Эти свидетели: Креститель Иоанн, дела Мои, Сам Бог Отец Мой и ветхозаветные писатели, и, в частности, ваш законодатель Моисей. – Свидетельство Моё не есть истинно: «поскольку, свидетельствуя так о Себе, (Господь) знал, что раздражённые иудеи будут противоречить Ему и скажут, что ежели Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно, ибо никто из людей, сам о себе свидетельствующий, не заслуживает веры по причине возможного подозрения в самолюбии, то Господь предварил сие и изрёк то, что они хотели возразить Ему» (Евф. Зиг., ср. Феофил. и Злат.). Таким образом, это не слова Самого Господа, что свидетельство Его о Себе самом не истинно, а слова, как бы вложенные Им в уста иудеев. Этим и примиряется кажущееся противоречие сих слов с Ин. 8:14 . Что Господь говорил Сам о Себе, то несомненно истинно, ибо Он Сам есть Мессия-Бог, но неверующие иудеи могли утверждать, что самосвидетельство Его не истинно. Закон Моисеев для удостоверения истинности или неистинности известного дела требовал двух свидетелей, не менее ( Чис. 35:30 ; ср. Ин. 8:16–17 ); Христос говорит, что если не верят Ему иудеи, то у Него есть другие свидетели истинности того, что Он говорил. 32. Ин. 5:32 . Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Ин. 5:36, 8:18, 3:11 . Есть другой и пр.: этот другой, или Иоанн Креститель (так Злат., Феофил., Евф. Зиг.), или Бог Отец (Кирилл Иерусал., Август.). Речь далее идёт собственно о Боге Отце, как свидетельствующем о Христе различными способами, чрез Крестителя, чрез дела, чрез писания ветхозаветные, чрез Моисея, а потому под другим свидетельствующим вернее будет разуметь Бога Отца, – Свидетельствующий – свидетельство: см. прим. к 3:11. – Я знаю, что истинно: простое, но торжественное уверение в несомненной истине свидетельства. 33. Ин. 5:33 . Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Ин. 1:19 д. 34. Ин. 5:34 . Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

3 . Отныне Христос обитает в наших сердцах в Святом Духе; Его приношение Отцу (см. Ин.17:19 ) продолжается в нашем приношении ( Еф.3:1617 ). Мы, в свою очередь, становимся храмом Святого Духа ( 1Кор.3:16–17; 6:19 ), «домом духовным, приносящим духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ; Рим.15:16 ; Флп.3:3 ). Самое глубокое почитание Христа возможно через страдания за Имя Иисуса, ибо тогда Дух Христов почивает на нас ( 1Пет.4:14 ). 4 . Излияние Святого Духа в Пятидесятницу завершает дело Спасения, совершенное Иисусом Христом, оно неотделимо от Него. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего... дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» ( Гал.4:4–6 ). «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, даруемым нам. Ибо Христос... в определенное время умер за нечестивых ( Рим.5:5–6 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13–14 ; 2Сол.2:13–14 ; 1Сол.5:18–19 ). 5 . Таким образом, Тот же Дух, в Котором совершается дело Спасения («Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» ( Лк.12:49 ), положит начало восхождению возрожденного человечества к Отцу ( Еф.2:18 ; см. восхождение Христа к Отцу, 1Кор.12:4–6 и Еф.3:14 ). 6 . В естественной динамике молитвы хвала и исповедание Бога имеют подлинно троичное измерение ( Еф.5:18–20 ; ср. Еф.1:3 ; 1Пет.1:2 ). 7 . Часто действие Святого Духа подразумевается в совместном действии Небесного Отца через Христа Иисуса ( 1Кор.8:6 ; 2Кор.1:3 ). «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божьей, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием... так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании» ( 1Кор.1:4–5, 7 ); «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.1:3 ; Еф.1:2 ; 1Кор.1:3 ; Рим.1:7 ; Флп.1:2 ). 8 . Необходимо отметить, что троичный ритм в тех отрывках, которые имеют троичную структуру в посланиях апостола Павла, не всегда явно выражен (например, Рим.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

2 . Разве ты не видишь, что Бог указан пророком, словно протянутой рукой, и обозначен, словно указательным перстом? Ведь он говорит: Сей есть Бог наш ( Варух.3:36 ). Теперь скажи мне, на какого Бога указывал пророк этими знаками и указаниями? Неужели на Отца? Но какая необходимость была указывать на Того, Кого все, как полагали, уже знали? Ведь иудеи тогда не имели неведения о Боге, ибо жили под законом Божиим. Но он так действовал для того, чтобы они познали Сына Божиего как Бога. 3 . Вот почему прав был пророк, когда говорил о Том, кто изобрел всякую премудрость, то есть дал Закон, что увидят Его на земле, то есть что Он воплотится, чтобы иудеи, поскольку они не сомневались, что давший Закон является Богом, признали Богом и Того, Кто должен был прийти во плоти, (296) и чтобы они услышали, что Тому, в Которого они верили как в законодателя Бога, следует быть увиденным через восприятие человеческой плоти. Ведь и Сам Он обещал через пророка Свое пришествие: Я Тот же, Который сказал: «вот Я!» ( Ис.52:6 ). 4 . Итак, Священное Писание гласит: никто другой не сравнится с Ним ( Варух.3:36 ). Сей пророк, предвидя извращение догматов, достойнейшим образом лишил всякого смысла еретическое извращение, говоря: никто другой не сравнится с Ним. Он – единственный, рожденный Богом от Бога, по повелению Которого образовался порядок вселенной, воля Которого стала причиной вещей, Чьей властью создан мир, Который сказал обо всем – и оно образовалось, повелел – и все было сотворено. Итак, Он – единственный, Кто говорил с патриархами, Кто пребывает в пророках, Кто, зачатый от Духа, рожден Девой Марией, Кого увидел мир, Кто обращался среди людей, Кто пригвоздил к древу креста рукописание прегрешений (см. Кол.2:14 ), Кто с помощью креста одержал победу над силами враждующих против нас врагов, Кто попрал смерть, Кто сообщил всем веру в воскресение, Кто славой Своего Тела уничтожил повреждение плоти человеческой. [Col. 88] 5 . Итак, ты видишь, что все это относится к Господу Иисусу Христу. И по этой причине никто другой не сравнится с Ним, поскольку Он – единственный в исключительности сей славы и блаженства быть рожденным Богом от Бога. Итак, пророческое учение вело к тому, чтобы все признали Единородного Сына Отчего и, поскольку они услышали, что с Сыном никто другой не сравнится, познали, что в Отце и Сыне единое божество. После того, говорит он, Он явился на земле и обращался между людьми. Не видишь ли, что здесь явственно обозначается пришествие Господа и Его рождество? Разве Отец, о Котором написано, что Он невидим никому, кроме Сына (ср. Ин.1:18 ; Мф.11:27 ), когда-либо явлен был на земле, или воплотился, или обращался среди людей? Никоим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Разделы портала «Азбука веры» Вавилон — 1) древний город, располагавшийся на территории Месопотамии; 2) образ, символизирующий богоборцев; 3) символ, связанный с царством антихриста, обозначающий могущественные и коварные богопротивные силы. 1) Впервые Писание сообщает о Вавилоне в связи с замечанием о царстве Нимрода, потомка Хама ( Быт.10:8-10 ). Затем этот город упоминается в рассказе о строительстве башни, прерванном в результате смешения языка тех людей, что участвовали в стройке ( Быт.11:4-8 ). Собственно, само название «Вавилон» и означает смешение: «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» ( Быт.11:9 ). На протяжении многолетней истории Вавилон подвергался разрушениям и восстановлению. Особого политического и экономического влияния город достиг при Навуходоносоре ( Дан.4:27 ). В период правления этого царя и под его руководством произошло насильственное переселение евреев из Южного царства на территорию Вавилонского. Период плена продлился около семидесяти лет. А после захвата Вавилона персами евреи, по распоряжению Кира, персидского царя, были отпущены на родину ( 2Пар.36:22-23 ). Со времени владычества персов Вавилон шаг за шагом утрачивал свое былое могущество и приближался к упадку. Ко времени явления Христа он уже представлял собой груду развалин. Так реализовалось грозное пророчество: «Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» ( Иер.51:37 ). 2) В рамках библейской и святоотеческой символики образ Вавилона нередко прилагается к богоборчеству и богоборцам, что, конечно же, не случайно. Ведь этот город, как никакой другой, явил в себе «царство от мира сего», тогда как Царство Божие — «не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). 3) В особом значении образ нечестивого Вавилона используется при отображении грядущих событий, связанных с правлением антихриста, сына погибели. Так, в Откровении Иоанна Богослова приводится описание великой блудницы, на челе которой запечатлена надпись: «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр.17:5 ). В этой же Книге указывается и на падение Вавилона: «пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» ( Откр.14:8 ) (см. подробнее: свт. Андрей Кесарийский . Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова ).

http://azbyka.ru/vavilon

Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища), который упоминается в Святом Евангелии (см.: Мк. 5: 22, 35–36 ; Лк. 8: 49 ). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см.: Лк. 4: 20 ) или наблюдатель (евр.: хазан). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др. Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» ( Лк. 4: 28–29 ). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» ( Мф. 12:14 . После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» ( Лк. 13:14 . Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» ( Мф. 9:18 . История синагог явственно разделяется на два периода: до и после искупительной Смерти Иисуса Христа. Пока еще не была принесена Жертва за грехи мира, продолжалась ветхозаветная история, весь смысл которой заключался в ожидании и приготовлении к встречи грядущего Избавителя. Особенно обострились мессианские чаяния в последние десятилетия перед приходом в мир Спасителя, ибо исполнились сроки. Хотя представления иудеев о Мессии были искажены земными интересами, но ожидание Его оставалось средоточием их религии. После того как пришедший спасти мир Мессия-Христос был оклеветан, поруган и казнен, то наступила духовная смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал иудеям: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» ( Ин. 15:23 . В литературе нередко смешивают ветхозаветную религию, которая кончилась с заключением Нового Завета, и иудаизм. Отождествление это совершенно неверно. То ожидание Мессии, которым проникнута была многовековая история религии потомков пророка Моисея, кончилось. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин. 15:6,22 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это выражение, которым Христос, с одной стороны, ставит Себя на один уровень со всем человеческим родом, как плоть от нашей плоти и кость от нашей кости, с другой стороны, дает нам почувствовать, что Он более чем обыкновенный индивидуум, что Он не только обыкновенный сын человеческий, как и все другие потомки Адама, но именно Сын Человеческий – Человек в самом высоком смысле этого слова, идеальный, единственный в своем роде, второй Адам, пришедший с неба, Глава нового и высшего порядка человеческого рода, Царь Израиля, Мессия. 12 То же самое, по существу, хотя и менее ясно по форме, выражается в родственном названии Сын Давидов, которое часто прилагается к Христу как общепринятое обозначение обетованного Мессии, Царя Израилева – так Его называли два слепца, хананейская жена и вообще народ (см. Мф.9:27, 15:22, 12:23, 21:9, 22:42 ). Название Сын Человеческий ни в коем случае не выражает, как многие это утверждают, унижения Христа или самоумаления Его, а выражает скорее Его возвышение над общим уровнем и осуществленный в Нем и через Него идеал человеческой природы с ее нравственной и религиозной стороны. Такое толкование оправдывается и грамматически, по причине употребления в греческом языке определенного члена, и исторически, так как такое выражение встречается у пророка Даниила (см. Дан.7:13 ), где он обозначает Мессию как Владыку одного вечного всеобщего царства. Кроме того, это выражение объясняется само собой как самое естественное и вполне определенное в следующих местах: Отныне будете видеть небо отверстъш и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ); Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи ( Мф.9:6 и Мк.2:10 ) Сын Человеческий есть господин и субботы ( Мф.12:8 и Мк.2:28 ); если не будете, есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ); Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ; Лк29:10 ); Сын Человеческий придет во славе Отца Своего ( Мф.29:28, 24:30, 25:31, 26:64 ; Лк.21:27 и 36); и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий ( Ин.5:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

Если же это так и если одно из всех свойств телесных есть описуемость, то очевидно, что и Бог описывается во плоти или красками, или другим способом. Ибо то и другое из двух совершенно необходимо: если Он явился во плоти, то и описывается во плоти; одно другому соответствует, одно от другого зависит. Если же неистинно второе, то также и первое; но первое истинно, следовательно, и второе. Таким образом, и по Божественному учению, и по общему смыслу нелепо не исповедовать Бога описуемым во плоти, если Он явился во плоти. Потом и в другом месте доблестный муж говорит: «Я слышал, что некоторые предлагают живописать и необъятного Сына Божия; трепещи, слыша это» 1044 . Но кто из имеющих ум не посмеется над суемудрым? Разве он не читал, что взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне ( Ин.18:12–13 )? И еще в другом месте: взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями ( Ин.19:40 ). Разве он не исповедует Иисуса Богом? (515) Если же Он Бог, то как Необъятный был взят и связан? Не очевидно ли, что во плоти, как исповедал премудрый Павел? Да умолкнет же и этот обманщик, неистовствующий против Христа! Если бы он еще услыхал, что мы имеем и ядомого Бога, то, может быть, не только содрогнулся бы, но и расторгся бы, не вынося такой вести. [Col. 1217] Но что говорит Христос? Иядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:57 ). А он не иначе может быть принимаем в пищу, как во плоти. Подлинно, Христос, будучи вместе Богом и человеком совершенным, может быть называем по обоим естествам, из которых Он состоит, и по обоим в собственном смысле может быть представляем, так как свойства того и другого в единстве Лица Его не уменьшаются и не смешиваются. Свидетель этих слов Сам Бог и Слово, Который в одном месте говорит: ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину ( Ин.8:40 ), хотя говоривший это был и бессмертным Богом; а в другом месте говорит: вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий ( Ин.10:36 ), хотя сказавший это был и Сыном Человеческим (см. Ин. 1:51; 3:13 ). Таким образом, уделяя тому и другому естеству то, что свойственно тому и другому названию, мы нисколько не заблуждаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В ВЗ Бог предстаёт как пастырь Своего народа: Пс 22:1; 79:2; Ис 40:11; Иер 31:9. О Давиде (или Мессии, происходящем из его рода) говорится как о пастыре в Пс 77:70–72; Иез 37:24; Мих 5:4. В Иер 2:8; 10:21; 12:10 звучит тема неверных пастырей, нерадеющих о Божьем стаде. Противопоставление неверных пастырей и Бога как истинного пастыря дано в Зах 11:4–9, а в Иез 34 это дополняется темой Давида (34:23) как пастыря, посланного Богом. В Ис 63:11 Моисей назван пастырем овец Божиих. В раввинистической литературе и у Филона Александрийского (Жизнь Моисея 1:60–62) встречается мысль, что Моисей сначала был испытан как пастырь овец и лишь затем послан в качестве пастыря к народу; Филон говорит, кроме того, что Бог есть пастырь Своего народа и ставит также пастырем Своего первородного Сына, или Слово (О земледелии 50–54). Наконец, образ Мессии-Пастыря обнаруживается в синоптических Евангелиях: Мк 6:34=Мф 9:36; Мф 18:12–14, ср. Лк 15:3–7; Мк 14:27=Мф 26:31; Мф 25:32, в Евр 13:20 и в 1 Пет 2:25; 5:4. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец — в противоположность вору, который отнимает у них жизнь. Выражение полагать жизнь ( yuc»n) характерно для Иоанна (10:11,15,17–18; 13:37–38; 15:13; 1 Ин 3:16). Предсказание о смерти см. Мк 8:31; 9:12,31; 10:33–34,38,45; 12:8 и параллельные места у других синоптиков. За овец (см. ещё 10:15) — предлог за ( у Иоанна всегда в таких случаях выражает цель смерти: отдам за жизнь мира (6:51), лучше нам, чтобы один человек умер за людей (11:50–51; 18:14), я душу мою положу за Тебя (13:37, слова Петра), если кто положит душу свою за друзей своих (15:13). Ст. 12 Наемник… видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит — ср. с рассказом юного Давида о его недавнем пастушеском прошлом (я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его 1 Цар 17:34–36). И волк расхищает овец, и разгоняет их — ср. поражу пастыря, и рассеются овцы (Мк 14:27, цитата из Зах 13:7) и прощальные слова Павла эфесянам в Деян 20:29 (по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

" Шедше научитеся, что есть ( Мф. 9:13 ): едино. Это значит: все мы едино тело есмы ( 1Кор. 10:17 ) во Христе и потому должны быть все и во всем благом – одно, да будем едино с Богом. Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут ( Ин. 17:21 ). – Итак, каждый старайся соблюдать единение духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ). Мир возлюбим: в мир бо призва нас Господь ( 1Кор. 7:15 )» 437]. Мф.9:18 . «Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.» «В этом Евангельском сказании поучительна для нас, во-первых, вера Иаира, начальника синагоги. У него при смерти единородная дочь, и он обращается с просьбою о помощи не к врачам, а к Иисусу Христу, веруя, что Он одним словом может исцелить ее. Так и вы, братия мои, когда заболеваете, или когда у вас заболевает жена или дети, или кто-либо из родных или знакомых или слуг, обращайтесь, прежде всего, с молитвою о помощи к Иисусу Христу, Врачу душ и телес наших, скорому в заступлении всех с верою к Нему прибегающих; приглашайте в дом духовного отца с Божественными Тайнами Тела и Крови Господней и верьте, что, как Иаир, не будете посрамлены в вашем уповании. Сколько примеров было и при моем духовном требоисправлении, что больные, обращавшиеся прежде всего за помощию к Богу, прибегавшие к Покаянию и Причащению, быстро поправлялись по приобщении Святым Тайнам! Я могу назвать вам многих, сподобившихся такой великой милости Божией. Упоминаемого в Евангелии Иаира не посрамила вера его в Божественного Чудотворца; не бойся, только веруй, сказал ему Господь, когда Иаиру донесли, что дочь его умерла (См.: Мк. 5:35–36 ), – и спасена будет; и он, по слову Господа, несомненно веровал, что дочь его будет воскрешена: и действительно увидел ее воскресшею (См.: Мф. 9:18, 23–26 ). Так, когда душа твоя, собрат мой, будет умерщвлена грехом, страстями, впадет в глубину зол, не отчаивайся в своем спасении, но веруй, что Господь, пришедший в мир грешников спасти, может спасти и тебя и воздвигнуть тебя из глубины греховной; воспряни от сна греховного; востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф. 5:14 )» 316].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшнем евангельском чтении вспоминается необыкновенное событие — шествие Господа нашего Иисуса Христа по водам Геннисаретского озера. После чуда насыщения несколькими хлебами пяти тысяч человек Господь, как повествует об этом более подробно евангелист Иоанн Богослов, удалился на гору для того, чтобы скрыться от тех Своих поклонников, которые неразумно желали сделать Его царем (см. Ин.6:15 ). Они не понимали, что Царство Господа нашего Иисуса Христа «не от мира сего» (см. Ин.18:36 ). После долгого ожидания и ученики Господа, и Его неразумные последователи отплыли на другую сторону озера. «А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (ст. 24). Господь же глубокой ночью (как пишется «в четвертую стражу ночи», что означает время далеко после полуночи) пошел по водам вслед за учениками. Я думаю, подробность о том, что лодку било волнами, евангелист Матфей приводит неслучайно. Незадолго перед этим, рассказывая о чуде насыщения несколькими хлебами пяти тысяч человек, он упоминает, что было собрано «двенадцать коробов полных» остатков ( Мф.14:20 ). Это указывает на то, что пять тысяч человек, помимо женщин и детей, насытились до такой степени, что от пяти хлебов были собраны еще и обильные остатки — двенадцать полных корзин. Так и в этом случае подробность о том, что ветер был противный и лодку било волнами, апостол Матфей приводит для того, чтобы мы, читая или слушая о шествии Спасителя по водам, еще более удивлялись. Ведь Он шел по бурному морю, по противящейся стихии, а не по гладкой и спокойной поверхности воды. Представьте себе: если иногда трудно идти по обычной холмистой местности, то сколь необыкновенно было шествие ночью по вздымающимся волнам при противном ветре. «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (ст. 25–26). По-славянски вместо слова «встревожились» употреблено более емкое и, я думаю, более точное слово «смутишася»: «Смутишася, глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша». И действительно: ночь, буря и вдруг — видение Господа, идущего по волнам. Несмотря на все чудеса, которые ученики уже видели, им и в голову не могло прийти, что человек может идти по воде. Им показалось, что они видят призрак, привидение, поэтому они и возопили — от страха. Подробность, передающая непосредственную реакцию учеников, вновь подтверждает истинность повествования. Не было у них ни восторга, ни радости, ни вообще чего-то такого, о чем нам хотелось бы услышать в подтверждение того, что ученики увидели чудо. Для них это видение было совершенно неожиданным, и потому они от страха закричали.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010