См. резюме в изд. SC, р. 39–42, 224–226. Комментарии к главам 9–10 и интерпретация евхаристического учения в Дидахэ: Магга 1978, 1986. Riggs 1984, 1999; Rotdorf 1996b (аналитический обзор литературы, ср. также SC 248bis, 225). Salvarani 1986 (гипотеза, что Дидахэ могло повлиять на Ев. от Ин.); комментарий к параграфам 1–2: Burini 1982. По мнению известного специалиста, в области раннехристианской литургики В. Рордорфа, в 9 и 10 гл. описывается ритуальная христианская трапеза, укорененная в иудейской традиции, но находящая свое завершение в евхаристии, на которую намекает присутствие Христа в конце 10 гл. Иными словами, Дидахэ описывает агапу, предшествующую евхаристии, ср. 1Кор.11:17–34 . В некоторых древнейших литургических чинах (если можно говорить о чинах там, где значительная роль принадлежала импровизации) отсутствовал анамнесис (воспоминание установительных слов Господних на последней вечери). С этой точки зрения евхаристические молитвы Дидахэ могут отражать древнейшую практику, предшествующую времени составления Учения 12 апостолов. 176 Эта практика соответствует иудейской традиции, ср. Талм. Вав., Берах. фол. 51b (рус. пер. с. 182). После благословения чаши и вина сначала едят, потом пьют (ср. Дидахэ 9, 5; 10, 3). Новые аргументы в защиту обычного представления об иудейских литургических источниках 9 и 10 глав Дидахэ выдвинуты в статье Riggs 1984. 177 По мнению Rordorf’a, здесь говорится о Церкви как об избранном народе Божием в связи с мессианским призванием Израиля: Христос не положил конец мессианским чаяниям, а явил их глубинное значение. В Иисусе Христе Бог явил своим людям ветвь, отрасль Давида (ср. Ис.11:1 ). Это же выражение позже будет обозначать евхаристическое вино (см. Клим. Алекс. Пед. I, 5, 15, 3, рус. пер. с. 14; Какой богач спас. 29, 4, рус. пер. с. 29) – ср. Мф.26:29 . См. в изд. SC, р. 43–45 и n. 1, р. 45, а также у Карашева 1896, с. XXIX, примеч. 3. См. также комментарий у Burini 1982. 178 В изд. SC приведено еврейское благословение (Талм.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

По вышеуказанному свидетельству Апостолов, в псалме, кроме прямого исторического смысла, заключается еще пророчество о страданиях, смерти, воскресении и прославлении Христа Спасителя, а вместе с тем о воскресении и прославлении чрез Него и самого псалмопевца и всего спасаемого человечества. Апостолы, не отрицая прямого исторического отношения псалма к Давиду, только ст. 10-й, где выражается надежда и в смерти не видеть тления, изъясняли исключительно о Христе. Отцы же и учители; Церкви и весь Псалом изъясняли исключительно в пророчественно-мессианском смысле, как предызображение моления Христа Спасителя, которое Он пред Своими страданиями с сильным воплем и слезами возносил к небесному Отцу Своему ( Евр.5:7 ср. Мк.14:33–36 ; Лк.22:42–44 ), провидя в то же время и Свое воскресение и прославление ( Мк.10:33–34; 14:62 ; ср. Ин.12:23, 27–28 ). Надп. см. вып. 3, стр. 15-б) и 29, 3. Русское надписание Пс.: песнь, составляющее перевод евр. михтам, в отличие от подобного же перевода другого евр. наименования шир в надп. Пс.45, 47, 65–67 и др. следовало бы пополнить словом: «достопамятная» или «замечательная» песнь, что соответствовало бы смыслу и гр.-слав. перевода Двд, а. Сохрани м, Гди, к на т уповахъ. 1. Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. 1 . Псалмопевец молит Иегову, как всемогущего Бога (=всесильный, всемогущий, ср. Пс.7:12 прим.), быть его хранителем в постигших его бедствиях и выражает свое упование на Бога, полагая в этом уповании вернейшее ручательство своего спасения (ср. Пс.7:2; 10:1 и др.). В мессианском смысле, слова эти – предызображение молитвы Христа Спасителя к могущему спасти Его от смерти ( Евр.5:7 ) Отцу небесному: Отче, спаси меня от часа сего ( Ин.12:27 ); если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как я хочу, но как Ты; да будет воля Твоя ( Мф.26:39 и 42). Эта мольба к всемогущему и составляет главную мысль, или тому всего псалма. Гди=больш. ч. греч. списков и вульг. С евр. точнее – «Боже»=халд., сирск., Син. код. и бл. Иер., русск. Псалтирь, и обыкновенно в других местах по слав.-греко.-лат.-переводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

751 Имеются в виду рассуждения Платона о душе: ср. Платон. Законы 10, 896a-897c. В тексте Григория нет буквальной цитаты из Платона и остается неясным, к чему относятся слова «хвалю сказавшего это» – к тому ли, что следовало до, или что следует после этой похвалы. 763 Сл. 42, 17 ,8–10; SC 384, 86 ­­ 1.596. Отголосок арианской фразы «Было, когда не было (Сына)». 767 Сл. 40, 5, 1–15; SC 358, 204–206 ­­ 1.545–546. Мы будем подробно рассматривать тему Божественного света в главе IV. 771 В этих словах отражена вера в то, что одни ангелы приставлены к каждому конкретному человеку («ангелы-хранители»), тогда как другие покровительствуют целым городам и странам. 774 В системе Дионисия только высший чин получает озарение непосредственно от Бога; низшие чины получают его через посредство высших. 777 Сл. 28, 23, 4–25, 28; SC 250, 148–156 ­­ 1.406–408. Ссылка на «рассказы» из жизни муравьев показывает, что Григорий мог быть знаком с произведениями грекоязычной естественнонаучной литературы, такими как «Об истории животных» и «О рождении животных» Стагирита, которые он, по-видимому, имеет в виду в Слове 31-м, когда говорит об «истории животных» и природе «рождения животных». См. Сл. 31, 10, 14–17; SC 250, 294 ­­ 1.449. Ср. Norris. Faith, 124. 787 Выражение, заимствованное из античнойфилософии (оно встречается у Пифагора, Секста Эмпирика и Аристотеля), нередко цитируется Отцами Церкви: ср. Иустин Философ. Фрагменты (PG 6,1585 B); (Псевдо-) Афанасий Александрийский . Определения (PG 28, 533 C) и др. 789 Ср. Сл. 40, 8, 1–2; SC 358, 212 ­­ 1.547: «...мы являемся двойными по естеству, т.е. (состоящими) из души и тела, из естества видимого и невидимого...» Дихотомизм человеческой природы является традиционной христианской темой (ср. Мф. 26:41 ; Ин. 6:63 ; Гал. 5и др.). О дихотомизме Григория см. Ellverson. Nature, 17ff. 791 О человеке как посреднике между Богом и тварным миром см. Филон Александрийский. О добродетелях 9. 792 Сл. 38, 11, 8–19; SC 358, 124–126 ­­ 1.527. Тот же текст в Сл. 45, 7; PG 36, 632 ­­ 1.665. Ср. также PG 37, 688–689 ­­ 2.179.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

42 См. Paul Dabin. Le sacerdoce royal des fideles dans les livres saints. Paris, 1941, pp. 314—316. 43 «Апостольское Предание» III, 4; G. Dix, p. 5; Dora Botte, p. 29. 44 Вопрос о том, обладали ли, согласно «Ал. Преданию» пресвитеры особым священническим служением, остается спорным до настоящего времени. См. G. Long-Hasselmans. Essai sur le sacerdoce catholique. Recherches de sciences religieuses, XXV (1951), pp. 187—199, 270—304. 45 У нас имеются некоторые основания предполагать, что помазание уже совершалось в апостольское время. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21—22). Почти нет сомнений, что здесь говорится о крещении. (См. Ε В. Allo. S.Paul. Seconde epitre aux Corinthiens. Paris, 1937, p.29—30). Но это не есть единственное место в Новозаветных писаниях, в которых говорится о помазании верных. (См. 1 Ин. 2:20, 27). Совпадение Павла с Иоанном позволяет думать, что речь идет о действительном помазании. С другой стороны мы стоим перед фактом, что в Деяниях нигде не говорится о помазании в связи с крещением. Везде в Деяниях преподание даров Духа связано с возложением рук. Поэтому нельзя исключить возможность, что помазание, о котором говорится в Новозаветных писаниях, есть только метафора, заимствованная из Исайи, 61, 1. (см. цитированную выше статью P. Th. Camelot, стр. 638). Во II веке помазание уже совершалось. У Иустина Мученика мы находим намек на помазание лба новокрещенного (может быть, через начертание буквы «тау» или буквы «хи»), чтобы запечатлеть крещение. (Разговор с Трифуном Иудеем, 113—114). См. P. Th. Camelot, op. cit., p. 638, а также Ε . Dinkier, «Jesu Wort vom Kreuztragen». Neutest. Studien fuer R. Bultmann. Berlin, 1954, S. 110—129. 46 «Апостольское Предание», XXII, 2. G. Dix, p. 39; Dom Botte, p. 52. 47 Вопрос о том, в таинстве ли крещения или миропомазания выражается момент поставления лаиков, для древней церкви не имел значения, т.к. крещение и миропомазание, как указано выше, составляли одно целое. Когда бл. Иероним говорил, что крещение есть священство лаиков (Adv. Lucif., 4), то он думал не только о крещении, но и о миропомазании, а когда бл. Августин говорил о помазании как поставлении, то он думал о крещении (In ps. 26). Из современных исследователей этого вопроса G. Dix считает, что конфирмация является поставлением в чин лаиков (G. Dix. The shape of the liturgy, 1945, p. 23, 34—35). Того же мнения держится и P. Th. Camelot (цит. выше статья, стр. 655): «Конфирмация является для крещенного миропомазанием царства и священства, дающим ему звание и право более активно участвовать в священстве и жертвоприношении Церкви». Конгар склоняется к тому, что поставление лаиков совершается в таинстве крещения (Congar, стр. 181).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

С. «Служба кабаку» и традиции учительной литературы (к постановке проблемы).//Источники по истории народной культуры Севера. Межвуз. сб. Сыктывкар. 1991. С 42–47. Особого исследования требует связь «Службы кабаку» и известных в разных редакциях XVII в. поучений о Хмеле: в них имеются и текстуальные совпадения, и общее отношение к Хмелю как гиперболизированному олицетворению «пьянственного недуга». 4573 Шаль – дурь, взбалмошность, блажь, одурение, ошалелость. Шальной – бессмысленный, безумный, глупый, бестолковый, взбалмошный, сумасбродный, сумасшедший, блажной, с придурью, непомерно резвый, бешеный; отсюда: шалить, шалопай и др. (См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Изд. 2-е. Т. IV. СПб.; М., 1882. С. 619–620). 4574 Подробно о судебных процессах XVIII в., материалы которых содержат рассуждения следователей и читателей о «Службе кабаку», см.: Смилянская Е. Б. 1) К вопросу о народной смеховой культуре. (Следственное дело о «Службе кабаку» в комплексе документов о богохульстве и кощунстве)//ТОДРЛ. СПб., 1992. Т. 45. С. 435–438; 2) Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М., 2003. С. 229–231; Ромодановская Е. К. Служба кабаку перед церковным судом XVIII в.//Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 191; Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (конец XVII–XVIII вв.). Свердловск, 1987. С. 187–189. 4575 В. К. Былинин предлагает перевод «шустрый», см.: Сатира XI–XVII вв. Сер. «Сокровища древнерусской литературы»/Сост., вступит. статья, коммент. В. К. Былина и В. А. Грихина. М., 1987. С. 194. 4576 По словам автора, «иноческий чин», т. е. монахи, называют кабак «курехой» – это пример местного, жаргонного слова, используемого для обозначения данного заведения. 4577 См. об этом в рецензии на книгу Лихачева Д. С. и Панченко А. М. «Смеховой мир...»: Лотман М.Ю., Успенский Б. А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси//Вопросы литературы. 1977. 3. С. 155. 4579 О разговорной стихии, пословицах и поговорках в тексте «Службы кабаку», см.: Адрианова-Перетц В. П. Праздник кабацких ярыжек. С. 30. 4580 Подробнее см.: Стафеева (Сапожникова) О. С. Народная обрядовая символика и мифологические представления в поэтике «Службы кабаку»//ТОДРЛ. Т. 49. Л., 1996 С. 133–140. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 16. - 2010. - 663 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя этот документ и имеет полуофициальное значение, однако во всех католических энциклопедиях, комментариях, богословских словарях и других книгах мы находим именно сатисфакционное учение об Искуплении, а как известно, все католические книги предварительно проходят через духовную цензуру и в них выражается «disciplina approbata» Римско-католической церкви, поэтому справедливо можно сказать, что сатисфакционное учение о догмате Искупления является учением Римскокатолической церкви. 750 См. слово «redemption» в Dictionnaire Apologetique de la Foi Catholique и это же слово в Dictionnaire de Theologie Catholique. Vol. XIII. 753 Совершенно неверно утверждение свящ. А. Волконского, говорящего: «С первых веков христианства покаяние сопровождалось наложением епитимий. Ее главной целью было удовлетворение Божией справедливости за нанесенное оскорбление» (подчеркнуто нами). См.: Op. cit. P. 390. Это совершенно неверное понимание значение епитимий в древней Церкви, как в Восточной, так и Западной (до отделения от Православной Церкви). 765 Georgii Scholarii Oratio in festum Ingressus Beatae Virginis Mariae in Templum. Cap. 2//Graffin-Nau. Patrologia Orientalis. T. 19. P. 515. 814 1Цар.16:35; Пс.23:5; 26:9; 37:23; 41:6; 64:6 и т. д.; Ис.19:20; 43:3,11; 49:26; 62:11; 63:8; Иер.14:8; Авд.21; Лк.1:47; 2:11; Ин.4:42; Деян.5:31; 13:23; 2Пет.1:1,11; 2:20 и т. д.; 1Ин.4:14; Иуд.25; Еф.5:23; Флп.3:20; 1Тим.1:1; 2:3; 4:10 и т. д. 2Цар.3:18,28; Ис.46:13; 49:6,8; 51:5–6,8; 52:10; 56:1; Иер.3:23; Лк.1:69,77; Деян.4:11; 7;25; 13:26,47; 1Пет.1:5,9; 2Кор.6:2,7; 2Фес.2:13; Евр.2:3 . Ис.25:9; 33:22; 35:4; 45:21–22; 63:1; Иер.15:20; 42:11 и т.д.; Мф.1:21; 18:11; Лк.9:56; Ин.3:17; 5:34; 10:9; 12:47; Деян.4:12; 16:31; Рим.5:9–10; 8:24; 10:9; Еф.2:5; 1Тим.1:15; 2:4; Тит.3:5… 829 Платон. «Критий» при конце диалога//Plato with an English translation. Vol. VII. P. 304. Rev. R. G. Bury. London, 1929. 832 См., например, тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», кондак 5-го гласа: «Ко аду Спасе мой сошел еси...», кондак Пасхи: «Аще и во гроб снизшел, бессмертие, но адову упразднил еси силу...», тропарь воскресный 2-го гласа: «Егда снисшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад упразднил еси блистанием Божества» и т. д. Эта же традиция запечатлелась и в иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Таинство в православном понимании Понятие «Таинства» имеет долгую историю в восточно-христианской Церкви. В современном православном словоупотреблении Таинством называется одно из священнодействий, в которых благодать Святого Духа подается верующему. В так называемых символических книгах Православной Церкви и в греческих и русских учебниках по догматическому богословию XVIII-XIX веков учение о Таинствах излагалось в категориях латинского схоластического богословия. Утверждалось, что Таинств в Церкви семь – «ни больше, ни меньше»: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение 41 . Причина того, что Таинств семь, «скрывается в воле Установителя Таинств, Господа Иисуса». Кроме того, их семь потому, что они «соответствуют всем потребностям христианской жизни человека и потребностям самой Церкви» 42 . Для совершения любого Таинства требуются три «вещи», пишет автор одного из учебников конца XVIII века: 1) «видимая вещь, предложенная для освящения, что материею или веществом зовем»; 2) «некой вид словес, коими призываем Святого Духа для освящения предложенныя вещи: сие формою мы называем»; 3) «священнослужитель, или законнопроизведенное от архиерея для служения сего лицо» 43 . Такое понимание приводило к многочисленным натяжкам. Во-первых, седмеричное число Таинств искусственно выделило семь церковных чинопоследований, оставив в стороне и отнеся к категории «обрядов» целый ряд других, не менее важных. Почему, например, брак является Таинством, а пострижение в монашество обрядом? На этот вопрос учебники ясного ответа дать не могли. Во-вторых, необходимо было доказывать божественное происхождение каждого Таинства, а это не всегда удавалось делать убедительно. В частности, если в отношении крещения и Евхаристии такое установление было очевидно, то в отношении некоторых других Таинств, например миропомазания или елеосвящения, вовсе нет. В результате божественное происхождение Таинства миропомазания доказывалось ссылкой на обетование Святого Духа, которое Иисус дал Своим ученикам (см.: Ин. 7:37–39 ) 44 . О Таинстве елеосвящения говорилось, что оно существовало в апостольскую эпоху (см.: Иак. 5:14–15 ), а поскольку апостолы ничего не проповедовали от себя, а учили только тому, что им заповедал Иисус, следовательно, это Таинство – божественного происхождения 45 . Относительно Таинства брака говорилось, что его Христос установил либо во время пребывания на браке в Кане Галилейской (см.: Ин. 2:1–11 ), либо когда сказал фарисеям: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ); либо при ином не известном нам случае 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

41—42. Ср.: Лк 12:34; Мф 6:21. Марк Аврелий пишет, что «ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений» (Размышления VII.3. 43. Ср.: 182. 44. Ср.: 148, 381. 45. По мнению Чедвика, этот афоризм выражает «напряжение» между абсолютной инаковостью и трансцендентностью Бога и между той возможностью Его познания, которая основана на идее образа Божьего в человеке. Он также отмечает, что эта проблема была животрепещущим вопросом для Климента Александрийского, живо ощущавшего и выражавшего указанное напряжение (Стром. II.74—75; 77.4; VI.114.5—6; VII.88.5. Возможность уподобления Богу, или обожения, — центральная тема всего православного богословия. Эта возможность открыта через Боговоплощение и Искупление, но о них, как уже отмечалось, Секст не говорит. 46ав. Ср.: 61, 144. Цитируется Пелагием. См.: Августин . О природе и благодати. XIV.77. Ср. тж.: Клим. Алекс . Стром. VI.60.2; VII.14, 32.5. 47. Ср.: 176. 48. Ср.: З81—382. 50. Ср.: 18. Клим. Алекс . Протрептик 105.3; Стром. II.81.1; VII.18.2. 53Ср.: Сенека . Письма. 79.15. 55. Ср.: 143, 418; Платон . Теэтет. 173e. 58. Ср.: 135, 221—222, 225. 60. Слово ™xousмoжho перевести и как «власть» — именно в таком смысле оно передано в Синодальном переводе фрагмента Ин 1:12. С этим евангельским текстом сближает свой перевод Руфин: vir castus et sine peccato potestatem accipit a Deo esse filius Dei. См тж.: комм. к 36. Ср.: 375. 61—62. Руфин, по-видимому, прочитал corTj вместо coroj и поэтому пишет о хоре Божьем и о хоре зла. 65. Ср.: 189. 66. Диоген Лаэртский приписывает это изречение Фалесу ( Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. I.36. 68. то есть, собственно, необузданности. Ср.: 71. 72. Ср.: 136. 74Разум — lTgoj. Ср.: Сир. 37: 16 ( греч ..; 37: 20 ( слав .. 75b. Ср.: Клим. Алекс . Стром. II.144.3; Сенека . Письма. 14.1. 77. Ср.: Ориген . Против Цельса. III.72. 79. Ср.: 294. 82с. Ср.: 34, 129. 82d. Cp.: 7a, 376. 82е. Ср.: Epictetus . Dissertationes. II.8.13 (ссылки на произведения Эпиктета даны по изд.: Epicteti Dissertationes ab Arriano digestae. Lipsiae, 1894. Перевод «Бесед» на русский язык выполнен Г. А. Тарояном, см.: Вестник древней истории. 1975. 2—4; 1976. 1—2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

24,6 Святой Израилев осудит гордых и прославит остаток. 2 во свете. Свет символизирует Божие присутствие, благословение и откровение (9,2; 30,26; 42,6.16; 58,8.10; 60,1.3). Господь есть свет и в благословении, и в наказании (10,17; 45,7; 60,19.20; ср. Ин. 1,4; 8,12 ). Люди, которые променяли Его свет на тьму своего извращенного ума (5,20; 8,20), понесут Божие наказание и будут жить отделенными от Бога (5,30; 13,10; 50,11; 59,9; ср. Ин. 3,19.20 ). 2:6–9 Исаия осуждает синкретизм, смешение языческого идолопоклонства с поклонением Богу. То, что избранный народ перенял у других народов (магия, чародейство, идолопоклонство и т.д.), противоречит истинному свету. 2 от востока... Филистимлян. Эти слова, прежде всего, имеют отношение к языческим культурам государств, расположенных к востоку (Ассирия, Вавилон) и к западу (Филистия) от Иудеи. 2 конями... колесницам. Народ Божий более полагался на свои собственные силы (30,16; 31,1.3), нежели на Господа (ср. Пс. 29,8; 36,17; 146,10 ). 2 в скалу. Во время Божиего суда люди будут искать убежища, однако никто не сможет скрыться от Бога. 2 высокое людское. Парафраз понятия «гордые» (ст. 17; ср. Иер. 49,29 ). в тот день. День Господень принесет наказание нечестивым, благочестивые же получат благословение, оправдание и полное спасение (ср. Иоил. 2,31 ; Соф. 1,7; 2,13–18 ). Эти слова применимы и к историческим событиям (падение Израиля, Ассирии и Иудеи), к будущему суду и спасению (3,7.17; 7,18–25; 11,10.11; 24,21; 27,1). 2:14–15 на... горы... на... стену. Символы убежища, защиты, безопасности. 2 в тот день. См. ком. к ст. 11. 2 человека... дыхание. Уповать следует на Бога, дающего дыхание жизни всему живому, а не на подвластного ему смертного человека. Глава 3 3 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9; 1,24. посох и трость. Посох емкий символический образ. В руке царя посох символизирует власть, в руке странника опору. Трость обычно под этим словом подразумеваете мерило (и в прямом смысле и в переносном «мерило справедливости») и бич. Господь отнимет у царей иудейских власть, у судей право судить, народ лишит опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

66 С.р. интересный спор проф. John Ericson «The Priesthood in Patristic Teaching», in: The Place of the Woman in the Orthodox Church, pp. 113–115. 72 Разговор с Трифонам, 42:1. Archambault, (cd.) p. 18(5, repris dans Justine Martyr, Euvres completes. Pans, Migne. coll. «Bibliotheque», 1994, p. 162. 73 Эту фразу можно найти в литургии VIII в., но ее происхождение еще более древнее. Впервые она встречается в проповеди , которую приписывают св. Кириллу Александрийскому , Беседа 10, О Мистической вечере (PG 77:1029В). На самом же деле, эту проповедь произнес его предшественник св.Феофил Александрийский в Страстной четверг 29 марта 400 г. См.: Marcel Richard. «Une homelie de Theophile d’Alexandrie surl’institution de l’Eucharistie», in: Revue d’histoire ecclesiastique, 33 (1937), pp.45–56; Robert Taft, «The Great Entrance: A History of the Transfer of the Gifts and other Pre-anaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom», in: Orientalia Christiana Analecta (200. Rome, 1975), pp.119–148.0 значении этой фразы, прозвучавшей на Константинопольском соборе 1156 –1157 гг. cм.Paul (Tcheremoukhine). «Le Concile de 1157 a Constantinople et Nicolas eveque de Metrone»», in: Messager de ÍExarchat du Palriarche Russe en Europe Occidentale, 17:3 [no.67 Paris, 1969, pp.137–173. 74 Я предпочитаю этот стих привычной литургической формуле: «It is time to begin service to the Lord» (букв. «Время служить Господу»»). Оба перевода допустимы, но большинство вариантов еврейского Ветхого Завета толкуют эту фразу так же, как я. 82 Timothy Ware, Eustratios Argenti. A Study ofthe Greek Church under Turkish Rule. Oxford ,1964, pp. 124 – 125. Когда я писал свою статью 1978 г., я еще не осознавал значения этого отрывка из моей книги в вопросе о женском священстве. 85 «The Priesthood in Patristic Teaching», in: The Place of the Women in the Orthodox Church, p. 115. Читать далее Источник: Рукоположение женщин в православной церкви/Элизабет Бер Сижель, епископ Диоклийский Каллист (Уэр); [Пер. с фр.: Людмила Алексеева и др.]. - М. : Библейско-Богосл. ин-т св. апостола Андрея, 1998. - 81 с./Мужчина, женщина и священство Христово. 45-81 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/mu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010