200 об.–202 – поновление инокам; л. 202–204 – поновление священникам: л. 204–205 – поновление; л. 223 об.–227 – чин причащения больного; л. 226 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 226 об.–227 – поновление; л. 229–230 – молитва «от всякой скверны»; л. 230–232 об. – молитва разрешительная над умершим. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 144–145, 160, 190–191, 230–231; Приложения ко второму тому. С. 63–64, 74–75 (М-Соф. 839, л. 195 об.–197; Ж- Соф. 839 ; поновление инокам; поновление священникам; молитва «от всякой скверны»; молитва разрешительная над умершим). Соф. 845 . Служебник с требником. Первая треть XVI в. 4°. 288 + 111 л. Филиграни: 1) Рыба в картуше под крестом, тип: Брике, 12418–12421 (1515–1538 гт.); 2) Перчатка с цветком, вид: Брике, 11159, 11165 (1483, 1505 гг.); 3) Щит под короной, не отожд.; 4) Литера Р, вид: Брике, 8637, 8542, 8563 (1462, 1493, 1526 гг.); 5) Кувшин, фрагмент, тип: Брике, N° 12612–12617, 12621–12635 (1485–1555 гг.) Записи: л. 288 об. – «Служебник Верхотоемскои (?) волости Важского уезду А...витские (?) четверти»; л. 181 об. – тайнопись, нрзб. Содержание: л. 219–225 – чин исповеди; л. 219–220 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 848 ); л. 220 об.–221 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 221–222 – поновление мирянам, л. 225–230 – чин исповеди; л. 226 об.–227 – краткий вопросник (Кр-Свир. 91); л. 227–229 – поновление мирянам; л. 229–229 об. – поновление мирянам; л. 230–231 об. – чин исповеди вкратце; л. 231–231 об. – поновление краткое. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 108–109, 139–140 (чин исповеди, л. 219 225 – только молитвы; чин исповеди, л. 230–231 об. – только молитвы). Соф. 848 . Требник. Вторая четверть XVI в. 4°. 268 л. Филиграни: 1) Литера Р, не отожд.; 2) Литера Р с цветком, вид: Пиккар IV, VIII, 526 (1524 г.); 3) Лилия в щите с короной, близкий: Брике, 1820 (1526 г.); 4) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами, тип: Лихачёв, 2974 (1557 г.). Запись: л. 268 об. – «Города Устюга на церкве Петра и Павла» (скоропись в ). Содержание: л. 106–107 – чин причащения больного; л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

В 1521 году папа и большинство итальянских государств встали на сторону императора в войне против французов за наследное владение Бургундией. Предмет конфликта состоял в том: должна ли относиться Бургундия к Франции или к Германско-римской империи? К союзу примкнули английский король Генрих VIII и австрийский эрцгерцог Фердинанд. Эта коалиция означала серьезную опасность для державных позиций централизованной абсолютной монархии Франциска I. Характерно, что война за Бургундию протекала на территории Италии. Армии Франциска I дошли до Неаполя, стремясь отобрать у испанцев наследные земли Анжу. После смерти папы Адриана произошло изменение и в папской политике. Борьба на конклаве между прогабсбургской и профранцузской партиями окончилась в пользу сторонников французов, и на папский престол был избран племянник Льва Х - Джулио Медичи, взявший имя Климента VII (1523-1534). Папа Климент начал проводить профранцузскую политику, так как считал, что испанская держава более опасна для Италии. Во время правления Климента VII в Риме господствовало предчувствие гибели. Все ненавидели папу, город «оккупировали» проповедники-монахи, предсказывавшие скорый конец света и называвшие Климента VII Антихристом. Против профранцузского папы снова взбунтовалась гибеллинская партия Колонна. Во главе недовольных встал бывший полководец Юлия II кардинал Помпео Колонна, которого император Карл V прельщал тем, что в случае устранения Климента его сделают папой. Когда в 1526 году на поле сражения под Мохачом был истреблен цвет населения средневековой Венгрии, а также ее высшего духовенства, римский папа бежал от Колонна в Замок Святого Ангела. В ходе первой испанско-французской войны (1521-1526) Франциск I завоевал в 1524 году Милан. Тогда папа открыто присоединился к антииспанскому союзу Франции и Венеции. Этот его шаг в значительной степени способствовал тому, что в Германии большинство господствующего класса встало на сторону Реформации. Война закончилась в 1525 году поражением Франциска I; императорские войска разгромили осаждавшую Павию французскую армию. Сам французский король попал в плен, и лишь ценой тяжелых условий мира ему удалось освободиться.

http://sedmitza.ru/lib/text/441653/

Фиаско профранцузского папы привело к тому, что на заседании Шпейерского рейхстага, проходившем под председательством замещавшего императора Фердинанда Габсбурга, который, к слову сказать, сочувствовал реформам, было принято постановление, устанавливающее, что в пределах своих территории (княжеских, городских) соответствующие власти определяли и «свою» религию. Тем самым постановления Вормского рейхстага объявлялись утратившими силу, и могла начаться организация лютеранской церкви как государственной. По инициативе папы Медичи в 1526 году итальянские города (Флоренция, Милан, Венеция) заключили союз с Францией против растущего могущества Испании. Папа же потому стал во главе так называемой Коньякской лиги, что не без основания видел в императоре опасность для своей верховной власти, так как император мог военным путем подавить реформы и созвать вселенский собор. В ходе второй испанско-французской войны (1526-1529) императорские войска, перевалив через Альпы, устремились к югу, для захвата Неаполя. Состоявшая по большей части из лютеранских ландскнехтов и испанских наемников армия, чтобы наказать папу, взяла штурмом Рим. В глазах современников разгром и грабеж Рима (Sacco di Roma) явились знамением времени. Спасаясь от грабящих и убивающих наемников, папа бежал в Замок Святого Ангела. После «Sacco di Roma» в Италии на целое столетие установилась испанская гегемония. В конце концов война - за счет отхода от коалиции Генуи - снова завершилась победой императора. Губительные для Италии войны Карла V с Франциском I временно закончились в 1529 году миром в Камбре. Папа в интересах сохранения господства клана Медичи во Флоренции помирился с императором, и они объединились для борьбы против Реформации. По условиям заключенного мира французы получили назад Бургундию, но должны были отказаться от своих итальянских претензий; Сицилия и Неаполь стали непосредственно испанскими владениями. Господство кланов Сфорца в Милане и Медичи во Флоренции стало возможным только под эгидой испанского королевства. Вместо реставрации Германско-римской империи возникла средиземноморская испанская империя, ставшая базой феодальной реакции против Реформации. Однако распространить испанскую гегемонию на север от Пиренеев и Альп не удалось. Испанская гегемония была освящена папой, когда он в 1530 году в Болонье, второй столице пап, водрузил на голову Карла V императорскую корону.

http://sedmitza.ru/lib/text/441653/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Камерарий. Гравюра И. Я. Хайда. XVIII в. [лат. Camerarius; наст. фамилия Камермайстер; нем. Camermeister] Иоахим (12.04.1500, Бамберг - 17.04.1574, Лейпциг), нем. гуманист, приверженец лютеран. Реформации, , филолог, церковный историк и педагог. Род. в Бамберге в аристократической семье. Обучался в Лейпцигском ун-те, где в совершенстве овладел древнегреч. языком и получил степень бакалавра (1516); в 1518-1521 гг.- в Эрфуртском ун-те, где состоял в кружке гуманистов и получил степень магистра искусств (1520). С сент. 1521 по 1522 г. преподавал и учился в Виттенбергском ун-те, где познакомился с Ф. Меланхтоном и стал одним из самых близких его друзей и доверенных корреспондентов. Именно в письмах К., написанных по-гречески, Меланхтон характеризовал решение Лютера жениться как проявление «слабости» и «легкомыслия» (это письмо от 16 июня 1525 без купюр и искажений было опубликовано только в 1876). С 1526 г. преподаватель греч. языка и рим. истории во вновь основанной гимназии в Нюрнберге. С 1528 г. издавал многочисленные учебные пособия на лат. и древнегреч. языках. Был убежден в особой значимости греч. языка для правильного понимания христ. веры и ориентировал учащихся на активное овладение им, а для этого, в частности, писал учебные тексты гекзаметром по-гречески (см. совр. комментированное переизд.: Eclogae: mit Übers. und Komment.: [Text in German, Greek, and Latin]/Hrsg. L. Mundt. Tüb., 2004). Как секретарь гр. Альбрехта фон Мансфельда участвовал в рейхстаге в Шпайере (1526). В 1530 г. присутствовал на рейхстаге в Аугсбурге, где состоялось публичное чтение Аугсбургского исповедания . Его записи, сделанные во время оглашения ответной католич. Конфутации И. Экка , стали главным источником для Меланхтона на начальном этапе работы над «Апологией Аугсбургского исповедания», т. к. имп. Карл V запретил публиковать Конфутацию. С 1535 г. профессор в Тюбингенском ун-те. После победы Реформации в герц-стве Саксонском принял приглашение Лейпцигского ун-та и был там профессором с 1541 г.

http://pravenc.ru/text/1470111.html

Торжественный въезд имп. Карла V с франц. кор. Франциском I и кард. Алессандро Фарнезе в Париж в 1540 г. Фрагмент росписи. 1557–1566 гг. Худож. Т. Дзуккари (Вилла Фарнезе, Капрарола) К 1519 г. относится открытое соперничество монархов - К. и Франциск I были претендентами на титул императора. Избрание К. императором и объединение под его властью огромной державы изменили характер борьбы в Италии: крупные военные конфликты теперь порождали не противоречия между итал. гос-вами, а противостояние франц. монарха и императора; европ. правителям, пытавшимся решить в ходе Итальянских войн свои проблемы, приходилось выбирать между ними. В нач. 20-х гг. XVI в. союзниками К. были англ. кор. Генрих VIII и папа Римский Лев X, удовлетворенный тем, что император возглавил в Германии борьбу с Реформацией. 4-я из Итальянских войн, или 1-я франко-габсбургская война (1521-1526), шла гл. обр. за обладание Миланом, но боевые действия велись и на территории Сев. Франции, и на франко-испан. границе, когда французы, воспользовавшись восстанием Комунерос, вторглись в испан. Наварру. В нояб. 1521 г. армия К. вступила в Ломбардию и захватила Милан. Франц. войска были разбиты при Бикокке (27 апр. 1522). Папа Римский занял Парму и Пьяченцу, испан. армия оккупировала Геную. В июле 1522 г. англичане из остававшегося под их властью Кале атаковали французские Бретань и Пикардию, а К. вторгся в Юж. Францию через Пиренеи. В сент. 1523 г. английская армия под командованием Чарлза Брандона, герц. Саффолка, из Кале дошла почти до Парижа, но, не дождавшись действий имп. войска, отступила. В февр. 1524 г. К. отбил у французов г. Фуэнтеррабия. Франциску I удалось собрать новую армию, и в окт. 1524 г. она перешла через Альпы и двинулась к Милану. 24 февр. 1525 г. французы были разбиты К. в битве при Павии и король попал в плен. В плену, в Мадриде, Франциску I пришлось подписать мирный договор (янв. 1526): франц. король отказывался от претензий на итал. владения и от прав на Бургундию, а также обещал оказывать императору помощь в борьбе с протестантами (Мадридский договор не был ратифицирован во Франции).

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Вскоре последовательницами Л. стали дамы из знатных семейств Каталонии и монахини обители св. Клары; он занимался просветительской деятельностью: преподавал катехизис, выступал в качестве духовного наставника. Л. изучал латынь под рук. бакалавра искусств Жеронимо де Ардевола и планировал продолжить образование в цистерцианском мон-ре в Манресе, но через 2 года покинул Барселону и по совету учителя отправился в ун-т в Алькала-де-Энарес (Fontes narrativi. 1943-1960. Vol. 1. P. 438). Вероятно, он прибыл туда не позднее весны 1526 г. и поступил на фак-т искусств, где учился под рук. Мартина Олаве, к-рый впосл. преподавал в Парижском ун-те, а затем вступил в Об-во Иисуса. Согласно «Автобиографии», одновременно с изучением тривиума Л. осваивал богословие по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Тогда же он организовал кружок, члены к-рого практиковали «духовные упражнения и утверждение христианской веры» (Ibid. P. 442-444). Необычные духовные практики привлекли внимание церковных властей: осенью 1526 - весной 1527 г. представители архиепископа Толедо, а затем генеральный викарий Алькала-де-Энарес провели следствие (в некоторых ранних биографиях ошибочно названное инквизиционным процессом) по делу Л. и его единомышленников. Высказывались подозрения в их симпатии к учению Эразма Роттердамского , популярному в испан. университетской среде, но в ходе процесса было выдвинуто более серьезное обвинение в причастности к мистической секте «просвещенных» (alumbrados; см. Алюмбрады ). Следователи долго выслушивали показания свидетелей, гл. обр. женщин - последовательниц Л. Во время 3-го процесса (апр.-май 1527) Л. провел в тюрьме 42 дня. 1 июня был вынесен приговор: тяжкие обвинения не нашли подтверждения, но Л. должен был носить светскую одежду вместо облачения, подобного монашескому; под угрозой отлучения от Церкви в течение 3 лет ему запрещалось преподавать, проповедовать и рассуждать о вопросах католической веры (Scripta de S. Ignatio. Vol. 1. P. 621-622). С разрешения архиепископа Л.

http://pravenc.ru/text/2110661.html

Город подвергся осаде войск изгнанного епископа Мюнстера. После смерти Матиса оборону возглавил Иоанн Лейденский, к-рый был провозглашен царем. Деньги упразднили, в городе производился только натуральный обмен. Драгоценные металлы население было обязано сдать на общественные нужды. Ссылаясь на тексты ВЗ, руководители анабаптистов ввели многоженство. Этот опыт, однако, привел к такой разнузданности, что Иоанну Лейденскому пришлось смириться с его отменой. Царь Мюнстера правил жестоко, установив по сути теократический режим. Иконы и церковные украшения изымались, из книг рекомендовалось оставить одну Библию. Отказавшихся перекреститься изгоняли из города, а их имущество конфисковывали. Несмотря на попытку единоверцев оказать Мюнстеру помощь, он был окружен, к войскам епископа присоединились также отряды императора, и в июне 1535 г. город был взят. Руководителей мюнстерских анабаптистов жестоко пытали, а затем казнили, в Мюнстере был восстановлен католицизм. С 1526 г. по решению рейхстага имперские чины получили разрешение до всеобщего синода вести себя в религ. вопросах так, «как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством». Т. о. снималась необходимость выполнения Вормсского эдикта 1521 г., предписавшего жесткие меры против «лютеранской ереси». Князья, разделявшие взгляды Лютера, использовали эту ситуацию для укрепления позиций «евангелизма». Широкое развитие в их землях получили переустройство школ и церковные визитации. По программе, разработанной Лютером и его ближайшим соратником Меланхтоном, а также др. поборниками умеренной Реформации, осуществлялась проверка деятельности учителей, университетских преподавателей и клира. Их обязывали действовать в духе санкционированной княжеской властью лютеровской Реформации. Первые церковные визитации были проведены в 1526 г. в Саксонии комиссиями из теологов и юристов. В это же время начался процесс секуляризации церковного имущества, часть к-рого перешла в собственность дворян и горожан, часть по распоряжению властей была направлена на содержание лютеран.

http://pravenc.ru/text/529064.html

В таинстве Е. Кальвин выделял также «значение», «материю» (или субстанцию) и «действие». «Значение» заключается в обетовании спасения, «материя» таинства - это крестная смерть и воскресение Иисуса Христа, «действие» - искупление, оправдание, освящение, вечная жизнь. На Вечере под знаками хлеба и вина истинно дан Сам Иисус Христос, но Он не связан с материей хлеба. Не следует низводить Христа к тленным элементам и представлять Его в бесконечном теле, пребывающем во множестве мест одновременно (как это делал Лютер), поскольку это противоречит истинности Его человеческого естества. Лютеран. формула «в хлебе, вместе с хлебом, под видом хлеба» - недопустима. Е. приносит утешение и укрепляет веру. Она - залог, к-рый удостоверяет нас в любви Божией к нам. Е. является приобщением к полноте жизни и необходима для поддержания той жизни, к-рую Бог породил в нас Своим Словом. Е.- это пища для души. На практике Кальвин считал возможным использование любого хлеба - как квасного, так и пресного, а также любого вина ( Elwood Chr. The Body Broken: The Calvinist Doctrine of the Eucharist and the Symbolization of Power in 16th-Cent. France. N. Y., 1999). Протестантские мессы Первый реформированный чин мессы был составлен в 1521-1522 гг. в Виттенберге Карлштадтом. Затем в 1522 г. в Нёрдлингене вышла «Евангелическая месса» К. Канца, к-рую в 1524 г. переиздали в Вормсе с нек-рыми изменениями. В том же году в Страсбурге Теобальд Шварц издал «Немецкую мессу». В 1525 г. в Нюрнберге напечатал свой чин мессы Андреас Дебер. Лютер составил 2 чина - в 1523 г. «Формулу мессы» и в 1526 г. «Немецкую мессу». После этого в лютеран. евангелической традиции появились десятки реформированных чинопоследований (их принято делить на 4 семьи: Бугенхагенские чины, Мекленбургский чин, Нюрнбергские, Страсбургские чины). Особые чинопоследования были составлены Т. Мюнцером в 1524 г. и Цвингли в 1525 г. В реформатской традиции чинопоследования Вечери Господней были изданы в 1526 г. в Базеле (Эколампадием), в Вюртемберге в 1536 и 1553 гг., в Женеве в 1542 г.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Формально Л. не занимал к.-л. высоких должностей и оставался простым проповедником и профессором ун-та, однако он пользовался непререкаемым авторитетом как среди лютеран. теологов и пасторов, так и среди покровительствовавших лютеранству герм. и европ. князей и государей. В Виттенберге вокруг Л. сложился большой круг единомышленников, в к-рый входили Меланхтон, Амсдорф, Йонас, Агрикола (до разрыва с Л. в 1541 г.), И. Бугенхаген (1485-1558) и мн. др. Исполняя просьбы европ. правителей и городских советов, Л. нередко направлял своих друзей и учеников в их владения для проведения церковных реформ; одни из проповедников после создания лютеран. церковных общин возвращались в Виттенберг, другие навсегда оставались в основанных ими общинах. Сам Л. большую часть времени проводил в Виттенберге; однако по мере необходимости он совершал поездки по Саксонии, а также посещал другие протестантские княжества Германии для проповеди и распространения лютеран. учения, проверки состояния церковной жизни в лютеран. общинах, переговоров со светскими правителями, пасторами, теологами и т. п. (обзор церковной и политической деятельности Л. и его последователей в 20-40-х гг. XVI в. см. в историческом разделе ст. Лютеранство ; далее рассматриваются только частная жизнь Л. и его деятельность как проповедника, преподавателя и теолога). М. Лютер и Катарина фон Бора. 1526 г. Худож. Л. Кранах Старший (Гос. музей, Шверин) М. Лютер и Катарина фон Бора. 1526 г. Худож. Л. Кранах Старший (Гос. музей, Шверин) В 1525 г. после долгих раздумий Л. вступил в брак с Катариной фон Борой, бежавшей из мон-ря монахиней. Долгое время Л. удерживало от брака опасение, что он станет объектом насмешек и порицаний противников, однако он все же решился на этот шаг, опираясь на многочисленные примеры друзей и на собственные теоретические рассуждения о необходимости брака для христианина. Брак Л. был счастливым; в нем родились 6 детей (2 скончались в детском возрасте). В качестве резиденции Л. был предоставлен упраздненный виттенбергский мон-рь августинцев-еремитов; кроме семейства Л.

http://pravenc.ru/text/2561088.html

в городах): Хайльбронн (ок. 1528), Исни (ныне Исни-им-Алльгой) (1529), Кемптен (1525-1529), Констанц (1527), Линдау (1528; в городе проповедовали преимущественно последователи У. Цвингли), Мемминген (1525), Нёрдлинген (1529), Ройтлинген (1521-1528), Санкт-Галлен (1526), Страсбург (1521-1524); Нюрнберг (1525), Ульм (1529), Виндсхайм (ныне Бад-Виндсхайм) (1525). Представители свободных и имперских городов Кёльна и Франкфурта-на-Майне подписали «Протестацию», однако впосл. отозвали свои подписи. Лютеранские церковные реформы к нач. 30-х гг. были проведены и во мн. др. городах Германии, в т. ч. во входивших в Ганзейский союз Магдебурге (1524), Штральзунде (1525), Целле (1526), Госларе (1528), Брауншвайге (1529), Гёттингене (1529), Гамбурге (1529), Любеке (1530) и др. (см.: Lau, Bizer. 1969. S. 43-47; подробный анализ реформационных процессов на территориях Свящ. Римской империи см.: Die Territorien des Reichs im Zeitalter der Reformation und Konfessionalisierung. 1989-1997. 7 Bde). «Протестация» продемонстрировала значительное усиление политических покровителей Л., к-рые были готовы при необходимости встать на защиту своего религиозного выбора. Лютер, одобряя консолидацию протестант. сил, вместе с тем призывал протестант. князей к осторожности. Он предостерегал не только от прямых военных действий против католич. князей и императора, к-рые считал недопустимыми по религ. причинам, но и от заключения открытого и широкого политического союза, опасаясь, что католики используют это как повод для начала вооруженной борьбы с Л. Аугсбургский рейхстаг 1530 г. был 1-м имперским совещанием после Вормсского рейхстага 1521 г., на котором имп. Карл V присутствовал лично. Император нуждался в поддержке протестант. князей для борьбы с Османской империей, которая вела успешную военную кампанию в Вост. Европе и в Австрии, угрожая герм. землям, поэтому первоначально он рассчитывал, что в ходе рейхстага удастся выработать некое компромиссное решение религ. проблемы, расколовшей Германию. По поручению курфюрста Иоганна весной 1530 г.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010