В 1992-1999 гг. Изд-во учебников и учебных пособий (Белград) и муз. изд-во «Нота» (г. Княжевац) опубликовали собрание сочинений Мокраняца на серб. и англ. языках в 10 томах (тома 4-6 - духовно-муз. сочинения, тома 7, 8а, 8б - одноголосные записи церковного пения), а в 2003 г.- сборник Й. Маринковича «Хоры», содержащий светскую и духовную музыку. Сербской Академией наук и искусств, об-вом «Матица Сербская» и Народной б-кой Сербии осуществлено репринтное переиздание сб. «Православно црквено у србског народа» Станковича под ред. Даницы Петрович (Београд; Нови Сад, 1994). Изд-во «Каленич», учрежденное при Шумадийской епархии СПЦ, в период епископского служения Саввы (Вуковича) переиздало сборники свящ. Ненада Барачки «Нотни зборник српског народног црквеног (Kparyjebaц, 1995) и «Српско народно црквено - Велики петак - Ускрс» (Kparyjebaц, 2000). Сербское церковно-певческое общество г. Панчево вместе с общиной Успенской ц. этого города издали в 2008 г. по одному песнопению композитора XIX в. Д. Топаловича и совр. авторов - Д. Максимовича, Р. Максимовича и Д. Големовича. Лит.: Петрович Д. Српско црквено као предмет музиколошких Матице српске за сценске уметности и музику. Нови Сад, 1994. Бр. 15. С. 31-46. Д. Петрович, И. В. С. В Болгарии Невменные издания До освобождения Болгарии от тур. господства болг. церковно-певч. издания с невменной хрисанфовой нотацией (см. статьи Византийская нотация , Новый метод ) выходили в Бухаресте и К-поле. Эти издания были составлены и напечатаны за свой счет первыми болг. учителями пения. В 1846 г. в К-поле Павлом Куртовичем Цалоглу из Пловдива и учителем пения школы Св. Троицы Георгием П. Константину была выпущена Анфология в редакции лампадария (впосл. протопсалта) Великой ц. Иоанна Трапезундского на греч. языке с заглавием на болгарском: «Антология на всички годишни църковни последования на вечернята, утрената и литургията, великата Четиридесятница и Пасхата от разни музикоучители - стари и нови и подбрани сладкозвучни и изящни матими». В конце Анфологии напечатано песнопение «Достойно есть» на 7-й глас Хаджи Найдена Йовановича из г. Татар-Пазарджик (ныне Пазарджик). Первые певч. сборники на болг. языке Н. Триандафилова «Воскресник», «Цветособрание» (оба 1847) и «Гледало ради славяно-болгарската ныне новонапечатана псалтика» (1848) были изданы в Бухаресте.

http://pravenc.ru/text/293876.html

В уставе Об-ва древнерусского искусства было указано, что особое внимание оно уделяет распространению научных и практических сведений о древнерус. иконописи и церковном пении и публикации памятников обоих видов искусства (см.: Рахманова. Об-во древнерус. искусства. 2002. С. 95). Это об-во существовало до 1879 г. (Там же. С. 101) и реализовало неск. важных проектов, в т. ч. редакцию богослужебных нотных книг, для чего была учреждена комиссия под рук. прот. Д. В. , в состав которой входили Н. М. Потулов , П. М. Воротников , В. Н. Кашперов , ректор МДА прот. А. В. Горский , архим. Данилова монастыря Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), Г. А. Ларош и Н. Д. Кашкин (Там же. С. 99). ОЛДП ставило себе целью собирание, сохранение и публикацию древнерус. рукописей, в т. ч. богослужебных певческих. В частности, в 1884-1885 гг. об-вом были изданы «Круг церковного древнего знаменного пения» на крюковых нотах в 6 частях, а также «Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение Иоанна, деспота Российского» (1886) ( Гарднер. Богослужебное пение. 1998. Т. 2. С. 414-415; РМГ. 1903. 1. Стб. 19-20). В 1880 г. в Москве возникло Общество любителей церковного пения (ОЛЦП), просуществовавшее более 30 лет. Его участниками стали еп. Амвросий (Ключарёв; впосл. архиепископ; 1-й председатель об-ва), прот. Д. Разумовский, П. Д. Самарин , Кашперов, В. Ф. Комаров , Ю. Н. Мельгунов и др. В задачи ОЛЦП входило: изучение церковных песнопений и напевов, старинных певч. рукописей; запись с голосов и публикация церковных напевов и распевов; устройство концертов, организация школ по обучению певч. мастерству. Самарин, один из активнейших членов ОЛЦП, сформулировал его цель так: «...сохранять и очищать от искажений употребляемые ныне по преданию в Православной Церкви напевы и вводить в употребление церковное обиходное и хранящееся в письменности забытое древнее церковное пение» ( Рахманова. Общество любителей. 2002; Самарин. 2002. С. 294). ОЛЦП были осуществлены издания «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии» в 4 частях (1882-1915) и «Собрания церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора» (1882). ОЛЦП устраивало конкурсы на «лучшее переложение древних напевов Русской Церкви» и вручало денежные премии победителям (РМГ. 1903. 11. Стб. 335).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог. С 1907 г. И. стал руководителем (вместо А. Ф. Путвинского) возрожденного народного Сампсониевского хора рабочих (др. название - Антониевский народный хор ) христ. братства при ц. прп. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне С.-Петербурга. Хор из 30-40 певчих под упр. И. исполнял в концертах произведения Д. С. Бортнянского , прот. Петра Турчанинова , А. Ф. Львова , прот. Михаила Виноградова , П. И. Чайковского , В. А. Фатеева (см. ст. Фатеевы ), А. А. Архангельского , С. В. Смоленского , прот. Михаила Лисицына , П. Г. Чеснокова , А. Д. Кастальского , В. С. Калинникова (Церковно-хоровое дело//Музыка и пение. 1907/1908. 2. С. 5; [О пении хора ц. прп. Сампсона Странноприимца под управлением И.]//ХРД. 1910. 3. С. 72). В 1913 г. И. назван в числе дирижеров хора Нового об-ва регентов С.-Петербурга (По духовным концертам//ХРД. 1913. 4. С. 66), в 1914 г. был членом правления этого об-ва. Оно занималось проблемами общественного и материального положения регентов, устройством бюро регентского и певч. труда, организацией концертов, открытием специальной б-ки ( Ангерт Г., Шор Е. Муз. справочник на 1914 г. М., 1914. С. 180). И. преподавал церковное и светское хоровое пение в Об-ве распространения игры на народных инструментах и хорового пения, действовавшем в Петрограде в 1915-1917 гг. ( Петровская И. Ф. Муз. образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801-1917 гг.: Энцикл. СПб., 1999. С. 225). После революции 1917 г. И. жил в Петрограде, работал инструктором (т. е. руководителем) Общегородского рабочего хора и др. хоровых коллективах (Музыкально-художественный ежегодник на 1926 г. Л., 1926. С. 131). Участвовал в олимпиадах самодеятельного искусства, проводившихся с 1927 г. в Ленинграде по инициативе И. В. Немцева. В 1937 г. И. упоминается в числе дирижеров, управлявших сводным хором из 100 тыс. певцов на 10-й юбилейной олимпиаде ( Ильин В. Искусство миллионов: Из истории муз. самодеятельности Петрограда - Ленинграда. Л., 1967. С. 125). Муз. критики характеризовали И. как одаренного композитора, профессионального дирижера, знатока хорового и оркестрового дела ( Музалевский В. И. Формирование и развитие муз. самодеятельности//В первые годы советского муз. строительства: Сб. Л., 1959. С. 264). С. К. Никитина Рубрики: Ключевые слова: АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве

http://pravenc.ru/text/389469.html

Свящ. Василий Карбелашвили. Фотография. Кон. XIX в. Свящ. Василий Карбелашвили. Фотография. Кон. XIX в. Введение церковнослав. языка в богослужение и церковное пение, а также рус. языка в производство и образование побудило передовую груз. общественность и духовенство обратить особое внимание на проблемы исчезновения древних груз. церковных традиций и культурных ценностей. Прежде всего это коснулось груз. церковных песнопений, которые в приходах с негруз. или смешанным населением были полностью выведены из богослужебной практики, а в груз. приходах подвергнуты обработке на принятый во мн. рус. церквах партесный лад. Обучение груз. пению в духовных школах исключалось из программ, из-за отсутствия средств и невостребованности распадались профессиональные хоры, традиции национального церковного песнопения сохранялись только благодаря усилиям отдельных энтузиастов. В 1862-1863 гг. по инициативе свт. Александра (Окропиридзе) была основана Комиссия по восстановлению груз. духовного пения, целью к-рой было переложение груз. песнопений на ноты, их популяризация и издание. В 1884 г. комиссия была преобразована в комитет, и ее возглавил свт. Александр (Окропиридзе). На его личные средства директор Тифлисской муз. школы М. М. Ипполитов-Иванов и профессиональный исполнитель древних груз. песнопений В. Карбелашвили переложили на ноты карталино-кахетинские певч. образцы. В 1899 г., после одобрения их специальной комиссией, на средства свт. Александра были изданы нотные записи Ипполитова-Иванова. В 1897-1898 гг. Карбелашвили на собственные средства издал карталино-кахетинский вариант утрени и вечерни ( Карбелашвили. 1898). Дмитрий Бакрадзе. Фотография. Нач. ХХ в. (ГМИГ) Дмитрий Бакрадзе. Фотография. Нач. ХХ в. (ГМИГ) Большая заслуга в восстановлении песнопений Зап. Грузии принадлежит еп. Имеретинскому свт. Гавриилу (Кикодзе). При его материальной поддержке профессиональный музыкант Ф. Коридзе переложил на ноты древние имеретинские и гурийские песнопения, к-рые в кон. XIX в. были изданы в 3 книгах ( Коридзе. 1899) (см. ст. Грузинская Православная Церковь , разд. «Церковное пение»).

http://pravenc.ru/text/168201.html

615-620 620-621 ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире 621-622 622-628 ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА лит. форма, характерная для лит-ры Древнего мира, представляющая собой разновидность благословения; узком смысле - общее наименование 8 речений Господних в Нагорной проповеди 628-629 629-630 ЗАПОРОЖСКАЯ И МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Учреждена 27 июля 1992 г. на территории Запорожской обл. Украины, отделена от Днепропетровской епархии 630-631 ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв., располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества 631-635 635-636 ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист 636-637 638-640 ЗАРА ЯКОБ (1600-1693), эфиоп. мыслитель; считается основоположником философско-религ. свободомыслия на Африканском Роге 640-641 ЗАРЕМБА одно из названий помет в древнерус. музыкально-теоретических трактатах XVII в.- см. Пометы ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви 641-647 648-649 ЗАРИН Дмитрий Иванович (1862? - 1925), учитель пения, хоровой дирижер, автор методических пособий по церковному и светскому пению, общественный деятель 649-650 ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества 650-657 ЗАРНДЖА с. в горной местности (Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества 657-658 ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник 658-660 ЗАРУЦКИЙ Афанасий Алексеевич (2-я пол. 60-х гг. XVII в. - до 1723), прот., проповедник, автор панегириков 660-661 ЗАСУРСКИЕ ПРЕПОДОБНЫЕ (2-я пол. XIV - нач. XV в. (?)), 3 неизвестных по именам монаха, прославившиеся праведной жизнью

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Е. И. Коляда, М. С. Ж. Развитие сольного А. в зап. церковно-певч. традиции во многом связано с именем свт. Амвросия Медиоланского († 397). Общепринятым стал способ пения, при к-ром несложный начальный мотив, исполняемый конгрегацией, завершается развернутой сольной мелизматической концовкой. При свт. Григории Великом мелодический строй обогатился мелизматикой юбиляций (лат. iubilus; см. также Секвенция ) - сложных опеваний конечного слога слова «alleluia», а часто и конечного слога стиха А. А., т. о., стал одной из стилистических констант григорианского пения . В эпоху средневековья с увеличением числа христ. праздников текстовый и муз. репертуар А. существенно обогатился. Усложнился исполнительский стиль за счет усиления роли мелизматики. Основной разд. А., состоявший из единственного слова «alleluia» исполнялся певцом, затем (с прибавлением юбиляции) повторялся хором. Стих А. составлял среднюю часть песнопения и исполнялся певцом. В заключение А. хор повторял основной разд. и юбиляцию. По мелодическому стилю А. классифицировался как «мелизматическое» песнопение и требовал от певцов высокого мастерства. Лит.: Wagner P. Alleluia: Chant//DACL. Vol. 1. Col. 1226-1229; Schlager K. Alleluia-Melodien: 2 Bde//МММА. Basel, 1968. Vol. 7; 1987. Vol. 8; Graduale triplex. Solesmes, 1979; Music in Catholic Worship. § 55/United States Catholic Conference: Bishops " Committee on the Liturgy, 1972//http://www.paa2000.com/resource/kr07.htm [Электр. ресурс]. С. Н. Лебедев Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа

http://pravenc.ru/text/114746.html

450-485 486-490 НИКОЛАЙ ДВАЛИ († 19.10.1314), прмч. (пам. груз. 19 окт.; 12 февр., в Соборе груз. святых Иерусалима) Грузинской Православной Церкви 490-491 НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев 491-518 НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей 518-520 НИКОЛАЙ ИЗ ФЛЮЭ (1417/21-1487), отшельник Флюэский (Унтервальдский), аскет и мистик, св. (пам. зап. 25 сент.) 520-521 НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Хамаэт (между 1319 и 1323 - после 1397), визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель, св. прав. (пам. греч. 20 июня) 521-537 537-538 538-540 НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ нем. теолог и философ, один из наиболее значительных представителей европейского ренессансного 540-596 596-597 597-598 598-599 599-602 602-603 НИКОЛАЙ ПЛАНАС (1851-1932), прав. (пам. греч. 2 марта), свящ. Элладской Православной Церкви (известен также как Николай Афинский и Николай Простой 603-604 604-605 605-606 НИКОЛАЙ СПАФАРИЙ (Милеску, Милеску-Спафарий Николай Гаврилович), книжник, путешественник, переводчик, дипломат - см. Спафарий Н. Г. 606-608 608-610 НИКОЛАЯ ОРФАНОСА ЦЕРКОВЬ (XIV в.), освящена во имя свт. Николая Чудотворца, находится в сев. старой части Фессалоники 610-613 НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви 613-620 НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря 620-625 625-627 627-630 630-632 632-634 634-635 635-636 636-637 НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко

http://pravenc.ru/vol/L.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАФИРОПУЛОС Зафириос [Зафириос Зафиропулос Смирнский; греч. Ζαφεριος Ζαφειρπουλος Σμυρναος] (ок. 1775-1800, Смирна, ныне Измир, Турция - 1851, Афины), мелург, кодикограф, учитель церковного пения. Отец З. Апостолис Зафиропулос Пелопоннесский, известный в музыковедческой лит-ре как «протопсалт Смирнской Церкви», писатель и кодикограф, род. ок. сер. XVIII в. в Триполи и перед восстанием переселился в Смирну, где с 80-х гг. XVIII в. начал заниматься музыкой. Он «был воспитан на народные средства» в школе в Ханье, у Георгия Критского . В источниках отмечается, что с 1817 г. З. работал в этой школе и «как учитель музыки получал солидное жалованье». К этому периоду относится певч. рукопись Ath. Iver. 2004 (Доксастарий протопсалта Иакова), выполненная З. в 1815 г. (см. ремарку: «Рука Зафириоса Смирнского 1815 [года] месяца июля 15» - Fol. 182). З. покинул Смирну после греч. восстания, поселившись, как и мн. малоазийские беженцы, на Эгине. На о-вах Аргосароникос он занимался педагогической деятельностью частным образом и в рамках службы в приюте. Из учеников З. в этот период известны свящ. Георгий Иоанну Манос, иеродиак. Симеон из Спеце, Адамантис Иоаннидис, Александр Константину Пелопоннесский. После убийства И. Каподистрии (1831) З. переехал «и перевез свою большую семью» в Нафплион, начав служить протопсалтом «в главе церквей Нафплиона», т. е. в соборе св. Георгия. В марте 1837 г. З. переехал из Нафплиона в Афины, где был назначен учителем визант. музыки в Певческую школу, учрежденную указом кор. Оттона. Свящ. Синод рекомендовал З. и его помощника иеродиак. Феоклита Реондакиса как людей «известных и музыкальным мастерством, и благочестием, и талантами, и церковным опытом». С этого времени и до конца жизни З. жил и работал в Афинах: преподавал «в училище, в Ризарио, в школе Общества по распространению знаний» и пел в организованном им большом хоре на правом клиросе кафедрального собора св. Ирины на ул. Эола.

http://pravenc.ru/text/182651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИСЕЕВ Алексей Иванович (50-е гг. XIX в.- после 1914), учитель пения, регент. Окончил Константиновский Межевой ин-т в Москве. С сер. 70-х гг. XIX в. преподавал в Москве, с 1881 г.- церковное пение во 2-м Мещанском жен. уч-ще, а также в городских уч-щах и жен. гимназиях. С 80-х гг. почетный член Совета московских детских приютов, зав. певч. отд-нием, на этой должности получил чин статского советника. В кон. 80-х гг. стал преподавателем учебного заведения Московского об-ва призрения, воспитания и обучения слепых детей, состоявшего под покровительством имп. Марии Феодоровны, организовал хор слепых детей при об-ве и руководил им. Хор мальчиков под упр. Е. неоднократно выступал в концертах (см.: Моск. ЦВед. 1893. 4. С. 55). В 1889 г. специально для своих незрячих воспитанников Е. изобрел нотные знаки и аппарат для их чтения. В 1892 г. удостоился высочайшей награды за исполнение церковной музыки. Помимо пособий по пению, адресованных учащимся начальных и средних учебных заведений, Е. издал «Сборник церковных песнопений, переложенных и составленных для 3 однородных детских голосов» (М.: Юргенсон, 1887) и 3 духовно-муз. сочинения (М.: изд. авт., 1891): «Душевныма очима»: Кондак в Неделю 6-ю по Пасхе, «Свете тихий» (для смешанного хора) и «Достойно есть». Лит.: Ведомость о начальных уч-щах г. Москвы к 1 янв. 1882 г. М., 1882. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве

http://pravenc.ru/text/189851.html

Прил. С. 50). Распев И. отличается от типового распева из певч. сборников строгановской мастерской XV-XVI вв. (РНБ. Кир.-Бел. 586/843; Погод. 380. Л. 420 об.; РГБ. Ф. 209. 665. Л. 481), к-рый в свою очередь является редакцией древнего распева, известного по рукописям XII и XIII вв. (ГИМ. Усп. 8. Л. 212-212 об.; РНБ. Соф. 85. Л. 180). И. отказался от следования традиции: в его песнопении полностью изменен знаковый состав. Силлабо-мелизматический тип соотношения текста и распева уступил место мелизматическому, в к-ром преобладают внутрислоговые фитные и лицевые разводы. Лит.: Фролов С. В. «Иного переводу Лукошково»: Опыт исслед.//ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 351-356; Зверева С. Г. Мат-лы к биографии и творческой деятельности Ивана Лукошки//Там же. 1983. Т. 37. С. 334-340; Парфентьев Н. П. Усольская школа в древнерус. певч. искусстве XVI-XVII вв. и произведения ее мастеров в памятниках письменности//Памятники лит-ры и обществ. мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 52-69; он же. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Рос. гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. С. 123-137 и др.; он же. Строгановский распевщик Иван Трофимов сын Лукошков//Строгановы и Пермский край: Мат-лы науч. конф. Пермь, 1992. С. 141-149; он же. Усольский распевщик Иван Трофимов сын Лукошков и его произведения// Он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII ст.: Избр. науч. ст./Сост. и вступ. ст.: Н. В. Парфентьева. Челябинск, 2005. С. 67-125; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в рус. музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993. С. 71-120 и др.; они же. Творческое наследие мастеров Строгановской школы церковно-певч. искусства XVI-XVII вв.//Роль церк. искусств в возрождении духовно-нравственной жизни и культуры народа: Сб. мат-лов межрегион. конф. Пермь, 2006. С. 8-53; Парфентьева Н. В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И. Т. Лукошкова//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 320-333; она же. Творчество выдающихся распевщиков Усольской певч. школы XVII в. Ивана Лукошкова и Фаддея Суботина//Россия и Восток: Проблемы взаимодействия: III Междунар. науч. конф.: Тез. докл. Челябинск, 1995. Ч. 3. С. 227-229; она же. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв.: (На примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997. С. 87-132; она же. Авторство в произведениях распевщика Строгановской школы Ивана (Исайи) Лукошкова (ум. ок. 1621 г.)//Вестн. Юж.-Уральского гос. ун-та. Сер.: Соц.-гуманит. науки. Челябинск, 2008. Вып. 11. 21. С. 43-53; она же. Авторская «азбука» древнерус. знаменного пения усольского мастера Ивана Лукошкова (ум. ок. 1621 г.)//Традиции и новации в отеч. духовной культуре: Сб. мат-лов V Юж.-Уральской межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск, 2008. С. 3-18.

http://pravenc.ru/text/674838.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010