Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1990. 2. С. 4-5; Обращение архиереев Укр. Экзархата к духовенству, монашествующим и всем верующим Укр. Экзархата//Там же. 3. С. 7-8; Определения Поместного Собора РПЦ//Там же. 9. С. 6-9; Послания Святейшего Патриарха Алексия II//Там же. 12. С. 4-6; Док-ты Архиерейского Собора РПЦ, 25-27 окт. 1990 г.: Определение об УПЦ//Там же. 1991. 2. С. 2; Грамота Алексия II, Божией милостию Патриарха Московского и всея Руси, митр. Киевскому и всея Украины Филарету//Там же. С. 11; Заявление-протест Президенту Украины Л. М. Кравчуку Свящ. Синода УПЦ//Вестн. РХД. 1992. 165. С. 267-268; Определения Собора УПЦ по вопросу полной самостоятельности УПЦ, 1-3 нояб. 1991 г.//ЖМП. 1992. 3. Ч. офиц. С. 3-4; Обращение епископата УПЦ к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату РПЦ//Там же. С. 4-5; Обращение епископов УПЦ к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, Свящ. Синоду и всем архиереям РПЦ//Там же. 4. Ч. офиц. С. 5; Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Свящ. Синода РПЦ митр. Киевскому и всея Украины Филарету и епископату УПЦ//Там же. С. 6-7; Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского Собора РПЦ, 31 марта 1992 г.//Там же. 6. Офиц. хроника. С. IV-VII; Определение Архиерейского Собора РПЦ//Там же. С. XI-XII; Послание Архиерейского Собора РПЦ пастырям и пастве Правосл. Украины//Там же. С. XII; Ответное письмо Президенту Украины Л. М. Кравчуку//Там же. С. XVI; Из выступлений участников Архиерейского Собора РПЦ//Там же. 7. С. 11-20; 8. С. 3-7; Определения Свящ. Синода//Там же. 7. Офиц. хроника. С. VIII-IX; Определения Свящ. Синода//Там же. 8. Офиц. хроника. С. II-III; Определения Архиерейского Собора РПЦ, 11 июня 1992 г.//Там же. С. VII-VIII; Судебное деяние Архиерейского Собора РПЦ, 11 июня 1992 г.//Там же. С. IX-X; Послание Архиерейского Собора РПЦ пастырям и верным чадам УПЦ//Там же. С. XI-XII; Отклики Предстоятелей Поместных Правосл. Церквей на избрание Митр. Киевского и всея Украины Владимира//Там же. 9. Офиц. хроника. С. VII-VIII; Постановления Собора УПЦ, 26 июня 1992 г., Киево-Печерская Лавра//Там же. 10. Офиц. хроника. С. VII-VIII; Обращение Собора УПЦ к Президенту Украины Л. М. Кравчуку//Там же. С. IX-X; Архиерейский Собор РПЦ, 18-23 февр. 1997 г. М., 1997.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Выступая на Поместном Соборе в июне 1990 г., К. заявил: «...Мы готовы хоть сейчас начать полное общение, потому что считаем, что в основе разделения лежали исторические, политические факторы, а отнюдь не канонические, не богословские (если и канонические, то они были обусловлены политической ситуацией)», но ситуация, когда «тот политический раскол, который пока был достоянием зарубежья, теперь переносится в недра нашей Церкви», недопустима (ЖМП. 1990. 9. С. 32-33). Архиерейский Собор РПЦ, состоявшийся 25-27 окт. 1990 г., ответил специальным воззванием, в к-ром подчеркивалась неканоничность последних действий руководства Зарубежной Церкви. В авг. 1991 г. в Москве собрался 1-й Конгресс соотечественников, это был небывалый доселе опыт открытого обсуждения насущных проблем страны и диаспоры. 23 авг. конгресс, заседавший в ОВЦС, обратился к патриарху Алексию II и главе РПЦЗ митр. Виталию (Устинову) с просьбой начать переговоры на уровне делегаций, чтобы не допустить эскалации раскола в Церкви: «...встретиться не для спора и доказательства правоты одних и заблуждения других, а для того, чтобы благодатию милости Божией подняться нам выше человеческих суждений и искать того мышления, которое не разъединяет и озлобляет, а врачует изболевшие разъединениями сердца наши» (ЖМП. 1991. 12. С. 4). В ответном послании патриарха Алексия II содержалась программа действий по преодолению раскола: «Сегодня нужно преодолеть горечь, раздражение, личную неприязнь. Нужно отречься и от соблазна использовать мирские, политические критерии оценки друг друга. Да, между нами стоит много нерешенных вопросов. Да, мы не согласны с рядом действий и заявлений иерархов Русской Зарубежной Церкви. Но мы не перестаем считать ее частью Русской Православной Церкви и полны желания разрешить все недоумения, препятствующие нам молиться в одном алтаре, у одного Престола. Со всей искренностью говорю: мы готовы к диалогу. Как только Священноначалие Русской Зарубежной Церкви выразит такую же готовность, мы незамедлительно встретимся с ее представителями для обсуждения того, что волнует их и нас.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

7 . Флоровский Г.В., протоиерей. Византийские отцы V-VIII веков. – Париж, 1933. Переизд.: М., 1992. 8 . Православная Богословская энциклопедия: В 12-ти т./Под ред. А.П. Лопухина . – Петроград, 1903–1917. 9 . Словарь библейского богословия: Пер. с франц./Под ред. К. Леон-Дюфура. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1974. БОГОСЛОВИЕ, ДОГМАТЫ, СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 1 . Св. Григорий Богослов . Слова 20, 27, 32//Творения. – М., 1889. – Ч. 2–3. 2 . Св. Исаак Сирин . Слова подвижнические. 3-е изд. – Сергиев Посад, 1911. Слова 28, 55, 71, 82, 84. 3 . Викторов П. Усвоение догматических истин человеческим сознанием//ЖМП. – 1956. – 6. – С. 46–56. 4 . Лосский В.Н. Вера и богословие//Вестник Русского западноевропейского Патриаршего экзархата. – Париж, 1979. – 101 –104. – С. 101 – 112. 5 . Лосский В.Н. Предание и предания//ЖМП. –1970. – 4. – С. 61–75. 6 . Лосский В.Н. Формулировки веры и тайна веры//Вестник РЗЕПЭ. – Париж, 1982. – 109–112. – С. 151–155. 7 . Скабалланович M.H., проф. Хранение догмата в Церкви//Труды Киевской Духовной Академии. – 1910. – Т. 3. 8 . Софроний (Сахаров) , иеромонах. Старец Силуан. – Париж, 1952. Переизд.: М.: Воскресение, 1991. 9 . Филарет (Дроздов) , митрополит Московский. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания//Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе. – М., 1858. – Ч. 17. – С. 452–483. 10 . Флоровский Г.В., протоиерей. Дом Отчий//Вестник РЗЕПЭ. – Париж, 1982.   109–112. – С. 177–205. 11 . Флоровский Г.В., протоиерей. Богословские отрывки//Вестник РЗЕПЭ. – Париж, 1981. – 105–108. – С. 179–197. 12 . Флоровский Г.В., протоиерей. Писание и Предание с православной точки зрения//Вестник РЗЕПЭ. – Париж, 1964. – 45. – С. 57–63 13 . Шаргунов А., священник. Догмат в христианской жизни//Троицкое слово. – 1990. – 3. – С. 14–25. ИСТОРИЯ ДОГМАТИКИ 1 . Василий (Кривошеий), архиепископ Брюссельский. Символические тексты в Православной Церкви//Богословские труды.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Михаил Степанович (род. 16.09.1941, г. Вязьма Смоленской обл.), богослов, проф. МДА. В 1967 г. окончил Московскую ДС, в 1971 г.- МДА со степенью канд. богословия за соч. по патрологии «Прп. Иоанн Лествичник и начертанный им путь духовного восхождения к совершенству». В том же году оставлен в МДАиС преподавателем. Преподавал в МДС Свящ. Писание ВЗ, сравнительное богословие; в МДА - патрологию, древнеевр. язык, догматическое богословие. С 1975 г. доцент, с 1979 г. профессор. С 1975 по 1983 г. исполнял обязанности секретаря Совета МДАиС. В 1983 г. назначен проректором по учебной работе. В 1985 г. И. была присвоена ученая степень д-ра богословия за совокупность богословских трудов. С 1984 по 2002 г. И. являлся членом редколлегии сб. «Богословские труды». С 1996 по 2000 г. участвовал в разработке «Основ социальной концепции РПЦ», автор разд. «Церковь и экология» (М., 2001). На протяжении ряда лет состоял членом Синодальной богословской комиссии. С 1998 г. И.- член Научно-редакционного совета по изданию Православной энциклопедии и автор многочисленных статей в ней. С 2004 г. заведует кафедрой богословия МДА. В 2005 г. получил звание заслуженного профессора. В 1980-1988 гг. И. являлся участником конференций и богословских собеседований, проходивших по линии ВСЦ и КЕЦ в России и за рубежом, а также конференций правосл. богословских фак-тов и международных конференций, организованных РПЦ. Имеет церковные награды: Патриаршую грамоту (1978), орден св. кн. Владимира 3-й степени (1981), орден св. кн. Даниила Московского 3-й (1996) и 2-й (2006) степени, орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2001), орден свт. Макария, митр. Московского, 3-й степени (2002). Соч.: Особенности библейской терминологии//ЖМП. 1975. 10. С. 72-78; Язык Библии//Там же. 1975. 8. С. 75-80; Христианское отношение к природе//Там же. 1976. 2. С. 40-44; Псалтирь - книга молитвы//Там же. 1979. 9. С. 73-77; Библейская стилистическая симметрия//Там же. 1981. 7. С. 69-72; К вопросу о богословии символа//Там же. 1984. 4. С. 68-74; По Святой Земле//Там же. 1984. 2. С. 13-16; Академическое богословие: (Ист. обзор)//Там же. 1986. 1. С. 59-70; Вера: уверенность, доверие, верность//БТ. 1986. Юбил. сб.: 300-летие МДА. С. 188-192; К проблеме богословского наследия Древней Руси (XI - нач. XIII в.)//Там же. 1989. Сб. 29. С. 20-26; Церковь и мир//О вере и нравственности по учению Православной Церкви: Сб. ст. М., 1991. С. 243-257; Академический устав 1949 г.//БВ. 1996. 2. С. 19-41; Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории//ИВ. 2000. Вып. 5/6 9/10). С. 177-185; К проблеме числа 666//ЖМП. 2001. 3. С. 72-77; О времени основания Церкви//БТ. 2002. Сб. 37. С. 180-189; М. В. Ломоносов и его отношение к науке и религии//Мат-лы конференции МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России. М., 2006. С. 44-58.

http://pravenc.ru/text/200487.html

В 1975 г. в торжествах по случаю интронизации Архиепископа Кентерберийского Дональда Коггана принимали участие митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) и митр. Сурожский Антоний (Блум) . В 1977 г. Архиепископ Д. Когган приезжал в Москву. В 1980 г. архиеп. Волоколамский Питирим, митр. Сурожский Антоний, архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) присутствовали на интронизации Архиепископа Кентерберийского Роберта Ранси. На встрече с архиеп. Питиримом 16 июля 1985 г. в Москве делегаты Комитета по иностранным делам палаты общин Парламента Великобритании заявили, что «религиозная жизнь в Советском Союзе вызывает большой интерес в Соединённом Королевстве, и мы придаем важное значение этому вопросу при изучении связей между нашими странами» (ЖМП. 1985. 9. С. 5). В мае 1985 г. делегация РПЦ во главе с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) по приглашению Архиепископа Кентерберийского Р. Ранси участвовала в богослужении в Вестминстерском аббатстве по случаю 40-летия окончания второй мировой войны. В июне 1988 г. делегация Церкви Англии во главе с Архиепископом Кентерберийским Р. Ранси участвовала в праздновании 1000-летия Крещения Руси. На Ламбетской конференции 1988 г. присутствовали архиеп. Смоленский и Вяземский (ныне митр. Смоленский и Калининградский) Кирилл (Гундяев) и преподаватель МДА М. Л. Воскресенский. На Ламбетской конференции 1998 г. присутствовал митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) . В 1989 г., во время посещения СССР делегацией Церкви Англии во главе с еп. Оксфордским Ричардом Харрисом, была достигнута договоренность о создании Совместной координационной комиссии по сотрудничеству между Церковью Англии и РПЦ. Заседания комиссии состоялись в 1990 г. в Лондоне и Оксфорде, в 1991 г. в Москве и Пюхтицах (Куремяэ, Эстония), в 1992 г. в Оксфорде, в 1993 г. в Москве. Деятельность этой комиссии распространяется на сферу религ. образования и благотворительности. Благодаря ее усилиям правосл. студенты из России получают стипендии для обучения в богословских школах и ун-тах Англии. Кроме того, на заседаниях представители РПЦ и Англиканской Церкви вырабатывают согласованную позицию в решении общехрист. вопросов, напр. о деятельности ВСЦ или о взаимоотношениях между Церковью и гос-вом в совр. мире. 19 апр. 1991 г. в торжествах по случаю интронизации Архиепископа Кентерберийского Джорджа Кэрри принял участие митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С 28 по 30 окт. 1991 г. проходил офиц. визит Московского Патриарха Алексия II к Архиепископу Кентерберийскому, в 1993 г. в Москву с неофиц. визитом приезжал Дж. Кэрри. 9 июля 1998 г. состоялась церемония освящения статуй мучеников ХХ в. в Вестминстерском аббатстве (Лондон). Скульптурные изображения мучеников, принадлежавших к различным христ. конфессиям, размещены в нишах над зап. порталом храма. Среди них - св. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, мученически погибшая в 1918 г. Диалог с Епископальной Церковью в США

http://pravenc.ru/text/171923.html

С. Хрущёва , не допустить массового закрытия храмов. Обращения Л. по поводу незаконных действий местных властей вызвали недовольство Совета по делам РПЦ , потребовавшего от Московской Патриархии перевода архиерея на др. кафедру. С 14 мая 1963 г. епископ Оренбургский и Бузулукский. Оставался на этой кафедре в течение 35 лет, до конца жизни. 9 сент. 1971 г. возведен в сан архиепископа, 25 февр. 1992 г. стал митрополитом. К моменту назначения Л. на Оренбургскую кафедру в епархии осталось всего 13 храмов и молитвенных домов. Их число практически не менялось до кон. 80-х гг. ХХ в. С 1988 г. под рук. Л. в Оренбуржье стремительно возрождалась церковная жизнь: верующим возвращали закрытые при советской власти храмы, открывали молитвенные дома, строили новые церкви. В 1991 г. в пос. Саракташ была основана Свято-Троицкая обитель милосердия, к-рая стала важным благотворительным и духовным центром епархии. В 1993 г. в Оренбуржье насчитывалось 74 храма и молитвенных здания, в 1999 г.- 111. Т. о., за время архиерейского служения Л. количество приходов выросло более чем в 8 раз. Л. был награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й (1981) и 1-й (1988) степени, св. кн. Владимира 2-й степени (1983), св. кн. Даниила Московского 1-й степени (1996); гос. орденом Дружбы (1996). Отпевание Л. 27 янв. 1999 г. возглавил Самарский и Сызранский архиеп. Сергий (Полёткин ; ныне митрополит). Похоронен в Пантелеимоновском приделе кафедрального Никольского собора Оренбурга. Лит.: Наречение и хиротония архим. Леонтия (Бондаря)//ЖМП. 1956. 9. С. 9-12; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 169-170; Лищенюк В., прот. Кончина митр. Оренбургского и Бузулукского Леонтия//ЖМП. 1999. 3. С. 66-69; Письма патр. Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2010. Т. 2. С. 343-345, 348, 516, 517, 592; Митрополит Леонтий: Преклоняя колена сердца моего/Сост.: прот. Г. Горлов. Оренбург, 2013; Свеча Господу!: [К 100-летию со дня рождения митр. Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондаря)]/Сост.: В. И. Одноралов. Оренбург, 2013. Прот. Георгий Горлов Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2463513.html

8.  Онуфрий (Маханов), иеродиак.  Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преп. Сергий и Герман. — СПб.: Царское дело, 2005. 9. Русская Православная Церковь в Северной Америке: Ист. справка. — Джорданвилль: Св. — Троицкий монастырь, 1955. — 224 с. 10.  Поберовский С.  Очерк истории православия в Америке (1794—1867 гг.)//Православная жизнь. — 1994. — 4, 6, 7, 8. 11.  Григорьев Д., прот.  От древнего Валаама до Нового Света: Русская православная миссия в Северной Америке//Записки Русской академической группы в США. — Нью-Йорк, 1988. Т. 21. С. 273—296. Дополнительная литература 12.  Архангелов С. А., свящ.  Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. — СПб.: Т. Б. Сойкин, 1899. 13.  Вениаминов И., прот.  Состояние Православной Церкви в Российской Америке//Памятник трудов православных благовестников Русских с 1793 до 1853 гг./Сост. Ал. Стурдза. — М.: Тип. В. Готье, 1857. 14.  Головушков К. Д.  Кадьякский епископ Иоасаф Болотов: К 100-летию его миссионерской деятельности (1761—1799 гг.). — Тверь, 1894. 15. Очерк из истории Американской Православной Духовной миссии: (Кадьяская миссия, 1794—1837 гг.): К 100-летнему юбилею православия в Америке (1794—1894). — СПб.: Валаамский монастырь, 1894. 16.  Михаил (Чуб), архиеп.  Преподобный Герман Аляскинский, чудотворец//ЖМП. — 1970 11. С. 60—72. 17.  Петров В. П.  Русское православие в Америке/Предисл. С. Г. Федоровой//Этнографическое обозрение. — 1994. — 2. — С. 70—77. 18.  Петров В. П.  Русские в истории Америки. — М.: Наука, 1991. 19. Россия в Калифорнии: Русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803—1850: В 2 т. — М.: Наука, 2005. — Т. 1. 20.  Тихменев П. А.  Историческое обозрение образования Российско-американской Компании и действия до настоящего времени. Т. 4. Ч. 1—2. — СПб., 1861—1863. 21.  Уржумцев П. В.  Прославление старца Германа Аляскинского//ЖМП. — 1970. 11. — С. 48—50. 22.  Федорова С. Г.  Русское население Аляски и Калифорнии (кон. XVIII в. — 1867 г.). — М.: Наука, 1971.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Фотия (1930), состоял в юрисдикции МП (1930), один из основателей прихода Трехсвятительского подворья в Париже (1931), секретарь совета благочиния МП во Франции (19391948), во время 2-й мировой войны со слан на принудительные работы в Германию, но сбежал и принял участие в движении Сопротивления в партизанской группе г. Дурдан, после войны активный член «Союза Советских патриотов», сопровождал митр. Николая Крутицкого и Григория Ленинградского во время их пребывания в Париже (августсентябрь 1945 и август 1946), совершил поездку в СССР по приглашению МП (1.21.7.1947), окончательно вернулся в СССР (март 1948), женился (1950), преподаватель французского языка в Одесской Духовной семинарии (1948), впоследствии преподавал также сравнительное богословие, историю Русской Церкви, церковно-славянский и русский языки (19531991), читал лекции в Московской Духовной академии (1969), сотрудник Отдела внешних церковных сношений МП и редколлегии «Журнала Московской Патриархии». Автор многочисленных статей, опубликованных в ЖМП. Лит.: Памяти H.A. Полторацкого. ЖМП. 1991. 12. Польский Михаил Афанасьевич (6.11.1891, станица Новотроицкая Кубанск. край – 21.5.1960, Сан-Франциско, США), протопресвитер. Из семьи духовенства, сын псаломщика. Окончил Ставропольскую Духовную семинарию (1914), иротивосектантский миссионер в Сибири (19141919), диакон (29.7.1920), священник (1.8.1920), служил на приходах Кубанской епархии, поступил в Московскую Духовную академию (1921), назначен миссионером архиеп. Илларионом Верейским, 3-й штатный священник Преображенской церкви в Москве (1.3.1922), арестован, просидел четыре месяца в Бутырской тюрьме, осужден на три года заточения, сидел в Соловецком лагере, затем был сослан в Зырянский край, сбежал откуда через Сибирь и пробрался в Персию (1930), принят в юрисдикцию РЗЦ, сверхштатный священник в русском приходе в Тегеране (1.8.19301.6.1934), настоятель русской церкви в Бейруте (1.6.193430.1.1938), протоиерей (28.4.1935), настоятель Успенской церкви в Лондоне (30.1.19381.6.1948), член 2-го Карловацкого зарубежного собора (14–24.8.1938), редактор листка «Святой призыв» (1939), редактор журнала «Церковная летопись» (19461947), уехал в США (1948), настоятель Преображенского храма в Лос-Анджелесе (19481951), протопресвитер (14.12.1948), помощник настоятеля Скорбященского собора в Сан-Франциско (19511959), член епархиального совета Западно-Американской епархии РЗЦ (19551959), духовный руководитель ОРЮР на Западе США (25.9.1956), вышел за штат но болезни (1959).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выступление на заседании Совета Московской духовной академии 29 августа 2003г. 242. Евгений (Решетников), архиеп. Богословское образование в России: история, современность, перспективы. Юбилейный сборник. М.: Изд-во «Граника-А», 2004. 132 с. 243. Евгений (Решетников), архиеп. Московская духовная академия в Троице-Сергиевой Лавре//The Trinity-Sergius Lavra in Russian History 2005. P. 141–228. 244. Евгений (Решетников), архиеп. Деятельность Учебного комитета Русской Православной Церкви и перспективы развития системы духовного образования (Доклад на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, произнесенный 25 июня 2008г.)//БВ 7. 2007. С. 261–281. 245. Евлогий (Смирнов), архим. Храм Московских духовных школ (история и последняя реставрация)//ЖМП 1981. С. 22–24. 246. Евфимий (Моисеев), иером. Единство идеала служения Святой Церкви в мученическом подвиге профессоров МДА сщмч. Илариона (Троицкого) , свящ. Павла Флоренского и И.В. Попова //The Trinity-Sergius Lavra in Russian History 2005. P. 229–250. 247. Езова Л.Д. Московская духовная академия конца XIX начала XX века//Россия и современный мир 2005. С. 221–237. 248. Емельянов Л., диак. Впервые в святом Эчмиадзине (Поездка студентов МДА)//ЖМП 1981. С. 8–9. 249. Ефимов С., диакон. Вольнослушатель. В.С. Соловьёв в Московской духовной академии//Встреча 1998. 2 (8). С. 43–47. 250. Живов В. Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. Ч. 1, 2. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 357 с. 251. Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греколатинской и общей европейской науки//ЧОИДР. 1886. Кн. IV. С. 1–24. 252. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. 806 с. (СПб., 2 2001.799 с.) 253. Знаменский П.В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование имп. Александра I: Речь, произнесенная в торжественном собрании Казанской академии 12 декабря 1877г. Казань: Тип. ун-та, 1878. 42 с. 254. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX–haчaлe XX века. М., 1991. 391 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Соч.: О совести//ЖМП. 1989. 7. С. 35-36; Проповеди о достоверности загробной жизни и молитвенном поминовении усопших. Серг. П., 1995; Проповеди о зависти и грехе осуждения. Серг. П., 1995; Проповеди о терпении и прощении обид. Серг. П., 1995; Проповеди. М., 1998; Нам целый мир пустыня, Отечество нам... Сергиев Посад: Восп. выпускников первых послевоенных курсов МДА//Встреча. Серг. П., 1999. 1(10). С. 45; Ищите прежде Царствия Небесного: Проповеди. М., 2002; Ближе к Богу!: Как спасаться в совр. мире: Статьи, высказывания, поучения, советы. М., 2003; Проповеди: Серг. П., 2003; Время покаяния: Проповеди. М., 2004; Я шел с Евангелием и не боялся...//Русь державная: Газ. М., 2005. 5(131). С. 4; Проповеди. Серг. П., 2006; Ничто не отлучит нас от любви Божией//Рус. вестник: Газ. М., 2009. 20. С. 2; О вере христианской//Русь державная. 2009. 10(184). С. 6. Лит.: Нежный А. И. Сияла Оптина пустынь. М., 1989. С. 42-49; он же. Смертный час. М., 1991. С. 329-330; Рассказы о старчестве и одном из любимых нынешних старцев, духовнике Свято-Троице-Сергиевой лавры архим. Кирилле (Павлове)//Правосл. книжное обозр. 1998. Сент.-окт. С. 8; В. С. Юбилей Московских духовных школ//ЖМП. 1999. 1. С. 51; Малеев М. А., прот. Вертикаль: [Сердце помнит. Галерея старчества]. М., 2001. С. 44-49; он же. Герои Родины: Священнослужители - участники войны ХХ ст. М., 2007. С. 45-91; Собрание писем свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. С. XXV, XXVI, 167-169, 172-173, 175; Мир Народной награды: Три года деятельности наградного комитета//Рус. вестник. 2005. 21. С. 10; Трофимчук М. Х. Академия у Троицы: Восп. о Московских духовных школах. Серг. П., 2005. С. 49-50, 141-142, 149, 152, 567-586, 600, 608-609; Праведник наших дней: Белгородский старец архим. Серафим (Тяпочкин)/Сост.: прот. Н. Германский. [М.], 2006 2. С. 157; Кузнецов В., свящ. Пасхальная радость у батюшки//Рус. вестник. 2007. 13. С. 16; он же. Долгий и славный путь: К 90-летию архим. Кирилла (Павлова)//Там же. 20. С. 2; Наталия (Аксаментова), мон. С Богом умирать не страшно//Виноград. СПб., 2008. 3(23). С. 9-12; Тихий свет подлинности: К 90-летию архим. Кирилла (Павлова)//Православие и современность: Саратовские ЕВ. 2009. 12(28). С. 58-63; Знаменательная дата любимого батюшки//Рус. вестник. 2009. 20(778). С. 1; Катышев Г. И. Петушки обетованные. М., 2009 4. С. 111, 113, 481, 496, 499; Лаврский архим. Кирилл: К 90-летию со дня рожд. архим. Кирилла (Павлова)/Сост.: архим. Макарий (Веретенников). М., 2010; Архим. Кирилл (Павлов): К 90-летию духовника ТСЛ/Сост.: свящ. В. Кузнецов. [М.], 2011; Киприан (Ященко), игум. Пасхальная радость встреч: Об архим. Кирилле (Павлове)//Покров. 2011. 3. С. 39-41; Старец архим. Кирилл (Павлов)/Сост.: свящ. В. Кузнецов. М., 2012; Духовник архим. Кирилл (Павлов)/Под ред. свящ. В. Кузнецова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/1840335.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010