо смещаа. имже н исмене Пс. 105:25 . ρπετ); 265. и създа гъ ребро–на жен Быт. 2:22 . ( ις γυνακα); 261. вскъ дбъ красенъ на видни и добръ на дь Быт. 2:9 . ( πν ξλον ραον ες ρασιν κα καλν ες βρσιν). 250. Иов. 4:10. 11 . шевни змивьско гасе ( γαυραμα δρακντων) мрьмикольвъ ( μυρμηκολων – мраволев); 5:7. птищи же лебедини паретъ ( νεοσσο δ γυπν, см. Толк. на Иов. ркп. 63. Иов. 39:27 . где слово γψ иначе переводится). 202. масломъ стымъ моимъ (чит. помазахъ Пс. 88:21 . ( ον λα); 21. и лта тво не исконаютсе Пс. 101:28 ( οκ κλεψουσιν). 85 об. Ис. 9:6 . ко трое (но л. 198. дтищь παιδον) родисе намъ снъ и данъ намъ (но 198 и снъ дастъсе – ις κα δθη) м же власть роднее ( ο ρχ γενθη) на рам го . и зоветсе име го . великааго . съвта повстникъ (198. гглъ, с прибавлением: же стъ повстникъ, γγελος) влка ць приходещааго вка ( ρχων ερνης, πατρ το μλλοντος ανος). 255. Дан. 3:79 . блвите лежеси и вьсе ходеще въ вода ( κτη – киты); 196 об. слжах м 7:10. ( μριαι μυριδες). 196. на в скрнии женетъсе ни въдатъ Мф. 22:50 . ( ν τ νστασει) ; 266 об. и взе петръ– деж ( τν πενδυτην) Ин. 21:7 .; 200 об. видиши брате коликы ти стъ вровавшии хъ Деян. 21:20 . ( μυριδες); 251. разл сво комжо коже хощетъ 1Кор. 12:11 . ( διαιρον δ, читано: δια); 149 об. бесъ и въ мьжении ьнмъ 1Кор. 15:52 . ( ν τ τμ κα ν оπ φθαλμο, вскоре во мгновении ока); 248 об. синню и браз сокьствьном Евр. 1:3 ( τ παυγσματι τς δξης κα χαρακρι τς ποτσεως υτο); 202. придосте къ горг синьсти ... и къ несвдимъ агглкъ плъкъ. и събора ( же се рее црькы приб.) пръвньць Евр. 12:22 . Местами в Шестодневе Иоанна экзарха встречаются исправления перевода, или замены одних слов другими, но не исключено и первоначальное чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   15. Ибо Бог Отец не бессловесен и не бездушен, мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости. Но Он имеет Слово всемогущее и живое, как свидетельствуют писания: «Слово Твоё», Господи, «утверждено на небесах»; «на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90), и Духа Святого и живого, как свидетельствуют все писания. И мы знаем бесстрастного, мудрого и сильного Бога Отца, имеющего Премудрость воипостасную и силу — невещественного Сына Его и Слово собезначальное, «через Которого и веки сотворил» (Евр 1:2). Сей есть сияние славы Его, то есть, порождение сущности Его, и «образ ипостаси Его» (Евр 1:3), образ совечный и живой, Которым небеса утверждены. И веруем, что святой по естеству Сын, имеет источник освящения в Себе Самом силою собезначального Отцу Духа Святого, от Отца происходящего. Он же и ангелов освящает и всё творение содержит, ибо «Словом Господа утверждены небеса, как говорит Давид, а Духом уст Его — все воинство их» (Пс 32:6). И в книге Премудрости написано: «Боже отцов, сотворивший все Словом Твоим и Премудростию Твоею устроивший человека» (Прем.9:1—2). Иов же говорит: «Дух Господень создал меня, и дыхание Вседержителя» содержит меня (Иов 33:4). Ибо совместно сотворение и промышление Отца, Сына и Духа, как и единое божество Троих. И опять в книге Притчей написано: «Я — Премудрость обитающая, волей, помышлением и знанием Я призываюсь» (Притч 8:12) и «Мною царствуют цари и властители правят землёй» (Притч 8:16), «Она... приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. 7:27) и ко [всему] этому говорит, что есть в Ней, конечно, Премудрости, Которая есть Сын, «Дух разумный Святый» (Прем.7:22), «сияние света вечного», разумеется [здесь] Отец, и «образ благости» Бога (Прем. 7:26). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: «Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр 1:3), это же и в книге притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света — Отца, и Давид воспевает, говоря: «во свете Твоём узрим свет» (Пс 35:10), имеется в виду: в Духе Твоём — Сына. И снова о Сыне говорит: «всё Премудростию сотворил еси» (Пс 103:24) и: «Слово Твоё, Господи, утверждено на небесах; на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90). И о Духе Святом: «пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс 103:30) и «дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня» (Пс 50:12—13), «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс 142:10). И что же ещё более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010