Это начало Суда. Теперь послушайте, как будет он совершаться. Нелицемерный Судья, Господь Иисус Христос , сядет на Престол славы Своея. Тогда отверзется книга жизни ( Апок.20:12 ), та самая книга, какую каждый из нас теперь незримо пишет на своей совести, когда он что-либо делает, думает, желает или замышляет; эта книга лежит теперь в сердце каждого из нас до самого Страшного Судного дня, но тогда раскроется перед Всевидящим Господом, перед собором Ангелов и святых наша совесть, и будет явна и обнажена вся проведенная нами жизнь. За откровением каждого из нас последует окончательная участь наша, и после этого праведные будут навеки отлучены от грешников. Теперь и плевелы, и пшеница (см. Мф.13:25–29 ), и порок живет на счет добродетели, являясь под ее покровом, как сорная трава, появившаяся между цветами, заглушает их. Но во время жатвы ( Мф.13:30 ) при кончине века настанет разлука вечная грешных с праведными. Между теми и другими утвердится навек неизмеримо – глубочайшая и великая пропасть. И тогда праведники восприимут от Господа своего Спасителя и Искупителя награду за свои добрые дела. Приидите, благословенные Отца Моего ( Мф.25:34 ), – скажет Он им,– «вы плакали, вам тяжело жилось, вас не ласкала жизнь – теперь торжествуйте победу над злом: возрадуйтесь! А вы? Вы были кротки и смирены, вас позорила клевета, вы молчали, вас мучила ложь и неправда, вас одолевала тоска, соблазн, вас распаляли страсти, а вы боролись и искали только царствия Божия. А вы? Вы не могли без сострадания пройти мимо раздетого, безмолвного, вы были жалостливы к должнику, сострадательны к заключенным в темнице, вы не обидели и не обсчитали ни вдовы, ни сироты, вы были милостивы. Приидите же ныне, Я вам дам блага, которых не видало человеческое око, о которых не слыхало человеческое ухо и до которых не простиралось человеческое воображение ( 1Кор.2:9 ). А вы? О, это чистые сердцем, вы всю жизнь горели любовью к Богу и ближним; вы все искали чистой, бескорыстной любви, которая уносит человека на крыльях бессмертия в небо и вечность; вам не удалось испытать на земле это чувство, вам было трудно не запачкать чувства грязной чувственностью и плотской страстностью, однако сердце ваше устояло: вы не ходили в «похоти сердца» (см. Рим.1:24 ), вы не глядели на то, что делали другие, что делают все, но горели, как яркий и чистый светоч, постоянным огнем любви к Богу, ко всему истинному и прекрасному. Приидите же ныне, войдите, труженики и труженицы, и все обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища), который упоминается в Святом Евангелии (см.: Мк. 5: 22, 35–36; Лк. 8: 49). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см.: Лк. 4: 20) или наблюдатель (евр.: хазан ). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др. Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4: 28–29). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12: 14). После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф. 9: 18). История синагог явственно разделяется на два периода: до и после искупительной Смерти Иисуса Христа. Пока еще не была принесена Жертва за грехи мира, продолжалась ветхозаветная история, весь смысл которой заключался в ожидании и приготовлении к встречи грядущего Избавителя. Особенно обострились мессианские чаяния в последние десятилетия перед приходом в мир Спасителя, ибо исполнились сроки. Хотя представления иудеев о Мессии были искажены земными интересами, но ожидание Его оставалось средоточием их религии. После того как пришедший спасти мир Мессия-Христос был оклеветан, поруган и казнен, то наступила духовная смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал иудеям: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» (Ин. 15: 23). В литературе нередко смешивают ветхозаветную религию, которая кончилась с заключением Нового Завета, и иудаизм. Отождествление это совершенно неверно. То ожидание Мессии, которым проникнута была многовековая история религии потомков пророка Моисея, кончилось. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин. 15: 6, 22).

http://pravoslavie.ru/7447.html

Так обнаруживается упрямство фараона, желание настоять на своем, доказать свою правоту. И это его поведение уже нельзя извинить тем, что он язычник и был так воспитан. Апостол Павел говорит, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» (Рим. 2, 14). Если человек живет в соответствии с законом совести, который заложен в его природу Творцом, то он слышит голос Бога и служит Правде. Христианская проповедь была бы бесплодной, если бы языческое воспитание делало людей невосприимчивыми к Истине. По заповеди Христа апостолы шли ко всем народам (см. Мф. 28, 19). И в зависимости от своего внутреннего выбора одни язычники откликались и просвещались светом Христовой Истины и даже становились святыми, а другие упорствовали и коснели в своем невежестве. Подобно последним, и фараон не захотел что-либо менять, прислушаться к голосу совести, и она умолкла — его сердце ожесточилось. Святые отцы предупреждают, что слова Писания, особенно Ветхого Завета, нельзя понимать буквально. Сказанное Богом: «Я ожесточу сердце фараона» (Исх. 7, 3), не значит, что фараон был добрым, а Бог сделал его жестоким, чтобы явить на нем Свою силу. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: эти слова указывают на то, что Господь не препятствовал фараону действовать по его сердечному намерению. Фараон сам ожесточил свое сердце, а Господь попустил ему оставаться в ожесточенном состоянии. Пока фараон упорствовал в своем неверном выборе, Господь продолжал предоставлять ему все новые шансы взглянуть на мир другими глазами: принять Истину и исправить свою жизнь. В ходе различных казней — бедствий, постигавших Египет, фараон не откликался на голос Бога, Который призывал его к Себе различными способами, способными смягчить ожесточенное сердце правителя. И лишь когда совершилась десятая казнь — погибли все египетские первенцы, камень сердечного ожесточения наконец дал трещину. Самоуверенный правитель, не желавший слушать никаких увещеваний и вразумлений, превратился в убитого горем отца, рыдающего о потере наследника. Только в этом состоянии он призывает Моисея, отпускает еврейский народ из Египта и просит благословить его (см. Исх. 12, 31—32). Но перемены в душе фараона оказались недолговечными: своя воля в итоге пересилила. Так бывает – человек вопреки всем внутренним доводам сердца и разума, вопреки всем внешним обстоятельствам жизни и советам окружающих поступает так, как сам считает нужным, и в результате погибает.

http://pravoslavie.ru/105250.html

Новозаветное понимание праведности открыто поднимается над человеческой справедливостью. Воплотившийся Бог Слово говорит, что надо прощать обидчиков, не держать на них зла. На свой вопрос о том, сколько раз можно прощать человека, апостол Петр слышит странный ответ: «До седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 22) — то есть всегда. Вместо ветхозаветного равноценного воздаяния Христос утверждает новый принцип преодоления обид и несправедливости в этом мире (см. Мф. 5, 38–45). Если злу противостоять адекватными ему методами, это приводит к увеличению страданий. Злоба может быть побеждена только ее противоположностью — благостью, в которой нет юридической справедливости, но действует любовь и сострадание к любому человеку: близкому, едва знакомому или совершенно чужому. Такое отношение даже к Своим палачам Господь не только проповедовал, но исполнил на деле. Терпя крестные страдания, Он молил Бога Отца о прощении распинавших Его людей (см. Лк. 23, 34). Потому преподобный Исаак Сирин не только признает Бога несправедливым, но и призывает всех верующих полагаться «только на Его несправедливость, в которой милосердие, любовь и прощение». Если бы Господь по справедливости взыскивал с людей за каждое их неправедное действие, слово и помышление, то человечество давно прекратило бы свое существование. Когда Христос говорит, что даже за каждое праздное слово человек даст ответ на Страшном Суде (см. Мф. 12, 36), Он разрушает надежду ветхозаветных людей на собственные дела, убеждает не полагаться на собственную праведность. Даже если человек был ко всем справедлив и сделал много добра за свою жизнь, все равно найдется то, за что с него можно спросить: хотя бы одно неосмотрительное, сказанное сгоряча или в шутку, ранящее слово. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из писем цитирует Псалтирь: «Господь крепость людям Своим даст. Господь благословит людей Своих миром» (Пс. 28, 11), — и спрашивает: «Кто эти люди: «Свои» Богу? Кому Господь даст «крепость Свою»?» По объяснению святителя, это те, кто хранят верность Христу в своих стремлениях, даже если порой нарушают ее на деле. Вот почему так важно постоянно иметь внутреннее желание быть верным Богу. Даже когда мы не в силах поступить правильно, непременно надо стремиться к евангельскому идеалу в надежде на милость Божию. Тогда мы будем Своими для Бога, и Он укрепит нас Своей благодатью в любой добродетели, даже такой недосягаемой, как жертвенная любовь к окружающим нас людям.

http://pravoslavie.ru/126393.html

Вступая на стезю многотрудного архипастырского делания, помни о том, что с этого самого момента не должно быть у тебя иных попечений, кроме заботы о данном тебе в удел народе Божием. Наитием Духа Утешителя ты получил полноту даров апостольства. Каковы же эти дары, которые тебе предстоит употребить во благо Святой Церкви? «Каждому дается проявление Духа на пользу» , — свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 12:7). Одним дается слово мудрости и знания , иным дары исцелений и чудотворений , другим — пророчество и различение духов , третьим — разные языки и их истолкование (см. 1 Кор. 12:8-10). Но главный дар, переданный всей Церкви через первых учеников Господа, — это дар веры и возможность исповедания Христа. «Итак, идите и научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» , «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» , — заповедал Спаситель (Мф. 28:19-20; Мк. 16:15). В этом и заключается самая важная цель епископского служения, на которое ныне поставлен и ты дивным промыслом Небесного Владыки. Проповедуя Христа Распятого и Воскресшего, не бойся столкнуться с трудностями, со скорбями и непониманием людей. Сегодня человек искушается многими опасными для спасения души идеями. И в этих условиях Церковь призвана с особой силой свидетельствовать миру о едином на потребу (см. Лк. 10:42), об исключительной важности духовного измерения в жизни человека. Сугубую актуальность эта миссия имеет среди молодого поколения, поскольку оно особенно чутко воспринимает веяния времени и легче поддается соблазнам века сего. Подобно тому, как муж благоразумный строит свой дом на камне, так что и реки, и ветры не могут поколебать его (см. Мф. 7:24-25), научай юношество вере, приобщай его к традициям Православия, ибо это и есть то прочное духовное основание, на котором должно строить свою жизнь. Памятуя о высокой ответственности епископского звания, не забывай о том, что ты должен быть во всем образцом для твоей паствы, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Пусть руководством для тебя станет наставление преподобного Антония Великого никому не предлагать того, никого не учить тому, чего прежде сам не исполнил на деле (прп. Антоний Великий//Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием Брянчаниновым).

http://patriarchia.ru/db/text/2955465.ht...

Сегодня ты стал преемником апостолов. Это означает, прежде всего, что значительно возросла мера твоей ответственности за каждое слово, за каждое дело, за каждое решение. Тебе вверяется забота о душах человеческих, и за них тебе предстоит держать ответ: перед Священноначалием в сем веке и перед Богом — в веке будущем. Посему надлежит тебе иметь неустанное попечение о клире и пастве новоучрежденной Уваровско-Кирсановской епархии, входящей в состав Тамбовской митрополии. Твоя миссия будет успешной лишь в том случае, если ты сможешь под сенью церковной объединить всех — и пастырей, и монашествующих, и мирян, и молодых, и людей среднего возраста, и пожилых — для совместных трудов во славу Божию и на пользу ближним. Это соборное делание исключительно важно сегодня в тех условиях, когда нашим современникам различными способами пытаются навязать образ жизни, далекий от евангельских идеалов, когда стремление к наживе и потреблению возводится в ранг добродетели, становится едва ли не основным показателем благополучия и успеха. Идея строительства рая на земле без Бога — это утопия, и недавняя история нашей страны — наглядное и убедительное тому свидетельство. Вот почему мы сегодня создаем новые епархии и митрополии, восстанавливаем и строим храмы, занимаемся образованием и воспитанием подрастающего поколения, осуществляем миссионерскую, катехизаторскую деятельность, просветительское и социальное служение. Это не сиюминутная прихоть и не дань церковно-административным преобразованиям, а планомерная и каждодневная нелегкая работа, нацеленная на то, чтобы «слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24), и у нашего народа было достойное будущее. Мы хорошо понимаем, что такая активизация Церкви не всеми людьми воспринимается с радостью. Некоторым из них не нравится высокая степень ее общественного влияния, мирная, но непоколебимая позиция в принципиальных вопросах веры и нравственности. Кто-то хотел бы вновь если не уничтожить, то загнать Церковь в социальное гетто или ослабить ее внутренними расколами и конфликтами. Но непреложно обетование Спасителя о том, что врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16:18), ибо Он с нами во все дни до скончания века (см. Мф. 28:20). И наше призвание было и остается неизменным: возвещать Божию правду, творить добрые дела, исправлять и на путь истины направлять всякого согрешившего, заблудшего и духовно страждущего человека, а там — как Бог даст. Верим, что в ответ на наше смиренное, последовательное, с терпением и мужеством совершаемое служение Господь поддержит нас во всех наших добрых делах и начинаниях.

http://patriarchia.ru/db/text/2748217.ht...

Апостол Андрей – святой покровитель всех, кто смиренно, и верно, и независтно занимает не первое место Святой апостол Андрей – просветитель Византии. Согласно церковному Преданию, он прошел также по земле, на которой через многие века будет воздвигнут град Киев, благословив ее крестом и предсказав ей славное будущее. Последние из принявших Крещение будут первыми по плодам святости, особенно в подвиге мученичества. Апостол Андрей – святой покровитель всех, кто смиренно, и верно, и независтно занимает не первое место. Почему в Духе Святом в будущей жизни святые будут радоваться, видя других больше себя? Потому что, прежде чем радоваться с радующимися, они узнали, что значит плакать с плачущими. Потому что радоваться с радующимися – значит исполнить заповедь Христову, включающую в себя все Его заповеди: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 28–30). Стать навсегда причастником вечной радости Пасхи Христовой. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина И. 13 декабря 2021, 22:58 О. Александр, спасибо! " Стать навсегда причастником вечной радости Пасхи Христовой " . Это возможно лишь тому, кто прошел свою Голгофу и остался верным Христу. Плакал с плачущими, чтобы радоваться с радующимися. И ныне, при отступлении и действии " тайны беззакония " , в преддверии повальной глобализации в целях " мира и безопасности " мы имеем эту надежду вечной радости по слову Божьему: " И сказал ему (Ангелу) Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай ЗНАК [КРЕСТ, см. иврит]. Не троньте ни одного человека, на котором ЗНАК, и начните от святилища Моего " (Иез.9:4,6). Св. ап. Андрей, моли Бога о нас! Любовь 13 декабря 2021, 16:04 Спаси Господи за Ваши труды. Проповедь это сила Читательница (Подмосковье) 13 декабря 2021, 12:07 Спасибо! Вот такие проповеди – без высокопарности и экзальтации – подкупают своей простотой и ложатся на душу. «Где просто, там ангелов со сто...» Понятно, что житийные проповеди особенные, они о земной жизни святых. Наверное, поэтому сказанное ближе и понятнее нам, грешным, чем рассуждения о высокой материи. С днем памяти святого апостола Андрея Первозванного!

http://pravoslavie.ru/143361.html

Человек не может себя оправдать тем, что он не в силах с собой справиться, потому что он имеет огромный запас помощи Божией и собственной силы, чтобы, преодолев любой грех, победить в себе сатану. Это путь, по которому должен пройти каждый. Господь ведет нас этим путем, давая нам возможность снова вернуться в рай, снова и снова принять то, что было дано человеку в раю, где он пребывал во всей своей красоте, во всей своей гармонии, чтобы эта красота, воспринятая как дар, стала его собственностью, его природой, его действительно нестираемым образом Божиим.   По ком звонит колокол? Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом – Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга». И эта скорбь его была велика, как море. Преподобный Силуан Афонский У каждого человека свои особенные дары. Как пишет апостол Павел: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? (1 Кор. 12, 28–30). Все люди очень разные. Они сотворены так, чтобы каждый в каждом нуждался, чтобы один без другого не мог осуществить себя как человек во всей полноте. Человечество создано, как семья, призванная жить общечеловеческой жизнью, постоянно помогая друг другу и, по слову апостола Павла, неся тяготы друг друга, чтобы исполнить закон Христов (см. Гал. 6, 2). Но жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью всех людей, потому что человечество задумано Богом не просто как семья, а как единый Церковный организм. Так, например, супружество есть осуществление этой полноты человечества, когда двое становятся единым существом – два плоть едина (см. Мф. 19, 5).

http://pravmir.ru/pochemu-bog-ne-unichto...

Вот мы берем жизнеописание или какое-нибудь художественное произведение автора, который кажется нам не слишком благочестивым, начинаем читать… – и вдруг что-то такое узнаем из его жизни, из его поступков или его мыслей – исполненное любовью к Богу, к Матери Божией, к людям… И испытываем радость, похожую на радость того пастыря, который пошел за одной-единственной овечкой, оставив девяносто девять, и нашел ее. Вырваться из сиюминутности Искусство всегда играло воспитательную роль. Катарсис, очищение – это то, что испытывает человек при знакомстве с каждым хорошим творением. Искусство должно вырывать человека из сиюминутности, из суеты, заставлять его подумать о высоком, о себе самом как о грешном. В настоящем искусстве всё это есть. И, конечно, Церковь просто обязана пользоваться этим «оружием». Апостол Павел , например, явно был знаком с греческой поэзией. Излагая перед афинянами суть христианского учения, он ссылается на поэтов: «Как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род» (Деян. 17: 28), а в Послании к Титу, оставленному для проповеди на Крите, цитирует местного автора (см.: Тит. 1: 12). Апостол знал поэзию, знал философию, знал жизнь Сократа… Джованни Паоло Панини. Проповедь святого Павла среди римских руин. 1735 г. Музей Прадо, Мадрид      Найди то, что близко твоему собеседнику, и говори с ним на его языке Можно сказать: «Апостол Павел – исключительный случай! Он миссионер». Но ведь каждый христианин должен быть миссионером. Господь сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). А к людям не придешь же просто так, им не скажешь: «А ну-ка все креститесь!» – «А зачем?» – «А вот так!» Это не аргумент. В лучшем случае выйдет, как некогда в Афинах: ну что ж, приходи, послушаем тебя… в другой раз. И Господь дает нам такое великое подспорье в проповеди – всю мировую культуру. Найди то, что близко твоему собеседнику, и говори с ним на его языке. Как апостол Павел учит: «Я был всем для всех». Мироздание держится… на песне

http://pravoslavie.ru/86759.html

И поступая так, они совершенно свободны, поскольку действуют не по принуждению; все такие поступки суть вольные проявления любви. Так и тот, кто соединяется с Богом в любви, становится подлинно свободным, и творить заповеди для него так же естественно, как дышать. Именно непониманием этого во многом объясняется расхожий стереотип в сознании неверующих и нецерковных людей: якобы «жить по заповедям — это жить несвободно, а жить во грехах — это свобода». Тогда как на самом деле все наоборот. В этом способен убедиться всякий, заглянув в себя. Как может зло приносить свободу, если после него так тяжело на душе? Как может ложь приносить свободу, если она не успокаивает сердце, которое жаждет истины? Сказано: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин 8:32). Я есмь… истина — свидетельствует Господь Иисус Христос (см. Ин 14:6). Познание Христа и соединение с Ним в любви дает подлинную свободу славы детей Божиих (Рим 8:21). Как говорит апостол Павел, все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12). Читайте также: Правда: истина и справедливость, исполнение Божией воли А тот, кем что-то обладает, и кто не в силах отказаться от того, что ему неполезно, разве может быть назван свободным? Сколько людей испортило себе жизнь из-за того, что они не могли отказаться от нездоровой пищи, хотя знали, что она не полезна для них, либо пытались отказаться, но проиграли в битве с чревоугодием. Разве это свобода? Нет, это настоящее рабство! Именно так, потому что всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34), ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2:19). Вся «свобода» грешников ограничивается возможностью выбора между разными видами греха, и это не идет ни в какое сравнение со свободой от греха. Неподъёмно? По нашим временам даже ветхозаветные заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй» для иных кажутся неподъемными, что же говорить о заповедях Христовых, которые, по всеобщему мнению, задают гораздо более высокую планку требований: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф 6:21-22, 27-28, 38-39).

http://foma.ru/otvetit-bogu-da.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010