Срочно. Лично. Тов. Тучкову» и не только ему: Донесения из Ленинграда в Москву, 1928–1930 годы/Публ., вступ. ст. и примеч. А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. 11. М., 2003. С. 307–341. «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 6. 1928 г. М., 2004. Фирсов С. Л. «Рабочий батюшка». Штрихи к портрету обновленческого «митрополита» Александра Ивановича Боярского//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2005. 4. Сер. История. С. 61—90. Шкаровский М. В. «Покажите народу лицо батюшки – мученика»: жизненный путь протоиерея Владимира Рыбакова (1869–1934)// Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии . 2018. 1. С. 65–75. Шкаровский М. В. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1913–2013. Т. 1. СПб., 2012.     Аннотация. Публикуются записи из дневника протоиерея Н. К. Чукова – архиепископа Григория за 1928 –1943 гг. Во вступительной статье, также основанной на его записях, рассказывается о массовом закрытии храмов и репрессиях духовенства Ленинграда после выхода постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», об усугублении проблем церковными расколами и о положении высланного духовенства. Новые подробности приема И. В. Сталиным трех митрополитов 4 сентября 1943 г. в публикуемых записях владыки, вносят свой вклад в историографию события. Ключевые слова: протоиерей Н. К. Чуков (архиепископ Григорий), митрополит Сергий (Страгородский), Ленинград, Саратов, репрессии, Ярославский раскол.   © Александрова-Чукова Л. К., 2022   Постановление было первым документом уровня высших органов власти Российской республики, и с небольшими поправками 1975 г. оставалось действующим правовым актом на протяжении всей истории Советского государства ( Чумаченко Т. А. Правовая база государственно-церковных отношений в 1940-е – первой половине 1960-х годов: содержание, практика применения, эволюция//Вестник Челябинского университета. 2008. Вып. 24. 15(116). С. 138–149). Чуков Н.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Архимандрит Таврион обладал свободой в общении с инославными – католиками, протестантами (в Рижской епархии ситуация была особенна тем, что православные приходы были в меньшинстве по сравнению с католическими и лютеранскими и, для противостояния безбожным властям, находились с ними зачастую в отношениях диалога и взаимопомощи, что приводило к практическим результатам). Так, по свидетельству архим. Виктора (Мамонтова) , узы глубокого общения связывали о. Тавриона со старейшим католическим епископом, исповедником, впоследствии кардиналом, Юлианом Вайводсом 8 . Вместе с митр. Леонидом (Поляковым) архим. Таврион бывал на католических рождественских богослужениях, а епископ Вайводс приезжал в Спасо-Преображенскую пустынь 9 . Диалог с инославными был чрезвычайно важен для архим. Тавриона, его волновала проблема разделения церквей, и он радовался всякому достижению взаимопонимания между ними 10 . По словам игумена Евгения (Румянцева), архимандрит Таврион «так много пережил, столько испытаний выпало на его долю, что он имел своё понимание христианской жизни... У него был дух апостольский, и этим своим духом он многих вдохновлял на служение Христу, на перемену жизни, на полное обновление. Люди избавлялись от ложного стыда, который не давал им верить, и от страха, удерживающего их от исповеди. И что особенно важно – он сплачивал людей в духовную семью, живущую единым устремлением к Богу. Это редкий дар» 11 . Отец Таврион скончался в воскресный день, в тот день, который он всегда призывал встречать как малую Пасху. И на постаменте гранитного креста на его могиле начертано пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!» 4 Виктор (Мамонтов) , архим. О евхаристическом возрождении//Материалы Международной богословской конференции «Приход в православии» (Москва, октябрь 1994 г.). М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2000. С. 130. 7 Таврион (Батозский) , архим. Наше назначенье в том, чтобы Вам служить//Три праведника рассказывают об основных Таинствах Православия/Сост., вступ. статья С.С. Бычкова. 2-е изд., испр., доп. М.: Sam&Sam, 2002. С. 61–62.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Григорий Нисский , свт. Житие св. Макрины. 29, 32 29. И была некая женщина, стоявшая во главе сонма дев в чине диакониссы, – «Светильник» было ей имя [прозвище]. 32. Когда же труд наш был завершен и тело [св. Макрины] было посильными средствами приготовлено к погребению, диаконисса сказала, что не подобает, чтобы покойная [св. Макрина], одетая как невеста, была выставлена на обозрение девам. «Но у меня есть, – говорила она, – темный плащ, оставшийся после вашей матери, который, я думаю, хорошо будет набросить сверху, чтобы не восхваляли эту святую красоту [только лишь] благодаря наносному блеску [погребальных] одежд». Это мнение одержало верх, и плащ был наброшен. Palladius Helenopolitanus Палладий, епископ Еленопольский Dialogus de vita Ioannis Chrysostomi Palladii dialogus de vita S. Joanni Chrysostomi/Ed. P. R. Coleman-Norton. Cambridge: Cambridge University Press, 1928. Пер. по изд.: Диалог Палладия, еп. Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, ПОВЕСТВУЮЩИЙ О ЖИТИИ БЛАЖ. ИОАННА, ЕП. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО, Златоуста/Пер., вступ. ст., коммент. А. С. Балаховской. М.: ИМЛИ РАН, 2002. «Диалог» еп. Еленопольского (область Вифиния) Палладия (ок. 365–425) – самый полный и ранний, хотя и достаточно субъективный, источник о жизни Свт. Иоанна Златоуста , поскольку создан ближайшим сподвижником святителя, пострадавшим вместе с ним. Вероятно, «Диалог» написан в 408 году в ссылке в Сиене (Египет) по материалам, подготовленным ранее в Риме, и дополняет отдельные моменты жизни диакониссы Олимпиады. Палладий приводит ее житие и в «Лавсаике» (56), однако диакониссой уже не называет. X. 61. ΕΙσελθν δ ν τφ βαπτιστηρφ καλεΤ τν ’Ολυμπιδα, ναπλλακτον οσαν της κκλησας, συν Πενταδςι κα " ι Πρκλη, τας διακνοις, κα Σιλβνη, τη του μακαρου Νεβριδου γυναικ, εσχμως κοσμοση τν αυτης χηρεαν, κα λγει ατς· » Δετε δε, θυγατρες, κοσατ μου. ‘ Τ κατ’ μ τλος χει ’, ς ρ. ‘ Tôv δρμον μου τετλεκα ’, κα σως ‘ οκτι δψεσθε τ πρσωπν μου ’. Τοτο δ στιν δ παρακαλ· μ  τις υμν νακοπη της συνθους ενοας της περ τν κκλησαν. κα δς ν κων χθη π τν χειροτοναν, μ  μβιτεσας τ πργμα, κατ συνανεσιν τν πντων, κλνατε τν κεφαλν μν ς ’Ιωννη (ο δναται γρ κκλησα νευ πισκπου εναι). κα οτως λεηθτε. Μμνησθ μου ν τας προσευχας μν ’. Συγχυθεσαι δ δκρυσιν κυλινδοντο περ τος πδας ατο. Ττε νεσας τιν τν σεμνν πρεσβυτρων λγει· » Λβε τατας ντεθεν, να μ  τος χλους ταρξωσιν ’. Οτως ον μικρν μποδισθεσαι δοξαν ατ συγχωρεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Aussenzio di Bitinia/Introd., trad., comment. P. Varalda. Alessandria, 2014; Kaldellis A., Polemis I., transl. Psellos and the Patriarchs: Letters and Funeral Orations for Keroullarios, Leichoudes, and Xiphilinos. Notre Dame, 2015. Рус. пер.: Похвальное слово Симеону Метафрасту/Пер. архиеп. Арсения (Иващенко)//Воронежские ЕВ. Приб. 1869. 5. С. 100-111; Слова на свершившееся во Влахернах чудо/Пер. П. В. Безобразова//ЖМНП. 1889. Т. 262. С. 77-91; Обвинительная речь против патр. Михаила Кирулария//Там же. Т. 265. С. 23-84; Литаврин Г. Г. Три письма Михаила Пселла Катакалону Кекавмену//RESEE. 1969. Vol. 7. N 3. P. Михаил Пселл. О характерных чертах нек-рых сочинений/Вступ. ст.: С. С. Аверинцев; пер.: Т. А. Миллер//Идеи эстетического воспитания: Антология. М., 1973. Т. 1. С. 281-283; Михаил Пселл. О сочетании частей речи; Обзор риторических идей; Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса; Сравнение Еврипида с Писидой/Пер. с греч.: Т. А. Миллер//Античность и Византия. М., 1975. С. 156-174; Зайцев А. И., Любарский Я. Н. Два письма Михаила Пселла//Bsl. 1978. T. 39. C. 24-28; Богословские сочинения/Пер.: архим. Амвросий (Погодин). СПб., 1998; Хронография: Краткая история/Пер. Я. Н. Любарского, Д. А. Черноглазова, Д. Р. Абдрахманова. СПб., 2003; Судье Фракисийской фемы Ксиру; Константину Мономаху, монаху Феревию, Исааку Комнину, Константину Дуке, Роману Диогену; речи: К спрашивающим, сколько родов философских учений; Похвала блохе; Похвала вши; Речь к ученикам, не пришедшим в школу по случаю дождя; К ученикам, редко приходящим в школу; К манкирующим ученикам; К нерадивым ученикам/Пер. П. В. Безобразова// Безобразов П. В., Любарский Я. Н. Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001. С. 49, 56-58, 61-63, 85-88, 106-108, 124-125, 132-138, 144-150, 162-169. Лит.: Скабаланович Н. А. Визант. наука и школы в XI в.//ХЧ. 1884. 3/4. С. 344-369; он же. Визант. государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 20042. 2 кн.; Sonny A.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

XVII в./Вступ. ст.: Л. А. Дмитриев. Л., 1980; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Кат. выст. М., 1995; Петров А. Е. Лицевые списки «Сказания о Мамаевом побоище» XVII-XIX вв.//Филевские чт.: Тез. 4-й междунар. конф. 16-19 мая 1995 г. М., 1995. С. 69-73; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000; Преображенский А. С. Архиерейский проскинесис: Спас митр. Киприана и ктиторская иконография XIV в.//Russia Medaevalis. Münch., 2001. T. 10/1. S. 76-106; он же. «Подножие ног Его»: О вотивных надписях на рус. иконах Спаса на престоле XIV в.//Искусствознание. М., 2007. Вып. 1/2. С. 25-53; он же. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2010; он же. Вкладные надписи на новгородских иконах Спаса на престоле XIV в.: аналогии и прототипы//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вел. Новгород, 2011. Вып. 4. С. 116-141; Фёдорова И. В. Икона «Святители Киприан и Фотий» кон. XVIII в. (1796?)//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 291-296; Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери//ПЭ. 2005. Т. 9. С. 8-38; она же. Великая святыня России: Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» в рус. истории. М., 2010; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007; Иконы Успенского собора Моск. Кремля: XI - нач. XV в.: Кат. М., 2007; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. ГРМ. СПб., 2008; Юхименко Е. М. Агиологические разыскания выговских старообрядцев и образ всех святых российских чудотворцев//XIV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой: Сб. ст. Ярославль, 2010. С. 152-167; она же. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 329-344; Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

История византийской философии. Формативный период/В.М. Лурье. При участии В.А. Баранова. – СПб.: Axioma, 2006. XX+553 с. (В.А. Баранов совместно с В.М. Лурье автор раздела: Иконоборчество и иконопочитание. Византийское богословие в VIII–IX веках. С. 407–486). Мейендорф И., протопр. Учение преподобного Феодора Студита об изображении Христа// Его же . Пасхальная тайна: Статьи по богословию : [пер. с англ., фр.]/протопресвитер Иоанн Мейендорф; сост.: И.В, Мамаладзе; предисл. прот. В. Воробьева, Й. ван Россума. – М.: Эксмо: Православ. Св.-Тихонов гуманитар. ун-т, 2013. – 832 с. : ил. – (Религия. Сокровища православной мысли). Преображенский, Василий, свящ. Преподобный Феодор Студит и его время (759–826 гг.). – М., 1896. – IV+356 с. Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. – Милан; М.: Христианская Россия, 1999. – 231 с. Справочные издания и словари Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т./Сост. И.Х. Дворецкий. –М., 1958.   Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. – Милан; М.: Христианская Россия, 1999. С. 206. Шёнборн К. Икона Христа. С. 212. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. Его время, жизнь и творения. – Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1907. – 312 с. С. 191. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 199–200. Ссылка на латинское название сочинения Ареопагита дается по Н.С. Гроссу (первая цифра – номер главы, после точки – номера параграфов). Греческий оригинал и русский перевод сочинений Ареопагита можно прочитать в издании: Дионисий Ареопагит. О божественных именах// Его же . О божественных именах. О мистическом богословии/Вступ. статья, пер. с древнегреч. Г.М. Прохорова. – СПб.: Глаголъ, 1995. – XXIII, 307 с. С. 209–217. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. Указ. соч. С. 255–259. Там же. С. 283–285. Там же. С. 61. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 200–201. В цитируемых ниже текстах прп. Феодора в примечаниях редактора также указывается ссылка на главу 4, параграф 3 этого трактата, однако в цитируемом издании трудов Дионисия Ареопагита этот фрагмент находится в главе 4 параграф 1.

http://bogoslov.ru/article/6193373

 Bernardi J. Grégorie de Nazianze… Р. 140.  Ibidem. Р. 140; Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение... С. 61.  St. Gregorii Nazianzeni opera. Versio graeca I: orationes X et XII/Eds. B. Coulie, J. Mossay et M. Sicherl//Corpus Christianorum. Series Graeca. Tumhout: Brepols, 2006. P. 21. 64. (Corpus Nazianzenum, 22). ТГБ I. C. 171.  Это одна из надгробных эпиграмм или эпитафий свт. Григория – «К его отцу» в «Палатинской антологии» значащаяся под VIII. 21, а в русском переводе – под 9 (CPG 3038 (63). См.: Epigrammatum Anthologia Palatina (Graece et Latina)/Instr. F. Dübner. Parisiis: Editore Ambrosio Firmin Didot, 1864. P. 517. Перевод на русский язык см.: ТГБ II. С. 380. Новый, поэтический перевод на русский язык см.: Григорий Богослов. Эпиграмма VIII, 21. Говорит отец Григория/Пер. Л. Б. [Л. Блуменау]//Эпиграммы греческой Антологии/Пер. с древнегреч.; Под ред. и с коммент. М. Гаспарова и Ю. Шульца; Вступ. ст. М. Гаспарова. М.: ТЕРРА, 1999. С. 285-286. (Памятники античной литературы).  Gregorii Presbyteri vita... P. 152; 154.  Grégoire de Nazianze. Discours 12/Intr., texte critique, traduction et notes par M.-A. Calvet-Sebasti. Paris: Cerf, 1995. P. 358. (SC 405). ТГБ I. C. 172.  В связи с тем, что К. Уайт определяет время пребывания свт. Григория в монастыре св. Феклы в Селевкии приблизительно трехлетним сроком, то его удаление из Назианза произошло около 376 г. См.: Gregory of Nazianzus. Autobiographical poems… Р. XVI. Дж. Макгакин говорит о сроке чуть более трех лет. См.: McGuckin J. Saint Gregory of Nazianzus... P. 239. Согласно Ж. Бернарди, свт. Григорий ушел в селевкийское уединение после Рождества 374 г. См.: Bernardi J. Grégorie de Nazianze… Р. 146. Митрополит Иларион (Алфеев) датирует пребывание святителя в женском монастыре первомц. Феклы в Селевкии Исаврийской с 375 по 379 гг. См.: Григорий Богослов/[И. Алфеев, М. Желтов, А.А. Турилов и др.]//Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. Т. 12. С. 672.

http://bogoslov.ru/article/6170568

169 Новейшие путешественники по Востоку: Выдержки из статьи французского исследователя Сен-Мар Жирардена//Духовная беседа. 1858. Т. 2. 17. С. 191–206. 173 См.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 6–7. 176 П. И. Саломон пробыл в Оптиной пустыни с 18 по 22 июня 1858 г. Он исповедовался у преподобного Макария и беседовал со старцами. «Много назидательного и полезного видел и слышал я в этой благодатной обители», – писал П. И. Саломон А. П. Толстому в своем отчете о поездке (РГИА. Ф. 797. Оп. 87. Д. 174. Л. 23). Вскоре члены семьи Саломон становятся почитателями Оптинских старцев и частыми гостями обители. Известно, что старцы называли П. И. Саломона «оптинским человеком» (см.: Из переписки отца Климента Зедергольма /Публ. В. М. Боковой//Российский архив. 2005. Вып. 14. С. 255–264). 180 См.: Нил Синайский , прп. Слово на евангельское изречение: «Кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» ( Лк 22. 36 )//Творения святых отцов в русском переводе, издаваемых при Московской духовной академии. Т. 3. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 1. М., 1858. С. 312–328. 191 См.: Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М., 1996. С. 32–33. 196 Муравьев Л. П. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских, и местно чтимых подвижников благочестия: В 12 т. СПб., 1855–1858. 200 См.: Викторин архим. Истинный друг духовного юноши: Практические наставления воспитанникам духовных училищ. СПб., 1858. 201 Машинописная копия записки «О греческой Церкви и о болгарах» из архива канцелярии обер-прокурора с пометками императора: РГИА. Ф. 797. Оп. 64. Отд. 2. Ст. 3. Д. 191. Л. 8–13; (Черновая копия: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 28. Л. 84–98 об. – Записка была опубликована с копии из архива канцелярии обер-прокурора, обнаруженной Л. А. Герд с неверной датировкой (см.: «В делах Востока первой заботой нашей должна быть святая Церковь ...»: Две записки обер-прокурора Св. Синода А. П. Толстого по греко-болгарскому вопросу с комментариями императора Александра 2. 1860 г./Подг. текста, вступ, ст. и коммент. Л. А. Герд//Исторический архив. 2003. 2. С. 55–61).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В кафедральном соборе Богородицы и сщмч. Д. в Сплите, справа от главного алтаря, находится алтарь в честь Д., созданный в XV в. итал. и хорват. скульпторами. В основе алтаря лежит рим. саркофаг, вероятно привезенный из развалин Салоны. У сев. стены храма расположен новый алтарь в честь Д. и саркофаг с мощами священномученика. Глава Д. хранится в отдельном реликварии. Д. считается покровителем и защитником Сплита. Каждый год 7 мая н. ст. в городе проходят торжественная процессия и ряд праздничных мероприятий. Католич. священнослужители проносят реликварии с мощами святого по улицам города. В день памяти Д. глава города награждает выдающихся жителей, день памяти Д. празднуют даже люди, называющие себя атеистами. В 2004 г. торжественно отмечалось 1700-летие со дня смерти Д. В праздничной процессии приняли участие почти все жители Сплита и многочисленные гости. Возглавил процессию специальный посланник Римского папы кард. Ян Питер Шотте. Папа Бенедикт XVI передал жителям города благословение, а также частицу мощей Д., хранящихся в Риме. В Хорватии Д. посвящены францисканский мон-рь в с. Край на о-ве Пашман и ряд церквей, в т. ч. церковь 1821 г. в с. Дривеник близ Цриквеницы. В честь Д. регулярно проводятся велосипедный марафон студентов учебных заведений Сплита, кроссы и регаты на лодках, соревнования по фехтованию и ряд др. спортивных мероприятий. В кон. ХХ в. в Лос-Анджелесе (США) действовало благотворительное об-во в честь Д. Ист.: Farlatus D. , Coletus J. Illiricum sacrum. Venetiis, 1751. T. 1. P. 404-516; ActaSS. Apr. T. 2. P. 5-11; MartHieron. P. 41; MartRom. P. 182-183; Breviarium Syriacum//ActaSS. Propyl. P. 61 (рус. пер.: Древний восточный месяцеслов// Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 621); LP. T. 1. P. 330; Usuardus Sangermanensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 921; Thomas Spalatensis, archidiac. Historia Salonitana/Ed. Fr. Raki. Zagreb, 1894 (рус. пер.: Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита/Вступ. ст., пер., коммент.: О. А. Акимова. М., 1997 [Лат. и рус. текст]).

http://pravenc.ru/text/178874.html

181 Tov E. The Greek and Hebrew Bible: Collected Essays on the Septuagint. Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 1999. P. 267. 183 Сейчас уже признано, что евреи и в период талмудистов (II–V вв.), и в период деятельности масоретов (VII–X вв.) предельно благоговейно относились к библейскому тексту, так что такие тенденциозные редакторские исправления были невозможными. Разночтения между МТ и LXX объясняются или другим еврейским оригиналом LXX (меньшая часть разночтений), или деятельностью самих переводчиков Септуагинты (большая часть разночтений). Подробнее об этом см.: Селезнев М.Г. Еврейский текст Библии и Септуагинта: два оригинала, два перевода?//XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Т. I. М., 2008. С. 56–61. 185 Книга Царей с толкованием раби Давида Кимхи/Пер. Ф. Гуркинфельд. Т. II. Иерусалим; Запорожье, 2009. С. 18–19. 186 Romanos le Mélode. Hymnes. Vol. V: Nouveau Testament (XLVI–L) et Hymnes de circonstance (LI–LVI). Par J. Grosdidier de Matons//Source chrétiennes. Paris, 1981. 283. P. 152. 187 См.: Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. Ч. 2: Новый Завет /Пер. с англ. под общ. ред. Р.З. Ороховатской. СПб.: Мирт, 2005, С. 75; Бил Г.К., Карсон Д.А. Ветхий Завет на страницах Нового. Т. 2. Ев. от Луки. Ев. от Иоанна/Пер. с англ. Черкассы: Коллоквиум, 2011. С. 328; Bernard J.H. A critical and exegetical commentary on the Gospel according to St. John. Vol. 1. N.Y.: C. Scribner’ Sons, 1929. P. 111. 188 Рекомендуем статью, в которой представлено именно такое объяснение значения термина «лоно Авраамово»: Ткаченко А. Где находится «Лоно Авраамово»?//Фома. 2008. 9 (65). С. 46–50. 198 Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дынника. М.: Госполитиздат, 1955. С. 119. 201 Глубоковский Н.Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. СПб.: Типография М. Меркушева, 1910. С. 1011. 202 Апостол с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. Смоленск: Одигитрия, 2006. С. 134–135.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010