Ибо и в настоящее время люди обращаются к вере из неверия, в котором он их держал, и будут, без всякого сомнения, обращаться до самого упомянутого конца. В отношении к каждому из них оный сильный непременно связывается в то время, когда кто-нибудь, как его вещь, у него похищается. И пропасть, в которой он заключен, не уничтожилась со смертью тех, которые жили в то время, когда началось его заключение; их заступили, рождаясь, другие, и пока не окончится этот век, их будут заступать ненавистники христиан, в слепом и мрачном сердце которых он будет заключен, как в бездне. Но возникает вопрос: в эти последние три года и шесть месяцев, когда освобожденный диавол будет свирепствовать со всею силой, примет ли кто-нибудь веру, который прежде ее не содержал? Каким образом сохранит в таком случае свою силу сказанное: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» ( Мф. 12:29 )? Изречение это, по-видимому, заставляет нас предположить, что в то малое время никто не вступит в ряды народа христианского и что диавол будет сражаться с теми, кого уже застанет христианами; и если из последних кто-нибудь, будучи побежден, перейдет на его сторону, таких не следует считать в предопределенном числе сынов Божиих. Ведь не напрасно тот же апостол Иоанн, который написал Апокалипсис, говорит в своем послании о некоторых: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» ( 1Uoah. II, 19 ). Но что будет с маленькими детьми? В высшей степени невероятно, чтобы то время не застало между детьми христиан только что рожденных и еще не крещенных младенцев, чтобы и в сами те дни никто более не рождался, или, если такие будут, чтобы родители их тем или иным способом не приводили их к купели возрождения. Если же это будет, то каким образом у диавола, уже развязанного, будут похищаться эти вещи, когда никто не может войти в дом его, чтобы похитить его вещи, не связав прежде его самого? Но гораздо с большею вероятностью можно думать, что не будет в то время недостатка ни в отпадающих от церкви, ни в обращающихся к церкви; причем, как родители в отношении крещения своих малюток, так и те, которые имеют тогда впервые уверовать, будут настолько мужественны, что победят оного сильного и не связанного, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ибо и в настоящее время люди обращаются к вере из неверия, в котором он их держал, и будут, без всякого сомнения, обращаться до самого упомянутого конца. В отношении к каждому из них оный сильный непременно связывается в то время, когда кто-нибудь, как его вещь, у него похищается. И пропасть, в которой он заключен, не уничтожилась со смертью тех, которые жили в то время, когда началось его заключение; их заступили, рождаясь, другие, и пока не окончится этот век, их будут заступать ненавистники христиан, в слепом и мрачном сердце которых он будет заключен, как в бездне. Но возникает вопрос: в эти последние три года и шесть месяцев, когда освобожденный диявол будет свирепствовать со всею силой, примет ли кто-нибудь веру, который прежде ее не содержал? Каким образом сохранит в таком случае свою силу сказанное: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» (Мф. 12:29)? Изречение это, по-видимому, заставляет нас предположить, что в то малое время никто не вступит в ряды народа христианского и что диявол будет сражаться с теми, кого уже застанет христианами; и если из последних кто-нибудь, будучи побежден, перейдет на его сторону, таких не следует считать в предопределенном числе сынов Божиих. Ведь не напрасно тот же апостол Иоанн, который написал Апокалипсис, говорит в своем послании о некоторых: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1Иоан. II:19).    Но что будет с маленькими детьми? В высшей степени невероятно, чтобы то время не застало между детьми христиан только что рожденных и еще не крещенных младенцев, чтобы и в сами те дни никто более не рождался, или, если такие будут, чтобы родители их тем или иным способом не приводили их к купели возрождения. Если же это будет, то каким образом у диявол а, уже развязанного, будут похищаться эти вещи, когда никто не может войти в дом его, чтобы похитить его вещи, не связав прежде его самого? Но гораздо с большею вероятностью можно думать, что не будет в то время недостатка ни в отпадающих от церкви, ни в обращающихся к церкви; причем, как родители в отношении крещения своих малюток, так и те, которые имеют тогда впервые уверовать, будут настолько мужественны, что победят оного сильного и не связанного, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ибо никто не может восторжествовать над страстью, пока не убедится, что своим тщанием или трудом не может одержать победу в битве; однако для подавления страсти ему и со своей стороны необходимо стараться днем и ночью. А когда почувствует, что освободился от этой страсти, то опять должен с полным вниманием рассмотреть тайники своего сердца, приметить, какая в нем есть еще более злая (страсть), против нее употребить все духовное оружие, и таким образом, победив сперва сильнейшие, он скорее и легче одержит победу над остальными; потому что от успеха побед и дух его сделается сильнее, и последующая битва со слабейшими скорее доставит ему успех в борьбе. Как сражающиеся при глазах царей со зверями сначала высматривают сильнейших и свирепейших и с ними первыми вступают в борьбу, победив же их 307//прочих, менее страшных и сильных, уже легче побеждают, так и мы, победив более сильные страсти, без труда одержим совершенную победу над последующими слабейшими. Впрочем, следует остерегаться, чтобы, противоборствуя только главной страсти и не обращая внимания на стрелы прочих, не быть уязвленным неожиданным ударом. Кто, заботясь об очищении своего сердца, внимание ума будет напрягать для преодоления главной страсти, тому нельзя не иметь подобного опасения и бодрствования и по отношению к прочим страстям. Ибо одержать победу над той страстью, от которой хочет освободиться, как удостоится тот, кто заражен другими страстями и делает себя недостойным награды за очищение? Но когда кто с полным вниманием вступит в сражение против одной страсти, то он должен молиться преимущественно о ней, с особенной заботливостью и прилежнее наблюдать за ней, чтобы через это одержать скорую победу. Что таков должен быть порядок в борьбе со страстями и что не следует полагаться на свою силу, это показывает Законодатель (Моисей) в следующих словах: не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный. И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало–помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы (земля, не сделалась пуста) и не умножились против тебя полевые звери; но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут (Втор 7, 21–23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Иез. 32 :3. Так говорит Господь Бог: Я закину на тебя сети 826 Мои в собрании многих народов. Иез. 32 :4. И извлеку тебя удою Моею, и выброшу тебя на землю: поля наполнены будут тобою, и посажу на тебя всех птиц небесных, и накормлю тобою всех зверей всей земли. Иез. 32 :5. И раскидаю мясо твое на горах и наполню кровию твоею всю землю. Иез. 32 :6. И насытится земля гноем 827 твоим и множества 828 твоего на горах, и долины наполню тобою. Иез. 32 :7. И покрою небо, когда ты угаснешь, и помрачу звезды его, солнце облаком закрою, и луна не покажет своего света. Иез. 32 :8. Все светила 829 небесныя помрачу над тобою, и наведу тьму на землю твою, говорит Господь 830 Бог. Иез. 32 :9. И приведу в смущение 831 сердца многих народов, когда уведу пленных твоих к народам, в землю, которой ты не знал. Иез. 32 :10. И будут скорбеть о тебе многие народы, и цари их страшно ужаснутся из-за тебя, когда меч Мой явится 832 пред лицем их, и будут ожидать падения своего со дня падения твоего. Иез. 32 :11. Ибо так говорит Господь Бог: меч царя Вавилонского придет на тебя (вместе) с мечами исполинов, и Я поражу силу твою. Иез. 32 :12. Все они-лютейшие из народов, и погубят надменность 833 Египта, и сокрушена будет вся сила его. Иез. 32 :13. И погублю весь скот его при обильной воде, и не будет возмущать ея более нога человеческая, и копыто скотское не вступит в нее. Иез. 32 :14. Так тогда успокоятся воды их, и реки их, как елей, потекут, говорит Господь Бог. Иез. 32 :15. Когда предам Египет опустошению, и опустеет земля и что наполняет ее, когда разсею всех жителей ея, тогда узнают, что Я Господь. Иез. 32 :16. Вот плачевная песнь, и будешь плакать 834 о нем, и дочери народов будут плакать о нем, о Египте и всем могуществе его будут плакать, говорит Господь Бог. Иез. 32 :17. В двенадцатый год, в пятнадцатый день первого месяца, было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 32 :18. Сын человеческий! восплачь о силе Египта (наклонив низведи его) 835 , ибо народы низведут мертвых дочерей его в глубину земли к нисходящим в преисподнюю, (говоря):

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из приведенных высказываний становится очевидным, что по христианскому учению только любовь праведна пред Богом, без нее любое, самое добродетельное по человеческим меркам деяние есть " ничто, медь звенящая или кимвал звучащий " .  Кто говорит: " я люблю Бога " , а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).  Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (Ин. 3, 15). Потому тот лишь поступок по отношению к другому человеку является праведным, в котором присутствует любовь. Мера любви есть мера праведности – вот христианский критерий справедливости! О какой любви идет речь? Особенность христианской любви заключается в том, что даже самое сильное ее чувство не ослепляет разум и не подавляет волю человека, как это обычно имеет место в любви естественной. Христианская любовь не подчинена страстям, свободна от них, поэтому она сохраняет в человеке разумность и целенаправленность действий. И эта цель – не удовлетворение похотей, не свобода греха, но максимальная польза, в первую очередь польза духовная. Поскольку же человек предназначен к вечной жизни и неминуемо, много скорее, чем он думает, вступит в нее, то и вся его деятельность и сама жизнь должны оцениваться с точки зрения вечности, достижения спасения. Потому нередко могут быть ситуации, когда движимый именно этой любовью вынужден применять силу и причинять даже страдания человеку ради его же блага и блага других. (Может быть, самым тяжелым для человека любви и является необходимость насилия.) Сам Христос с гневом опрокинул столы меновщиков денег в храме и бичом изгнал из него торгующих! Но что при этом совершалось в Его душе, по какой причине Он поступил так? Конечно, не потому, что желал зла бесчинствующим, а затем, чтобы у самих виновных пробудить совесть и тем научить их добру. Напротив, ненависть и все вытекающие из нее действия в принципе несправедливы, хотя бы и имели для себя все формальные оправдания. Нельзя ненавидеть даже преступника, даже, как говорит св. Исаак Сирин, врагов истины, поскольку ненависть всегда, как бумеранг, поражает в первую очередь сердце самого ненавидящего и умножает зло в человеческом обществе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

(Из учения Св. Феофила Антиохийского ) «Бог», говорит Феофил, «чтобы показать таинство единства Божия, вместе сотворил жену и Адама для того, чтобы между ними была большая любовь. И Адам сказал Еве: это теперь кость от костей моих, плоть от плоти моея и при этом пророчествовал, говоря: «посему оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину», что самое ясно исполняется на нас самих. Ибо не всякий ли, законно вступающий в брак, оставляет мать и отца, всех родственников и ближних своих, прилепляясь и привязываясь к своей жене, питая к ней большое расположение? Посему многие даже подвергаются смерти за своих жен» 29 . (Из учения св. Ерма ) «Если муж или жена умрет, говорю я, и один из них вступит в брак, согрешит ли вступающий в брак? Не согрешит, но если остается сам по себе, то приобретает себе большую славу у Господа. Храни целомудрие и чистоту и будешь жить с Богом». «И сказал я ему», говорит Ерм , «позволь мне, господин, спросить тебя немного»! Говори, сказал он. «Если, господин, сказал я, кто-нибудь будет иметь жену верную в Господе и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с нею?» И он сказал мне: «доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены, и она не покается, то муж согрешит, если будет жить с нею и сделается участником в ее прелюбодействе. «Что же делать, сказал я, если жена будет оставаться в своем пороке?» И он сказал: «пусть муж отпустит ее, а сам останется один». О заблуждениях и нравах еретиков (Из творений Тертуллиана ) Напрасно многие соблазняются успехами ересей. Ереси не более имеют силы, как сколько допустим мы их поселять в нас страх. Будучи сильны от нашей слабости, они не могут устоять против твердой и крепкой веры. Слабые души увлекаются часто падением известных личностей. Как, говорят, могли впасть в заблуждение такие умные, твердые и испытанные в вере люди? Чему тут дивиться, что люди испытанной добродетели впоследствии себя унижают и падают? Одному Сыну Божию предоставлено было пребыть до конца безгрешным. Как! Если епископ, диакон, вдовица, дева, учитель, мученик, впадут в ересь: то разве от того ересь сделается более истинною? Станем ли мы судить о вере по личностям, или же о личностях по вере? Не было ли даже и многих учеников Господних, соблазнившихся о Нем и оставивших Его? Но другие, тем не менее, пребыли Ему преданными. Мы удивляемся, что церкви Его оставляются некоторыми людьми; но терпение наше в сем случае, по примеру Иисуса Христа, доказывает, что мы точно христиане. От нас изыдоша, говорит возлюбленный Его ученик, но не беша от нас; аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами ( 1Ин.2:19 ). По словам апостола, подобает и ересем быти ( 1Кор.11:19 ) да явлени будут искуснии против обольщения ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Именно об этой вечери говорил и Господь в притче о званых на брачный пир Сына Божия, и Сам Бог Отец устроил ее. Заранее были приглашены на брачный пир некоторые избранные. То были вожди народа Израильского, учители его: первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины народа, – их в первую очередь звал Господь на Свой пир. Были заколоты тельцы, овны, и когда настало время ужина, Он послал раба сказать званым: «Идите, ибо уже все готово» ( Лк. 14:17 ). Он даже не ограничился однократным приглашением, но все избранные начали, как бы сговорившись, отказываться. Первый сказал: «Я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня» ( Лк. 14:18 ). А по-славянски сказано гораздо лучше: «Молю ти ся, имей мя отречена», то есть «отрекаюсь от Твоей вечери». Он купил землю, и она стала ему дороже брачного пира Христа, Сына Божия, ибо только на земное возложил он свое упование, только к земным благам направил все помыслы. Другой отвечал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их. Молю тя, имей мя отречена» ( Лк. 14:19 ). Если он купил пять пар волов, значит, не был бедным человеком. Он был богат и из-за этих пяти пар волов отказался от вечери в царстве Божием. Окаянный любостяжатель, привязанный всем сердцем только к богатству! Известно: кто вступит на путь любостяжания, никогда не сходит с него, поскольку оно всецело овладевает сердцем человека, делает это сердце ненасытным. Чем больше приобретает человек, тем больше разгорается его страсть к приобретениям, и все с большей жадностью ищет он новых богатств. Ответ третьего прозвучал просто и грубо: «Я женился и потому не могу прийти» ( Лк. 14:20 ), то есть: «Не нужна мне твоя вечеря, мне предстоят брачные утехи, которые мне гораздо дороже твоего пира». Он даже не извинился как первые двое. «И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «Господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место»« ( Лк. 14:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Итак, спасение оказывается возможным только для Ноя, его сыновей, его жены и жен его сыновей. Как и сказано в новозаветных Писаниях: «если (то есть, Господь) не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» ( 2Пет.2:5 ). Здесь мы видим, что Ной называется у апостола Петра проповедником правды. И сразу возникает вопрос: кому, кроме своего семейства, мог проповедовать Ной? И имеет ли смысл проповедь , если мы предполагаем, что она заведомо не достигнет своего результата? Проповедь всегда имеет смысл. Если она достигает своей цели и грешник обращается к Богу, то на память приходят слова из послания апостола Иакова: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). А если проповедь не возымеет результата, то в силу вступит другой текст: «Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» ( Иез.3:19 ). Одним слово звучит во спасение (они услышали и уверовали); другим – только во свидетельство (вы и слышали, и видели, и сами не приняли). Сто двадцать лет, пока стучали молотки строителей ковчега, проповедник правды Ной проповедовал истинную веру допотопному человечеству. Это была и проповедь о грядущей кончине первого мира. Но люди не могли поверить в то, что воды с небес могут погубить всю жизнь на земле. Им казалось, что мир никогда не прекратится, и люди будут вечно обитать по лицу всей земли… Как похожи эти заблуждения на ту самоуверенность, которая существует и у наших современников относительно грядущих судеб мира. И хотя сейчас и сама светская наука говорит о том, что крах неминуемо приближается, люди продолжают с завидным постоянством утверждать, что жизнь на земле не прекратится. Проповедь Ноя была услышана только его семейством, и на нем не исполнилось трагическое обстоятельство, имевшее место в жизни многих пророков: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» ( Мф.13:57 ). Но в этом смысле Ной (с немногими другими пророками) является счастливым исключением из правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Каких сынов Божиих? Членов [тела] Сына Божия. И посредством любви такой человек сам станет членом, вступит через любовь в единство тела Христова, и будет единый Христос, любящий Самого Себя. Ибо когда члены любят друг друга, тело любит само себя. Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). И что говорится далее? И вы – тело Христово и члены ( 1Кор.12:27 ). [Иоанн] чуть ранее говорил о братской любви: Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин.4:20 ). Если же ты любишь брата, то, быть может, ты любишь брата, но не любишь Христа? Как это может быть, если ты любишь члена [тела] Христова? Когда ты любишь членов [тела] Христова, ты любишь Христа; когда ты любишь Христа, ты любишь Сына Божия; когда ты любишь Сына Божия, ты любишь также Отца. Поэтому любовь не может быть разделена на части. Выбери для себя то, что любишь, и остальное последует за этим. Допустим, ты скажешь: «Я люблю только Бога, Бога Отца». Ты солжешь! Если ты любишь, то любишь не Его одного; но если ты любишь Отца, то любишь и Сына. Да, говоришь ты, я люблю [P. 416] Отца и люблю Сына, но только это: Бога Отца, Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который вознесся на небо и сидит одесную Отца, то Слово, через Которое все было сотворено, и Слово стало плотию, и обитало с нами (ср. Ин.1:14 ). Ты лжешь, ибо если ты любишь Главу, то любишь и члены; если же ты не любишь члены, то не любишь и Главу. Разве не слышишь ты гласа Главы, произносящего с небес от имени Своих членов: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? ( Деян.9:4 ). Он назвал Своим гонителем гонителя членов [тела] Своего. Он назвал возлюбленного Своего возлюбленным членов [тела] Своего. Что такое члены [тела] Его, вы уже знаете, братья, это – Церковь Божия. 4 . Откуда мы узнаём, что любим сынов Божиих? Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Мы вздыхаем здесь из-за того, что исполнять заповеди Божии тяжко.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал, преследовать жену. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия, и питалась в продолжении времени, времен и полвремени» ( Откр. 12:13–14 ). По изъяснению Отцов и учителей Церкви – это знамение означает, что в последние времена сатана будет освобожден из своего заключения, вступит в брань со святыми и подвергнет Церковь Христову на земле самому лютому преследованию, которое будет продолжаться три с половиной года и закончится славным вторым пришествием Христовым на облаках небесных со всеми святыми Ангелами. «А диавол, прельщавший народы, ввержется в озеро огненное и серное, где и будет мучиться во веки веков» ( Откр. 20:7, 10 ). Церковь Христова во все времена была преследуема и гонима царством князя мира сего, только эти гонения не всегда были явны. Первые века христианства прошли в открытых гонениях, которые окончились торжеством Церкви. Последующие века представляют собой зрелище скрытых козней диавола, направленных против истины догматов христианской веры. Эти козни были гораздо опаснее, чем явные гонения, но и они закончились торжеством православия. Тогда воздвигается лжепророк Магомет, объявивший войну христианству. Началось истребление целых областей и стран, в которых христианство процветало. Много веков прошло в истреблении св. Церкви, пока христианские народы сами перешли в наступление и отразили успехи магометанства. В этом наступлении, начавшемся с крестовых походов и продолжавшемся многовековой борьбой, самая трудная роль выпала на долю нашего отечества. Едва стряхнув с себя татарское иго, оно начало наступление на магометанский мир, победоносно продолжающееся по ныне до самых врат Стамбула. Это согласно с ветхозаветным прообразованием, ибо сын рабыни – Измаил, преследовавший сына свободной – Исаака, изгоняется в пустыню, и не может быть наследником вместе с Исааком. Период преследований Церкви магометанством заканчивается так же, как и прежние два, торжеством Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010