сначала заключил с Францией и Венецией секретное соглашение о «мире и дружбе» (12 дек. 1524), а затем ратифицировал его (2 или 4 янв. 1525). Это соглашение должен был скрепить брак племянницы папы, Екатерины Медичи, и сына Франциска I, буд. франц. кор. Генриха II (1547-1559). Ситуация кардинально изменилась после битвы при Павии (24 февр. 1525): французы были разбиты, король попал в плен, практически все итал. гос-ва перешли под контроль императора, а Рим оказался во власти знатных семейств Орсини и Колонна. Папа пытался привлечь к союзу против императора англ. кор. Генриха VIII, но затем отказался от этой идеи. В марте 1525 г. он начал переговоры с вице-королем Неаполя Шарлем де Ланнуа и в обмен на денежные выплаты добился обещания, чтобы имп. войска не вводились в папские владения (достигнутые к 1 апр. договоренности не были ратифицированы императором). Климент VII, папа Римский. Ок. 1526 г. Худож. С. дель Пьомбо (музей Каподимонте, Неаполь) Климент VII, папа Римский. Ок. 1526 г. Худож. С. дель Пьомбо (музей Каподимонте, Неаполь) По инициативе королевы-регентши Луизы Савойской, правившей во Франции, пока Франциск I находился в плену в Мадриде, велись переговоры с Папским престолом и с Венецией о создании союза против императора. Тем временем в результате переворота (14 окт. 1525) власть в Милане захватили испанцы. К. заявил о своем категорическом несогласии с тем, чтобы Миланское герц-ство и Неаполитанское королевство находились в руках одного правителя. Император, казалось, был готов пойти на уступки, и К. под влиянием своих советников обещал, что в течение 2 месяцев не будет принимать никаких мер против императора (соглашение от 12 дек. 1525). И хотя позднее, уже после подписания Мадридского мирного договора между Испанией и Францией (14 янв. 1526), именно папа настаивал на том, что франц. король мог не выполнять его условия, т. к. согласился на них, находясь в плену, доверие к папе, как к союзнику, вероятно, было утрачено. 22 мая 1526 г. было заключено соглашение о создании союза против императора (т.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Стала независимым гос-вом Бенгалия. К югу от р. Кришна возникло новое индусское гос-во Виджаянагар, успешно противостоявшее попыткам Бахманидов продвинуться на юг. Позже гос-во Бахманидов распалось на 5 султанатов: Берар (1490-1574), Ахмаднагар (1490-1637), Биджапур (1490-1686), Бидар (1525-1619), Голконду (1518-1687). Коалиция этих султанатов в 1565 г. сумела разгромить Виджаянагар. Юг И. был поделен между Биджапуром и Голкондой. Ставшие султанами в Дели Сайиды (1414-1451) считали себя вассалами Тимуридской империи. Они и сменившие их Лоди (1451-1526) не смогли восстановить власть Дели над территориями за пределами Ганго-Джамнского двуречья. Сложившаяся ситуация позволила правителю Кабула Захир-ад-дину Бабуру сравнительно легко захватить Дели и основать новое гос-во. Империя Великих Моголов (1526-1707) Бабур принадлежал к династии Тимуридов, а его мать происходила из рода Чингисхана. Это давало ему как бы двойное право стать правителем. Он не смог отстоять власть в вотчине Тимуридов - Центр. Азии, был вытеснен в Афганистан, откуда и отправился завоевывать И. 21 апр. 1526 г. произошло сражение при Панипате (к северу от Дели). Султанская армия была полностью разбита, и Бабур занял Дели. Правление его было недолгим (1526-1530), но он стал основателем династии, в европ. историографии именующейся Великими Моголами. Государство процветало, пока правили 6 падишахов, вполне заслуживающих титул Великих Моголов: Бабур, Хумаюн (1530-1540, 1555-1556), Акбар (1556-1605), Джахангир (1605-1627), Шах Джахан (1628-1658) и Аурангзеб (1658-1707). Хумаюн правил с перерывом в 15 лет. В эти годы власть в Дели захватил афганский род Сур, наиболее яркий представитель к-рого Шер-шах успел провести неск. адм. и налоговых реформ, значительно укрепивших гос-во. Вернувшийся на престол после смерти Шер-шаха Хумаюн и его сын Акбар во многом продолжили мероприятия Суров. Подлинным создателем империи - ее адм. устройства, налоговой системы, организации господствующего класса - явился Акбар, к-рый всю жизнь воевал.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Магдебургский и Майнцский; Эрих I (1470-1540), герц. Брауншвейг-Люнебургский; Генрих II (1489-1568), герц. Брауншвейг-Вольфенбюттельский, и др. Протестант. князья незамедлительно ответили на католический вызов; в нач. 1526 г. был образован Торгауский союз (Torgauer Bund), во главе которого встали Иоганн, курфюрст Саксонский, и Филипп I (1504-1567), ландграф Гессенский. Обращение ландграфа Филиппа в Л. оказало важное влияние на дальнейшую судьбу лютеран. движения в Германии: ландграф энергично занимался защитой лютеран. интересов, используя для этого свои дипломатические таланты и связи. В 1526 г. он положил начало церковным реформам в ландграфстве Гессен; был создан синод, к-рый состоял из всех пасторов Гессена и следил за чистотой проповеди; назначение новых пасторов происходило с одобрения ландграфа. В 1527 г. конфискованные у упраздненных мон-рей здания и денежные средства были использованы для содержания основанного ландграфом Марбургского ун-та, к-рый вскоре стал одним из важнейших интеллектуальных центров Л. Объединение курфюрста Иоганна и ландграфа Филиппа позволило заблокировать антилютеран. политические маневры Дессауского союза. На рейхстаге в Шпайере в 1526 г. южногерм. католич. князья не поддержали Дессауский союз и заняли нейтральную позицию, вслед. чего под давлением лютеранских князей рейхстаг принял решение приостановить действие Вормсского эдикта и не подвергать лютеран преследованиям до рассмотрения их учения буд. церковным Собором. М. Лютер и Ф. Меланхтон. 1558 г. Худож. Л. Кранах Младший (Художественный музей Сев. Каролины, США) Ставший правителем курфюршества Саксония в 1525 г., после смерти брата, курфюрст Иоганн проявлял значительное внимание к церковным и религ. вопросам. Являясь убежденным последователем Лютера и целиком разделяя его религ. идеи, курфюрст Иоганн всесторонне поддерживал распространение Л. на подвластной ему территории. По его указанию с нач. 1526 г. гос. чиновники и лютеранские проповедники стали совместно совершать т. н. визитации - поездки по саксонским приходам с целью проверки состояния церковной жизни и уровня подготовки пасторов.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

В XVI-XVII вв. отношения Г. с католич. Церковью складывались под влиянием Реформации . Религ. искания нем. реформаторов скорее всего не интересовали ни Карла, к-рый родился, вырос и большую часть жизни провел за пределами Германии, ни его младшего брата Фердинанда (1503-1564; с 1521 наместник в Германии, с 1556, коронован в 1558, имп. Фердинанд I). Г. остались верны католич. Церкви, приложив усилия к тому, чтобы восстановить ее позиции и авторитет. Карл V был увлечен идеей создания универсальной монархии (monarchia universalis) - системы власти, к-рая позволила бы преодолеть раздробленность Европы, полагая, что политическое господство единого монарха обеспечит мир внутри христ. сообщества и мобилизацию сил для борьбы с османской угрозой. Противоречия между интересами Г. и Франции, их борьба за доминирование в Европе привели к Итальянским войнам (1494-1559). Вместе с тем в религ. политике Карла V прослеживается стремление к подчинению Церкви монарху и меньшей ее зависимости от Рима. Карл V стремился к централизации составных частей империи и, вероятно, к установлению в Германии национальной Церкви на манер Франции (см. ст. Галликанизм ). Впервые столкнувшись с учением М. Лютера на Вормсском рейхстаге (1521) и принимая решение о запрещении нового учения и преследовании его адептов, император рассчитывал на поддержку папы Льва Х . Однако на территории Римско-Германской империи, в т. ч. и в Австрии, Вормсский эдикт, как правило, не выполнялся. В 1523 г. эрцгерц. Фердинанд издал указ против последователей Лютера и одновременно поручил Венскому еп. Иоганну Ревеллису возглавить судебную курию против еретиков. Одна из статей Мадридского мира с Францией (1526) предусматривала совместные действия франц. короля и императора по искоренению лютеранства . Но Франция, папа Климент VII , Англия, Венеция, Флоренция и Милан, опасавшиеся усиления императора, объединились в Коньякскую лигу (1526-1529) и не позволили приступить к реализации проекта. На Шпайерском рейхстаге (1526), наоборот, было принято решение о возможности свободно выбирать веру до решений буд. Собора. В 1527 г. император взял реванш, допустив, несмотря на формальное осуждение, захват и разграбление Рима наемными войсками (Sacco di Roma), заняв большую часть папских владений и нанеся поражение франц. войскам у Неаполя (1528). Были заключены мирные договоры с папой Римским (Барселонский мир, май 1529) и франц. кор. Франциском I (Камбре, авг. 1529), где также декларировались намерения совместной и решительной борьбы с ересью. Вернувшись в Германию, Карл V издал эдикт против лютеран, игнорируя компромисс, достигнутый в 1526 г. На Шпайерском рейхстаге (1529) лютеране заявили протест против попыток навязать им позиции католич. большинства рейхстага и отказались подчиниться императору; он был готов прибегнуть к силе. Но этому помешала осада турками Вены (1529).

http://pravenc.ru/text/161215.html

XV в.) активно развивалась ксилография и гравюра на меди (М. Шонгауэр, серия «Страсти Господни» и др.). «Богоматерь в беседке из роз». Худож. С. Лохнер. 40-е гг. XV в. (Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн) «Богоматерь в беседке из роз». Худож. С. Лохнер. 40-е гг. XV в. (Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн) В нем. архитектуре эпохи Возрождения (XVI в.) ведущую роль стало играть светское зодчество. В ряде случаев старые готические формы дополнялись новым ренессансным декором. Под влиянием Италии быстрее развивалась архитектура юга и запада Г. (капелла, дом банкиров Фуггеров и поселок их ремесленников Фуггерай в Аугсбурге, все - 1509-1523; флигель Оттона Генриха в замке курфюрстов в Гейдельберге, 1556-1559; портик ратуши в Кёльне, 1569-1573, архит. В. Фернуккен). В кон. XVI - нач. XVII в. совмещение принципов искусства Возрождения и раннего барокко проявилось в творчестве Э. Холля (цейхгауз, 1602-1607, ратуша в Аугсбурге, 1615-1620). С появлением протестантизма и контрреформации развитие церковного зодчества замедлилось (капелла замка Торгау, 1543-1544, архит. Громан; иезуитская Санкт-Михаэльскирхе в Мюнхене, 1583-1597, архит. Ф. Сустрис). В изобразительных искусствах Г. разграничить традиции готики и Возрождения достаточно сложно. В 1-й пол. XVI в. идеи гуманизма и стремления к реалистической передаче действительности (А. Дюрер, «Четыре апостола», 1526, Старая пинакотека, Мюнхен; Л. Кранах Старший, «Мученичество св. Екатерины», 1506, Художественная галерея, Дрезден; пейзажи А. Альтдорфера) соседствовали с готической экспрессией (Грюневальд, Изенхаймский алтарь, 1512-1516, Музей Унтерлинден, Кольмар; Х. Бальдунг Грин, алтарь собора во Фрайбурге-им-Брайсгау, 1512-1516). Только портретист Х. Хольбейн Младший (1498-1543) был свободен от готической традиции. В то же время развивалось искусство офорта (Д. Хопфер, изобретение техники ок. 1504 г.; Дюрер; Альтдорфер). «Четыре апостола». Худож. А. Дюрер. 1526 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) «Четыре апостола». Худож. А. Дюрер. 1526 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) Нем. скульптура XVI в. в большой степени сохранила угловатость форм поздней готики (Т. Рименшнайдер, нюрнбергские скульпторы Ф. Штос в Польше, А. Крафт, П. Фишер). Стиль ренессанс характерен для пластики К. Мейта, А. и Х. Даухеров.

http://pravenc.ru/text/529057.html

в Регенсбурге по инициативе кард. Л. Кампеджо ( Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 8. Pars 2. P. 907-913). Папа призвал нем. епископов бороться с новыми учениями, принимать меры против тех, кто способствуют их распространению, невзирая на сан и чин. К. неоднократно напоминал прелатам о необходимости постоянно находиться в своем диоцезе и разрешил кард. Маттеусу Лангу фон Велленбургу, князю-архиеп. Зальцбурга, не покидать немецких земель даже для участия в конклаве в случае вакации Папского престола. Несмотря на просьбы герц. Фердинанда Габсбурга, управлявшего герм. землями империи Габсбургов в отсутствие Карла V, папа не отправил легата на рейхстаг в Шпайере (лето 1526). По решению рейхстага князья могли действовать в церковных вопросах по своему усмотрению, что фактически приостанавливало действие Вормсского эдикта и давало князьям право определять как свою веру, так и веру своих подданных. После того как К. присоединился к Коньякской лиге, Карл V попытался восстановить союзнические отношения с Папским престолом, но 23 июня 1526 г. папа отправил императору бреве «Non opus esse credimus», где изложил историю отношений с императором и, оправдывая изменения в политике Папского престола, сурово и далеко не беспристрастно упрекал его за недостойные дела (Monumentorum ad historiam Concilii Tridentini. 1782. P. 240-246). Уязвленный тоном папского бреве Карл V, в тот момент находившийся в Испании, поручил своему секретарю Альфонсо де Вальдесу составить ответ, в к-ром против папы выдвигались обвинения, дававшие каноническое обоснование коллегии кардиналов для созыва Собора даже вопреки воле понтифика (подписан 17 сент. 1526; утвержден королевским советом; Ibid. P. 247-288). Этот документ, а также послание кардиналам с изложением этих канонических обоснований (от 6 окт. 1526) были доставлены в Рим и вручены лично К., к-рый, испугавшись, так и не показал никому оригиналы, а лишь кратко изложил содержание документов на консисториях 21 и 29 дек. По инициативе папы была создана комиссия для решения вопроса о Соборе.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

н. Коньякская лига), объединившего франц. короля, папу Римского, герцога Миланского (завоевав в 1526 Милан, Карл V сделал герцогом Миланским Франческо II Сфорца), Венецию. В соответствии с союзническими обязательствами К. выдвинул папские войска к Пьяченце; запретил римским банкирам и купцам заключать сделки с подданными императора; предоставил франц. королю финансовую помощь, в т. ч. для выкупа франц. принцев крови, к-рые в качестве заложников вместо плененного кор. Франциска I находились в Мадриде. Однако союзники терпели неудачи; 25 июля были разбиты войска, выступившие против Сиены. Тем временем имп. посол Уго де Монкада, хотя и не преуспевший в том, чтобы уговорить К. отказаться от поддержки Коньякской лиги, организовал в Риме заговор. Его участники, прежде всего кард. П. Колонна, вице-канцлер Папского гос-ва, смогли убедить папу сократить расходы и значительно уменьшить численность рим. гарнизона. 20 сент. 1526 г. Рим захватили прибывшие из Неаполя отряды императора. К. укрылся в замке Св. ангела, откуда обратился к союзникам с просьбой о помощи; папская сокровищница была разграблена. Сместить К. с Папского престола не удалось, и императору пришлось принести извинения понтифику за непочтительные действия. Папа собрал армию в 7 тыс. чел., для ее содержания был установлен особый налог с духовенства Рима и Тосканы. В нояб. К. начал судебный процесс против членов рим. семейства Колонна и др. участников заговора, владения которых должны были подвергнуться конфискации для военных целей. Кард. П. Колонна был смещен с занимаемых должностей, лишен кардинальского достоинства и всех бенефициев. Осада замка Св. ангела. Гравюра серии " Двенадцать побед Карла V " (Л. 4). 1555 г. (Гравюрный кабинет, гос. художественное собрание, Дрезден) Осада замка Св. ангела. Гравюра серии " Двенадцать побед Карла V " (Л. 4). 1555 г. (Гравюрный кабинет, гос. художественное собрание, Дрезден) В кон. нояб. 1526 г. отряды нем. ландскнехтов под командованием Г. фон Фрундсберга перешли через Альпы и направились к Риму.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

1480-1541), который вместе с М. Буцером (1491-1551) возглавлял реформационное движение в этом городе и руководил местной протестант. общиной. С целью избежать возможного преследования со стороны франц. властей Л. д " Э. и Руссель скрывались под вымышленными именами; известно, что Л. д " Э. выбрал себе псевдоним Антоний Пилигрим (Peregrinus, т. е. Странник). В Страсбурге Л. д " Э. продолжил переводить Библию на франц. язык, приступив к работе над книгами ВЗ. Он встречался и вел беседы с представителями франц., нем. и швейц. реформационного движения: Ф. Ламбером (1487-1530), Б. Вольфхартом ( 1543) и др.; в этот период в городе также жили и проповедовали его ученики и бывшие сотрудники Фарель и д " Аранд. Активного участия в религ. жизни Страсбурга Л. д " Э. не принимал; Руссель в письмах с восхищением отзывался о проводимых Капито и Буцером церковных и литургических реформах, однако об отношении к ним Л. д " Э. ничего не известно (см.: Bedouelle. 1976. P. 107-109). Весной 1526 г. Л. д " Э. получил от кор. Франциска I приглашение вернуться во Францию и сразу же принял его. То, что Л. д " Э. предпочел вернуться к жизни ученого-гуманиста во Франции, а не заниматься евангельской проповедью и проведением церковных реформ там, где для этого существовали благоприятные условия, свидетельствует о том, что радикальные реформационные устремления нем. и швейц. проповедников не были ему близки. Покинув Страсбург в сер. апр. 1526 г., Л. д " Э. на пути во Францию посетил Базель, где встретился с И. Эколампадием (1482-1531), возглавлявшим местную протестант. общину, а также с жившим в этот период в Базеле Эразмом Роттердамским. 29 июня 1526 г. Л. д " Э. прибыл в Блуа ко двору кор. Франциска I. Вскоре он занял место библиотекаря в королевском замке; с этого времени офиц. должность и близость к королю служили для Л. д " Э. надежной защитой от нападок противников. Эразм Роттердамский в одном из писем с удовлетворением замечал: «Иаков Фабер с почетом призван обратно во Францию, откуда прежде бежал из-за страха, и король высоко ценит его» ( Desiderius Erasmus.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Соч.: Poematum Graecorum libri duo. Basileae, 1567; Turcograeciae libri octo, quibus Graecorum status sub Imperio Turcico, in politia et ecclesia, oeconomia et scholis, iam inde ab amissa Constantinopoli, ad haec usque tempora, luculenter describitur; cum indice copiosissimo. Basileae, 1584; Germanograeciae libri sex: in quorum prioribus tribus, Orationes, in reliquis Carmina, Graeca et Latina, continentur... Basileae, 1585; Annales suevici, sive Chronica rerum gestarum antiquissimae et inclytae Suevicae gentis. Francoforti, 1595-1596. t.]; Grammatica Graeca: Cum Latina congruens: Jam quoad dialectos, et alia hic scitu necessaria iuxta prius exemplar Gorlicense recusa, et auctius edita. Gorlicii, 1663; Grammatica Graeca maior: Pro scholis Ducatus Wyrtembergici, in formam succinctiorem, cuius rationem Epistola ad Lectorem docebit, redacta. Tüb., 1668. Лит.: M ü ller V. Oratio de vita et obitu praeclarissimi D. Martini Crusii, Tubingensis Academiae per annos octo et quadraginta professoris nobilissimi ac celebratissimi. Tüb., 1608; Kl ü pfel К. Crusius, Martin//ADBiogr. 1876. Bd. 4. S. 633; Gerstinger H. Martin Crusius " Briefwechsel mit H. Blotius und J. Sambucus (1581-1599)//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 202-211; Widmann H. Crusius, Martin//NDBiogr. 1957. Bd. 3. S. 433; Clercq C., de. La Turcograecia de Martin Crusius et les patriarches de Constantinople de 1453 à 1583//OCP. 1967. Vol. 33. P. 210-220; Курбатов Г. Л. История Византии: Историография. Л., 1975. С. 23; Moennig U. Martinus Crusius " s Collection of Greek Vernacular and Religious Books printed in Venice: Some Unnoticed Data//BMGS. 1997. Vol. 21. P. 40-78; Suchland K.-H. Das Byzanzbild des Tübinger Philhellenen Martin Crusius (1526-1607): Diss. Würzburg, 2001; Toufexis P. Das Alphabetum vulgaris linguae graecae des deutschen Humanisten Martin Crusius (1526-1607): Ein Beitrag zur Erforschung der gesprochenen griechischen Sprache im XVI Jh.: Diss. Köln, 2005; Wolf G. Ph. Martin Crusius (1526-1607): Philhellene und Universitätsprofessor//Fränkische Lebensbilder/Hrsg. E. Schneider. Würzburg, 2009. Bd. 22. S. 103-119.

http://pravenc.ru/text/2462059.html

Сомнения богословского характера больше его не тревожили, но душевного покоя он так и не обрел. Он начал новую жизнь, и в первое время окружающим могло показаться, что он совершенно успокоился. Не исключено, что так же думал он сам. Он наслаждался медовым месяцем, щедро расточая комплименты в адрес своей дражайшей супруги. Жизненным укладом он напоминал одновременно и бюргера, и крестьянина. Он продолжал читать проповеди, принимал у себя гостей, частенько отправлялся обедать и ужинать в город, но одновременно с этим ухаживал за садом, покупал семена, развел обширный цветник и вырыл во дворе колодец. Подумать только, еще вчера с негодованием отказывавшийся помогать брату-монаху в огородных работах, теперь он – в том же самом монастыре! – терпеливо копался на грядках. Впрочем, у него имелся слуга по имени Вольф, которого отправляли за покупками, и девушка-служанка по имени Розина, старательная, но крайне тупая, которую он в конце концов выгнал. В свободное время он начал изучать часовое и токарное дело. Он пополнел. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два портрета, выполненные Кранахом в 1520 и 1526 годах. На гравюре 1520 года мы видим печального монаха со впалыми щеками и с отсутствующим взглядом; на полотне 1526 года перед нами еще моложавый в свои 43 года мужчина, что называется, в теле и с внушительным двойным подбородком. Взгляд, однако, нисколько не смягчился и блуждает в неких далях, недоступных пониманию художника, суля грядущие бури. 7 июня 1526 года в семействе родился первенец. Как и всякий отец, Лютер чувствовал счастье и гордость. «Господь благословил меня, – писал он Спалатину, – подарив мне, счастливейшему супругу самой очаровательной из женщин, маленького Лютера. Чудодейственной милостью Божьей я теперь отец». Не знавший в безрадостном детстве ничего кроме вечных придирок, он мог теперь наслаждаться теплом собственного семейного очага. Не помня зла на отца, он назвал сына Гансом. Его письма этой поры посвящены в основном рассказам о ребенке. «Маленький Ганс чувствует себя отлично».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010