Вероятнее всего, практика исполнения песнопений с З. существовала во мн. мон-рях до нач. XX в., причем не только в тех, к-рые сохраняли традиции знаменного пения. Так, в «Обиходе» Валаамского мон-ря отмечено, что «головщик начинает» предначинательный псалом, 1-ю кафизму, воззвахи (СПб., 19092). Согласно «Обиходу» Соловецкого мон-ря, предначинательный псалом «головщик первого лика начинает» (СПб., 1912. С. 1). По «Обиходу» Киево-Печерской лавры, отражающему местную многоголосную традицию, положено петь уставщику начало предначинательного псалма и 1-й кафизмы (К., 1910. М., 2001р). В совр. практике РПЦ З. в этом значении употребляется редко: напр., на пасхальном каноне, когда начало ирмоса запевает священник, или в авторских сочинениях, где подобное исполнение связано с замыслом композитора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире. Т. о., слово «З.» в данном значении является синонимом термина «припев». В певч. рукописях XVII в. и печатных певч. сборниках иногда можно встретить стихи псалмов с нотацией, имеющие ремарки «З.»: «запевы приимощныя», «примеры на запевы стихир», «для запева стихир» и др. (ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 28-28 об., сер. XVII в.; Обиход [поморский]. М., 1911. Л. 17; Обиход [поповский]. К., 1909. Л. 8 об.- 9; Октай учебный [старообрядцев белокриницкого согласия]. К., 1908; Обиход [Соловецкого мон-ря]. СПб., 1912. С. 3-13; Обиход [синодальный]. М., 1902. Л. 7 об.- 25; Обиход церковного пения М., 1997. С. 32-45). В совр. практике такой З. произносится канонархом, а его конец допевает весь лик (письменное свидетельство о подобной практике см. в поморском Уставе для З. на стихирах на «Господи, воззвах» - Устав обители св. Богоявления на Выгу реце. Саратов, 1911. Л. 7-7 об.). Лит.: Одинцов Н. И. Порядок общественного богослужения в Др. России до XVI в. СПб., 1881; Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств: Ист.-археол. исслед.; он же. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894; он же. Описание; Скабалланович. Типикон. С. 131-136, 306-313; Strunk O. The Byzantine Office of Hagia Sophia//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 112-149; Arranz. Typicon.

http://pravenc.ru/text/182591.html

В уставе Об-ва древнерусского искусства было указано, что особое внимание оно уделяет распространению научных и практических сведений о древнерус. иконописи и церковном пении и публикации памятников обоих видов искусства (см.: Рахманова. Об-во древнерус. искусства. 2002. С. 95). Это об-во существовало до 1879 г. (Там же. С. 101) и реализовало неск. важных проектов, в т. ч. редакцию богослужебных нотных книг, для чего была учреждена комиссия под рук. прот. Д. В. , в состав которой входили Н. М. Потулов , П. М. Воротников , В. Н. Кашперов , ректор МДА прот. А. В. Горский , архим. Данилова монастыря Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), Г. А. Ларош и Н. Д. Кашкин (Там же. С. 99). ОЛДП ставило себе целью собирание, сохранение и публикацию древнерус. рукописей, в т. ч. богослужебных певческих. В частности, в 1884-1885 гг. об-вом были изданы «Круг церковного древнего знаменного пения» на крюковых нотах в 6 частях, а также «Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение Иоанна, деспота Российского» (1886) ( Гарднер. Богослужебное пение. 1998. Т. 2. С. 414-415; РМГ. 1903. 1. Стб. 19-20). В 1880 г. в Москве возникло Общество любителей церковного пения (ОЛЦП), просуществовавшее более 30 лет. Его участниками стали еп. Амвросий (Ключарёв; впосл. архиепископ; 1-й председатель об-ва), прот. Д. Разумовский, П. Д. Самарин , Кашперов, В. Ф. Комаров , Ю. Н. Мельгунов и др. В задачи ОЛЦП входило: изучение церковных песнопений и напевов, старинных певч. рукописей; запись с голосов и публикация церковных напевов и распевов; устройство концертов, организация школ по обучению певч. мастерству. Самарин, один из активнейших членов ОЛЦП, сформулировал его цель так: «...сохранять и очищать от искажений употребляемые ныне по преданию в Православной Церкви напевы и вводить в употребление церковное обиходное и хранящееся в письменности забытое древнее церковное пение» ( Рахманова. Общество любителей. 2002; Самарин. 2002. С. 294). ОЛЦП были осуществлены издания «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии» в 4 частях (1882-1915) и «Собрания церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора» (1882). ОЛЦП устраивало конкурсы на «лучшее переложение древних напевов Русской Церкви» и вручало денежные премии победителям (РМГ. 1903. 11. Стб. 335).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

В 1907 г. Г. выступил с проектом по увековечению памяти Д. С. Бортнянского , прот. П. Турчанинова и А. Ф. Львова , войдя в состав Временного комитета в качестве секретаря. Г. писал статьи на совр. темы и из истории церковнопевч. искусства, публиковавшиеся в ж. «Музыка и пение» под псевдонимами М. Г., Музыкант и Magon, в 1907-1914 гг. был редактором этого издания. Как регент Г. приобрел достаточную известность благодаря 15-летней работе в Александровской общине Красного Креста и выступлениям на концертной эстраде с хором В. В. Певцовой и Сампсониевским народным хором. 14 и 15 мая 1911 г. Г. вместе с А. А. Архангельским , И. Я. Тёрновым , М. Ф. Гривским (впосл. священник) и И. И. Тульчиевым участвовал (как регент и певец) в 2 концертах на первом народном певч. празднике в Пскове. Творчество Г. часто получало противоречивые оценки современников. Если в провинции его сочинения принимали, то в столицах на них появлялись резко отрицательные отзывы см.: На суд общества//ХРД. 1910. 4. С. 81-83). Д. С. Семёнов, один из знатоков правосл. церковного пения, писал, что «беспристрастный наблюдатель, видевший в духовно-музыкальных сочинениях прежде всего не музыку, а средство для возбуждения религиозно-молитвенного чувства, отнес бы сочинения Гольтисона к школе А. Архангельского, к подражанию его «Милость мира» и причастным». Обращения к народному стилю, по мнению Семёнова, выглядели у Г. как псевдонародные, искусственные («Воскресение Христово видевше») в сравнении с «простыми хорами его херувимских, «Ныне отпущаеши» и др.». При этом он отмечал, что сочинения Г. были популярны в столичных, мн. архиерейских, городских и сельских хорах. Арх.: РГИА С.-Петербурга. Ф. 361. Оп. 1. 999 [личн. дело по С.-Петерб. консерватории]. Муз. соч.: Изд. автора (для смеш. и однородн. хора): «Верую», «Богородице Дево», «Ныне отпущаеши». 1901; «Воскресение Христово видевше», «Уст Твоих», «Слава… Единородный», Блаженны, «Приидите, поклонимся», «Святый Боже», «Благословен грядый», «Видехом», «Да исполнятся», «Буди имя Господне» 3-7 болгарского распева), «Апостоле Христу Богу», «Возлег на перси Учителя Христа», «Кто ны разлучит» (монастырского напева), Херувимская 2, Херувимская 3, «Хвалите имя Господне» 2, «Ныне отпущаеши» 3, «Взбранной Воеводе», «Тебе поем», «Многая лета», «Да возрадуется душа», «Объятия Отча» (дьячковского напева), «Ныне вся исполнишася света», «Душе моя», «За любовь Господню», «Правило веры», «Христу нас ради».

http://pravenc.ru/text/165329.html

В 1930-1931 гг. Б.- консультант Ин-та туркм. культуры, в 1931-1933 гг. консультант Наркомпроса Узбекской ССР, в 1933-1938 гг. консультант на радио, при фабрике звукозаписей, во Всесоюзном Доме народного творчества (материалы организованной Б. I Всесоюзной выставки муз. инструментов народов СССР послужили ему основой для серии очерков на ту же тему), зав. национальной редакцией Музыкального гос. изд-ва. С окт. 1938 г. читал лекции в Московской гос. консерватории (МГК) по курсу муз. фольклора народов СССР. В 1938 г. избран председателем Ревизионной комиссии Союза советских композиторов. Во время эвакуации в Ташкент (1941) Б. заведовал экспериментальной лабораторией по реконструкции народных узбекских муз. инструментов, работал в НИИ искусствознания Узбекистана. В 1943 г. возвратился в Москву; в 1944 г. д-р искусствоведения (без защиты дис.), с 1947 г. профессор МГК, где в 1943-1959 гг. преподавал историю музыки народов СССР дооктябрьского периода. С 1943 г. Б. читал в МГК курс древнерус. муз. письменности, занимался расшифровкой и сравнением редакций древнерус. песнопений знаменного , путевого и демественного распевов (см. Демественное пение ) на основе сравнения записей в линейной и безлинейной нотациях и изучения певч. азбук . Начав с исследования одноголосных, а затем и многоголосных образцов рус. церковного пения, впосл. Б. перешел к анализу письменных памятников рус. вокального многоголосия, охарактеризовал его формы и типы, определил значение церковной музыки в развитии рус. муз. культуры. Результатом этих исследований стали работы: «Знаменный распев. Опыт подхода к анализу его мелодического строения» (1943), «Знаменное пение (общие замечания)» (1944), «Знаменное пение. Очерки» (1944), «Некоторые соображения по вопросу знаменной нотации» (1944), «Раннее русское многоголосие» (1945; включает материалы для уточнений к демественным азбукам и расшифровку памятников рус. троестрочия ), «Раннее русское многоголосие. Чтение памятников русского троестрочия» (1945), «Памятники древнерусской музыкальной письменности» (1945), «Крюковой сборник стихов и псальм Петровской эпохи» (1945), «Русская средневековая вокальная лирика: Духовные стихи в безлинейной нотной записи по рукописи 4193 в Библиотеке Ленина в Москве» (1947) и др. В 1962 г. Б. опубликовал труд «Древнерусская музыкальная письменность», получивший высокую оценку муз. общественности.

http://pravenc.ru/text/77998.html

В ряде регионов Польши создавались церковноприходские братства, содействовавшие созданию церковных хоров и организации их концертов: в 1877 г.- Свято-Николаевское братство в г. Замостье, в 1879 г.- Свято-Богородицкое братство в г. Холм (Там же. 1913. 4. С. 67). В Риге Об-во любителей православного церковного пения открылось 3 нояб. 1891 г. (см.: Арсений (Брянцев). 1908. С. 143-144). Вятское церковнопевческое благотворительное об-во существовало в 1910-1917 гг. Его видным деятелем был свящ. А. А. Игнатьев (впосл. протоиерей), автор трудов по истории и теории церковного пения, регент и учитель пения ( Брандобовская. 2005). Об-во организовывало концерты духовной музыки. С целью расширения влияния на всю губернию в 1915 г. по инициативе прот. А. Игнатьева правлением об-ва было проведено анкетирование вятских хоров и в 1916 г. был издан очерк «Церковно-певческое дело в Вятке и Вятской епархии», содержащий обзор деятельности многих хоровых коллективов. В 1916 и 1917 гг. были организованы церковнопевческие курсы, в работе которых участвовал Никольский. Большим подспорьем в работе об-ва стала переданная ему церковнопевч. б-ка Вятского губ. комитета Попечительства о народной трезвости, собранная А. Н. Карасёвым для певч. курсов в 1904 г. Об-во ходатайствовало перед Синодом об учреждении должности инструктора по церковному пению для Вятской епархии. В деятельности Об-ва участвовали вятские губернаторы и вице-губернаторы, архиереи, крупные промышленники, ученые (Там же. С. 13). Пермский губ. комитет попечительства о народной трезвости проводил курсы певч. грамоты и хорового духовного и светского пения на протяжении более 25 лет. С 1896 г. организатором и наиболее активным деятелем этих курсов был А. Д. Городцов (РМГ. 1909. 18/19. Стб. 488). Курсы, на которых занималось до 80 чел., получавших пособие по 15 р. в месяц, длились ок. месяца (Там же. 1903. 21/22. Стб. 554-555). В 1907 г. Городцов выступил инициатором создания Пермского певч. об-ва и стал его председателем. Попечительство о народной трезвости также выделяло 10 тыс. р. на пособия сельским хорам, нотные издания для них высылал губ. комитет (ХРД. 1913. 4. С. 63-64; РМГ. 1914. 20/21. Стб. 513).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

В Зап. Европе М. раньше всего развилось в сфере церковной музыки и подняло ее до необычайных духовных и художественных высот. Нек-рые исследователи используют для обозначения этого явления термин «литургическое многоголосие», подчеркивая вдохновляющее действие христ. конфессий на развитие М. (см.: Шиманский. 2006, 2010). Развитию М. сопутствовали профессионализация композиторского ремесла и постепенное обособление профессии композитора от профессии церковного певца. В то же время в Европе светская музыка оставалась долгое время преимущественно одноголосной. Светские жанры становятся 2-голосными только во 2-й пол. XIII в., в частности в творчестве трувера Адама де ла Аля, к-рый писал и одноголосные песни. Считается, что он соединил светское одноголосие и полифоническую технику. В целом линия развития светских песенных (как и духовных) жанров в Зап. Европе также шла от одноголосия к М. (см.: Евдокимова. 1983; Кюрегян, Столярова. 2007). Многоголосные традиции церковной и светской музыки взаимно обогащали друг друга, однако в средневек. обществе была четкая иерархия видов музыки по степени приближенности ее к духовному началу. Так, противопоставлялась музыка «для божественной пользы» и музыка «для пользы человеческой» (musica ad usum divinam/ad usum humanam). Христ. музыка ставилась в ценностном отношении выше всех прочих. М. в Зап. Европе возникло на основе одноголосного григорианского хорала, к-рый начал подвергаться полифонической обработке. Поначалу М. носило устно-импровизационный и отчасти экспериментальный характер и могло не записываться. К основному голосу (tenor, vox principalis, cantus prius factus, cantus firmus) по определенным правилам голосоведения добавлялись контрапунктирующие голоса, от 1 до 3 или 4 (см. в статьях Органум , Клаузула , Мотет , Кондукт ). Чем больше голосов досочинялось, тем в большей степени требовалась письменная фиксация. Развитие М. было бы невозможным без реформ муз. нотации . Более совершенные формы нотирования высоты (у Гвидо Аретинского , 20-30-е гг. XI в.) и ритма (у Франко Кёльнского , сер. XIII в.) позволяли точно фиксировать намерения композиторов. При этом одно и то же сочинение могло существовать в разном количестве голосов (практика т. н. контрафактуры). В то же время коллективная импровизация контрапункта к избранному григорианскому тенору, нотированному в певч. книге, практиковалась и после всеобщего распространения письменного М. и называлась «пение над книгой» (cantus super librum), или «контрапункт в голове» (contrapunctus mente), или «просто контрапункт» (contrapunctus absolute), в отличие от «контрапункта в записи» (contrapunctus scripto), или ресфакты, к-рой требовалась более строгая взаимная координация голосов не только с тенором, но и друг с другом, что было недостижимо при импровизации (см.: Тинкторис. Книга об искусстве контрапункта. С. 326-327, 420-422, 426-429).

http://pravenc.ru/text/2563870.html

Комитет Попечительства о народной трезвости г. Сарапула Вятской губ. в 1903 г. организовал летние певческие и регентские курсы, к-рыми руководил Н. М. Сафонов (РМГ. 1903. 33/34. Стб. 746-748). Сибирское хоровое об-во, организованное в 1907 г. в Томске, занималось широкой музыкально-просветительской деятельностью: открыло общедоступные хоровые классы, фортепианные классы, организовало собственный «передвижной хор» и постоянный вокальный квартет (ХРД. 1913. 4. С. 74). Средства на мероприятия жертвовали Томское губ. попечительство о народной трезвости, а также крупный меценат П. И. Макушин - он ежегодно вносил в кассу об-ва 300 р. на устройство летних регентских курсов, бесплатно предоставляя помещения для занятий в выстроенном им «Доме наук» (РМГ. 1913. 26/27. Стб. 602). Второе Сибирское хоровое об-во было создано 29 февр. 1912 г. в Барнауле Томской губ., оно имело устав, цели и задачи, одинаковые с Сибирским хоровым об-вом в Томске. Об-во организовывало концертные программы, где исполняли духовные и светские хоровые произведения М. И. Глинки , А. Н. Верстовского , Н. А. Римского-Корсакова , Э. Ф. Направника , А. Т. Гречанинова , М. М. Ипполитова-Иванова (ХРД. 1912. 12. С. 228). В 1910 г. в г. Епифани Тульской губ. было учреждено Об-во любителей церковного пения, к-рое ставило себе не только просветительские, но и благотворительные задачи (Там же. 1910. 12. С. 318). В 1896 г. в Екатеринодаре члены Религиозно-просветительского братства Александра Невского и наказной казачий атаман Кубанской обл. ген.-лейтенант Я. Д. Малама приняли активное участие в организации певч. курсов под рук. регента Карасёва (РМГ. 1896. 11. Стб. 1407-1418). В 1910 г. в Ставрополе хор местного О. ц. дал концерт под упр. К. К. Пигрова (ХРД. 1910. 3. С. 77). В Харькове о местном О. ц. известно, что в 1911 г. в Великий пост его хор дал 2 духовных концерта под упр. П. Г. Чеснокова, на к-рых прозвучали произведения самого Чеснокова, А. Д. Кастальского , Н. Н. Толстякова (см. в ст. Толстяковы ), Никольского и Гречанинова. «Хор под управлением г. Чеснокова составлял из себя стройное целое, великолепный инструмент…» (Там же. 1911. 4. С. 105).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЩЕСТВА ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ орг-ции певчих и регентов, появившиеся в России в 60-х гг. XIX в. Образцом для создания рус. О. ц. послужили певч. об-ва Германии, Англии, Швейцарии, Франции, где они возникали с XVI-XVII вв. (см.: Певческие общества. 1898). Задачи О. ц. можно разделить на 2 направления: духовно-муз. просветительство и взаимопомощь. К 1-му направлению относятся: создание хоров и организация концертов духовной музыки; организация регентских и певч. курсов и др. учебных заведений для повышения уровня клиросного пения; организация регентских съездов; создание нотных б-к и организация просветительской работы, публикация церковнопевч. лит-ры и учебных пособий. Ко 2-му направлению относятся: трудоустройство регентов и церковных певчих; материальная поддержка регентов и певчих, получивших инвалидность, а также вдов и сирот из регентских семей; защита прав регентов и певчих от произвола настоятелей храмов и содержателей хоров. Наибольшее количество информации о деятельности О. ц. содержится в столичных журналах «Русская музыкальная газета» (1894-1918) и «Хоровое и регентское дело» (1909-1917). Кроме того, информация об О. ц. встречается в епархиальных ведомостях регионов Российской империи и в др. изданиях. Предшественниками О. ц. на территории Российской империи были светские хоровые об-ва, появившиеся в 60-х гг. XIX в. в прибалт. городах - Риге (Русское об-во пения и изящного говорения «Баян», 1863) и Ревеле (Русское об-во любителей пения «Гусли», 1864), в 70-х гг. XIX в. муж. хоровые об-ва в Москве: немецкие Moskauer Liedertafel (1861) и Moskauer Männer-Gesangverein (1874), а также Русское хоровое общество (1878, организаторы: дирижер и педагог К. К. Альбрехт, купец и меценат И. П. Попов) ( Сабадышина. 2008. С. 87; Она же. 2016. С. 226). На деятельность О. ц. значительное влияние оказала работа орг-ций, занимавшихся сохранением и изучением древнерус. рукописей и др. памятников старины - Об-ва древнерусского искусства при Румянцевском музее, основанного в Москве в 1864 г. (председатель - директор музея генерал-лейтенант Д. С. Лёвшин, секретарь акад. Ф. И. Буслаев, ответственный за муз. часть деятельности об-ва - кн. В. Ф. Одоевский ), и имп. Об-ва любителей древней письменности (ОЛДП), основанного в С.-Петербурге в 1877 г. П. П. Вяземским и С. Д. Шереметевым (в это об-во входили ректор Московского ун-та историк и филолог Н. С. Тихонравов , историки В. О. Ключевский , П. И. Бартенев , филолог и хранитель Румянцевского музея Е. В. Барсов и др. ученые).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (22.10.1867, г. Бузулук Самарской губ., ныне Оренбургской обл.- 13.09.1928, Москва), свящ., композитор, исследователь церковного пения, педагог. Окончил Самарскую ДС. В 1883 - 1895 гг. псаломщик Воскресенской ц. в г. Илецке (совр. Соль-Илецк), в 1895-1899 гг. регент архиерейского хора в Орле, в 1898 - 1901 гг. псаломщик Введенской ц. в бывш. Новинском мон-ре в Москве. В 1900 г. получил аттестат регента 2-го разряда в Придворной певч. капелле . В 1901-1904 гг. жил в г. Мензелинске (Уфимской губ.), где принял священнический сан. С 1904 г. учитель пения в МДС и член причта ц. свт. Николая при семинарии, с 1909 г. член совета Общества любителей церковного пения в Москве (см. Общества церковно-певч. ), в 1905 - 1918 гг. член Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще церковного пения , заведовал частными духовно-певч. хорами. В 1910 - 1918 гг. преподаватель истории церковного пения в Синодальном уч-ще. В 1908-1918 гг. служил в ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Башмакове в Москве. В 1925-1928 гг. член Союза драматических и муз. писателей (Драмосоюза). В 1912 г. подготовил план восстановления древнерус. церковного пения (собирание и изучение крюковых рукописей, греч. и визант. трактатов). А. был последователем теории Ю. К. Арнольда : отрицая попевочную теорию осмогласия , считал, что древнерус. распевщики свободно трактовали закономерности греч. ладов, по-своему их интонируя. По мнению А., специфика рус. интонационности отразилась в обиходном звукоряде. Стиль духовных сочинений и обработок А. не выходит за рамки общепринятых в церковном пении 2-й пол. XIX в. средств: нормативное четырехголосие, использование диссонансов, хроматизмов, опора на интонации и гармонический язык обиходных песнопений. Муз. соч.: Духовно-муз. соч. и перелож. М.: Юргенсон, 1892. Т. 1. 1 - 16; 1893. Т. 2. 17 - 46 [в т. ч. 15 стихир на двунадесятые праздники]; 1896. Т. 3. 47 - 81: 12 избр. стихир Постной Триоди; Пение на Божественной литургии св. Иоанна Златоуста. Давида царя и пророка песни. 1897. Сер. 1-2; 1898. Сер. 3; 1898 - 1899. Т. 4. 82-93 [в т. ч. Гармонизация древле-рус. церк. пения по христианско-визант. теории и законам церк. осмогласия. 3 вып.: Богородичны догматики воскр.; «Бог Господь» с тропарями воскр.; Ирмосы воскр.]; 94: Канон и стихиры Пасхи знам. росп. М.: изд. авт., 1911; 95 - 101 [в т. ч.: Богородичны догматики воскр. 8 гласов большого знам. росп.]. М.: изд. авт., 1905; «Блаженны», Славословие великое. 15 авг. 1928 г. (литогр.).

http://pravenc.ru/text/114702.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковная музыка МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ разновидность западноевроп. муз. нотации, применявшаяся для записи вокального полифонического многоголосия во 2-й пол. XIII - нач. XVII в. МЕСТНЫЕ РАСПЕВЫ в рус. церковном пении муз. варианты песнопений, обозначенные по их принадлежности к региональной певч. школе или по месту возникновения МЕТАВОЛИ [метабола], термин визант. музыкальной традиции, обозначающий изменение интервального рода, системы или гласа - см. в ст. Модуляция МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари МНОГОГЛАСНИК в церковном пении визант. и древнерус. традиций - песнопение, части к-рого распеты в разных гласах МНОГОЛЕТИЕ (многолетствование), песнопение с пожеланием долгих лет жизни, исполняемое во время богослужения или внебогослужебного обряда МОКРАНЯЦ [наст. фамилия Стоянович] Стеван (1856-1914), серб. композитор, регент, мелограф, педагог, музыковед МОНАСТЫРСКИЕ РАСПЕВЫ в рус. церковном пении особые муз. варианты церковных песнопений, атрибутированные в рукописях по принадлежности к тому или иному мон-рю МОНОДИЯ способ певч. или инструментального исполнения, характеристикой к-рого является одноголосный муз. склад МОТЕТ широко распространенное в XIII-XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера МРЕВЛИШВИЛИ [Мревлов] Андреа Георгиевич (1822-1889), музыкант и педагог, собиратель груз. церковных и народных напевов МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/123242_13.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010