Воздержание (γκρτεια) – одна из необходимых ступеней в последовательности добродетелей, перечисляемых апостолом (см.: 2Пет. 1:5–7 ). Это удовлетворение потребностей человеческой природы (как телесных, так и душевных) только в рамках естественной необходимости. Критерием здесь может служить качество личной молитвы, отражающее как недостаточное, так и излишнее воздержание. Из-за недостатка воздержания наступает охлаждение к молитвенному деланию, а из-за воздержания чрезмерного – бессилие («хочу молиться, но не могу»). Хотя следует знать, что бессилие может наступить и по другим причинам – из-за многопопечительности (суетности) и уныния. Терпение (πομον). Эта добродетель, как учит апостол Павел, рождает опытность ( Рим. 5:3–5 ), а апостол Иаков добавляет: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему ( Иак. 1:2–5 ). Через терпение у человека зарождаются более совершенные добродетели: кротость, смирение, любовь. Терпение с благодарением достаточны для спасения души, как сказал Господь: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ). Кротость (προτης). О сути этой добродетели прекрасно говорит прп. Иоанн Лествичник : «Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым... Признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему» 685 . Смирение (ταπεινοφροσνη). Смирение относится к высшим христианским добродетелям и, по мысли святых отцов, рождается от покаяния, терпения и послушания 686 . В рассуждении об этой добродетели опять предоставим слово прп. Иоанну Лествичнику , который раскрывает её суть, собрав святоотеческий и свой личный опыт воедино: «Один сказал, что смирение есть всегдашнее забвение своих исправлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Как мы видели, Иов правил в народе своем, и потому о нем сказано преподобным: иже первее на престоле, – тот, кто ранее был на престоле царском. Ныне же нет у него дома, навозная куча стала его палатой, он сидит наг, пораженный неизлечимой человеческими средствами болезнью – проказой, а о больных проказой сказано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разорвана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» ( Лев. 13, 45–46 ). Жизнь прокаженного – в руках Господа, и если Господь совершит над ним чудо исцеления – ибо только Он силен сделать это (См.: Исх. 4, 6–7 ; Числ. 12, 10–15 ; Втор. 24:8–9, 28:35 ; 4Цар. 5, 7 ; Мф. 8,3 ; Лк. 5, 13 ., – то после этого надлежит принести целый ряд умилостивительных жертв: жертву повинности, жертву за грех и жертву всесожжения ( Лев. 14, 1–32 ). Некогда, говорит преподобный, был он славен и многочаден. Ныне же – внезапно лишился он и детей своих, и дома своего, а место богатств его занимают теперь гнойные язвы его. И друзья его стенают, не смея приблизиться к нему – прокаженному; и жена его стремится приблизить смерть его... Однако он «и после второго, страшнейшего испытания не поколебался в вере. Он не обвинил ни в чем Бога, не воспротивился Ему, не стал возражать против тех способов управления вселенной, которыми пользуется Всевышний». Более того, он твердо убежден в необходимости сохранения жизни «несмотря ни на что и нахождения для нее цели и смысла в любых, в том числе непереносимых, условиях» 908 . Вот – предел терпения человеческого, вернее – вот его беспредельность! Потому-то, пишет апостол, «мы ублажаем тех, которые терпели», – и добавляет: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5, 11 ). Конец же терпения Иова был весьма славен: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние... и умер Иов в старости, насыщенный днями». Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь ( Иов. 42:12, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Какое впечатление произвела эта беседа на Никодима, Евангелист не поясняет; надо полагать, что если Никодим и уверовал в Иисуса как Сына Божия, то значительно позже, после множества новых совершенных Им чудес. Открыто присоединиться к ученикам Христа он, очевидно, не решался; не состоял он и в числе тайных учеников, к каковым принадлежал Иосиф из Аримафеи, а выступил как почитатель Иисуса лишь при погребении Его (см. Ин. 19, 38—39). Во всяком случае, Никодим был так поражен совершенно неожиданным исходом беседы с Учителем, пришедшим от Бога, что едва ли мог молчать о ней: вероятно, он передал содержание беседы хотя бы самым ближайшим своим единомышленникам из фарисеев. Эта знаменательная беседа дает повод некоторым делать неправильные из нее выводы: многие думают, что для вступления в Царство Небесное достаточно креститься и веровать в Иисуса Христа как Сына Божия; но они забывают, что, по точному смыслу слов Иисуса Христа, возрождение от воды и Духа и вера в Него составляют лишь условие для вступления в Царство Божие, но не обеспечивают вступление в Царство Небесное. Сам Христос сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Первый из толкователей этого изречения, Апостол Иаков, в соборном послании своем говорит: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак. 2, 14, 19-20). Прибывание Иисуса в Иудее После беседы с Никодимом, происходившей в дни праздников пасхи, Иисус оставил Иерусалим и пошел в землю Иудейскую, или в Иудею, где, конечно, учил и совершал чудеса. Евангелист не говорит, сколько времени пробыл Иисус с учениками в Иудее, но из дальнейших повествований его можно заключить, что пребывание в Иудее продолжалось около восьми месяцев: говоря об остановке Иисуса в Самарии, по пути из Иудеи в Галилею, он передает следующие слова Иисуса Христа, обращенные к сопровождавшим Его ученикам: Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? (Ин. 4, 35). Из этих слов следует заключить, что Христос возвращался в Галилею за четыре месяца до жатвы; а так как таковая производится в Палестине в апреле, то отшествие из Иудеи могло последовать не ранее начала декабря, и, следовательно, в Иудее пробыл Иисус с апреля по декабрь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

горд и тот, кто не любит, когда ему советуют что-нибудь доброе или когда его увещевают, обличают; горд и тот, кто гневлив, обидчив, ненавистлив; кто высшим и старшим себя не хочет покоряться, а равным себе и низшим не уступает ни в чем. Кто из нас (подумайте только хорошо) не заражен этой пагубной страстью – гордостью? А Господь, по свидетельству Священного Писания , гордым противится, и только смиренным дает благодать, то есть помощь Свою (см.: Иак. 4:6 ). «Все грехи мерзки пред Богом, – говорит преподобный Антоний Великий , – но мерзостнее всех гордость». Гордость есть мать всех пороков. Человек гордый всегда честолюбив, славолюбив. Правда, если мы благочестиво живем, если мы честно и добросовестно исполняем свои обязанности и нас за это хвалят, награждают, то это не есть грех . Грех будет тогда, когда мы скорбим, что других хвалят, награждают, а нас – нет; вот это и будет уже грех славолюбия, тщеславия. Некоторые из людей добиваются себе чести, похвалы путем лести, лукавства. Это тяжкий грех , когда человек начинает лгать, льстить на словах, а на душе у него совершенно другое. Люди лживые, льстящие другим, уподобляются Иуде предателю. Иуда тоже устами целовал Христа, говорил: «Радуйся, Учитель!», а на самом деле он обманывал Спасителя и предавал Его в руки беззаконных. Пусть вспомнит каждый из нас, всегда ли он говорил правду. О, как мы здесь грешны пред Богом и пред людьми! В одном из псалмов мы находим такие слова: Господи! Ты Бог , нелюбящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь ( Пс. 5:4–7 ). С пороком лжи тесно связаны и другие грехи, такие, как клевета и осуждение ближнего. Может ли кто-нибудь из нас заявить, что он в своей жизни никогда и никого не осудил словом или мысленно? Мы не только сами осуждаем других, но и с удовольствием слушаем других пересуды, то есть разговоры, осуждения... Мы забываем заповедь Спасителя: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

«Так как дьявол прежде всех обратился ко греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело. В грешнике он производит множество худых мыслей, как в Иуде. Но скажет кто-либо, что дьявол рождается в грешниках, когда тот, кто согрешил, дает ему место. Относительно этого нужно заметить, что в выражении давать место дьяволу (см. Еф. 4, 27) делать грех то же значит, что При этом грех не является чем-то самостоятельным (бытийным), являясь противоположностью той или иной добродетели, беря повод от нее: Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв (Рим. 7, 8). Таким образом, абсолютно любой грех есть вызов Богу и противостояние Ему как Законодателю. Но мы знаем, что закон, если что говорит... так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3, 19); Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей... (Иак. 2, 11). «Заметь, что и примеры тоже ведут к закону, призывающему к любви. Ведь тот, кто поистине любит ближнего, не станет ни убивать, ни прелюбодействовать. Эти [поступки] присущи врагу (то есть диаволу. — О.С.) — именно он так относится к Проникнув в мир людей через преслушание Адама, страсть греха опрокинула все человечество («все совратились с пути») в непослушание Богу (Рим. 3, 10-12). ...Преступлением одного подверглись смерти многие... (Рим. 5, 15); ...преступлением одного всем человекам осуждение... (Рим. 5, 18). И только во Христе и со Христом (как во втором Адаме — 1 Кор. 15, 47) мы можем преодолеть силу страсти и греха. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (Рим. 5, 15). «Итак, смерть через грех одного человека (то есть Адама. — О. С.) вошла во всех людей, так что того, кого мы признаём отцом рода человеческого, мы должны признать и творцом смерти... В Адаме я пал, в Адаме изгнан из рая, в Адаме я умер! Как же Бог призовет меня, если не найдет меня в Адаме (то есть во втором Адаме-Христе. — О. С.)? Ведь как в Адаме я повинен в грехе и заслуживаю смерти, так во Христе я

http://radonezh.ru/text/sem-smertnykh-gr...

Мною [премудростью Божией] цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли (Притч. 8:15-16). Было бы греховной неблагодарностью отрицать, что многие нехристиане могут быть высоконравственными людьми и совершать, несомненно, достойные всякого уважения дела справедливости и милосердия. Однако это свидетельствует не о том, что человек сам по себе, без Бога, сохраняет способность к нравственному добру, а о том, что Бог может являть Свою благодать и в тех, кто не знает Его (см., напр., Ис. 45:5). И махатма Ганди, и мать Тереза творили добро по благодати Божией; только мать Тереза признавала это, а махатма Ганди — нет. Итак, не существует никакого блага, которое было бы " нашим собственным " и которое мы могли бы предъявить Богу как " наш собственный вклад в спасение " : Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:16-17). Писание ясно запрещает связывать надежду нашего спасения с чем-либо в нас самих: Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою (Иер. 17:5). Августин подчеркивает, что это проклятие относится к человеку, который надеется на себя (Энхиридион, гл. 114). Если в каком-то аспекте своего спасения я в какой-либо мере надеюсь на себя и свои собственные деяния, то я навлекаю на себя это проклятие. Сразу же после этого проклятия пророк произносит благословение тому, кто надеется на Господа (Иер. 17:7). Невозможно как-то совмещать проклятие и благословение; приписывать свое спасение одновременно милости Божией и своим личным усилиям. Надеяться на Господа — значит ни в какой мере не надеяться на себя. Ибо Он сам говорит: Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня (Ис. 43:11). А если я говорю или хотя бы подразумеваю, что это мои личные нравственные усилия вводят меня в Царство Божие, то я уже не спасаемый, а свой собственный спаситель. Уж не хочешь ли ты сказать, может возмутиться читатель, что путь спасения состоит в том, чтобы уповать на милость Божию, возлежа на диване? Никоим образом! И пелагианин, и тот, кто совершенно уповает на подаваемую ему благодать (1 Петр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010