Тогда Какого же Бога? Конечно же Отца, у Которого был Бог Слово, Единородный Сын, Который Сам явил недра Отца (см. Ин 1:18). Именно Он был слышим, видим и даже осязаем, чтобы не подумали, что Он призрак. И именно Его, а не Отца видел апостол Павел, который говорит: Не видел ли я Иисуса [Христа]? (1 Кор 9:1). Но он тоже назвал Христа Богом: их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки (Рим 9:5). Он также показывает, что именно Бог Сын был видим, то есть Слово Божие, поскольку Тот, Кто стал плотью, назван Христом. А об Отце [тот же Апостол] пишет к Тимофею: Которого никто из человеков не видел и видеть не может , и особенно подчеркивает: Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете (1 Тим 6:16). О Нем он сказал и выше: Царю же веков бессмертному, невидимому, единому Богу [честь и слава] (1 Тим 1:17) 57 , чтобы мы приписали противоположное — смертность, доступность — Самому Сыну, Который, как он свидетельствует, умер по Писаниям (см. 1 Кор 15:3) , и Которого после всех он сам видел в доступном свете 58 . Хотя и этот свет апостол ощутил не без опасности для своего зрения 59 , так же как и апостолы Петр, Иоанн и Иаков [видели его не без опасности] для разума, и [как бы] в безумии 60 , ибо если бы они увидели славу [Самого] Отца, а не Сына, Которому предстояло пострадать, я думаю, они бы тут же умерли. Ибо никто не может увидеть Бога и остаться в живых (см. Исх 33:20). Если все это так, то ясно, что всегда, с самого начала был видим Тот, Кто был видим и в конце, и что в конце не был видим Тот, Кто не был видим с самого начала. И, таким образом, видимый и невидимый суть Двое, [а не Один]. Следовательно, именно Сын всегда был видим, и именно Сын всегда общался [с людьми], и именно Сын всегда действовал от имени и по воле Отца. Ибо Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Ин 5:19) , то есть творящего в Своем уме. Ведь Отец действует умом, а Сын совершает то, что видит в уме Отца. Именно так все через Сына начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин 1:3).

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

32 Здесь молитва о всех членах местной Церкви (епархии), находящихся в молитвенном общении между собой и которые, по учению Церкви, составляют единое евхаристическое собрание, возглавляемое епископом. Возможно и те члены общины, которые по исполнении епитимии, могли стоять с верными за Литургией, но еще не получили права на причащение. И те, кто отсутствует на Евхаристии по благой «вине». 33 Церк. слав. «щедроты Божии» – благодатные дары жертвенной любви Божией к человеку: божественное благосердие, сострадание, сочувствие, милующая благость Божия, сопереживание Бога человеку, действие Божие, направленное на спасение его души. Сравните с выражением «щедрая земля». См.: Еф.5:9 : «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». 34 Вселенский Патриарх Фотий: «Лица Святой Троицы имеют общее действие... У Святой Троицы общее Царство, Сила и Держава, также и Слава, не только от нас возносимая, но и та, которую Сами Они – Лица Святой Троицы – принимают от Самих Себя». (См. Mai. Spicilegium Romanorum, t.10, Romae, 1844, p. 38–39, а также Успенский Н.Д. Из истории молитвы “Никтоже достоин”). 35 Антифон – попеременное (двумя хорами) пение псалмов или гимнов. По будням поются иные тексты псалмов. В двунадесятые праздники – с особыми припевами или тропарями. Все антифоны Литургии – остаток древней т.н. песенной Утрени 39 Облеки их в Славу Твою – т.е., облачи всех любящих храм Божий невидимым облаком божественной Славы (Шихины). 42 Тропарь кафедрального храма Константинополя в честь Христа-Бога, Превечной Премудрости – Софии Божией. Тропарь – вид церковной гимнографии, песнь в честь Христа, праздника или святого 44 Бог-Слово, божественное Слово – по-гречески «Логос», второе Лицо Святой единосущной и нераздельной Троицы, превечно рождаемое от Отца. Ин.1:1 : «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На вопрос Моисея: «Кто Ты?», – последовал ответ Бога: «Аз есмь Сый», т.е., «Я есмь Сущий», «Я есть Тот, Который Есть» (см. Исх.3:14 : «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам»). Приснобытие в полной мере относится и ко второму Лицу Святой Троицы – Единородному Сыну Божьему. Ин.17:24 : «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; Откр.1:8 : «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Ин.8:58 : «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я Есмь». «Бессмертен сый» – бессмертносущий, постоянно бытийствующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

И как бы сводя все Свои Божественные заповеди к одной-единственной, Спаситель говорит: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин.15:12 ; ср.: Ин.15:17 ). Поэтому и отвечая людям на вопрос: «Какая наибольшая заповедь?» – Спаситель возвещает: ««Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37–40 ; Мк.12:30–31 ), то есть всецелое Откровение Троичного Божества. Сверх того, Богочеловеческая любовь претворяет человека в существо бессмертное и насыщает его вечной жизнью, потому что наполняет его Богом (см. Лк.10:25–28 ). Признаком того, что кто-то вновь рожден от Бога, то есть возрожден, является его любовь к Богочеловеку Христу как Богу и Спасителю (см. Ин.8:42 ). Всё в Царстве Христовом, в Царстве Божием зиждется на любви к Богу и ближнему. Это самое главное чувство, и руководство, и норма (см. Мф.20:1–16 ). В мере любви – мера святости и чистоты. Грехи прощаются человеку по мере его любви, ибо любовь устраняет и сжигает грех: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» ( Лк.7:47 ). В своей Божественной бесконечности и всесовершенной полноте Богочеловеческая любовь дана в Лице Господа Иисуса. Своим учением о Богочеловеческой любви как средстве спасения Господь Иисус Христос требует от человека не более того, чем Сам Он явил и сделал Своей любовью. Имеющий любовь имеет вкупе с ней и Богочеловеческие силы творить Христовы дела. Потому как Господь Иисус безмерно любил Своих врагов, молился Богу за гонящих Его, воздавал добро творящим Ему зло, то и имел Он право предписать Своим последователям заповеди о такой любви: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ; Лк.6:27, 28, 35 )... Везде и во всем Богочеловек и Его Божественная любовь – это: «как Я возлюбил вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

о первом чуде в 2:11 и ещё Мф 11:21=Лк 10:13. Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит — сила совершать чудеса сохранилась у Апостолов и их учеников, см. 1 Кор 12:9–10 о дарах Духа; делами, которые больше сих, Иоанн, по-видимому, называет обращение и собрание в Церкви великого множества людей, не видевших и уверовавших (17:20; 20:29), однако проповедь Апостолов способна добиться успеха только в продолжающейся силе Слова и в действии Святого Духа (15:26–27). Потому что Я к Отцу Моему иду — смерть и прославление Иисуса, Который получает от Отца всякую власть на небе и на земле (Мф 28:18), открывает путь для миссии Церкви. Дела, которые предстоит совершить ученикам, больше сих, потому что служение Иисуса отныне приходит к завершению. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю — выражение во имя Мое означает призывание имени Иисуса, см. 15:16; 16:23. Сила молитвенного призывания не магически-механи­ческая: дерзновение в молитве, о котором говорится в 1 Ин 5:14 (когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили 1 Ин 5:15), предполагает, что ученики любят Христа и исполняют Его заповеди. Да прославится Отец в Сыне — Отец прославляется в делах не только Самого Сына, но и Его учеников; как и Сыну, им надлежит искать не своей славы, а славы Отца (5:41; 7:18; 8:50,54). Если любите Меня — любовь к Сыну обуславливает обетования в ст. 15–21. Соблюдите Мои заповеди — см. ст. 21, 23 и 1 Ин 5:3, а также 1-е послание Климента Римского 49:1 (Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы). В Евангелии от Иоанна любовь никогда не означает только эмоциональное переживание, она выражается в послушании, как и любовь Сына к Отцу (15:10). По-видимому, оригинальный текст отражают рукописи с изъявительной формой thr»sete ‘соблюдёте’, а не с императивом thr»sate ‘соблюдайте’. Даст вам другого Утешителя — выражение Ґllon можно, хотя и не обязательно, понять так, что Иисус также является Утешителем и, поскольку служение Духа в Евангелии тут предстаёт как продолжение земного служения Христа, такое понимание наиболее вероятно.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

B память вечную будет праведник ( Пс.111:6 ). Где те, которые строят драгоценные гробницы и воздвигают великолепные здания? Пусть они выслушают, что делает память вечною, – не каменные здания, не ограды и башни, а совершение добрых дел 51 . Итак, станем одевать душу, станем убирать ее в продолжение всей нашей жизни. Если же при жизни мы не радели об ней образумимся, по крайней мере, при смерти и заповедуем сродникам нашим помочь нам по смерти милостынею. При таком взаимном содействии друг другу, мы получим великое дерзновение по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков 52 . Аминь. 1 В русск. пер.: Знаем, что вся тварь совокупно стенает, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа и мы в себе стенаем. 10 Слова Иова имеют такой смысл: Смерть человека (мужа) прекращает все его душевные волнения, полагает конец всем его трудам и страданиям, так что является для него покоем. И путь человека, говорит Иов, сокровен есть, т. е. цель самой жизни человека с ея бедствиями, страданиями и лишениями, которые страдальцу часто кажутся незаслуженными, как бы сокрыта от человека, неизвестна ему. В оправдание этого Иов ссылается на свои страдания, причина и цель которых недостаточно ясно сознавались им, но которые, по его мнению, несомненно должны иметь высокое нравственно – воспитательное значение для его жизни, так как они посылаются ему мудрым и Благим Богом. Смерть таким образом, по взгляду Иова, есть покой, успокоение человека, а самая цель того или иного жизненного пути человека сокрыта от последнего. Прим. состав. 19 По русск. переводу. Он восхищен, чтобы злоба не изменила разума его;... ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. 21 По русск. переводу: Не хочу оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 22 В русск. переводе: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век. 23 В русск. переводе: Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. 28 Что касается того, почему прослезился Господь, намереваясь вызвать из гроба Лазаря ( Ин. 11:35 ), то св. И. Златоуст допускает здесь двоякое объяснение. Иисус Христос , тогда, по его мнению, или плакал о Лазаре, которого Он любил ( Ин. 11:3 и 11), и который теперь уже четыре дня находился во гробе ( Ин. 11:17 и 39), что высказывает святитель в своих антиохийских беседах (см. Беседы к Антиох. народу, т. 1, 1859, стр. 132 и Беседы на Ев. Иоанна, ч. II, 1862, стр. 214), или же оплакивал иудеев, которые, как Он предвидел, не уверуют в Него, как Мессию, даже несмотря на такое чудо, как воскрешение из мертвых Лазаря (см. первую беседу Златоуста об утешении при смерти). Последнее, второе предположение кажется св. Златоусту заслуживающим большого вероятия (см. Беседы на разн. места Свящ. Пис. т. III, стр. 492). Прим. состав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

При Господнем содействии ( Мк.16:20 ) апостолы, оставившие сети рыбарей, уловили в сети учения Евангельского весь мир, и в этом дано для верующих всех времен непреложное свидетельство действенности великого обетования Господа о пребывании Его в Церкви вечно. Только в этом случае становится объяснимо, что «неученые и простые рыбари заградили уста философам и как бы обтекли всю вселенную, посевая в ней слово благочестия, исторгая терпения, истребляя древние обычаи и повсюду насаждая законы Христовы. Ни малочисленность и простота их, ни строгость повелений, ни привязанность всего рода человеческого к древним обычаям – не могли служить для них препятствием, но все это устранила предшествовавшая им благодать Божия, так что они все делали легко, самыми препятствиями возбуждаясь к большей ревности» (св. Иоанн Златоуст ). Святой апостол Павел, как бы пополняя евангельскую историю о явлениях Господа Иисуса, упоминает еще о явлении Воскресшего Спасителя апостолу Иакову, по мнению святого Иоанна Златоуста , брату Господню, которого, по древнему преданию Церкви, Он Сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалиме. Так Господь наш Иисус Христос: явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им (апостолам) и говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ) 94 . Вознесение Господне В прощальной беседе с учениками, ввиду приближающихся крестных страданий и искупительной смерти, Господь говорил Своим, повергнутым в печаль, собеседникам: Я исшел от Отца и пришел в мир, и опять оставляю мир и иду ко Отцу ( Ин.16:28 ). И потом, уже по воскресении Своем, расторгнув узы ада и смерти, Он снова повторил Марии Магдалине: Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин.20:17 ). Таким образом, по Своем воскресении, Господь принадлежал уже не столько земле, сколько небу. И это вполне понятно. Подвиг земного служения Сына Божия окончился: Он уже совершил дело, которое небесный Отец Его поручил Ему исполнить (см.: Ин.17:4 ), и теперь Ему надлежало войти в славу Свою, которую Он имел прежде бытия мира (см.: Ин.17:5 ). Этого требовало достоинство самой природы Богочеловека, так как прославленному воскресением и обожествленному телу Его было уже несвойственно оставаться на земле, в естественных условиях человеческого бытия. Этого требовало также и благо искупленного человечества. Ибо как ветхозаветный первосвященник однажды в год входил во святая святых с очистительною кровью за грехи народа, так и Христос, будучи архиереем будущих благ ( Евр.9:11 ), должен был, по принесении искупительной жертвы, тоже войти со Своею кровью, но не в рукотворенное святилище, а в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие ( Евр. 9:24 ). Потому-то Господь уже в первое явление по воскресении Своем возвестил Марии Магдалине, а чрез нее и всем последователям, о Своем близком отшествии на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всё нужное для спасения мира сего и людей в мире Спаситель преподал в Своем учении. На все вопросы дал Он в нем ответ. Нет такого вопроса, способного истязать человеческую душу, на который не был бы дан прямой или косвенный ответ в учении Богочеловека. Люди не в состоянии придумать больше вопросов, чем дано ответов в учении Спасителя. Если в Богочеловеческом учении человек не найдет ответа на какой-то свой вопрос, значит, он поставил вопрос без смысла, на который Бог Премудрости не отвечает (см. Мф.21:23–27 ; Лк.12:13–15 ). В словах Спасителя содержится нектар бессмертия, впитывающийся капля по капле в человеческую душу и возводящий (букв. «оживотворяющий». – «Примеч. пер.») ее из смерти в жизнь, из тления в нетление. Это Спаситель открывает в следующих словах: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную... перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ; ср.: Ин.7:37–39 ). – Значит, слушая и изучая Божие слово, человек научается бессмертию и вечности; и если верует он в Божие слово совершенной верой – то уже научился тому, что есть вечная жизнь, уже перешел из смерти в бессмертие. Поэтому Спаситель решительно утверждает: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» ( Ин.8:51 ). Каждое Христово слово наполнено Господом Иисусом Христом, преисполнено Богом, насыщено Божественной всемогущей силой, поэтому, войдя в душу человека, оно очищает ее от всякой нечистоты. Из каждого слова Единого Безгрешного исходит сила, очищающая от всякого греха. Поэтому на Тайной вечере Спаситель говорил Своим ученикам, неотступным слушателям Его слов: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин.15:3 ). Богочеловеческое учение, возвещенное новозаветным Откровением, Господь Иисус Христос и Его святые Апостолы называют «словом Божиим, словом Господним» (см. Ин.17:14 ; Деян.6:2, 4, 13:46, 16:32, 19:20 ; 2Кор.2:17 ; Кол.1:25 ; 2Фес.3:1 ). Каждое Божие слово исполнено Божией истины, истины святой и вечной, которая, войдя в душу, вносит в нее Божественный свет и освящает ее на всю вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ин. 8:23 . Изложение первого предмета молитвы об учениках (соблюди их) окончено; начинается изложение второго предмета молитвы о них – освяти их, и предваряется, как и первое, изложением побуждений и оснований к молитве именно об этом. – Я передал им слово Твоё и пр. Слово Господа, учение Его, преданное ученикам как слово Божие и принятое ими как таковое, возбудило против них ненависть мира, как и против Самого Его (см. прим. к 15 и далее), и они должны остаться в этом враждебном им мире для высоких целей распространения и утверждения Царства Моего на земле. Посему не молю, чтобы Ты взял их из среды этого враждебного им мира теперь же, но молю только о том, чтобы Ты сохранил от зла, от того зла, какое может причинить им этот враждебный мир вместе с князем мира (ср. Мф. 6:13 ; Лк. 11:4 ). – Они не от мира и пр.: см. прим. к 15:19. – Как и Я не от мира: «этим не смущайся. Слово – как не означает здесь совершенного сходства. Как в том случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом – как выражается полное равенство; так тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством» (Злат., ср. Феофил.). 17. Ин. 17:17 . Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина. 18. Ин. 17:18 . Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. Ин. 8:40, 20:21 ; Мф. 10:5, 28:19 . 19. Ин. 17:19 . И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Евр. 2:11, 7:27, 10:1 д.; 1Кор. 1:30 ; 2Кор. 5:15 . Освяти их истиною Твоею: ученики уже пребывали во истине, ибо преданное им Христом от Бога учение (слово) они приняли и уразумели и уверовали в Иисуса как Мессию, а в этом – сущность христианской истины. Господь молит теперь Отца Своего Небесного не о том только, чтобы Он сохранил их в этой истине (молитва о сем выше, ст. 11), а о том, чтобы благоволил освятить их в этой истине. Освятить значит, в общем смысле сделать святым, в частном – принести в жертву Богу или отделить для особенного служения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава 12 Вечеря в Вифании (1–11). Вход Иисуса Христа в Иерусалим (12–19). Речь Господа пред еллинами и голос с неба (20–36). Неверие иудеев (37–43) и речь Господа (44–50) 1. Ин. 12:1 . За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Ин. 11:1, 43 . За шесть дней до Пасхи и пр.: Пасха в год смерти Иисуса Христа совершалась в пятницу вечером ( Ин. 19:14, 42 ); следовательно, пришествие Господа в Вифанию за шесть дней до пятницы падает на предшествующую субботу. По сличению сказания Иоаннова с параллельными сказаниями первых трёх евангелистов надобно предполагать, что Господь, отправляясь в этот последний раз в Иерусалим, из Ефраима, куда Он удалился по воскресении Лазаря, пошёл на Иерихон и оттуда вместе с путешественниками продолжал путь к Иерусалиму ( Ин. 11:54 ; Мф. 20:17, 29, 21:1 и далее; Мк. 10:32, 46, 11:1 и далее; Лк. 19:1 и далее). Что в субботу не дозволялись далёкие путешествия (см. прим. к Мф. 24:20 ), это не могло препятствовать путешествию Господа в Вифанию от Иерихона, во-первых, потому, что таковое запрещение основывалось не на законе, а на обычае, во-вторых, потому, что неизвестно, откуда именно Господь пришёл в этот день в Вифанию; может быть, вышедши в пятницу из Иерихона (путь от сего до Иерусалима можно было пройти в один день), Он провёл ночь недалеко от Вифании и в субботу до сего селения прошёл лишь обычный субботний путь. – В Вифанию: см. 11:1. – Где был Лазарь и пр.: по важности события присовокупляет евангелист это замечание, а равно и потому, что в дальнейшем повествовании упоминается о Лазаре. Евангелист опускает всё случившееся во время сего путешествия, довольно подробно описанного первыми евангелистами. 2. Ин. 12:2 . Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3. Ин. 12:3 . Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Мф. 26:6–13 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ин.13:14 .  Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ин.13:15 .  Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Разъясняя ближайший смысл омовения ног, Господь говорит, что Он этим дал пример того, как Его последователи должны поступать в отношении друг к другу. «Вы должны умывать...». Это повеление, конечно, нужно понимать не в буквальном, а в символическом смысле. Так, в 1Тим.5:10 омовение ног упоминается как проявление или синоним деятельной христианской любви к ближнему. Господь здесь говорит не о том, что именно должны делать Его ученики, а о том, как они должны, с какими мыслями и чувствами совершать служение ближним. Нужно делать это не только в силу обязанности, но из любви, как сделал это Сам Христос. «Господь и Учитель». Эти названия соответствуют тогдашним еврейским титулам, какими величали раввинов их ученики: «мара» и «равви». Но Христос, конечно, придает этим наименованиям, с которыми апостолы обращались к Нему, реальное значение. Его апостолы, конечно, видят в Нем единого истинного Учителя и истинного Владыку, и они вполне правы, потому что Он в самом деле таков. А отсюда следует, что они обязаны во всей точности исполнять Его повеления. Ин.13:16 .  Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Ин.13:17 .  Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. То, что для апостолов необходимо идти на всякое самопожертвование, Господь обосновывает тем же соображением, какое было высказано Им, когда Он в первый раз посылал апостолов на проповедь. См. комментарии к Мф.10:24 . «Блаженны вы...». См. Мф.5:3 . Ин.13:18 .  Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Ин.13:19 .  Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. С грустью опять Христос замечает, что не все Его ученики могут назваться «блаженными». «Я знаю, которых избрал», – прибавляет Христос. Ученики еще не знают, что среди них есть предатель, а Христос уже давно это знает. Но, подчиняясь воле Отца, выраженной в Священном Писании, Он не принял никаких мер к удалению предателя из среды окружавших Его апостолов. Псалом 40, из которого здесь приводится один стих ( Пс.40:10 ), понимается евангелистом, несомненно, как псалом пророчественный, предрекающий тяжкую участь Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010