Мк.14:27–31 . См. прим. к Мф.26:31–35 . Дважды пропоет петух: более точное обозначение, чем у ев. Матфея, который говорит вообще – прежде нежели пропоет петух. Эта большая точность объясняется тем, что ев. Марк писал свое Евангелие под Руководством самого Апостола Петра, которого непосредственно касается это повествование и которое Апостол передал евангелисту с большей раздельностью. Первое пение петухов – около полуночи, второе – перед утром; значит, по предречению Христову, Петр, до наступления утра, отречется трижды от своего Учителя и Господа. Мк.14:32–42 . См. прим. к Мф.26:36–46 . – «Час сей»: время страданий за грехи человеческие. – Ев. Марк кратко обозначает сперва общий предмет молитвы, потом уже приводит собственные слова Господа. – «Авва»: сирское слово, означающее – отец. Усиленное выражение – «Авва Отче» употреблено для выражения высочайшей любви Господа к Отцу своему небесному, особенно в эту минуту тяжкой человеческой скорби Его. – «Симон! ты спишь?» и пр.: вероятно, что упрек обращен был к Симону, как недавно еще похвалявшемуся преимущественно пред другими учениками умереть с Господом, а в лице его уже упрек относился и к другим ученикам. Ев. Марк частнее передает то, что ев. Матфей обобщает. – «Сказав тоже слово»: ев. Матфей передает самые слова второй молитвы, те же, что и первой, только решительнее уже выражающие преданность Единородного всеблагой воле Отца Его. Ев. Марк сокращеннее повествует об этом, а о третьей молитве, о которой кратко упоминает и ев. Матфей, совсем умалчивает, указывая однако же на нее прикровенно словами – «приходит в третий раз». – «Кончено»: совершилось преступление; страдания и смерть теперь уже скоро последуют, пришел час... Мк.14:43–50 . Смотр. прим. к Мф.26:47–56 . – «И ведите осторожно»: не причиняя оскорблений, чтобы в целости представить куда следует, и чтобы не потревожить народ, которого они боялись? (ст. Мк.14:2 ). Бесовская заботливость! Мк.14:51–52 . «Один юноша» и пр.: случай, рассказанный только у ев. Марка. – «Завернувшись по нагому телу», т. е. прямо с постели, как спал. Шум на улице разбудил юношу и он поспешил посмотреть на происходящее – Догадываются, что этот юноша был сам Марк евангелист, скрывший свое имя, как иногда делают то священные писатели, говоря о себе (напр. Лк.24и дал. 2Кор.12и дал. и др.). Впрочем, есть мнение, что «этот юноша был из того дома, в котором ели пасху; некоторые же думают, что это был Апостол Иаков, брат Божий, прозванный праведным» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Первосвященник Анна, смененный прокуратором Валерием Гратом (Иосиф Флавий «Иудейские древности», XVIII, 2, 2), был, так сказать, первосвященником «на покое», но тем не менее продолжал оставаться первосвященником и, по-видимому, имел значительное влияние, вероятно, по причине родства с заменившим его зятем Каиафой (25–36 гг. по Р.Х.; согласно Шюреру и другим – 18–36 гг. по Р.Х.). Имя Каиафы не было собственным, собственное его имя было Иосиф (Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XVIII, 2, 2). Как показывает Шюрер (Geschichte, II, S. 271, прим. 12), первосвященник назывался Каиафа, а не Каифа (Кифа). Каиафа был смещен с должности прокуратором Вителлием (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVIII, 4, 3). Кроме бывшего и настоящего первосвященника, на совещании могли быть и главы священнических черед, которые в Евангелиях называются также архиереями или первосвященниками. Совещание происходило, очевидно, без всякого участия Иуды, о котором собравшиеся пока еще ничего не знают». Мф.26:4 .  и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; (Ср. Мк.14:1 ; Лк.22:2 .) Все синоптики говорят об одном и том же, но все – в различных выражениях. Συνεβουλεσαντο – не совещались, а положили, решили на совещании (в греческом – аорист). Русский перевод правилен. Глагол поставлен в общем залоге для выражения взаимности или взаимодействия. Совещавшиеся решили не идти прямым путем, а употребить хитрость, как бы засаду. Это было необходимо, потому что действовать открыто они не хотели – «побоялись народа» ( Мф.21:46 ), который считал Христа за пророка. Не о том, чтобы взять Христа, а как взять, – вот что было теперь предметом их совещаний. Мф.26:5 .  но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. (Ср. Мк.14:2 ; Лк.22:2 ). Матфей подробнее других синоптиков излагает всю эту историю, но, по существу, в полном согласии с ними. Частицу δ у Матфея ( λεγον δ) Марк заменяет на γρ. В том и другом случае смысл неодинаков. Согласно Матфею, врагам Христа хотелось бы немедленно предать Его смерти, но ( δ) при этом высказаны были опасения, как бы не произошло возмущения в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет Обращаясь к одной из самых драматических страниц в Евангелии, Перов предлагает свою трактовку сюжета, основанную на личностном переосмыслении многовековой истории христианства. Молитва Христа в Гефсиманском саду описана в Евангелиях от Марка ( Мк.14:33-42 ), Матфея ( Мф.26:36-46 ) и Луки ( Лк.22:39-46 ), каждое из которых добавляет новые подробности, а в Евангелии от Иоанна упоминается одной строкой: « Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад » ( Ин.18:1 ). Это было уединенное место, где Христос часто пребывал со своими учениками. Описание Сюжет картины «Христос в Гефсиманском саду» повествует о тяжелом душевном томлении Спасителя накануне крестных страданий. В картине Перова нет изображения лица Христа. Спаситель здесь изображен лежащим ничком, именно это положение Иисуса во время молитвы описано в Евангелие от Матфея: « И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты » ( Мф.26:39 ). В этой молитве явилось великое смирение Христа перед волей Божией. Художник, отказываясь от написания лика Спасителя, в большей степени сосредоточился на выявлении двойственной природы Христа: Божественной и человеческой. Мы видим природу, строения и саму фигуру Иисуса, которые прописаны художником достаточно объемно. Зритель почти физически осязает лежащую на земле фигуру Спасителя, Его спину, шею, плечи, раскинутые локоны темно-русых волос. Кисти Его вытянутых вперед рук напряженно согнуты, подобно кистям рук сползающего со склона человека, тщетно старающегося ухватиться за поверхность земли. Лунный свет высвечивает мертвенную бледность рук Спасителя, словно душа уже готовится оставить это тело. Средний план картины представлен мощными стволами деревьев, ветвей которых мы не видим, перед нами лишь их массивные темно-коричневые стволы, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что эти мощные стволы деревьев образуют огромный крест, который тяжелым монолитом ожидает решения Христа. История В 1878 году (за 4 года до смерти) Перов дописывает картину под названием «Христос в Гефсиманском саду» .   Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 64  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/hristos-v-gefsimans...

А между тем вот в этих словах акафиста мы просим Царицу Небесную открыть нам тайну Ее заступления, чтобы в тех обстоятельствах жизни уразуметь нам «Благаго Сына благое промышление» о спасении душ наших. Ведь церковь – это не только «дом молитвы» ( Мф.21:13 , Мк.11:17 , Лк.19:46 ) , не только место, где слышит Господь наши просьбы более, чем в другом месте, – хотя «на всяком месте владычествия Его благослови, душе моя, Господа» ( Пс.102:22 ) . Молиться можно повсюду – и в дороге, и на работе, и дома, и есть подвижники, которые даже во сне, не засыпая, продолжают молиться – сердце молится. «Око мое дремлет, а сердце мое бдит» (См. Песн.5:2 ) – сказано в Библии; дает молитву Господь даже и в сонном состоянии. Но мы приходим в храм молиться, и это правильно. Но храм – это и школа. Здесь мы учимся жизни христианской. И вот об этом я и хочу сказать сейчас, что за месяц до святого Великого Поста начинает Церковь готовить нас к тому, чтобы мы легко вступили – не просто сократив свои житейские потребности, ограничив себя в пище, увеличив количество поклонов и молитв, – а именно чтобы мы вошли в пост, как в серьезную духовную школу, которая дает нам образование нашего сердца. «Сын мой, дай мне твое сердце!» – говорит Господь ( Притч.23:26 ) . Когда ученики апостола Павла давали щедрую милостыню в помощь другим бедствующим церквам, он говорил им: «Не нужно мне вашего, а вас» (См.: 2 Кор.12:14 ) . Какую цену заплатит человек за душу свою? Какая польза ему, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (См. Мф.16:26 , Мк.8:36 ) Сколько таких мудрых изречений знаем мы из Библии! И вот поэтому сейчас, когда вступаем мы в Пост Великий, прежде всего наша забота состоит в том: а что же мы хотим от этого поста? А что мы должны с собой принести в него, что мы должны из него вынести, с каким сокровищем духовным вступим мы в светлый праздник Пасхи? Вступим ли мы в него пустыми, с сосудом, опустевшим от елея, или же светлым огоньком лампады будет гореть наша душа? (См.: Мф.25:8 ) И дается это не только молитвой и трудом, но и постоянным размышлением.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Наименованием, вполне соответствующим смыслу предсказаний, было именно наименование Сына человеческого, которое, с одной стороны, указывало на высокое мессианское достоинство говорящего, возводя мысль слушателей к видению «как бы Сына человеческого», описанному у пр. Даниила, с другой – ставило Его в ряд обыкновенных «сынов человеческих», указывая на то «божественное истощение», которое было необходимым условием Его мессианского подвига. Изречения Христа, сохранённые в ев. Иоанна – 12:23: «Пришёл час прославиться Сыну человеческому» и 13:31: «Ныне прославился Сын человеческий» составляют переход к другому ряду предсказаний – о прославленном состоянии Сына человеческого 94 . Как совершивший Своё великое дело и одержавший победу, Сын человеческий является сидящим одесную Бога, грядущим на облаках небесных и снова являющимся для того, чтобы произвести последний суд над всеми людьми. Так, мы встречаем в евангельских речах Христа образ Сына человеческого «восходящего туда, где был прежде» ( Ин.6:62 ), – образ, который становится для нас вполне понятным при сопоставлении с рассмотренным уже нами местом Ин.3:13 , где говорится о сошедшем с небес Сыне человеческом – Мессии, принявшем плоть человеческую. Вполне тот же образ дан в ев. Матфея 26:64 , в ответе Христа первосвященнику на вопрос, Он ли Христос, т. е. Мессия: «Отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (ср. Мк.14:62 ; Лк.22:69 ). Наконец, сюда же относятся все эсхатологические изображения пришествия Сына человеческого ( Мф.24:30–31 , – ср. Мк.13:26 и Лк.21:27 ; Мф.25:31–33 и 46, 13:40–43, 16:27, 19:28; – ср. Мк.8:38 ; Лк.9:26, 21:36 ; также Мф.24:27, 37 и 49, 25:13; Лк.17:26, 30, 24, 44, 11:40 ), содержание которых нам уже известно из предыдущего 95 . Замечательно, что именно это название: «Сын человеческий» всегда является в устах Христа, коль скоро речь идёт о Его прославлении, и что никогда в таких случаях он не называет Себя, напр., Христом или Сыном Божиим. Несколько выразительных случаев дают понять, что этого нельзя объяснять просто случайностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Если евангелист Лука (Лк. 22:39–46) говорит обо всех учениках, то Матфей (Мф. 26:36–46) и Марк (Мк. 14:32–42) указывают на то, что Иисус, удаляясь от апостолов на молитву, берет с собой из них тех же троих, кого ранее брал на Фавор, как наиболее, по этой причине, укрепленных в надежде воскресения, чтобы увиденное и услышанное теперь не послужило им в соблазн (святитель Иоанн Златоуст). Но есть и другой аспект: они видели на Фаворе Его славу как Сына Божиего – теперь пусть увидят и Его скорбное, немощное состояние как Сына Человеческого, во всём подобного нам, и убедятся в непризрачной истинности полноты Воплощения. Блаженный Феофилакт, толкуя это место в Евангелии от Марка, пишет, что «как Он восприял всего человека с его естественными свойствами, то скорбит и тужит, без сомнения, по естеству человеческому; ибо мы, люди, по природе отвращаемся от смерти. Таким образом, когда Он говорит: „пронеси чашу сию мимо Меня“, Он обнаруживает в Себе человеческое свойство; а за этим добавил: „но не чего Я хочу, а чего Ты“, – Он научает нас, несмотря на требования природы, просить того, что угодно Богу». Господь добровольно испивает всю Чашу, принимая на Себя полноту страданий человека, приобщаясь даже чувству богооставленности, выразившемуся в Его крике на Кресте, непосредственно перед кончиной. Он свободно принимает страдания, Его человеческая воля едина в Нем с волей божественной. Как объясняет блаженный Феофилакт, «желание, чтоб чаша пронесена была мимо, принадлежит человеческому естеству, а вскоре за тем сказанные слова: однако „ не Моя воля, но Твоя да будет “ показывают, что и мы должны иметь такое же расположение и так же мудрствовать, подчиняться воле Божией и не уклоняться, хотя бы наша природа влекла и в противную сторону. „ Не Моя “ человеческая „ воля, но Твоя да будет “, и эта Твоя не отделена от Моей Божеской воли. Единый Христос, имея два естества, имел, без сомнения, и волю или желания каждого естества, Божеского и человеческого. Итак, человеческое естество сначала желало жить, ибо это ему свойственно, а потом, следуя Божеской воле, чтобы все люди спаслись, воле, общей Отцу и Сыну, и Святому Духу, решилось на смерть, и таким образом одно стало желание – спасительная смерть».

http://pravmir.ru/strasti-hristovyi-i-na...

Иконография страстного цикла складывается относительно поздно, хотя ряд сюжетов появляется уже в раннехристианскую эпоху. Развитие канона, преимущественно на примере монументальной живописи, было достаточно подробно исследовано Н.В. Покровским , Л.А. Мацулевичем, Г. Милле, С. Радойчичем. Наиболее ранние изображения на тему страданий Христовых обнаруживаются в книжных миниатюрах и настенных росписях. Причем и здесь наиболее выразительные композиции, в которых подчеркивается драматическое начало, зарождаются в искусстве восточнохристианского круга. В иконописи эта тема развивается позднее. Самый ранний и обширный страстной цикл в русской иконописи находился, вероятно, в праздничном ряду Успенского собора во Владимире. Однако среди сохранившихся до нашего времени древнейшим является цикл Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, подробно исследованный О.В. Лелековой 39 . Прототип русских страстных композиций следует искать в росписях новгородских храмов второй половины XIV столетия, когда все византийское искусство испытывает тяготение к драматическим, психологически напряженным темам. Среди них необходимо отметить росписи церквей Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Федора Стратилата. В последнем храме было, как отмечает О.В. Лелекова, более пятнадцати эпизодов, иконография которых восходила к более ранним сербским памятникам. Не случайно поэтому иконописный канон приобретает устойчивые черты именно в Новгороде. После вечери наступают самые драматические события последних дней, прелюдией которых служит «моление о чаше». 53. Моление о чаше. Мозаика. Ок. 1220 г. Венеция, собор Сан-Марко Композиция «Моление о чаше» встречается уже на мозаиках Сан Аполлинарио Нуово в Равенне и в миниатюрах Россанского кодекса. После вечери Иисус с Петром и еще двумя учениками отправился в Гефсиманский сад. Евангелия сообщают, что Христос сказал им: «Оставайтесь здесь и бодрствуйте», – а сам отошел, «пал на лице» и стал молиться: «Отче Мой! Да минует Меня чаша сия». Вернулся и нашел учеников спящими. И сказал им: «Бодрствуйте и молитесь», – и опять отошел и молился: «Отче мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». А ученики опять спали. Так же и в третий раз». Тогда подошел Христос к ученикам и сказал: «Встаньте, вот приблизился предающий меня» ( Мф.26:36–46 ; Мк.14:32–42 ; Лк.22:40–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Библейский канон – это книги, признанные боговдохновенными и авторитетными в вопросах христианской веры и жизни. Формирование новозаветного канона – одно из самых важных событий раннехристианской истории, хотя, к сожалению, мы очень мало знаем о том, кто, где и когда проводил эту работу. Мы можем очертить лишь самые общие контуры. Библией первых христиан был Ветхий Завет и, за единственным исключением («другие писания»; 2Пет.3:16 ), всюду в Новом Завете под «писаниями» имеются в виду именно Еврейские Писания. Как и всякий благочестивый еврей, Иисус признавал Ветхий Завет словом Божьим и ссылался на него. Примеры: Мк.10:6–12 : учение о нерасторжимости брака обосновано ссылкой наБыт.1:27:2:24. Мк.12:36 : по словам Иисуса, Святой Дух вдохновлял Давида. Мф.26:54 ; Лк.22:37 ; Ин.10:35 : в основе аргумента лежит предпосылка, что Писание не может быть нарушено. Лк.4:16–21:24:24–27, 44–46 ; Ин.5:39 : Иисус находит в Ветхом Завете предсказания о своем пришествии, а также о своей проповеди и смерти. Аналогичным образом Петр ( Деян.1:16 ), Иаков ( Иак.43 ), Стефан ( Деян.7:38 ) и Павел ( Рим.3:2 ) прямо или косвенно указыаают на Ветхий Завет как на нерушимые божественные пророчества. Ранняя церковь усвоила учение Иисуса о том, что Ветхий Завет возвещает пришествие Мессии, и верила, что ветхозаветные пророчества обретают исполнение именно в Иисусе из Назарета ( Ин.5:39 ; Деян.17:2–3 2Тим.3:15 ; Евр.10:1 ). Соответственно делался вывод: правильно понять Ветхий Завет можно только в свете этого его завершения в Иисусе. Отметим: ранние христиане видели высший авторитет не в Ветхом Завете, а в Иисусе Христе, их воскресшем Господе. Апостолы и их помощники не проповедовали Ветхий Завет; они свидетельствовали об Иисусе Христе, который пришел исполнить закон и пророков (т.е. придать им завершенность; Мф.5:17 ), и который раскрыл подлинный и глубинный смысл Ветхого Завета ( Мф.5:21–28 ; Мк.10:2 ). Поэтому неудивительно, что в ранней церкви слова Иисуса берегли и цитировали наряду с Ветхим Заветом, придавая им не меньший, а подчас и больший, авторитет ( Деян.20:35 : 1Кор.7:10, 12:9:14 ; 1Тим.5:18 ). Учение Иисуса поначалу передавалось изустно. Параллельно существовала апостольская интерпретация его личности и значения для церковной жизни. Естественно, что когда оба корпуса материалов (слова Иисуса и апостольские истолкования) были записаны, получившиеся документы стали использоваться в литургическом контексте ( Кол.4:16 : 1Сол.5:27 ; Опер 1:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010