Далее Фрейм указывает на чрезмерную упрощённость того взгляда, будто бы ноэтические последствия греха доводят каждое высказывание неверующего до пропозициональной, формально-логической некорректности (ibid., 211). У самого Бан Тила встречаются утверждения, не согласующиеся с его антитезисом. По его словам, « мы излагаем суть христианской позиции и рассказываем о свидетельствах в её пользу как можно более ясно, так как знаем, что нехристианин, поскольку человек именно таков, каким его видят христиане, сможет понять, хотя бы в интеллектуальном аспекте, о чём идёт речь» (Van Til, «Му Credo»). Но как сможет нехристианин понять, пусть даже в чисто интеллектуальном смысле, о чём идёт речь, если у него нет с христианином общего знания, какой бы то ни было общей идейной основы – если он смотрит на всё «желчным взглядом»? Писание ясно указывает, что не родившиеся свыше в своём грехе «безответны» ( Рим. 1:19–20; 2:12–15 ). Адама и Еву можно расценивать как «мёртвых по преступлениям и грехам» (ср. Еф. 2:1 ) с того самого момента, когда они притронулись к плодам с запретного дерева ( Быт. 3:6 ; Рим. 5:12 ). Однако они ясно слышали и понимали, что им говорит Бог ( Быт. 3:9–19 ). Общая ошибка представителей реформатской предпосылочной апологетики состоит в неправильном понимании образного выражения «мёртвые» как эквивалента духовно «погибших», ошибка, которую они, к счастью, не допускают, когда речь идёт о второй смерти ( Отк. 20:14 ). Духовную смерть в Писании правильней понимать в смысле отчуждения от Бога, а не гибели (см. аннигиляционизм). Пророк говорит: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» ( Ис. 59:2 ). «Мёртвые» – это не единственная фигура речи, употребляемая в Библии для обозначения падшего человечества. «Болезнь», «слепота», «осквернение» и «хромота» встречаются тоже. Но ничто из этого не подразумевает человека, совершенно неспособного понять Божье откровение. Другие представители реформатской, но не предпосылочной апологетики, такие как Джонатан °Эдвардс, Б. Б.°Уорфильд, Джон Герстнер (Gerstner) и Спраул (Sproul), не менее твёрдо придерживаются представлений о полной нечестивости людей, не соглашаясь, однако, с этой непропорциональной оценкой ноэтических последствий греха. Полную испорченность рода человеческого можно понимать как его неспособность обратиться или прийти к спасению без Божьей благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

60:17–22 Полнота сияния славы. Золото вместо меди – это типичный для Бога обмен (ср.: 61:3,7), составляющий разительный контраст человеческим убыткам и обесцениванию человека (ср. о подмене в 3Цар. 14:26–28 и Пл. Иер. 4:1–2 ). Отрывок настолько изобилует описаниями обновленной славы, что это может относиться исключительно к конечному совершенству, когда народ весь будет праведный, не будет нужды в правителях и надзирателях, но все будет происходить в рамках правды и согласия (17б), и не будет другой защиты, кроме спасения Божьего (ср.: 59:17) и славы, основанной на совершенной вере. Два средних стиха, 19–20, содержат откровение о живом средоточии этой славы, непосредственном присутствии Господа. Отк. 21:23 и 22:5 утверждают, что это видение превосходит временные границы не только Ветхого Завета, но и христианской эпохи, выражая в земных терминах (ср., напр.: ст. 22) новый мир, о котором вновь будет сказано в 65:17–25. 61:1–4 Песня о помазании Господа. Хотя выражение «Раб Божий» в этой песне не встречается (как в 50:4–9), было бы неестественно подразумевать под выражением «на Мне» другое лицо. Наш Господь в этой песне видел такое же несомненное откровение о Своей миссии, как и в других подобных местах (ср.: Лк. 4:17–21; 7:22 ); и можно заметить, что здесь почивание Духа Божьего (ср.: 11:2; 42:1) и помазание относятся к определениям, касающимся Раба и Мессианского Царя. Радостное поручение здесь – результат подвигов, описанных в предыдущих песнях (см. коммент. к 42:1), а плоды их были упомянуты в 53:10–12. Наш Господь мог цитировать этот отрывок в самом начале Своей миссии, потому что уже во время Своего крещения и в искушениях Он принял на себя роль Страждущего Раба и знал о последующем распятии. В этом заключаются «преимущества Его страданий», о том же говорят творимые Им чудеса. Фоном по–прежнему остается плен, описываемый поочередно то со стороны Вавилона (1б), то со стороны разрушенного Иерусалима (3). Для первых слушателей это обещание было настолько же буквальным, как и последующая угроза изгнания (ср.: 39:6); однако исполненное во Христе (ср.: Лк. 4:21 ), оно давало начало благословениям, обещанным в блаженствах и в остальных отрывках всем угнетенным и в особенности плачущим (ср., вероятно, Ам. 6:6 ). Освобождение пленным должно было быть также духовным, что на личном опыте познал Иоанн Креститель (был ли его вопрос в Лк. 7:19 вызван надеждой, возлагаемой им на сказанное в Лк. 4:18 ?). Отметим оттенок постепенного взросления и терпеливой перестройки, заложенный в метафорах насаждения и разоренных городов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

8 Стань, Господи ( Чис. 10:35 : Восстань, Господин Ковчег могущества Твоего ( Нав. 3:11 ; 1Цар. 5 ). 9 Облекутся – одежда (ср.: ст. 16) символизирует характер, сословную или профессиональную принадлежность, посвящение; здесь: «облекает их праведностью». Святые – восприемники неизменной любви Божьей, которые отвечают Ему взаимностью. 10–18 Имя Давида троекратно повторяется здесь (10, 11, 17) и семь раз подразумевается. Все, что Господь совершил для Сиона и колена Давидова во все времена, обусловлено Его клятвой (11) и верностью Своим обетованиям. Речь идет об избрании Сиона (13; Евр. 12:22 ), о пребывании Господа в святом городе (14; Иез. 48:35 ; Отк. 21:2–3 ), о материальном (15) и духовном (16) благословении народа и о грядущем пришествии Мессии и Его победе (17–18). Псалом 132. Единая семья на Сионе: Божье благословение Псалом начинается с констатации факта и через два поэтических образа (2, За) завершается конкретным благословением Господним (3б). 1 Здесь подчеркивается радость братского единения: жить… вместе – хорошо и… приятно. Но в этом единстве содержится и нечто гораздо большее: обильные небесные благословения, которыми Господь (ср.: Исх. 29:7; 30:25 ; Лев. 8:12 ) не замедлит наделить народ, избранный Им на священство ( Исх. 19:6 ). И более того, свершилось небесное чудо, снова воссоединившее разделенную нацию ( 3Цар. 12:19 ), и символом такого единения стали Ермон, главная гора Северного царства, и гора Сион, расположенная на территории Южного царства, когда благодатная «роса Ермонская» сошла «на горы Сионские» ( Исх. 16:13,14 ; Ис. 26:19 ; Ос. 14:5 ). Следовательно, там (это подчеркивается), где единство в любви (см.: ст. 1), Господь дает вечное благословение. Псалом 133. Богопоклонение на Сионе: общение с Господом Паломничество началось «у шатров Кидарских» ( Пс. 119:5 ), а заканчивается в доме Господнем, где паломники благословляют Господа (2) и Он благословляет их (3). Когда Господь благословляет нас, Он видит все наши нужды и обеспечивает их; когда мы Его благословляем, мы осознаем Его Божественное превосходство и поклоняемся Ему. Какое блаженство для паломников наконец–то достигнуть своей цели и ощутить под ногами не только иерусалимскую почву, но и войти в дом Господень! Какая несказанная радость – прибыть с другого конца необъятных просторов земли, с берегов безбрежного океана и пройти через жемчужные ворота, воссоединившись с великим множеством, когда Великий Первосвященник Сам призовет всех: «Благословите Господа» (1–2) и произнесет Свое благословение Господне (3). 1 Стоящие – т. е. принятые и находящиеся в безопасности. Во время ночи – вероятно, имеется в виду либо ночная служба священников и левитов в доме Господнем, либо ночное бдение паломников, либо, что вероятнее всего, ночное бдение во время праздника Пасхи ( Исх. 12:42 ) – всеобщее прославление Агнца в земле Эммануила. Псалмы 134, 135. Избранный народ Божий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

12 Господь осмотрит Иерусалим со светильником, действуя как полиция в поисках контрабанды. Но искать он будет не праведника (ср.: Иер. 5:1 ), а тех, кто вызывает Его недовольство, – чтобы наказать их. Их вина состоит не в открытом совершении зла (1–4), а в тайном безразличии к добру и полном самодовольстве. Они уподобляются осадку, выпадающему на дно в процессе брожения вина «на дрожжах». Этот осадок может вызвать свертывание, делающее вино непригодным для питья. Такие люди отрицают участие Бога в земных делах, и они осуждаются за свое равнодушие примерно так же, как осуждал своих современников Мартин Лютер Кинг: «Уже в этом поколении нам придется раскаиваться не столько за грехи плохих людей, сколько за вопиющее молчание хороших». 13 Бог покажет равнодушным богачам, как они заблуждались. Они исказили саму религиозную основу израильского понимания истории, отрицая Божественное воздаяние, не веря, что Бог активно вторгается в мир, даруя благословение или карая. Неверно ориентированное богословие опасно не в меньшей мере, чем неверно ориентированная деятельность. В наказание за свое неверие эти грешники будут лишены всех материальных благ, на которые так рассчитывали (ср.: Втор. 28:30–42 ; Ам. 5:11 ; Мих. 6:13–15 ). Рассматривая природу Бога через призму Божественной любви, явленной во Христе, можно легко забыть, что Ему присущи святость и справедливость. Как в Ветхом Завете Бог проливает милость на Свой народ и тех, кто подчиняется Его воле, так и в Новом Завете Его священный гнев не минует тех, кто не внимает Его откровению, как не внимали Ему равнодушные в Иудее. Даже принадлежность к избранному народу не защитит от Его гнева, если человек не руководствуется Божьей волей в своей жизни и в отношениях с другими людьми. 1:14–2:3 День Господень Софония описывает решающий день Господень в форме гимна. Это событие коснется не только его народа, но всей земли. Наивное представление о дне Господнем заключалось в том, что Бог благословит Израиль и накажет тех, кто противостоит Ему и Его народу (см.: Ам. 5:18–20 ). Израиль забыл, что положение избранника сопряжено с ответственностью ( Ам. 3:2 ), и правильные отношения с Богом основаны не на происхождении, а на повиновении. За непочитание Бога их ждет наказание, как и другие народы, а благословение доступно всем праведным людям, независимо от их этнической принадлежности. Две стороны этого дня, как и его универсальность, достигнут высшего выражения во втором пришествии Христа. Завершающий историю день Христов ( 2Фес. 2:2 ) тоже будет всеобщим и принесет одним осуждение, другим благословение ( Мф. 24:3–33 ; Отк. 19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Слово, из которого происходит термин священство, в Новом Завете используется не для описания христианского служения, а скорее для роли, предназначенной всем верующим христианам (ср.: Отк. 1:6 ). По всему Ветхому Завету функции царя и священника всегда были разделены, за исключением Мелхиседека и Мессии, которые совмещали в себе эти функции. Саул совершил грех, когда попытался присвоить себе эти два титула ( 1Цар. 13:5–15 ). Во Христе христиане могут быть и царями, и священниками. Род избранный, т. е. народ, призванный отражать характер Бога, Его святость (1:16). Люди, взятые в удел (т. е. особые), отделенные: здесь используется образ восточного царя, который держит при себе особую сокровищницу, отдельно от государственного казначейства. Она была предназначена исключительно для него, и эта мысль впервые звучит в Исх. 19:5 («удел») и воспринята Павлом (см.: Тит. 2:14 – слово «особенный»). Совершенства – это слово трудно перевести точно, вероятно, ближе всего к оригиналу оно передается в RV – «превосходства». Христиане сочтут естественным и будут непосредственно отвечать таким образом Богу и своим ближним, когда поймут, что все эти благословения проистекают из свободной благодати и милосердия Бога (10). В подтверждение своей мысли Петр ссылается на тексты из Ос. 1:8 – 2:1 и 2:23. 2:11 – 3:12 Являть собой образ Христа для других Поскольку христиане в особом смысле – народ Божий, их истинное обиталище – общий дом с Ним. Таким образом, проходя земной жизненный путь, они должны являть своей жизнью и своим отношением к ближним образ жителей другой, лучшей страны. Примечательно, что первые три из четырех нижеследующих разделов посвящены иллюстрации этой мысли: образа жизни, повиновения (13,18, 3:1). Использованное в оригинале слово означает поставить себя в положение ниже другого, а тем самым возвышать другого по отношению к себе (как в Флп. 2:3 ). Как показывают нам Иисус ( Ин. 18:22,23 ) и Павел ( Деян. 25:10,11 ), это не означает, что христиане должны быть «половиком», о который вытирают ноги; они должны уметь твердо отстаивать свои права.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Видения 4 и 5 занимают центральное положение и, по крайней мере в их настоящем виде, представляют узаконенное Свыше совместное руководство Иисуса–первосвященника и Зоровавеля («ОТРАСЛЬ»), который занимается восстановлением Храма и, согласно 6:13, наделен монаршим достоинством. Эти двое стоят пред Господом всей земли. Видения 6 и 7 связаны друг с другом: оба говорят о чем–то, что исходит или «выходит» и имеет отношение к удалению зла от земли. Оба лексически («выходит» «выходят») связываются с последним видением. Видение 8 завершает серию видений, образуя своего рода кульминацию, поскольку описывает исполнение Божьих замыслов: Господь всей земли. В 6:9–15 повторяются некоторые из наиболее важных тем, упомянутых выше: два руководителя, Храм и новое собрание людей для его строительства, и вновь звучат слова: И вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам. Ст. 15б вновь напоминает нам 1:2–6 (особенно ст. 4). 1: 7–17 Первое видение: конный дозор земли Перед нами три описания действующих в видении лиц: муж на коне (8, 10), Ангел (вестник), говоривший со мною (9, 13–14), и Ангел Господень (11–12). По всей видимости, в первом и третьем случае имеется в виду одно и то же лицо (см. особенно ст. 11). Оборот Ангел, говоривший со мною встречается в описании большинства видений. Захария сообщает, что видел в видении человека на рыжем коне между миртами (точное значение и смысл этих слов непонятны). Позади него были еще три коня разной масти: рыжей, пегой и белой. Этим мастям пытались приписать некую символику (напр., кровь, смятение и мир), но, скорее всего, эти детали просто образуют фон. У коней, запряженных в четыре колесницы, комбинация мастей несколько иная (6:2; ср. также: Отк. 6:2,4–5,8 ). Эти кони обходят землю и находят ее в покое. Слово «покой» здесь означает, что народы, притеснявшие Иуду, ускользнули от возмездия. Ангел Господень взывает к Богу о Его вмешательстве (12) и получает заверение: гнев Божий отныне направлен на нечестивые народы; Он прогневался на Свой народ, но язычники зашли слишком далеко, и вот Он возвращается в Иерусалим. Этот факт в сущности можно усмотреть в деле построения Храма (оно завершится четыре года спустя) и города (землемерная вервь символизирует разметку места для воссоздания жилищ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Существования ада требует человеческое достоинство. Поскольку Бог не может загонять людей на небеса вопреки их свободной воле, свобода человека требует, чтобы существовала преисподняя. Иисус оплакивал Иерусалим: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф. 23:37 ). Как сказал Льюис, «в конечном счёте, есть только два типа людей – те, кто говорит Богу: «да будет воля Твоя», и те, кому Бог в конце концов скажет: «да будет воля твоя " » (Lewis, Screwtape Letters, 69). Существования ада требует суверенность Бога. Если нет преисподней, не может быть и окончательной победы добра над злом (см. проблема зла). Ибо зло препятствует добру. Пшеница и плевелы не могут вечно произрастать вместе. В конечном счёте должно произойти их разделение, иначе добро не восторжествует над злом. Как и в общественном устройстве, наказание за зло необходимо, чтобы добро могло преобладать. И при этом в вечности добро должно восторжествовать над злом. В противном случае Бог не имел бы всей полноты власти. Верховное владычество Бога требует существования ада, иначе Он не смог бы одержать ту окончательную победу над злом, которую провозглашает Библия (ср. 1Кор. 15:24–28 ; Отк. 20 – 22 ). Существование ада подразумевается распятием Христа. Средоточие христианства – это крест распятия ( 1Кор. 1:17–18; 15:3 ). Без него нет спасения ( Рим. 4:25 ; Евр. 10:10–14 ). Именно для этого Христос и пришёл в мир ( Мк. 10:45 ; Лк. 19:10 ). Без креста нет спасения ( Ин. 10:1,9–10 ; Деян. 4:12 ). Только благодаря распятию можем мы освободиться от наших грехов ( Рим. 3:21–26 ). На кресте Иисус претерпел великие муки и даже оставленность Богом ( Евр. 2:10–18; 5:7–9 ). В предвидении Иисусом распятия «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк. 22:44 ). Но к чему распятие и все страдания Христа, если ада не существует? Смерть Христа лишилась бы своего вечного значения, если бы людям не угрожала вечная богооставленность, от которой их необходимо спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

То же можно сказать и о содержании ст. 6, где говорится о том, что мы вознесены и восседаем с Христом на небесах (т. е. с Христом на Его престоле, по правую руку от Бога: ст. 6 повторяет сказанное в 1:20). Хотя Павел учит, что верующие будут участвовать в суде и управлять миром (см., напр.: 1Кор. 6:2 ; ср.: Отк. 3:21 ), он также ясно утверждает, что этого еще не произошло ( 1Кор. 4:8 ). Эти стихи в действительности не противоречат вышесказанному. Некоторые комментаторы высказывали точку зрения о том, что здесь Павел отступает от реальности, утверждая, что спасение уже совершилось, великая борьба закончилась и верующие уже царствуют на небесах. Автор послания (в качестве которого в данном случае обычно предполагается ученик Павла) далее обвиняется в триумфализме. Но это не согласуется с серьезным христианским упованием на будущее в 1:3–23, а также принижает роль сказанного в 4:20 – 5:15, 6:10–18 и особенно в 6:12, где современная жизненная ситуация, в которой находятся христиане, свидетельствует о конфликте с нашей грешной природой («ветхого человека») и с силами этого мира. Ст. 5,6, несомненно, устремлены в будущее: изложенное в них ныне – только полная истина о Христе, но это должно быть подтверждено для нас в том смысле, что Он – наш представитель, т. е. Он предопределил наше будущее и что мы ныне воссоединены с Ним через Святого Духа. Аналогичным образом прошедшее время в выражении вы спасены в ст. 5 (и в ст. 8) не означает, что автор послания думает, что наше спасение уже совершилось, но что наше окончательное спасение лишь имеет гарантию во Христе и приближается к нам: мы действительно начали переходить от смерти к воскресению и жизни. Эти стихи следует понимать как прогрессивное откровение и близость к утверждению, которое Павел делает в Кол. 1:13; 3:1–4 . В ст. 7 (который созвучен 1:6,7, 18,21) показано, что именно грядущее раскроет нам спасение и благодать, которые сейчас нам известны лишь через веру. 8–10 Этот вывод частично перекликается с темой, которая обсуждается в Гал.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В гл. 40 – 48 освобождение уже близится; мы видим постоянное обещание нового исхода, возглавляемого Господом; мы видим наступление завоевателя, наконец–то названного по имени, который завоюет Вавилон; мы видим начало новой темы, открывающей славу призвания быть рабом и светом для народов. Все это выражено весьма красноречиво, ликование стремительно нарастает, а стиль речи напоминает отдельные отрывки, встречающиеся до этого (ср., напр.: 35:1 – 10; 37:26–27). Теперь это ликование вполне обоснованно, что позволяет придать определенное звучание оставшимся главам книги. 40:1–11 Долгожданный Господь 40:1–2 Утешение для Израиля. Здесь утешайте употреблено в привычном для нас значении, а не как в староанглийском в значении «поддерживать». Этому слову вторит женская мягкость 66:13, усиленная ст. 2, где фраза «говорите к сердцу» (букв.) чаще всего употребляется в ситуациях, когда требуется подбодрить или убедить кого–либо (ср., напр.: Быт. 50:21 ; Суд. 19:3 ; 2Цар. 19:7 ; Ос. 2:14 ). Бросается в глаза, что народ Мой и Иерусалим в этих главах разделены до тех пор, пока город–мать не соединится вновь со своими детьми (ср.: гл. 54). Фразу вдвое за все грехи свои (2) можно объяснить либо в смысле щедрости, как, например, в 61:7; Зах. 9:12 (здесь для «вдвое» использовано другое слово), либо, следуя большинству комментаторов, в смысле наказания, как, например, в Лев. 26:18, 43 ; Отк. 18:6 . В первом случае лучше выражено милосердие, лежащее в основе этих глав, а в последнем – звучит только твердая уверенность, что приговор Иерусалиму уже более чем заслужен им, и нет никаких намеков на заслуженное спасение. Между прочим, нет ничего невероятного в том, что вдвое может обозначать «соответственно» или «равноценно». 40:3 – 5 Глас вопиющего в пустыне. Великий путь (который должен быть пройден всем человечеством, 5) сводит на нет обрядовые дороги языческих верований. Пустыня имеет двоякое значение, во–первых, как пример препятствий, которые должны сдаться перед царственным продвижением вперед (4; см.: гл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

25:2. Мир на высотах. «Он творит мир на высотах Своих», т. е. на небесах. Многие исследователи считают, что автор имеет в виду происшедшую на заре времен битву ( Иов. 9:13; 26:12,13 ), в которой Бог победил левиафана и других чудовищ. Угаритский Ваал и вавилонский Мардук также утвердили небесный порядок после победы над враждебными силами хаоса. 25:5. Звезды нечисты. Какие-либо предания о персонифицированных или обожествленных звездах, совершивших грех, нам неизвестны. Поскольку определение «чистый» означает также «ясный» и «сияющий», возможно, здесь говорится о том, что звезды не всегда ярко сияют на ночном небосводе, но бывают тусклыми и почти неразличимыми. 26:1–27:23 Восьмая речь Иова 26:6–11. Космология. В трехчастной модели космоса древние различали небо, землю и подземное царство (преисподняя и Аваддон в ст. 6). Подобные космологические воззрения были распространены на древнем Ближнем Востоке повсюду. Небо представляли в виде круга (или купола; см. коммент. к 22:14), который перекрывает земной диск, помещенный на водах первозданного океана. Под этим океаном находилась преисподняя – фактически, зеркальное отражение пространства над землей. Таким образом, вся вселенная представляла собой огромную сферу, в центре которой находилась земля. 26:6. Аваддон. Это слово составляет параллель преисподней, откуда следует, что речь идет не о личности, а о некоем месте. Корень этого древнееврейского слова означает «уничтожение». В 28Аваддон персонифицируется, наряду со смертью (евр. mot), с хорошо известным именем хананеиского бога преисподней, Мота. В качестве личного имени слово «Аваддон» фигурирует в Отк. 9:11 , где оно отождествляется с греческим именем Аполлион. В греческой мифологии Аполлон считался богом-воителем, несущим болезни и разрушения. В аккадской культуре преисподняя рассматривается как царство тьмы, но не разрушения. 26:7. Север. Древнееврейское слово Zaphon означает север, поскольку относится к горе, расположенной на севере (Касиус, или Джебел-Акра в Сирии, высота 5807 футов). Здесь она упоминается как «священная гора» ( Пс. 47:2 ), высшее небо, где происходили собрания богов и где, согласно угаритской мифологии, находился дом Ваала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010