Иногда впрочем песни исполнялись и в сопровождении игры на музыкальных инструментах, что обыкновенно и обозначается прибавлением к слову шир или названия самых инструментов ( Исх.15:20–21 ; Ам. 6:5 ), или других выражений, указывающих на музыкальное исполнение (надп. Пс.47, 45 и др. См. ниже об этих надп.). Слово шир, означая песнь вообще, в надписаниях псалмов обыкновенно соединяется с другими указаниями или предмета песни (песнь любви Пс.44 ), или обстоятельств ее написания и употребления (песнь при обновлении дома Пс.29 ; песнь восхождения Псс. 119–133), и безразлично служит наименованием псалмов как радостного, утешительного (напр. из песней восхождения Псалмы 120, 121, 123–128, 130 и 131), так и скорбного содержания (как из тех же песней Пс.119, 122:129 ). Но в частности, словом шир обозначаются преимущественно радостные, торжественные песни (Ср. Исх.14:31 ; Суд. 5:12 ; Пс.42:9; 136:3; 32:3; 39:4 ), которые теперь принято называть одами (δ), т. е. тем самым словом, которым у 70 толковников обыкновенно и переводится наименование . В этом частнейшем значении радостных, торжественных песней и следует принимать слово шир в надписаниях псалмов 17, 45, 47, 64–67, 74, 75, 91 и 107. Другие наименования того же рода были, вероятно, менее общеупотребительны и, сохранившись только в надписаниях различных псалмов, не имеют для нас точного и определенного значения и потому могут быть объясняемы лишь с большею или меньшею вероятностью. Таковы наименования: а) Мизмор () в грек.-слав.: псалом (ψαλμς), иногда песнь (δ в надп. 38I и 47, также 4 по Син., Альд. и Компл.). Это, всего чаще встречающееся в надписаниях (57 раз) наименование псалмов (по производству от обрезывать, обсекать, обчищать [виноградные ветви], оттуда, по отношению к человеческому слову: издавать мерные, стройные звуки, играть или петь под музыку) – означает искусственно составленное по законам мерной речи, стихотворное произведение, назначенное для исполнения в сопровождении музыки. По определению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

120 Свт. Кирилл специально говорит, что принятие Святых Таинств не есть «второе Воплощение», но наше «относительное причастие» (μθεξις σχετικ) Воплощению (Cyr. Alex. In Luc. 22. 17). 122 См. Burghardt C. The Image of God in Man, According to S. Cyril of Alexandria. Wash., 1957. P. 92 f. 123 Schwarz E. (ed.) Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. 1. Vol. 1 (6). P. 60. 16–20. Далее в том же трактате он говорит: «Тело Самого Слова является животворящим, поскольку Оно сделало его Своим собственным посредством реального единства, которое превосходит наше разумение и возможности выражения. Подобным образом, если мы тоже приходим причащаться Его святому Телу и Крови, нам даруется совершенная и абсолютная жизнь, ибо Слово пребывает в нас, – и Божественным образом, посредством Святого Духа, и человеческим образом, посредс­твом святого Тела и честной Крови» (Ibid. P. 85. 27–31). 124 «Поэтому, благодаря Христу, мы восходим к достоинству, превосходящему нашу природу. Мы не будем Сынами Божиими точно так же, как Он, но только через соединение с Ним, посредством благодати и через подражание Ему. Ибо Он – истинный Сын, Имеющий бытие от Отца, а мы – сыны, воспринятые ради Его любви к нам, и мы получаем это по благодати, как сказано: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» ( Пс. 81:6 )» (Cyr. Alex. In Ioan. 1. 9). 125 См.: Driver G. R., Hodgsdon L. Bazaar of Heracleides. Oxford, 1925. P. 254; Loofs F. Nestoriana. Halle, 1905. S. 227 f. 129 См.: The Oecumenical Documents of the Faith/Ed. H. T. Bindley. Oxford, 1950. P. 116 f. Ср. также: «Мы едим, вкушая не Божество (избави Боже!), но саму плоть Логоса, ставшую животворя­щей» (Cyr. Alex. Contr. Nest. 4). 130 «Никаким другим образом плоть не могла бы стать животворящей, ибо по самой своей приро­де она осуждена на тление, но только став собственной плотью Слова, животворящего все и вся. Вот как она осуществляет то, что Его, ибо она чревата Его животворящей силой» (τν ζωοποιν ατο δναμιν δνουσα –Cyr. Alex. 1. 26//P. 510). 132

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«многих». 111 По сказанному: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4, 5). То есть человек должен гневаться на бесов, побуждающих ко греху, и на себя за слабость. 112 Τν τνον — напряжения. 113 В слав. «удобосовершима и невозбранна». 114 καταδεξα, в слав. «недесноприятие». 115 В слав. «презрение власти». 116 Κυρια των μερων. 117 δικεις, в слав. «прогневляешь». 118 Αγκαλζεται. 119 Μετ αδεας κα κουφισμου — безбоязненностию и облегчением. 120 Σγχυσις — запутанность. 121 περισπασμς κα μετεωρισμς, в слав. «пристрастие и возношение мысли». 122 Κρεττων — сильнее, мощнее. 123 Λογισμος — в данном случае «разум». 124 ργν, в слав. «празден». 125 В греч. один раз, а в слав. в обоих случаях: «мой», то есть трижды. 126 Νοερως, в слав. «умне». 127 Слов, заключенных в скобках, нет в славянском переводе. 128 Χλεη — насмешка, издевательство, в слав. «прелесть». 129 περισπασμς, в слав. «попечение». 130 Πληροφορα, в слав. «извещение». 131 Φσν Κριος, а в слав. «якоже рече Господь ко апостолу». 132 Μετατρπει — обращает, поворачивает вспять, в слав. «прелагает». 133 Θεοραι — видений, созерцаний. 134 Δι τ μ χειν εγνωμοσνην, в слав. «за еже не имети благодарения». 135 Γνμη — ум, направление ума и воли. 136 Εεργεσιων, в слав. «дарех». 137 Κρεττων — сильнее. 138 πνοιαν, в слав. «гордость». 139 Εκ της βιβλου της ζωης — из книги жизни. 140 Αυθαρετον. 141 См.: Преп. Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам, 21. — Творения. Ч. 2. М., 1849. С. 231–233. 142 δονς, в слав. «сласти». 143 Περισπασμς. 144 Πληροφοραν, в слав. «извещение». 145 Διακεμενοι, в слав. «пребывающие». 146 Το Γεροντικον λεγει. 147 См.: Преп. Дорофей Газский. Душеполезные поучения, 2 (О смиренномудрии). М., 1856. С. 44. 148 Δηλωσις. 149 Κυρα των μερων. 150 Κυριακ. 151 Ср.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Сисое, 2. СПб, 1855. С. 296. 152 Των κρυπτων. 153 Μγας, в слав. «святый». 154 Προσβολ — приражение. 155 Лествица. Слово 15, § 73. 156 Лествица.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

И опять преподобный напоминает, что сопротивляться страстям успешно можно тогда, когда они еще молоды, не пустили корни глубоко в нашу природу [с. 126]. Если даже один раз душа подчинится действию какой-либо страсти, тотчас окажется " в опасности впасть в навык " [с. 134]. Посему снова и снова взывает святой авва: " Старайтесь отсекать страсти, прежде нежели они обратятся в навык " [с. 120]. " Отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется нам много пострадать от них, потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное - искоренить большое дерево " [с. 101, 102]. Искоренение страсти - стяжание добра Преподобный авва Дорофей - " достославный в отцах " Аскетическое учение Искореняющий страсть - тот, " кто подвизается и делает противное страсти " [с. 119]. Кому он подобен? " Тому, кто, будучи осыпаем стрелами врага своего, сокрушает их, или возвращает в сердца врагов, как сказано в псалме: Оружие их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся (Пс. 36, 15) " [с. 123]. Это путь не просто сопротивления, а путь победы - истребления страстей, очищения души для иного - для добра, и стяжание его. Сему, в основном, и посвящает свои творения преподобный, как это можно было уже увидеть при обозрении их содержания (см.: раздел II. Творения). Об искореняющих страсти преподобный размышляет: " Иной радуется, когда его оскорбляют, но потому, что имеет в виду награду. Сей принадлежит к искореняющим страсть, но неразумно " [с. 121, 122]. А как же " разумно " отсекать - искоренять - страсть? Каждый вечер испытывать себя, как проведен день, а утром - как прошла ночь, и если что-то случилось неладное, греховное - " каяться перед Богом " . Хорошо испытывать себя и в середине дня, ведь человеку свойственно забывать или постепенно ослаблять совершенный грех. Должно спрашивать себя: " Не сказал ли я чего-нибудь такого, что прогневало брата моего? Когда видел его занятым каким-нибудь делом, не осудил ли я его? Не уничижил ли его и не злословил ли его? Не просил ли я чего-нибудь у келаря, и когда он не дал мне, не осудил ли я его и не пороптал ли я на него? Если пища была нехороша, не сказал ли я чего-нибудь? Или, будучи в огорчении, не пороптал ли на самого себя? Ибо если кто и на себя поропщет, это грех. Должно также говорить себе: не сказал ли мне канонарх или другой кто из братии неприятного слова, и я не перенес сего, не противоречил ему?.. С усердием ли встал на бдение или пороптал на разбудившего? " [с. 128].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

112:7), «я благословлю Тебя отныне и вовек» (Пс. 113:26) и «буду ходить пред лицем Твоим на земле живых» (Пс. 114:9). «Разреши узы мои» (Пс. 115:7), «ибо велика милость Твоя» (Пс. 116:2). Когда «в тесноте воззову к Тебе, Господи, услышь меня» (Пс. 117:5), (дав мне) простор. «Укажи мне, Господи», чтобы я жил и «пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Я заблудился, как овца потерянная» (Пс. 118:33—34, 176); взыскав, «избавь душу мою» (Пс. 119:2). «Охрани выхождение мое и вхождение мое» (Пс. 120:8), да «станут ноги мои во вратах Твоего Иерусалима» (Пс. 121:2). «К Тебе возвожу» душу мою и «очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1): «избавь душу мою из сети ловящих» (Пс. 123:7), чтобы я «не простер рук своих к беззаконию» (Пс. 124:3). «Да будут уста мои полны веселия и язык мой — пения» (Пс. 125:2). «Не оставь меня в стыде» (Пс. 126:5) и «благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима» (Пс. 127:5); «да постыдятся все ненавидящие Сион» (Пс. 128:5).     «Да будут уши Твои внимательны к голосу моления» (Пс. 129:2) раба Твоего, Господи. Пусть «не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои» (Пс. 130:1), но да пребываю в смирении, «доколе не найду места Господу, жилища» — Богу «Иакова» (Пс. 131:5). Где Ты «заповедал благословение и жизнь навеки» (Пс. 132:3), там я подниму «руки мои к святилищу и благословлю Тебя» (Пс. 133:2), Который будет «судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (Пс. 134:14). «Боже богов и Господи господствующих» (Пс. 135:2—3), «плачу» (Пс. 136:1) и «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2); «испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23—24). «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей» (Пс. 139:5). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Тобою» (Пс. 140:2), Господи. «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс. 141:7), Господи. «Услышь» меня, Господи, «по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Пс.11:8,9             Ты, Господи, сохраняешь их,                         соблюдешь их от рода сего вовек.                   Кругом нечестивые ходят 119 ,                         когда возвысилась ничтожность 120 у сынов человеческих. Давид замыкает Псалом на начальную мысль: богообщение пресеклось в народе. Однако таково        слово Божье – простое: когда нечестивые кругом и ничтожество наверху, смиренные и нищие – терпящие невинно будут спасены. Пс.12:3             Доколе я буду слагать советы в душе моей,                         скорбь – в сердце моем [целый] день?                         Доколе 121 будет возноситься враг мой на меня? Душа стала как собрание (совет эца), где толпятся помыслы и каждый подает свой голос (совет) 122 . Такое состояние замкнутости (рефлексии, несообщительности) Давид понимает как отлученность. Это состояние – не нейтральное, это состояние, когда «враг» превозмогает. Пс.12:4,5             Увидь, ответь мне, Господи Боже мой,                         просвети очи мои, да не усну смертно.                   Да не скажет враг мой: я превозмог его.                         Враги мои [да не] возрадуются, что я поколебался. «Увидь, Боже», – просит человек, потому что тогда и я увижу («просвети очи мои»), где выход. Если остаться наедине с собой – на совете своих помыслов, то это значит, что «враг» и «враги» одолели, а я поколебался. Враг тоже «говорит в сердце моем: не поколеблюсь» ( Пс.10:6 /9:27). Давид понимает, что или он, или враг одолеет. Пс.13:1             Сказал низкий в сердце своем: «нет Бога».                         Они растлевают, делают мерзкое с поруганием.                         Нет делающего благое. " Низкий» навал 123 – глагол того же корня (навал) обозначает поведение «оскорбительное», «презрительное» по отношению к почтенному ( Мих.7:6 ) и святому ( Втор.32:15 ); такое поведение – «глупое, несмысленное». Однако и Бог может нечто «сделать презренным», «оскорбить» ( Наум.3:6 ; ср. Иов.42:8 ). Навал в данном контексте обозначает неподобающее поведение низшего 124 по отношению к высшему – в этом заключается «глупость и бессмыслица».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Из второго положения пелагиан вытекает то, о чем говорится в настоящем правиле, а именно: благодать Божия, через Иисуса Христа оправдывающая человека в крещении, дарует только оставление прежних грехов, но не дает помощи в том, чтобы более не грешить. Тех, кто утверждает это, правило предает анафеме. Ведь Кафолическая Церковь верит совершенно иначе: благодать, которая подается в Крещении через Иисуса Христа, подает нам и отпущение прежних грехов, и силу и помощь для того, чтобы более не грешить, если только мы по собственному нерадению не предадимся грехам. Поэтому Давид и говорит: Боже! Поспеши на помощь мне; Господи! Не замедли помочь мне ( Пс.69:2 ) и помощь моя от Господа ( Пс.120:2 ) – и пр. А Павел сказал: Дух подкрепляет нас в немощах наших и Сам ходатайствует за нас ( Рим 8, 26 ). В Божественном Писании можно найти бесчисленное множество и других подобных изречений. Правило 123 (112) Угодно было: всякому, кто скажет, что та же благодать Божия, которая подается нам через Иисуса Христа, Господа нашего, помогает нам только в том, чтобы не грешить, потому что через нее нам открывается и является познание грехов, с тем чтобы мы знали, к чему должно стремиться и от чего уклоняться, но помимо этого через нее нам не подается любви и силы к совершению того, что, как мы знаем, должно совершить, – да будет анафема. Ведь когда апостол говорит, что знание надмевает, а любовь назидает ( 1Кор.8:1 ), крайне нечестиво верить в то, что к надмению нашему у нас есть благодать Христова, а к созиданию нет, хотя и то и другое – дар Божий: и знание того, что должно делать, и любовь к тому, что должно делать, дабы при созидающей любви знание не могло надмевать. Ибо как написано от Бога: научает человека разумению ( Пс.93:10 ), так же написано и это: любовь от Бога ( 1Ин.4:7 ). Толкование Настоящим правилом Собор также анафематствует пелагиан и последователей Целестия, которые говорят, что благодать Божия помогает нам только в том, чтобы не грешить, поскольку благодаря ей мы познаем то, к чему нужно стремиться и что должно делать, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

99.  Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 100. Мф. 22 11–13. 101.  Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23). 102. Рим. 5. 5. 103. Ин 12. 48. 104.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18) 105. Лк. 5. 24. 106. Ин. 9. 39–41. 107. Мф. 9. 13. 108. Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d " Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский. 109.  Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21). 110. 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16. 111.  На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2). 112.  Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 113. Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4. 114.  Господь с неба (1 Кор. 15. 47). 115.  Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36) 116.  С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27). 117. Лк. 16 9. 118. 1 Кор 1. 10. 119. Преподобный Нил Сорский Правила 120. Алфавитный патерик. 121. Притч. 11. 15. 122. «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3. 123. При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

99. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 100. Мф. 22 11–13. 101. Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23). 102. Рим. 5. 5. 103. Ин 12. 48. 104. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18) 105. Лк. 5. 24. 106. Ин. 9. 39–41. 107. Мф. 9. 13. 108. Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d " Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский. 109. Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21). 110. 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16. 111. На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2). 112. Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 113. Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4. 114. Господь с неба (1 Кор. 15. 47). 115. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36) 116. С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27). 117. Лк. 16 9. 118. 1 Кор 1. 10. 119. Преподобный Нил Сорский Правила 120. Алфавитный патерик. 121. Притч. 11. 15. 122. «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3. 123. При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Pag. 141–142. 101. Состоянием естественным Отцы называют то состояние, в котором человеки сотворены; состояние падения они называют нижеестественным. 102. 4 Цар. 5. 26. 103. 4 Цар. 6. 17. 104. Ср.: не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах (Ис. 42. 2). 105.  По иному чтению: «Вид святых Ангелов — приятный и спокойный: они не спорят между собою, не кричат, — столько тихи, что не слышится голос их. Являясь с благостию и тихостию, поливают в душу радость, наслаждение, извещение». Pag. 142. 106. Лк. 1. 13. 107. Мф. 28. 5. 108.  …не бойтесь… (Лк. 2. 10.) 109. Ин. 8. 56. 110. Лк. 1.41. 111.  …отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4. 10; Втор. 13. 4). 112.  …тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10. 20). 113.  Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас (Мф. 7. 22, 23). 114.  …не всякому духу верьте (1 Ин 4 1). 115. 2 Кор. 12. 11. 116.  Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся (Пс. 19. 8). 117.  …я, как глухой, не слышу (Пс. 37. 14). 118. Человек, при видении духов — так как это состояние находится вне обычного порядка — не может тотчас дать себе верного отчета, совершается ли видимое им на самом деле, или это — только видение. Деян. 12. 9. 119. Рим. 8. 35. 120.  …Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 121.  …приложил я к себе (1 Кор. 4. 6) 122. Пс. 9. 7. 123. Нав. 5. 13. 124. Дан. 10. 20. 125. Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинском Евагрием. Этим чтением пользовался святой Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода: но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010