– Чтобы дети мои: не все христиане и не обращенные только Иоанном Богословом разумеются здесь, а члены церквей Малоазийских. находившихся под особенным попечением и управлением Иоанна во время жизни его в Эфесе (Ср. Huther, Lange). – Ходят в истине: см. в примеч. к 4 ст. 2-го посл. Иоан. Возлюбленне, врно твориши, еже аще длаеши въ и въ странны( Тит. 1, 6 . 1Тимоф. 5, 19 ). 5. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. 5 . Ты как верный поступаешь (πιστν ποιες): «достойный веры муж» (Экумен.), верный христианскому призванию своему. – В том, что делаешь для братьев ( αν ργση ες τος αδελφος – см. слав. текст): если что делаешь для братьев – если благодетельствуешь братьям (24). – И для странников: с подлинника (25) «и сие для странников» или «и при том для странников», так что союз «и» (26) нисколько не отделяет странников от братьев. Следовательно, здесь похвала Гайю не за братскую любовь вообще и не за обычные благодеяния ближним, а за особенную любовь «ходящего в истине» Гайя к странноприимству и за благодеяния его именно странникам (Lucke, Huther и др.). Прибавлением «и сие» ли «и при том» Иоанн Богослов, очевидно, усиливает значение благодеяний Гаия и в страннолюбии показывает высшую степень любви братской (27). Действительно, принимать в дом свой неизвестных нам и благодетельствовать странним бльшая добродетель, нежели принимать близких нам и помогать знакомым. «Авраам отличался в свое время щедростью и усердием; но особенно заслуживает он удивление тем, что оказал щедрость и усердие, не зная, кто были пришедшие к нему. Так и ты не любопытствуй, потому что принимаешь для Христа (Мфт. 25, 33. 37. 38). А если всякий раз будешь допытываться, то часто будешь обходить человека достойного и лишишься следовавшей за то награды. Между тем принимающий и недостойного не делается виновным, но имеет свою награду. Ибо приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу примет (Мтф. 10, 41); а в другом месте повелевается принимать даже самых презренных, и тем, кои не принимают таковых, определяется наказание (Мтф. 25, 45).» (Златоуст) (28). О важности странноприимства см. Евр. 13, 2 . Рим. 12, 13 . и Злат. на эти места; 1Тим. 3, 2 . Тит, 1, 8. 1Петр. 4, 9 . Иже свидтельствоваша твоей любв пред ихже предпославъ достойн Бг, добр твориши. ( Тит. 3, 13 . Римл. 15, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

157 Поспешность издания заметна из того, что счет листов этой Библии несплошный., но разделен на 6 начал, а именно: 1) От книги Бытия до Псалтири 276 лист. 2.) с Псалтири начинается новый счет и оканчивается с ним в 29 лист. 3) От Притчей до Маккавейских книг в 180 лист. 4.) Маккавейские книги особо в 29-й лист. 5.) Евангелия также особо в 56-и лист. и наконец 6.) Деяния с Посланиями и Апокалипсисом в 71 лист. По этому можно заключить что Би6лия Остр. напечатана вдруг на многих станах. 158 Так напр. Иова 41 гл. стр. 9. в Острожском издании напечатано: лук метень вместо: лук медян (τξον χλκεον). гл. 9. ст.9. после: творяй власожельца и проходню (ο ποιν πλειδα κα σπερον) напеч: нарек ту, рак южь наложа вместо: и арктура и южьна ложа (κα ρκτουρον κα ταμεια νοτου) и проч. 159 В России сохранилось три списка Славянской полной Библии (кром 3-ей книг. Маккавейской). Первый в 1499 году написанный при Великом Князе Иоанне (III) Василиевиче и Митрополите Симоне в доме Новгородского Архиепископа Геннадия (описание этого списка см. у Калайд. в его Иоан. Экз. Болг. стр. 97). Второй, без означения года, хранящийся в Библиотеке Синодальной. Третий Иоакимовский 1558 года. Добровский полагает, что два последние суть списки Библии 1499 года, и что один из них посылаем был Uoahhoм(IV) Василиевичем Острожскому Князю (см. Inst. Ling. Slav. dial. vet. pag. 701). 160 Кормчая книга, как известно, перешла к нам из Болгарии около XIIIbeka; след. тексты в ней помещенные, должны быть ближе к первоначальному переводу Библии, чем текст Острож. издания. 161 Впрочем, Петр I. велел не изменять самого текста Св. книг, а только объяснять некоторые слова и выражения на полях. Так и были печатаны при нем новый Завет и Псалтирь. См. Словарь Ист. пис. Дух. чина, в статьи о Софон и Лихуд. 162 В первый раз занимался исправлением Св. книг Грек Софроний Лихуд с Архимандритом Феофилактом Лопатинским и другими; во второй– исправляли Острожскую Библию Архимандрит Иларион Григорович Иеромонахи: Варлаам Лящевский, Иаков Блоницкий и Гедеон Слоломинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

90 Θεασμενος δ Σμων, τι δι τς πιϑσεως τν χειρν τν ποστλων δδοται τ Πνεμα τ γιον, προσνεγεν ατος χρματα, λγων, δτε μο τν ξουσαν τατην, δνα ν πιϑ τς χερας, λαμβνη Πνεμα γιον (Дн. 8:18–19). 91 Χειροτονσαντες δ ατος πρεσβυτρους ατ λησαν, προσευξμενοι μετα νηστειν, παρϑεντο ατος τ Κυρφ ες ν πεπιστεεισαν (Дн. 14:23). 92 Προσχετε αυτος α παντ τφ ποιμνφ, ν φ μς π Πνεμα τ γιον ϑετο πισπους, ποιμανειν τν λησαν το Κορου, ν περιεποισατο δι το ματος το δου (Дн. 20:28). 93 Μ μλει το ν σο χαρσματος, δϑη σοι δι προφητεας μετ πιϑσεως τν χειρν το πρεσβυτερου ( 1Тим. 4:14 ). «Возложение рук пресвитерства» не значит, что Тимофея рукоположил собор пресвитеров, как полагают некоторые толкователи, потому что его рукоположил ап. Павел ( 2Тим. 1:6 ). Это, быть может, означает то дело, ту цель, для которой Тимофей получил рукоположение. Το πρεσβυτερου в этом случае отмечает тот специальный служебный дар, который получил Тимофей с возложением рук: дар пресвитерства или благодать священства. А можно относить это слово и к самому ап. Павлу: возложение рук моего пресвитерства, моей пресвитерской власти. За это говорить паралельное μο во 2Тим. 1:6 (см. примеч. следущее). А основание для названия Павла пресвитером мы имеем в названии Петром себя συμπρεσβτερος ( 1Пет. 5:1 ; ср. 2Ин. 1:1 ; 3Ин. 1:1 ). 96 Holtzmann Heinr. Julius, prof. Die Pastoralbriefe, kritisch und exegetisch behandelt von H. Leipzig. 1880. S. 232. Huther. II Abtheilung, S. 181. Wiesinger A. (См. Olshausen. Biblischer Commentar. Band 5, S. 596) и друг. 97 Karl Knoke. Praktisch-theologischer. Kommentar zu den Pastoralbriefen des Apostels Paulus. Zweiter Theil. Gottingen. 1889. S. 41–43. 99 Поэтому именно Гёфлингу так не нравится слово «пастырь». Чтобы ослабить значение этого слова, он отмечает, что это слово дано только «в увещевательных речах» (Höfling. Grundsatze evang.-luter. Kirchenverfassung. 3 Aufl. Erlangen. 1853. S. 216). Но если бы это было и справедливо (см. напр. Иоан. 10:1– 10 ; Еф. 4:11–12 ), то и в таком случае ровно ничего бы не значило, потому что это слово, как обозначающее самую сущность пастырского служения, так твердо дано в свящ. Писании, что отрицать его никак невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Наставлениями и чудесами Иисус подготовил сцену для последней недели служения в Иерусалиме и усилил ожидания людей. Его популярность временно помешала замыслам вождей ( Матф. 26:4–5 ). Однако Он знал, что в конце недели будет предан на смерть ( Лук. 22:15 ; Матф. 26:1–2; 20:17–19 ). В последний раз Он прошёл от Иерихона к Иерусалиму, прибыв в Вифанию за 6 дней до Пасхи. Иисус в Иерусалиме Посещения Иисусом Иерусалима до Страстной недели отмечены буквами А–3 (зелёный фон). Шесть из 8 событий, описанных в Евангелиях, произошли на Храмовой горе. События последней недели перед Его распятием и воскресением, отмечены (жёлтый фон). ИИСУС В ИЕРУСАЛИМЕ ДО СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ A. Благословения Симеона и Анны, Луки 2:22–38 Когда Иисусу было 40 дней, Его принесли в храм для представления Господу ( Исх. 13:2, 6 ; Лев. 12:2–6 ). Симеон и Анна радовались спасению, которое принесёт это Дитя. Б. Отрок Иисус в храме, Луки 2:41–52 Когда Иисусу было 12 лет, Он остался в Иерусалиме после Пасхи. Родители нашли Его в храме беседующим с религиозными учителями. Его ответ родителям отражает понимание Им Своей мессианской роли. B. Искушение, Луки 4:9–13 Перед выходом Иисуса на служение сатана искушал Его, требуя доказать связь с Отцом прыжком с храма. Г. Первое очищение храма, Иоанна 2:13–25 В начале служения Иисус на Пасху очистил храм, приобретя этим последователей среди простых людей. Это не была простая задача, но она не сравнится с Его главной целью – умереть и воскреснуть из мёртвых. Д. Купальня Вифезда, Иоанна 5 Иисус прервал служение в Галилее (карта 9–5), чтобы прийти на праздник в Иерусалим. У купальни Вифезда был исцелён человек, парализованный 38 лет. Он ожидал исцеления, возможно связанного с еврейским суеверием или даже римским богом исцеления Асклепием. Упоминание в некоторых манускриптах ангела, возмущающего воду, добавлено в ГУ веке (см. Иоан. 5:36–4 ). Е. Кущи, Храмовая гора, Иоанна 7–9 См. пояснение к карте 9–8. Ж. Притвор Соломонов, Ханука, Иоанна 10:22–39 См. пояснение к карте 9–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   Приступил к нему Петр, рече: Господи, колькраты аще согрешит в мя брат мой, и отпущу ли ему до седмь крат? Глагола ему Иисус: не глаголю тебе до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею (Матф. 18:21, 22).    12. Готов отражать силу силою.    Симон Петр, имый нож, извлече его и удари архиереова раба, и уреза ему ухо десное (Иоан. 18:10). По преобразовании его Благодатию    1. Мыслит единственно о том, что Божие.    Призвавше их (апостолов, начальники иудейские), заповедаша има: отнюдь провещавати, ниже учити о имени Иисусове. Петр же и Иоанн отвещавше к ним реста: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите! (Деян. 4:18—19). Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (5, 29).    Яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1 Петр. 2:5). Господа Бога осветите в сердцах ваших (3, 15). Тому слава, и держава во веки веков (5, 11).    2. Является мудрым и поучает мудрости.    Видяще Петрово дерзновение и Иоанново, и разумевше, яко человека некнижна еста и проста, дивляхуся; знаху же их, яко со Иисусом беста (Деян. 4:13).    Подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание. — Сия бо сущая в вас, и множащаяся, не праздных, ниже бесплодных сотворят вы в Господа нашего Иисуса Христа познание (2 Петр. 1:5—8).    3. Слушается одного гласа Божия.    Не ухищренным баснем последовавше, сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия онаго (2 Петр. 1:16). Не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати (Деян. 4:20).    4. Силен верою и чудодействует.    Рече Петр (хромому): сребра и злата несть у мене: но еже имам, сие ти даю: во имя Иисуса Христа Назорея, востани и ходи! И емь его за десную руку, воздвиже; абие же утвердистеся его плесне и глезне, и вскочив ста, и хождаше (Деян. 3:6—8. См еще 5, 3—10; 9, 34; 39—41).    5. Смирен и все относит к силе Божией.    Мужие Израильтяне, что чудитеся, или на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его (хромого) ходити? (Деян. 3:12). Симон Петр, раб и посланник Иисус Христов, равночестную нам получившим Благодать (2 Петр. 1:1). Старцы иже в вас молю, яко старец сый (1 Петр. 5:1). Возлюбленнии, молю, яко пришельцев и странников (2, 11), друг другу повинующеся, смиренномудрие стяжите: зане Бог гордым противится, смиренным же дает Благодать (5, 5). Да о всем славится Бог Иисус Христом (4, 11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нечестивый и прелукавый враг... отступник... родится воистину от жены скверны... Не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный, яко тать (Ефр. Сир. сл. 105, л. 300). Как сказано в Книге о вере, что антихрист будет человек, по происхождению еврей? «Той антихрист человек будет, беззакония сын, и родится, якоже глаголет Ипполит Римский (Б. Собор, л. 126 об.), от девицы нечистыя, жидовки сущия от колена Данова» (л. 270). Можно ли утверждать на основании слов Б. Соборника: антихрист «родится по привидению от девицы..., аще и плоть приимет, но все в привидении... непщую, яко мечтательну плоть своему существу восприимет»... (л. 128), что антихрист будет нечто мысленное, отвлеченное (напр. совокупность ересей) или даже сам диавол? Нельзя, так как в том же Соборнике говорится, что антихрист, подобно Спасителю, явится в человеческом виде и будет обрезан (л. 127); будет иметь глаза (л. 132), руки (л. 133), ноги (л. 130), голос крепкий (там же), убьет оружием Еноха и Илию (л. 132) и т. д.; люди будут зреть его истинно (л. 130 об.). К кому придет антихрист? Антихрист придет к евреям, многие из которых признают его за Мессию. На чем основано такое учение? На словах Самого Господа Иисуса Христа, Который сказал иудеям: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене, аще ин (но толкование бл. Феофилакта, «антихрист яве») приидет во имя свое, того приемлете. ( Ин.5:43 , зач. 17, см. в Благов. л. 86). Можно ли под иудеями разуметь иудеев по духу, т. е. нечестивых людей? Нет, потому что а) Спаситель обращал свою речь к Иудеям по плоти, а не по духу, значит им же сказал и то, что они примут антихриста, только, «щадя слышащих», (Злат. Бес. 41 на ев. Иоан.), сказал это условно; б) в иносказательном смысле иудей не значит нечестивый человек, а скорее благочестивый, почему св. ап. Павел и называет христиан в духовном смысле чадами Авраама ( Рим.4:16 ; Гал.3:7 ). Что сделает антихрист, чтобы привлечь евреев к себе? Он назовет себя Христом, восстановит в Иерусалиме храм и пообещает восстановить иудейское царство (Б. Собор, л. 129 130): евреи соблазнятся и поставят его царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

1230 Иоанн Златоуст в своих проповедях, которые он держал в Антиохии, оставил нам живое свидетельство того жестокого раздражения христиан против иудеев, которое сам разделял. Синагоги иудеев он приравнивал к вертепу разбойников, непотребному месту, вступать в которое позорно для христианина. Сохранился целый ряд его проповедей о иудеях (Твор. Иоан. Злат. Т. 1, ч. 2, 635–749). Когда в правление Феодосия антиохийцы по какому-то поводу разрушили и сожгли иудейские синагоги, император сделал распоряжение об их восстановлении. Но знаменитый Симеон Столпник так резко напал на него за это распоряжение, что Феодосий отказался от его выполнения и оставил дело безнаказанным. См.: Evagr . 1, 13. 1232 Theod. Lect.2, 2. Ср.: Georgii Cyprii Descr. orb. Rom. v. 1096 p. 56. Gelzer (где названо Евангелие от Марка). 1235 Malchifrg. 9 и 11. О размере уплат в судах сохранился указ Зенона от 487 года. Cod. Just. 7, 41, 5. 1236 Procop. Gaz.Paneg. 11, p. 503. – ς γρ ο μπορας τινς προεστηκτες, τς ρχς νους ποουν κα ν δεν ν ρχης σχματι πιπρασκομνας τς πλεις... 1238 Малала сохранил их имена: прасины получили александрийца Автокиона, с прозвищем Карамалл, венеты – Рода, также александрийца, по прозвищу Хрисомалл; красные – Элладия из сирийского города Эмессы, белые – Кацамия из Кизика, по прозвищу Маргарит (Malala. 386) – Что значит эпитет μμαλος, остается неясным. Отметим, что приятельница императрицы Феодоры носила имя Хρυσομαλλ – Ргосор. h. a. 17, 34. Интересно отметить, что Элладий помянут в указе Теодориха (Cassiod. Var. 1, 32). Очевидно, он как странствующий артист показывал и в Риме свое искусство. 1239 Marcel. Com.s. а. сообщает, что он был задушен в заточении на острове Панорме, по приказанию Зенона. 1240 Malala. 390. Chron. Pash. 606. – О кончине Зенона ходили впоследствии странные и маловероятные слухи, будто он в пьяном виде был принят за мертвого и уложен в гроб. А когда истина выяснилась, Ариадна не захотела открыть гроба, и Зенон был заживо погребен. – Zonara . 14, 2, 32–35. Читать далее Источник: История Византии/Ю. А. Кулаковский. - 3. изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2003-2004 (Акад. тип. Наука РАН). - (Серия " Византийская библиотека. Исследования " )./Т. 1. : 395-518 годы. 2003. — 492 с. ISBN 5-89329-618-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Исцеление прокаженного (Марк. 1:40-45; Луки 5:12-16). Об исцелении прокаженного повествует также св. Матфей в 8:1-4, и такой авторитетный толкователь, как Еп. Феофан, находит, что это особое чудо, совершено Господом значительно позже — после нагорной проповеди, в то время, как св. Лука говорит, что это было в городе. Из всех болезней на Востоке, о которых упоминается в Библии, проказа — самая страшная и отвратительная. Проявляется она на теле пятнами, подобным пятнам лишайным, сначала на лице, возле носа и глаз, а затем постепенно распространяется по всему телу, и все тело покрывается струпьями. Лицо при этом распухает, нос высыхает и заостряется, обоняние пропадает вовсе, кожа делается буроватого цвета и растрескивается, голос сипнет, волосы выпадают, глаза начинают слезиться, образуются злокачественные язвы, издающие смрад, из обезображенного распухшего рта течет зловонная слюна, суставы рук и ног немеют, все тело дряхлеет, затем отпадают ногти, пальцы и отдельные суставы, пока не наступит, наконец, смерть, прекращающая муки страдальца. Прокаженные от рождения порой и по 30-40, а то и 50 лет влачат свою бедственную жизнь. Моисей в книге Левит (гл. 13) дал подробные наставления относительно больных проказой. Священник должен был обнаружить и исследовать болезнь и удалить больного из человеческого общежития во избежание заражения. Прокаженный с глубокой верой смело нарушает закон, запрещающий ему подходить к здоровым, чувствуя, видимо, что среди них находится Сам Господь. Его просьба об исцелении полна столь глубокого смирения, сколь и веры в чудодейственную силу Господа. Исцеляя, Господь коснулся больного, желая показать, что Он не связан никаким законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого, и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания к несчастному. «Хочу, очистись,» — говорит Господь, указывая на Свою Божественную власть. Он велит бывшему прокаженному пойти к священнику и показаться ему, то есть — исполнить требования закона Моисея, но никому не рассказывать о свершившемся чуде. Главную причину того, что Господь запрещал разглашать о совершенных Им чудесах, можно видеть в смирении, по которому Сын Божий, умалив Себя и принимая образ раба для нашего спасения, не хотел идти по земле путем славы (см. Иоан. 5:41), тем более, что эта слава Его как чудотворца могла бы способствовать усилению в народе ненужных, мечтательных представлений о Царстве Мессии, с которыми Господь боролся. Господь повелевает исцеленному показаться священнику «во свидетельство им» в том смысле, что священник должен был по закону засвидетельствовать факт исцеления от проказы, разрешить исцеленному вернуться в общество, а также и то, что Господь не нарушает закона, но исполняет его требования.

http://sedmitza.ru/lib/text/430487/

Въ отъ пророчества словеснаго. 25 Буквально: вырастаетъ подъ закономъ незаметно. 26 Мощи св. въ времени изъ Халкидона перенесены были въ Константинополь въ церковь, где и находились до Императора Константина Копронима, который, воздвигши противъ иконопочитателей, и противъ иконъ и мощей, приказалъ потопить въ море мощи св. но оне были сохранены, и ныне находятся въ городе, лежащемъ на берегу Мраморнаго моря между Константинополемъ и (Prince Cantemir. Histoire de l’empire Otton. L. 3. cap. 1. 27 писали железными грифелями на досчечкахъ, покрытыхъ воскомъ. 28 То есть, Медею, которая, желая отмстить супругу своему Язону за неверность его къ ней, умертвила двухъ сыновъ своихъ отъ него. 29 креста. 30 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. Migne Patr. Gr. t. XL. col. 153 и 250:not. 37. 31 οιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: γενετς — от рождения. 32 Марк. 3:17. 33 Т. е. единоипостасности божества. 34 ψηλαμενος — букв.: будучи осязаем. 35 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?». 36 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 37 γνσει, Cod. Seg. προγνσει. 38 ατος, но Фотий читает; ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 39 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες. 40 α μ αινμενος; y Фотия: α αινμενος; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: α μ βλεπμενος α αινμενος: не был видим, хотя и являлся (присутствовалъ). См. Исх. 3:4. 41 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 42 νϑρωπιο λγου, Фот. νϑρωπνης σοας — человеческую мудрость. 43 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повиненъ». 44 Ср. Иез: 18:20: сын не понесет вины отца, чему кажущееся противоречие представляет Втор. 5:9: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцев наказывающий детей до третьяго и четвертого рода ненавидяших Меня, устраняющееся тем, что в последнем случае предполагается деятельное и свободно–сознательное причастие детей унаследованным от отцев греховным склонностям и страстям. Так и в Евангелии (Матф. 23:29–35) Господь говорит, что неверующие иудеи сами против себя свидетельствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцев своих совершением таковых же злодейств, а именно: убиения, распятия, мучений, и преследований пророков и мудрых книжников. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

32 В светской мировой литературе представляет подобный пример “Граф Монте-Кристо” А. Дюма (герой знаменитого романа). На этом превращении деревенского пария в утонченного по воспитанию и образованного графа держится вся интрига романа и приковывается внимание читателя. В самом деле, войти в тюрьму неотесанным мужиком, а выйти из нее образованным человеком, знающим полдюжины языков и университетские науки, такое положение не может не заставить умного человека задуматься и попытаться подражать этому. И многие, как всем известно, подражали с успехом и в настоящее время, хотя и по-своему. Острота (пикантность) интереса в таких случаях увеличивалась особенно тогда, когда процесс перевоспитания не был известен окружающим и являлся для них неожиданностью. Это отмечено даже в Евангелии – фарисеи удивлялись Христу и говорили: како Сей книги весть не учився?.. ( Иоан. 7, 15 ). 34 Деяния Вселенских Соборов, т. V, стр. 6 (“Истор. сведения о Пятом Вселенском Соборе”); Е. Арсений, Летопись Церковных событий, и проч., стр. 219–223; свящ. М. Хитров, Примеч. к гл. 4 и 19, стр. 11, 26, цитированное издание. 35 Речь идет, очевидно, о переписке книг, а не о составлении их. – У преп. Феодора Студита есть подробные епитимий, предназначенные “каллиграфу” (т.е. переписчику книг, выбираемому, понятно, из тех, кто обладал красивым почерком, χαλλι– γςαφα) ηа проступки по своему послушанию. По ним можно составить представление об организации этого дела в древних монастырях. Феодор Студит . Творения, т. II, СПб.. 1908, стр. 842 – 843; “...епитимий “общие всему братству против нарушающих правило в церкви”, о каллиграфе, nºnº 53 – 60”. – Специально о каллиграфах. 40 См. также у еп. Иоанна Смоленского, Опыт Курса Церковного законоведения, СПб., 1851, т. II, стр. 325, 326. – Подробно в житии св. Евтихия. 41 Этим объясняется, почему в древнее время многие жены, вынужденные обстоятельствами, тайно спасались в мужских монастырях под видом мужей (евнухов) и могли остаться неузнанными. См. Жития преп. Матроны (9 ноября), Евгении (24 декабря), Аполлинарии (5 января), Феодоры (11 сентября) и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010