Вместе с несправедливостью и злом, иудейские книжники ревниво устраняют из речи о Боге все страдательные аффекты, употребляемые библейскими писателями в образном смысле. Сюда относятся прежде всего те места, в которых Бог представляется испытывающим и расследующим и которые, по мнению книжников, противоречат всеведению высочайшего Существа. Напр. Чис.16 первоначально читалось: испытал и узнал Иегова тех, которые принадлежат Ему; так читается это место и у LXX. Между тем соферимы и масореты нашли слово испытал резким и перестановкою гласных знаков сделали из него существительное утро из ), не обращая внимания на то, что такая корректура не примиряется с следующим глаголом, стоящим с соединит. частицею. Другой пример. Исх.2:25 : и увидел Бог сынов израилевых и узнал Бог. Последнее выражение, представляющее знание Божие как бы последовавшим за воззрением, показалось древним переводчикам неудобным и из действительного обращено в страдательное: и был узнан ими. Втор.9:24 читалось: «вы были непокорны Иегове с того дня как Он узнал вас». Вместо этого чтения находим в таргумах: с того дня как Он стал известным вам; у масоретов: с того дня как я (Моисей) узнал вас. Втор.32:20 : Я скрою лице Мое от них и посмотрю, что будет с ними; древние переводы вместо посмотрюимеют: дам посмотреть (другим). Быт.18:21 : сойду-ка Я и посмотрю, точно ли так они поступают или нет, узнаю. В это первоначальное чтение пунктаторы внесли корректуру изменением действительной формы глагола в страдательную: Я буду узнан. – Далее сюда относятся все места Библии, описывающие явления Бога человеку, и в чтении соферимов систематически устраняемые на том основании, что всякое явление Бога было бы ограничением Его беспредельности. Напр. Быт.35:7 первоначально читалось: «и построил там (Иаков) жертвенник и назвал его дом Божий, потому что там открылся ему Бог(Елогим)»; так читали и LXX. Соферимы устраняя мысль о Богоявлении, учили под Елогим разуметь здесь не Бога, а ангелов, и глагол перевели во множественное число: открылись ему Елохим (ангелы).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Быт. 3:19 . Пс. 91:14-15 . Банко – шекспировский персонаж, преследующий после смерти своего убийцу Макбета. Пс. 93 . Пс. 40:5 . Пс. 51:9 . Лк. 19-31 . Мф. 7:12 . Еф. 6:8 . Исх. 3:16 . Чис. 11:17 . Исх. 12:21 . Исх. 17:5 . Втор. 31:28 . Нав. 20:4 . 3Цар. 20:8 . 2Цар. 5:3 . Суд. 8:13-16 . Втор. 28:50,32:7 . 2Кор. 4:17 . Сведения заимствованы с интернетских сайтов. Перевод В. Левика. Ф.Г. Раневская комментировала: «…у них такая гладкая кожа на лице, и волосы хорошо уложены… и главное, такой громкий смех, с открытым ртом: а-ха-ха-ха! Это ужасно – быть такими богатыми, такими беззаботными… это ужасно… так громко смеяться посреди города… бедные! бедные! Иак. 5:20 . Перевод Эллиса. Он отвечает на вопросы с помощью специальной компьютерной программы, нажимая на кнопку, когда курсор, двигаясь по экрану, оказывается на нужном слове; набранный текст передается на речевой синтезатор. Тютчев Ф.И. Письмо Э.Ф. Тютчевой. В сб. «Весенняя гроза», Тула, 1984, с. 340. Мф. 1-10 . Мф. 25:14-30 . Отк. 3:1 . Перевод Б. Пастернака. Времена меняются и мы меняемся с ними (лат.). Пс. 151 . Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН) ставил целью освобождение от «марксистской ереси» и коммунистического диктата, ведущего к национальной катастрофе, распаду и развалу России. Программа подпольной организации, составленная ее руководителем Игорем Огурцовым в 1963 году, предусматривала формирование новой государственности на принципах христианизации экономики, политики и культуры. Ис. 3:1-4 . Впоследствии монахиня Амвросия. Пристрастие к алкоголю, говорил Юнг, эквивалентно духовной жажде целостности, присущей нашему бытию, внутреннему стремлению к соединению с высшей силой. Мф. 6:23 . Шекспир В., «Король Лир». Перевод М. Кузмина. Теория гласит, что плохое поведение порождается плохими чувствами, поэтому надо укреплять позитив: ребенок всегда хорош внутри, а если делает что-то не так, значит обижен, значит жертва, виноваты другие; быть «плохим» тоже ничего страшного, следует «простить себя» и радоваться жизни. Последствия теории проявляются в моральном релятивизме, безответственности, а прежде всего в отсутствии авторитетов: родителей и учителей заменяет воображаемый дракончик (!) Памси, призывающий смотреть внутрь себя и концентрироваться на своей доброте.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Священные лица Спасительное чувство благоговейного страха, поселяемое устройством храма Божия, поддерживали и питали в народе иудейском священные лица, избранные для совершения Богослужения. Служение их яснее раскрывало и показывало греховность человека, святость и правосудие Божие. Священнослужение ветхозаветное было посредничеством между Богом и человеком, недостойным без посредства приближаться к Богу и Его святыне, под угрозою смерти ( Чис.1:51. 3:10. 4:18–20. 18:2–7 ). Как народ еврейский избран был Богом из среды всего человечества, так из народа богоизбранного Он отделил малочисленнейшее колено Левиино ( Чис.1:19–43. 3:39 ), которое не участвовало в преступном поклонении золотому тельцу и нарушении завета с Богом вместе с прочими коленами, во время отсутствия Моисея на гору Синаи ( Исх.32:26 ). Оно избрано было носити ковчег завета Господня, предстоящи пред Господем, служити, и молитися, и благословляти о имени Его ( Втор.10:8–9 ), и нести на себе грех ближних своих, нарушивших завет с Богом ( Чис.18:23 ). Древле до закона право священнослужения принадлежало и первородным, и всякому, кто имел собственность и, следовательно, мог совершать жертвоприношение, как видно это из примера Каина и Авеля. Законом это право усвоено преимущественно первородным. Сыны Левиины, сохранившиеся от нарушения завета, как первенцы от всего Израиля, принесены были в жертву Богу за искупление народа от тяжкого рабства в Египте смертью первенцев египетских. Да поймеши Мне Левиты, говорил Господь, за вся первенцы сынов Израилевых, и скот Левитов вместо скота их: пусть Левиты будут Моими. Как сонм их был менее числа всех первенцев прочих колен народа: то за этот избыток взят был выкуп по пяти сиклей 23 за человека, в пользу колена Левиина ( Чис.3:39–51 ). Колено Левиино отличено было от прочих местом пребывания и возвышено особенным освящением. Избранные для Богослужения потомки Левия, коих жребием был Сам Бог , не должны были иметь удела в наследии земли, разделенной между прочими племенами Израиля ( Чис.18:20 . Втор.18:1–2 ). Согласно с пророчеством патриарха Иакова о потомстве Левия: разделю их во Иакове, и разсею их во Израили ( Быт.49:7 ), сыны Левиины получили наследие свое среди участков земли прочих колен и, живя между ними, удобнее могли поведать им закон истины, отвращать их от неправды и быть для них ангелами Господа Вседержителя ( Мал.2:6–7 ). Всех городов, данных колену Левиину в наследии прочих племен, было 48. Из числа их 13 принадлежали священникам, а прочие 35 – левитам. 13 священнических городов находились в коленах Иудином, Симеоновом и Вениаминовом и ближе прочих к Иерусалиму, средоточию ветхозаветного Богослужения. Шесть из левитских городов были убежищем для ненамеренных преступников от мщения за убитого. У крывшийся сюда должен был жить до кончины первосвященника, которая избавляла неумышленного преступника от смерти ( Чис.35:10–15 . Нав.21:1–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не смотря на все зло, принесенное вино человечеству, во времена ветхозаветные виноградная лоза почиталась среди иудеев символом всего, что славилось красотою, превосходством и изобилием. Народ связывал виноградную лозу с множеством поэтических обычаев и обрядов. Взращивание, а особенно собирание виноградных плодов, было временем веселья и радости. В Палестине три раза в год снимали урожай винограда, и в это время по всей стране раздавались звуки песен и музыки. Разведение виноградников давало населению немалый доход, т.к. произрастал виноград в изобилии и отдельные виноградные гроздья достигали веса нескольких килограммов (вспомним виноградную ветвь, которую еврейские соглядатаи несли вдвоем на шесте ( Чис.13:24 ). В пророческих книгах Иудейская Церковь уподобляется великой виноградной лозе, украшенной превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой Самим Богом ( Иер.2:21 ; Ис.79:9 ; Иез.32:32–33 ). Сам Бог считался виноградарем, Израиль – виноградником, а каждый истинный израильтянин – его ветвью. Непокорность народа, его развращение сравнивается с диким и чуждым виноградом. Пророки различают «благородную лозу» с добрыми «плодами» и «виноград лозы содомской и с полей гоморрских, ягоды их – ягоды ядовитые, грозди их горькие, вино их – яд драконов и гибельная отрава» ( Ис.5:1–7 ; Иер.2:21 ; Втор.32:32–33 ). Значение этих пророческих слов до конца открываются в Новом Завете, где вино становится источником жизни вечной, но может стать путем гибели человека. Новый Завет Господь Иисус Христос назвал себя «истинной виноградной лозой», а учеников Своих и последователей Его учения – ветвями. Этим сравнением раскрывается внутренняя, органическая, таинственно-духовная связь верующих с их Небесным Отцом. В растительном мире отдельные ветки будут живыми только в том случае, если они входят в круг циркулирующего от корня до листьев сока. Если ветвь сока не получит, то она засыхает и, по Евангельскому Слову, ее «отсекают и бросают в огонь». Для человеческого рода таким животворящим соком является Божественная Кровь Христа. Только пиющий Его Кровь и ядущий Его Тело имеет жизнь духовную на земле и войдет в Царство Небесное. ( Ин.6:53–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

В десятисловии тоже имеется не только нравственный элемент, но и обрядовый. Такова четвертая заповедь. Предписываемое ею посвящение одного дня на особенное служение Богу есть требование нравственного закона, а назначение для празднования именно седьмого дня недели и определение способа празднования строгим покоем – уже не требование нравственного закона, а относится к области обряда, который подлежит изменению. 658 «Закон Моисеев, – говорит Гусев Α. Ф. проф ., – есть совокупность разнородных установлений: религиозно-нравственных, обрядово-гражданских; в нем этический, или нравственный, элемент не только переплетается, но весьма тесно связан с обрядовыми и гражданскими постановлениями. Тесная связь самых разнородных постановлений в Моисеевом законе друг с другом видна из десятисловия. В нем наряду с чисто нравственными предписаниями есть предписание, относящееся собственно к так называемой обрядовой области. Такова заповедь о субботнем покое». 659 2) Преимущество закона Божия пред Моисеевым то, что скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, хранились в ковчеге завета ( Исх.40:20 ), а книга закона только одесную ковчега ( Втор.31:26 ). Скрижали были положены в ковчеге завета не ради преимущественного значения десятисловия пред книгою закона, в которой оно тоже записано ( Исх.20:1–17 ; Втор.5:6–21 ), а в качестве памятника о неверности и неблагодарности Богу народа Израильского, подобно тому, как с тою же целью были положены в ковчег сосуд с манною ( Исх.16:32–34 ) и жезл Аарона расцветший ( Чис.17:8–10 ; ср. Евр.9:4 ): «Все эти вещи... служили, – замечает святой Иоанн Златоуст , – памятниками иудейской неблагодарности. Скрижали завета, – Моисей разбил их. Сосуд с манною – когда иудеи роптали, тогда Моисей и повелел на память потомкам, положить ее (манну) в золотую стамну. И жезл Аарона расцветший, – потому что они возмутились; иудеи были неблагодарны и, непрестанно получая благодеяния, забывали их, потому, по повелению законодателя, все это было положено в золотой ковчег, чтобы передать памяти потомков».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Зах.11:7–8:14–17:12 : 7 . Здесь говорится всё о тех же ветхозаветных пастырях, книжниках и фарисеях, которые отвратили людей от Христа. Объяснение. Пастыри новозаветной Церкви не отвращают, а приводят ко Христу. Если оказываются недостойными лица из числа новозаветных пастырей, то нужно помнить, что злая воля в человеке никогда не может потушить огня благодати Божией: Ин.11:51 . Благодать священства это талант, который может владеющий им пускать в дело или, наоборот, закопать в землю: Мф.25:14–30 , но потухнуть или исчезнуть этот дар никогда не может. Мал.1:6–14:2:9 . В этих местах пророчества осуждаются ветхозаветные пастыри и пасомые за небрежное отношение к алтарю Господню. Объяснение. Высказанные здесь ветхозаветным пастырям предсказания Господни уже сбылись: храмовая молитва совершается теперь не в одном Иерусалиме, но во всяком месте: Мал.1:11 ; кровавые жертвы прекратились, и этим «плечо» у иудейских священников отнято: Мал.2:3 ; иудейские пастыри вместе со всеми иудеями находятся теперь в пренебрежении у всех народов: Мал.2:9 . Против осуждения пастырей 1Тим.5:19 . «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях». Объяснение. Здесь апостол заповедует Тимофею особенную осторожность в тех случаях, когда на пресвитера поступает донос, иначе, более лёгкое принятие доносов выражало бы неуважение к сану пресвитера и роняло бы самое его служение в глазах мирян. Не мешало бы помнить эти слова тем, кто не остерегается возводить обвинения не только на одного пресвитера, но и на всё духовенство: Рим.14:4 ; Иак.4:12 ; Чис.16:1–3:32 . Все пастыри заблуждаться не могут Ис.56:10 . «Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лёжа, любящие спать». Объяснение. Из связи речи видно, что здесь говорится о пастырях ветхозаветных и книжниках и фарисеях. Под словом «все» – нередко разумеются только многие: 3Цар.19:14:18 ; Флп.2:21 , срав. 1:15. И в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступать от истинной веры: Втор.17:8–12 ; Агг.2:11 ; Мал.2:7 . Мысль о возможности всем пастырям заблуждаться противоречит обетованиям Христа о вечности Церкви на земле до Его второго пришествия на землю: Мф.16:17–18 ; Еф.4:11–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

    3:9—21 Являющий откровение свыше    Как воплощенное Слово (см. коммент. к 1:1—18), Иисус — единственный, Кто способен во всей полноте раскрыть Бога и примирить мир с Ним.     3:9,10. Непонятливость Никодима создает необходимые условия для речи Иисуса, являющего откровение. О непонимании второстепенными персонажами слов главного героя как одной из типичных тем древней литературы см. во введении в коммент. к Евангелию от Марка («Весть книги»).     3:11—13. Только свидетель небесный может достоверно свидетельствовать о небе. В еврейской литературе можно найти параллели Ин. 3— 13, но ближайшими, несомненно, являются тексты о Божьей премудрости, неустанно пытающейся открыть людям тайну неба (Бога). Возможно, Иисус хочет подчеркнуть Свое отличие от Моисея, который согласно иудаистской традиции получил Божий закон, взойдя не только на гору Синай, но и на небо; ныне же воплощенное Слово (­ мудростьзакон) сходит с неба во плоти (см. коммент. к 1:14—18).     3:14,15. «Вознес» — здесь снова игра слов (3:3,4): Иисус возвратится на небо через распятие, «вознесенный» на кресте, как некогда Моисей «вознес» змея ради исцеления народа (Чис. 21:4—9; о «вознесении» см. вкоммент. к Ин. 12:32,33).     3:16—18. Определение «единородный» дословно означает «единственный, возлюбленный», и в еврейской литературе обычно относится к Исааку, едва не ставшему жертвой великой веры Авраама. «Жизнь вечная» -дословно: «жизнь в грядущем мире»; настоящее время греческого глагола «иметь» указывает на то, что уверовавшие в Иисуса уже имеют жизнь вечную.    Несмотря на утверждения древнееврейской литературы о любви Бога к человечеству и Его особой любви к Израилю, ничто не может сравниться с этой жертвой, особенно с тем, что она совершается «за мир» -понятие, обычно означающее в Евангелии от Иоанна тех, кто не повинуется Божьей воле. В Ветхом Завете также подчеркивается непостижимая и безграничная любовь Бога (напр.: Исх. 34:6,7; Втор. 7:7,8; Суд. 10:16; Ис. 63:8; Ос. 11:1—4,8—11; ср.: Ис. 16:11; Иер. 48:36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2797...

[Март – Книга 1-я] Кутепов Н., прот. О таинстве покаяния и разрешения грехов//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 545–560 (В обличение мнимо-духовных христиан). Мнимо-духовные христиане: духоборцы, молокане, хлысты, скопцы, штундо-баптисты, пашковцы – говорят, что таинство покаяния состоит во внутреннем самоочищении человека от грехов. Каждый читающий слово Божие, говорят они, и чувствующий при этом укоризну своей совести в каком-либо грехе, может, без посредства человека, воззвать к Богу о помиловании и тотчас, по неизреченному человеколюбию Божию, он непосредственно от Бога получает прощение грехов. Это своё понятие мнимо-духовные христиане стараются основать на некоторых местах Св. Писания и примерах, взятых, из него: Пс.31:5,50:1 ; 2Цар.12:13 ; Мат. 6:12,18:15–18; Мк.1:15,2:5 ; Лк.5:21,7:48,15:11–32,18:13,19:1–10,23:40–43 ; Иак.5:16 ; 1Ин.2:1–2 , где говорится о покаянии вообще, или о внутреннем раскаянии человека или, наконец, о ходатайстве Иисуса Христа за людей. Основания православного учения о таинстве покаяния из св. Писания Прообраз новозаветного таинства покаяния и разрешения грехов был ещё в ветхом завете. Там существовала устная исповедь грехов перед священником, хотя не как таинство, при котором получается разрешение от грехов. Жертва за грехи, приносимая израильтянами, была соединена с исповеданием грехов перед священником ( Лев.5:5–6,18, 6:6 ; Втор.21:5 ). В ветхом завете внушалась необходимость исповеди ( Чис.5:6–7 ). Евангелисты повествуют, что Предтеча Спасов Иоанн, явившись на берегах реки Иордана, проповедовал народу необходимость покаяния, говоря: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное... сотворите достойный плод покаяния ( Мф.3:2–8 ). Проповедь Предтечи Иоанна со всех сторон привлекала к нему народ, который уже более четырёх сот лет не видел и не слышал пророка. Сердца всех исполнялись радостью и восторгом, когда они услышали весть о явлении Мессии, – утехи израилевой, так давно с нетерпением ожидаемой, и, по гласу вопиющего в пустыне, крестились от Иоанна в Иордане, исповедуя грехи свои ( Мф.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Считая три имени, сложенные с шаддай, Нестле разумеет, кроме Цуришаддай и Аммишаддай ( Чис.1:12 ), имя, пунктируемое в масоретском тексте Шедеур ( Чис.1:5 ), признавая эту пунктуацию ошибочной и заменяя ее другой, сообразной с словом шаддай, находимым в этом имени (Nestle. ibid. 46); Σεδιουρ=Седиур у LXX показывает, однако, что уже во время происхождения греческого перевода это имя читалось в том виде, какой ему дан в масоретском тексте. Причисляя имена, сложенные с цур, к религиозным, Нестле (ibid. 41–48), подобно другим библеистам, признает «несомненной» выражаемую здесь этим словом мысль о Боге, на основании многократного употребления в Пятикнижии слов «скала», «камень» в таком смысле ( Быт.49:24 ; Втор.32:4, 15 и дал.). Из личных имен, сложенных, с Иегова, Нестле, согласно с Эвальдом, признает имя матери Моисея Иохавед «Иегова слава» принадлежащим ко времени пребывания в Египте (ibid. 78. 79). Что же касается имен, сложенных с Иегова, которые названы в 1Пар.2:25 ( Ахийаг, Ахия «брат, друг Иеговы, по Гезениусу), в 1Пар.7:3 ( Израхиаг, Израаия), – 1Пар.7:8 ( Авиаг, Авия), то Нестле не относит происхождения их ко времени пребывания в Египте (ibid. 72), каковое мнение не лишено некотором вероятности: так как родословия в кн. Паралип. не всегда следуют по прямой нисходящей линии и слово сын употребляется здесь иногда в общем смысле «потомок», вследствие чего, наприм. Елиоенай и Иоаш ( 1Пар.7:8 ), сыновья Нехора, след. внуки Вениамина, в. действительности могли быть позднейшими его потомками (ср. Быт.46:21 ; Чис. 26:38–40 , где не назван Бехер, с 1Пар.8:2–5 ; см. Bibl. Commentar Keil " я к 1Пар.7:6–11 ), то поэтому и вышеуказанные из кн. Паралип. имена, сложенные с божественным именем Иегова, не могут быть признаваемы с решительностью за имена лиц, живших именно в Египте. Встречающееся в 1Пар.6:18 имя Битьаг, Бифья «дочь Божия» (Fürstius. Concordantiae. 1272), принадлежащее дочери Фараоновой () которую взял себе в жену Меред, с уверенностью (Kurtz. Gesch.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

После принесения всех этих жертв следовали жертвы всесожжения, указанный книгою Числ (гл. 28, ст. 26–31: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев). Этими жертвами, которые были как бы одной жертвой всесожжения 32 , израильтяне желали выразить свою полную преданность Иегове, даровавшему им плодородие на полях и благоволившему принять от них благодарственные за это жертвы. Но так как грех разлучает человека от Бога ( Ис.59:2 ; 2Кор.6:14–15 ), то по всей вероятности, прежде этих жертв закалывался козел в жертву за грех народа еврейского, о чем упоминается в кн. Чисел ( Чис.28:30 ). Так как жертвы, предписываемые Чис.28:26–31 для дня пятидесятницы, были совершенно такими же, как и во все семь дней праздника опресноков ( Чис.28:16–24 ) 33 ; так как, – далее, – самое название дня пятидесятницы праздником жатвы ( Исх.23:10 , евр. хаг " гаккацир) и днем первых плодов (евр. йом " габбикурим, Чис.28:26 ) указывает на 16-е нисана, когда приносился сноп из начатков жатвы (евр. решит " гаккацир); так как, – наконец, – счисление 50 дней и семи недель от принесения первого снопа до принесения первых кислых хлебов ( Лев.23:15–16 ; Втор.16:9–10 ) поставляет день пятидесятницы в самую тесную связь с праздником опресноков: то, очевидно, тот и другой праздник можно рассматривать как одно священное время, началом которого служила пасха, серединой – праздник опресноков и заключением – пятидесятница. Это был весенний круг ветхозаветных празднеств, подобно тому как праздник труб, день очищения и праздник кущей составляли осенний круг таких праздников 34 . Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа Бога, какое Он дал» ( Втор.16:16–17 ; Исх.23:15, 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой» ( Втор.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010