Сергия.) . Арх. Феофан. 1927. XI. 1. София. 29. Порядок мыслей в молитве «В слове еп. Игнатия о молитве, – пишете Вы, – сказано, что ангел открыл некоему иноку порядок мыслей в молитве. Причем начинаться она должна со славословия и благодарения. Затем перейти к исповеданию грехов и, наконец, можно с великим смирением предложить Господу прошения о наших нуждах душевных и телесных». – Это порядок молитвы Богооткровенный и нужно, по мере возможности, проводить его в жизнь. Не нужно слишком полагаться на свое самочувствие во время молитвы, но самую молитву проверять по Слову Божию и по писаниям Святых отцов. Для того мы, между прочим, говорит св. Василий Великий и Авва Исайя , и изучаем Слово Божие, чтобы по Слову Божию располагать свою жизнь, а, следовательно, и молитву как одно из высочайших проявлений христианской жизни. Если же не будем делать этого, то в наше благочестие незаметно прокрадется «нечто человеческое». Так возникают на этой почве все благочестивые суеверия. Истинно же благочестивым нужно признавать лишь то, что согласно со Словом Божиим и писаниями Святых отцов, чрез которых глаголал нам Сам Дух Святой. Согласно с этим, каждую молитву нужно начинать с краткого славословия и благодарения и только после этого приступать к исповеданию грехов и прошению. Замечательное слово по этому поводу находим у св. Филофея Синайского. «И в мысленных подвижнических трудах есть свой некоторый Божественный чин и порядок действования. С утра нужно мужественно и неотступно стоять у двери сердца с крепкою памятью о Боге и непрестанною в душе Иисус-Христовою молитвою. – После вкушения пищи должно томить себя памятованием и размышлением о смерти» (О трезвении, пар. 2). Наконец, по поводу испытанной Вами радости во время скорбей, которая потом пресеклась, Вы спрашиваете: что здесь нужно исправить? Скажу словами св. Исаака Сирианина: «Мед обрет, яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши» ( Притч. 25, 16 ). Естество души удобоподвижно, и, легко иногда восторгаясь, вожделевает она восходить высоко, и дознавать, что превыше ее естества, нередко при чтении Писания и воззрении на вещи постигает нечто. Когда же будет попущено, и сравнит она себя с постигнутым ею, тогда оказывается, что она в мере смотрения своего ниже и меньше того, до чего простерлось видение ее, а потому в помышлениях своих облекается в страх и трепет, а в боязни, как бы устыдившись, что отважилась коснуться высших ее духовных предметов, спешит снова возвратиться в ничтожество свое. По причине страха, внушаемого предметами, находит на нее какая-то боязнь, а рассудок помавает уму души обучаться молчанию и не быть бесстыдным, чтобы не погибнуть, и не искать превосходящего ее, не допытываться того, что выше ее» (Сл. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Следующая часть обличения вложена в уста sof…a тоа qeoa ‘премудрости Божией’, говорящей от первого лица. Может быть, Премудростью Божией Иисус здесь прямо называет Себя (так это, например, понимается у Татиана); однако в таком случае необъяснимо употребление прошедшего времени (аориста): epen ‘сказала’. Некоторые комментаторы полагают, что выражение Премудрость Божия здесь следует переводить как ‘Бог в Своей премудрости’; при этом, однако, остается непонятным, чем вызвано такое упоминание. Очевидно, перед нами известный по ВЗ персонифицированный образ Премудрости Божией (7:35), которая может непосредственно обращаться к людям (Притч 1:20–33; 8) и посылать к ним своих вестников (Прем 7:21–30). Если это цитата из какой-то авторитетной книги, то придется признать, что никаких других следов ее существования до нас не дошло. В основе отрывка могло лежать некое известное слушателям Иисуса иудейское изречение, возникшее в рамках устной или письменной традиции почитания Премудрости Божией. Иисус процитировал и, может быть, видоизменил эти слова с целью усилить обличение и предупреждение о грядущем Суде над миром. Да взыщется от рода сего кровь всех пророков — целевой союз †na ‘да(бы), чтобы’, может быть, выражает ту мысль, что убийство праведных предназначено исполнить меру грехов врагов Божиих и приблизить день суда над ними, ср. Прем 19:4; Откр 6:11. Первым из мучеников назван Авель, ср. Евр 11:4; 12:24; то, что он упомянут в числе пророков, говорит о том, что это слово понимается здесь в широком смысле. Последним из мучеников ВЗ выступает Захария. В 2 Пар 24:20–22 рассказывается о священнике Захарии, сыне Иодая, который обличал отступников, стоя на возвышении пред народом, и которого побили камнями на дворе дома Господня; умирая, Захария говорил да видит Господь и да взыщет! С этим рассказом согласуются слова Евангелия о том, что Захарию убили между жертвенником и храмом, чем подчеркивается святость места, оскверненного убийством (жертвенник всесожжения находился вне святилища). Очень вероятно, что книги Паралипоменон занимали последнее место в ветхозаветном каноне, принятом в евангельское время, — таким образом, это был последний рассказ об убийстве пророка в Писании. Трудность, однако, возникает при сравнении параллельного места у Матфея, где Захария назван сыном Варахииным, то есть отождествлен с пророком-писателем (Зах 1:1); может быть, существовало предание, не сохранившееся в других источниках, о том, что и второй Захария претерпел мученическую кончину. Иосиф Флавий (Иудейская война 4,334–344) рассказывает о том, как в 67 г. зилоты убили в храме Захарию, сына Вареи, что также могло рассматриваться современниками как последнее из убийств пророков, а наступившее вскоре падение Иерусалима — как акт Божественного правосудия. Бесстрашное исповедание (12:1–12)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

17 Так по подсчетам соферимов количество стихов (pesukim) в книге Бытия – 1534, в книге Исход – 1209, у Двенадцати малых пророков – 1050, в книге Притч – 915 и т.д. Самый большой стих по их подсчетам содержится в книге пророка Иеремии 21: 7 – 40 слов и 160 букв. В книгах Иез.38:13  и Соф.3:8  из 3 слов состоит каждый из 14 стихов; из 15 слов состоят каждые из 7 стихов; в 26 стихах употребляются все буквы алфавита. Буква алеф употребляется в Библии – 42377 раз, бет – 38218, гиммель – 29537, далет – 32530; буква каф бывает конечной в 10981 слове, мем – в 24973 словах и т.д. Во всем Законе 600045 букв. 18 К началу ХХ века в новых изданиях массоры ученые приводили 1314 разных пар ketib и qere. На основании этого Капеллус и Морин делали вывод, что в древних до-масоретских и масоретских еврейских рукописях священного текста было значительное число разночтений, но большинство из рукописей к тому времени утратилось. Букстроф считал, что чтения qere основаны не на разночтениях в разных библейских манускриптах, а на собственных критико-текстуальных, грамматических и фемистических правках древних еврейских ученых до- масоретского и масоретского периодов. – Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет... С. 228. 22 Иустин Философ , муч. Вопросы христиан эллинам, 13. – Цит. по: URL: http://odinblago.ru/pamatniki_4/6 (дата обращения: 20.11.2016). Данную цитату Юнгеров приводит в редакции, которая отличается от современного ему русского и английского переводов. С конца XIX в. авторство данного сочинения оспаривается, но Юнгеров все же ссылается на него как на муч. Иустина. 23 Иероним Стридонский , блаж. Творения. Ч. 7. Толкование на Исайю. Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1882. С. 118–119. Данная цитата в передаче Юнгерова звучит несколько иначе: «до пришествия Христова евреи не портили текста, потому что Иисус Христос и Апостолы не обвиняли их в этом, а напротив Флавий и Филон свидетельствовали о заботе их о сохранении текста неповрежденным. После пришествия Христова евреи не портили текста, потому что пророчества о Христе были уже процитированы в новозаветных книгах и известны христианам, а, следовательно, иудейская порча не имела для христиан значения. И притом, если бы они портили текст по ненависти к христианам, то они исказили бы все места, благоприятные христианам и уличающие иудейское неверие; но этого нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

с упомянутым Иосифом Флавием иудейским магом Атомосом (Ατομος) с о-ва Кипр. Этот маг помог прокуратору Феликсу достигнуть расположения Друзиллы, дочери Агриппы I ( Ios. Flav. Antiq. XX 7. 2). Кроме того, описывая родословие ветхозаветных патриархов, Иосиф Флавий сообщает, что «Элам [Ελυμος] оставил после себя эламейцев, родоначальников персов» (Ibid. I 6. 4). В Свящ. Писании Элам (Елам) назван сыном Сима (евр.   - Быт 10. 22), имя к-рого по-еврейски пишется так же, как и слово «имя». Поскольку маги ассоциировались с персами, здесь можно увидеть основания для связи между 2 именами Е. без обращения к семит. реконструкции. Считая возможным словосочетание «сын Иисуса» заменить словосочетанием «сын Имени» (на основании Деян 4. 12), Р. Стрелан усматривает тонкую языковую и понятийную игру в тексте кн. Деяния св. апостолов (Сын Шема/перс (=маг) - сын Иисуса/Имени - Елима/маг) ( Strelan. 2004. P. 79-80). Смена имени ее носителем и наличие у него 2 имен, не связанных лингвистически друг с другом,- явление общепринятое в культуре эллинистического иудаизма (см., напр., Иоанн-Марк - Деян 12. 12; Савл-Павел - Деян. 13. 9). Описание еврея из диаспоры, вовлеченного в занятия магией, несмотря на ее осуждение в нормативных евр. текстах, выглядит достаточно правдоподобным ( Sch ü rer E. History of Jewish People in the Age of Jesus. Edinb., 1986. Vol. 3. Pt. 1. P. 342-343). Возможно, роль Е. при дворе проконсула была подобной влиянию придворного философа или астролога ( Haenchen. 1971. P. 398). Тем не менее отдельные исследователи акцентируют внимание на именовании Е. «сыном Иисуса». На основании того, что в Свящ. Писании идиома «сын кого-либо» зачастую указывает не на родственные связи, а на принадлежность к определенному кругу лиц, напр. к общине учеников (Лев 1. 5; 2 Пар 35. 14-15; Притч 1. 8; Деян 4. 36; Мк 3. 17; Лк 11. 19), 2-е имя Е. может указывать на его косвенное отношение к христ. кругам ( Schmiedel P. Barjesus//Encyclopaedia Biblica. L., 1901. Vol. 2. P. 480; Strelan. 2004.

http://pravenc.ru/text/189811.html

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды» Беседа с самарянкой не относится к категории чудес или притч. Можно предположить, что таких бесед было много в жизни Иисуса, Который общался не только с большими толпами, но и с отдельными людьми. Синоптические Евангелия зафиксировали некоторые подобные беседы, например, с богатым юношей ( Мф. 19:16–22 ; Мр. 10:17–22 ; Лк. 18:18–23 ), с Симоном-фарисеем ( Лк. 7:40–47 ). Однако эпизоды, рассказанные синоптиками, происходили, как правило, на глазах у многих людей, тогда как Иоанн сохранил для нас два диалога, происходившие в отсутствии толпы: с Никодимом и с самарянкой. Возникает вопрос: откуда Евангелист узнал о них? Вполне вероятно, что, будучи любимым учеником ( Ин. 13:23 ; Ин. 19:26 ), он присутствовал при обеих. Беседа с самарянкой происходила в то время, когда ученики «отлучились в город купить пищи» ( Ин. 4:8 ). Однако не обязательно должны были отлучиться все ученики: кто-то мог остаться и стать свидетелем и (невольным) слушателем беседы, а потом записать ее по памяти. Никодим и самарянка, по мнению некоторых ученых, представляют собой одну из нескольких «гендерных пар», присутствующих в четвертом Евангелии. Другие подобные пары: Матерь Иисуса и царедворец ( Ин. 2:1–12 ; Ин. 4:46–54 ), слепорожденный и Марфа ( Ин. 9:1 –4 1Ин.11:1–54 ), Мария и Иуда ( Ин. 12:1–8 ), Матерь Иисуса и любимый ученик ( Ин. 19:25–27 ), Мария Магдалина и Фома ( Ин. 20:11–18 ; Ин.24–29 ) 216 . В случае с Никодимом и самарянкой параллелизм усматривается в том, что оба они в ходе диалога с Иисусом задают наивные вопросы, демонстрирующие полное непонимание того, о чем Он говорит. По мере разговора у них происходит постепенное просветление сознания. В итоге оба они становятся последователями Иисуса: самарянка по окончании разговора, а Никодим – в конце Евангелия ( Ин. 19:40 ) 217 . Беседа с самарянкой, как и разговор с Никодимом, происходит на двух разных уровнях: на одном уровне говорит Иисус, на другом вопрошает собеседник. Иисус как бы ведет за собой собеседника, поднимая его все выше и выше и научая за простыми земными явлениями и предметами видеть духовные реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8-10);    ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (Ос. 11-14 гл.);    заканчивается книга обещанием спасения праведным (Ос. 14 гл.). Книга пророка Исаии    В первой половине VIII века до Р.Х. жил Исаия — один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исаия принадлежал к высшему обществу и имел свободный доступ в царский дворец. Он обладал широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исаии изобилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исаию называют «ветхозаветным евангелистом». Пророк Исаия, сын Амоса, родился в Иерусалиме около 765 года до Р.Х. К пророческому служению двадцатилетний Исаия был призван особым откровением Божиим, когда он увидел Бога Саваофа, сидящего на престоле и окруженного Ангелами (Ис. 6 гл.). Исаия проходил свое пророческое служение при иудейских царях Азарии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Известно, что он имел жену и двух детей. Закончилась пророческая деятельность Исаии в 8 год царя Манассии мученической смертью, когда он, по преданию, был перепилен деревянной пилой (Евр. 11:37). Кроме книги пророчеств, он описал деяния царей Озии и Езекии (которые, впрочем, не дошли до нас) и привел в порядок семь последних глав Притчей Соломоновых (Притч. 25:1). При царях Азарии (Озии) и Иоафаме иудейский народ был заражен идолопоклонством, которое еще больше усилилось при Ахазе. Этот царь даже «сделал литые статуи Ваалов... и проводил сыновей своих через огонь» (2 Пар. 28:2-3). Против Ахаза пошли войной цари Факей Израильский и Рецин Сирийский. Ахаз послал большие подарки ассирийскому царю Феглатфаласару, и тот победил Факея и Рецина, на Ахаза же наложил тяжелую дань. Пророк Исаия ободрял народ во время нападения Факея и Рецина и дал царю знамение победы над ними в пророчестве о рождении Мессии от Девы (см. Ис.7:14). Но пророк укорял Ахаза за обращение за помощью к ассирийскому царю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Г. Подскальски VI. Список сокращений Названия библейских произведений: Ветхий Завет: Быт………………… Бытие Втор……………….. Второзаконие Дан………………… Книга пророка Даниила Езд…………………. Книга Ездры Иез…………………. Книга пророка Иезекииля Иер………………… Книга пророка Иеремии Иис…………………. Книга Иисуса Навина Иов…………………. Книга Иова Ион…………………. Книга пророка Ионы Ис…………………… Книга пророка Исайи Исх…………………. Исход Лев…………………. Левит 1, 2 Макк…………. 1-я и 2-я книги Маккавеев Неем……………….. Книга Неемии 1, 2 Пар…………… 1-я и 2-я книги Паралипоменон Прем……………….. Книга Премудрости Соломона Притч……………… Притчи Соломона Пс…………………… Псалтирь Суд…………………. Книга Судей израилевых 1–4 Цар……………. Книги Царств (с 1-й по 4-ю) Числ……………….. Числа Новый Завет: Деян………………… Деяния Апостолов Евр………………….. Послание к Евреям Еф …………………… Послание к Ефесянам Ин…………………… Евангелие от Иоанна 1, 2 Ин……………… 1-е и 2-е Послания Иоанна 1, 2 Кор…………….. 1-е и 2-е Послания к Коринфянам Лк……………………. Евангелие от Луки Мк……………………. Евангелие от Марка Мф…………………… Евангелие от Матфея Откр………………… Откровение Иоанна (Апокалипсис) 1 Петр……………… 1-е Послание Петра Рим…………………. Послание к Римлянам 1, 2 Тим……………. 1-е и 2-е Послания к Тимофею Флп…………………. Послание к Филиппийцам Прочие сокращения: АЕ ............................ Археографический ежегодник БиблЛет ................. Библиографическая летопись БогВест .................. Богословский Вестник БСт .......................... Български старини БТр…………………… Богословские труды ВАИ ......................... Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом ВВ ............................ Византийский временник Вест. ЛГУ ............... Вестник Ленинградского Гос. университета Вест. МГУ ............... Вестник Московского Гос. университета ВИ ............................ Вопросы истории ВИД …………………. Вспомогательные исторические дисциплины ВРА .......................... Вопросы истории религии и атеизма ВремОИДР ............ Временник Московского общества истории и древностей Российских ВО ............................ Византийские очерки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБОВЬ Высшая христианская добродетель; одно из имен Божиих ; в христианской философии - отношение к кому-либо (чему-либо) как к безусловно ценному, общение и единение с которым воспринимается как благо . В русском языке, так же как и во многих других современных языках, слово «любовь» многозначно. В древних языках разные типы Л. могли обозначаться самостоятельными терминами. Так, напр., в древнегреческом языке ρως, φιλα, γπη означают соответственно чувственную или плотскую Л., дружескую Л., Л.-милосердие. В латинском языке этим значениям в целом соответствуют amor, dilectio, caritas. Подобное различение наблюдается в санскрите, в семитских языках. Как религ. категория Л. занимает важное место в большинстве мировых религий. В христианстве Л.- центральное понятие, основной мотив, оказывающий решающее влияние как на учение о Боге, так и на учение о человеке ( Гэде. 2013. С. 117). В соответствии с той ролью, которую занимает учение о Л. в Свящ. Писании, вероучении и в этике христианства, его иногда называют «религией любви». Л.- это главная заповедь Христа и призвание христиан: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13. 35). Понятие «любовь» в ВЗ Наиболее часто в ВЗ для обозначения Л. используется слово   образованное от глагола   Этим глаголом в ВЗ обозначается Л. не только мужа к жене или жениха к невесте (Быт 24. 67; 29. 18, 20, 30), женщины к мужчине (1 Цар 18. 20; Песн 1. 3; 3. 1-4), отца к сыну (Быт 22. 2; 25. 28; 37. 3, 4; 44. 20; Притч 13. 25), невестки к свекрови (Руфь 4. 15), но и незаконная Л. к любовнице, прелюбодейке (Суд 16. 4, 15; Ос 3. 1), а также неугодная Богу Л. Соломона ко мн. женщинам, принадлежавшим к нечестивым народам (общение с к-рыми было запрещено для сынов Израилевых - 3 Цар 11. 1-2). Глаголом   и его дериватами могут обозначаться всевозможные разновидности Л.: Л. между друзьями (1 Цар 18. 1, 3; 20. 17; Иов 19. 19; 2 Пар 19. 2; Притч 9. 8; 15. 12; 16. 13), Л. раба, слуги к хозяину (Исх 21. 5; Втор 15. 16), Л. к ближнему (Лев 19. 18) и к пришельцу (Лев 19. 34; Втор 10. 18-19), даже предательская Л. Израиля, его измена Господу (Ис 57. 8; Иер 2. 25; Иез 16. 37; в пророческих книгах ВЗ Израиль нередко сравнивается с блудницей, изменявшей Господу с ложными богами, к-рые в свою очередь именуются его любовниками -  ). Объектами Л. могут быть также неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: пища (Быт 27. 9, 14; Ос 3. 1), вино (Притч 21. 17), земледелие (2 Пар 26. 10; ср.: Ос 10. 11), сон (Притч 20. 13; Ис 56. 10), мудрость, знание, добро, истина (Притч 4. 6; 8. 17, 21; 12. 1; 22. 11; 29. 3; Ам 5. 15; Мих 6. 8; Зах 8. 19; ср.: Притч 19. 8), зло, грех, проклятие, невежество, смерть, идолы (Пс 10. 5; 108. 17; Притч 1. 22; 8. 36; 17. 19; Иер 8. 2; Мих 3. 2).

http://pravenc.ru/text/2561046.html

501. Ср.: Мф. 5, 44 пар. 502. Ср.: Лк. 6, 28. 503. Ср.: Гал. 6, 2. 504. Ср.: Лк. 6, 28; 1Кор. 4, 12. 505. Ср.: Мф. 22, 37. 39 пар. 506. Еф. 5, 2. 507. Рим. 12, 15. 508. Ср.: 1Кор. 1, 4; Еф. 5, 20; 1Фес. 1, 2; 5, 18, и др. 509. 1Фес. 5, 17. 510. Мф. 22, 37 пар. 511. Ср.: Гал. 5, 22. 512. Ср.: 1Ин. 3, 2. 513. Ср.: Гал. 5, 22. 514. Мф. 6, 2. 515. Ср.: Мф. 18, 6. 10 пар. 516. Изречения святых отцов (алфав.). Антоний, 9//PG 65, 77 B (Риго). 517. Ср.: Прп. Дорофей Газский. Поучения, IV, 56//SC 92, p. 240: 19–20 (в сноске 3 на с. 241 указаны параллели из апофтегм); PG 88, 1669 B (Риго). 518. Либо: «равным образом». 519. Ср.: Мф. 13, 22. 25 пар. 520. Мысли о Христе. 521. Флп. 4, 7. 522. Ср.: 1Тим. 6, 20. 523. Ср.: 2Кор. 6, 16 (Лев. 26, 11). 524. Пс. 6, 9. 525. Ср.: Ин. 2, 16. 526. 1Кор. 15, 10. 527. Риго предлагает другое понимание, возможное с грамматической точки зрения, но дающее худший, на наш взгляд, смысл: «… помысел… которому ты доверяешь и от которого думаешь получить пользу» («… un pensiero… al quale presti fi ducia e dal quale credi di ott enere utilita»). У прп. Паисия: «… помысел недобр от человека, к нему же дерзаеши и веру имаши…». 528. Еккл. 4, 10. 529. Притч. 11, 14 (пер. П. А. Юнгерова с изм.). 530. Букв. «прямоту души» (τ εθς τς ψυχς). Ср.: Пс. 10, 2. 531. Лк. 6, 38. 532. Ср.: Мф. 6, 12. 533. Мф. 6, 12. 534. καλογρους – почтительное обращение к священникам или монахам. 535. Или: «пали» (κατεκλθησαν). 536. Ср.: 1Тим. 6, 8. 537. Риго понимает иначе: «ne lasciarli ad amici e parenti», – но такой перевод вряд ли соответствует греческому синтаксису, даже если не принимать вставки конечной сигмы, предложенной издателем. 538. Ср.: Деян. 4, 37; 8, 18. 539. Деян. 4, 35; ср.: 2, 45. 540. διαφρως – термин восходит к стоической философии, где он обозначал вещи «безразличные», т. е. не являющиеся ни добром, ни злом. 541. Ср.: Мф. 6, 4. 542. Мф. 6, 1 (чтение согласно textus receptus; в изд. Нестле-Аланда предпочтен вариант δικαιοσνην вместо λεημοσνην). 543. Мф. 6, 3.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Гордость Гордость а) воспрещена: Не умножайте речей надменных, дерзкие слова да не исходят из уст ваших ( 1Цар.2:2–3 ). Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой ( Притч.27:2 ). Не выставляй себя слишком мудрым ( Еккл.7:16 ). Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим ( Иер.9:23 ). Слушайте и внимайте: не будьте горды ( Иер.13:15 ). Не высокомудрствуйте и не мечтайте о себе ( Рим.12:16 ); б) есть грех: Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых – грех ( Притч.21:4 ). Начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость ( Сир.10:15 ). Послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорит: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло ( Иак.4:13–16 ). Бог ненавидит гордость: вот, что ненавидит Господь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый… ( Притч.6:16–17 ). Гордость и высокомерие Я ненавижу ( Притч.8:13 ). Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем: можно поручиться, что он не останется ненаказанным ( Притч.16:5 ). Гордость ненавистна и Господу, и людям, и преступна против обоих ( Сир.10:7 ). Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ). Гордость а) осуждена Господом: Приступила к Нему мать сынов Зеведеевых с сыновьями своими и говорит: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем. Иисус же, подозвав прочих учеников, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф.20:20–27 ). Господь спросил учеников: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали, потому что рассуждали, кто больше. И сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою ( Мк.9:33–35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010