26 В начале царствования Феодор I высек на стенах Никеи и Пруссы свои постановления и указы (Corpus inscriptionum graecarum Ed. Boeckhio et I. Franzio. B., 1877. Т. 4, N 8746—8748). 27 Ср. Homer. Il. 5, 655 и 746. 28 Антигон III (229—220 до н. э.) — царь Македонии. Стремился добиться единства Эллады под гегемонией Македонии. Получил прозвище «Досон» (постоянно обещающий). 29 По предложению крестоносцев в июне-июле 1205 г. между Ла тинской империей и Феодором I было заключено перемирие. См.: Dolger F. Regesten der Kaiserurkunde des Ostromischen Reiches von 563—1453. 2. Aufl. Bearb. von P. Wirth. Munchen , 1977. Т. 3: Regesten von 1204—1282, N 1669. 30 Давид и Алексей Комнины, внуки Андроника II. 31 Имеется в виду басня Эзопа «Обезьяна и рыбаки», в которой рас сказывается, как обезьяна решила по примеру рыбаков поймать рыбу сетью, но запуталась в ней. Из чего следует, что браться за незнакомое дело не только бесполезно, но и опасно (Басни Эзопа Пер. и коммент. М. Л. Гаспарова. М., 1968. С. 122—123 203). 32 Неточная цитата из: Ис. 40:4. 33 См.: Суд. 7:15—24. Гедеон в ветхозаветной традиции — эпи ческий герой-воитель, один из вождей племенного союза Из раиль. По повелению бога Яхве Гедеон уничтожает кочевое племя мадианитян, которое в течение семи лет разоряло Израиль. 34 Намек на: Пс. 17:20. 35 Андроника Синадина, командующего трапезундским войском в по ходе против Никеи осенью 1205 г. Помимо понтийских греков, там были и грузины. См.: Nic. Chon. Historia. P. 626. 57—68; Laurent V. Andronic Synadenos ou la carriere d " un haut fonctio naire byzantin au XIII siecle/REB. 1962. Bd. 20. P. 213—214. 36 Персами здесь Хониат называет туркмен, живущих в пограничной полосе, главным образом на левом берегу Меандра. Крепостью была Лаодикия, сожженная иконийским султаном Сулейманом II (1196—1204) в 1199 г. См.: Duda Н. W. Die Seltschukengeschichte des lbn Bibi. Kopenhagen, 1959. S. 23. 37 Ср.: Homer. Il. 25, 360—363. 38 Речь идет о византийском аристократе Мануиле Маврозоме, тесте иконийского султана Кай-Хюсрава I. Маврозом, опираясь на помощь султана, зимой 1206 г. предпринял с сельджукским войском поход на юг Никейской империи, намереваясь основать в нижнем течении Меандра независимое государство. Подробнее о нем см.: Sabbide A.G.K. Ор. cit. S. 231—246.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

Ср.: Black 1967. 24 Ср. цитату из пс. 10, 4 в первых словах кондака Романа на Неделю Ваий 16 по изданию Мааса—Трипаниса, 32 по изданию Гродидье де Матона). 25 Как известно, начальные слова «Исповеди» взяты из пс. 144, 3. 26 После того как благодаря открытию частных писем из административных документов римской эпохи на папирусах из Египта наши сведения о бытовом «койнэ» сильно обогатились, некоторое количество слов и оборотов, считавшихся библеизмами, уже нельзя рассматривать как таковые (ср.: Deissmann 1909, S. 37—99). Но с этой необходимой оговоркой понятие библеизмов не оказывается упраздненным, проблема библеизмов — снятой. 27 См. наш перевод этой секвенции; Памятники средневековой латинской литературы…, с. 189. 28 В известном письме 22 Иероним рассказывает, как в сновидении ангелы бичевали его, а Судия укорял: «Ты не христианин, а цицеронианец!» 29 Ср.: Brockelmann 1928, р. &8—94. 30 Из огромной литературы о Бфреме укажем: Пигулевская. Указ. соч., с. 130—140; El–Khoury 1976. 31 Bardenhewer 1924, S. 342. 32 Ср.: Райт 1902. 33 Третий диакон в истории ранней христианской гимнографии — Иаред, герой эфиопских легенд. 34 Ср.: Пигулевская. Указ. соч., с. 132—133; Baumstark 1922, S. 35, Fufinote 2. 35 Под именем Григория Нисского сохранилось похвальное слово Ефрему (Migne. PG, t. 46, col. 819—850). Целый ряд сочинений Ефрема дошел только в греческом переводе; впрочем, их принадлежность Ефрему часто является спорной, и вообще «греческий Ефрем» — одна из сложных проблем патрологии, см.: Hemmerdinger–Iliadon 1950, col. 800—815. 36 Влияние эсхатологических мотивов Ефрема фиксировано в аллитеративной поэме о конце света «Муспилли» (конец VIII — начало IX века, баварская монашеская среда) и в рифмованном переложении Евангелий Отфрида Вейсенбургского (ок. 865 года, круг Рабана Мавра). К этому перечню следует также добавить англосаксонского поэта IX века Кюневульфа. См.: Grau 1908. 37 См.: Andrae 1932, S. 71—72; Beck 1951, S. 71, Fimnote 2; Grqffin 1968, p. 103, note 1. 38 Baumstark Op. cit., S. 35. 39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

285. Невредимым. 286. Слав. сбудется – гр. ποβσεται — сойдет и спустится на него. 287. Слав. прежде часа. 288. Слав. облиственеет соотв. εθαλσ компл. и евр. т., вульг. projciens florem, а об. по гр. πυκασ – сделается плотным, твердым. 289. См. прим. к 32 ст. 290. Образы 30 – 33 ст. указывают на бездетность, отсутствие потомства и раннюю смерть нечестивца. 291. Ясное проявление нечестивой жизни обнаруживается в смерти нечестивца (Злат.); смерть грешников люта (Пс. 33:22). 292. См. прим. к 31 ст. 293. Т. е. страдания другим, обман и коварство в обращении с ними и суета – для себя; вот характер и последствия жизни нечестивца. Ср. Пс. 9 и 36. 294. Κακν — слав. зол, в синод пер. жалкие; ср. 13, 4. 295. У Фильда, alex. char. min. доб. μες, и в евр. есть, въ слав. и др. гр. нет. 296. Гр. ταξις — чин, порядок, значение, вес, достоинство. 297. Т. е. пустых и безсодержательных. Ответ Елифазу на 15, 2 – 3. 298. Слав. пакость. 299. В алекс. и 249 доб. ψυχς, и в евр. есть, вульг. anima mea, в др. гр. и слав. нет. 300. Гр. ναλομαι (от ναλλομαι — кидаюсь, бросаюсь) слав. наскакал, обижал и укорял бы, досаждал, злословил. 301. Обильно расточая обвинительныя на васъ речи. 302. Т. е. и молчание и беседы Иова одинаково сопровождаются для него страданием. 303. „Как силач слабым соперникомъ“. Олимпиодор и Златоуст. 304. Болезнь моя, как бы свидетель, подтверждает ложное мнение друзей о моем нечестии. 305. Слав. быв соотв. χρησαμενος — пользуясь. 306. Слав. разбойник соотв. πειρατν — ват., а в алекс. πειρατηρων — испытаний. „Внезапно постигшия Иова бедствия уподобляются нападению морскихъ разбойников-пиратовъ“. Олимпиодор. 307. Букв. остротою глаз напал. 308. Все бедствия, подобно разбойникам, постигли Иова. Олимп. и Полихроний. 309. Не намек-ли на злого духа и его нечестивые замыслы? По евр. ед. число неправедному. 310. Гр. ρριψε — бросил с презрением, как ненужную вещь или мясо собакам на растерзание. 311. Может быть намек на потерю имущества и семейства. 312. В которую бросают стрелы; слав. примету.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

1) Здравое чувство слуха ( τς κος ασϑησις γιανουσα) есть благопослушность души (τ εκοον τς ψυχς) к учению, выраженному словами ( Притч. 22:18 ; Притч. 25:12 ; Мф. 13:9 ); 2) зрение души ( ρασις τς ψυχς) – смотрение очами на правое (ρϑ. Притч. 4:25 ); 3) духовный вкус души ( πνευματικ γεσις τς ψυχς) – восприятие сладости божественного учения ( Пс. 118:103 ); об этом вкусе говорится: вкусите, и видите, яко благ Господь ( Пс. 33:9 ); 4) осязание (φ τς ψυχς); через него прикасается к душе мудрость ( Притч. 4:6, 8 ; Еккл. 3:5 ). Отсюда видно, что часто употребляемые бл. Диадохом слова – γεεσϑαι, γεσις – в отношении к чувству ума не соединяются с какими-либо чувственными представлениями. «Никто, – говорит он, – слыша о чувстве ума, пусть не надеется, что ему видимо явится слава Божия; ибо мы говорим, что душа... ощущает неким неизречённым вкушением божественное утешение, но что не является ей что-либо из невидимого» (гл. 36). Непогрешительность чувства ума приобретается опытом и притом тогда, когда ум не болит привязанностью к житейским благам и попечительностью о них. Определение чувства ума сделано бл. Диадохом в виду того, что как в гл. 30, так и в следующих девяти главах (гл. 31–40) идёт речь о божественном утешении и демонском призывании, бывающих в бодрственном состоянии подвижника и в сонном, или о признаках добрых и худых приражений (о помыслах см. «Исследования». К сноске Указанием сих признаков автор желал развить в неопытных подвижниках чувство ума или способность различать добрые приражения от худых. Глава 31. Κεφλ. λα´ 586 Πτε προσβλλει πονηρς, κα πς ατο τς μηχανς διαφεγομεν Когда нападает лукавый и как мы избегаем хитростей его? Когда ум наш начнёт ощущать утешение Святого Духа, тогда и сатана призывает душу каким-то мнимоприятным чувством в ночных безмолвиях, когда кто-либо как бы подвергается влияния некоего тончайшего сна. В таком случае, если ум будет обретаться в весьма горячем памятовании держащим святое имя Господа Иисуса, и против обольщения воспользовался, как оружием, святым и славным оным именем, то соблазнитель покидает обман, далее же воспламеняется на действительную войну с душой. Вследствие чего ум, точно познавая обольщение лукавого, более успевает в опыте различения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

409 I/66 (345—346)=B12 (121—122). Ср. также Главы о знании IV,75, где Исаак говорит о трех этапах духовной жизни. 410 II22Д—3. 411 II/22,4—6. 412 Быт. 22:1. 413 Ис. 48:10. 414 Пс. 7:10; Иер. 11:20. 415 Притч. 20:27. 416 Быт. 3:1—6. 417 Мф. 4:1—11. 418 Исх. 17:2; Втор. 6:16; Пс. 77:18. 419 Мф. 22:18; 35. 420 Деян. 5:9. 421 Иак. 1:14. 422 Ср. Мф.10:28; 39. 423 Мф. 26:41. 424 I/5 (29—30)=B3 (36—37). 425 1/37 (158)=B61 (429). 426 I/49 (219—220)=B77 (531). 427 I/58 (318)=B6 (96). 428 II/34,4. Полностью цитата дана во Введении. 429 I/78 (387)=B39 (298). 430 I/78 (387—388)=B39 (298). 431 Сир. «духа усыновления»; ср. Рим. 8:15. 432 Эта фраза отсутствует в сир. тексте. 433 I/78 (388)=B39 (299). 434 Ср. Главы о знании IV,23: «Поверь мне, брат мой, что уныние, отчаяние, отяжеление членов, беспокойство и печаль ума и прочие прискорбные вещи, которые выпадают на долю подвижника в его безмолвном жилище суть совершенные дела Божии. Не думай, что озарение на службе, чистота разума, радость и ликование сердца и утешение, которое от сладких слез и от просветленной беседы с Богом, — что только они являются делом Божиим…» 435 I/78 (389)=B39 (299—300). 436 I/79 (390—391)=B39 (300—301). 437 I/60 (331)=B36 (279). 438 Ср. Мф. 25:32—33. 439 II/31,10. 440 Ср. 1 Кор. 5:5. 441 Ср. Иов 1:6—11; 2:1—5. 442 I/60 (323—331)=B36 (269—278). 443 Ссылка на Иова отсутствует в сирийском тексте, где настоящая фраза звучит следующим образом: «И (делает это) в надежде на то, что никто не будет совершать добрые дела из страха перед искушениями, сопровождающими их». 444 I/57 (292)=B5 (61—62). 445 Главы о знании IV,57. 446 См., в частности, II/1,4 и II/14,3. Греческими эквивалентами терминов mestabqanuta и mestabqanuta d–men alaha являются соответственно термины eWgkatabieiciw (оставленность) и eWgkatabieiciw toy ueoy (богооставленность). См. эти термины у Евагрия Понтийского (О молитве 38; Гностик 28; Схолии на Экклезиаста, SC 397, 126). 447 См., в частности, II/21,14. 448 II/9,11. 449 Афанаай Александрийский. Житие св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

8 Блаженный Аврелий Августин . Исповедь, 3, 6. 9 М. Бубер. Я и Ты. 10 Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы, I, 2, 5; II, 5, 5; IV II, 6–8. 11 Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм и человеческие чувства. 12 М. Хайдеггер. Введение в метафизику, А. И. Солженицин. Гарвардская речь 1978 г.; У. Баррет. Иллюзия техники. Нью-Йорк, 1979, с. XI-XII, 325–360. 13 Б. Паскаль. Мысли, Х. Высшее благо. 148 (425). 14 Б. Паскаль. Мысли, Раздел И. Несистематизированные бумаги. Серия I. 407 (465). 15 К. С. Льюис. Бремя славы. 16 Сатердэй Ивнинг Пост, т. 236 (XII, 1963), с. 10–12. См. также: Бог под судом. 17 «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе» ( Пс. 83:6 ). 18 П. Репс. Плоть и кровь дзен. 1957. 19 Б. Паскаль. Мысли, Раздел И. Несистематизированные бумаги. Серия II. 423 (277). 20 Ч. Уильямс. «Образ Беатриче» Исследования о Данте. 21 Ф. Бэкон. Новый органон, 2, 20. 22 М. Хайдеггер. Речь о мышлении. 23 К. С. Льюис. Бремя славы. 24 К.С. Льюис. «Рай», Страдание. 25 См.: Г. Дуйеверд. Новая критика теоретической мысли: это — центральная мысль его антропологической системы. 26 Д. С. Милль. «Эссе об этике». Утилитаризм. 27 П. Тейяр де Шарден. Божественная среда. 28 К. С. Льюис. Исследуя скорбь. 29 См.: Г. Уиммер. Философские учения Индии. 1951; X. Смит. Религии человеческие. 1965. 30 Крифт перефразирует слова из Ромео и Джульетты «…роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет». Пер. Б. Пастернака. — Прим. Пер. 31 Блаженный Аврелий Августин . Исповедь, Книга 1, I, 1. 32 См.: Ennarationes in Psalmos, 127, 9. 33 Шекспир. Макбет, акт 5, сц. 5. Пер. Ю. Корнеева. 34 И. Бергман. Седьмая печать. 35 У. X. Оден. Сентябрь 1939. Пер. М. Фрейдкина. 36 Н. Браун. Жизнь против смерти. Что такое история с точки зрения психоанализа? 1959. 37 См.: М. Магридж «Счастье» Иисус, открытый заново : «Невестка одного из друзей доктора Джонсона опрометчиво сказала при нем, что она счастлива. Он разбранил её, громко возвещая, что если она и впрямь довольна своей жизнью, все искания человечества окажутся ложью. (…) Поиски счастья, включенные в Декларацию вместе с правом на жизнь и свободу как неотъемлемое право — самое пустое занятие, какое только может быть! Эти злосчастные слова повинны во многих бедах современного мира».

http://azbyka.ru/nebesa-po-kotorym-my-ta...

    25:18. Один из самых безопасных (но и наименее прибыльных) способов сохранения денег — закопать их в землю. Такие клады, в свое время не востребованные по разным причинам, до сих пор еще находят. (В Лк. 19 раб поступил еще хуже: он просто завернул деньги в платок, даже не закопав их, что было крайне неразумно инебезопасно.)     25:19—23. Удвоить капитал было делом вполне обычным, доступным для рабов. В древности был популярен принцип: честность в малом свидетельствует о честности в большом. Арамейское слово «радость», которое использует здесь Иисус, одновременно означает и «праздник» (ср.: 25:10). Хозяин устроил по возвращении праздник и воздал должное своим сообразительным рабам.     25:24,25. Третий раб, вероятно, был не так уж глуп; его просто не волновала судьба собственности хозяина (см. коммент. к 25:15—17). Самое небольшое вложение капитала могло дать процент от сбережений и не угрожало опасностью потерять его, т. е. было не менее надежно, чем закопать деньги. Фраза «вот тебе твое» в еврейских правовых документах означала «я за это больше не отвечаю».     25:26,27. Хотя дача денег в рост и противоречила еврейскому закону (Исх. 22:25; Лев. 25:36,37; Втор. 23:19,20; Неем. 5:7; Пс. 14:5; Прит. 28:8; Иез. 18:8,13,17; 22:12), язычники не подчинялись его требованиям. Более того, евреи могли привлечь их для совершения подобных операций, и многие представители еврейской знати следовали греческим обычаям, а не официальному иудаизму. Подобно тому, как раввины могли рассказывать притчи о царях спустя долгое время после исчезновения царей из еврейской Палестины, Иисус мог надеяться, что его слушатели поймут мораль этой притчи.     25:28—30. Тьма в других текстах символизирует ад (8:12).     25:31—46 Суд: овцы и козлы     25:31. Сын Человеческий придет в славе и будет царствовать от имени Бога (Дан. 7:13, 14; ср.: Притчи Еноха — время написания неизвестно), и в некоторых еврейских апокалипсисах (возможно, по аналогии с греческими образами загробного мира) описывается деятельность человеческих судий до наступления Судного дня. Но здесь описание абсолютной власти Иисуса лучше всего согласуется с традиционным еврейским представлением о Боге, судящем народы в Судный день. Об ангелах см. в коммент. к 16:27.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

17 Этих слов нет в Св. Писании. См. Пс. 102:11; Ис. 1:18; Иер. 3:19, 22. 18 Что Ной прежде восшествия своего в ковчег, возвещая своевременным ему людям грядущую катаклисму призывал их к покаянию и исправлению своей жизни, эта мысль высказывается у Феофила Антиохийского (Ad Autol., III, 19). 19 Т.е. Божиим. Климент Александрийский, приводя сокращенно эти слова Климента Римского, называет Авраама ιλοι Θεου . См. Ис. 41:8; 2 Пар. 20:7; Иак. 2:23 20 Т.е. к западу 21 Современник Климента, Иосиф Флавий (Antiqu. I, 11, 4) говорит, что он видел этот столп: отцы церкви, напр., Ириней (Adv. haer., IV, 31), также упоминают о существовании его в их время. Но по исследованиям ученых жители той страны подложно выдавали что-либо за столп жены Лотовой (Фрей у Гефеле). 22 Таинственное истолкование знака, по которому спаслась Раав, встречается У !Иустина (Dial c. Tryph., II, III), Иринея (Adv. haer., IV, 20) и др. 23 Разумеется здесь предсказание Раав о том, что Господь отдаст Иерихон израильтянам. В этом смысле Раав называется пророчицею и у Оригена (Нот 3 in Ios. Nave). 24 Эти слова Спасителя в иной форме встречаются в тексте евангелистов: Мф.7:1—2 и Лк.6:36—38. 25 По мнению Якобсона, с которым соглашается Гильгенфельд, должно читать: εαυτοις или αυτοις , которое употребляется не редко в значении αλληλοι Гефеле держится чтения: αυτος , относя это я нарушителям церковного порядка. 26 Эти и последующие слова до начала гл. XVI послания приводятся у Климента Александрийского (Strom. IV, 5). 27 От стыда страдалец скрывает или отвращает лицо свое. 28 Наказание, которому мы, люди. должны были подвергнуться для того, чтобы примириться с правосудным Богом, Он (Спаситель) принял на Себя. 29 Т.е. казнь и мучение Его кончились и тем положено начало Его прославления. 30 В рукописи, по свидетельству Якобсона стоит δωτε , а не δωται , как читали некоторые ученые. 31 И опять Он же, т. е. Христос. 32 Эти слова не находятся в пятокнижии Моисеевом, и неизвестно, откуда взяты. 33 Т. е. христиан. 34 Эти слова из послания Климента и далее до конца XXII главы приводятся, с небольшими изменениями, у Климента Александрийского (Strom. IV, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

и Русск. Синод. перев.). В этом добавлены чуялась необходимость иного чтения. Действительно у LXX здесь стоит εξεγερθησεται, посредством которого в других местах, напр. Иер.6:22; 25:32; Зах. 4:1 ; Uouл.3:12. LXX перев. Nif. от в смысле (пробуждаться, воскресать) подниматься с энергией, восставать. Подставленное вместо искаж. первоначальное дает определенный смысл, ибо в Иер.6:12 это слово употребляется о великом северном народе, предназначенном для наказания нечестивых сынов Сиона, а в Иер.25:32 о большом вихре, который символизирует сокрушительный гнев Господа в день окончательного суда над народами (см. Иер.25:30–31:33 ). Это место уясняет, что должно разуметь под . Под словом разумеется отделившееся, остаток, особенно остаток разбитого войска (Иер.31:2), беглецы (как в Араб.). Под городом согласно Пс.58:15 следует разуметь вообще города (Oort. р. 40. De Geer. р. 112). Онкелос выражение «из города» передает «из царства язычников», Арабский и Самарит. просто из царства. Можно думать, что, LXX словом πολις тоже передавали понятие царства или государства. Конкретными примерами такого полного истребления служат упоминаемые в Библии разрушения городов царств ( Втор.2:34 . Нав.10:28,30,36:37 ) и множество рассказов из военных летописей египетских и ассирийских царей (см. у. Астаф. Древ. Вавил.-Ассир. 72–75). Это поэтическое изображение той ужасной брани, которую совершил Господь сначала Сионом (Ewald. Jahrbüch.) а затем с великим городом, который царствует над земными царями (и есть) мать блудницам и мерзостям земным (Ап. 17:5:18). 300 Выражение «при конце дней» означает здесь, как и в других местах, то время, в которое исполняются все спасительные обетования и надежды данного настоящего; оно обозначает по удачному выражению Геферника (Hewernik) всегда горизонт пророческого провозвестия. «Конец дней» начинается для всякого созерцаниа там, где еще не исполнившаяся в настоящем и пребывающая в зачатке надежды терпения и чаяния спасительная мысль начинает вступать в действительность, как исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Обычно израильтяне в Иерусалиме молились во дворах храма, лицом к святилищу ( Пс. 5:9; 27:2; 137:2 ). Евреи за пределами Иерусалима обращали свой молитвенный взор в сторону Иерусалима и храма ( 3Цар. 8:44–48 ). В большинстве древних ближневосточных культур рядовой верующий не имел доступа внутрь храма, но молился во дворах храма. Храмы в Древнем мире не предназначались для общего богослужения, а служили обителью божества. Богослужение (молитвы и жертвоприношения) совершалось вне храма, но регулярных общих собраний верующих не было. 29:31. Благодарственные приношения. Благодарственные приношения были разновидностью мирной жертвы (см. коммент. к Лев. 3:1–5 ). Часть этой жертвы сжигалась на жертвеннике, а оставшееся разрешалось съедать жертвователям. 29:32,33. Животные для жертвы всесожжения. В Лев. 1:1–17 перечисляются жертвенные животные, которые должны приноситься в жертву всесожжения. В ст. 32 указывается число всесожжении, тогда как в ст. 33 перечисляются благодарственные приношения, часть которых предназначалась для совместной трапезы. Такое сочетание приношений было характерно для общественных церемоний. 29:35,36. Жертвоприношения и праздник. Библейские праздники были разными по назначению, содержанию и происхождению, и они отличались от праздников других народов древнего Ближнего Востока. Главные праздники в древности совпадали с Новым годом или сезонными праздниками, сменой времен года. Израильтянин участвовал в празднике в знак признательности за дарованную ему Богом благодать. Праздники соседей израильтян обычно включали траурный ритуал, процессии, театрализованное представление на религиозный сюжет драматическое действо (наряду с другими зрелищами), а также предоставляли возможность получить оракулы от божества. 30:1. Приглашение Езекией остатка Израиля в Иерусалим. Северное царство Израиля было завоевано ассирийцами (см. коммент. к 4Цар. 17:5,6 ), которые затем обрушились на остальные западные государства. Езекия, отец Ахаза, проводил политику сотрудничества с Ассирией, о чем свидетельствовало включение его в список данников Ассирии. Езекия попытался вернуть часть территории Израиля, которую присоединил Озия и потерял Ахаз (см.: 4Цар. 18:4–8 ). Политические амбиции Езекии могли быть удовлетворены лишь с установлением религиозного центра на севере. Езекия, вероятно, начал эти действия после гибели в сражении в 705 г. до н. э. ассирийского царя Саргона II. Когда в Ассирии наступили смутные времена, Езекия стал осуществлять свои планы расширения Иудеи. В конечном счете, это обернулось вторжением Сеннахирима в Сирию-Палестину (701 г. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010