прот. Николай Куломзин Глава VII. Послание к Евреям Введение Современная критика о подлинности Евр. 1). В отличие от всех прочих посланий апостола Павла, Послание к Евреям не содержит обращения, то есть имен автора и получателей оно сразу начинается как богословский трактат. 2). Язык и стиль Евр. Не характерны для апостола Павла: этот факт отмечали еще древние авторы: например, Ориген , писавший, что «выбор слов и склад речи» не типичны для апостола Павла. 33 3). Хотя многие мысли в Евр. вполне могут претендовать на авторство апостола Павла, центральный образ послания – Христос как Первосвященник по чину Мелхиседекову не встречается больше ни в одном тексте апостола. (Добавим также, что Павел получил образование в среде фарисеев, для которых было не характерно представление о священническом служении Мессии). 4). Вызывает удивление и место Евр. в перечне канонических текстов апостола Павла: послания апостола расположены согласно убыванию их длины; начинается ряд Рим., самым длинным посланием, а заканчивается Флм., самым коротким. Послание же к Евреям, будучи довольно пространным текстом, стоит на последнем месте, после Флм., как приложение ко всему Павлову корпусу. 5). В отличие от восточных Церквей, на Западе вплоть до IV в. не признавали подлинность Евр. Все эти соображения, объективность которых нельзя отрицать, вынуждают большинство современных критиков просто отрицать авторство апостола Павла в отношении Евр. Вместе с тем существует одно немаловажное, на наш взгляд, обстоятельство: если сосредоточить свое внимание на последних стихах Послания, то возникает отчетливое ощущение, что они принадлежат перу апостола Павла. Приведем этот отрывок: «Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден; и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь» (Евр. 13:22–25). Кто мог быть автором этого краткого увещания принять довольно пространные «слова» Послания? Возможно, сам апостол Павел. Чьим братом был Тимофей, с которым автор намеревался вместе совершить путешествие? Вероятно, апостол Павел. Наконец, кто обычно завершал все Послания пожеланием благодати: «Благодать со всеми вами» (Евр.13:25)? По свидетельству самого апостола Павла эти слова являлись отличительным знаком его авторства: в конце 2Фес., одного из первых посланий апостола, читаем: «Приветствие моею рукою, Паловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (2Фес. 3:17–18; см. комментарий sub loco).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Псалом 77 Псалом разума Асафу. С Евр.: «Учение Асафа». См. Псал. 31 . «Псалом сей, – говорит св. Афан., – воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний Иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностию». По бл. Феодориту, псалом увещевает поучаться в законе Божием и надпоминает Израильтянам и «потомкам их, что соделано Богом, какие блага, и с каким неблагодарным сердцем приняты ими». 1 . С Евр.: «Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих». 2 . Провещаю ганания исперва. Ганания 473 , т.е. вопросы, проблемы, краткие изречения или загадки, сохранявшиеся от древних времен, какие мы видим в книгах Притчей и Иисуса сына Сирахова и других. У Евреев учить притчами и загадками было дело самое обыкновенное и общее. С Евр.: «Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности». 4 . С Евр.: «Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил». 5 . Воздвиже свидение во Иакове. «Свидением называет, – говорит бл. Феодорит, – сооруженную в пустыне скинию; потому что имела в себе скрижали свидения». «Отцам их (Евреев) Бог дал закон и скинию свидения, руководя их законом к познанию Спасителя» (Св. Афан.). С Евр.: «Он постановил устав в Иакове, и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их». 6 . С Евр.: «Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям». Ст. 7. С Евр.: «Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его». 8 . И не увери с Богом духа своего. «Т.е. Бог дал закон Евреям, дабы они не подражали своим отцам, – этому строптивому роду, который был неверен Богу духом своим». «Не приобрели они твердой веры в Бога» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8 Суета сует, сказал Екклесиаст, все – суета! 12 .7. Здесь нет исповедания веры в бессмертие (ср. 3.19–21), но лишь утверждается, что жизнь и душа получены человеком от Бога (см. Быт 2.7, 3.19 ). Откровение о будущей жизни будет дано ветхозаветным людям позднее (III-II вв. до Р. Х.). По мнению большинства библеистов, эпилог составлен другим автором и проникнут духом Книги Притчей. 9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. 10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно. 11 Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. 12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. 13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; IV. Псалтирь Псалмы слагались в ветхозаветной Церкви с самых ранних времен (см. Исх 15 ). Первые псалмы были написаны еще до Давида ( Пс 28 ), а часть из них – самим царем (2, 17, 23), большинство же псалмов с надписью «Давидов» (евр. «ле-давид», слав. «Давиду») принадлежит, однако, не ему. Надпись означает, что эти псалмы пелись во время богослужения в присутствии царя из рода Давидова. Книга Псалмов получила свою окончательную форму около II в. до Р. Х. Она состояла из пяти частей и являлась литургическим сборником. Пение псалмов сопровождалось музыкой, что отмечено во многих местах книги. Нумерация псалмов в евр. Библии не совпадает с нумерацией LXX и Вульгаты (принятой в русском переводе). Псалом 9 в греческом и латинском переводах соответствует 9 и 10 псалмам в евр. Библии. Пс 113 в греческом и латинском переводах соответствует 114–115 псалмам в евр. Библии. Псалмы 114–115 в греческом и латинском переводах в евр. Библии составляют один 116 псалом. Псалмы 146–147 в евр. Библии составляют один 147 псалом. Совпадают номера псалмов 1–8, 148–150, а от псалма 10 до 147 включительно нумерация в указанных переводах евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Каким же образом Христос прославился и каким образом Он как Богочеловек живет среди нас? Образ Его жизни среди нас и откровение Его славы свидетельствует нам Евангелие от Иоанна: И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца (Ин.1:14). Из этого свидетельства видно, что Бог открывается нам не как некий абстрактный путь или образ жизни, но как в нас присутствующая и действующая богочеловеческая реальность, как полнота благодати и истины, как видимый и конкретный путь. Он как Путь - путь праведности и мира (ср. Мф.21:32; Лк.1:79), узкий путь (Мф.7:14); путь, которым надлежит идти - путь жизни (ср. Ин.14:4), прямой путь, путь истины (2Пет.2:2,15). Его Бог Отец прославил и еще прославит (ср. Ин.12:28). Он открывается и даруется как жизнь, и эта жизнь становится свет человекам, и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1:5). Ему дана заповедь для нас, и Им подарена нам заповедь жизни вечной (см. Ин.12:50). И пока Он живет среди нас и в нас, и мы будем жить (ср. Ин.14:19) - а Он среди нас и с нами - вечно, Он видим для нас - видим как Церковь. И так же, как и Он - Путь, так уже в Деяниях Апостольских и Его Церковь, и Его учение называются путем, последователи которого, так же как и Он, будут гонимы (Деян.22:4), путь, в котором укрепляются (см. Деян.9:22), который будет в поношении (2Пет.2:2), который приготовляется (см. Лк.1:76), путь святых (см. Евр.9:8), путь новый и живой, Который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою, то есть Церковь (см. Евр.10:20). Следовательно, как и Он Путь, так и Церковь Его, Его Тело - тот же Путь, потому что по сути она тождественна Ему, так же как Его образ жизни и богочеловеческого делания - ее образу жизни и делания. Церковь как богочеловеческий союз и Путь - путь святых, который только тогда открылся во всей полноте, когда открылся и явился Дух Святой (см. Евр.9:8), Который приводит ко всякой истине, то есть открывает тайну истинного Пути, ведущего в жизнь вечную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/157/...

   б) апостолы, которым Господь сказал: ...сядете на престолах — судить двенадцать колен Израилевых (Лк.22:30);    в) вообще святые, ибо Господь сказал: Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор.6:2).    Последний суд будет носить всеобщий характер (см.: Деян.17:31). В качестве подсудимых на этом суде будут выступать:    а) все люди, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово (2 Кор.5:10);    б) падшие ангелы, которых Господь соблюдает в вечных узах... на суд великого дня (Иуд.1:6).    Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (см.: 1 Кор.6:3) с участием святых.    Предметом суда и основанием для осуждения будут:    а) добрые и злые дела, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор.5:10);    б) слова, ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф.12:36-37);    в) намерения сердечные (Евр.4:12), которые Господь обнаружит, осветив скрытое во мраке (1 Кор.4:5).    Суд совершится по всей правде Божией, т. е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (см.: Лк.12:48) и с учетом внешних условий его жизни (см.: Мф.11:21-23), ибо нет лицеприятия у Бога (см.: Рим.2:11).    Приговор (см.: Мф.25:32-46) будет приведен в исполнение ангелами (см.: Мф.13:42, 50).    Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер (см.: Мф.25:46).    Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:    а) исследование правоты или виновности подсудимого;    б) произнесение над ним приговора.    Бог, как всеведущий Судия, не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния. Согласно «Пространному катихизису», «совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела... но и все сказанные слова, тайные желания и помышления».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Образ будущего суда достаточно подробно представлен в Священном Писании. Совершителем Последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо Отец... весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ), и Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых ( Деян.10:42 ). В осуществлении суда будут участвовать также а) ангелы, которые соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие ( Мф.13:41 ) и отделят злых из среды праведных ( Мф.13:49 ); б) апостолы, которым Господь сказал: ...сядете на престолах – судить двенадцать колен Израилевых ( Лк.22:30 ); в) вообще святые, ибо Господь сказал: Разве не знаете, что святые будут судить мир? ( 1Кор.6:2 ). Последний суд будет носить всеобщий характер (см.: Деян.17:31 ). В качестве подсудимых на этом суде будут выступать: а) все люди, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово ( 2Кор.5:10 ); б) падшие ангелы, которых Господь соблюдает в вечных узах... на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (см.: 1Кор.6:3 ) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут: а) добрые и злые дела, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ); б) слова, ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36–37 ); в) намерения сердечные ( Евр.4:12 ), которые Господь обнаружит, осветив скрытое во мраке ( 1Кор.4:5 ). Суд совершится по всей правде Божией, т. е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (см.: Лк.12:48 ) и с учетом внешних условий его жизни (см.: Мф.11:21–23 ), ибо нет лицеприятия у Бога (см.: Рим.2:11 ). Приговор (см.: Мф.25:32–46 ) будет приведен в исполнение ангелами (см.: Мф.13:42, 50 ). Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер (см.: Мф.25:46 ). Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Псалом 141 Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся. С Евр.: «Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере», – т.е. преследуемый Саулом. См. 1Цар. 22:1, 24:1 . 2 . С Евр.: «Гласом моим к Господу воззвал я, гласом моим к Господу помолился». 3 . С Евр.: «Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему». 4 . Внегда исчезати от Мене духу моему. Это сказал Давид, находясь в великой опасности погибнуть от Саула, когда душа в нем трепетала от страха, изнемогла, как бы замерла. В таком состоянии Давид воззвал ко Господу и пролил моление свое (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня». 5 . Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене. С Евр.: «Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признает меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей». «Давиду особенно было тяжело, что у него не было не только помощников или сотрудников, но даже не бе знаяй» (Злат.). Погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою. Т.е. нет средств искать спасения в бегстве, нет помощника и защитника, который бы заботился о сохранении моей жизни среди опасностей (Злат. и бл. Феод.). «Ибо не было возможности спастись бегством из пещеры, когда вход в нее был занят Саулом. Никто, говорит Давид, не ищет спасения души моей» (Св. Афан.). 6 . Часть моя еси на земли живых. С Евр.: «Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых». Т.е. «Сам Ты, Господи, – мой жребий, мое сокровище, мое богатство, мое все. Землею живых пророк называет здесь свое отечество» (Злат.). 7 . Вонми молению моему, яко смирихся зело. С Евр.: «Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня». «Смирением же здесь называет бедствия», говорит бл. Феодорит. «Выражение: зело, – говорит св. Злат., – означает не жалобу на события, но скорбь и изнурение страждующего». 8 . Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 94 Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей. Т.е. хвалебная песнь Давида. «Здесь сонм святых, – говорит св. Афан., – увещевает непокорных Израильтян приступить ко спасению, дарованному Христом, показывая, что будут услышаны, если припадут к Нему; потому что Он Творец и любит собственное свое дело. А после увещания вводится лице и самого Св. Духа, повелевающего непокорным не подражать неверию отцов». Св. Ап. Павел, цитуя слова из сего псалма и относя оный к Спасителю, тем самым дает разуметь, что этот пророчественный псалом действительно относится ко временам христианским и призывает к истинной вере Христовой. См. Евр. 3:1, 3, 7–8, 11 . Сн. Пс. 94:8–11 . По мнению бл. Феод. – псалом сей предлагается как бы от лица Иудейского царя Иосии и священников Божиих, которые после сокрушения идолопоклонства в своей земле, собрав весь народ, увещевают его к покаянию и умилостивлению Бога ( 4Цар. 23:4–16, 21 ). 1 . Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. С Евр.: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем (Богу), твердыне спасения нашего». «Это святые повелевают непокорным, призывая их к радованию... пришедши воспоем победные песни. Ибо воскликновение есть песнь о поражении врагов. Дает же сим псалмопевец разуметь, что Христос, вступив за нас в брань с противными силами, низложил их» (Св. Афан.). 2 . Предварим лице Его во исповедании. С Евр.: «Предстанем лицу Его с славословием, в песнях воскликнем Ему». «Как бы так говорит: прежде, нежели воссядет на суд, предварим исповеданием лице Его, т.е. Сына, и приобретем Его к себе благоволение» (Св. Афан.). «Принесем покаяние прежде, нежели наступило время наказания; и прежде, нежели произнесен на нас приговор, умилостивим Владыку; вознесем же Ему подобающее песнопение» (Бл. Феод.). 3 . С Евр.: «Ибо Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами». 4 . С Евр.: «В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же». 5 . С Евр.: «Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его». 6 . С Евр.: «Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вспомним, что многолетнее нечестие Ниневии Бог прощает всего лишь за 40 дней покаяния (см. книгу пророка Ионы). Уже в Ветхом Завете Господь исцеляет больных и воскрешает мертвых (см.3Цар.17:19-23, 4Цар.4:32-37, 4Цар.13:20-21, 4Цар:5,14, 4Цар.20: 2-7). Через царя Соломона Господь еще до Нагорной проповеди говорит о любви к врагам: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Прит.25:21). Можно приводить множество других ветхозаветных текстов, где Бог являет себя как любящий Отец, заботливый и внимательный Владыка мира и человека. Мы не говорим сейчас о жестокостях дохристианского времени, ибо они гораздо более известны и обговорены, чем те места, которые мы сейчас приводим. Важно понять, что Бог Авраама, Исаака и Иакова не только убивает, гневается, карает. Он любит, переживает, милует, терпит, исцеляет, воскрешает. А теперь посмотрим на Новый Завет. Новозаветный Бог способен не только любить, миловать, исцелять, воскрешать – но и гневаться, ненавидеть, наказывать, воздавать по заслугам, умерщвлять. На примере засохшей смоковницы Христос показывает, что в некоторых случаях Его сила может действовать разрушительно (см.Мф.21:19). На фарисеев Он взирает с гневом (Мк.3:5), дважды изгоняет торговцев из храма (см.Ин.2:13-16, Мф.21:12-13). В послании к Римлянам апостол Павел пишет: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим.1:18). Бог наш есть огнь поядающий (Евр.12:29); страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31) – читаем в послании к Евреям. В Новом Завете Господь, как и в Ветхом Завете, все так же ненавидит грех: Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Отк.2:6). Особо апостол Павел предупреждает о возможности наказания от Бога в послании к Евреям. Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр.10:26-29) Еще одно место: Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него] (Евр.2:2-3; подобные места: 12:25, 6:4-8). Здесь апостол имеет в виду непослушных евреев Исхода, которые были наказаны Богом еще в этой жизни, умерев в пустыне. Согласно мысли апостола, подобные наказания ожидают и нас, если мы пренебрежем новозаветными дарами Господа.

http://radonezh.ru/2018/04/19/nakazyvaet...

Иез.48:28 .  А подле границы Гада на южной стороне идет южный предел от Тамары к водам пререкания при Кадисе, вдоль потока до великого моря. Подобно северной границе (ст. 1), описывается и южная в евр. дословно по Иез.47.19 ; см. объяснение там. После «Гада» LXX: † «от восток». – «Южный предел», евр. темана, – Феман, см. объяснение там же. – «От Тамары», греч. απο Θαιμαν, слав. «от юга» (в XLVII гл. – «от Фемана»), – нередкое употребление этого слова, но не подходящее здесь. – «К водам пререкания при Кадисе» – греч. και υδατος βαρυμως Καδης, слав. «воды Варимоф-Кадиса», неточная транскрипция евр. мериват, в XLVII гл. правильно Маримоф, но там неточно «Кадим». – «Потока», евр. нахала означает и наследство, посему LXX: «наследия» (в XLVIÏ «продолжающееся»). Иез.48:29 .  Вот земля, которую вы по жребию разделите коленам Израилевым, и вот участки их, говорит Господь Бог. «По жребию», см. объяснение Иез.45.1 и Иез.47.22 . Как велики были уделы колен в представлении пророка? Если так точный в числовых данных пророк не указывает размера их, то должно быть потому, что их легко исчислить по даваемым им границам св. земли и величине священного участка. Протяжение св. земли от указанной пророком сев. границы до южной составит 3 1 3 геогр. градуса, ­­ 50 геогр. миль (350 верст ­­ 371 километр). Ширина священного участка, если единицею меры его является «трость» Иез.40.5 , составит 10–11 геогр. миль. На долю 12 колен остается таким образом ок. 40 геогр. миль, – каждому колену 3 13 мили. Длина участка с з. на в., равная ширине Ханаана от Иордана до Средиземного моря, около 11 миль (Следовательно, для князя по бокам священного участка остаются узкие полосы земли не более, чем в 1 2 мили шириной, при длине в 10 миль, ­­ ширине священного участка). Иез.48:30 .  И вот выходы города: с северной стороны меры четыре тысячи пятьсот; «Выходы» – тоц " от – трудно определить, чем отличается это понятие от «ворот», которым посвящен этот отдел: должно быть большею общностью: включает и стены, длина которых повторяется здесь (ст. 16; ср. Притч 4.23 ; см. объяснение Иез.42.11 ). Это как бы общее надписание отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010