26 Этот древнейший чин палестино-сирийской литургии был несколько сокращен и упрощен сначала свт. Василием Великим, затем – свт. Иоанном Златоустом (2, с. 98). 27 Сведения о праздниках взяты из «Литургики» архиеп. Аверкия, с. 134–139. 28 Под словом «собор» здесь понимается собрание всех Ангелов, а не собрание верующих для молитвенного прославления кого-либо. 29 На 6, на 4 – это «технические» выражения, означающие что тропари каждой песни должны быть прочитаны столько раз, чтобы получилось заданное число. Если тропарей в песни меньше, чем указано, то некоторые тропари читаются дважды. 30 Напомним, что синаксарий – это своего рода очерк, в котором излагается история вспоминаемого события и разъясняется его духовно-нравственный смысл. Синаксарии собраны в книгу Пролог. В Постной Триоди синаксарий помещается после 6й песни канона. 31 По Октоиху, Минее и Постной Триоди. 32 Вайи – это «ветви» по-церковнославянски. Имеются ввиду пальмовые ветви, с которыми народ встречал Спасителя во время Его торжественного входа в Иерусалим. 33 Удостоверяя, делая достоверным. 34 Полной называется литургия, на которой совершается освящение Святых Даров. 35 Сорока мучеников Севастийских 22 марта, обретения главы Иоанна Крестителя 9 марта, храмовые праздники. 36 Двоесловом он назван из-за одного своего известного сочинения – «Разговоры о жизни италийских отцов». Это описание подвигов подвижников, изложенное в виде беседы, диалога (слов двоих собеседников). 37 Жертва тайная уже совершена, то есть совершено преложение Святых Даров, и в алтарь действительно входит Царь Славы (3, с. 221). 38 Их будут совершать только перед Св. Плащаницей. 39 «Когда славные ученики на Вечери, при умовении ног, просвещались (от этих действий и слов Христовых, см. Ин.13:3-15 ), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, настолько омрачился, что Тебя, Праведного Судию, решил предать беззаконным судьям. Собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них. Избегай жадности – вот что она дерзнула совершить по отношению к Учителю. Благий ко всем Господи, слава Тебе!» [см. 7 с. 255].

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

‘человек из Кериота (Кериофа)’, об этом месте см. Иер 48:24,41, Ам 2:2. Будучи один из Двенадцати — как и в синоптических Евангелиях, статус Иуды подчёркивается, ср. Мк 14:10,18,20, как и то, что Иисус избрал его, предвидя предательство. 16. Путь в Иерусалим (7:1–13) Служение в Галилее, где Иисус встречает меньше враждебности, чем в Иерусалиме, прерывается праздником Кущей. Братья Иисуса, не веровавшие в Него, предлагают Ему добиться успеха и общественного признания, используя в качестве аудитории толпы народа, как обычно, стекавшиеся в Иерусалим на популярный праздник. По их мнению, Иисус не сможет преуспеть, ограничивая Свою деятельность таким захолустьем, как Галилея. Они не понимают, что Он не Сам выбирает время прихода и ухода, а повинуется воле Отца, и что Его удел — не всеобщая любовь и поклонение, а наоборот, ненависть мира, притом ненависть, какую не способен вызвать больше никто, ибо с Ним миру приходит суд. Иисус остаётся в Галилее, давая этим понять, что Его поступки свободны от человеческих расчётов. Затем Он всё-таки отправляется в Иерусалим, но тайно, стремясь не привлечь, а наоборот, избежать общественного внимания. В этом отрывке звучит отчётливо выраженный в Евангелии от Марка мотив тайны, скрытой до надлежащего времени ( Р kairTj 7:6,8), ср., например, Ин 7:10 и Мк 9:30. У Иоанна противопоставление тайны и откровения имеет не хронологический, а богословский характер. Иисус открывает Себя тем, кого привлекает к Нему Отец (6:44), и только им. Это раскрывается в спорах и речах глав 7–12, к которым подготавливает изложение толков о Нем в народе (7:12). После сего — это выражение не обязательно означает, что события близки по времени. Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить — глагол peripate‹n ‘ходить’ в данном случае может значить просто ‘жить, пребывать’. Иудеи искали убить Его — ср. 5:18. Праздник Иудейский, поставление кущей — основные установления праздника Кущей (sukkot) см. в Лев 23:33–36,39–43; Втор 16:13–15. По сообщению Иосифа Флавия (Иудейские древ­ности 8:100), этот праздник считался в те времена величайшим; его особое значение видно, в частности, из того, что он назывался просто “праздник”.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

26 Сам Бог есть Свет: Единый, Несравненный, Ипостасный ( Ин. 1:5 ), ангелы – тоже светы, но уже в относительном смысле, «свети бывающе втории», свет их заимствованный, отраженный от Святой Троицы («Света Первого»), «от первыя приемше Жизни» (Минея служебная. Ноябрь, 8 дня. Утреня. Стихиры 1 и 2 на «Господи, воззвах»). 27 Нилус С. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым. М., 1903. Статья эта напечатана также в книге того же автора: Великое в малом. Царское Село, 1905. С.197 – 199. 30 «Этот же род...» Намек на разные степени бесовской иерархии. Она действительно существует. Так, по этой же причине не мог изгнать сначала демона Павел Препростой в известном из «Лавсаика» случае (СПб., 1873. С. 122 – 123. 25). Есть и другие, более специальные, сведения о делении нечистых духов на степени. 33 Отсюда следует, что и самому бесноватому, как и его заклинателю, нужен пост, «...быть не может, – говорит Златоуст, – чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте» (там же). Поэтому «порченые», «кликуши», даже многие из истеричек должны начать сами себя врачевать сперва молитвою и постом, а потом обращаться за исцелением к святым. Кликушество почитается иногда за простую истерию. Но этот вопрос требует разрешения каждый раз со стороны не врача (психиатра или невропатолога), а духовного мужа. Наука не компетентна и не может разобраться в таких тонких душевных явлениях. 35 На эту тему подробности см. в книге: Платен М. Новый способ лечения: Настольная книга для здоровых и больных. Т. 1. СПб., 1902. С. 9 и след. За границей это сочинение выдержало до сорока изданий. Ср. ниже примечание 34. 37 Цит. по: блаж. Иоанн Мосх . Луг Духовный. Св. – Троицкая Сергиева Лавра, 1896. С. 221 (примечание свящ. М. Хитрова , к гл. 184). Здравая медицинская наука говорит о том же. Знаменитый банкир и миллионер Ротшильд приехал однажды в Верисгофен, в Баварии, к не менее знаменитому пастеру Кнейпу, лечившему согласно естественному методу, и просил его дать ему совет и помочь в его тяжелом болезненном состоянии. Ротшильд подробнейше ознакомил пастора Кнейпа со своим образом жизни и сообщил, как часто и что именно он привык есть. Он подробно говорил о массе кушаний, которые он ежедневно поглощает во время четырех или пяти приемов пищи (почти у всех нас так: завтрак, обед, чай, ужин! – Еп. Варнава), и наконец, изложив картину болезни, спросил, не может ли Кнейп ему теперь сказать, чем он, собственно, болен, так как врачи ставят то один, то другой диагноз. «Конечно, – сказал почтенный пастор, – я могу вам < наверное ответить, чем вы больны: вы страдаете отсутствием второго желудка» (Платен М. Новый способ лечения. Т. 1. С. 9 – 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

101). В отношении текста рукопись весьма замечательная, предполагающая глаголический извод. Несмотря на свою относительную недревность, она сохраняет много старинных грамматических форм и слов, как например, балнн, ждль (гроб), догма (повеление), терь, искрь, рсьнотивьнь, сцыгло и т. д. Все отличия текста Евангелия и Апостола по сей рукописи сравнительно с Никольским четвероевангелием ( А10 ) и Шишатовацким Апостолом весьма тщательно отмечены Ю. Даничичем с сборнике „Starine“, кн. III, стр. 75–146 (титла раскрыты). А39 Четвероеваегелие, Никол. Единоверч., в Москве, монастыря, собр. Хлудова, 16, пис. на грубом пергамине, в лист, в один ряд, по 21–22 строки, на 261 л. полууставом XIV в. На полях миниатюры евангелистов: Матфея (л. 2 об.), Марка (76 об.), Луки (123 об.) и Иоанна (191 об.). Евангелисты изображены сидящими в кресле, с разгнутою книгою. Заставки (л. 1 и 3) писаны красками, вторая имеет вид подковы. Правописание сербско-болгарское, с юсами. Л. 258 об.–261 месяцеслов, прерывающейся на 14 ноября. Рукопись эта любопытна и по особенностям исправления евангельского текста, не встречающимся в других древних списках. Эти особенности приводятся нами ниже, в разночтениях см. напр. ( Мк.1:1, 14:3, 35, 15:15, 16:20 ). – Попов, А. Опис. Хлуд. библ., стр. 15–17. А40 Реймские кирилловские отрывки Евангелия содержать в себе след. чтения: ( . Мк. 1:1–8, 9–11, 5:24–34, 9:33–41 ; Лк. 2:1–20, 20–52, 21–40, 22–40, 3:1–18; 6:17–23 ; Ин. 1:29–34 . Все эти 24 чтения помещены на сохранившихся 16 листах месяцеслова от 27 окт. до 9 марта. Роскошное литографическое издание всего Реймского Евангелия (кирилловской и глаголической частей) исполнено Сильвестром в Париже, 1843 г. и посвящено Императору Николаю I. В чешском журнале: „Casopis cesk. Mus. 1839, IV и отдельно – статья В. Ганки: Zpvawa o slowanskem ewangelium w Remesi, Ргана, 1839. Кирилловская часть Реймского Евангелия вызвала много споров в 30-х и 40-х годах текущего столетия, – в которых приняли более или менее деятельное участие Копитар, Ганка, Востоков, Срезневский, Билярский, Лавровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

126. С. 89/Ep. 175. 6-7), в «Ответах» упоминается правило 12 псалмов, к-рое читалось скитянами вечером и ночью (Отв. 74. С. 57, 58/Ep. 143. 30-33), и др. последования и молитвословия, совершавшиеся в киновии аввы Серида (см., напр.: Вопросоотв. 128/Ep. 178), в частности повторение отдельных стихов того или иного псалма, напр.: «Аз есмь червь, а не человек (Пс 21. 7)» (Вопросоотв. 153. С. 110/Ep. 62. 9). В то же время в «Ответах» постоянно подчеркивается, что в молитве важны не столько внешние условия, сколько внутреннее расположение (ср.: Отв. 438. С. 288/Ep. 441). Так же как и в совр. практике некоторых афонских обителей, преподобные отказывались дать вопрошавшим определенное молитвенное правило, они могли делать это индивидуально, но главная причина в том, что вся жизнь монаха сама должна стать непрестанным правилом. «Не желай получить от меня правила (διαταγν), ибо я не хочу, чтобы ты был «под законом, но под благодатью» (Рим 6. 14)»,- писал В. В. игум. Иоанну Миросавскому (Отв. 23. С. 18/Ep. 23. 17-18; ср.: Отв. 28). «Совершенные Отцы наши не имели определенного правила (καννος ρον οκ εχον), но в течение дня исполняли свое правило…» (Отв. 176. С. 131/Ep. 85. 19-20). Безмолвие Важное место в мировоззрении преподобных В. В. и Иоанна занимает учение о «молчании» ( σιωπ) и «безмолвии» ( συχα), к-рые являются своего рода «апофатическим путем» монашеской жизни. По наставлению В. В., авве Иоанну, готовившемуся к отшельничеству: «Если ты и едва и едва не богословствуешь, то знай, что молчание более достойно удивления и славы» (Отв. 36. С. 27/Ep. 36. 17-19). Ввиду того, что оба старца избегали пользоваться классическими греч. терминами θεωρα и θεολογα, обозначавшими «созерцание», термин συχα помимо своего основного значения указывает на состояние духовной радости и на таинственное созерцание и познание Бога (Отв. 22. С. 17, 18/Ep. 22. 10-12, 26-27, 36-38; ср.: Hausherr 1937. Col. 1258, 1259). Безмолвию научает Сын Божий, вселяющийся в сердце того, кто устроил храмину своего внутреннего человека (ср.: Ин 14.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

28. Кроме показанных свойств, которые все, за исключением одного (я), суть видимые знамения сего сокровища духовного, есть еще и другие свойства, которые познает в душе своей великий обладатель сего богатства. Тогда ты достоверно узнаешь, что святое существо сей добродетели есть в тебе, когда будешь исполнен неизреченного света и несказанной любви к молитве. Прежде же чем ты достигнешь сих дарований, надлежит тебе приобрести сердце, неназирающее чужих согрешений; предтечей же всего сказанного должна быть ненависть к тщеславию. 29. Кто познал себя во всяком чувстве души, тот как бы посеял на земле; а кто так не посеял, в том невозможно процвести смиренномудрию (). 30. Познавший себя достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви. 31. Смиренномудрие есть дверь Царствия Небесного, и она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сей дверью говорит и Сам Спаситель сими словами: и внидет, и изыдет без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иной дверью, татие суть своей жизни и разбойницы (См. Ин. 10, 9, 8). 32. Если хотим достигнуть добродетели смиренномудрия, да не престанем самих себя испытывать и истязывать; и если в истинном чувстве души будем думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас. 33. Невозможно пламени происходить от снега, еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверном или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым и уже очищенным. 34. Многие называют себя грешниками, а может быть и в самом деле так о себе думают, но сердце искушается уничижением (от других). 35. Поспешающий к оному необуреваемому пристанищу смиренномудрия да не престанет делать все, что может, и да понуждается и словами, и помышлениями, и разными способами, исследованиями и изысканиями, и всем житием, и ухищрениями творя молитвы и моления, размышляя, придумывая и все средства изобретая, доколе содействием Божиим и пребыванием в уничиженнейших и наиболее презираемых состояниях и трудах не избавится ладья души его от бедствий приснобурного моря тщеславия, ибо избавившийся от сей страсти получает удобное оправдание от всех прочих грехов своих, как евангельский мытарь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

529 В. Лосский. Мистическое богословие (греч. перевод), стр. 227. Ср. тот же, νθρωπος κα κκλησα, в " Σνορο«, 30/1965, стр. 87. 531 Ср. В. Лосский. Мистическое богословие, стр. 227: « Церковь в собственном своём бытии как невеста Христова представляет множество тварных ипостасей. Именно личность, или, вернее, человеческие личности и суть ипостаси единой природы Церкви. Поэтому отцы в своих толкованиях на Песнь Песней видят в невесте одновременно и Церковь , и каждую личность, соединяющуюся с Богом». 533 См. его текст в журнале «Христианская жизнь», 7–8/1926, стр. 370–371. Ср. митр. Антоний (Киевский). Полное собрание сочинений, т. 2, 21: «Определение Церкви мы должны черпать не из понятия земного бытия, но из учения о Троичном бытии Бога, как научил нас Господь в Своей архиерейской молитве ( Ин. 17 ). Бог един по существу и по бытию, но Триипостасен в Лицах; так и Церковь – едина по природе, но множественна в лицах, которые составляют её». Ср. прот. Георгий Флоровский . Le corps du Christ vivant, там, стр. 17, 33, 39. Также иером. Софроний (Сахаров) . Единство Церкви по образу единства Святой Троицы, в «Messager de lxarchat du Patriarch Russe en Europe Occidental». Париж, 2–3/1950, стр. 18. Ср. и В. Лосский , там, стр. 208. 535 Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 11, гл. 11 (PG 74, 556 и 561). Ср. митр. Антоний (Киевский), там, т. 2, 21–15. Прот. Георгий Флоровский . Богословские отрывки, «Путь» 31/1931, стр. 20–21; также Евхаристия и соборность, «Путь», 19/1929, стр. 9. 540 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 82, 5 на Евангелие от Матфея (58, 744): «Тем мы питаемся, с тем сообщаемся ( ναφυρμεθα ­ соединяемся) и делаемся одним телом и одною плотью со Христом». Ср. Омилия 3, 2 на Послание к Ефесянам (62,27) и Омилия 24, 2 на 1 Послание к Коринфянам (61, 200). В своём толковании на Послание к Галатам св. Иоанн Златоуст говорит: «именем плоти ( τς σαρκς) Писание называет обыкновенно и (Святые) таинства ( τ μυστρια ­ Евхаристию), равно и всю Церковь ( τν κκλησαν πασαν ), называя её телом ( σμα) Христовым» (на Послание к Галатам 5, 3 (61, 671). И в другом месте: «Это собрание верующих есть также тело Христово ( τ πλθος)» (Омилия 82, 6 на Евангелие от Матфея (58, 745–6).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

604 Псалтирь рифмотворная. Список 1685 г. А ноты на рифмы положены повелением благочестивейших великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича всея В. и М. и Б. России самодержцев чрез композицию сиречь чрез творение Их Царского Пресветлого Величества.... певчего дьяка Василия Титова. Ист. статист. описание Тихвинск. Богородиц. монастыря. Спб. 1859, in 8° стр. 105. 608 Моск. Арх. Мин. Ин. Дел грамоты малор. 414 (399). Об уничтожении таможен между Великою и Малою Россией, см. Полн. Собр. Законов II, 1036. Щебальский Царствование царевны Софии 82. 610 Востоков. Опис. Рум. музея. Спб. 1842, стр. 632. Пекарский. II, 17 Яхонтов. Руский проповедник XVII века. Спб. 1883 стр. 7–9. 623 26 февраля 1690 г. Афанасий прибыл в Холмогоры с жезлом, «его ж подарил и благословил святейший Иоаким патриарх Московский», а самому Иоакиму жезл перешел от патриарха Иосифа, которому в свою очередь был прислан Парфением, патриархом Цареградским. Титов. Летопись Двинская. М. 1889, стр. 53. 626 Рук. Синод. Библ. 387 л. 35. Вот содержание его крайне любопытной челобитной: «Вся лета моя от перваго возраста до четыредесяти лет во тме неведения изжих... ныне же от истинно ведущих правоверных научихся». Алексей просил посвящения в священники, «точию бы от небратолюбцев никакова бы насилия не пострадати, аще лаяния гонзнути не возмогу»... «В наших и во окрестных местех священнаго чина церковныя учители и правители, начальницы и священноначальницы, старейшины и господие наши, вкупе же и наша братия рода сего, благодатнаго присвоения к себе не внимают к просвещению славы Божия,.. и толико омрачившеся, яко же некии несмысленнии и неимущии разума безчествуют наказание и учения искати инем возбраняют... от предстателей даже и до меньших хлопочут о богатстве, завидуют, ненавидят, враждуют... некия же не призываеми входят в чин учительски и влаются (?) во всяком ветре самоучения, противна истине, и называют нынешнее все ново, а что новое и кое древнее, того не могут презорством и тщеславием разумети... священники невежды или фарисеи... Видя эти неустройства, Алексей требует от царского величества и всего собору церковного лучшого правления в тяжании духовном и обращения варваров в христианство , да и тии будут братия наша. Имя его узнаем из акростиха, помещенного на л. 158, в челобитной же «имя утаенно». Мы цитируем лл. 25, 29, 4, 13, 30, 45. Кроме Обеда и Вечери Симеона Полоцкого , автор ссылается на лексикон Памвы Берынды (л. 5), Жезл правления (л. 33) и Увет (л. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все сказанное еще раз преподает главный урок: достижения Божьих людей зависят от уровня их веры и уровня их доверия Богу. 274 Связь с Новым Заветом Книга Числа цитируется в Новом Завете всего три раза. Иоанн (19:36), цитируя Числа (9:12), отмечает, что смерть Иисуса, наступившая до того, как его кости были перебиты, типологически соответствует требованиям закона. Поскольку кости пасхального агнца не должны быть перебиты, наш Пасхальный Агнец, Иисус, умер с целыми костями. Во 2 Тимофею 2:19 Павел цитирует Числа 16:5 , донося мысль о том, что сейчас, как и после восстания Корея во времена Моисея, Бог знает тех, кто покорен Ему. Иисус цитирует числа 30:2 в Евангелии от Матфея 5:33 , говоря о том, что Его последователи должны всегда давать однозначный ответ «да» или «нет». Однако, влияние книги Чисел значительно шире трех процитированных мест. Послание Иуды (стихи 57) ссылается на непослушное поколение, которое так и погибло в пустыне (см. Числ.14:2325, 26:6465 ), призывая нас стоять в вере, чтобы не потерять свое наследие из-за неверия. Послание к Евреям 3:14:13 использует образ пустыни, продолжая ту же мысль и предупреждая нас «твердо держаться своей надежды, которой гордимся» (3:6). Итак, мы не должны подражать Израилю в пустыне, позволяя сомнениям разрушать нашу веру и надежду, идя к неверию и непослушанию (3:1219). Наоборот, христиане должны жить в вере, держаться надежды будущего наследия (4:1113). Будущее христиан (рай) уподобляется обетованной земле Израиля (Ханаану). Христиане Коринфа напоминали Павлу Израиль во время странствований в пустыне, и Павел использовал этот пример, чтобы показать коринфянам, как им не следует жить ( 1Кор.10:111 ). События, описанные в книге Числа, произошли, «чтобы послужить уроком нам» (стих 11). Ситуация в Коринфе, да и в современной церкви подобна тому, о чем рассказывает книга Числа. Бог был недоволен тем, что люди, испытавшие на себе Его искупительное спасение, тем не менее, продолжают восставать против Него ( Числ.14:1035, 21:49 ; Ин.3:1415, 12:3233 ; 1Кор.10:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Лк.1:30–33 . «Не бойся»: рассеивая смущение Девы и предупреждая страшливость непорочной, Ангел говорит Ей – «не бойся», или, что то же, – дерзай, не смущайся. «Успокаивает сердце ее от страха, чтобы Она приняла божественный ответ в невозмутимом спокойствии: ибо в состоянии смущения Она не могла бы должным образом выслушать имеющее сбыться потом» (Феофил.) – «Обрела благодать у Бога»: Бог благоволит к Тебе особенно, преимущественно перед другими, а потому не смущайся моим явлением и необычайным приветствием; я приношу Тебе радость, и не только Тебе, но и всему миру через Тебя, а потому отложи страшливость и дерзай. – «Зачнешь во чреве» и пр.: Ангел выражается словами пророка Исаии ( Ис.7:14 ), предвозвестившего в них рождение Мессии от девы, словами, которые без сомнения знала св. Дева как из чтения пророков в синагогах в дни субботние, так и из чтения книг священных дома, при домашнем упражнении в законе. Есть предание, что Ангел предстал пресвятой Деве именно в то время, когда Она, перечитывая книгу пророка Исаии, остановилась и размышляла об этих словах (Чет. Мин. 25 Март.). – «Наречешь Ему имя»: см. прим. к Мф.1:21 . – «Он будет велик»: и о Предтече Ангел возвестил, что он будет велик, но прибавил – пред Господом, т. е. велик как раб пред Господом, об Иисусе же Ангел выражается просто «велик», т. е. безусловно велик, или величайший. – В чем будет состоять Его величие, Ангел объясняет тотчас же, под покровом ветхозаветных образов, без сомнения понятных пресвятой Деве, искусной в разумении Писаний сызмлада, как говорит предание; в словах Ангела Она могла уразуметь сопоставление замечательнейших пророчеств о Мессии гл. 2Цар.7 . гл. Ис.7, 9 . гл. Мих.5 и др. – «Наречется»: т. е. будет (ср. прим. к Мф.5:9, 19:21, 13 и др.). – «Сыном Всевышнего»: Сыном в особенном, собственном смысле, как Сын Единородный ( Ин.1:14 ). «Всевышнего»: т. е. Бога Отца, именуемого так, потому что Он, как Вечный и Творец, неизмеримо выше всякой твари на небе и на земле ( Мк.5:7 ). От вечности Сын Божий Единородный, второе лицо достопоклоняемой Троицы, стал во времени Сыном Всевышнего Единородным, воплотившись в лице Господа Иисуса Христа. «Слово было Сыном Вышнего и прежде веков, но не называлось так и не было известно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и назван Сыном Вышнего видимый и творящий чудеса» (Феофил.).– «Престол Давида»: имеющий родиться Младенец будет царем, наследником и обладателем царского достоинства Давидова.– «Отца его»: Давид называется отцом Мессии Иисуса Христа потому, что Он происходил от Давида по прямой линии – и по матери, и по нареченному отцу своему (ср. прим. к Мф.1:1, 16 , выше – ст. Лк.1:26 ). Бог обетовал Давиду, что он управит престол его до века, то есть вечно будут цари из рода Давидова, и это обетование исполнилось во Христе – вечном Царе Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010