Существенную принадлежность христианских храмов составляют изображения истинного Бога, св. ангелов, св. людей, или св. иконы (εκν – изображение). Происхождение св. икон восходит ко временам Ветхого Завета, но возможность полного употребления их явилась только в Новом Завете. В течение большей половины ветхозаветной жизни люди не были удостоены видеть Господа лицом к лицу ( Исх.33:20–23 ; Втор.4:12, 15 ), и только под конец ветхозаветного периода некоторые пророки, на которых как бы упал отблеск от первых лучей восходившего Солнца – Господа Христа (ср. Ин.1:18 ), удостоились лицезреть Господа (см. Ис.6:1–5 ; Дан.7:9, 13, 14 ). При таком положении дела изображения Господа в Ветхом Завете, истинными не могли быть, и потому при построении ветхозаветных скинии и храма они совершенно не были допущены: «твердо держите в душах ваших», от имени Божия говорит Моисей, «что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, а слышали только глас, – дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний»... ( Втор.4:12, 15, 16, 4:8, 9 ). Св. ангелов, напротив, ветхозаветные люди многократно видели (напр. Быт.16:7, 8, 19:1 ), изображения их, следовательно, могли быть истинными, и потому дано было Господом прямое повеление употреблять иконы св. ангелов ( Исх.25:18, 26:1 ). Иконы ангелов действительно в широком употреблении были в ветхозаветном храме ( 3Цар.6:23–35 ; 2Пар.3:7–14 ). Изображения св. мужей и св. жен в Ветхом Завете не было и не могло быть потому, что люди тогда не были искуплены и оправданы («все под грехом», т. е. первородным – Рим.3:9, 25 ср. Мф.11:11 ), так как оправдание и искупление принесено на землю Господом Иисусом Христом ( Гал.3:13, 4:4, 5 ). В Новом Завете люди удостоились лицезрения всех трех лиц Пресвятой Троицы: Бога – Отца ( Дан.7:9, 13 ; Ин.14:9 ; Деян.7:55 ) Бога – Сына ( Ин.1:14, 18 ; Флп.2:6, 7 ), Бога – Духа Святаго ( Лк.3:22 ), т. е. всего возможного для человека лицезрения Божества ( Кол.2:1 . 1Тим.3:16 ). Таким образом в Новом Завете люди и глас Божий слышали и образ Господа видели – на реке Иордане (см. Мф.3:16, 17 : Мк.1:10, 11 ; Лк.3:22 ). После искупительной жертвы Господа Христа благочестивые люди получили полное оправдание и освящение ( 1Кор.6:11 ). Посему-то в Новом Завете явилась полная возможность делать истинные изображения истинного Господа Бога и окружающих Его сонмами св. ангелов и св. человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ед. хр. 65. Л. 17, 18. Письмо, рук. 509 …смоковницей, той, которую Христос проклял?! — Мф. 21:19 ; Мк. 11:13-14 . Ед. хр. 65. Л. 22, 23. Письмо, рук. 510 …пропели “Звезду” — “Рождество”… — рождественский тропарь (“Рождество Твое, Христе Боже наш…”). 511 …книжка-некролог о папе — [Писарев H. H.] А. А. Субботин. Казань, 1914. Писарев Николай Николаевич (1876—1920), священник, выпускник Казанской духовной академии, в 1904 г. защитил магистерскую диссертацию “Домашний быт русских Патриархов” (Казань, 1904), затем доцент Академии по кафедре общей древней гражданской истории. 512 Мамин отец… — протоиерей Александр Михайлович Груздев (ум. 1916), служивший в с. Баран Костромской губернии. См.: Красноцветов Г. П. Как была обнаружена переписка И. С. Шмелева с О. А. Бредиус-Субботиной//Венок Шмелеву. М., 2001. С. 278.  Ед. хр. 65. Л. 27, 28. Письмо, рук. 513 …называла “Поликратом” — имеется в виду правитель о. Самос (умер в 523/522 г. до н. э.), покровитель наук и искусств, был необыкновенно удачлив в жизни.  Ед. хр. 65. Л. 32. Открытка, рук. Ед. хр. 65. Л. 34, 35. Письмо, рук. 514 “На морском берегу” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Родник. 1910. No 3. 515 В сочельник… — 24 декабря/6 января, канун Рождества Христова. 516 …на литургию 6го… — И. С. Шмелев в ответе на письмо высказал предположение, что О. А. Бредиус-Субботина посмотрела Евангелие от Марка с ответом Христа фарисеям о разводе ( Мк. 10:12 ). Ед. хр. 10. Л. 55. Открытка, рук. Ед. хр. 11. Л. 1,2. Письмо, машинопись. 517 “Лик скрытый” — рассказ И. С. Шмелева. Впервые опубликован: Слово, 1919, отд. изд.: Лик скрытый. Рассказы 1915—1916. М., 1917. 518 “Твоя от Твоих” — в Православной Церкви возглас священника, предваряющего освящение даров при совершении литургии. 519 …как у Марии Египетской… — святая VI в. (память 1/14 апреля), согласно житию была блудницей, обратилась в христианство, затем более 40 лет жила в пустыне; в христианской традиции является одним из наиболее ярких примеров аскетизма. 520 Варвара Мученица — святая великомученица (память 4/17 декабря), пострадала в финикийском городе Гелионе около 306 г. 521 …Гаазом… — Федор Петрович (Фридрих-Иосиф) Гааз (1780— 1853), московский врач, занимался благотворительной деятельностью, работал в тюремных больницах. 522 …монографию академик Кони. — А. Ф. Кони Ф. П. Гааз. Биографический очерк. СПб., 1897. 5е изд. М., 1914. Об А. Ф. Кони см. примечание 392 к письму No 84. 523 “Что затуманилась зоренька ясная…” — русская народная песня. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

13-14; Ос 14. 8; Иер 31. 12). В Ин 2. 12 - 12. 50 упоминаются др. иудейские праздники (2. 13; 5. 1; 6. 4; 7. 2; 10. 22; 11. 55), ритуальная символика к-рых становится фоном для самооткровения Иисуса Христа в знамениях и речах. Напр., суббота (как праздник, видимо, подразумевается в 5. 1) становится поводом для последующих споров о статусе Христа и Его власти исцелять и воскрешать умерших - т. е. о том, что, согласно иудейским представлениям, является исключительной прерогативой Бога. Незадолго до Пасхи Иисус совершает чудо насыщения 5 тыс. человек и произносит речь о том, что Он есть «истинный хлеб с небес». Образы этой речи напоминают об исходе иудеев из Египта на Пасху и о даровании небесной манны, насыщавшей народ Божий (6. 4-14, 26-59; ср.: Исх 12-31; Borgen. 1965). Праздник Кущей включал обряды, где важную роль играли вода и свет. Именно во время этого праздника Христос дает обетование о «воде живой» (Ин 7. 37-39) и возвещает, что Он есть Свет миру (8. 12). За кульминационным моментом служения Христа в Иудее - воскрешением Лазаря - следует переходная 12-я глава, подытоживающая служение Христа в категориях веры и неверия. Его общественное служение завершается; прощальные наставления Христос дает уже кругу Своих ближайших учеников (главы 13-17). III. «Книгу славы» (13. 1 - 20. 31) можно разделить на 3 части: гл. 13 - Тайная вечеря с учениками; главы 14-17 - прощальная беседа Иисуса Христа с учениками; главы 18-20 - повествование о Страстях и Воскресении. По мнению большинства комментаторов (см.: Carson. 1991), в представлении И. Б. Тайная вечеря не была пасхальной, но произошла за день до традиц. пасхальной трапезы (см.: Kysar. 1993). В Евангелии от Иоанна отсутствует повествование об установлении Евхаристии (ср.: Мф 26. 26-28; Мк 14. 22-24; Лк 22. 19-20; 1 Кор 11. 24-25), но есть рассказ об умовении ног ученикам, к-рое символизирует предстоящую жертвенную смерть Спасителя и служит примером для учеников (Ин 13. 15, 34-35; 15. 12, 17). Главы 14-17 содержат увещевания о жизни общины (14.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

V в. 6 янв. праздник Богоявления осмыслялся исключительно как пришествие в мир Спасителя, Его Рождение от Пресв. Богородицы. Однако после V в., как это видно из грузинской версии иерусалимского Лекционария (VI-VII вв.), Рождество Христово уже стало праздноваться в Св. Граде 25 дек., отдельно от К. Г., и день 6 янв. оказался посвящен исключительно К. Г. Накануне праздника, 5 янв., богослужение начиналось в 9-м часу дня (т. е. после 14.00): указаны ипакои «Ты, Спаситель, днесь…», чтения 3 Ездр 5. 22-30, Лк 3. 1-8, затем при пении «Свете тихий» совершались вход епископа и Божественная литургия; на литургии указаны тропарь «Когда крестился Христос…», прокимен Пс 28. 3, чтения Ис 1. 16-20, Апостол - 1 Кор 10. 1-4, Евангелие - Мк 1. 1-11, а также песнопения «Просвети сердца наши…» и «Видели Тебя, Боже, воды…». По окончании литургии происходило водоосвящение (отмечено пение ипакои «Ангелов множество...») ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. P. 19-21). В полночь начиналась праздничная служба: читались 10 ветхозаветных чтений (из них 4 те же, что и на бдении на Рождество Христово, 25 дек.: Быт 1. 1 - 3. 24, Исх 14. 24 - 15. 21, Мих 5. 2-7, Дан [?]; остальные: Ис 60. 1-22, Ис 43. 10-20, Нав 4. 4-11, Ис 44. 2-7, Ис 55. 1-13, Иез 36. 25-36), каждое из которых предварялось пением прокимна с особыми стихами, затем читалось Евангелие - Ин 1. 18-28; на литургии пелись тропарь «Великое таинство…», прокимен Пс 117. 27, читались 4 Цар 5. 9-16, Сир 24. 32 - 25. 1, Иер 50. 44-46, Иез 47. 1-9, Апостол - Тит 2. 11-15, аллилуиарий Пс 113. 1-3, Евангелие - Мф 3. 1-17; указаны песнопения «Ты, Христе, крещение…», «Открыты Тебе были небеса…» (Ibid. P. 21-25). Литургические чтения дней попразднства также связаны с Крещением Иисуса Христа в Иордане или христианским таинством Крещения: напр., Ин 3. 1-12, Рим 6. 3-10, Лк 3. 21-22, Гал 3. 24 - 4. 7, Ин 3. 22 - 4. 3 (см.: Ibid. P. 19-27). В кафедральном богослужении Константинополя IX-XI вв. Крещение Господне. Мозаика ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

За частым употреблением πλιν («опять»; 28 раз) может стоять арам.  . На протяжении всего Евангелия постоянно употребляется слово εθς («тотчас»; не менее 40 раз), вероятно, калькирующее арам.  . Именно в Евангелии от Марка встречается употребление конструкций «να + конъюнктив» (Мк 12. 2; 14. 12; 15. 20), соответствующих арам. «  + имперфект» и др. (см.: Грилихес. 1999). Семитизмы в языке Евангелий I. Лексика. Общеизвестны случаи, когда евр. и арам. слова и выражения транслитерированы в греч. тексте Евангелий (обычно они транслитерируются и в переводах Евангелий). У значительного количества греч. слов значение изменилось или расширилось под влиянием евр. слов, к-рым эти греческие соответствуют: νμος, μαρτα, δικαιοσνη, μετνοια, παιδεα, κληρονομα, διβολος, γγελος, σιος. Нек-рые слова переняты в специфическом употреблении из Септуагинты: δξα, ξομολογω, γλσσα, ψυχ, εδωλον, διαθκη, γραμματες. II. Синтаксис. 1. Позиция глагола. В семитских языках нормальная позиция глагольного сказуемого - в начале предложения. В классическом греч. синтаксисе, напротив, помещение глагола в начале предложения всегда нуждается в объяснении (эмфаза, требования ритма и благозвучия и т. п.). Поэтому объяснить частое употребление сказуемого на 1-м месте в Евангелиях без допущения семитского влияния невозможно. В качестве примеров построения фраз под таким влиянием приводятся Молитва Господня (Мф 6. 9-19) и песнь «Величит душа Моя Господа» (Лк 1. 46-55). Особенно характерным это влияние можно назвать в повествовательных частях Евангелий (напр.: Мк 3. 1-4, 13-16; 10. 28; Ин 2. 2-10). 2. Бессоюзный паратаксис и паратаксис с союзом κα. Хотя паратактическая организация большого синтаксического целого в греческом языке, и особенно в койне, не является необычной, бессоюзная связь предложений для греческого языка считается нехарактерной, если не преследуется специальный риторический эффект. Поэтому в Евангелиях и Деяниях св. апостолов бессоюзная связь (напр.: Ин 5. 3-8; 15. 1-5, 11-15) рассматривается как семитизм (точнее, арамеизм - Black.

http://pravenc.ru/text/347622.html

Ранняя христианская гимнография. История церковной музыки и песнопений начинается с самого основания Церкви. Истоки этой истории находят в ветхозаветном богослужении (прежде всего – в пении текстов Псалтири, принятом в иудейской религиозной общине). По модели библейских псалмов были составлены более 30 «благодарственных гимнов» в Кумранской общине; кроме того, здесь были найдены порядка 15 апокрифических псалмов, часть которых впоследствии вошла в христианские переводы Библии (например: Пс. 151 ; Сир. 51:13–30 ). Что имел в виду апостол Павел под словами «духовная песня», когда советовал христианам Эфеса «вразумлять друг друга» «псалмами, славословиями и духовными песнями» (ψαλμος κα μνοις κα δας πνευματικας), и как эти произведения выделялись из ряда молитв, благословений, славословий и вероисповедных формул 1042 , сказать сложно. Однако сам факт использования первыми христианами в своем богослужении гимнов фиксируется не только христианскими, но и языческими источниками (в частности, Плинием Младшим 1043 ). Новый завет дает некоторые основания для предположений о том, что в раннехристианском богослужении использовались Псалтирь (см., например: 1Кор. 14:26 ; Мф. 26:30 ; Мк. 14:26 ) и иные ветхозаветные тексты гимнографического характера (см.: Апок. 4:8; 5:12; 15:3–4 ). Предполагается, что литургическое значение могли иметь некоторые произведения межзаветной литературы: 18 «псалмов Соломона» (1 в. до н.э.), написанных на еврейском языке, но сохранившихся только в греческом и сирийском переводах (они включены в Александрийский кодекс Библии сер. 5 в.); широко распространенные «оды Соломона» (1 – н. 2 в.), сохранившиеся в сирийском, греческом и коптском переводах. Некоторые гимны введены в апокрифические «Деяния апостолов» 2–3 вв. («хороводная песнь» в «Деяниях Иоанна», «песнь о Невесте» и «песнь о Жемчужине» в «Деяниях Фомы» и др.) и некоторые другие памятники. Дискутируется вопрос о литургическом характере и времени введения в литургический обиход поэтических фрагментов Нового завета ( Ин. 1:1–18 ; 1Пет. 3:18–22 ; 1Тим. 3:16 ; 2Тим. 2:11–13 ; Флп. 2:6–11 ; Кол. 1:15–20 ; Евр. 1:3 ; Тит. 3:4–7 ; Еф. 5:14 ), в том числе – заимствованных из Ветхого завета или построенных на ветхозаветных аллюзиях (например: 1Пет. 2:6–8 ; Еф. 5:14 ), известных гимнов из Евангелия от Луки – песней Богородицы («Величит душа Моя Господа» – Лк. 1:46–55 ), Захарии («Благословен Господь Бог Израилев» – Лк. 1:68–79 ) и Симеона («Ныне отпущаеши» – Лк. 2:29–32 ), а также ангельского славословия «Слава в вышних Богу» ( Лк. 2:14 ) 1044 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 . Е. Св. апостола брата Господня. Сын св. Иосифа Обручника (см. 26 дек.) и брат ап. Иакова, первого Иерусалимского епископа (см. Мф.13:55 ; Мк.6:3 и сн. 23 окт.), он сначала не чужд был земных воззрений на Мессию ( Ин.14:22 ), но впоследствии, постигнув духовность царства Мессии, сделался самоотверженным благовестником Христовым. По Х.М., он проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии и Армении, и скончался мученически в Месопотамии около 80 г. по Рождестве Христове. Он написал «Соборное послание», где предостерегает христиан от лжеучителей, которые, злоупотребляя христианской свободой, сами предавались нечестно и всяким мерзостям и другим внушали их. Св. Церковь , свидетельствуя об апостольских трудах ап. Иуды, восхваляет его, как «истиннаго благочестия проповедника, и державного истины поборника». Тропарь, гл. 1. Христова тя сродника, о Иудо, ведуще, и мученика тверда, священно восхваляем, прелесть поправша, и веру соблюдша: темже днесь всесвятую твою память празднующее грехов разрешение молитвами твоими приемлем. Кондак, гл. 2. Твердым умом избран учепик ты явился ecu, и столп необорим Церкве Христовы, языком проповедал еси слово Христово, веровати, глаголя, во едино Божество: от Негоже прославився, приял еси дар исцелений, целити недуги притекающим к тебе, апостоле Иудо всехвальне. Парем. (1. Иуд.1:1–10; 2 . Иуд.1:11–16; 3 . Иуд.1:17–25 ; Утр. Ев. Ин.21:15–25; 67 зач.; Ап. Иуд.1:1–10; 77 зач.; Ев. Ин.14:21–24; 48 зач.). См. Аще случится святого апостола Иуды во отдание праздника Пятидесятницы, поем службу его якоже указася на Обретение главы Предтечевы, 25 мая. Муч. воина. Он пострадал за Христа при имп. Траяне в Писидии в Созопольской стране (в Малой Азии). Во время гонения на христиан, оставив военную службу и приняв крещение, он, по доносу, правителем города был подвергнут истязаниям: его жестоко били, повесивши на столбе, полагали обнаженного на раскаленную решетку, строгали тело его острым железом, заставляли ходить в железных сандалиях с острыми гвоздями внутри, свечами палили чрево его и проч.; после сих тяжких мучений св. страдальца усекли мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Молитвою к Божией Матери – «Не имамы иные помощи» не отрицается молитвенное ходатайство о нас остальных святых небожителей, но выразительно высказывается только превосходство заслуги для человечества и ходатайства о человечестве той, которая родила и вскормила Христа Бога, сравнительно со всеми другими угодниками Божиими, молитвенниками за грешный мир. Как видно из «житий святых», Пречистая Богоматерь наиболее оказала чудесной помощи обращавшимся к ней с молитвою людям. § 25. Молитвы об умерших Слово Божие прямо заповедует нам «молиться друг за друга», «за всех человеков» ( Иак.5:16 ; 1Тим.2:1 ), т. е. за человеков живых и мертвых, ибо у Господа «все люди живы», ибо «живем ли или умираем – всегда Господни» ( Лк.20:38 ; Рим.14:8 ). Что и для умерших людей прощение некоторых грехов возможно, сие видно из слов Спасителя: хула на Духа Святаго «не простится ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ); из этих слов прямо вытекает, что не – хула на Духа Святаго простится и в будущем веке. Затем, ап. Петр повествует о проповедании Господа «в темнице духам», «некогда непокорным» людям, повествует о «благовествовании мертвым» ( 1Пет.3:19, 20:4, 5 ); если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования. Наконец, слово Божие представляет нам прямые примеры молитвы благочестивых людей об умерших братиях: таково ходатайство сестер об умершем Лазаре ( Ин.11:21, 32, 40 ), ходатайство Иаира об умершей дочери ( Лк.8:41, 49–55 ), таковы молитвы Варуха ( Варух.3:4, 5 ) и Иуды Маккавея ( 2Мак.12:43–45 ); для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезу ( Сир.7:36 ; Иер.16:7 ; Тов.4:17 ) или пост (Цар.31:13; 2Цар.1:12 ). Тело Церкви Христовой есть как бы организм, так что здоровье (святость) или болезнь (греховность) каждого из органов непременно отражается на состоянии всего организма соответственным его природе образом (см. 1Кор.13:12–27 ). 1Пет.3:19, 20, 4:6 ; 1Тим.2:1 ; Сир.7:36 ; Варух.3:4, 5 ; 2Мак.12:44, 45 ; Откр.1:18 . В Мк.8:37 говорится о том, что греховную душу человека нельзя выкупить посредством имущества так, как можно выкупить вещь, что поэтому в деле спасения человек не должен рассчитывать на свое имущество, а должен достигать спасения добрыми делами (ср. ст. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

И действительно, если бы Бог мог пасть, то есть перестать быть Богом, то величайшим для Него падением было бы – стать человеком. Однако Бог Слово делается человеком, не переставая быть Богом, и живет как человек, присно оставаясь неизменным Богом. Он, «образ Бога невидимого» ( Кол.1:15 ), принимает на Себя образ видимого человека, дабы Собою возвысить человека до Бога. А это значит – дабы избавить его от греха, смерти и диавола. Он, вечный Бог, как истинный человек вступает в наш мир греха, смерти и диавола, и живет в нем как истинный человек, и самым явным образом показывает, как в мире греха можно жить без греха и в мире смерти – победить смерть и сокрушить диавола. Так делается Спасителем и спасением Он, истинный Бог и истинный человек, Богочеловек. И в Нем – Церковь со всеми своими Богочеловеческими таинственностями и святынями. Ясна и осязательна истина: спасение – в Спасителе; человек спасается от греха, смерти и диавола, живя Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом в Богочеловеческом Теле Его Церкви. А в этом всечудодействующем и всеспасительном Теле христиане живут святыми таинствами и святыми добродетелями. Спасение никому не навязывается насильно. Спаситель предлагает его и подает. Он стал «подобным человекам» ( Флп.2:7 ) и во всем был истинным человеком, чтобы людям доступным, человеческим образом вручить через Церковь все средства и силы спасения, подавая их как брат братьям по плоти и крови (см. Евр.2:14–18 ). И действительно, настолько был Он настоящим, то есть обычным, человеком, настолько по виду стал «как человек» ( Флп.2:7 ), что Его современники, взирая на Его Божественные дела и силы, в изумлении спрашивали: «Откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» ( Мк.6:2–3 ; ср.: Мф.13:55 ). «Сделавшись подобным человекам» ( Флп.2:7 ), Бог Слово творил Божественные дела и являл Божественную всемудрость, ибо не переставал быть Богом. «Сделавшись подобным человекам» во всем, кроме греха, Он без участия греха совершал все человеческие дела, без малейшей примеси порока мыслил всеми человеческими мыслями, без всякой тени скверны чувствовал всеми человеческими чувствами, словом – не сделав греха, прожил всю человеческую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Лат. пер. «царства», но такое чтение ошибочно. 44 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVI: colonna 189220. De dispensatione incarnationis Domini nostri Jesu Christi, et de gratiis per eum vere in ipsum credentibus concessis; necnon quia Deus cum posset multimode hominem a daemonis tyrannide liberare potius hac usus est dispensatione. Quae sancto majoreque Sabbato habita fuit. 45 Эта омилия является в сущности трактатом об Искуплении. 46 «И дикеосини» — что означает: «правосудие, праведность, справедливость, правда». 47 Здесь оригинал (да и латин. перевод) были бы трудны для понимания в непосредственной передаче текста, и мы сочли за лучшее в данном случае передать мысль Святителя в свободном изложении. 48 Эту фразу мы перевели в свободном изложении. 49 Последняя часть фразы мы заимствуем из латинского перевода, потому что греческий оригинал труден для понимания: «и обетования согласно будущему веку». 50 Греческий текст у Миня дефектен; заимствуем из латинского перевода. 51 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVII: colonna 220–236. In qua ostenditur Sabbati et Dominicae mysterium; necnon in Evangelium primae post Pascha Dominicae. 52 Ин. 20:19 сл. 53 «День Господень» (и Кириаки, Dominica) так называется по–гречески и по–латински тот день, который именуется у нас «воскресением». 54 Здесь подчеркиваются такие дела, о которых нельзя сказать, что Бог их начал творить, ибо это такие дела, которые свойственны Богу и поэтому безначальны и т. ск. совечны ему. О них Святитель говорит ниже. 55 Здесь несколько свободный перевод фразы. См. предыдущее примечание. 56 Думается, что здесь Св. Григорий Палама имеет в виду следующие воскресения мертвых: 1) Воскрешение мертвого отрока Прор. Илиею (3 Цар. 17:22). 2) Воскрешение мертвого отрока Пророком Елисеем (4 Цар. 4). 3) Мертвец, прикоснувшийся к костям Пророка Елисея, воскрес (4 Цар. 13). 4) Воскрешение Господом отрока Наинской вдовы (Лк. 7). 5) Воскрешение Господом дочери Иаира (Мк. 5; Лк. 8). 6) Воскрешение Господом Лазаря (Ин. 11). 7) Евангелист Матфей повествует, что немедленно после крестной смерти Спасителя: «многия тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим» (Мф. 27:52, 53). 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010