Не удалось извлечь искомое из базы (((

3 Во второй год. 536 г. до Р.Х. во второй месяц. В месяц Тиар (апрель-май) т.е. в тот же месяц, в котором в свое время начал строительство храма Соломон ( 2Пар. 3,2 ). для надзора за работами дома Господня. Ср. 1Пар. 23,4 . 3 Когда строители положили основание. Здесь не идет речь о закладке фундамента как некоей инженерной конструкции. Если народ был в высшей степени вдохновлен выдачей Киром храмовых сосудов (см. ком. к 1,9–11), то как должна была окрепнуть его вера в Бога, обещавшего Израилю возрождение после рассеяния ( Втор. 30,1–5 ), при виде уже заложенного основания храма? Они знали, и знание их не было омрачено и тенью сомнения, что Он «благ», что «вовек милость Его к Израилю». Ср. 2Пар. 5,13 . 3 многие... которые видели прежний храм. Слезы в глазах стариков не были слезами радости они плакали от горечи, разочарования, видя огромную разницу между былым великолепием храма Соломона и нынешним скромным началом (ср. Зах. 4,10 ). Глава 4 4 враги. Целью этих людей было воспрепятствование возрождению истинного почитания Бога. Завязавшийся конфликт вылился в политическое противостояние, но при этом несомненно, что действительная подоплека его была религиозной. В качестве врагов здесь выступают самаряне. Это был народ, из разных мест переселенный после падения северного царства Израильского в 722 г. до Р.Х. в Самарию, область к северу от Иудеи (см. ком. к 4,9.10). Самаряне поклонялись многим богам, включая в свой политеистический пантеон и Бога Израиля ( 4Цар. 17,24–41 ). На фоне враждебности отношений между евреями и самарянами разворачивается вся новозаветная история (ср. Ин. 4,1–42 ). 4 мы одни будем строить. С первых дней жизни Израиля в земле обетованной ( Суд. 3,6 ) и на всем протяжении его истории ( 4Цар. 17,7–17 ) всякого рода союзы с неизраильтянами неизменно заканчивались возвращением к идолопоклонству и, в конечном счете, наказанием за него т.е. изгнанием ( 4Цар. 17,18–23 ). Полного отделения от иноземцев Израилю не удастся достичь еще очень долго (гл. 9; 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 всякий сетуй на грехи свои. Достойное сожаления состояние Иерусалима плод греха и непослушания. Призывы к покаянию не услышаны, а посему воздаяние Господа неотвратимо и справедливо. 3:40–42 Испытаем... упорствовали. Призыв к покаянию. 3 Ты не пощадил. Признание справедливости Божиего отказа в прощении. 3:43–45 Ты покрыл... среди народов. Пророк вспоминает о прямо противоположных действиях Бога при исходе, когда, разгневанный на врагов Израиля, Он поразил их. Тогда облако было знаком благоволения, и Бог ценил Израиль более всех других народов. 3 Потоки вод. Между судьбой народа и участью пророка очевидна неразрывная связь. 3 Око мое изливается. Выражение неизбывной скорби (ср. Пс. 6,7; 41,4 ; Иер. 9,18 ). 3 враги мои, без всякой причины. Ср. Пс. 34,19 ; Ин. 15,25 . 3 в яму. Ср. Пс. 27,1; 87,7 . Здесь также возникают ассоциации с событиями из жизни Иеремии (ср. Иер. 38,6 ). 3 Я призывал... из ямы глубокой. См. Пс. 29,2 ; Иона 2,2–7 . Это предвосхищает страдания Христа как праведного Слуги Господня. 3 Ты слышал голос мой. Пророк изливает свое плачущее сердце перед Богом милосердия и уверяется в том, что Господь услышал его молитву (ср. Пс. 6,9–11 ). 3 не бойся! Ср. Ис.41,10 ; Мк. 6,50 . 3:58–66 В этом разделе раскрывается тема безвинного искупительного страдания. 3:58–59 дело души моей; искуплял жизнь мою... дело мое. См. Иер. 50,34 . Враг Иеремии были его единоплеменниками, и пророк взывает к Господу о воздаянии «по делам рук их». 3:61–66 Ты слышишь, Господи... из поднебесной. Освобождение Иеремии из рук врагов, которые и сами происходят из племени Иудина, становится символом спасения самой Иудеи. Глава 4 4:1–22 В этой главе оплакивается наказание Сиона, но одновременно высказывается уверенность в том, что из бездны отчаяния и горя будет явлено милосердие Божие. 4 золото ... камни святилища. Богатые золотые украшения храма Соломона были уничтожены Навуходоносором ( 4Цар. 25,9 ). 4 Сыны Сиона драгоценные... чистейшему золоту. В качестве Божиего «удела» люди представляют особенную ценность большую, нежели украшения храма; теперь же они уподоблены праху.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

34 Так мы позволили себе перевести эту фразу: μετστασις δι θαντου πρς ζων ανιον. Термин μετστασις (перемещение, переселение) для обозначения смерти использует, помимо прочих церковных писателей, и Златоустый отец, который, толкуя слова Господа («Куда Я иду, туда вы не можете придти»( Ин. 8:21 )), говорит: Господь ими «показывает, что Его смерть есть преставление и переход ( μετστασις στι και μετθεσις) к месту, куда не допускаются тела, подверженные тлению» (Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 72, 4//Св. Иоанн Златоуст . Творения. T. VIII М., 2012. С. 483). 35 Город на Синайском полуострове, наряду с Фараном и Клисмой являющийся здесь центром городской жизни. 36 Здесь, как и повсюду у преп. Анастасия, подразумеваются, скорее всего, римские мили (1,48 км). 37 Так, думается, можно перевести фразу ποισον λαμπρν (светильник). Чуть ниже этот источник света назван τ θυμιατριον (кадило, курильница). 38 Понятие πισττης в византийский период часто обозначало управляющего монастырем (игумена). См.: Sophokles Е. А. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. Hiidesheim; Zürich; N. Y., 1992. P. 551. Но в данном случае речь идет явно об отшельниках, учителе и ученике. 39 Эта зелень (или маленькие растения, трава) называется в тексте μκρα κοδιμντα; что она из себя представляла, сказать трудно. 41 О нем см. выше. Преп. Иоанн Лествичник посвящает этому подвижнику достаточно обширный экскурс, подчеркивая его необычайное терпение и послушание. Он сначала подвизался в Азии, затем шестнадцать лет проходил послушание в одной понтийской обители, где над ним всячески издевались, как над чужестранцем, а после этого ушел в монастырь св. Саввы Освященного, после чего уже пришел на Синай. См.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 4, 110//Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. С. 122 и далее. 42 Вероятно, так можно перевести этот термин – το βασιλικο ρχατρο. Димитрий до своего отречения от мира занимал, скорее всего, очень престижную должность старшего придворного медика.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Через исполнение Евангельских заповедей человек способен обрести полноту жизни – стать духовно счастливым. Именно об этом нам говорит текст Нагорной проповеди , т.к. слово «блаженны», которое там употребляется, может быть уточнено: еврейское слово ашр е , как и древне-греческое μακαριος означает счастливый, блаженный . Не секрет, что под стремлением к счастью обычно ассоциируют то, что мы называем смыслом жизни человека. Другими словами, в новозаветном нравственном законе акценты расставлены иначе: речь идет не просто о правильном выборе как условии для блага отдельного человека и общества (как в Ветхом Завете), а о приобщенности к самому благу. Это не просто моральное удовлетворение от хорошего поступка, а приобщение к Самому Источнику блага – Богу, что, как мы уже знаем, было потеряно людьми в результате грехопадения. По словам преп. Исаака Сирина , «Господь обетовал в Евангелии сохранившему заповеди, сотворить у него обитель». 39 (Ср.: Ин14:23, 23 ; 1Ин.3:24 ). В том числе и поэтому Новый Завет является поистине Благой вестью для человеческого рода. В Евангелии заключено то подлинное сокровище «премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ), к которому необходимо стремиться как к истинному (См., напр.: Мф.6:20; 13:44 ), т.к. Бог «озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор.4:6 ). Однако это прославление Божественной славой через причастие человека к Божественному естеству возможно только через удаление «от господствующего в мире растления похотью» ( 2Пет.1:4 ). О православном понимании цели нравственной жизни В православном богословии состояние просвещения славой Божией обозначается таким термином, как обожение. Обожение для человека есть подражание высшему обожению, которое было явлено в человеческой природе Господа Иисуса Христа. 40 Обожение – это соединение с Богом, просвещение, прославление человека Божественной силой – благодатью Святого Духа, приобщение к качествам Божьего бытия: святости, праведности и самое главное – к Его Любви (см.: Ин.17:21 ; 1Ин.4:7–8 ). По мысли святого преп. Максим Исповедника , путь к нашему личному обожению проложил Сын Божий: Он воспринял наше естество с присущим ему после грехопадения тлением и естественными немощами и через «непреложность произволения», т.е. через склонность Своей Личной (Божественной) воли к благу, исправил «страстное начало естества, соделав конец его (я имею в виду смерть (Крестную – Д.П.)) началом преображения к нетлению». 41 И если полнота обожения для нас достижима лишь в жизни будущего века, 42 то такая существенная для нас характеристика обожения, как непреложность нашей личной воли ко греху, доступна сейчас. Такая непреложность или несклонность воли ко греху есть результат духовной борьбы, т.е. исполнение заповедей и стяжание добродетелей, что невозможно осуществить без Таинств Церковных, т.к. вне Церкви обожение невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

«и преклонь колни... но Твоя да будетъ“». – Лк. 22:41–42 . Этот фрагмент из Евангелия процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «И, преклонь колни, моляшеся, глаголя: „Отче! Аще есть воля, да мимо идет чаша сия! Обаче не Моя воля, но Твоя да будет“» – Наставление царю, л. 327об.), несмотря на то что этот евангельский текст есть в 63-м правиле Василия Великого : см.: Василий Великий 1594, л. 112об.–113. «Вдый же, Иисус изыде со ученики Своими... вниде Самъ и ученицы Его». Ин. 18:1 . Этот фрагмент из Евангелия процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «Вдыи же, Иисусъ изыде со ученики Своими на онъ пол потока Кедръска, идже б вертоград, в онь же вниде Самъ и ученици Его» – Наставление царю, л. 327об.). «Напасть васъ не приятъ... еже мощи вамь претерпти». – 1Кор. 10:13 . Этот фрагмент из послания апостола Павла процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «Напасть вас не прият, разв человческа; врен же Бог , Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением изводство, еже мощи вам претерпти» – Наставление царю, л. 327об.), несмотря на то что этот же текст есть в 63-м правиле Василия Великого ; см.: Василий Великий 1394, л. 113. «Савлъ же оскорбляше Церковь ... Они же убо разсявшеся». – Деян. 8:3–4 . Этот фрагмент из книги «Деяния апостолов» процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «Савл же оскорбляше церковь , по домох входя и влача мужа и жены, предаяше в темницу.//Они же убо разсявшеся» – Наставление царю, л. 327об.–328). «Увданъ же бысть Савлу совтъ ихъ... свсиша по стену в кошницы». – Деян. 9:24–25 . Этот фрагмент из книги «Деяния апостолов» процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «Увдан же бысть Савлу совт их; стрежаху же врага день и нощь, яко да того убиют. Поемше же, ученицы нощию, свсиша по стен в кошноцы» – Наставление царю, л. 328), куда цитата попала из книги «Апостол», изданной при патриархе Никоне (ср.: «Увдан же бысть Савлу совт их; стрежаху же врата день и нощь, яко да того убиют. Поемше же его, ученицы нощию, свсиша по стн в кошниц» – Апостол 1655, л. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Ознаменованная чудесами, безгрешная жизнь. Сам характер жизни Христа доказывает Его божественную сущность. Жить подлинно безгрешной жизнью уже было бы великим достижением, но провозглашать Себя Богом и приводить в качестве свидетельства жизнь без греха – это другое дело. Мухаммеду это не удавалось (см. Мухаммед: личные качества). Как и Будде, и другим религиозным учителям (см. Христос: уникальность). Кое-кто из врагов Иисуса выдвигал против Него ложные обвинения, однако приговор Пилата после его разбирательства равносилен приговору истории: «я не нахожу никакой вины в Этом Человеке» ( Лк. 23:4 ). Воин у креста подтвердил это, сказав: «истинно Человек Этот был праведник» ( Лк. 23:47 ), и распятый рядом с Иисусом злодей тоже говорил: «Он ничего худого не сделал» ( Лк. 23:41 ). Но настоящей проверкой являются отзывы о Иисусе тех, кто был к Нему ближе всего. Его ученики жили рядом с Ним и были Его ближайшими сотоварищами на протяжении трёх лет, однако их мнение о Нём от этого не пострадало. Пётр сравнил Христа с «непорочным и чистым агнцем» ( 1Пет. 1:19 ) и добавил: «не было лести в устах Его» ( 1Пет. 2:22 ). Иоанн называет Его «Иисусом Христом, Праведником» ( 1Ин. 2:1 ; ср. 1Ин. 3:7 ). Павел выражает единодушную веру земной Церкви в то, что Христос – «не знавший греха» ( 2Кор. 5:21 ), а священнописатель Послания к евреям говорит, что Иисус, как человек, был «искушён во всем, кроме греха» ( Евр. 4:15 ). Сам Иисус однажды упрекнул Своих обвинителей: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ), но никто не смог найти Его вину в чём-либо. Он запрещал мстить ( Мф. 5:38–42 ). В отличие от Мухаммеда, Он никогда не прибегал к мечу для распространения Своей проповеди ( Мф. 26:52 ). С учётом всех этих фактов безупречная нравственность Христа служит двойным свидетельством истины Его слов о Его божественной сущности. Она выступает, как и предполагалось, в роли косвенного подтверждения, но она также заставляет нас искренне поверить, что Иисус не лгал, когда говорил, что Он есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

35 РГАДА. Ф. 27. 140. Ч. 3. Л. 367. 36 Чиновник архиерейского священнослужения. Москва, 1677. Л. 1. 37 Там же. Л. 2–3. 38 Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. С. 15. 39 Деян. 20. 28. 40 Ин. 15. 15–17. 41 ММК. Инв. ТК–21; Савва, архим. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. М., 1855. С. 45–46. 42 Варлаам, архим. О пребывании патриарха Никона в заточении по актам Кирилловского монастыря//Чтения в ОИДР. 1858. Кн. 3. Отд. 1. С. 201. 43 Смирнов П. С. Иоаким, патриарх Московский. М., 1881. С. 53. 44 ААЭ. Т. 4. 190. С. 255. 45 Там же. 217. С. 290. 46 Смирнов. Иоаким, патриарх Московский. С. 62; Никольский В. К. Боярская попытка 1681 г.//Исторические известия, издаваемые историческим обществом при Московском университете. 1917. 2. С. 74. 47 Виноградский. Церковный Собор в Москве 1682 года. С. 48. 48 Там же. С. 54. Прил. С. 29–31. 49 Основанием для царских предложений служили 15 правило Двукратного Собора, 34 апостольское правило, 9 правило Антиохийского Собора, 8 правило Шестого Константинопольского Собора (Виноградский. Церковный Собор. С. 55). 50 Там же. С. 31, 56–58. 51 Там же. С. 31, 56–58. См. также: Оболенский М. А. Проект устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по тридцати четырем степеням, составленный при царе Феодоре Алексеевиче. М., 1850. 52 Замысловский Е. Царствование Федора Алексеевича. СПб., 1871. Ч. 1. Прил. 3. С. XXXIV–XXXV. 53 АИ. Т. 5. 75. С. 110. 54 АИ. Т. 5. 75. С. 110. 55 АИ. Т. 5. С. 112. 56 Там же. С. 113. 57 Там же. С. 117. 58 Царский указ о запрещении торговать харчами в монастырях и около монастырей близ святых ворот, во время крестных ходов и государских шествий августа 1684 г.]//ААЭ. Т. 4. 281. 59 Доброклонский. Руководство по истории Русской Церкви. С. 13. 60 Там же. С. 120. 61 Смирнов. Иоаким, патриарх Московский. С. 26–27. 62 Там же. С. 58–61. 63 Гаврилов А. В. Литературные труды патриарха Иоакима. СПб., 1872. С. 1–2; Зиборов В. К. Иоаким//Словарь книжников. Ч. 2. С. 53–57.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Иуда Маккавей принёс жертву за умерших воинов (см. 2 Мак 12:43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной Литургии, начиная от Литургии ап. Иакова. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: Великая будет польза душам, о которых возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная Жертва (Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Св. Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвы и жертвы о тех, кто удерживается в аду, с надеждой для них мира, прекращения мучений и свободы. О двенадцатом члене Символа веры. 375. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА? Жизнь будущего века — это жизнь, которая будет после воскресения мёртвых и всеобщего Суда Христова. 376. КАКОЙ БУДЕТ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА? Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем. Еще не открылось, что будем (1 Ин 3:2). Знаю человека во Христе… — говорит ап. Павел, — который был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор 12:2,4). 377. В БУДЕТ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ БЛАЖЕНСТВО ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА? Блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор 13:12). Тогда праведники возсияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф 13:43). Будет Бог все во всем (1 Кор 15:28). 378. БУДЕТ ЛИ ТЕЛО УЧАСТВОВАТЬ В ЭТОМ БЛАЖЕНСТВЕ? Тело также будет участвовать в блаженстве души. Оно будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время преображения Его на Фаворе. Сеется в уничижении, возстает в славе (1 Кор 15:43). Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (т.е. Господа нашего Иисуса Христа) (1 Кор 15:49). 379. БУДЕТ ЛИ ЭТО БЛАЖЕНСТВО РАВНЫМ ДЛЯ ВСЕХ? Не все будут блаженны в одинаковой мере. Будут разные степени блаженства, в зависимости от того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1 Кор 15:41-42).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Ст. 39 Он уклонился от рук их — чудесным образом, как трижды до того, см. 7:30; 8:20,59; Лк 4:30; Его час ещё не наступил. Ст. 40 И пошел опять за Иордан — на восточный берег, в Перею. На то место, где прежде крестил Иоанн — ср. 1:28, Мк 10:1. По окончании средней части Евангелия Иисус возвращается туда, где начал Своё служение. Ст. 41 Иоанн не сотворил никакого чуда — ср. отказ Крестителя от всех титулов, кроме одной лишь роли гласа вопиющего в пустыне, в 1:20–23. Соответственно этому отказу и сама деятельность Иоанна не сопровождалась наглядными проявлениями силы — слово shme‹on ‘знамение, чудо’ тут означает нечто большее, чем символ, каковым была вода в крещении покаянием. Но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно — слова Иоанна Крестителя в 1:26–34 как бы суммируют в себе весь ВЗ, предсказания которого исполнились в Иисусе Христе, несмотря на неверие вождей народа. Ст. 42 И многие там уверовали в Него — кто были эти многие, с какой целью они пришли в Заиорданье и продолжалось ли там крещение в отсутствие Иоанна, остаётся неизвестным. Евангелист упоминает многих верующих, может быть для того, чтобы напомнить читателю о непреходящем плоде служения. Последующие две главы служат вступлением к рассказу о Страстях и подводят итог служению в целом. Мы больше не услышим ни о живой воде, ни о хлебе жизни, ни о свете миру — Иисус готовится принести в жертву Себя. 23. Воскрешение Лазаря (11:1–44) Самый удивительный из всех рассказов о чудесах в Ин изложен в простом и безыскусном стиле. В драматической форме он воплощает и подтверждает истинность сказанного в 5:21,28; последнее чудо повергает последнего врага (1 Кор 15:26). Воскрешение Лазаря происходит не посредством какой-то небывало мощной оккультной “техники” и даже не как проявление сверхъестественных способностей, которые святой может достичь молитвой и аскетическими упражнениями. Власть Иисуса над смертью неотделима от Его совершенного послушания Отцу. Само событие предваряет то, что должно произойти со всеми умершими в последний день. Оно означает, что верующий переходит из смерти в жизнь.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010