Минь. Т. VI. С. 33 Творения Т. VI. С. 31, 32 643. Проповедь: обличение и плач, обличение ввсем и по сословиям Глава 3. Превосходнейшему учителю свойственно разнообразить речь, не повергать только в скорбь и не доставлять только удовольствие, но иногда предлагать то, а иногда другое, чтобы от такого смешения происходила великая польза. Потому и пророк не только обличает, но и плачет, чт бывает еще сильнее обличений, однако причиняет меньшую скорбь. Он не плачет только, но и врачует, и употребляет еще иной, дивный способ наставления. Какой же именно? Укоряет не всех вместе, но отделяет народ от начальников и на их голову обращает укоризны. Польза такого рода обличений так велика, что и Моисей весьма часто употреблял его (см.: Исх. 32:21,25 ). Минь. Т. VI. С. 46 Творения Т. VI. С. 47 644. Пророчества о событиях ближайших и отдаленных – в Ветхом Завете. А в Новом Завете – чудеса и пророчество Глава VII . Чтобы увеличить силу и значение пророчества, Господь в Ветхом Завете соединял пророчество отдаленнейшее с ближайшим (как у Ис. 7 гл.), и слушатели пророка, видя своими глазами исполнение ближайшего пророчества, утверждались в несомненности отдаленнейшего.– В Евангелиях же пользу такого рода Он устрояет другим образом: соединяет с пророчествами чудеса и подтверждает одни другими. Так, когда отрок сотника был исцелен от тяжкой болезни, и сотник оказал дивную и великую веру, то Христос присовокупил: мнози от восток и запад приидут…сынове же царствия изгнани будут ( Мф. 8:11 −12). В этих словах Он предсказывал и образование Церкви из язычников, и отвержение иудеев, что теперь исполнилось на самом деле и для всех видно яснее солнца; но тогда было пока неясно и невероятно для неверующих. Для того предварительно и совершено было тогда знамение, чтобы внушить великую веру в то, чт имело совершиться после, равно как и самое пророчество, исполнившееся ныне на самом деле, служит твердым подтверждением бывшему тогда знамению. Скажешь ли неверующий, что прокаженный не очистился? Но пусть он посмотрит на истину пророчества, и от этого пусть верит и в знамение. Сказали ли бы тогдашние иудеи, что предсказания Его не истинны? Но пусть они посмотрят на очистившегося прокаженного, и после бывшего с ним не сомневаются и касательно будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Но скажу Вам, что в деле обучения детей большая ответственность лежит и на педагогах, и на родителях. Тут не должно быть ханжества. Ребенок должен расти в христианской атмосфере, чтобы не было несоответствия между установками, получаемыми в воскресной школе, и домашней действительностью. Поэтому надо работать не только с детьми, но и с родителями. Желаю помощи Божией в Ваших трудах. — Благословите! У меня на подачи записок на проскомидию и на свечи за месяц уходит в примерно 4 тыс. руб., плюс подача записок монастырям 1,5-2 тыс. руб. Итого 5-6 тыс. руб. Зарплата 45 тыс. На милостыню не остаётся. Что делать? Может записок меньше и на милостыню останется? Дети, внук-студент, муж прилагается. Христос Воскресе! Параскева — Параскева, как я понимаю, у Вас вопрос о милостыне. Евангелие учит видеть Бога в каждом нуждающемся и помогать ему, как Самому Христу. Давайте вспомним картину Страшного суда, которую описывает Господь (см. Мф. 25, 31–46). Кому Он скажет: «Встать по правую сторону»? Тем, кто навестил болящего, посетил осужденного, томящегося в темнице… Как видите, милосердие, то есть оказание помощи ближнему, это не обязательно раздача денег. Но оно непременно требует от нас чуткости к тем, кто оказался рядом с нами по воле Божией. Оглянитесь вокруг, вспомните знакомых, возможно, в самой элементарной заботе нуждается кто-то из них. Нередко оказывается, что живущей по соседству одинокой пенсионерке надо купить лекарство в аптеке или напомнить о ней вечно занятым внукам, чтобы они поздравили бабушку с днем рожденья. Людей, которые просят милостыню, нам тоже посылает Господь. Помню, когда мне было лет 8, мама всякий раз, провожая нас в храм, клала в мой карман монетки по одной-две копейки, чтобы я раздал их нищим. Наша семья в то время жила очень скромно: денег, как говорят, хватало только на хлеб. Однажды я спросил маму: «Разве эта копейка или две помогут нищенке? Нам самим не хватает». Она ответила: «Главное — участие. Если человек просит, ему надо помочь. Господь посылает тебя, чтобы в трудную минуту этот человек не чувствовал себя оставленным». Поверьте, даже незначительное участие сильно облегчает жизнь окружающих людей, а собственное сердце от этого становится мягче, отзывчивей, легче на доброе дело. В этом польза милостыни – она не позволяет нам замыкаться в своих бесконечных проблемах, но впускает в нашу жизнь Христа. Помоги Вам Христос.

http://pravoslavie.ru/112918.html

   Дела милости бывают материальные (телесные) и духовные.    Дела милости материальные (телесные): 1. Голодного накормить.2. Жаждущего напоить.3. Нагого, или имеющего недостаток в одежде, — одеть.4. Находящегося в темнице — посетить.5. Больного посетить и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти.6. Странника принять в дом и дать ему отдых.7. Погребать умерших бедняков.   Дела милости духовные: 1. Словом и примером «обратить грешника с ложного пути» (Иак.5:20).2. Не ведущего (не знающего) научить истине и добру.3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении и опасности.4. Утешить печального.5. Не воздавать злом за зло.6. От всего сердца прощать обиды.7. Молиться за всех Богу.   Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы; т. е. на будущем суде Христовом к ним будет явлена особая милость праведного Судии: они будут избавлены от вечного осуждения за свои грехи, подобно тому, как они оказывали милосердие другим на земле (см. Еванг. от Мф.25:31-46). О шестой заповеди блаженства 6. Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят.   Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.    Чистые сердцем, это — те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в сердце своем. Сердце таких людей свободно от привязанностей и пристрастий к тленным земным вещам, и вообще свободно от греховных страстей, порождаемых самостью, т. е. самолюбием и гордостью. Люди чистые сердцем всегда, непрестанно помышляют о Боге.    Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, заповеданные Церковью, и всячески оберегаться от объедения, пьянства, неприличных зрелищ и увеселений, от чтения непристойных, нескромных книг.    Чистота сердца гораздо выше простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности и откровенности человека в отношении к ближним, а чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний и постоянного памятования о Боге и Его святом законе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

2) с рассказом о предстоянии Божией Матери у Креста (19:25–27). В Кане Галилейской Господь сперва как бы отказывается что-либо совершить в ответ на слова Матери вина у них нет (ст. 3). Он это поясняет: еще не пришел час Мой (ст. 4). Следовательно, власть ходатайствования за людей перед Сыном связана для Матери с часом прославления (он же есть час страдания) 15 Ее Сына. Но Господь все же совершил чудо: Он его совершил, так как Кана есть предвосхищение Его славы на Голгофе (см. замечание Евангелиста в ст. 11 и явил славу Свою ) и так как молитва, с которой обратилась к Нему Его Матерь, также предвосхищает ту молитву, с которой Она будет к Нему обращаться, когда настанет час. И в момент распятия Сына мы видим рядом с Ним Матерь. Из этого видно, что Она действительно разделила Его час, потому Она необходимо разделила и Его славу. Одним из выявлений этой славы и было усыновление Ей на Голгофе рода человеческого и в нем сообщение Ей власти молитвенного ходатайствования за него. Здесь надлежит отметить, что эта слава Божией Матери связанна как с Крестом Ее Сына, так и с Ее собственным Крестом как Матери Богочеловека. Крест есть жертва, страдания, но также торжество и победа. Крест есть слава как преображение земной действительности, преодоление закона смерти и тления, царствующих в нашем падшем мире. Эта истина получила свое полное выражение в крестной победе, одержанной Господом, после которой не только над Ним смерть не имеет уже никакой силы (Рим 6:9), но всему миру в Нем воссияла вечная жизнь. Одно из выявлений креста как славы выражается в непреложном законе, по которому всякий, отдающий Богу то, что для него является дорогим, непременно получит от Бога обратно то, что он Ему отдал, чтобы им обладать новым, удивительным, неожиданным и необыкновенным образом. Этот закон не мог не исполниться в отношении Божией Матери. Она отдала Богу Своего Сына. Эта отдача произошла на Голгофе и задолго до нее. Она, например, узнала от Самого Своего Сына, что новые отношения между людьми, возникшие с пришествием Царствия Божия, получают преимущество над теми отношениями, которые основаны на земном родстве и даже на материнстве (Мк 3:31–35; Мф 12:46–50; ср.

http://pravmir.ru/velikoe-znamenie-tsars...

д. Думаю, что англиканское богословие, выросшее из апостольской проповеди и богословия древних Отцов Церкви, особого своего напряжения и высоты достигло в 20-30-ых годах нашего века. Его можно назвать поистине " инкарнационым " , ибо оно развивается на фоне молитвенного созерцания тайны воплощения Сына Божия (что приближает его к богословию православия и ряда руководящих богословских мыслителей современного католицизма — особенно, напр., Н. de Lubac, J. Daniélou, Yves Congar, L. Bouyer), в ее всемирно космическом значении и оплодотво рено сходным созерцанием тайны Воплощения у великих отцов древней Церкви (напр., у Иринея Лионского, и др.). Оно породило ряд замечательных произведений христианской богословской мысли (см. ниже стр. 163). И — странно как будто бы, но на самом деле вполне понятно и внутренне последовательно — этот подъем богословски-молитвенного созерцания тайны Воплощения соединяется во многих случаях (так особенно у епископа Гора и его богословской школы, у архиепископа Темпля и многих других) с повышенным практическим — и в то же время богословски-мистическим интересом к делу социального служения Любви: Воплощенный Сын Божий открывается нам с особой силой - и при том решающей для всей духовной судьбы нашей, согласно Его собственным словам (Мф 25. 31-46) — в страдающем наименьшем брате нашем. Это вдохновение широкого социального служения страждущим людям во имя страждущего Сына Божия охватило целый ряд поколений лучших англиканских священников и молодых кандидатов к священству в 20-ых и 30-ых годах этого века — времени большого подъема умственного, молитвенного, мистически-созерцательного (в духе предания древних Отцов) и каритативного в жизни Англиканской Церкви (Church of England), чему я сам был близким свидетелем. Эти годы были вместе с тем и временем, может быть, наибольшего приближения настроений и веры ряда руководящих лиц Английской Церкви к религиозному вдохновению и преданию Православной Церкви. Очень большое впечатление производил на меня тогда этот подъем религиозной жизни среди англиканской молодежи, готовящейся к священническому сану. Жизнь этой молодежи, усиленная умственная работа, иногда полная рвения и исследовательского энтузиазма начинающих ученых, была сосредоточена вокруг молитвы и участия в Таинстве Евхаристии (ежедневное причастие во многих колледжах). С этим соединялась и здоровая физическая деятельность (см. ниже стр. 149).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Склонный к крайностям ум на этих словах решит открыть все тюрьмы и объявить полную свободу всем. Да здравствует, так сказать, полная свобода вкупе с равенством и братством. И будет этот поспешный ум, как говорил классик, в корне неправ. Временное правительство в России после Февральской революции на волне прекраснодушия и розовых иллюзий о скором счастье отрыло настежь тюрьмы и… И наводнило страну отпетой уголовщиной, криминализировало до крайности повседневную жизнь, облегчив большевикам узурпацию власти и последующее закручивание гаек. В тюрьмах все-таки вовсе не одни только святые сидят. Вот пример из истории – случай с императрицей Екатериной. По обычаю русских монархов она однажды на Пасху посещала места заключений. В каждой камере спрашивала: «За что сидишь?» В ответ слышала: «Матушка царица! Оговорили (обманули, подставили). За чужие грехи сижу. Вызволи! Век буду Бога за тебя молить». Ну, и прочее в том же духе. Наконец один молодой человек на вопрос государыни ответил: «Виноват и за дело сижу». «Отпустите его», – сказала государыня, имея право па Пасху миловать заключенных. «Почему этого?» – недоумевали и узники, и свита. «Ну не может же один виновный сидеть среди стольких невинных!» – остроумно ответила Екатерина. Так покаяние и признание вины способно выводить на свободу. Случай пусть редкий, но меткий. К вопросу о невиновности… Швейцарский писатель Дюрренматт говорил (зловеще шутил), что если любого человека без объявления вины насильно посадить в кутузку, то этот человек в скором времени сам поймет за что. Это о том, что все не без греха и всем есть в чем каяться, есть за что страдать. Но в отрицательном смысле эта же мысль вырождается в известное людоедское убеждение: «Был бы человек, а статья найдется». Это очень рабочая фраза, печально оправдывающая себя всякий день. И стоит только вдуматься в эту тему, как душе станет сразу же тоскливо и неуютно. Говоря о Страшном суде, Христос перечисляет добрые дела, делая которые человек может угодить лично Ему, Спасителю (см.: Мф. 25: 31–46): накормить голодного, приютить бездомного, посетить больного… Это евангельское учение широко известно. Там же есть и слова о заключенных: В темнице был, и вы пришли ко Мне . Среди прочего (призыва к практическому милосердию) это означает также и то, что заключенные в темницах будут всюду и всегда до скончания века. Точно так же будут и больные, и бедные, и лишенные крова. Нищие всегда будут среди земли твоей (Втор. 15: 11) – говорит Писание. И это при том, что все благословения Израилю имели подчеркнуто земной, материальный характер. Богатство, многодетность, долголетие – вот признаки обильных благословений. И при этом все же нищие всегда будут среди земли твоей . В ту же меру всегда будут голодные, жаждущие, раздетые и… находящиеся в заключении. Отсюда народная мудрость, повелевающая от сумы и тюрьмы не зарекаться. Отсюда же и требование жалости и сострадания к тем, кто лишен свободы.

http://pravoslavie.ru/109291.html

Безусловно, уровень развития молодежной работы различается даже в пределах одного региона. Этим обусловлена необходимость индивидуального подхода к ее развитию. В минувшем году для представителей Центрального, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также в Белоруссии были проведены краткосрочные курсы Школы православного молодежного актива «Вера и дело». Слушатели курсов овладели практическими навыками и теоретическими основами молодежной работы, получили знания по управлению проектами, развили свои организаторские способности, а также изучили особенности миссионерской работы с различными целевыми группами. Полагаю важной дальнейшую работу таких курсов в регионах. Социальное служение Неотъемлемой частью христианской жизни является совершение дел милосердия. Говоря современным языком, именно по этому критерию мы будем судимы во Второе Пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа (см. Мф. 25, 31-46). Поэтому социальное служение и церковная благотворительность должны оставаться предметом неизменной заботы всех священнослужителей: от приходского диакона до Патриарха. Работа «для галочки» здесь, как, впрочем, и в любой другой области, совершенно недопустима. Среди событий, обнаруживших готовность церковного народа откликнуться на беду ближнего, можно назвать помощь пострадавшим в результате наводнения в Крымске в июле 2012 года, когда погибли десятки людей и были затоплены почти пять тысяч домов. В первые дни после трагедии в Крымске был организован Церковный штаб, который передал адресную помощь более чем 3,5 тысячам семей и распределил более 1000 тонн гуманитарных грузов. Было собрано более 49 миллионов рублей пожертвований. Средства расходуются (по запросам от пострадавших) на ремонт, покупку стройматериалов и приобретение жилья, просушку домов, причем поступающие заявки проверяются на месте. Помощь оказывается прежде всего многодетным семьям, пожилым, инвалидам. Важными направлениями социальной деятельности остаются противодействие наркомании и алкоголизму и помощь бездомным, причем речь идет не только о материальной помощи, но и о лечении и реабилитации лечении страдающих от алкогольной и наркотической зависимости, восстановлении их социальных связей и трудовых навыков. Не следует забывать и о поддержке инвалидов, в том числе через создание для них доступа в храмы, помощь в получении православного образования, предоставление возможности трудоустраиваться при храмах и монастырях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Землянка (земля) – это тело человеческое, из земли оно создано; старик – это ум, старуха – это сердце человека Кем же могут являться старик и старуха, которые живут в землянке? Землянка (земля) – это тело человеческое, из земли оно создано (см.: Быт. 2: 7), старик – это ум, старуха – это сердце человека. Море – это жизнь человеческая (житейское море). Старуха (сердце) все время находится в землянке (доме, тереме, дворце), то есть сердце не выходит за пределы своего тела. Старик (ум) ходит по всему свету, житейскому морю и приносит сердцу разные вести, в том числе и чудесные. Старик (ум) закидывает сеть (невод) в море. По Феофилакту Болгарскому, такой образ означает глубину мыслей, познаний человека. Раз он в море закинул невод, – Пришел невод с одною тиной. Тина в данном случае – нечто мелкое, суетное, как у поэта Н. Некрасова: «Погрузился я в тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей» («Рыцарь на час», 1862). Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травою морскою. Трава часто встречается в Библии как символ временного, преходящего, непостоянного: Человек – что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает (Пс. 102: 15). Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал (1 Пет. 1: 24). В третий раз закинул он невод, – Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, – золотою. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка!» Каждый человек в своей жизни так или иначе встречается с Господом, но не узнает Его. Иногда в виде странников, или нуждающихся, болящих, в темнице томящихся (Мф. 25: 31–46). Более того, по православному учению, в ближнем мы должны видеть Господа. Но в Господе мы не почитаем Бога, а в ближнем не видим образа Его ( иеромонах Василий Росляков ).

http://pravoslavie.ru/106064.html

Борис Немцов: Бог сохраняет всё Надгробное о «чаше воды» астматикам и онкологическим 3 марта, 2015 Надгробное о «чаше воды» астматикам и онкологическим Политики не могут быть дамами приятными во всех отношениях. Но без их колючек и шипов слишком мягкими становятся иные кресла — и слишком тяжелой жизнь большинства. Не всё, конечно, бывает по делу. Но вот одной из последних точек приложения сил и внимания Бориса Немцова, чье тело предается сегодня земле, была проблема лекарственного обеспечения тяжелых больных на ярославской земле. За этим канцеляризмом — судьбы астматиков, сердечников и раковых больных, обреченных покупать препараты втридорога. Просто потому, что кто-то на ярославщине очень был настроен сделать свое кресло еще более мягким. Вот именно об этом Борис и писал, буквально за пару недель до расстрела, в своем обращении в следственный комитет России. В рамках его депутатских полномочий — это и есть та самая чаша воды — жаждущим, реальная помощь — корчащимся от боли. А эти наши дары ближним Господь принимает как поданные Ему Самому (см. Мф 25:31-46). Это лишь одна история из жизни человека, которому мы можем помочь теперь только одним — молитвой. Мысленно прошу вместе со всеми, кому, как и мне, не удастся быть на отпевании: Упокой, Господи, душу новопреставленного убиенного раба Твоего. Утешь его родных, и дай нам остаться людьми. И еще: приведи убийц к покаянию. И последнее. Есть два созвучных послания — четвертого века и двадцатого. В первом Григорий Богослов просит нас простить всем все ради Пасхи Христовой. В пасхальной стихире эти слова святителя звучат так: «и ненавидящим нас простим вся Воскресением». В другом Иосиф Бродский приводит иные аргументы: Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос — Бог сохраняет всё; особенно — слова прощенья и любви как собственный свой голос. (На столетие Анны Ахматовой) Прислушаемся к этим словам. Ведь и мы когда-то проследуем путем всея Земли к вечности, надеюсь, светлой. Вечная память. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/boris-nemtsov-bog-sohr...

   Господь, пребывая с нами на Земле, говорил с народом на простом языке, полном образов из повседневной жизни, чтобы самые простые люди могли Его понять. Так, Он объяснил Апостолам: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах» (Лк.8:10). Но с великим страданием мы переживаем то печальное явление в жизни Церкви, что стоящий на низшей мере понимания не может понять ни мыслей, ни молитв, ни сил, ни созерцаний, ни любви, которыми обладают лица, наиболее способные к восприятию исходящего свыше Откровения. И апостол Павел очень остро переживал в своем апостольском служении этот момент: когда те, кто менее глубоко прозревает в познание божественных вещей, свое видение признают все же концом совершенства и борются за то, чтобы остановить на их видении все строение Церкви. Вот почему говорил он о том, что «напаяет людей молоком духовным». А что превышает их, что доступно пониманию лишь совершенных, — о том он говорит только в кругу совершенных. И добавляет при этом, что «все, желающие жить благочестиво... будут гонимы» (2Тим.3:12) даже внутри Церкви, поскольку есть люди, которые не только отвергают совершенство, но и борются против него. И отсюда наш страх говорить о совершенстве.    Испорченная наша натура не дает нам сил последовать примеру Христа. Поэтому рождается монашество как особый вид жизни в этом мире, как стремление уподобиться Христу, умирающему на Голгофе за всех, «чтобы... рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин.11:52). Таким путем человек через хранение заповедей Христовых постепенно доходит до осознания себя Адамом. Нося в душе своей годами, изо дня в день, из часа в час, эту мысль, мы понемногу приготовляем себя к способности действительно воспринять в ее подлинном бытии заповедь Христа. Через эту заповедь мы становимся универсальными носителями всего космического бытия и Божественной жизни.    То, чего ждет от нас Господь, безмерно высоко, безмерно велико. И религия наша должна быть охарактеризована как религия абсолютного порядка. С небес сошел Христос, совершенный Бог, Творец всего сущего. И христианин, через свое послушание Христу, делается восприимчивым ко всему происходящему в мире человеческом. Странным образом, но получается так, что он, читая Откровение о падении человека, вдруг ощущает, что носит в себе этот грех, и в этом смысле он становится действительно чадом падшего Адама. Начинается монашество с очень маленьких вещей, но кончается тем, что человек молится за всего Адама, как за самого себя. Так, Господь на Страшном Суде скажет о последнем и малом человеке, что это Он Сам, осуждая тех, которые не послужили Ему, когда Он был в нужде (см. Мф.25:31—46).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010