7, 9), «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и творяй милость в тысящи» (Исх. 34, 6—7; Чис. 14, 18—19); но вместе Бог, Коего «дела истинна и еси путие Его суд; Бог верен и несть неправды в Нем: праведен и преподобен Господь» (Втор. 32, 4—5), «Иже не дивится лицу, ниже вземлет дара» (Втор. 10, 17) — «отъемляй беззакония, и неправды, и грехи, и повиннаго не очистит, наводяй грехи отцев на чада, и на чада чад, до третьяго и четвертаго рода» (Исх. 34, 7), «воздаяй ненавидящим Его в лице потребити я; и не умедлит ненавидящим, в лице воздаст им» (Втор. 7, 10). Свят есть Господь Бог наш и все освящаяй (Лев. 11, 44; 19, 2 — и пр.): все, к чему прикасается Он и что посвящается Ему, делается святым и неприкосновенным (Исх. 3, 5; Лев. 21, 6 и пр.). Избранием Израиля Себе в народ (Втор. 7, 6), особенно вселением среди его (Чис. 35, 34), Он освятил его, потому только святой, чистый телом и душою (Лев. 11, 44—45; 19, 2; 20, 7—8), может быть в сонме пред Богом. Душа, у которой нет такой чистоты, оскверняет имя святое Божие (Лев. 18, 21; 19, 12; 22, 4), потому грех приемлет и должна потребиться (Лев. 19, 8; Чис. 19, 20). Он есть Господь Бог наш, потребляли все нечистое — «Бог ревнитель» (Втор. 4, 24). Вообще Бог изобразил Себя относительно иудеев попечительным о их совершенстве и доброте Отцом, благоволительным, милостивым и щедрым, когда повинуются Ему; но всегда строго назирающим за ними и тотчас готовым обличить и наказать за всякое намеренное противление Ему, готовым простить кающегося, но не оставить упорного без воздаяния. Таким показал Он Себя при всех возмущениях и преступлениях Израиля в пустыне.   3. Религиозные чувствования   Кто сердцем принял сии понятия, у кого они не остались одними представлениями, а переродились в убеждения, в душе того непосредственно из них должны возникнуть и образоваться соответственные религиозные чувства, характеризующие религию сердца у сынов Израиля. Когда душа приникла вниманием и чувством к завету, то первое, что рождалось в ней, было: а) «чувство» особенного Божия благоволения к себе, явленного в избрании, избавлении и хранении, — особенной близости Бога к себе (Чис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

Массифа ( Суд.11:11 ) или Миспа ( Быт.31:49 ). Здесь Иаков заключил союз с Лаваном, а Иеффай собрал войско против Аммонитян. Этот город не должно смешивать с Массифою колена Вениаминова ( Суд.21:1; 22:1 ). Пенуел , близ Иавока. Здесь Иаков ночью, пред свиданием с Исавом, боролся с ангелом ( Быт.32:30 ). Гедеон просил у жителей Пенуела хлеба для своих воинов, но они отказали ему, за то он разрушил башню Пенуела и перебил жителей его ( Суд.8:8, 9, 17 ). Сокхоф , город, семьдесят семь старейшин которого Гедеон высек терновником пустынным и наказал зубчатыми молотильными досками (н) за то, что они, подобно жителям Пенуела, отказали воинам его в хлебе, когда он преследовал царей Мадиамских Завея и Салмана ( Суд.8:5–7; 15–17 ). Сивма ( Втор.32:38 ), город, построенный потомками Рувима. Пророк Исаия говорит о виноградниках Сивмы, истребленных властителями народов: «Исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют, виноградарь не топчет винограда в точилах» ( Ис.15:8–10 ). Рамоф-Галаадский ; этот город был дан левитам, потомкам Мерариным ( Нав.21:38 ), и объявлен городом убежища ( Втор.4:43 ). Он стал особенно известен в течение царствований последних царей Израильских и был причиной нескольких войн между ними и царями Дамаска. Ахаав, желая возвратить Рамоф от Сирии, вступил в сражение с царем Сирийским, был ранен и в тот же день на закате солнца (о) умер ( 3Цар.22:29–40 ; 2Пар.18:28–34 ). Здесь же, в сражении с Азаилом, царем Сирийским, был опасно ранен Иорам, сын Ахаава ( 4Цар.8:27–29 ; 2Пар.22:3–9 ). Цафон ( Нав.13:27 ) или Шофан ( Чис.32:35 ), город, разрушенный Израильтянами, но впоследствии восстановленный коленом Гадовым. Атароф ( Чис.32:34 ), город, восстановленный потомками Гада. Макед , укрепленный город, сделавшийся известным во время Иуды Маккавея ( 1Мак.5:26, 36 ). Дафема , крепость страны Галаадской, на границе Аравии. Тимофей, узнав, что Иуда Маккавей отправился в Иерусалим и уже перешел Иордан, – воспользовался отсутствием его, опустошил границы Галаада и принудил Иудеев запереться в Дафеме. Отсюда они послали Иуде письма, извещая его о крайности, в которой находились, и о нужде в скорой помощи. Иуда взял с собою 8000 воинов, перешел Иордан, напал на осаждающих и обратил их в бегство ( 1Мак.5:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5), а также не было принято присягать по иску глухонемого, безумного и малолетнего (ibid. 4). По окончании допроса подсудимого и свидетелей и после обсуждения судьями дела, судьей или старшим из судей составлялся и объявлялся приговор по данному делу (Сангедрин, III, 7), который обыкновенно записывался ( Ис. 10:1 ; Иов. 13:26 ). Приведение приговора в исполнение составляло обязанность служителей при судьях ( πηρτης в Нов. Зав., ср. Мф. 5:25 ; Ин. 7:45–46 ), которые в нужных случаях были также и истязателями осужденных ( Мф. 18:34 ). В случае, если подсудимый присуждался к смертной казни, его свидетели прежде совершения казни должны были возложить на него свои руки и тем самым как бы удостоверить истинность своего свидетельства ( Лев. 24:14 ). § 87. Наказания за уголовные преступления Характер наказаний, налагаемых судом на осужденных, обусловливался характером вменявшихся им преступлений. Преступления различались уголовные и не уголовные. Соответственно сему различались наказания: а) за преступления уголовные и б) за преступления не уголовные. К уголовным преступлениям относились: 1) хуление имени Божия ( Лев. 24:10–16 ); 2) сознательное нарушение субботы ( Чис. 15:32–36 ); 3) идолопоклонство ( Исх. 22:20 ; Втор. 13:7–11; 17:2–7 ); 4) ворожба и чародейство ( Исх. 22:18 ; Лев, 22:27); 5) отклонение от истинной веры ( Втор. 13:7–12; 18:20 ); 6) неповиновение родителям, соединенное с оскорблением их ( Исх. 21:15,17 ; Лев. 20:9 ; Втор. 21:18–21 ); 7) сознательное и намеренное убийство ( Исх. 21:12–14 ); 8) покража людей ( Исх. 21:16 ) и 9) преступления против закона о рождении: детоубийство, кровосмешение с матерью, мачехой или снохой, прелюбодеяние, мужеложство, скотоложство и половые сношения во время кровоочищения ( Лев. 20:10–21 ) 278 . Кроме этих преступлений, считавшихся уголовными для всякого израильтянина, для дочерей священников считалось уголовным также блудодеяние ( Лев. 21:9 ). Впоследствии к числу уголовных преступлений раввинами было отнесено также неподчинение ученаго решению суда (Сангедрин, XI, 2). Обвиненные в этих преступлениях подлежали наказанию смертью (ср. Сангедрин VII, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Следовательно, враги Израиля должны были сде­лать вывод, что их успех стал возможным только потому, что Сам Яхве наказал свой народ 140 . Интересно, что фраза «как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму» с небольшими вариациями повторяется в Библии дважды ( 1Цар.18:7 ; Ис.30:17 ), что позволяет трактовать ее как общеизвестную крыла­тую фразу-поговорку 141 . Ст. 31. Настоящий стих многие толкователи считают авторской ремар­кой, вставленной в речь Господа. Однако, учитывая логическую связь между предложениями в стт. 30–33, можно весь этот отрывок воспринимать как слова автора песни 142 . Смысл первой половины этого краткого стиха очевиден: автор говорит о превосходстве Яхве, Который назван «нашим Заступником» (буквально «нашей Скалой» 143 ), над языческими богами («их скалой»). Однако текст второй поло­вины представляет трудность для перевода и толкования. Проблема заключает­ся в понимании слова , стоящего в конце стиха. Дело в том, что это слово редко встречается в Библии ( Исх.21:22 ; Втор.32:31 ; Иов.31:11:28 ), потому его смысл до конца не ясен. Большинство толкователей термин связывают с глаголом («судить кого-то») и переводят словом «судьи», связывая такой перевод с Исх.21:22 , где данному термину приписывают аналогичный смысл. При таком переводе подразумевается, что враги еврейского народа признают превосходство Яхве над собственными богами и в этом вопросе выступают как объективные судьи 144 . В качестве подтверждения этого мнения его сторонни­ки ссылаются на имеющиеся в Библии места, в которых язычники вынужденно свидетельствуют о могуществе Господа ( Чис.23 и 24; Исх.14:25 ; 1Цар.5:7 ) 145 . Однако такое понимание трудно считать бесспорным из-за его противоречия контексту, так как в предыдущих стихах враги израильтян называются «лишен­ными рассудка». Потому предлагаются другие варианты перевода 32:31б: 1) Анализируемый термин можно рассматривать в пассивном значении как «подлежащие суду» или «осужденные» (именно такой смысл он имеет в Иов.31:11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Сама же душа после смерти не может освободиться или покаяться и ничего произвести такого, что искупило бы ее от ада 106 . В общем же относительно оригенистов и римско-католического учения о чистилище, поскольку оно допускает возможность нравственного самоисправления в промежуточном состоянии при посредстве чистилищного огня, должно заметить, что оба эти воззрения в отношении к откровенному учению являются одним из тех нередких, но тем не менее небезукоризненных видов апологетической и полемической аргументации, в которой ради оправдания тенденциозных предположений не щадят прямого смысла Священного Писания, а в отношении к истории христианского вероучения – случайно вкравшимися ошибками, которые потом нашли себе поддержку в первом случае в папском авторитете, а во втором – в произволе фантазии. 2 Напр., «Сборник лекций профессоров Киевской академии», 1869 г., Киев. Лекции по догматическому богословию, стр. 186; «Странник», 1873 г., июль, стр. 42, «О загробной жизни человека»; Werner. Blicke ins Jenseits, 1885, s. 72. 6 Ср. Splittgerber. Tod, Fortleben und Auferstehung, 1869, s. 98–99; Тейхмюллер «Бессмертие души», стр. 128. «Всякий знает, – читаем мы здесь, что он может проявлять себя для других толко чрез тело... Но для себя самого он существует и без тела: он может мыслить и чувствовать даже прямо противоположно тому, что он выражает своими жестами и словами». И далее здесь развивается та мысль, что превращение телесной жизни со смертию не исключает возможности жизни души «в самой себе и для себя». 7 Истина бессмертия души вообще и сознательно личного существования ее после смерти в частности не исключается теми библейскими выражениями, в которых смерть определяется как «отшествие» или «приложение ко отцам», а также к «людям своим» ( Быт.15:15, 25:8–9, 35:29, 37:35, 49:29–32 ; Чис.20:24–26, 27:13; 31:2 ; Втор.32:50 ; Суд.2:10 ; 4Цар.22:20 ; Иов.3:11–19 ) или же как сошествие в scheol ( Быт.37:35 ; Чис.16:30 ), в «землю мрака» ( Иов.10:21 ), на каковые выражения указывают иногда в доказательство того, что истина бессмертия была неизвестна Ветхому Завету. Но в существе дела смысл подобного рода выражений, пополняющих друт друга, тот, что все умирающие после смерти отходят ко отцам, т.е. акт смерти предполагает другой акт, требующий лично-сознательной жизни – акт «отшествия ко отцам», или в scheol, который, в свою очередь, по библейскому представлению, отличается от гроба, почему путь в него есть путь во гроб, путь неизбежный для тела, но не для духа, который идет в scheol для продолжения своего бытия. Ср. Oermel. Exegetisch – dogmatische Abhandlung über den Zustand der abgeschiedenen Seelen, Leipzig, 1863, s. 14–20. Ср. Никольский «О молитве за умерших», 1837 г., Петербург, стр. 34–86; «Странник», 1873 г., июль, стр. 41. Ср. особ. Юнгеров «Учение Ветхого Завета о бессмертии души», Казань, l882 г., стр. 15–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Место, куда отходила всякая разлученная с телом душа, носит на языке священных писателей название „шеол“. Хотя описание, какое дается ему, и сходно с описанием могилы вообще, тем не менее объединять его с этой последней ни в каком случае нельзя. Оно изображается как место неизмеримо глубокое ( Чис.16:30 . Втор.32:22 . Пс.62:10 . Иез.26:20 . Иов.26:6 ) и, где бы кто ни умер, для всех общее ( Иов.30:23 . Притч.21:16 ), а ни того, ни другого о могиле сказать нельзя. Мог ли, например, о могиле Иосифа говорить Иаков: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт.37:35 ), когда сын его казался ему зверями растерзанным а, следовательно, и непогребенным? Не могила разумелась, очевидно, и другими Патриархами, когда говорили они о посмертном приложении своем к отцам и народу ( Быт.25:8, 35:29, 49:33 ). Точно также и состояние умерших хотя и изображается как состояние молчание ( Пс.93:17 ), забвения ( Пс.87:13 ) и неспособности ни к прославлению Бога ( Пс.87:11 . Пс.6:6 . Ис.38:18–19 ), ни ко всякой другой деятельности ( Пс.87:5 ), тем не менее оно есть состояние жизненное. Чем, как не жизненным души состоянием можно объяснить случаи воскрешения мертвых, а таких случаев указывается три: воскрешение пророком Илиею сына вдовы Сарептской ( 3Цар.17:22 ), воскрешение пророком Елисеем сына Саманитянки ( 4Цар.4:35 ) и воскрешение мертвого от прикосновения к костям Елисея ( 4Цар.13:21 ). И возвратилась, говорит писатель 3-ей книги Царств по поводу воскрешения сына вдовы Сарептской, душа отрока сего в него и он ожил ( 3Цар.17:22 ). Будучи состоянием жизненным, оно есть вместе и состояние сознательное. Что ты тревожишь меня, чтобы я вышел, говорит Самуил Саулу, когда тот вызван был волшебницею Аендорскою ( 1Цар.28:19 ). И ты сделался бессилен, как мы, говорили, по изображению Пророка Исаии, цари и вожди народов, когда узрели в аде, в среде себя, Навуходоносора, царя Вавилонского ( Ис.14:10 . Сравн. Иез.32:21 ). Если бы места эти даже и не были изображением действительных событий, как признают их рационалисты, то, во всяком случае, они важны, как доказательство, что вера в сознательное существование души в шеоле у евреев была и что она имела какое-либо для себя основание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Для покрытия многочисленных расходов по постройкам и других Соломон изыскал совершенно неведомый до него источник государственного дохода: морскую торговлю, конечно, под руководством известных в древнем мире мореплавателей – финикиян (ст. 27). О таком небывалом предприятии Соломона свящ. писатель говорит подробно здесь и ниже ( 3Цар.10:11,22 ); ср. ( 2Пар.8:17–18,9:21 ). Место постройки корабля, точнее флота (евр. они означает флот, а корабль по-еврейски онийа), ср. ( Притч. 30:19 ), отправлявшегося в дальнее плавание, определяется двумя городами: 1) «Ецион-Гавер» (LXX: Γασιων Γαβερ слав.: «Гасион Гаверский»), идумейский порт при северо-восточном заливе, так называемом Эланитском, Черного или Красного моря (евр. Ям-Суф, т. е. «тростниковое море» – от обилия тростника по берегам его); местность эта стала известна евреям еще со времен странствования по пустыне ( Чис. 33:35 ; Втор. 2:8 ), (ср. блаженный Феодорит, вопр. 31). Близ Ецион-Гавера находился и «Елаф» (LXX: Αιλαθ), ср. ( Втор.2:8 ); город, по имени которого залив назывался Эланитским. Давид взял этот портовый город у Идумеев ( 2Цар.8:14 ); впоследствии Озия укрепил его ( 4Цар.14:22 ), но при Ахазе Елаф был отвоеван у иудеев Рецином Сирийским в пользу Идумеев ( 4Цар.16:6 ). Позже Елаф назывался Элана, иначе Вереника (И. Флав. VIII, 6, 4; Onomast 423; Robinson 279), теперь Акаба. Елаф, преимущественно перед Ецион-Гавером, имел важное торговое значение и потому сделался местом отправления торгового еврейского флота в таинственную золотоносную страну «Офир» (LXX: Ωφερ, Σωφερ и под.). Положение последней пытались определить частью по созвучию этого названия с различными местностями земного шара, частью на основании привозимых из Офира товаров. Офир полагали: 1) в Индии (И. Флав. Иудейские Древн. VIII,6, 4; блаженный Феодорит, вопр. 32 и мн. новые исследователи), причем Офир сближали с г. Супара на западном берегу Ост-Индии или с г. Абгира – на восточном. Но сомнительно самое сближение столь различных имен; затем в Индии не было золота; наконец, рейсы в Индию по своей отдаленности маловероятны; 2) в Восточной Африке, где на берегу против Мадагаскара был г. Софала. Но знакомство евреев и даже финикиян с Восточною Африкой подлежит еще большему сомнению; 3) в Южной Аравии: в пользу этого предположения говорит то, что в ( Быт.10:26,29 ) Офир, один из потомков Иоктана, является родоначальником арабских племен (наряду с Шеба и Хавила). Это предположение оправдывается традицией еврейской и христианской (Onomastic. 924). Близость расстояния этой местности от Елафа не мешала флоту еврейскому употреблять по 3 года на один рейс, ( 3Цар.10:22 ): неизвестно, сколько стоял флот в Офире.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда Катон, мудрый римский сенатор, закололся, то Юлий Цезарь, узнав об этом, воскликнул: «Теперь я лишился, величайшей победы, ибо я был намерен простить Катону все нанесенные мне оскорбления». Библия дает нам также великие примеры прощения обид и оскорблений: с каким терпением сносил Моисей хулы и поругания от народа, будучи, как говорит Писание, кротчайшим из всех людей на земле ( Чис.11 . Чис.12 ), и как терпел своего ругателя Семея царь и пророк Давид ( 2Цар.16:10 ). А Господь наш Иисус Христос, уподобившийся терпеливому агнцу, не отверзающему Своих уст, не только простил Своих врагов и мучителей, но еще молился за них. И как скоро Бог умилостивляется и каким Он обладает всепрощением, говорит 102-й псалом: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается и не во век негодует… Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс.102:8-9, 13 ). Апостол Павел b XII главе ( Рим.12:19-20 ) Послания к римлянам заклинает их не мстить за себя, давая место гневу Божию, ибо написано: «Мне отомщение, и Я воздам» ( Втор.32:35 ), и убеждает их, если враг голоден, накормить его, если жаждет – напоить его. «Ибо, делая сие, – говорит апостол, – ты соберешь ему на голову горящие уголья» ( Притч.25:21-22 ). Что это значит? То, что воздаяние добром за зло является не только самым благородным актом мести, но и смиряет противника. Человек, так поступающий, не сам себя возвышает, но его благородный образ действий настолько ставит его выше противника, что тот, если, конечно, имеет совесть и человек порядочный, должен невыносимо страдать от сознания, как он низко пал по сравнению с лицом, им обиженным, и что он не способен на такой высокий и благородный поступок (Я в своей жизни никому из лиц, меня оскорбивших или сделавших мне зло, не мстил даже дурным о них отзывом. Делал я это не потому, что я обладаю достоинствами истинного христианина, а вследствие случайности – воспитания, полученного мною от родителей, служивших мне примером высокого благородства, порядочности и уважения к достоинству человека. Благодаря этому, я с юных лет признал месть, клевету, зависть и неблагодарность чувствами рабскими, хамскими. Отец мой всегда мне внушал, что самая благородная месть врагу – сделать ему добро. Когда я слабыми своими стопами пошел по духовному пути, то утвердился в этом еще более, найдя, что усвоенные мною правила жизни соответствуют христианским началам. Но интересно, что все лица, сделавшие мне сознательно зло, пострадали так или иначе. – Прим. авт.).

http://azbyka.ru/o-molitve-rovenskij

Однакож в словах «он совершил уголовное преступление» едва ли заключается то, что эта вина должна была наказываться судебным порядком, еще менее, что она наказалась смертью. 1175 Эти определения об убийстве имели значение у израильтян как для пришельцев так и для туземцев ( Лев.24;21 ; Чис.35:15 ) и, как кажется, им пользовались не только свободные, но и рабы. Правда закон определяет: «если кто-либо ударит палкою своего раба или свою рабыню и они умрут под его рукою, то он должен подвергнуться только взысканию» ( Исх.21:20 ), 1176 но это постановление направляется только против излишка или превышения позволенного господину над его рабами права наказания и не относится к смертоубийству по ненависти или вражде. Следовательно из него нельзя заключать, что убийство раба другого господина, совершенное по злобе, не наказывалось как умышленное смертоубийство. Далее жизнь раба почти в одинаковой степени как жизнь свободного защищается против смертной опасности со стороны животных. «Если чей-либо вол забодает до смерти раба или служанку, то владетель вола должен заплатить хозяину раба 30 секлей серебра, и вол должен быть побит камнями» ( Исх.21:32 ). Это наказательное определение отличается от аналогичного в деле о свободном израильтянине или пришельце только тем, что оно прямо определяет цену для раба, между тем последнее, хотя предписывает смерть господину животного, дозволяет и денежное удовлетворение вообще без указания количества, – так что в действительности едва ли когда-либо и здесь осуществовалась смертная казнь. – Как ревностно Иегова защищает жизнь между своим народом и наказывает за смертоубийство, это показывают, наконец, еще: указанное в т. 1. §. 62 примирение убийства, преступник которого неизвестен; предписание при построении нового дома делать перила на кровле, чтобы не навести крови на свой дом, если кто-либо упадает с кровли Втор.22:8 , 1177 и проклятие, которое должно быть произнесено при возобновлении завета в земле над тем, кто убьет своего ближнего тайно Втор.27:24 . 1178 § 156. Преступления против основных порядков мира и царства Божия Как народ Иеговы, Израиль должен быть свят, как свят Иегова, и соблюдать все его постановления Лев.19:2 и 19. К этим постановлениям принадлежат не только нравственные и религиозные предписания, но также основные порядки мира или творения, которые также должны существовать неизменно и ненарушимо, как и порядки благодатного царства ( Иер.31:35 и д.). Посему Израиль должен:

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Высокомерию ассирийского царя противополагается (ст. 21) спокойная уверенность «девствующей дочери Сиона» (т.е. Иерусалима, ср. Ис.23:12 ; Иер.1:15 и др.), презрительно и насмешливо качающей головой (ср. Пс.21:8,108:25 ; Ис.16:4 ), и это презрение вполне заслуженное, потому что Сеннахирим поносил «Святаго Израилева» (стих 22) – эпитет Иеговы, употребительный весьма часто у пророка Исаии ( Ис.1:4 и мн. др.), здесь особенно уместный: святость Иеговы есть именно то Его свойство, в силу которого величие Божие не может быть презираемо безнаказанно (ср. Ис.5:16 ). В пояснение образной речи Сеннахирима, ст. 23–24, можно заметить, что «в поэтической одушевленной речи евреев выражения Ливан, кедр и восхождение на Ливан, высочайшую гору этой местности, очень часто употребляются, как символ самой сильной гордости, которая считает все возможным для себя»; что «в жарких странах вода, колодезь составляют самую драгоценную собственность (ср. Притч.5:15,9:17 ; Чис.20:17 и далее); закопать колодезь на чужой земле или выпить чужую воду – значило совершенно овладеть чужой собственностью» 17 (проф. Гуляев, с. 361); если ст. 23 относится к Палестинской территории, которой прежде всего коснулся поход Сеннахирима, то ст. 24 – к Египту, также бывшему целью завоевательной его кампании. В ст. 25–28 самонадеянности Сеннахирима противополагается всеобщность предвидения и промышления Божия, особенно о Израиле (стих 25–26), и затем, после напоминания о том, что Богу ведомы все частности быта и жизни Сеннахирама (ст. 27, ср. Пс.120:8 ; Втор.28:6 ), возвещается ему полное устроение судьбы его по всемогущей воле Божией (в ст. 28 образ укрощаемых животных, ср. Пс.31:9 ; Ис.30:28 ). В ст. 29–31 Езекии дается уверительный знак (ср. Исх.3:12 ) того, что нашествие ассирийское окончится для Иудеи не только без вреда, но и послужит к некоторому возрождению иудейского народа – рода, ради спасенного остатка, лучшей части народа Божия; в ст. 29, может быть, заключается указание, правда, очень неопределенное, на субботний и юбилейные годы ( Лев.25:1 , ср. у проф. Гуляева, с. 162–363). В ст. 32–34 возвещается полная безопасность Иерусалиму, охраняемому Богом, со стороны Сеннахирима, который безрезультатно возвратится прежней дорогой. На это время, надо думать, произошло сражение Сеннахирима с Тиргакою при Алтаку, о котором говорят клинообразные надписи; Алтаку, по Шрадеру (Keilnischriften und das Alte Testament, ss. 171, 289), тождественно с библейским Елтеке в уделе Дановом ( Нав.19:44 ), тождественным, по предположению, с нынешним Бет-Лукья (Onomast. 416–217). В сражении Тиргака был разбит (ср. у епископа Платона, цит. соч., с. 242–343, 254). Эта победа, конечно, еще более надмила Сеннахирима, преисполнив его уверенностью в предстоящей гибели Иерусалима, но небесная кара была уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010