Мы не в силах понять, ни в какой степени Бог в своей деятельности по поддержанию миропорядка продолжает творить новое, ни всего того, что невозможно объяснить в рамках привычного нам мира, но нет сомнения в том, что Его мир в любой своей точке открыт для действия Его созидающей силы.    Знание, что Бог создал окружающий нас мир и нас самих как часть этого мира, является основой истинной религии. Все должны восхвалять Бога как Творца, ибо Его творения обладают удивительным совершенством, разнообразием и красотой, и такие псалмы, как 103 й, дают образец хвалы, которая должна звучать из наших уст. Мы должны верить в Бога как в суверенного Господа, имеющего вечный замысел, согласно которому происходят все события и складываются все судьбы без исключения, и обладающего властью искуплять, воссоздавать и обновлять Свое творение. Такая вера будет рациональной, если мы будем помнить, что Тот, в Кого мы верим, является всемогущим Творцом. Осознание, что само наше существование ежесекундно зависит от Бога Творца, помогает нам жить жизнью, посвященной, преданной, благодарной и верной Ему. Бог видит и знает: божественное всеведение    Слово «всеведущий» означает «знающий все». Писание говорит, что очи Бога обращены на все (Иов 24:23, Пс 32:13—15, Пс 138:13—16, Прит 15:3, Иер 16:17, Евр 4:13), что Он испытывает все сердца и наблюдает за путями каждого человека (1 Цар 16:7, 3 Цар 8:39, 1 Пар 28:9, Пс 138:1—6,23, Иер 17:10, Лк 16:15, Рим 8:27, Откр 2:23), другими словами: Он всегда знает все обо всем и обо всех. Также Он знает будущее не хуже, чем прошлое и настоящее, а события, которые никогда не случатся и относятся только к области возможного, не хуже, чем события, действительно имеющие место (1 Цар 23:9—13, 4 Цар 13:19, Пс 80:15—16, Ис 48:18). Он не испытывает необходимости искать информацию о чем-либо; все Его знание всегда и непосредственно находится в Его сознании. Авторы Библии склоняются в благоговейном трепете перед этой способностью Божественного разума (Пс 138:1—6, Пс 146:5, Ис 40:13—14,28 ср. Рим 11:33—36).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О первом члене Символа Веры 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.    Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом.    Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее.    Исповедывать веру — значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10), говорит апостол Павел.    Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека.    Слова символа веры: «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него (Исх.44:6; Исх.20:2-3; Втор.6:4; Ин.17:3; 1 Кор.8:4-6). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии.    Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога — невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух (Ин.4:24), живой (Иер.10:10; Фессал. 1:9); самобытный, т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе — Сущий (Исх.3:14; и Ин.2:13), вечный (псал. 89, 3; Исх.40:28; Рим.14:25), неизменяемый (Иак.1:17; Мал.3:6; Пс.101:28), вездесущий (Пс.138:7-12; Деян.17:27), всеведущий (1 Ин.3:29; Евр.4:13), всемогущий (Быт.17:1; Лк.1:37; Пс.32:9), всеблагий (Мф.19:17; Пс.24:8), премудрый (Пс.103:24; Рим.14:26; 1 Тим.1:17), всеправедный (Пс.7:12; Пс.10:7; 2 Рим.6:11), вседовольный (Деян.17:25), всеблаженный (1 Тим.6:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Если, возлюбленный, придет к тебе брат, и будет упрашивать тебя, говоря: иди с нами, приобщися крове (Прит.1:11); в совете нашем составим единодушное между собою братство, а кто говорить нам напротив, тех отдалим от себя; старцам пойдем наперекор, и седины не устыдимся, наговорим грубостей приставникам дома, насмеемся над безмолвствующим, наругаемся над благоговейными; всех подчиним себе, составим себе имя; обличаемые не станем молчать, дружно возвысим голос, чтобы не обнаружилась ложь наша; когда обратятся к нам с увещаниями, поддержим свою гордость; когда станут упрашивать, превознесемся; да будет нам крепость закон правды; некрепкое бо не полезно обретается (Прем.2:11); то не ходи одним путем с сими людьми, уклонися от них, и измени: не уснут бо, аще зла не сотворят (Прит.4:16.17). А говорящему сие отвечай: " не мое это дело. И ты бежал сего, но опять тому же хочешь работать? Какая же польза от пострижения власов? Какую из сего извлекут для себя выгоду люди? Твердо держим у себя в уме, что оставили мир, чтобы стать монахами: как же хочешь возмущать души братий? Но ты, слыша правду, не гневайся; ибо общая в этом польза. Не понимаешь разве, что поем? А поем не это ли: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:1-2)? И еще говорит: яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет (6). И в другом псалме говорит: яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс.72:27.28). И еще говорит: врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша (Пс.36:20): кротцыи же наследят землю, и насладятся о множества мира (11). И еще говорит в другом псалме: что хвалишися во злобе сильне, весь день (Пс.51:1)? И еще в другом: не живяше посреде дому Моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима Моима (Пс.100:7). Многих прельстил помысл высокоумия, надмевая суетным. Написано: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим.12:16). Итак, умоляю тебя, живи в безмолвии, чтобы иначе, воспользовавшись на время своею волею не скончать тебе в мучении последних дней своих. Или ты скорее покусишься злоумышлять на сие святое место, по слову Сказавшего: ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание (Пс.40:10)? Итак пойдем в келлии свои, и будем плакать о грехах своих, чтобы умилостивить нам Бога, ради Которого оставили мы суетный мир, да не когда похитит, и не будет избавляяй (Пс.49:22), Ясно представим себе, что, хотя нас теперь и тысячи, но в день смерти один по одному пойдем отсюда; и каждому будут сопутствовать только дела его, то, что он сделал худого и доброго. О том помышляй, о том заботься, как бы возмочь тебе избежать гнева; ибо невозможно нам избегнуть рук Создавшего нас, по слову сказавшего: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс.138:7)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

3 . Дабы исполнить (наполнить) все славой Твоею, Ты нисшел в преисподняя (места) земли; ибо не скрылось от Тебя мое в лице Адама существо, и быв погребен, Ты обновляешь меня растленного, Человеколюбче ( Пс.138:51 ; Рим.5:12 ). Песнь 3 – Ирмос Тебя, повесившаго на водах всю землю недержимо, тварь увидев висящим на лобном (месте), в великом ужасе трепетала, восклицая: нет святого, кроме Тебя, Господи ( Пс.23:2, 135:6 ). Тропари 1 . Образы погребения Твоего Ты показал во множестве видений; а ныне, Владыка, богочеловечески явил Ты тайны Свои находящимся во аде и восклицающим: нет святого, кроме Тебя, Господи. ( Ос.12:10 ; Пс.50:8 ). ( Еф.3:13–18 ; Пс.145:7 ). 2 . Ты распростер длани и соединил прежде разделенное; и облечением (Твоим) в плащаницу, Ты разрешил и связанных могилою, восклицающих: нет святого, кроме Тебя, Господи. 3 . Во гробе и запечатан Ты, невместимый, содержим был добровольно, ибо силу Свою Ты божественно делами показал, воспевающим: нет святого, кроме Тебя, Господи, человеколюбце ( Мф.27:66 ). Песнь 4 – Ирмос Провидя Твое божественное истощание на кресте, Аввакум в изумлении взывал: Ты ниспроверг, Благий, могущество сильных, пребывая с находящимися во аде, как всесильный ( Авв.3:14 ; Мф.12:29 ). Тропари 1 . Ты освятил ныне день седьмый, который благословил в начале успокоением от дел; ибо Ты все восстановляешь и обновляешь, упокоеваясь и привлекая к Себе, Спаситель Мой ( Быт.2:12 ; Ин.12:32 ). 2 . При победе Твоей силой высшаго (естества) душа Твоя отделяется от тела; ибо то и другое расторгают узы смерти и ада державою Твоею, Слово ( Пс.15:10 ; Деян.2:27 ). 3 . Ад , сретив Тебя, Слово, огорчился, видя смертного обоженным, изъязвленным ранами и вместе всесильным и онемел от сего страшного вида. ( Ис.14:9 ). Песнь 5 – Ирмос Увидев невечерний свет богоявления Твоего, Христе, милостиво бывшего для нас, Исаия от ночи бодрствуя восклицал: воскреснут мертвые, и восстанут находящиеся во гробах, и все живущие на земле возрадуются ( Ис.26:19 ). Тропари 1 . Ты обновляешь земнородных, Создатель, Сам соделавшись перстным, и плащаница и гроб являют, Слово, присущее Тебе таинство; ибо благоименитый Советник выражает волю Родителя Твоего, в Тебе меня великолепно обновляющего ( Мк.15:43–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тов. 12:8 Иак. 5:15 Мк. 11:24 Слово 7-е. О пощении и смирении Мф. 9:14 Ис. 58:5-9 Иоиль 2:12-15 Ион. 3:10 Лк. 5:35 Лк. 2:37 Иудифь 8 Пс. 68:11 Пс. 34:13 2Кор. 5:5 Рим. 12:12; Кол. 4:2 2Кор. 11:27; 1Кор. 9:27 Деян. 1:14 Толкование на Мф. 4:2 Толкование бл. Феофилакта на Лк. 4:2 Лк. 6:12 Ин. 11:42 Толкование блаженного Феофилакта Пс. 138:15 Мф. 26:41 Иак. 1:2 2Цар. 12:16; Пс. 34:13 Дан. 9:2-4 Деян. 10:30 Деян. 10:11 Деян. 13:2 Деян.13:3 Кол. 3:12 Святой Исаак Сирский. Слово 1-е Святой Исаак Сирский. Слово 56-е Пс. 84:11-14; 88:15 Душеспасительный совет этот принадлежит преподобному Варсонофию Великому. Ответ 261-й 1Ин. 5:14  Слово 1-е в неделю Цветоносную Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна Более нежели за четыреста лет до события Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребяти осли на неже никто же николи же от человек вседе, чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, — не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Примеч. Иногда Св. Писание представляет волю Божию как бы не всемогущею, напр. Мф.25:57 , Деян.7:51 . Но такие изречения Св. Писания, по точному и правильному их смыслу, показывают только то, что человеку предоставляется пользоваться или не пользоваться спасительными средствами, которые Бог предлагает; в каковом смысле воля Божия называется условною, т. е. поколику Бог действует не уничтожая свободы человека. e) Всеведущий, т.е. все знающий наисовершеннейшим образом. Ап. Павел ( Евр.4:13 ) так изображает всеведение Божие: Несть тварь неявлена пред Ним; вся же нага и объявлена пред очима Его. Предмет Божия ведения составляют 1) Существо Божие и все совершенства, и дела Божии ( Мф.11:27 ). Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын ( 1Кор.2:11 ). Божия никтоже весть, токмо Дух Божий. 2) Все прошедшее, настоящее и будущее, так что и самые сокровеннейшие помышления человеческие известны Сердцеведцу: ( Пс.138:4, 2 ). Господи, Ты познал еси вся последняя и древняя, Ты разумел еси помышления моя издалека (1Парал.28:9). Вся сердца испытует Господь, и всяко помышление разумеет, говорит Давид. 3) То, кто могло бы исполниться, но не исполняюсь по каким-нибудь причинам. Так Спасителю известно было, что Тир и Сидон покаялись бы, если бы увидели чудеса, совершившиеся в Хоразине и Вифсаиде ( Мф.11:21 ). Все это ведением Божиим объемлется без всякой постепенности, не погрешительно и с высочайшею ясностию. Всеведение Божие самим неверующим открывается чрез совесть, которая и в них обличает или оправдывает сокровеннейшие помыслы ( Рим.2:15 ); верующим в даре Пророчества ( 2Цар.7:19 ), в услышании их молитв и исполнении сокровеннейших желаний сердечных ( Пс. 33:16; 37:10 ); и для всех яснейшим образом откроется в день страшного суда ( 1Кор.4:5 ). f) Всепремудрый. Премудрость Божия состоит в том, что Бог все направляет к наилучшим целям и избирает средства, сообразнейшие с ними. Премудрость Божия открылась в творении ( Иов.38, 39 ; Пс.103:24 ). Вся премудростию сотворил еси, взывает Давиде, восхищенный красотою и совершенством творения. Наипаче открылась в деле искупления Ап. Павел ( Еф.3:10 ) говорит, что ему вверено проповедовать тайну спасения, да скажется ныне нахалом и властен на небесных церковию многоразличная премудрость Божия, почему и самбе учение о искуплении называет премудростию ( 1Кор.2:6,7 ). Непрестанно является премудрость Божия в управлении миром, и в особенности в устроении судьбы каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Послание к инокам Послание всем, которые повсюду в области сей подвизаются в иноческой жизни, утверждены в вере Божией, освящены во Христе и говорят: «се мы оставихом вся и в след Тебе идохом» (Мф 19:27), возлюбленным и превожделенным братиям, желаю премного о Господе радоваться 1) Уступив вашему благорасположению и по многократным от вас убеждениям написал я кратко о том, что претерпели и я, и Церковь, по мере сил моих обличил скверную ересь зараженных арианством и показал, сколь далека она от истины. Но что было со мною, когда писал это, признал я необходимым сделать известным вашему благочестию, чтобы из этого видеть вам, как справедливо сказал блаженный апостол: «о глубина богатства и премудрости и разума Божия» (Рим 11:33), а потому извинить и меня, человека по природе немощного. Как скоро намеревался я писать и принуждал себя помыслить о Божестве Слова, всякий раз далеко от меня отступало ведение, и сознавал я, что в такой мере остаюсь я позади, в какой думал постигнуть. Ибо не мог написать того, что, по-видимому, представлял умом, а что писал, то делалось слабее даже и той малой тени истины, какая была у меня в мысли. 2) Посему, видя, что написано в Екклесиасте: «рех, умудрюся: и сия удалися от мене далече паче неже бех, и бездны глубина, кто обрящет ю» (Еккл.7:24–25), и в Псалмах: «удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему» (Пс.138:6), и что Соломон говорит: «слава Божия крыет слово» (Притч 25:2), не раз (поверьте) намеревался я удержаться и перестать писать. Но чтобы не показалось, будто бы молчанием и вас огорчаю, и тех, которые спрашивали у вас и упорствуют в своем мнении, поощряю в нечестии, принудил я себя написать немногое и послал это вашему благочестию. Ибо хотя постижение истины само по себе далеко ныне от нас по немощи плоти, однако же возможно, как сказал тот же Екклесиаст, разумети нечестивых безумие, и обретши оное, сказать: «горчайше есть паче смерти» (Еккл.7:26–27). Посему-то, как умею и могу обрести сие, написал я, зная при сем и то, что для верных осуждение нечестия есть достаточное уже к благочестию ведение. Ибо хотя и невозможно постигнуть, что такое Бог, однако же можно сказать, что Он не есть. Знаем же, что Он не то же, что человек, и что непозволительно представлять себе о Нем что-либо свойственное тварям. Так и о Сыне Божием, хотя по природе весьма далеки мы от того, чтобы постигнуть Его, но и возможно, и удобно осудить произносимое еретиками и сказать: не таков Сын Божий, и подобного тому, что говорят еретики, непозволительно о Божестве Его даже и помыслить, не только, что говорить устами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2587...

Бог, как Дух испытуяй сердца и утробы, как сердцеведец, знает совершенно все наши дела, мысли, желания и намерения. Ты познал еси седание и востание мое: Ты разумел еси помышления моя издалече ( Пс.138:1–2 ), говорит пророк Давид; яко очи Господни тмиша тем крат светлейший солнца суть, прозирающии вся пути человеческия, и разсмотряющии в тайных местех ( Сир.23:27–28 ), говорит премудрый Сирах. Во-вторых, Бог ведает всё прошедшее и будущее: Господи, Ты познал еси последняя и древняя ( Пс.4 ), говорит пророк Давид. В-третьих, Бог знает то, что могло бы совершиться, но не совершилось, по известным Богу причинам. Так, Спасителю известно было, что жители древних городов Тира и Сидона покаялись бы, если бы увидели чудеса, которые совершились в городах Харозине, Вифсаиде: горе тебе Хоразине, горе тебе Вифсаидо, яко еще в Тире и Сидоне быша силы были в вас, древле убо во вретищии пепеле покаялися быша ( Мф.11:21 ). 447. Неужели Бог знает и сокровеннейшие наши помышления? Вопрос прихожанки. Отче духовный! Господин помещик поручил мне должность посещать в домах больных, давать им лекарства и ухаживать за ними, что я, благодарение Богу, уже исполняю с усердием два года. Но исполнение сей должности бывает для меня не без лишений и скорбей. Почему я думаю уйти отсюда, и определиться в какой-нибудь женский монастырь; ибо, говорят, что в монастыре можно удобнее спастись. Можно ли мне на сие решиться, или нет? Ответ священника. Что Всеведущий знает сокровеннейшие наши помышления, в том убеждает нас собственная наша совесть. Так, когда мы сделаем какое-либо добро, бываем спокойны и радуемся, а когда сделаем какое-либо зло, бываем печальны, нас тревожит и мучит собственная совесть наша, что поступили против закона Божия и не избежим наказания за преступление воли Божией. Что же это значит, как не то, что сама совесть наша говорит нам, что Всеведущий Бог видит дела наши и не оставляет без наказания. Апостол Павел сказал о язычниках: язычники хотя не знают истинного Бога, ни закона, открытого в Священном Писании; но имеют закон естественный, написанный самим Богом на скрижалях сердец их – имеют совесть, которая за доброе их похваляет, а за зло обличает ( Рим.11:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

В пособие к успешнейшему прохождению сего делания и совершенству в нем можно взять место Священного Писания, относящееся к тому или другому предмету, и повторять его непрестанно в продолжение дня или более, например: Камо пойду? (Пс.138,7); Предлежит единою умрети, потом же суд... (Евр.9,27); Собираеши себе гнев на день гнева... (Рим.2,5); Несть иного имени, о немже подобает нам спастися (Деян.4,12), и прочее; иметь картину смерти, креста или Суда Страшного и поставить в таком месте, чтобы она как можно чаще и невольно ударяла в глаза; избирать книги и статьи, резко изображающие сии предметы, и беседы, если случатся, с единомысленным, вести более о том же; чаще поминать суды Божии невидимые и неожиданные, случаи смертные, умерших родных и их состояние, видеть себя на одре смертном, смотреть на похороны. Все это резче действует на дух человека, если он стоит в этих предметах во время молитвы. При помощи Божией таким порядком напечатление совершается очень быстро. Надобно только напечатленный в молитве предмет не кидать потом, а ходить с ним, пока можно, хотя и несколько дней, стараясь поддерживать впечатление то писанием, то чтением, то беседою, то другими способами. Хорошо для совместного всех их напечатления мысленно напрягаться, зреть их в один миг или, по крайней мере, в одно время хоть один после другого. Лучше всего, впрочем, сколько можно чаще прочитывать Символ веры, напрягаясь тоже все истины его озирать в один миг. Труд, напряжение, усилие скоро приведут к желанной цели; только не ослабевай, не прерывай, а все делай и делай, хоть плода и уменья не видно. Годы пройдут без плода, а одна минута все даст неутомимому делателю в вертограде Царства Христова, ради постоянства его в труде и усердия терпеливого. Такое зрение другого мира способно содержать и возгревать дух ревности тем, что доставляет истинное поприще для действования ревнующему духу. " Ты - не здешний, - говорит Златоуст, - а из другого мира; следовательно, и действовать должен как бы в том мире, а для того и зреть его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

При сем должно заметить следующее: дабы молитва наша была и Богу угодна, и нам полезна, должно знать и наблюдать сии наставления Отцев и учителей Церкви: 1) как мы часто сами не знаем, о чем и как нам должно молиться ( Рим.8:26 .) и часто приступаем к молитве с леностию, то мы должны просить Бога, да Сам Он излиет на нас дух благодати и молитвы усердной и истинной; 2) как Отец небесный слышит наши молитвы тогда, когда мы умоляем Его именем единороднаго Его Сына ( Ин.16:13 ), или ходатайством Святых и Богом прославленных ( Иов.42:8 ), то мы смиренно признавая свое недостоинство, должны молить Его заслугами Его Сына, чрез веру нам усвояемыми, и святостию Святых Его; 3) во время молитвеннаго действия мы должны иметь глубокое благоговение пред Богом, происходящее из понятия о неприступном Его величии и нашем ничтожестве, поскольку и величайшие святые молились пред Ним со страхом и трепетом: так Отец верующих взывал к Нему: аз есмь земля и пепел; ( Быт.18:27 ); так благочестивейший из Владык Иудовых благодарил Его сею смиренною молитвою: Господи! что есмь аз, яко помниши мене: или всякий сын челоловечь, яко вменяеши его. ( Пс.113:3 ). 4.) достоинство молитвы не должно полагать в одном многословии, но в силе духа и во глубине чувствований: Соломон говорит ясно: Господь на небеси горе, ты же на земли долу; сего ради да будут словеса твоя мала ( Еккл.5:1 ); Сам Господь говорит: молящеся не лишше глаголите ( Мф.6:8, 5 ) молиться должно с пламенною любовию к Богу, в полном примирении с братиями, в чистоте совести, искренно, от всего сердца, от всея души, и с твердою уверенностию, что все, что ни попросим мы у Бога в молитвте с верою, получим ( Мф.21:22 ); впрочем исполнение нашей молитвы мы всегда должны представлять воле Божией, веря, что Бог лучше нас ведает, полезен ли для нас предмет нашей молитвы, и как и когда дать нам просимые блага; 6) предмет молитвы долженъ быть сообразен с волею Божиею; посему должно просить у Бога: более благ духовных, нежели телесных, более необходимых, нежели полезных, более общественных нежели частных, и вообще всего должно просить не для одного времени, но паче для вечности; 7) молитву наружную необходимо должно подкреплять возношениями внутренними, так как и в молитве внутренней недолжно пренебрегать действий внешних, поскольку а) мы сложены из души и тела, b) должны прославлять Господа, по наставлению Апостола, в душах и телесех, и с) имеем на сие пример в Самом Иисусе Христе, который внутреннюю или духовную молитву изображал иногда возведением очей на небо, а иногда преклонением колен и лица на землю. Мф. 12:34 ; Ин.17:1 ; Лк.22:41 ; Мф.26:39 . (Смот. Преосв. Тихона о должн. стр. 52–55. Богосл. Феофил. стр. 165. ... Соборник, лист 138.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010