30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

1Кор.1:18 ; Гал.6:12, 14 ; Флп.3:18, 19 ; Кол.1:20 ; Пс.98:5, 131:7 ; Прем.14:7 ; Евр.11:21 . На основании 1Пет.2:24 ; Кол.2:14 сектанты утверждают, что крест Христов осквернен вознесенными на него грехами и рукописанием о нас, которые, по мнению сектантов, на кресте же и остались. Неразумность сектантской мысли ясно видна из следующего. Грехи наши на древо Сам Господь вознес «Телом Своим» ( 1Пет.2:24 ): бывшее о нас рукописание Он истребил как «учением» Своим, так и «пригвождением ко кресту» ( Кол.2:14 ср. Еф.2:16 ). Если принятием на Себя людских грехов пречистый Господь не осквернился (см. 1Ин.2:5 ), если истреблением рукописания не осквернено учение Христово или Евангелие, то не осквернился и крест Христов, которым уничтожено греховное рукописание и убита вражда. Поскольку на крест Господь вознес грехи и рукописание Телом Своим, то святость Тела Христова перемогла все нечистое, уничтожила на кресте и грехи и рукописание (ср. Еф.2:16 ), а самый крест честная Кровь Господня освятила (см. Кол.1:20 ). Указываемое сектантами в Гал.3:13 и Втор.21:23 «проклятие» касается не креста, а висевшего («всяк висящий») на древе крестном Господа Христа. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа Христа ( 1Ин.3:5 ; Ис.53:5 ). Поэтому негодование вследствие этого проклятия сектанты должны направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних людей ( Ин.13:34, 35 ), то все негодование сектанты должны направить на самих себя. В отношении креста Христова сектанты должны помнить и держаться следующего правила: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:15 ). В Прем.14:8 проклинается то рукотворенное древо, которое названо «богом», т. е. проклинаются идолы, которых язычники признавали за богов. Через крест явилась правда (ст. 7), но богом он никогда не называется, и потому ко кресту сии слова не имеют отношения. В Иер.10:3–5 осуждается то обделанное дерево и обточенный столп, которые для религиозных целей употребляемы были «язычниками» (ст. 2), т. е. осуждаются идолы. Что этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, что не осуждается, напр., употребление придорожных и намогильных крестов, то это уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя») Моисеем ( Числ.21:8, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Однако Павел не разъясняет конкретно, как крест делает действенным примирение человечества с Богом. Само это слово означает устранение вражды или отчуждения с обеих сторон. Со стороны человека враждебное отношение к Богу возникло в результате противостояния Его справедливому и исполненному любви призыву сохранять сыновье повиновение Ему. Что касается Бога, то можно говорить о некотором Его отстранении от человечества, которое выразилось в Его святом гневе против нашего греха при любви к самому грешнику (2:3; 4:17,18; 5:3–6). Именно наш грех, как постоянно подчеркивает Павел, – наша самая большая, фундаментальная проблема, которая нашла свое разрешение на кресте (т. е. еше до того, как каждый из нас поверил и принял это предложенное нам примирение). Вот почему Павел неустанно подчеркивает несметное богатство «милости» (4) и «благодати» (1:2, 6,7 и др.) Бога. Он не говорит нам, как Бог совершил это, не упоминает здесь о заместительной жертве (о чем см. коммент. к Рим. 3:25; 5:9– 11 ; 2Кор. 5:19–21 ; Гал. 3:13 ). Скорее он просто рассматривает это как само собой разумеющееся (1:7; 5:2, 25,26) и в данном послании сосредоточивает свое внимание на результате Божьей милости и благодати – восстановлении взаимоотношений с Богом и особенно на вселенском характере единства, гармонии и мира, которые Бог предлагает во Христе. 19–22 В завершение Павел подходит к той славе, которую Бог предусмотрел во Христе для бывших «аутсайдеров» язычников (см. параллель со ст. 13). Они получили привилегию стать «согражданами святым», т. е. не евреям или христианам из евреев, но приобщиться к народу Божьему и стать полноправными гражданами, подданными небесного царства Божьего, жителями города–храма. Уже в Гал. 4:26 Павел обращает внимание иудействующих на то, что христиане принадлежат не только земному Иерусалиму, но и небесному (ср.: Флп. 3:20). Богословское значение этого утверждения базируется на предположении о том, что грядущий век уже реализован на небесах, а Иерусалим в том виде, в каком он будет явлен в новом творении, уже ожидает своего «нисхождения» на Землю (см., напр.: Отк. 21:1–4 ; и 21:10 – 22:5). Сказать, что мы уже жители этого храма–города означает сказать, что мы ныне (теперь) в союзе с Христом приобщены к этому небесному городу, осиянному славой Божьей, и что он окончательно будет явлен и затмит собой все, что мы знаем о нем как о реалии этого века. Аналогичным образом, именно Церковь ныне участвует и являет собой поклонение во славе святых последнего времени – в небесном городе (см.: Евр. 12:22–24 ). Эта мысль о жителях города–храма продолжает тему доступа к Богу, которую вводит ст. 18, поскольку небесный город наполнен и излучает славу присутствия Бога. Действительно, согласно Отк. 22:5 , слава Божьего присутствия освещает все вокруг ночью и днем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Как сказано, церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Примечание. Иерусалимский собор и Послание к Галатам. Установить точную хронологию в жизни Павла из его посланий и Книги Деяний не так просто, как может показаться на первый взгляд.Такая хронология была составлена учеными XIX–XX вв., которые подвергли сомнению достоверность произведений Луки и в связи с этим пытались установить истину на основании посланий (никогда не предназначавшихся, конечно, для этой цели). Затем сведения из Книги Деяний пытались втиснуть в заранее приготовленные рамки. Вот почему гл. 15 Книги Деяний часто оценивалась в качестве вольной переработки Гал. 2:1 – 10 , а весьма значительные отличия между сообщениями объяснялись отсутствием у Луки достаточных знаний о действительных событиях и его желанием изобразить единство Церкви в этом вопросе. Наиболее удовлетворительным здесь видится решение увязать Гал. 2:1 –10 с посещением, описанным в Деян. 11:30 , а инцидент, отмеченный в Гал. 2:11 – 14 , считать одной из причин собора, упомянутого в Деян. 15 . Ни этого собора, ни решения Церкви по этому вопросу, конечно, еще не было в то время, когда Павел писал галатам (и, стало быть, он не мог рассуждать об этой проблеме, ссылаясь на соборное послание и решение Церкви). Решение этой дилеммы не лишено трудностей, однако их легче объяснить, не прибегая к обвинениям Павла или Луки во лжи. Дополнительный дискуссионный материал см. в кн.: Marshall I. H., The Acts of the Apostles, pp. 244–247 и Hemer С, The Book of Acts in the Setting of Hellenistic History (Mohr, 1989), гл. 6 и 7. 16:6 – 18:22 Второе путешествие становится миссионерским 16:6–10 Под водительством свыше. Где–то на этом пути поход, предпринятый с целью укрепления местных церквей, превратился в смелое миссионерское предприятие, поначалу не совсем удачное. 6 Миссионеры прошли через Фригию и Галатийскую страну или «Фригийскую область провинции Галатия» (см. также: 18:23). Они предполагали проповедовать в Асии (ориентировочно в границах современной Турции), но были удержаны от этого Духом Святым. 1 И снова, когда они пытались было отправиться в Вифинию, Дух не допустил их, так что им пришлось сойти в Троаду. Фраза Дух Христов (NIV), быть может, подразумевает видение Господа. Хотя Павел путешествовал с Силой, который, как мы знаем, был пророком (15:32), и все повеления свыше могли передаваться через него. 9 В Троаде именно Павел получил более точное указание, когда в видении ему предстал некий муж, Македонянин, прося его о помощи. 10 Заключив, что все это происходило не во сне, миссионеры приготовились к переходу. Вероятно, сам автор присоединился к этой группе в Троаде. На это указывает местоимение мы: впервые в этой книге рассказ ведется от первого лица. Так называемые «мы–отрывки» составляют тексты 16:10–17; 20:521:18; 27:1 – 28:16.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Первая проблема состоит в том, что Уэллс, как и большинство других критиков, согласен с тем, что основные произведения Павла находились в обращении уже к 60-м гг. Но это подрывает его позицию. Даже в этих книгах, созданных тогда, когда ещё были живы очевидцы, имеется достаточно признаков интереса Павла к истории. Павел говорит о рождении Иисуса от Девы ( Гал. 4:4 ), о Его безгрешной жизни ( 2Кор. 5:21 ), Его смерти на кресте ( 1Кор. 15:3 ; Гал. 3:13 ), воскресении ( 1Кор. 15:4, 12–20 ) и Его явлениях ученикам после воскресения ( 1Кор. 15:3–8 ). Павел указывает на тот факт, что буквально сотни очевидцев могут подтвердить его слова. Павел также сообщает исторические детали о прямых последователях Иисуса, апостолах ( 1Кор. 15:5–8 ; Гал. 1:18–19; 2 ). Ещё одна опора в аргументации Уэллса рушится из-за того, как он датирует Евангелия. Даже некоторые критически настроенные учёные относят Евангелие от Марка к 65 г., а Евангелия от Луки и от Матфея – к периоду до 90 г. Как отмечалось в статье Новый Завет: историческая достоверность – это датировка настолько поздняя, насколько, с учётом имеющихся свидетельств и в пределах разумного, вообще возможно. Фактические даты могут быть несколько более ранними. Безусловно, такая датировка никак не согласуется с «четвёртой стадией» в сценарии Уэллса. Известный палеограф исходит из самых узаконенных представлений науки нового времени, когда делает вывод о том, что «все книги Нового Завета были написаны обратившимися в христианство иудеями в период от сороковых до восьмидесятых годов первого столетия по Р. X. (вполне вероятно, что между 50 г. и 75 по Р. Х.)» (Albright, «Toward a More Conservative View», 359). К. Хемер (Hemer) привёл убедительные доказательства того, что Книга Деяний была написана между 60 г. и 62 г. Евангелие от Луки было написано раньше Книги Деяний (см. Деян. 1:1 ), следовательно, не позднее 62 г. (см. Книга Деяний: историческая достоверность). Вопреки предположениям Уэллса о позднейших добавлениях, вставные подробности и точность исторических данных – особенно в Евангелии от Луки и в Книге Деяний – настоятельно указывают на раннюю дату их создания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

23)  Лк.7:5. Другие примеры богобоязненных язычников, которых Новый Завет называет по имени: Корнилий сотник (Деян.10:1–7); Лидия (Деян.16:14); коринфянин Тит Иуст (Деян.18:7). 24)  См., например. Вторую и Четвертую Маккавейские книги, особенно рассказ о смерти Елеазара книжника и семи братьев: 2Мак.6:18–7:22; 4Мак.5:1–6:35, 17:7–18:24. 25)  Вавилонский Талмуд. Шаббат 31а. Русский перевод этой истории см. в молитвеннике Сидур. С. 347. Ср. Деян.15:20, 29 по Mss. 630, 945 и др. 26)  Отметим, что из того, что Иисус исцелял в субботу и позволял апостолам срывать колоски, вовсе не следует, что Он отменил субботу как время, специально посвященное Богу. Так же как из того, что Его учеников обвиняли в несоблюдении поста, вовсе не следует, что Им был отменен и пост. Вспомним хотя бы Его строжайший сорокадневный пост перед искушением в пустыне. Вообще, вопрос об отношении Христа к ритуальной части закона едва ли можно решить, выставив батарею текстов из Евангелий, которые якобы свидетельствуют о нарушении Им ритуальных ограничений. Ведь следует помнить о том. что Евангелия в той редакции. в которой они дошли до нас, были написаны после Апостольского собора 51-го года и в некоторой степени отражают ту позицию, которая была принята на соборе. См. подробнее R.E. Brown & J.P. Meier. Antioch & Rome, New Testament Cradles of Catholic Christianity. 27)  Деян.15:28–29. Ср. 1Кор.5:11; Еф.5:5; Кол.3:5; Гал.5:20. В современной Апостольскому собору иудейской литературе находим указание на три главных греха, которые “оскверняют землю” и “заставляют Шекину (т е. присутствие Божие) удалиться”: идолопоклонство, блуд и убийство. См. Задохитский фрагмент. 6.11. 28)  Ин.4:2; ср. Мк.16:16; Мф.28:19. 29)  Мк.1:17; Мф.4:19. Ср. с призванием пророком Илией будущего пророка Елисея в 3Цар.19:19–21. 30)  Ср. 1Сол.1:5, 2:13; Гал.1:11–12. 31)  Некоторые древние манускрипты уточняют в девятом стихе, что учение продолжалось от одиннадцати часов утра до четырех часов дня. 32)  Мк.4:10–11; ср. Мк.7:17, 10:10; Мф.13:11; Лк.8:10; ср. Лк.10:23.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

В своих посланиях ап. Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона. Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо В., действующей любовью ( Гал. 5:6 ) и исполненной покорности Божьей воле (ср. Рим. 1:5 ; Рим. 15:18 ), для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой т.зр., одноврем. излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона ( Рим. 3:9.20 ; Рим. 4:15 ; Гал. 2:21 ; Гал. 3:2.10.19.24 ), а единственно через В. ( Рим. 3:22.28 ), рождающуюся «от слышания слова Божиего» ( Рим. 10:17 ). Нас спасает В. в Иисуса: мы убеждены в том, что Сын Божий «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ) и что «мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 5:1 ). Рассматривая В. как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредств. с Божьим судом. Это не только В. в Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иуд. теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согл. которому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет: в Судный день верующий обретет спасение, т.к. за него ходатайствует Сам Христос ( Рим. 8:34 ). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня ( 2Тим. 4:7 ). Значение такой В. подчеркивал и Иоанн (см. выше, II,2,б); 5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ. Все, ранее сказанное о В., обретает особое звучание в Послании к евреям, в котором нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания: а) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ: мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой ( Евр. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

                        1) Закон о субботе впервые дан Евреям в пустыне: Исх. 16:23–26 . – для напоминания об их избавлении от рабства Египетского: Вт. 5:12–15. 2) Но св. пророки предсказали отмену всего ветхого завета и субботы: Иер. 31:31–32 ; Евр. 8:8–13 и установление нового праздничного дня, – дня воскресного, дня радости для христиан: Зах. 3:8–10, 9:16, 13:1  и 1Петр. 3:21 ; Пс. 109:2–3; 117:21–24 и Мф. 28:8–9; Иоан. 16:20–26 ; Лк. 24:41 . 3) Сам Христос и учением, и примером отменил субботу: Мф. 12:10–13; Иоан. 5:5–16; 9:1–16 ; См. Исх. 20:10–31, 14–15 ; Числ. 15:32–36 ; Иер. 17:21–22 , почему иудеи и искали убить Его: Иоан. 16–18 . 4) Нарушали субботу и св. Апостолы: Мр. 2:23–28 ; См. Исх. 20:10 ; Числ. 15:32–36 и Лк. 23:56 ; они отменили ее: Деян. 15:24–29 ; Кол. 2:16–17 ; См. Евр. 10:1  и 9 ст. 8:4–5 и 13 ст. 5) Празднующие субботу должны исполнять и остальной ветхозаветный обрядовый закон: Вт. 4:13–14; Неем. 10:29 ; Иез. 20:11–13 ; должны праздновать еврейские праздники, есть мацу и проч.: Исх. 12:1–24, 16:4  и 28, 28:1–43; 29:9; должны праздновать каждый седьмой год: Лев. 25:3–5 и 49 и 50 годы: Лев. 27:30–31 , должны давать десятую часть всего дохода своего: Числ. 18:21 ; Евр. 7:5 , – иначе они будут прокляты: Вт. 27:26; Иер. 11:3–4 ; Гал. 3:10 . 6) Основания для празднования воскресного дня: «теперь все новое»: 2 Нор. 5:17; Мф. 9:16–17; Христос освятил воскресением и Своими явлениями день воскресный: Мр. 16:9 ; Мф. 28:1, 9; Лк. 24:1,13–32 ; Иоан. 20:19–23, 24–29 ; в день воскресный Христос дал ученикам обещанное (Мф. 16:19, 18:18) право прощать грехи: Иоан. 20:21–23 и ниспослал им Духа Святого: Деян. 2:1–4 ; в день воскресный св. Апостолы собирались для преломления: Мр. 16:14 ; Деян. 20:7–8 и посвящали его делам милосердия: 1Кор. 16:1 . В этот день св. Иоанн получил от Бога Откровение о будущей судьбе мира: От. 1:10. 7) Об отмене субботы и праздновании воскресного дня учили св. отцы Церкви, поместные и вселенские соборы: Мф. 18:17.                         О клятве именем Божьим и присяге «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Вт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

55 См.: Мень А. Вестники Царства Божия, rл.IV. 56 Мф 19, 16—22; Мк 10, 17—31; Лк 18, 18—30. Последняя фраза Иисуса отсутствует в канонических Евангелиях. Она взята из древнего Евангелия от Назарян. Иеремиас относит ее к разряду достоверных аграф (см.: Jeremias J. Les paroles inconnues de Jйsus. Paris, 1970, p.47—50). 57 Деян 20, 35. 58 Мф 25, 31—46. 59 Иак 5, 1—6. См.: Зейпель И. Хозяйственно—этические взгляды Отцов Церкви. Пер. с нем. М., 1913; Булгаков С. Очерки по истории экономических учений. М., 1918, с.122 сл. 60 Лк 12, 14. 61 1 Енох 84, 2; 90, 30; 92, 4; 103, 1; Вознесение Моисея, 10, 1—10. См.: прот.Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа, с.418 сл. 62 Мф 5, 3—12. Как было уже сказано выше, идея «духовной нищеты» восходит к Ветхому Завету, где слова анавим и эбионим (бедняки) были часто синонимами праведников, возложивших все упование на Бога. Само выражение «нищие духом» впервые встречается в кумранских текстах (Свиток Войны, 14, 7). См.: Gelin F. Les pauvres de Yahvй. Paris, 1953, p.92—97. 63 Η βασιλεα το Θεο ντοζ μων στιν. Лк 17,20—21. Другой перевод — «среди вас». В учении пророков о Царстве Божием есть также два аспекта. С одной стороны, оно ожидается в грядущем (Соф 3, 15; Мих 4,1—4; Ис 2,1—4), а с другой — оно пребывает от века (Ис 6,5; Иез 8,19; Пс 92,1; 95,10). 64 Эта сторона евангельского учения тщательно рассмотрена английским экзегетом Чарлзом Доддом. См. его «The Parables of the Kingdom» (London, 1965). 65 Мк 4, 26—32; Мф 13, 31—33; Лк 13, 18—21. 66 Мф 11, 12. 67 Мф 7, 13—14; Лк 13, 23—24. 68 Евангелие от Фомы, 86. 69 Мф 5, 30; Мк 9, 43—47. 70 Мф 13, 44—46. 71 Ис 4, 3—4; 10, 20, ср.:Рим 9, 27; Гал 6, 16. 72 Мф 19, 28; Лк 22, 30; ср.Иак 1, 1. По–видимому, 24 старца, сидящие у престола Божия (Откр 4, 4), в Апокалипсисе Иоанна обозначают родоначальников ветхозаветной и новозаветной Церкви. Ср.Откр 21, 14, где сказано о «двенадцати апостолах Агнца». В Послании Варнавы об апостолах говорится: «их двенадцать во свидетельство колен Израилевых, которых тоже двенадцать» (8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

12 Первая «Ноева» заповедь ( Быт. 9:4 ) запрещает употребление крови в пищу (а поэтому и удавленины, т.е. мяса животного, в котором после гибели осталась кровь). В полном объеме так наз. Ноевы заповеди включали семь запретов: 1) идолослужения, 2) богохульства, 3) поношения законной власти в Общине, 4) убийства, 5) кровосмешения и блуда, 6) грабежа, 7) употребления в пищу крови. См.: Санхедрин 56в; G. Moor. Judaism in the First Centuries of Christian Era. 1927, v. I, p. 274. Св. Иаков ограничился только тремя, т.к. прочие вытекают из библейской этики в целом. 13 Гал. 2:9-10 . 14 Деян. 15:23-29 . Слова: «И не делайте другому, чего не хотите себе», вероятно, являются вставкой в текст, поскольку отсутствуют в древнейших рукописях Деян. 15 «Это разделение сфер служения надо понимать в том смысле, что соблюдение Закона Моисеева, от которого были освобождены язычники, было признано обязательным для христиан из иудеев» (еп. Кассиан. Христос и первое христианское поколение, с. 165). Аналогичный вывод делают и другие исследователи Нового Завета; см.: прот. А. Горский. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1902, с. 410; В. Михайловский. Св. апостол Павел. СПб., 1863, с. 27 сл.; F. Filson. Op. cit. p. 217 FF. 16 1 Кор. 10:18-20 . 17 См.: Тертуллиан. Апология, IX. Евсевий. Церк. Ист., V, 1. 18 См., наприм., Деян. 16, 3 ; 18:18 ; 21:23-26 . 19 В западной версии Деян. сказано, что Сила остался в Антиохии (см. синодальный перевод 15:34 ). Однако восточная версия — более древняя — подразумевает, что Сила уехал в Иерусалим. Его вторичное появление в Антиохии следует, вероятно, связывать с визитом ап. Петра и Марка, который их сопровождал. 20 1 Кор. 1, 12 ; 9:5 ; Евсевий. Церк. Ист., III, 1, 39. 21 См. 1 Петр. 5:12 , где св. Петр говорит: «Через Силуана, верного, как думаю, брата, я пишу вам...» Обращает на себя внимание родство идей 1 Петр. и посланий ап. Павла. 22 Наиболее ранние из этих апокрифических Деяний написаны в конце II beka. См. их переводы в ANT, p. 300 ff. Историк Церкви Голубинский считал, что легенда о пребывании ап. Андрея на берегах Борисфена (Днепра) есть только символ апостольского происхождения христианства на Руси (Е. Голубинский. История Русской Церкви. М., 1891. Т. 1, с. 1). Однако в том, что апостол побывал в этих местах, где уже находились греческие поселения, нет ничего невероятного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010