Богородицы (см. Величит душа Моя Господа ), прор. Захарии , отца св. Иоанна Предтечи, и прав. Симеона Богоприимца - (Лк 1. 46-55, 1. 68-79 и 2. 29-32 соответственно; об этом см.: Brown. P. 346-366), а также заповеди блаженств (Мф 5. 3-12), к-рые тоже иногда рассматриваются как одна из Б. п. (см. также в ст. Блаженны ). Кроме того, в апостольских посланиях и Откровении Иоанна Богослова встречаются цитаты из отдельных ветхозаветных Б. п. (ср.: Лк 1. 47, 52-53 и 1 Цар 2. 1, 4-5; 1 Петр 2. 22-25 и Ис 53; Откр 15. 3 и Втор 32. 4 - см. Bogaert. P. 245-259). Тем не менее вопрос о богослужебном использовании тех или иных Б. п. в апостольское время (на что, возможно, указывают слова ап. Павла: «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями» (Кол 3. 16; ср.: Еф 5. 19), а также упоминания песней в Откр 5. 9 и 15. 3-4) остается открытым, так же как и вопрос о том, можно ли усматривать в известных поэтических фрагментах НЗ гимны, использовавшиеся в апостольской богослужебной практике ( Bradshaw. P. 42-45). Первые нелитургические христианские перечни Б. п. Древнейшие известные перечни Б. п. у христ. авторов принадлежат Оригену († 254), к-рый частично основывался на иудейском предании - вероятно, в связи с тем, что он, по его собственному признанию, учился у некого евр. «патриарха Иулла» (Ιολλ τ πατριρχ: Selecta in Psalmos [Dub.] (fragmenta e catenis)//PG. 12. Col. 1056; у блж. Иеронима оно передано как «Huillus» - Apologia adversus libros Rufini. Lib. 1//PL. 23. Col. 408). По словам Оригена, к Б. п. относятся «те, что воспевали пророки и ангелы» (Commentarium in Cantica canticorum. Prolog. 33//GCS. Bd. 8. S. 83), в разных его сочинениях перечень Б. п. приводится трижды ( Schneider. S. 50-51). В числе Б. п. Ориген называет «победную песнь» Моисея (Исх 15. 1-19), «песнь израильских вождей» (Числ 21. 17), «великую песнь» Моисея (Втор 32. 1-43), песнь Деворы (Суд 5), к-рую, по его словам, будут петь при кончине мира, «песнь о винограднике» (Ис 5), песни прор.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Ибо мы, говоря испытуемому: «Веруешь ли, что получишь вечную жизнь и отпущение грехов?», утверждаем не что иное, как то, что это может быть дано в Кафолической Церкви, а у еретиков, у которых Церкви нет, получить оставление грехов невозможно. И поэтому защитники еретиков обязаны или изменить это вопрошание, или защитить истину, если только они не приписывают еретикам какую-то Церковь . Кроме того, необходимо, чтобы крещеный был помазан, дабы, получив помазание, он стал причастным Христу 43 . Но еретик, не имеющий ни алтаря, ни церкви, освятить елей не может. У еретиков помазания не может быть вообще. Ибо для нас совершенно очевидно: никак невозможно, чтобы елей у них был освящен для благодарения [ 44 ] . Мы не должны пребывать в неведении, но должны знать, что написано: Елей же грешника да не помажет головы моей ( Пс.140:5 ), – на это еще в древности Дух Святой указал в псалмах, дабы никто, потеряв след (ξιχνιασθες) [ 45 ] и сбившись с прямого пути, не был помазан еретиками, враждебными Христу. Да и как совершит молитву о крещеном не иерей, а святотатец и грешник? Ведь Писание говорит: Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает ( Ин.9:31 ). Через Святую Церковь мы мыслим отпущение грехов [ 46 ] . Кто же может дать то, чего не имеет сам? Или как может совершать что-либо духовное тот, кто отверг Духа Святого? Поэтому приходящий в Церковь и должен обновиться, дабы внутренне сделаться освященным через святые таинства. Ведь написано: Будьте святы, как Я свят, говорит Господь (см. Лев.11:44; 19:2; 20:7 ). Поэтому и тот, кто был введен в заблуждение обольщением, пусть в истинном и Церковном крещении совлечется и самого этого [ 47 ] , – всякий человек, который шел к Богу и искал иерея, но, оказавшись в заблуждении, попал к святотатцу. Выказывать снисходительность к тем, кто крещен еретиками, значит признавать крещение еретиков [ 48 ] . Ведь оно не может иметь силу отчасти. Если кто-либо смог крестить, значит, он имел силу и подать Святой Дух. А если не смог дать, так как не имеет Духа Святого, потому что пребывает вне Церкви, то не может и крестить приходящего. Ибо крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь , Христом Господом нашим на единстве основанная (как говорил с самого начала ап. Петр), одна. Потому совершаемое еретиками – все негодно как ложное и пустое. Богу не может быть приятно и угодно ничто из совершаемого теми, кого Господь в Евангелии называет врагами и противниками: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф.12:30 ). И блаженный ап. Иоанн, соблюдая заповеди Господни 49 , в своем Послании прежде всех писал: Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши ( 1Ин.2:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Сделало ли человечество вывод, остереглось ли на будущее? Наоборот! Оно ринулось в мировую революцию, которая победила в России, принеся ужасающие плоды в виде Гражданской войны, в которой «ради светлого будущего» было убито больше народу, чем в Первой мировой. Затем Россия получила голод, войну с крестьянством, репрессивный пыточный режим, ГУЛаг и смертельную войну с Церковью. Это достигнуто массовым предательством Бога со стороны крещеного Богом народа (см. Мф. 12: 43-45). За войну с Богом СССР был наказан войной с Гитлером, которая делится на две отдельных войны. Первую СССР проиграл с колоссальными потерями: за четыре месяца враг дошел до Москвы и Ленинг рада, захватив огромную территорию и больше трех миллионов пленных. Испуганный Сталин прекратил войну с Богом, разрешил священству вернуться в храмы, и народ стал молиться. После этого вторую войну уже не против Бога, но только против Гитлера мы выиграли. Во всех войнах Россию спасала молитва. Н.В.Гоголь писал: помолилась Русь и одолела Мамая, помолилась Россия, и разгромила Наполеона. Мы к этому добавим, что начал народ в советской России молиться, и Гитлер, победивший Европу, был уничтожен. Но никто не сделал из этого выводы, при Хрущеве вновь началась война с Богом и Его Церковью. И кончилась эта война полным крахом СССР. Случилось это падение безбожной сверхдержавы без войн, без эпидемий и землетрясений – всего за одну беловежскую ночку. Ясно, что это чудо Божие и наказание за безбожие. И опять люди не видят перст Божий и не внимают предупреждению, свыше посланному! Запад уже погряз в безбожии. Куда могут люди отступить от Бога? Только во власть дьявола. В 1967 году в США впервые в истории человечества официально на государственном уровне признана церковь сатаны. Ее цель объявлена открыто: борьба с христианством, но конгресс США это не обеспокоило, и никто в США не возмутился. То есть в стране было много представителей власти, уже состоявших в этой церкви. Получив покров могучего и богатого американского государства, мировой сатанинский центр, поддержанный крупнейшими банкирами мира, распространил свое воздействие на все страны, его агенты влияния проникли в коридоры власти многих государств. И это помогло сатанинской церкви организовать первую реально мировую революцию – сексуальную, добившись погружения в разврат целых народов, массового извращения национальных культур и традиций, сохранявших жизнеспособность людей.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/28/go...

Пока доказательств того, что вл. Варфоломей был католиком, нет. Тем не менее автор пишет: “как явствует из его собственных слов в последующих материалах допросов, … тайно перешел в католичество”. Действительно, это “признание” (“царица доказательств” в той системе терминологии, которую язык не поворачивается назвать юридической) есть только в протоколах допросов. Воздавая должное компетентности автора (не всякий публицист получает доступ к тайнам компетентных органов), заметим все же, что исповедующим Христа в духе и истине не следует, наверное, столь многое возлагать на истинность пыточных записей, — а именно таковыми были следственные материалы той поры. Крики пытаемых не принято записывать на магнитофон, чтобы затем спокойно прослушать. Считать, что единственное место, где христианин говорит “одну только правду” — это застенок, христианину вряд ли подобает. Историку же должно быть известно, что протоколы допросов могли фальсифицироваться, как и досье и другие документы. Очевидно, пресловутые архивы Лубянки, от которых наивные и не очень наивные люди ожидают истины в конечной инстанции, могут содержать немало поводов для дурных сенсаций, оспорить которые мало кто решится, — уж очень мы привыкли считать бесспорными “секретные” документы. А между тем это — не столько потаенная истина, сколько зубы дракона, посеянные для того, чтобы продолжало твориться зло; впрочем, это мифологическое сравнение может заменить притча об изгнанном нечистом духе, возвращающемся и приводящем еще более злобных (см. Мф 12:43–45). Следует отметить и то, что материалы допросов приводятся выборочно, и то, что в них отсутствуют данные о дате и продолжительности допроса (обязательно фиксируемые протоколом), и, наконец, то, что вовсе не приводятся данные о возбуждении дела, — а между тем по таким данным множеству людей стало известно, чей донос лег в основание их дела. Сам автор отмечает, что факт перехода владыки Варфоломея в католичество — факт странный, и свидетельства, источник которых несомненен, ему противоречат, — и тут же обращается к другим источникам (следует ли понимать, что более сомнительным?). Источники эти — переписка епископа Пия-Эжена Неве (как уже было сказано, Апостолического администратора в Москве), епископа Мишеля д’Эрбиньи, президента папской комиссии “Pro Russia”, и материалы следственного дела (об этом источнике лжи и смерти мы уже говорили). Существует также нечто удивительное: “две официальные грамоты”, но без номера протокола (?) и “полусекретные” — очевидно, что-то вроде закрытых писем ЦК; описание их стоит того, чтобы привести его полностью:

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

Христос говорит, что изгнанный злой дух спустя некоторое время возвращается. Если он видит, что «дом» его чист, прибран, но пуст, то берет с собой семь злейших духов и вселяется там (см. Мф. 12, 43—45). Христианин, который после Крещения не делает ничего, чтобы в нем обитал Господь, и есть тот чистый, но пустой дом. Когда же он начинает трудиться в исполнении евангельских заповедей, Сам Христос наполняет его сердце (см. Ин. 14, 23). Но если христианин не ищет Бога, не призывает Его, то Он и не приходит. Только лукавый дух прибегает к обману и хитрости, и даже к насилию, используя прежние греховные привычки и нажитые страсти. Пока человек жив, он каждый раз выбирает, чью сторону принять: дьявола или Бога. Достоевский образно говорил об этом, что дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человека. Мысль вполне православная. К кому человек повернется, с тем и соединяется своей душой. Конечно, бывает и так, что мы в течение одного дня многократно поворачиваемся то в одну сторону, то в другую. Как же нам верней приближаться к Богу? Как не опоздать с этим самым главным делом в жизни? На земле христианину надо быть странником, а своим жилищем считать Царство Небесное. Еще римляне в древние времена выбивали на могильных памятниках надпись: «Прохожий, помни!» Помни, что час смертный не за горами. Жить подобно страннику сложно, особенно когда человек молодой, и ему кажется, что впереди еще очень много времени. Но если взять подумать, что осталась всего неделя жизни, тогда все мы будем оценивать по-другому. Ну, пусть не неделя, а год, два… десять лет и т. д. Разве это большой срок? Сейчас и молодые люди говорят, что время мчится. Земная жизнь в любом случае конечна, и все мы знаем, что рано или поздно настанет время оставить все земное — завтра, или через год, или десяток лет, главное здесь не когда она закончится, а как закончится. Нам не ведомо, какой срок нам отпущен, смерть может прийти внезапно, о чем свидетельствуют выгравированные даты на плитах. Человек, живя на земле, должен помнить, что он призван к вечности, а поэтому бессмысленно все свои силы тратить только на земное благоустройство. Его призвание обрести путь к Богу и делать все, чтобы соединиться с Ним еще в этой жизни.

http://pravoslavie.ru/124824.html

Духа в таинстве миропомазания. На челе у нас печать; на ноздрях, устах и ушах, т. е. на всех дверях душевных, печати; на груди, руках и ногах тоже: кругом печати дара Духа Святого, печати несмываемый, неизгладимый, прочнейшие всяких клейм, присно свидетельствующие о том, что мы воины Царя небесного, Его носители, хотя и недостойные, но все же Его воины, Его рождение. Все равно, как сбежавший солдат не перестает быть таковым, хотя и в бегах находится, – так и христианин, единожды миром запечатленный, навсегда христианин, если только совсем не отречется от Христа (см. Прав. Исп. ч. 1, вопр. 105). Не запечатленный же миром, хотя бы и был крещен, не знаем тот ни Богу, ни Ангелам. А миро, повторю, где? В церкви! Какое отсюда сильное побуждение любить нам, братие, св. Церковь , и бояться отступления от нее, ибо помимо св. Церкви, в разных сектах, еретических и раскольнических, спасение немыслимо. А вместе, если мы – храмы Божии и не просто освященные, а и запечатленные печатями Св. Духа, да недоступен будет храм наш духовный ничему скверному: то – как надо нам беречься всего, оскверняющего душу нашу, и как зорко надо оберегать нам печати сии от всякого повреждения и поругания! О, блюди, христианин – богоносец, свой храм духовный от осквернения, – блюди, как и вещественный освященный храм, особенно святейшую часть его – св. алтарь, оберегаем же мы всячески от всякого осквернения, например, от вторжения животных. Блюди, да не како вместо жилища Божия соделаешься ты жилищем духа нечистого, о котором так говорит Спаситель наш: когда нечистый дух выйдет из человека; то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел (изгнанный, например, при крещении того или иного из нас). И вот он идет. И если, пришедши, находит его не занятым (от Господа: в случае, если кто выгонит извнутрь себя Св. Духа своими нераскаянными беззакониями); тогда идет нечистый дух и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого ( Мф.12:43–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Вспомним, что делал Христос на земле. Он принёс в жертву Себя, Тело Своё, пострадал, но разве Он создавал Свою организацию? Правда, маленькая организация была – двенадцать самых близких Его учеников, затем ещё семьдесят близких и несколько сот последователей. Но что же дальше? Вот Христа распяли, и все ученики Его разбежались, изменили Ему, организация нарушилась. Но разве можно видеть в этом неуспех дела Христова? Нет, Христос пришёл вовсе не для создания организации, а для того, чтобы дать Своё Тело людям, которые восприняли бы Его, сделались Его частью и через то получили спасение. В этом смысле понятно требование Спасителя отдать Ему свою душу, делаясь частью Его Тела: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её ( Мк. 8:35 ). С этой точки зрения становится понятной и заповедь о любви друг к другу (см.: Ин. 13:34 ). Любить друг друга мы должны как члены одного Тела, из любви Христовой. Как, если у меня болит палец, страдаю я, так и в Церкви: когда страдаю я, страдает Христос. А потому и всякая помощь, и духовное врачевство других людей есть услуга Самому Христу. И потому отнюдь не в переносном, а в прямом и точном смысле скажет Христос на Страшном Суде: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня ( Мф. 25:42–43 ). И на вопрос людей: Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице? – ответит: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф. 25:44–45 ). Нужно не только понять это определение, но постоянно помнить его, прочувствовать, проникнуться им и воспитать себя в его свете. Ибо если мы будем жить как члены Церкви – Тела Христова, то будем иметь общение и с Главою Тела, а это и есть настоящая духовная жизнь. Толкуя стихи 4 и 5 главы 12 Послания к римлянам, Иоанн Златоуст говорит, что единение в Теле Христовом есть основание для взаимной любви христиан. «И [апостол], когда ведёт речь о внешних, говорит: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми ( Рим. 12:18 ); когда же рассуждает о своих, говорит: Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью ( Рим. 12:10 ). Там требует, чтобы они не ссорились... а здесь повелевает любить друг друга и не просто любить, но любить сильно. Любовь , говорит он, должна быть не только не притворная, но крепкая, горячая, пламенная... Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретёшь награду и за его любовь» 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

40 Евр. 13, 8. 94. 41 2 Кор. 12,9. 42 Апок. 2,10. 43 Иов. 1,1. 44 1 Кор. 13, 8. 45 Канонник. Москва, 1986. С. 121. 46 Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда ктолибо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отношению к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об уврачевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью доверившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже потаенно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обращаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Женщина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом же говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя. 47 Мф. 19,12. 48 2 Кор. 12, 7. 49 Священник, о котором повествуется в этой главе, был тяжело болен раком, и он просил отца Порфирия помолиться о том, чтобы над ним исполнилась воля Божия. — Прим. греческого издателя. 50 Мф. 17,4. 51 Ср.: Лк. 15, 24. 52 Ср.: Мф. 5,39. 53 Исх. 21,24. 54 Ср.: Пс. 50,19. 55 Ср.: Мф. 5, 44. 56 Лк. 6; 35. 57 Через три с половиной года, согласно принятому в Греции проценту с займа, сумма, с процентов становится равной самой ссуде. — Прим. перев. 58 Лк. 6,35. 59 Главная площадь Афин. — Прим. перев. 60 Никодим — один из членов Синедриона, тайный ученик Христа. См.: Ин. 3,1–21; 7, 32–53; 19, 38–42. Здесь имя Никодим используется в переносном смысле. — Прим. перев. 61 На Афоне всенощные бдения начинаются с заходом солнца и продолжаются всю ночь, до утра. Умилительное богослужение сопровождается торжественным пением и проходит с большим духовным молитвенным подъемом. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

39 Несмотря на победу над Маврозомом, Феодор I был вынужден добровольно уступить по договору с султаном часть своих владе ний (города Хоны, Лаодокию и местности по течению Меандра) Мануилу ради безопасности на востоке и помощи от Иконии (Nic. Chon. Historia. P. 638. 65—69). 40 Намек на: Пс. 76:11. 41 Намек на: Втор. 14:2. 42 T. e. Никеи. 43 Давид Комнин, владевший всей Пафлагонией. Поход начался летом-осенью 1206 г 44 Пс. 97, 8 и намек на Пс. 113:3. 45 Имеется в виду река Сангарий. 46 Пандар был лучшим лучником в воине троянцев. См.: Homer. Il. 5, 95—289. 47 Гектор — сын Приама и Гекубы — был главным защитником Трои. О искусстве обороняться щитом см.: Homer. Il. 7. 237—238. 48 Лк. 23:30. Речь здесь, вероятно, идет о взятии Плусиады. 49 Неточная цитата из Мф. 27:42. 50 Хониат имеет в виду Давида, праотца Христа. 51 Там же. 143, 2; 15, 5. 52 Об алтаре Милосердия в Афинах см.: Pausan. I. 17, 1; Apollod. 2, 8, 1. Едва ли речь здесь идет о строительстве храма Феодо ром I. Вероятно, Хониат употребляет этот термин аллегорически. 53 Намек на: Рим. II:24. 54 Ираклия Понтийская была «столицей» владений Давида Комиина. 55 Сражение с латинянами под Никомидией. 56 Пословица. Ср.: Иероним. Против Иоанна Иерусалимского/PL. Т. 23, 407В, 14—15. 57 Пословица. 58 Союз между Давидом и латинянами был, вероятно, заключен вскоре после разгрома Синадина (см. примеч. 50), т. е. в конце 1205 — первой половине 1206 г. См.: Карпов С. П. Сочинения Никиты Хониата как источник по истории Трапезундской импе рии/Проблемы всеобщей истории. МГУ. 1971. С. 148. 59 Намек на: Пс. 26:12. 60 Император Генрих послал отряд латинян под командованием сенешаля Романии Тьери де Лоос в тыл Феодору I, угрожая Никее. См.: Виллардуэн Ж. Взятие Константинополя, 455; Nic. Chon. Historia. 640. 15—24. 61 Nic. Chon. Historia. P. 640, 24—26. 62 Давид Комнин в благодарность за помощь послал в латинский Константинополь несколько кораблей с хлебом, получив взамен 300 рыцарей, с помощью которых вернул Плусиаду и напал на владения Феодора I (Nic. Chon. Historia. P. 640, 30—42). Это произошло уже после возвращения Ласкаря в Никею и по этому в «Речи» об этом ничего не говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

Лк.5:16 .  Но Он уходил в пустынные места и молился. О непослушании прокаженного евангелист Лука умолчал (ср. Мк.1:45 ). «Тем более», т.е. в еще большей степени, чем прежде ( μλλον). Запрещение говорить только еще более побуждало людей распространять слух о Чудотворце. Лк.5:17 .  В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, – Лк.5:18 .  вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; Лк.5:19 .  и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. Лк.5:20 .  И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Лк.5:21 .  Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Лк.5:22 .  Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Лк.5:23 .  Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Лк.5:24 .  Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Лк.5:25 .  И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. Лк.5:26 .  И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне. (См. Мф.9:2–8 ; Мк.2:3–12 ). Евангелист Лука к повествованию двух первых евангелистов делает некоторые прибавления. «В один день», т.е. в один из тех дней, именно во время предпринятого Господом путешествия (см. Лк.4:43 и сл.). «Законоучители» (см. Мф.22:35 ). «Из всех мест» – выражение гиперболическое. Мотивы прибытия книжников и фарисеев могли быть весьма разнообразны, но, конечно, среди них преобладало недружелюбное отношение ко Христу. «Сила Господня», т.е. сила Бога. Евангелист Лука там, где называет Господом Христа, пишет слово κριος с артиклем ( κριος), а здесь поставлено κυρου – без артикля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010