Апостол предложил это учение для того, чтобы показать уверовавшим во Христа Евреям превосходство новозаветной веры, по сравнению с ветхозаветною верою. Обратимся к предложенному ныне апостольскому чтению. «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса суть дело рук твоих» ( Пс.101:26 ). Апостол и прежде этого приводил пророчественные места из ветхого завета, и эти слова занял также из псалма сто первого. Слова Псалмопевца изображают вечное Божеское величие Сына Божия. В начале, то-есть, прежде бытия мира, прежде чем началось время, которого в вечности, прежде бытия сотворенных вещей, – не было. Так изображает вечное бытие единородного Сына Божия, Бога Слова, святый Иоанн Богослов, говоря: в начале бе Слово ( Ин.1:1 ). «Ты, Господи, основал землю». Пророк говорит о творении мира, как обитатель земли, и потому смотрит на землю, как она представляется простому наблюдению человека, как на основание всего того, что видим на земле и около земли. Господь «основал землю», утвердил землю так, что она в продолжение многих тысячелетий «остается тверда и не колеблется» ( Пс.95:10 ): все держит, что на ней, и неизменно следует от Бога установленным законам. Основал еси землю, как сказано в другом псалме, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе( Пс.118:90–91 ). «И небеса суть дело рук Твоих». Под небесами Апостол разумеет и воздушные пространства, окружающие землю, и звездное небо. Под руками надобно понимать Божеское всемогущество. И всемогущество, и премудрость и благость Божия так величественно раскрылись в делах творения, на земле и в пространствах небесных. 11. Та погибнут, ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают. 12. И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют. «Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:27–28 ). «Они погибнут». То-есть, небо и земля погибнут, не уничтожатся, но потеряют свой настоящий вид; совершенно изменятся, или примут иной вид, соответствующий будущему их новому назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих (Пс.101:26). Дабы ты, слыша слова: когда вводит Первородного во вселенную, не подумал, что это дар, данный Ему впоследствии от Отца, показывает теперь, что Он Творец вселенной не в последнее время, но издревле. Это также против Павла Самосатского, и утверждает, что Христос, - прежде Марии, так как Он Творец твари. И против Ария, считающего Его помощником или лучше орудием, так как выше было сказано: чрез Которого и веки сотворил (стих 2). Вот здесь Он и представляется Творцом. Смотри, как соединяются вместе учение о несозданном существе и учение о домостроительстве, и иногда по причине первого - высокое, и иногда по причине второго - низкое. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Пс.101:27-28). Внушает нечто важнейшее, чем творение, именно, изменение мира. Все изменится из тления в нетление, и так легко, как если бы кто свернул одежду. Если же так легко он совершит изменение и преобразование мира в лучшее, то мог ли Он при первоначальном образовании мира иметь нужду в ком-нибудь другом? Немалое утешение здесь для бедствующих верующих - знать, что дело не останется в таком состоянии, но получит преобразование, что Тот, Кого они почитают, живет и всегда будет жить. Ибо лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс.109:1)? Вот он опять ободряет их; и подлинно, не будут ли поражены враги их, а враги их также враги и Христа. Не потому, что Сын бессилен, говорится, что Отец покорит врагов, ибо Сын, Который будет судить там, тем более мог бы воздать им здесь, но чтобы показать, какой честью Отец почтил Сына. Что Отец гневается на врагов Сына, не знак ли это чести? не знак ли это великой любви к Сыну? Об этом же пространнее сказано в Первом послании к Коринфянам, о чем здесь замечено; отыщи там. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих (Пс. 101:26). Дабы ты, слыша слова: когда вводит Первородного во вселенную, не подумал, что это дар, данный Ему впоследствии от Отца, показывает теперь, что Он Творец вселенной не в последнее время, но издревле. Это также против Павла Самосатского, и утверждает, что Христос, — прежде Марии, так как Он Творец твари. И против Ария, считающего Его помощником или лучше орудием, так как выше было сказано: чрез Которого и веки сотворил (стих 2). Вот здесь Он и представляется Творцом. Смотри, как соединяются вместе учение о несозданном существе и учение о домостроительстве, и иногда по причине первого — высокое, и иногда по причине второго — низкое. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. 101:27-28). Внушает нечто важнейшее, чем творение, именно, изменение мира. Все изменится из тления в нетление, и так легко, как если бы кто свернул одежду. Если же так легко он совершит изменение и преобразование мира в лучшее, то мог ли Он при первоначальном образовании мира иметь нужду в ком-нибудь другом? Немалое утешение здесь для бедствующих верующих — знать, что дело не останется в таком состоянии, но получит преобразование, что Тот, Кого они почитают, живет и всегда будет жить. Ибо лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1)? Вот он опять ободряет их; и подлинно, не будут ли поражены враги их, а враги их также враги и Христа. Не потому, что Сын бессилен, говорится, что Отец покорит врагов, ибо Сын, Который будет судить там, тем более мог бы воздать им здесь, но чтобы показать, какой честью Отец почтил Сына. Что Отец гневается на врагов Сына, не знак ли это чести? не знак ли это великой любви к Сыну? Об этом же пространнее сказано в Первом послании к Коринфянам, о чем здесь замечено; отыщи там. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Можно было бы ещё остановиться на псалмах 67, 96 и 101, которые говорят о господстве Божием над всем, о Его торжестве над язычниками и особенно о Его покровительстве Израилю. Эти псалмы тоже могут считаться мессианскими и действительно считаются, даже помимо тех мест из них, которые приведены в Новом Завете, как такие. Если здесь грядущее спасение с его последствиями представляется зависящим от Бога, то, следовательно, это спасение относится и к грядущему Мессии, Который есть тоже Бог . Но само собою понятно, в каком далёком смысле заключается мессианское значение в этих псалмах, взятых в их целом составе. Что же касается до отдельных мест из них, которые приводятся в Новом Завете, как мессианские, то, напр. слова 67 псалма: „ты возшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков” (ст. 19) вполне верно относятся Ап. Павлом и Св. Отцами Церкви к нисшествию Иисуса Христа во ад и восшествию Его превыше небес ( Еф. 4:8–10 ), а не по школьному только толкованию, как замечает Шульц 402 . Тоже должно сказать о словах 96 псалма: „поклонитесь пред Ним все боги” 403 , которые относятся к поклонению Ангелов перворожденному Сыну Божию, при введении Его во вселенную ( Евр. 1:9 ); равно как о словах 101 псалма: „в начале Ты (Господи) землю основал и небеса дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они как риза обветшают, и как одежду Ты переменишь их и изменятся, но Ты тот же и лета Твои не кончатся” (26–28). Эти слова относятся к творению мира Сыном Божиим и к Его вечному бытию ( Евр. 1:10 ). Но в этих псалмах так же, как в 24, 88 и т. под. псалмах-не много существенно нового, сравнительно с тем, что дано уже ранее разобранными псалмами 404 , а потому, очевидно, нет особенной нужды всесторонне исследовать эти псалмы. К тому же ещё, доказать научно мессианское значение некоторых мест из этих псалмов представляется самым сложным и трудным делом. Это последнее особенно нужно сказать о 67 пс., так как „этот псалом представляет столько целей, столько лабиринтов, сколько в нём стихов и слов. Это крест для умов и укор толковникам” даже после собрания Е. Реуссом 400 объяснений на этот псалом. Поэтому весьма возможно не прийти ни к чему положительному и после нового толкования 67 пс., как не пришёл Реусс и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам... так скажи сынам Израилевым: Господь (буквально: Иегова), Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование обо Мне из рода в род» ( Исх.3:13–15 ). Имя «Иегова» происходит из одного и того же еврейского корня, что и данное здесь слово «Сущий» (т. е. вечно существующий). Само имя еврейско-христианского Бога говорит о Его независимости, о Его вечности. Большая разница между Иеговой, – т. е. Вечной Единицей, – и сотворенной Вселенной, – зависимой вещью, – передается в поэтическом виде в 101-ом псалме: «В начале Ты основал землю, И небеса – дело Твоих рук; Они погибнут, а Ты пребудешь; И все они, как риза, обветшают, И, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; Но Ты – Тот же (т. е. Бог неизменяем), И лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). Это соответствует тому, что Бог впервые явился Моисею в виде горящего куста, вернее, куста, который не сгорал. По всему миру огонь символизирует уничтожение, разложение и изменяемость. А Иегова приходит к Моисею в виде несгораемого куста, что и символизирует Его неизменяемость. Б. Возражения против космологического аргумента 1) Кто Бога сотворил!» Часто выступают с этим вопросом в отрицание Космологического аргумента. «Если все чем-то другим причиняется, то тоже самое можно сказать о Боге». Но всякий, кто выступает с таким возражением, полностью не понимает аргумента. Если бы Богу быть сотворенным, то по определению Ему также нужно было бы быть зависимым; Он не мог бы быть причиной для возникших вещей, поэтому Он также не мог бы быть «Богом», как мы понимаем это слово. Значит, поставить вопрос: «Кто Бога сотворил?» – подобно тому, как поставить вопрос: «Кто сотворил Существо, которое невозможно было бы сотворить?». Вопрос: «Кто сотворил Необходимую Единицу?» – это нелепость. 2) Более серьезным является возражение, что Космологический аргумент совершает ошибку состава, по которой предполагается, что относящееся к одной части безусловно относится и ко всему целому. Например, тот факт, что у каждого человека есть мать, не означает, что есть одна мать для всего человечества. Подобно тому, возражающий говорит, что тот факт, что все индивидуальные части природы проявляют качество зависимости, обязательно не значит, что природа в своей целостности зависима от чего-то другого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

( Пс.101:26–28 ). Свидетельство о мирохранении Божием ясное: все в мире, как несамобытном, способно к разрушению, однако если мир доселе пребывает, каким создан, то потому, что сохраняется и будет сохраняться силою своего Создателя, пока будет Ему угодно, – до предназначенного дня, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ; сн. 2Пет.3:4–11 ). Сохраняя бытие вселенной вообще. Бог сохраняет в бытии и действии дарованные природе силы. Он Сам еще в начале уставы неба и земли ( Иер.33:20–25; 31:35 ; Иов.38:9–11 ; Пс.148:6; 118:89–91 ) утвердил, по которым действуют стихийные силы (сама материя, как неодушевленная и неразумная, не может ни дать себе законов, ни определить взаимное отношение сил и явлений природы), и по которым с тех пор все течет неизменно, так что впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:22 ), и вообще сохраняется целость и благоустройство мира. В зависимости от Его вседержащей силы находятся все производимые ими явления, почему священные писатели, когда хотят указать, последнюю причину известных явлений в мире вещественном, выражаются: Бог возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс.134:7 ), послает источники в долины..., напояет горы с высот Своих ( Пс.103:10, 13 ), произращает траву, и зелень… Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские ( Пс.103:14, 16 ) и под. Отсюда, если бы Он (Бог), как исповедует умнейший из друзей Иова (Елиуй), обратил сердце Свое к Себе, и взял к себе дух ее и дыхание ее (вселенной), вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах ( Иов.31:14–15 ; сн. Прем.11:25–27 ). Согласно с откровением древние отцы церкви учили, что, если мир существует, то потому, что сохраняется Богом. «Всякое сотворенное естество, – говорил св. Василий Великий , – и видимое, и представляемое умом, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». 242 «Все оживляет Он, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

5: «у Господа один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день» 390 . И ниже (ст. 10 той же главы послания) Апостол, говоря, что приидет «день Господень как тать ночью», и тогда «небеса с шумом приидут... земля и все дела на ней сгорят », – очевидно памятует и слова Господа нашего Иисуса Христа 391 и псалом 101, ст. 26–27, в котором говорится о земле и небе, созданных Богом: «но они погибнут, а Ты пребудешь и лета Твои не кончатся». Апостол Павел в посланиях своих неоднократно ссылается на Псалтирь, иногда не цитируя буквально, как напр. в Puмл. II, 6 , когда он говорит, что Бог воздаст каждому по делам его, но имея несомненно в мыслях стих 13-й псалма 61-го, который говорит: «Ты, Господи, воздаешь каждому по делам его». Но в большей части случаев Апостол Павел приводит псалмы буквально, очевидно как знающий наизусть весь Псалтирь и находящий в нем постоянное утешение, что он советует и христианам 392 . Апостол Павел часто употребляет псалмы как обличение против нечестивых, напр. в Puмл. III, 4 слова псалма 50, 6: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» и далее III, 11, 14, 18 – он приводит подлинные слова псалмов: 13-го, ст. 1–3; пс. 139, ст. 3; пс. 5, ст. 10; пс. 9, ст. 28 и пс. 35, ст. 2, – говорящих о тех, которые не ищут Бога, не делают добра, у которых нет страха Божия. Puмл. IV, 7–8 Ап. Павел говорит словами псалма 31, ст. 1–2: «Блаженны чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». В главе VIII, 36 послания к Римлянам, говоря о гонениях, воздвигаемых на него и на других верующих в Господа нашего Иисуса Христа воскресшего, он, словами псалма 43, ст. 23, говорит о себе и верующих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание " … Эту главу Апостол заканчиваем тем торжественным возгласом, который глубоко западает в душу: «Ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». Римл. Х, 18 . Апостол Павел указывает на пророческое значение слов псалма 18-го ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как мы помним, теософы обвиняют христиан в вере в «изменчивого» Бога? 67 Видимо, теософы имеют весьма относительное представление о православном вероучении. Бог обладает, в частности, следующими онтологическими свойствами: самобытность ( Ис.43:10 ), вездеприсутствие ( Ис.66:1 ), вечность ( Пс.101:26–28 ), неизменяемость ( Мал.3:6 ) и т.д. Священное Писание учит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). То же сказано и в Ветхом Завете: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» ( Чис.23:19 ). «Махатмы» Е.П. Блаватской, рассуждая о христианстве, позволяют себе не слишком уважительные высказывания о христианской вере: «… Более того, читающий наши буддийские писания, предназначенные для суеверных масс, не найдет в них демона, столь же мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как сей небесный тиран, которому христиане с рабским усердием воздают поклонение» 68 . Вероятно, в словах «мстительного, несправедливого, жестокого и тупого» 69 нужно видеть доказательства высокой духовности «махатм» и их толерантности к инакомыслию. Действительно, с таким отношением к окружающим, несомненно, можно построить «всемирное братство человечества». Что касается их «буддийских писаний», то «в чём же разница между буддизмом, религией, основанной принцем Капилавасту, и будхизмом, «учением мудрости», который, как вы говорите, есть синоним теософии?... В том же, в чём разница между тайными учениями Христа, которые назывались «тайнами царства небесного», и позднейшей обрядностью и догматическим богословием церкви и сект...» 70 . Как видно, из «махатм» 71 получаются такие же буддисты, как и христиане. Учение же Е.П. Блаватской имеет к буддизму такое же отношение, как «эзотерическое христианство » к историческому, т.е. никакого! Теософы всегда пытаются разложить все на атомы, всему найти логическое, в их понимании, объяснение. Христианство утверждает, что Иисус Христос есть истинный Бог ( Ин.1:1–5 ). Не «высшее я» человека, а Бог, явленный во плоти ( Лк.1:26–38 ). Как это стало возможным, мы не знаем, но знаем, что для Бога нет ничего невозможного ( Мф.19:26 ). Мы не пытаемся изучать Бога под микроскопом, не раскладываем Его на составляющие «принципы», мы принимаем то, что открывает нам Священное Писание , потому что так учили апостолы, потому что так учил Иисус Христос. Мы верим в это, потому что истинность всего вышесказанного была подтверждена Воскресением Христовым ( 1Кор.15:13 ). Без Воскресения Христа нет христианства: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). Смысл Воскресения в том, что Иисус Христос победил смерть. Как через грех Адама все человечество приобщилось к смерти, так Иисус Христос приобщил человека к бессмертию через Свое восстание из мертвых. По выражению апостола Павла: «поглощена смерть победою» ( 1Кор.15:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

Бог есть Дух вечный, как говорит нам слово Божие. Все в мире имеет свое начало: прежде и мира не было, Бог его сотворил. Прежде человека не было. Бог сотворил первого человека. Но Бог , братие, вечен. Он не имеет начала, не будет иметь и конца. Не было времени, когда бы Его не было, и не будет времени, когда бы Он перестал существовать. Он всегда был, есть и всегда будет «Когда еще не родились горы, и не устроена была земля и вселенная, и от века и до века Ты Бог», говорит Давид ( Пс.89:2 ). Бог, братие, не только вечен, но и не изменяем. Все в мире временно и скоропреходяще, все изменчиво, непостоянно. Появляются на земле растения, возрастают, стареют и разрушаются. То же самое происходит и с животными и человеком. Они рождаются, растут, стареют и умирают, сменяемые вновь народившимися и т. д. до окончательной перемены нашего мира. «Древле Ты поставил землю», говорит Давид, обращаясь к Богу, «и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они обветшают как риза, как одежду Ты переменишь их, и изменятся» ( Пс. 101:26–27 ). Все в мире изменчиво, непостоянно, непрочно. Премудрый царь Соломон, размышляя о земной жизни, пришел к такому убеждению: «суета сует, – все суета!» ( Еккл.1:2 .). И в церкви поется: Какая житейская сладость пребывает печали не причастна? Какая ли слава стоит на земле не преложна? Вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша единым мгновением и сия смерть приемлет. – Где есть мирское пристрастие? Где есть злато и серебро? Где есть рабов множество и молва? Вся – персть, вся – пепел, вся – сень... Наконец, братие, сам человек непостоянен в своих действиях, решениях, склонностях и пр. Так все в мире изменчиво. Но Бог, братие, неизменяем. Каков Он был всегда, таков есть теперь, таким же и будет всегда. Что Он имеет теперь, то всегда имел и всегда иметь будет. Царь Давид, сказав о будущем изменении неба и земли, добавил: «но Ты Тот же, и лета Твои не истощатся» ( Пс.101:28 ). Бог всегда постоянен и в Своих действиях и в Своих обетованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Повествуя о распятии Христа, евангелист Иоанн ссылается на пророка Захарию: «…воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин.19:37 ). Однако у Захарии, в еврейском оригинале (как и в греческом переводе Семидесяти, и в латинской Вульгате), читаем следующие слова Иеговы: « », что дословно означает «…и они воззрят на Меня, Которого пронзили …» ( Зах.12:10 ). То есть речь здесь идет как бы о предании на смерть Самого Иеговы. И объяснить это можно только тем, что Божественная природа Христа и Божественная природа Иеговы есть одна и та же общая Их Божественная природа. Святой пророк Давид говорит в псалме: « В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26-27 ). Не подлежит никакому сомнению, что слова эти сказаны об Иегове, Создателе вселенной. Однако апостол Павел в Послании к евреям ( Евр.1:8-12 ) утверждает, что Давид говорит здесь о Христе. И отсюда следует, что Христос является таким же Создателем вселенной, каким является Иегова Бог. Еще пример: в Евангелии от Иоанна Христос говорит о Своих последователях, что Он дает им вечную жизнь и что «…никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ). И далее говорит: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин.10:29 ). Отсюда видно, что похитить овец из руки Христа есть то же самое, что похитить их из руки Отца. Следовательно, рука Христа и рука Отца есть одна и та же рука – рука Единого Бога, которой владеют в равной степени и Отец, и Сын. Именно так и объясняет это Сам Христос, продолжая речь: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). Под «рукой» же, согласно толкованию святых отцов Православной Церкви, здесь следует понимать силу и власть Божества. О том, почему и в каком смысле сказано об Отце, что Он «больше всех», уже говорилось выше – в толковании на Ин.14:28 и 1Кор.11:3 . Итак, приведенные тексты Библии со всей очевидностью свидетельствуют об истинном Божестве Христа и о полном Его природном единстве и равенстве с Богом Отцом.

http://azbyka.ru/uchenie-biblii-o-bozhes...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010