– Приготовили вечерю: Закон о субботнем покое не был препятствием к устроению вечери, когда всё необходимое было приготовлено заранее. – Фунт: собственно – литру (ср. 19:39): литра заключала в себе 20–24 лота. – Нардового чистого и пр.: см. прим. к Мк. 14:3 . – Помазала ноги и пр.: см. прим. к Лк. 7:38 . – Иуда Искариот: см. прим. к Мф. 10:4 . – Хотел предать: см. прим. к 6:71. – За триста динариев: см. прим. к Мк. 14:5 . 6. Ин. 12:6 . Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Ин. 13:29 . Был вор: евангелист замечает, что Иуда лгал, когда говорил, что лучше бы раздать нищим деньги, какие могли быть выручены от продажи мира; истинное же побуждение к таковому замечанию было в его сребролюбии; он и из них надеялся часть присвоить себе, потому что он был вор. Для пояснения сего евангелист замечает, что Иуда заведовал денежным ящиком в малом обществе Иисусовом и из подаяний, какие опускали в него, крал. – Носил: точнее – уносил, брал тихонько, крал (ср. Ин. 20:15 ; Мф. 8:17 ), что туда опускали, т. е. не всё, что опускали вообще, а в известных частных случаях, когда находил удобным без подозрений со стороны других, он присвоил себе часть опускаемого в ящик. Приношения эти со стороны расположенных к Господу лиц назначались на обыденные нужды малого общества Христова, а равно для раздачи нищим (ср. Лк. 8:3 ; Ин. 13:29 ). «Он уносил, т. е. крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвояя себе подаяния на дело святое» (Феофил.). Вопрос, почему Господь вверил именно Иуде этот опасный для него особенно ящик, совпадает с общим вопросом, почему Господь избрал Себе в число учеников Иуду и держал его при Себе до последнего времени, хотя знал давно о нём, как о будущем предателе, и находит себе разрешение в божественном предопределении, основывающемся на предведении всего, что должно было случиться (ср. Деян. 1:16, 2:23 ; Ин. 6 и далее). 7. Ин. 12:7 . Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Болезни души, напротив, не позволяют человеку спастись ни душой ни телом; они составляют препятствие для обновления «внутреннего человека» (Там же), для появления «человека нового», рожденного от Духа, являющего в нашей душе и в нашем теле (см.: 2Кор.4:10–11 ) жизнь Иисуса (Там же), идущего от Отца и делающего человека «новой тварью» (см.: 2Кор.5:17 ), которой обещано вечное блаженство в Царствии Небесном; эти недуги запирают человека в плоти, которая желает противного духу ( Гал.5:17 ), и не дают ему обрести ничего, кроме тления (см.: Гал.6:8 ) и смерти (см.: Рим.8:13 ). Вот почему Христос учит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить [что означает помимо прочего физические болезни]; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ) («Того» – означает справедливого Судию, оставляющего претерпевать последствия душевных недугов человеку, который не стал просить Его об исцелении). Относительность физического здоровья Поскольку телесные болезни сами по себе не могут оказать влияния ни на основы бытия человека как обновленной духовной сущности, ни на его удел в жизни вечной, то физическое здоровье представляет собой в контексте этого бытия и удела ценность относительную. С одной стороны, если человек остается болен душой, физическое здоровье не оказывает ему здесь подспорья, поскольку он являет собой «плоть» (см.: Ин.6:63 ) и не направляет свои члены на воздание хвалы Всевышнему 525 , и здоровье в земной жизни не может защитить его от возможной грядущей гибели в геенне. С другой стороны, здесь, на земле, наше физическое здоровье является временным и относительным состоянием. Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Пет.1:24 ; ср.: Ис.40:6 ). Пока человек живет в этом мире, его тело, являясь «плотью земной» (ср.: 1Кор.15:47–49 ) и «животной» (ср.: 1Кор.15:44,46 ), остается из-за греха подверженным тленности и смерти (см.: Рим.5:12 ). Наш внешний человек тлеет ( 2Кор.4:16 ); земной наш дом, эта хижина, должен разрушиться (ср.: 2Кор.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

И наконец, через Крест Иисус Христос вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ; см. также: Лк.24:26 ; Ин.17:1 ; Флп.2:8–9 ). Глава 10. О крестном знамении Священник : Каждый христианин, если он истинный сын Православной Церкви Христовой, проводящий жизнь в благоговении и страхе Божием, имеет обычай при начале и окончании всякого дела (будь то молитва или телесный труд, душеполезное чтение или домашняя трапеза, пробуждение или отход ко сну, сборы в дорогу или возвращение), а также во время бедствий или искушения от худых помыслов, осенять себя знамением святого Креста. Поступая так, он приводит себе на память безмерную силу Того, Кто освятил крест пречистой Своею Кровью и оставил его нам как Божественное знамение и непобедимое оружие на диавола, по слову Писания: Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы они избегли лука ( Пс.59:6 ), и еще: запечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс.4:7 ). Мы знаем, что в молитве, наравне с умом и сердцем, должно участвовать тело со всеми его членами, среди которых особое значение принадлежит рукам. Вот несколько свидетельств об этом Священного Писания. – Сам Господь руками благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их ( Лк.24:50 ) и детей: И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:16 ). – Апостолы посвящали священников и диаконов через молитву и возложение рук (см.: Деян.6:6; 14:23 ), почему и таинство священства называется в Павловых посланиях возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). Молитвой и возложением апостольских рук приобщались Духа Святого новокрещеные, и это было прообразованием таинства миропомазания (см.: Деян.8:14–17; 19:5–6 ). То, что в молитве должно участвовать тело и в особенности руки, явствует также из увещаний апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ); желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Уже Ветхий Завет говорит о молитве, сопровождаемой телесными действиями колено- и главопреклонением, воздеянием рук и так далее. Например, у Псалмопевца читаем: Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое подниму руки мои ( Пс.62:5 ) 76 . Руки ветхозаветных патриархов и праведников прообразовали и знамение святого Креста, будучи то скрещены (когда Иаков преподал благословение сыновьям Иакова. См.: Быт.48:14 ), то простерты вперед (когда Моисей разделил воды при переходе евреев через Красное море. См.: Исх.14:26–28 ), то воздеты к небу (когда он же остановил течение солнца в битве с амаликитянами. См.: Исх.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... (14, 13) Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (14, 14); ... чего ни пожелаете, просите, и будет вам (15, 7); ... дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (15, 16); ... о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (16, 17); ... о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (16, 23); ... просите, и получите... (16, 24) Не говоря уже о таких бросающихся в глаза эпизодах, как насыщение пяти тысяч пятью хлебами , хождение Иисуса по водам. При этом перед нами не перекличка в духе Синоптических Евангелий, а подчас совершенно иной, типично Иоаннов «угол зрения» (см. ниже). Достоин внимания и тот факт, что при значительной разнице содержательного материала все Евангелия, в том числе и Ин., придерживаются одной композиционной схемы-идеи, что и заставило говорить о Евангелии как о жанре (см. § 24). Например, непременным компонентом Евангелия в любом варианте является история призвания учеников, хотя описана она и несколько различно. Так, много общего в том, как были призваны рыбаки — братья Петр и Андрей, хотя в Ин. ничего не говорится о другой паре братьев: самого Иоанна и Иакова (ср. Мф. 4, 18-22; Мк. 1, 16-20; Лк. 5, 1-11 и Ин. 1, 35-42). Правда, о сети, переполненной рыбами, Синоптическое предание упоминает уже в связи с историей призвания (см. Лк. 5, 6-7), а в Ин. — в самом конце, по Воскресении (Ин. 21, 11). С другой стороны, в Ин. речь идет о призвании Филиппа и Нафанаила (Ин. 1, 43-51), а в Синоптических Евангелиях — о призвании Матфея (Мф. 9, 9 и пар.). Опять-таки в несколько ином контексте оказываются знаменитые слова призвания, обращенные Иисусом к Симону — не в середине общественного служения, как в Синоптическом Мф. (см. 16, 18), а в самом начале: Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Обратим внимание, что здесь приводится еврейская форма («Кифа») с переводом на греческий, тогда как в Мф. — сразу по-гречески. Что же касается Петрова исповедания «Ты Христос, Сын Бога Живаго», в ответ на которое Иисус и произносит приведенные слова, то это только в Мф.! В Ин. же исповедание Иисуса Христом звучит сначала из уст брата Петрова — Андрея, причем опять по-еврейски, с пояснениеем евангелиста по-гречески:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Огласительное поучение тринадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? и проч. Как овца, веден был на заклание ( Ис.53:1, 7 ).] 1 . Всякое действие Христово составляет славу Вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная это, Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ) Христовом. Хотя чудесно было и то, что от рождения слепой в Силоаме прозрел (см. Ин.9:7 ), но что это значит в сравнении со слепыми всей вселенной? Велико и сверхъестественно то, что Лазарь четверодневный воскрес (см. Ин.11:39–44 ), но эта благодать им только ограничилась. Что же это в сравнении с умерщвленными грехом во вселенной? Чудесно то, что пять хлебов с избытком напитали пять тысяч человек (см. Мф.14:21 ), но что это в сравнении с алчущими от неведения по всей вселенной? Чудесно то, что разрешена жена, связанная восемнадцать лет сатаной, но что это в сравнении с нами, которые связаны узами грехов? А крестный венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся освободил, и весь род человеческий искупил. 2 . Не удивляйся тому, что мир весь искуплен, ибо Тот, Кто умер за него, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (см. Рим.5:17 ) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдой Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвив в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (см. Числ.25:8 ), то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, неужели не может утолить гнева на людей? (см. 1Тим.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

После чудесного насыщения более пяти тысяч человек Апостолы, отправленные Иисусом в Вифсаиду, плыли по морю Галилейскому; становилось темно... дул сильный встречный ветер, и море волновалось ( Ин. 6, 17–18 ); лодка их была уже на средине моря , и ее било волнами ( Мф. 14, 24 ). А Иисус, оставшийся на берегу, взошел на гору помолиться наедине, и около четвертой стражи ночи (то есть, по нашему счету, в четвертом часу утра) увидел их бедствующих в плавании и пошел к ним... идя по морю (Мф, 14, Мк. 6, 45–48 ; Ин. 6, 16–19 ) (см. выше, с. 469–471). В темную ночь нельзя было видеть человеческими глазами происходившее расстоянии 25–30 стадий, то есть почти пяти километров; а если, несмотря на это, Иисус увидел Апостолов бедствующих в плавании то следует признать, что Он знал о постигшем Апостолов бедствии, то есть, что Он знал происходящее за пределами чувственных восприятий. Такое же знание Иисус обнаружил, исцелив заочно сына царедворца. Пойди, сын твой здоров , – сказал Он царедворцу, умолявшему Его об исцелении умиравшего сына своего. Умирающий был в Капернауме, а слова эти были сказаны в Кане (см. карту Палестины); причем оказалось, что умиравший выздоровел в тот самый час, в который Иисус сказал: сын твой здоров ( Ин. 4, 46–53 ) (см. выше, с. 222). Исцелив заочно бесноватую дочь хананеянки, Иисус сказал ей: пойди; бес вышел из твоей дочери. И исцелилась дочь ее в тот час ( Мф. 15, 21–28 ; Мк. 7, 24–30 ) (см. выше, с. 493–495). И о смерти Лазаря Иисус как Человек не мог знать, так как находился в то время от Вифании на расстоянии около двух дней пешего хождения; однако в самый день смерти его Он сказал Апостолам: Лазарь умер; и радуюсь за вас что Меня не было там, дабы вы уверовали ( Ин. 11, 1–17 ) (см. выше, с. 655–656). Все это доказывает, что Иисус знал происходящее за пределами человеческих чувственных восприятий, то есть обладал таким свойством, каким никто из людей не обладает. Мало того, Он знал и помышления людей. Апостол и Евангелист Иоанн утверждает, что Иисус знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал Ему о человеке, ибо Сам знал, что в человеке ( Ин. 2, 24–25 ), то есть все, что таится в душе человека и сокрыто от посторонних людей, было открыто Иисусу, было ведомо Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«Повстречать Бога» для пророка Исаии означало предстать перед судом Всевышнего, так как перед лицом Бога все грехи людей становятся явными (см.: Ис. 6: 5). Верующий человек для пророка Исаии – это тот, кто видит в настоящем житии различные катаклизмы и, даже теряя уверенность в ближайшем будущем, все равно сохраняет надежду на славный конец времен. Когда закончатся все страдания, «скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис. 12: 1–2). Для Иоанна Богослова, в отличие от пророка Исаии, вера – это не просто надежда на будущее избавление от боли, упокоение в селении праведников. По апостолу Иоанну, верующий человек обретает спасение здесь и сейчас, потому что он сейчас принимает Иисуса как Спасителя (см.: Ин. 1: 12). Верующий уже «не судится» (Ин. 3: 18), но «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Все Евангелие было написано, дабы мы «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20: 31). Хотя, казалось бы, однажды поверив, мы уже не должны возвращаться назад, но мы видим, что даже апостолы Христовы по временам колебались и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17: 5); и отец бесноватого отрока умолял: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). Сам Христос молился о Петре, чтобы не оскудела вера его и он, когда снова вернется ко Христу, утвердил бы братьев своих (см.: Лк. 22: 32). Возвращение к вере пережили многие апостолы: Петр, Фома и Иоанн Богослов. Любимому ученику недостаточно было принять на веру обетование о тридневном воскресении Христа, он вновь поверил только когда увидел материальные свидетельства воскресения. Когда он в третий день прибежал ко гробу и увидел там одни погребальные пелены, тогда только вновь уверовал (см.: Ин. 20: 8). После вознесения Спасителя апостолы потому совершали многие знамения и чудеса (см.: Деян. 15: 12; 2 Кор. 12: 12; Евр. 2: 4), что одного слова для их проповеди о Воскресении было мало.

http://pravoslavie.ru/61440.html

Итак, Крещение святым Иоанном Предтечей Господа нашего Иисуса Христа было лишь по форме похоже на ритуальные омовения: «Крестил уже Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водой только, но и в покаяние ( Мф.3:11 ). Однако не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом» 440 . Христос пришёл к Иоанну креститься не для того, чтобы омыться от греха, так как был безгрешен и чист: «Он не сделал никакого греха» ( 1Пет.2:22 ), но чтобы исполнить всякую правду (см.: Мф.3:15 ) и волю Бога (см.: Лк.7:30 ), сокрушить главы змиев в воде (см.: Пс.73:13 ), «потопить грех и погребсти в воде ветхого Адама, освятить крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, сделаться для нас образом и примером Крещения» 441 и, как пишет митрополит Иларион (Алфеев) , «Своим погружением в Иордан освятить воды реки, наделить их Своей энергией и силой, сделать их животворными и живоносными» 442 . Кроме того, не стоит забывать, что Иисус Христос не только был крещен Иоанном, но и Сам, как и Иоанн, с группой учеников проповедовал в Иудее и крестил принимавших Его учение (см.: Ин.3:22 ). Цель этого Крещения была идентична той, что и у Иоанна Крестителя, – «крещение покаяния для прощения грехов». Однако существует отличие между Крещением до и после воскресения Иисуса Христа. Во-первых, послепасхальное Крещение предполагало дар Святого Духа, о чём мы слышим в первой же проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы: «...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). При жизни Христа Святой Дух ещё не был им дан, а был послан Христом на пятидесятый день после Пасхи (см.: Деян.2:33 ). Во-вторых, из этого же отрывка следует, что послепасхальное Крещение должно осуществляться во имя Господа Иисуса Христа. В Новом Завете есть и другие ссылки, указывающие на это: «...крестившиеся во Христа Иисуса...» ( Рим.6:3 ); «...но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа...» ( 1Кор.6:11 ); «И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ). Апостол Павел упомянул, что призывал имя Господне во время своего собственного Крещения (см.: Деян.22:16 ). Апостол Павел о Крещении

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Например, царь Соломон посадил свою мать Вирсавию по правую руку от себя (см.: 3Цар.2:19–22 ). Когда Священное Писание говорит о сидении Господа одесную Отца, это надо понимать в том смысле, что по Вознесении Господь принимает по Своему человечеству славу, которую Он как Сын Божий имел до воплощения и даже до сотворения мира (см.: Ин.17:5 ). Принимая эту славу, Он также принимает заботу о мире, ответственность и власть, которую употребляет для управления миром. Во время Своего явления ученикам в Галилее Господь говорит: Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Естественно, здесь имеется в виду власть по человечеству, ибо как Бог Он имел ее от века. Ап. Павел говорит о том, что Бог посадил воскресшего и вознесшегося Господа одесную Себя на небесах... и все покорил под ноги Его... ( Еф.1:20–22 ). Та же мысль содержится и в Флп.2:9–10 : Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. По Вознесении на небо Господь является Ходатаем за нас, предстательствует за нас перед Богом (см.: Евр.9:15, 12:24 ). Ап. Павел говорит о Христе как о Первосвященнике ( Евр.4:14–15 ). Сами эти наименования – Ходатай и Первосвященник – указывают прежде всего на посредническое служение Иисуса Христа. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин.14:13–14 ); Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите ( Ин.16:24 ). Эти слова свидетельствуют о полноте власти, о возможности исполнить любое прошение. Кроме того, Господь Иисус Христос обещал по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа: ...если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). Это обещание исполнилось в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов (см.: Деян.2:1–4 ). В силу ниспослания Святого Духа Сам Господь Иисус Христос и после Вознесения на небо остается невидимым Главой созданной Им на земле Церкви (см.: Еф.1:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Иными словами, чтобы воспользоваться благами Искупления, какие даются Христом и сосредоточены в Его Лице, люди должны преобразиться, сделаться Христовыми ( 1Кор. 3:23 ; Рим. 8:9 ), теми, которые мыслят и действуют в Его Духе, подражая Ему в своей жизни (см.: Рим. 6:5–11 ; Рим. 8:17 ; Гал. 4:9 ), находятся с Ним – Новым Адамом – в таком же неразрывном союзе (по духу), в каком каждый состоит (по плоти) с первым Адамом (см.: Рим. 5:15–19 ), или в таком же единении, как между лозою и её ветвями (см.: Ин. 15:2–5 ), между главою и членами тела (см.: 1Кор. 12:2–27 ). Такие люди, имеющие и природное, и личное единение со Христом, обретают дар Искупления как своё личное спасение: они очищаются от греха, примиряются с Богом, становятся сынами Божиими по благодати и сонаследниками Христу. Но может ли человек сам воспользоваться всеми плодами Искупления? Может ли падший человек своими силами совлечься ветхого человека и облечься в нового, созданного по образу Создавшего его (см.: Кол. 3:10 ; Еф. 4:22–24 ), из состояния греховности перейти в состояние оправдания, привиться ко Христу и сделаться членом Его тела без личного общения со Христом, в силу уже совершившегося Искупления? Господь ясно отвечает на этот вопрос: Я есмъ путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 ; ср.: Ин. 10:9 ), то есть вне реального единства с Иисусом Христом спасение своими силами невозможно. Об этом свидетельствуют и апостолы: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян. 4:11–12 ). Путь искреннего богопознания приводит человека именно ко Христу: Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне ( Ин. 6:45 ). Спасение исходит только от Бога. Как не мог человек сам собою совершить Искупление, так же не может он сам употребить для своего спасения приготовленные для этого духовные средства. Апостол Павел свидетельствует: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), то есть правильное исповедание Иисуса Господом невозможно без реального единения человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010