Священник : Про то, что заповедь о субботе есть заповедь Божия, но данная не всем людям, а лишь народу еврейскому, я уже говорил. А сказанное о субботе как завете вечном следует понимать в том смысле, что он не может быть упразднен или изменен людьми, но не Богом, ведь Спаситель, как мы видим, изменил его. Посему определение вечный имеет в виду ветхозаветную эпоху, с окончанием которой начинается Новый Завет , провозвещенный Самим Богом через пророков (см.: Иер.31:31–33 ). Слово «вечный» применяется в Ветхом Завете и к другим заповедям, например, о пасхальном агнце: как установление вечное празднуйте его ( Исх.12:14 ). Но даже и вы, субботники, не выполняете всё сказанное там, поскольку не вкушаете его ни с опресноками и горькими травами, ни стоя с жезлами в руках, как готовые тронуться в путь (см.: Исх.12:1–24 ; Чис.9:11 ). Не соблюдается у вас и устав вечный о неугасимом светильнике перед храмовой завесой (см.: Исх.27:20–21 ), ибо нет у вас ни светильников, ни завес, ни храмов. То же и с постановлением вечным о заклании жертвенных животных (см.: Лев.17:7 ). И немудрено: ведь для соблюдения этих «вечных» законов пришлось бы полностью вернуться к жизни ветхозаветной. Сектант : Есть множество библейских свидетельств о том, что празднование субботы было обязательно и для христиан. Вот лишь важнейшие из них. О Самом Спасителе читаем, что Он пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать ( Лк.4:16 ). И об апостоле язычников слышим, что Павел, по своему обыкновению, вошел в синагогу фессалоникийских иудеев и три субботы говорил с ними из Писаний ( Деян.17:2 ). И о спутницах Господа узнаём, что женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи... смотрели гроб... возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди ( Лк.23:55–56 ). А предрекая бедствия последних времен, Господь дает наказ: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу ( Мф.24:20 ), из которого ясно, что заповедь о субботе сохраняла все свое значение. Но и апостол Павел возвещает, что для народа Божия еще остается субботство ( Евр.4:9 ), а поскольку народ этот – христиане всех веков и племен, то значит, соблюдение субботнего покоя обязательно и в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Когда Моисей был призван Богом, он получил способность творить чудеса в доказательство того, что он говорит от Бога ( Исх. 4 ). Для Илии на горе Кармил ниспавший с неба огонь подтвердил, что он – истинный пророк истинного Бога ( 3Цар. 18 ). И Никодим сказал Иисусу: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин. 3:2 ). Даже в Коране признаётся, что Бог подтверждает миссию Своих пророков (Коран, сура 7:103–105/106–108, 113–116/116–119), в том числе Иисуса, посредством чудес. Здесь рассказывается, что Бог обратился к Мухаммеду: «А если они отвергают тебя, то так отвергали и посланников до тебя, приходивших к ним со знамениями ясными» (Коран, сура 10:74). Аллах говорит: «Потом послали Мы Мусу [Моисея] и брата его Харуна [Аарона] с Нашими знамениями и ясной властью» (Коран, сура 23:47/45). Небезынтересно, что Мухаммед, когда неверующие с вызовом предлагали ему сотворить подобные чудеса, отказывался это сделать (см. Коран, суры 2:2:112/118; 3:179–180/183; 4:152/153). По собственным словам Мухаммеда (из Корана), «говорят они: «Если бы было ниспослано ему знамение от его Господа! " », поскольку даже Мухаммед признает, что «Аллах мощен низвести знамение» (Коран, сура 6:37; см. Коран: предполагаемое божественное происхождение; Мухаммед: предполагаемые чудеса). Однако чудеса стали ясным знаком миссии Иисуса, как и других Божиих апостолов и пророков ( Евр. 2:3–4 ; 2Кор. 12:12 ; см. чудеса: значение для апологетики). Когда ученики передали вопрос Иоанна Крестителя, Мессия ли Иисус, Он ответил: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, и нищие благовествуют» ( Лк. 7:20–22 ). Чудеса, таким образом, являются божественным подтверждением указания пророка на то, что он говорит от Бога (см. чудеса). Но из всех учителей в мировых религиях только иудейско-христианские пророки и апостолы предъявляли это сверхъестественное подтверждение в виде подлинных чудес такого рода, что они никак не могли быть самообманом или мошеннической иллюзией. В число таких подтверждающих чудес входит превращение воды в вино ( Ин. 2 ), исцеление больных с органическими поражениями ( Ин. 5 ), умножение хлебов ( Ин. 6 ), хождение по воде ( Ин. 6 ), воскрешение мёртвых ( Ин. 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

26. «Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня». Если ты принимаешь Хлеб ежедневно, то каждый день для тебя – сегодня. Если сегодня Христос пребывает с тобой, значит, Он воскресает ежедневно. Каким образом? «Ты – Сын Мой, сегодня Я родил Тебя» (см. Пс.2:7 ). Значит, «сегодня» – это когда Христос воскресает. «Вчера и сегодня Он пребывает» (ср. Евр.13:8 ), – говорит апостол Павел. А в другом месте он говорит: «Ночь прошла, день же приблизился» (см. Рим.13:12 ). Вчерашняя ночь прошла, сегодняшний день приблизился. 27. Далее следует: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Что такое долг, если не грех ? Итак, если бы ты не взял в долг чужие деньги, то не стал бы бедным. Потому и вменяется тебе грех. У тебя были деньги, ибо ты был рожден богатым. Ты был богат, будучи создан по образу и подобию Божию (см. Быт.1:26–27 ). Ты потерял то, что имел, – смирение, и в то же время ты требуешь наказания за надменность. Ты потерял деньги, ты стал нагим, как Адам. Ты взял в долг у диавола то, что не нужно. И потому ты, который был свободным во Христе, стал должником диавола. Твоя долговая расписка была у врага, но Господь пригвоздил ее ко Кресту и Своей Кровью изгладил ее. Господь отнял твое обязательство и вернул тебе свободу. 28. Итак, хорошо сказано: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Смотри, ты как бы говоришь: «Как я прощаю, так и Ты прости мне». Если ты прощаешь, то даешь доброе согласие, чтобы было прощено и тебе. Если же ты не прощаешь, то как Он может дать согласие на твое прощение? 29. «И не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого» 63 . Смотри, о чем здесь говорится: «И не допусти нам впасть в искушение, которое мы не сможем перенести» 64 . Не сказано: «Не вводи в искушение никогда, но подобно тому, как атлет желает для себя такого испытания (temptationem), которое способна вынести человеческая природа, так и чтобы каждый освободился «от лукавого», то есть от врага и от греха. 30 . Господь же, Который уничтожил ваши грехи и простил ваши прегрешения, силен сберечь и сохранить вас от вражеских козней диавола, чтобы враг, имеющий обыкновение производить грех , не застал вас врасплох. А тот, кто вверил себя Богу, не боится диавола. Ибо «если Бог за нас, то кто против нас?» (см. Рим.8:31 ) Поэтому Ему хвала и слава от века, и ныне, и всегда, и во все веки веков. Аминь. Книга VI

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Во 2 ст. слав. и противу глаголющым=α ντιλγοντα не им. соотв. в евр.-м. т.; вместо =р.-с. своим помышлениям, 70 читали, , почему: τν μαρτιν ατν, ср. слав. Первое слово ст. 4-го по евр.-м. т. =в р..с сидит, 70 читали: , почему: τος δαιμνοις, οκ στιν, ср. слав. (ср. Втор. 32:17 ), и отнесли к концу ст. 3-го. Под вертоградами, в которых иудеи приносили жертвы идолам, разумеются те священные сады, о которых говорит пророк в 1:29, в которых стояли их идолы; под чрепами, на которых они воскуряют в честь бесов, разумеются кирпичи или камни, с таинственными знаками (ср. 57:6), почитание которых было распространено среди ханаанских народов ( Лев. 26:1 ; Числ. 33:52 ), остатки каковых до последнего времени находят в заиорданской области Палестины и каменистой Аравии; в науке они известны под именем менгиров, долменов, кромлехов и моавитских кирпичей. Словами: и в гробех и в пещерах лежат соний ради, иудеи обличаются в некромантии и инкубации, которым они предавались (ср. 8:19; 29:4), по примеру языческих народов (см. Троицкого И. Г., Религ. общ. и госуд. сост. евр. во время Судей, стр. 144–145); иже ядят мяса свиная, хотя употребление свиного мяса было строго воспрещено у евреев (ср. Лев. 11:7 ; Втор. 14:8 ), притом же в данном случае такое ядение, вероятно, соединялось с каким-либо суеверным обрядом, как при Антиохе Епифане (2 Макк. 6:18, 21; 7:1). 5. Иже глаголют, отиде от мене, не прикоснися мне, яко чист есмь: сей дым ярости моея, огнь горит в нем вся дни. 6. Се написася предо мною, не умолчу, дóндеже отдам в недра их грехи их, и грехи отец их, глаголет Господь: 7. иже кадяху на горах, и на холмех укориша мя, отдам дела их в недра им. 5. Который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. 6. Вот, что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их. 7. Беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

«Жнец» должен был, по закону Моисея ( Лев.19:9 ), не сжинать все колосья, дочиста, а оставлять немного колосьев на ниве, которые могли бы быть после собраны бедняками. «Долина Рефаимская» находилась к юго-западу от Иерусалима ( Нав.15:7 ) и была очень плодородна. Что касается рефаимов, по имени которых названа эта долина, то под ними вероятнее всего разуметь древних обитателей Палестины – аммореев, так как оба еврейских названия – амморей и рефаим – обозначают собою людей высокого роста. Ис.17:7–11 . Причиной гибели Израильского царства служило, с одной стороны, забвение истинного Бога и, с другой – увлечение идолослужением. После вразумления, полученного от руки Божией, Израиль снова обратится к истинному Богу. Ис.17:7 . В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; Ис.17:8 . и не взглянет на жертвен­ники, на дело рук сво­их, и не по­смотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. «Кумиры Астарты» – по-евр. haascherim. Вероятнее всего, здесь разуметь особо обработанные деревянные колонны – символы богини луны и плодородия Ашеры или, по-халдейски, Истар (см. Толк. Библия на кн. Суд.3:7 – т. 2-й, и на 3Цар.14:15 – ibid.). «Кумиры... Ваала» – по-евр. hachamanim, т. е. столбы, ставившиеся в честь бога солнца (chamah), Ваала (см. Толк. Библия, т. 2-й, к 3Цар.16:32 ). Ис.17:9 . В тот день укреплен­ные города его будут, как раз­валины в лесах и на вершинах гор, оставлен­ные пред сынами Израиля, – и будет пусто. «Развалины в лесах». Новейшие критики считают более естественным перевод LXX на это место и переводят слова 2-й половины стиха так: «как развалины, оставшиеся от городов Гевитов и Аммореев». Ис.17:10 . Ибо ты забыл Бога спасе­ния твоего, и не во­с­по­минал о скале при­бежища твоего; оттого раз­вел увесели­тель­ные сады и насадил черенки от чужой лозы. «Увеселительные сады». Многие из новейших критиков (Duhm, Marti, Condamin и др.) полагают, что здесь идет речь о садах в честь Адониса, любимца Венеры; растерзанного вепрем и потом опять ожившего в июне месяце. Этот месяц у греков и назывался месяцем Адониса. Гречанки в особых, посвященных Адонису, садах воспоминали его оживление, жертвуя своей невинностью, после того как предварительно справляли с печалью день его кончины. Самое слово naamanim – «увеселительный» напоминает собою греческое название цветка, посвященного Адонису, ανεμωνη (по-арабски красный анемон носит название: Адонисова рана). По всей вероятности, евреи заимствовали культ Адониса у сирийцев ( 4Цар.16:10–13 ), которые сами познакомились с ним в Финикии. Многие толкователи отождествляют Адониса с упоминаемым у пророка Иезекииля Фаммузом ( Иез.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И Азаріа снъ Маасіевъ, ср. русск.-евр. и Иезания сын Гошаии (=сир. пешито, лат. вульгата, греч. Комплют.). Слав. перевод следует Ват. и Александр. спп. и Альд. изд. Масор. чтение с другими, от него зависящими, позволяет Иезанию сына Гошаии отожествлять с упоминаемым в Иер. 40:8  Иезаниею сыном Маахафитянина (см. выше). Чтение же Ват., Александр. и Альд. заключает совсем другое имя, и это чтение замечательно тем более, что и по масор.-евр. тексту в Иер. 43:2  сыном Гошаии называется также Азария (не Иезания). Иер. 42:7–22 7. И егда скончашас десть дней, бысть слово Гдне ко Іереміи. 7. По прошествии десяти дней было слово Господне к Иеремии. 8. И призва Іанана сна Каріева, и воевды силы, же с нимъ быша, и вс люди мала и до велика, 8. Он позвал к себе Иоанана, сына Карея, и всех бывших с ним военных начальников, и весь народ, от малаго и до большаго, 9. И рече имъ: так реч Гдь Бгъ Ісраилевъ, к немже посыласте м, да простр молитвы ваш пред нимъ: 9. И сказал им: так говорит Господь Бог Израилев, к которому вы посылали меня, чтобы повергнуть пред Ним моление ваше: 10. Аще сдще сдете на земл сей, то созижд васъ, а не разорю, и насажд васъ, а не исторгн, к престахъ же сотворихъ вамъ. 10. Если останетесь на земле сей, то я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню; ибо Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам. 11. Не убойтес лица цр Вавлнска, егоже вы боитес: лица ег не убойтес, реч Гдь: к азъ с вами есмь, еже избавлти васъ, и спасати васъ рки ег. 11. Не бойтесь царя Вавилонскаго, котораго вы боитесь; не бойтесь его, говорит Господь; ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять вас от руки его. 12. И дамъ вамъ милость, и помилю васъ, и возвращ васъ на землю ваш. 12. И явлю к вам милость, и он умилостивится к вам, и возвратит вас в землю вашу: Ст. 7–22. Боговдохновенный совет Иеремии, по которому не следовало бояться царя вавилонского и бежать в Египет, а следовало лучше оставаться в Иудее, совершенно согласовался с духом других советов пророка, касавшихся отношений Иудеи к соседним сильным государствам (см. толков. Иер. 2:18, 27:6  и сл.; Иер. 37:1–10 ). Обращаясь к помощи или защите Египта, иудеи навлекали на себя только гнев вавилонского царя, который не мог равнодушно относиться к сильному Египту, тогда как на иудеев, уже потерявших независимость и без чужой помощи безсильных, он смотрел бы спокойно. Зачем раздражать Навуходоносора, давая ему повод думать, что за иудеев на него хотят вооружить фараона египетского? – Ответ свой на просьбу иудеев Иеремия дает через 10 дней после того, как просьба была выражена. В эти 10 дней просители могли самостоятельно решиться искать убежища именно в Египте. Поспешность могла быть внушена им опасениями мести царя вавилонского. И вот почему пророк прежде всего говорит: «оставайтесь... не бойтесь...»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Павел называет Иисуса не просто Первосвященником, но таковым по чину Мелхиседека (Евр. 5:4,10). Тут нам придется поднапрячься. Слова эти встречаются в псалме 109-м. Возвышенный мессианский псалом! Его незадолго до Страдания цитировал Иисус в беседе с фарисеями, когда говорил о Своем Богосыновстве и Господстве (См. Мф. 22:44). Приведем его полностью, ибо он невелик. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу. Переход от Павла к Давиду, от Нового завета к псалмам уже совершился. Только поймем кое-что. Священство Старого завета было в одном колене – Левия. Так они и назывались – левитами. Больше никто из колен к священству и жертвеннику приступать не имел права. Господь наш воссиял из колена, не приступавшего к священству, – колена Иудина. Первым священником был брат Моисея – Аарон. И если бы речь шла о том, древнем священстве, то было бы сказано: «ты священник по чину Аарона» или «ты священник по чину Левия». Но сказано о каком-то другом чине, по сути, о замене священства, о чине Мелхиседека. И пора уже от псалмов нырять к Моисею, то есть идти глубже. Наберитесь терпения. Это важно. 14-я глава книги Бытия рассказывает, как Авраам разбил соединенные силы содомских князей и освободил Лота. Добычи он не взял, чтобы никто не сказал: «Содом обогатил Авраама». И на обратном пути его встретил и благословил (!) некто Мелхиседек, бывший одновременно и царем, и священником. Авраам принял это благословение, что говорило о признании Авраамом первенства за Мелхиседеком. Ибо «без всякого прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:7). При этом Мелхиседек вынес с собою хлеб и вино, что уже совсем прозрачно говорит нашему сердцу о Христе и о Таинстве Причащения. После этого таинственного появления Мелхиседек исчезает со страниц Писания, чтобы только в псалме 109-м опять появиться. Он выше Авраама! Он царь и священник! В его руках хлеб и вино! Не ярчайший ли это пророческий образ Иисуса в Ветхом завете?! Павел не говорит, поет о нем: «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:3). Вот что значит – чин Мелхиседека, и кто, как не Иисус Христос, полностью ему соответствует!

http://pravoslavie.ru/101989.html

   Это был один человек: царь Салима Мелхиседек. Имя его, как говорит Писание, «означает «праведный царь», каковым все его и признавали, так что он по этой причине был и служителем Господа Бога. Солиму же впоследствии назвали Иерусалимом», название же Салим ( ) означает «мирный», «целостный».    «Этот Мелхиседек радушно принял людей Аврама и доставил им жизненные припасы в огромном количестве. Во время пиршества же он начал прославлять самого Аврама и восхвалять Господа Бога, Который даровал тому победу над врагами. Когда же Аврам предложил ему десятую часть добычи, то он принял этот подарок». (Это, как пишет комментатор, первое упоминание о десятине, «которая отдается на нужды храма и служителей Божиих, а также на поддержку бедных».)    «Мелхиседек был муж праведный и поистине носил образ Христа. Движимый пророческим духом, он приносит от себя Богу будущее приношение Христа. Мелхиседек без отца и родословия, не имеет ни начала дней, ни конца жизни (см.: Евр. 7:3). Такой ведь не может быть человеком, но Богом. Почему же не родословится Мелхиседек, хотя и это был человек подобострастный нам?    Потому что он был прообразом Христа и носил образ Христа. Поэтому Писание опустило отца и матерь и рассказывает о нем без родословия, чтобы в нем, как в образе, мы усматривали Христа, Который безотечен на земле по плоти и безматерен на небесах по Духу, по Божеству Который всегда пребывает».    Царство-священство Мелхиседеково — явление особенное. Так его воспринял в Божественном откровении царь-пророк Давид: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:4), то есть — не по тому чину, который был установлен среди избранного народа, а по некоему иному: «не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но по чину Мелхиседекову всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих».    Святой апостол Павел уподобляет Мелхиседека Сыну Божию, говоря: «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:1—3), — и посвящая весомую по объему часть своего Послания к евреям разъяснению отличий священства по чину Ааронову и по явленному Давиду в откровении «чину Мелхиседекову» (Евр. 5:6, 10, 6:20, 7:11, 17, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

награда твоя. Ты получишь награду, ибо поступил праведно. 15 что Ты дашь мне? В этом вопросе крик души Аврама. Ему не нужны ни богатство, ни слава, а единственное, чего он искренне хочет сына, у него нет. 15:2.3 Происхождение Божиего народа не было обычным. Подобно тому, как Адам и Ной были основателями падшего рода человеческого, Аврам стал отцом нового рода, символически воскрешенного из мертвых (17,5). 15 домочадец. Букв.: «мой слуга». Следует отметить, что Лота, который оставил его, предпочтя соседство жителей Содома, Аврам вообще не рассматривает как возможного наследника и продолжателя дела своей жизни. 15:6 В этом стихе содержится суть учения об оправдании верой, а не делами ( Гал. 3,6–14 ). Аврам поверил обещанию, что «от омертвелого» родится наследник ( Рим. 4,17–21 ; Евр. 11,11.12 ), и Бог счел Аврама праведным, то есть выполнившим требования заключенного завета. Вера Аврама является образцом веры ( Рим. 4,22–25 ). поверил. Аврам является отцом всех верующих ( Рим. 4,11 ); другими словами, все верующие дети Аврама ( Гал. 3,7 ). праведность. См. 6,9 и ком.; Евр. 11,7 . Вера сама по себе является праведностью, т.к. тот, кто верит, не сомневается во всемогуществе Всевышнего и во всем полагается на Него. 15 Я Господь, Который вывел тебя. Эти слова предвозвещают Божие имя, которым Бог назовет Себя после Исхода ( Исх. 20,2 ). Эти слова также должны утвердить Аврама в абсолютной уверенности, что Бог, открывшийся ему в Уре Халдейском, был засвидетельствован Мелхиседеком и говорит с ним сейчас. 15 по чему мне узнать. Вера Аврама побуждает его просить о знамении (ст. 6; Ис.7,10–14 ). 15:9 Всех этих животных можно было приносить в жертву. 15 хищные птицы. Символ нечистых народов, которые будут препятствовать овладению землей обетованной. отгонял их. Аврам защищает обещанное ему наследие. 15:12–14 Народу, который произойдет от него, предстоит пройти долгий и трудный путь испытаний. 15 крепкий сон. Это же слово употреблено в рассказе об Адаме (см. 2,21). 15 четыреста лет. Количество лет округлено до полных четырех веков ( Исх. 12,40.41 ). Исход из Египта произошел через 430 лет после заключения завета, описанного здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В ряде средневек. евр. источников представлено мнение, что Авраам действительно принес в жертву И., к-рый затем был оживлен Всевышним (см., напр.: Пирке Рабби Элиезера. 31). Одним из оснований для такого мнения служат слова кн. Бытие, которыми завершается рассказ о жертвоприношении и в к-рых отсутствует упоминание И.: «И возвратился Авраам к отрокам своим...» (Быт 22. 19). Это представление об убитом, но воскрешенном Богом И. сближает его образ в еврейской традиции с образом Иисуса Христа в христианской. Некоторые ученые (см., напр.: Vermes. 1973; Idem. 1996) предполагали здесь влияние межзаветного иудаизма на зарождающееся христианство; другие, напротив, считали, что появление схожих моментов в еврейской традиции есть своего рода ответ раввинистического иудаизма на вызов христианской проповеди (напр.: Davies, Chilton. 1978). И. в христианской традиции И. в Новом Завете В синоптических Евангелиях И. не уделяется особого внимания по сравнению с остальными патриархами: он упоминается в генеалогии Иисуса Христа (Мф 1. 2; Лк 3. 34), в именовании Бога «Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова» (Мф 22. 32; Лк 20. 37), а также в описании Царства Божия, когда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8. 11; ср.: Лк 13. 28). В Деяниях св. апостолов И. упоминается в именовании Бога «Богом Авраама и Исаака и Иакова» (Деян 3. 13; 7. 32), а также в кратком пересказе истории Израиля первомч. Стефаном (Деян 7. 8). К истории Измаила (рожденного рабой Авраама Агарью) и И. (рожденного Саррой) обращается ап. Павел в Гал 4. 22-31 и Рим 9. 7-9. Согласно ап. Павлу, хотя иудеи и происходят от Авраама по плоти, но не все, кто происходят от Авраама по плоти, суть дети Авраама; в доказательство этого тезиса ап. Павел приводит Быт 21. 12, где Бог говорит Аврааму, что «в Исааке наречется тебе семя» (т. е., несмотря на наличие старшего сына Измаила, род Авраама продолжится не через него, а через И., к-рого родила Сарра). Агарь, согласно ап. Павлу, символизирует Синайский завет, рабство закону и «нынешний Иерусалим» (т. е. офиц. иудаизм времен ап. Павла). Сарра олицетворяет НЗ, свободу от закона и «вышний Иерусалим» (Гал 4. 24-26). Христиане - «дети обетования по Исааку» (Гал 4. 28), т. е. они усыновлены Богом во исполнение Его обещания, и, подобно тому как И. стал наследником Авраама, оттеснив старшего брата, христиане становятся подлинными наследниками Авраама, оттесняя потомков Авраама по плоти. Образы Агари-синагоги и Сарры-церкви часто встречаются в лит-ре и искусстве христ. средневековья как реминисценции из Посланий ап. Павла. О жертвоприношении И. говорится в Послании к Евреям. Готовность Авраама принести сына в жертву понимается как свидетельство его веры в воскресение мертвых: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить...» (Евр 11. 17-19).

http://pravenc.ru/text/674115.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010