Так и человек — существо очень многогранное и гармоничное. Господь хочет, чтобы каждый Его инструмент был в чистоте. И если мы посмотрим на взаимоотношения двух людей, то чем меньше у них посторонних связей, соприкосновений непонятно с кем, тем им гораздо легче. Ведь все равно муж и жена так или иначе возвращаются умом к переживаниям прошлого, к каким-то бывших в их жизни взаимоотношениям — их это мучает, терзает, и даже исповедь не всегда дает облегчение, потому что совесть запечатлевает всё, чтобы человек помнил о своей греховности. Поэтому и предупреждает нас Господь, и святые отцы: сохраните чистоту до брака — это принесёт пользу, даст возможность пребывать в незапятнанности друг перед другом. Что же касается целомудрия, то здесь всё намного серьезней. Вы заметили, что самая гармоничная форма в природе — круг? Солнце, планеты, даже чрево наше, наполняемое постоянно, — округлой формы. И голова у человека не квадратная и не треугольная. Круг — символ целостности. Если мы от торта круглого отрежем кусочек, останется ли он кругом? — Нет. Если от футбольного мяча один ромбик оторвем, будет ли он держать воздух? — Не будет. Точно так же и душа человека. Мы не знаем, какой она формы, но точно известно, что если в душе нарушается целостность взаимоотношений с Богом, то через эту щель греха в нас устремляется всё больше и больше пороков. Как в Священном Писании сказано? Дух нечистый, когда его изгнали из человека, скитается в местах пустынных и безводных, а потом думает, не вернуться ли обратно? И когда возвращается и находит избу выметенной и чистой — дом освобожден и украшен, но без хозяина, то входит туда сам и вводит семь духов злейших себя (См.: Мф. 12, 43-45). О чем это говорит? О том, что человек, нарушив заповеди, впадая в грех, лишается целостности. Если это произошло, мы уже мыслим не целостно, наше восприятие расколото, искажены наши взаимоотношения с людьми, и мы уже не можем претендовать на правое суждение о тех или иных вещах. Поэтому Господь и говорил, что один из первых грехов — это блуд. Блуд подразумевает не только телесные взаимоотношения, но шире — уклонение помыслов от Бога, от Его заповедей, от Его установлений. Блуждание ума — причина большинства зол для человека, когда он не имеет целеустремленности, расхоложен, не может определить для себя цели и задачи своего жизненного движения.

http://pravmir.ru/esli-myi-ne-pogovorim-...

Но ты еще не сложил оружие, а простер копье против персов, которые вторглись в нашу крепость, пострадав шую от огня. Персы ворвались в крепость, как в пустой дом, подобно злому духу из Евангелий, который вместе с другими духами, более злыми, чем он, бросается на человеческое тело, потому что оно было пустым и больше там никто не жил, стал селиться. (См.: Мф. 12:43—45) Ты, идя туда, зажег огонь битвы, и задушил персов, как пчел, в дыму сра жения, и сжег их, как огонь — прыгающих и летающих вокруг жирных фитилей светильника мошек. А для прежних жителей крепости ты явился трижды желанным, подобно ангелу, который потушил огонь в печи. (Дан. 3:49) Тогда же, после только что одержанной победы, ты напал на нового Ахитофела и разрушил его козни, как детские игрушки на песке. И хотя он был по проис хождению нашим [ромеем], мыслил он, как иноземец, и оказался настоящим и непримиримым врагом своей родины. Будучи безумцем, презренный и побуждаемый к змеиному коварству, он добивался власти, хотел стать владетелем ромейских городов и областей с помощью своего персидского свояка и полученных оттуда много численных войск. И вот, напав с персидским войском, он, который умел быть мужественным только против своих, уничтожал не согласных с ним единоплеменников как иноплеменных. Ты же, услышав об этом, тотчас же явился для противостояния этому дерзкому нечестивцу и очень легко изгнал его, словно галку с чужими перьями. Что касается его воинов, то одних ты пронзил, погрузив в непробудный сон, других заставил купить избавление быстротою своих ног и ног быстроногих коней, третьих захватил; и тех, которые были знатного и богатого рода и не были из простонародья, оковал вплоть до шеи. И вот после этих двух нападений и сражений персы, потерпев поражение, больше не осмелились на новую битву. Отказавшись от свойственных им вероломства и грабежей и от открытого сражения, они ослабили тетиву лука и сделались слабыми для битвы. И тот, кто у них был облечен властью, склоняется к заключению мира и твердо обещает тебе свою дружбу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Я хочу креститься уже давно, читаю Евангелие, но все равно мне кажется что я что-то недостаточно знаю, недостаточно вникла в православие, не могу отказаться от каких-то не очень хороших вещей (например, яркого макияжа) и т.д. Ещё я не русская, я казашка. Подскажите, стоит ли ждать до какого-то момента? Ведь с другой стороны, «идеальный момент» может никогда не наступить. Или все же нужно не торопиться с таким решением? Похожие вопросы 7 Ответов Сара, я уже достаточно давно в Церкви, но ещё очень многого не знаю и однозначно никогда не буду знать всего. Рекомендую Вам не только читать Евангелие, но пройти катехизацию. Не откладывайте духовное рождение. Бог в помощь! Ваша национальная принадлежность не имеет никакого значения. Вы ничем не лучше и не хуже других людей, а для Бога все мы — Его дети. Что же касается крещения, то имеет смысл поступить так, как советует выше Кирилл — пройти катехизацию, т.е. изучить основы православной веры. Во многих храмах проводятся специальные беседы и занятия с теми, кто готовится принять Таинство крещения. Обратитесь с этим вопросом к священнику в ближайшем храме. =Ведь с другой стороны, «идеальный момент» может никогда не наступить= Думаю, вы сами ответили на свой вопрос. Изучать христианство можно и нужно всю свою жизнь. Как и избавляться от греховных привычек придется вплоть до самой гробовой доски. Креститесь и спасайтесь. С уважением, Стоит пройти огласительные беседы, и затем принять Крещение. Помоги Господи! Когда у человека какие-то грехи уменьшились (у Вас — грех неверия в Бога и другие грехи, которые Вы увидели и стали им противиться), то если не позаботиться наполнить освободившееся место в душе положительным содержанием,  бесы и грехи опять возвращаются в большем количестве (см. Мф. 12:43–45 ). Поэтому если затягивать, не начинать полноценную церковную жизнь, Исповедь и Причащение, то Вы можете начать согрешать гораздо сильнее и в т.ч. такими грехами, каких раньше не делали. Здравствуйте! Не понимаю о каком благоприятном моменте Вы спрашиваете. Если Вы осознаете личную потребность в духовном рождении от воды и Святого Духа, потребность в том, чтобы начать новую жизнь с Богом, то это достаточно благоприятный момент, чтобы записаться на катехизацию и начать подготовку к Крещению. Недостаточность знаний будет всегда, сколько бы мы не учились. Решайтесь.

http://azbyka.ru/vopros/stoit-li-podozhd...

Пока доказательств того, что вл. Варфоломей был католиком, нет. Тем не менее автор пишет: “как явствует из его собственных слов в последующих материалах допросов, … тайно перешел в католичество”. Действительно, это “признание” (“царица доказательств” в той системе терминологии, которую язык не поворачивается назвать юридической) есть только в протоколах допросов. Воздавая должное компетентности автора (не всякий публицист получает доступ к тайнам компетентных органов), заметим все же, что исповедующим Христа в духе и истине не следует, наверное, столь многое возлагать на истинность пыточных записей, — а именно таковыми были следственные материалы той поры. Крики пытаемых не принято записывать на магнитофон, чтобы затем спокойно прослушать. Считать, что единственное место, где христианин говорит “одну только правду” — это застенок, христианину вряд ли подобает. Историку же должно быть известно, что протоколы допросов могли фальсифицироваться, как и досье и другие документы. Очевидно, пресловутые архивы Лубянки, от которых наивные и не очень наивные люди ожидают истины в конечной инстанции, могут содержать немало поводов для дурных сенсаций, оспорить которые мало кто решится, — уж очень мы привыкли считать бесспорными “секретные” документы. А между тем это — не столько потаенная истина, сколько зубы дракона, посеянные для того, чтобы продолжало твориться зло; впрочем, это мифологическое сравнение может заменить притча об изгнанном нечистом духе, возвращающемся и приводящем еще более злобных (см. Мф 12:43–45). Следует отметить и то, что материалы допросов приводятся выборочно, и то, что в них отсутствуют данные о дате и продолжительности допроса (обязательно фиксируемые протоколом), и, наконец, то, что вовсе не приводятся данные о возбуждении дела, — а между тем по таким данным множеству людей стало известно, чей донос лег в основание их дела. Сам автор отмечает, что факт перехода владыки Варфоломея в католичество — факт странный, и свидетельства, источник которых несомненен, ему противоречат, — и тут же обращается к другим источникам (следует ли понимать, что более сомнительным?). Источники эти — переписка епископа Пия-Эжена Неве (как уже было сказано, Апостолического администратора в Москве), епископа Мишеля д’Эрбиньи, президента папской комиссии “Pro Russia”, и материалы следственного дела (об этом источнике лжи и смерти мы уже говорили). Существует также нечто удивительное: “две официальные грамоты”, но без номера протокола (?) и “полусекретные” — очевидно, что-то вроде закрытых писем ЦК; описание их стоит того, чтобы привести его полностью:

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

Христос говорит, что изгнанный злой дух спустя некоторое время возвращается. Если он видит, что «дом» его чист, прибран, но пуст, то берет с собой семь злейших духов и вселяется там (см. Мф. 12, 43—45). Христианин, который после Крещения не делает ничего, чтобы в нем обитал Господь, и есть тот чистый, но пустой дом. Когда же он начинает трудиться в исполнении евангельских заповедей, Сам Христос наполняет его сердце (см. Ин. 14, 23). Но если христианин не ищет Бога, не призывает Его, то Он и не приходит. Только лукавый дух прибегает к обману и хитрости, и даже к насилию, используя прежние греховные привычки и нажитые страсти. Пока человек жив, он каждый раз выбирает, чью сторону принять: дьявола или Бога. Достоевский образно говорил об этом, что дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человека. Мысль вполне православная. К кому человек повернется, с тем и соединяется своей душой. Конечно, бывает и так, что мы в течение одного дня многократно поворачиваемся то в одну сторону, то в другую. Как же нам верней приближаться к Богу? Как не опоздать с этим самым главным делом в жизни? На земле христианину надо быть странником, а своим жилищем считать Царство Небесное. Еще римляне в древние времена выбивали на могильных памятниках надпись: «Прохожий, помни!» Помни, что час смертный не за горами. Жить подобно страннику сложно, особенно когда человек молодой, и ему кажется, что впереди еще очень много времени. Но если взять подумать, что осталась всего неделя жизни, тогда все мы будем оценивать по-другому. Ну, пусть не неделя, а год, два… десять лет и т. д. Разве это большой срок? Сейчас и молодые люди говорят, что время мчится. Земная жизнь в любом случае конечна, и все мы знаем, что рано или поздно настанет время оставить все земное — завтра, или через год, или десяток лет, главное здесь не когда она закончится, а как закончится. Нам не ведомо, какой срок нам отпущен, смерть может прийти внезапно, о чем свидетельствуют выгравированные даты на плитах. Человек, живя на земле, должен помнить, что он призван к вечности, а поэтому бессмысленно все свои силы тратить только на земное благоустройство. Его призвание обрести путь к Богу и делать все, чтобы соединиться с Ним еще в этой жизни.

http://pravoslavie.ru/124824.html

(Продолжение следует). 963 Θησαυρος τος ζωγρημνους ις τ κενου (т. е. χϑρο) ϑλημκ, но латин. ad Christi placitum. 964 Отсюда видно наше право называть дело Христово не столько основанием царства Божия вновь, сколько восстановлением царства Божия. Последний термин точнее первого, хотя малоупотребителен в богословии, ибо нигде привычка к старым словам (и мыслям), хотя бы и неудачным, не дает себя знать с такой силой, как в богословии, консервативнейшей из всех наук. Поэтому, дабы не навлечь на себя обвинения со стороны ревнителей веры в потрясении основ и ереси, я, наученный опытом, ставлю необычное в богословии слово в скобки, в заглавии, и по возможности избегаю употребления нового слова. 965 См. «Значение Креста в деле Христовом. Опыт изъяснения догмата искупления». Киев 1893, стр. 377–379. Сущность всех относящихся сюда мест выражается кратко в словах Спасителя: «Сын человеческий не для того пришел, что бы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 : Мф.20:28 ). 966 В английском богословском журнале The Exponitor 1902, 1, ст. Rev. G. Milligan. The Messianic Consciousness of Iesus, p. 72–73 прекрасно формулируется научное положение вопроса о мессианском самосознании Иисуса; «теперь можно считать общепризнанным положение, что во всяком случае со времени Своего крещения Иисус сознавал Себя Мессией». Даже Гарнак признает несомненным, оспариваемое некоторыми, напр. у Tabe, положение, что Иисус выдавал Себя за Мессию, и выражается: dieses Stück der evangelischen Ueberlieferung scheint mir auch die schärfste Prüfung auszuhalten (Lehrb. d. Dogmengsch. I, 62). Весьма важное признание в устах «Моммсена современной богословской науки», делающее честь его ученому беспристрастию и добросовестности. 968 В евангелиях употребляются оба выражения – и царство Божие, βασιλεα το Θεο, и царство небесное βασιλεα τν ορανν, известные еврейскому богословию (малкут Ягве и малкут гашшамаим). Выражение «царство небесное» встречается у одного только Матфея и употребляется предпочтительнее «царства Божия», находимого лишь в 6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вследствие своей краткости, оно никаким образом не может повлиять на состояние ума «оглашаемого» и является абсолютно формальным, бесполезным. Результаты такого Крещения ужасны. Человек, вышедший из купели Крещения и не получивший должных знаний о Православной вере, не изменивший своё отношение к окружающему его миру, не наученный новым правилам жизни, так и не узнавший о своих грехах (особенно смертных), не прекративший их совершать и не начавший вести с ними борьбу, в самое ближайшее время становится лакомой добычей для злых духов, которые окончательно и бесповоротно завладевают таким человеком. Избавление из этого плена становится для него практически невозможным – злые духи, окончательно овладевшие его умом и сердцем, уже не выпустят свою законную добычу до самой его смерти, которая становится для человека началом вечных адских мук. Очень редкие люди после принятия такого крещения в осуждение, после этого глумления над Таинством, приходят к истинной Вере и истинному покаянию, только по особенному Промышлению Божию о них. Основная же часть крещёных таким образом людей, которая исчисляется в нашей стране десятками миллионов погубленных душ, уже никогда не будет иметь возможности обрести истинную Веру и спасение (см. Мф. 12:43-45). Об этом говорит даже статистика количества «воцерковлённых» людей (если не ошибаюсь, в последние годы попадалась на глаза статистика о том, что в Рождественских богослужениях участвовало менее 1% крещёных), хотя она и не отражает истинного количества настоящих православно верующих людей. Настоящих христиан, идущих по пути спасения, указанному нам святыми отцами Церкви, в сотни раз меньше, чем отражено в этих цифрах. А большинство тех людей, которые считаются нынче «воцерковлёнными», так и остаются не оглашёнными, не знающими своей Православной веры. И в этом с лёгкостью может убедиться любой пастырь – для этого нужно просто побеседовать с каждым из своих прихожан, задавая им вопросы о том, как они понимают свою Православную веру – суть грехопадения человека, его последствия для каждого из нас, в чём состоит спасение для человека, от чего мы должны спасаться, в чём смысл Искупительной Жертвы Господа, в чём смысл таинства Крещения и других таинств, каковы их понятия о Боге, Суде Божием, об аде и рае, ангелах и бесах, как они объясняют Символ Веры, как они знают евангельские заповеди, каковы их понятия о грехах и страстях, каковы отличия Православия от других конфессий, все ли религии ведут к спасению и проч.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/16/br...

Но вспомним: воскресший Христос открывал апостолам тайны жизни вечной. И радуйтеся Ему с трепетом. Человек, отдающий все силы на служение Богу, испытывает не только удовлетворение, но и глубокую, сокровенную радость, которая граничит с трепетом (сильным волнением, напряжением чувств). Не только духовная, разумная природа бывает захвачена высокими переживаниями, но даже природа телесная. Сердце ощущает священный трепет, близость Бога, Его святынь. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющийся Нань (12). Обсуждая первый псалом, мы говорили, что вся Псалтирь представляет собой изображение двух путей – праведников и грешников. И тут второй псалом созвучен первому: опять говорится об этих двух путях. Людям предложен дар высокого познания, открыт пророческим словом – для просвещения разума, духовных чувств. По доброму изволению Господь посылает людям Свои небесные дары. Человек, пренебрегающий ими, как правило, отвергает потом и саму благодать Божию. Уровень его духовной жизни становится всё ниже. И это может вызвать гнев Господень. Старинная пословица гласит: «Если Бог хочет наказать человека, Он отнимает у него разум». Псалом говорит: «примите наказание» – научение, но в пословице у глагола «наказать» иное значение: принимать меры к нарушителю закона. Бог учит человека, но тот, кто не внимает этому, оказывается в душевной пустоте. А дом души не может быть пустым: «незанятым, выметенным и убранным». Это объясняет Христос (см. Мф.12:43–45 ). И погибнете от пути праведнаго. Тут сказано не о духовной гибели, а о том, что для людей, не внимающих Богу, закроется праведный путь служения Ему. И останется ограниченное существование по произволу собственной воли и телесных похотей. Егда возгорится вскоре ярость Его. В Библии о человечестве до потопа говорится, что люди стали плотью – и нет никого, кто понимал бы волю Господню. Поэтому они были истреблены. И во втором псалме идёт то же духовное предупреждение: может возгореться ярость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

   На сей раз, из сокровищницы творений святителя учительного, заимствуется краткое и весьма спасительное заветное его слово пастырям церковным.    Господь Иисус Христос сказал: благовестити Ми подобает царствие Божие, яко на се послан есмь (Лк.4:43). Это — яко на се послан есмь — священству нашему надобно принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: проповедуй слово, настой благоременне и безвремете, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением (2Тим.4:2). Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы, и ходит она по земле. Проводники ее — уста иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои (забывая о долге благовествования и ожидающем горе за неблаговестие (1Кор.9:16), тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих (Лк.11:52). От того и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая не получая исхода, тяготит их. Облегчись же, иерей Божий, от сей тяготы, испусти потоки божеских словес (Ин.7:38) в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она в святых писаниях (Ин.5:39) и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван (См. Мысли на кажд. день года по церков. чтен. из Слова Божия, понедел. 18-й недел. по пятд. стр. 318, 319).    Господи Иисусе, Свете мира (Ин.8:12), истина (14:6) небесная, воссияй свет Твоего Богоразумия в умах и сердцах учеников Твоих, делателей на жатве Твоей (Лк.10:1, 3), да будут они умным светом мира, творцами и учителями словес Твоих, учащими пасомых ими блюсти вся, елика заповедал Ты им (Мф.5:14, 19, 28:20). Отверзи умы разумети писания (Лк.24:45) благовестникам, пастырям и учителям Церковным (Еф.4:11); сотвори их всех пресвитерами, добре прилежащими своему званию и делу, тружениками в слове и учении (1Тим.5:17), добрыми служителями Твоими, питаемыми словесы веры и добрыми учением (4:6), обучающими себе и пасомых по благочестию (7), всяким писанием богодухновенным и полезным к учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершени будут Божии человеки, на всяко дело благое уготовани (2Тим.3:17), могущие научить спасению и пасомых. Слово Твое Божие, Господи, живое и действенное, острейшее паче всякаго меча обоюдуостра и проходящее до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительное помышлениям и мыслям сердечным, пред которым вся нага и объявлена (Евр.4:12, 13), да будет им зерцалом духовным, светильником ногам их и светом стезям их (Пс.118:105), поучаясь в коем день и нощь (Пс.1:2) и творя повеления Господни, да спасутся сами и послушающии их (1Тим.4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это были люди, воспитанные в православных приходских школах. Но если при Царе во всех школах и гимназиях России были уроки Закона Божия и все учащиеся знали о Боге, то в наше время о Боге говорят только учащимся православных школ, количество которых ничтожно мало. Остальные получают воспитание из похабных СМИ. Россия Господа Бога Во множестве светских школ, где воспитывается абсолютное большинство детей современной России, то есть весь будущий наш народ, которому предстоит определять судьбу нашего Отечества, в этих школах о Боге всегда молчат, будто Его нет. В итоге число атеистов в РФ с 2007 г. по 2014 г. выросло вдвое. Это состояние ослабляет народ. Многие учащиеся нашей страны и многие учителя думают, что Бога нет или допускают Его существование, но полагают, что Творец Вселенной им не нужен. Бог дал людям свободу выбора, и всё больше наших современников выбирают отказ от Бога ради свободы грешить. Но те, кому не нужен Бог, они и Богу не нужны. И мы, верующие, знаем, что такой выбор привел ко Всемирному Потопу, когда Творец очистил Землю от духовно прогнившей биомассы. Наука в ХХ веке подтвердила факт Потопа. Мы знаем, как Бог уничтожил содомитов, отвергнувших Его, и руины городов этих грешников найдены археологами на дне Мертвого моря. В массовый атеизм человечество стало погружаться после появления ложной теории Дарвина о животном происхождении человека. И люди, признавшие себя потомками зверей, стали массово опускаться в скотское состояние греха и совершили самую зверскую войну на тот момент мировой истории. Но после Первой мировой войны, Господь обрушил на мир предупредительное наказание в виде эпидемии «испанки», которая унесла сто миллионов жизней – впятеро больше, чем прошедшая война. Сделало ли человечество вывод, остереглось ли на будущее? Наоборот! Оно ринулось в мировую революцию, которая победила в России, принеся ужасающие плоды в виде Гражданской войны, в которой «ради светлого будущего» было убито больше народу, чем в Первой мировой. Затем Россия получила голод, войну с крестьянством, репрессивный пыточный режим, ГУЛаг и смертельную войну с Церковью. Это достигнуто массовым предательством Бога со стороны крещеного Богом народа (см. Мф. 12: 43-45).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/28/go...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010