Глава 26 (1) В тот день будут петь такую песнь В земле Иудиной: Город крепкий у нас, Защитою поставил он Стену и вал. (2) Отворите городские ворота, И вступит народ праведный, Хранящий истину. (3) Крепкому духом Ты даешь мир, мир, Ибо на Тебя он положился. (4) Полагайтесь на Иегову вечно, Ибо Иегова, Иегова – вечная скала. (5) Он низложил живущих на высоте, Вздымавшуюся твердыню унизил, Приклонил к земле. (6) Нога будет попирать ее, Ноги бедных, Стопы убогих. (7) Путь праведника – ровен, Ты, правосудный, уравниваешь стези праведному. (8) На пути судов твоих, Иегова, Мы ожидаем Тебя! К твоему имени, к воспоминанию о Тебе – Желание души. (9) Душою моею стремлюсь к Тебе ночью И духом моим стану искать Тебя со утра: Ибо когда (открываются) суды твои на земле, Живущие во вселенной научаются правде. (10) Если будет помилован нечестивый, Не научится он правде; Будет буйствовать в земле правых И не познает величия Иеговы. (11) Иегова, высока рука Твоя! Они не видели ее... Увидят – и покраснеют от стыда. Ревность народа, Как огонь, истребит врагов твоих. (12) Иегова, Ты приготовил нам мир, Ибо и все, в чем имеем успех, Делаешь Ты для нас. (13) Иегова, Бог наш! Имели мы владыка кроме Тебя, Но только через Тебя мы прославляем имя твое. (14) Они мертвы, не оживут, Из преисподней они не встанут. Да, Ты наказал и рассеял их И Ты уничтожил всякую память о них. (15) Ты даешь умножаться народу, Иегова, Умножаешь народ, прославляешься, Далеко раздвигаешь все пределы земли (16) Иегова, они искали Тебя в скорби, Изливались в горячей молитве 140 , А Ты наказывал их. (17) Как беременная, когда наступает время родить, Мучается, издает стоны от боли своей: Так были мы перед лицом твоим, Иегова. (18) Мы были беременны, мучились родами, И рождали ветер 141 ; Спасение не было дано народу 142 , И обитатели вселенной не были низложены. (19) Пусть получат дыхание мертвецы твои, Пусть воскреснут твои трупы. Встаньте и издайте крик радости, обитатели праха! Ибо роса растений – роса Твоя 143 , И земля освободить из себя мёртвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 8. Если в монашескую жизнь вступит человек без дальнего рассуждения, то враг ухищряется вложить в него вольность и бесстыдство. А если идет кто в монахи из благоговения, то и ему внушает враг мысль свою; и если он молод, то по благоговению его дает ему усердие к подвигу, которого не может он совершить. Но кто поистине боится Господа, тот не увлекается ни первым, ни вторым помыслом. А если и будет уловлен бесовскою прелестью; то боязнь Господа, Которого по истине возлюбил он, просветит сердце его для шествования прямым путем. Небогобоязненный же и бесстыдный не уверовал еще, что будет суд. Не уверовал сему также надменный и кичливый, и не ради Бога благоговейный; потому что почитает он себя великим. Посему, если будет тревожить тебя страсть самомнения, то скажи борющему тебя: " иди от меня прочь, лукавый помысл. Что я за человек? И в какой преуспел я добродетели, что внушает мне подобные мысли? Святые камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша (Евр.11:37). И что говорить о подобострастных мне человеках? Сам Владыка всяческих за нас крест претерпе, о срамоте нерадив (12:2). А я, все время жизни своей проведя во грехах, какой дам ответ в день суда? " И сим отгонишь от себя высокоумие. Если же и преуспел ты в чем-нибудь, то представь, что преуспел не собственною своею силою, по слову сказавшего: не аз же, но благодать Божия со мною (1Кор.15:10). А если будет смущать тебя бесстыдство, то, взвесив дела свои, скажи: " в таком множестве худых дел участвовал я, как же осмелюсь отверзть уста свои, когда Господь сказал, что и за праздное слово дадут ответ человецы в день судный (Мф.12:36)? " Посему должно припасть ко Господу, по примеру сказавшего: Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведнаго, сотворивый небо и землю со всею лепотою их: и связавый море словом повеления Твоего: заключивый бездну, и запечатствовавый ю страшным и славным именем Твоим: его же вся боятся и трепещут от лица силы Твоея, яко никтоже постоит пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев, еже на грешники, прещения Твоего. Безмерна же и не изследованна милость обещания Твоего: Ты бо еси Господь, благоутробен, долготерпелив, и многомилостив и каяйся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству благости Твоея, и Ты, Бог сый праведный, не положил еси покаяние праведным, Аврааму, Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе: но положил еси покаяние мне грешному: зане согреших паче числа песка морскаго. Умножишася беззакония моя, Господи, и несмь достоит воззрети и видети высоту небесную (2Пар.36, мол. Цар. Манас.), и так далее. И таким образом самый страх и молитва отгонят от тебя бесстыдство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/813/...

Дан.11:20 . На место его восстанет некий, который по­шлет сборщика податей, прой­ти по цар­с­т­ву славы; но и он по­сле немногих дней по­гибнет, и не от воз­муще­ния и не в сраже­нии. Преемником Антиоха был его сын Селевк IV Филопатор, процарствовавший 12 лет и не совершивший ничего выдающегося. Он успел только опозорить себя попыткой ограбить сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал в Палестину своего сановника Илиодора. Но Господь чудесным образом спас Свое святилище от нечестивца ( 2Мак.3:7–29 ). Дан.11:21 . И восстанет на место его пре­зрен­ный, и не воз­дадут ему царских по­честей, но он при­дет без шума и лестью овладеет цар­с­т­во­м. Дан.11:22 . И всепотопля­ю­щие по­лчища будут по­топлены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Дан.11:23 . Ибо по­сле того, как он вступит в союз с ним, он будет дей­с­т­во­­вать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Дан.11:24 . Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награблен­ное имуще­с­т­во и богат­с­т­во будет расточать сво­им и на крепости будет иметь замыслы­ свои, но только до време­ни. Преемником Селевка Филопатора был брат его; сын Антиоха, Антиох Епифан (175–164 г.). Он характеризуется, как человек «презренный», т. е. ничтожный по нравственному достоинству и недостойный по своим правам престола, почему «и не воздадут ему царских почестей», а он «завладеет царством лестью». И действительно, Антиох Епифан хитро устранил законного наследника престола – сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, и предотвратил происки на тот же престол государственного казначея Илиодора и своей сестры, египетской царицы Клеопатры, в пользу ее малолетнего сына, египетского царя Птоломея Филометора. С этим последним Антиох Епифан начал было войну, в которой «всепотопляющие полчища» египетские были им разбиты ( 1Мак.1:17–19 ). Заключив затем с Филометором временный союз, Антиох, прикрываясь родством, вошел в Мемфис и здесь под предлогом, что он берет на себя заботы о малолетнем племяннике-царе и о делах его правления, стал полновластно распоряжаться Египетским царством: вступил «в мирные и плодоносные страны» Египта и сильно разграбил их; думал о том, чтобы разрушать крепости египетские и обессилить страну и затем окончательно овладеть южным царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

До пострижения в монашество Макарий носил имя Матфея. На седьмом году родители отдали его в обучение грамоте; юному Матфею она далась скоро, и он скоро пристрастился к чтению. Читая Божественные книги, он вникал в их содержание и принимал к сердцу прочитанное. Родители видели это и радовались. Матфей удалялся от детских забав и, когда стал приходить в более совершенный возраст, начал думать о суете мирской жизни и помышлять об удалении от неё. Он постоянно помнил слова Спасителя: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21), он хотел последовать сим словам. Родители его однако не желали, чтобы он принял монашество, хотя и видели, что желание его искренне. Они говорили ему, что и в миру можно спастись, напоминали слово святого Иоанна Златоуста «На возбраняющих брак», приводили библейские примеры и новозаветных святых, спасшихся в миру и живших брачною жизнью. Матфей, как ни горячо желал удаления от мира, всё-таки понимал силу родительских доводов и, как покорный сын, не хотел огорчать их; он сказал: «Да будет воля Господня, я не противлюсь вашему желанию». Родители были рады такому решению сына; они сочетали его браком с девицей Еленой из семьи дворян Яхонтовых. Вступивши в брак, Матфей однако не переставал думать о том, чтобы со временем удалиться от мира. Проводя в супружестве благочестивую и чистую жизнь, он заключил с женою условие, что тот из них, кто переживет другого, не останется в миру, не вступит во второй брак, а примет монашество. Через год после женитьбы Матфея умерли его родители, а потом еще через два года, по воле Божией, скончалась и его супруга Елена. Теперь Матфей ничего другого не желал, как исполнить давнее свое намерение — покинуть мир и принять иноческое пострижение; ничто не мешало ему теперь осуществить свое желание. Немедленно он по заповеди Христовой, роздал свое имущество нищим и ушел в ближний монастырь Клобуковский подле города Кашина, и постригся в иночество с именем Макария.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

ДУХ И ВОДА Вода как символ Святого Духа и Его действия является сквозной богословской темой четвертого евангелиста. Крещение в иорданских водах; претворение воды в вино; исцеление рядом с водами купальни; исцеление слепорожденного, связанное с Силоамским источником. Никодиму, ученому толкователю Закона, Христос говорит о таинственном рождении от воды и Духа; и еще более таинственные вещи о воде и Духе открывает совсем простой женщине - самарянке: беседуя с ней у колодца, Господь рассказывает о «воде живой», испив которой, человек уже не будет жаждать вовек. И, наконец, о «реках воды живой» Господь говорит народу в иерусалимском Храме на празднике. Праздник Кущей, на котором Господь возвестил о Духе и призвал всех жаждущих духовной жизни прийти к Нему, был установлен еще при Моисее. Во время этого праздника в память о странствиях Израиля в пустыне люди жили в кущах - палатках, сделанных из ветвей. «Возьмите, - повелевал Закон, - ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных, и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23, 40). И вот, собираясь в Иерусалим на этот праздник, сродники Господа по плоти предлагают Иисусу прийти в столицу и прославиться там, совершив такие же чудеса, как в Галилее. Между тем «братья Господни», по свидетельству Иоанна, «не веровали в Него» (Ин. 7, 5): тогда, до Воскресения Иисуса из мертвых, они еще не могли осознать, что Тот, Кого они знали с детства, Кто рос на их глазах, и есть Сам Мессия. Господь отвечает братьям, что Его время еще не пришло; оно, как мы знаем, придет тогда, когда Иисус вступит в Иерусалим как Христос и Царь, чтобы явить Свою славу в смерти и в победе над ней. Но на праздник Кущей Он все-таки идет - но, как сказано в Евангелии, «как бы тайно» (Ин. 7, 10). Чтобы там, в последний день праздника, уже явно, уже для всех и на все времена, возвестить - и призвать: «кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВ

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

Если в монашескую жизнь вступит человек без дальнего рассуждения, то враг ухищряется вложить в него вольность и бесстыдство. А если идет кто в монахи из благоговения, то и ему внушает враг мысль свою, и будь он молод, то по благоговению его дает ему усердие к подвигу, которого не может тот совершить. Но кто поистине боится Господа, тот не увлекается ни первым, ни вторым помыслом. А если и будет уловлен бесовской прелестью, то боязнь Господа, Которого по истине возлюбил он, просветит сердце его для шествования прямым путем. Небогобоязненный же и бесстыдный не уверовал еще, что будет Суд. Не уверовал в то также надменный и кичливый, не ради Бога благоговейный, потому что почитает он себя великим. Потому, если будет тревожить тебя страсть самомнения, то скажи борющему тебя: «Иди от меня прочь, лукавый помысел. Что я за человек? И в какой преуспел я добродетели, что он внушает мне подобные мысли? Святые «камением побиени Быша, претрени Быша, искушены Быша, убийством меча умроша» ( Евр.11:37 ). И что говорить о подобострастных мне человеках? Сам Владыка всяческих за нас «претерпе Крест, о срамоте нерадив» ( Евр.12:2 ). А я, все время жизни своей проведя во грехах, какой дам ответ в день Суда?» – И тем отгонишь от себя высокоумие. Если же и преуспел ты в чем-нибудь, то представь, что преуспел не собственной своей силой, по слову сказавшего: «не аз же, но благодать Божия, ядже со мною» ( 1Кор.15:10 ). А если будет смущать тебя бесстыдство, то, взвесив дела свои, скажи: «В таком множестве худых дел участвовал я, как же осмелюсь отверзать уста свои, когда Господь сказал, что и за праздное слово дадут ответ «человецы... в день судный» ( Мф.12: 36 )?» Потому должно припасть ко Господу, по примеру сказавшего: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль и Семене их праведнаго, сотворивый небо и землю со всею лепотою их и связавый море словом повеления Твоего: заключивый бездну и запечатствовавый ю страшным и славным именем Твоим: егоже вся боятся, и трепещут от лица силы Твоея: яко никтоже постоит пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев, еже на грешники, крещения Твоего. Безмерна же и неизследованна милость обещания Твоего: Ты бо еси Господь вышний, благоутробен, долготерпелив и многомилостив и каяйся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству благости Твоея... Ты убо Господи Боже сил, не положил еси покаяние праведным Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившым Тебе, но положил еси покаяние мне грешному: зане согреших паче числа песка морскаго: умножишася беззакония моя, Господи... и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную» ( 2Пар.36 , Молитва Манассии), – и так далее. И таким образом сам страх и молитва отгонят от тебя бесстыдство.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Если принимать имя Ваала в собственном значении, то мысль пророка будет такая: народ не только перестанет называть Иегову Ваалом, – и таким образом смешивать их, вносить в служение Иегове языческие примеси, – но и вообще забудет имя Ваала. Ос.2:18 .  И заключу в то время для них союз с по­левыми зверями и с птицами небесными, и с пре­смыка­ю­щимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. Милость Господа к народу выразится в том, что Господь как бы заключит союз с животными в пользу Израиля, (ср. Ис 2.4, 35.9 ; Зах 9.10 ). Вместе с тем Иегова обезопасит Израиль и со стороны людей, так как будут упразднены орудия войны и самая война. Ос.2:19 .  И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в бла­го­сти и мило­сердии. Ос.2:20 . И обручу тебя Мне в верности, и ты по­знаешь Го­с­по­да. «И обручу тебя». Гл. aras – обручать употребляется об обручении с девицей ( Втор 20.7, 28.30 ). Таким образом, пророк выражает мысль, что в новый брачный союз с Иеговою Израиль вступит в качестве целомудренной девы, т. е. греховное прошлое Израиля будет по милости Божией предано забвению. Троекратным повторением слов обручу, пророк имеет целью уверить в непременном исполнении великого обетования. Характеризуя новый брачный союз Израиля с Иеговою, пророк говорит, что основой его будет правда и суд ( «обручу тебя Мне в правде и суде»), т. е. праведность Бога и Правосудие Его, очищавшее от всего скверного, благость и милосердие (слав.: «в милости и в щедротах»). Залогом нерасторжимости союза будет «верность» (emunath) Бога, т. е. твердость, неизменность. Следствием восстановления союза будет то, что Израиль познает (vejadath) Господа; евр. гл. jadah выражает мысль не о теоретическом только знании Бога, а о внутреннем единении с ним в любви. Ос.2:21 . И будет в тот день, Я услы­шу, говорит Го­с­по­дь, услы­шу небо, и оно услы­шит землю, Ос.2:22 . и земля услы­шит хлеб и вино и елей; а сии услы­шат Изреель. В ряде образов пророк выражает мысль, что Иегова услышит всякую просьбу помилованного народа, и природа, находящаяся в «руце Божии», будет служить благоденствию Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если я говорю языкам и челове­ческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и и мею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все и мение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не и мею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосерд­ствует, любовь не завидует, лю­бовь не превозносится, не гордит­ся, не бесчинствует, не ищет сво­его, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине... (1 Кор. 13, 1—6). Один из святых, Исаак Сирин (VII в .), будучи спрошен . «И что та­кое сердце милующее ?», — отве­чал: «Возгорение сердца у челове­ка о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от вели­кой и сильной жалости, объемлю­щей сердце. И от великого терпе­ния умаляется сердце его, и не мо­жет он вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или ма­лой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами прино­сит молитву, чтобы сохранились и очистились... Достигших же совершенства при­знак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетво­ряются сим...» (Св. Исаак Сирин. Слово 48-е. — Сергиев Посад, 1911, с. 205-206,207). Из приведенных высказываний становится очевидным, что по хри­стианскому учению только любовь праведна пред Богом, без нее лю­бое, самое добродетельное по че­ловеческим меркам деяние есть " ничто, медь звенящая или кимвал звучащий " . Кто говорит: « я люблю Бога», а брата своего ненави­дит, тот лже ц : ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Кото­рого не в и дит? (1 Ин. 4, 20). Вся­кий, ненав и дящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знае­те, что никакой человекоубийца не имеет ж и зни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 15). Потому тот лишь поступок по отношению к другому человеку является правед­ным, в котором присутствует лю­бовь. Мера любви есть мера пра­ведности — вот христианский кри­терий справедливости! О какой любви идет речь? Осо­бенность христианской любви зак­лючается в том, что даже самое сильное ее чувство не ослепляет разум и не подавляет волю челове­ка, как это обычно имеет место в любви естественной. Христианская любовь не подчинена страстям, сво­бодна от них, поэтому она сохраня­ет в человеке разумность и целе­направленность действий. И эта цель — не удовлетворение похотей, не свобода греха, но максимальная польза, в первую очередь польза духовная. Поскольку же человек предназначен к вечной жизни и не­минуемо, много скорее, чем он ду­мает, вступит в нее, то и вся его деятельность и сама жизнь должны оцениваться с точки зрения вечнос­ти, достижения спасения.

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavno...

Желая отвлечь Апостолов от мысли о царстве земном, Господь сказал им: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так! а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою! и кто хочет между вами быть первым да будет вам рабом! ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:25–28 ; Мк.10:42–45 ). Говоря так, Господь имел в виду, конечно, Царство Небесное, а не кратковременную земную жизнь человека. Он и прежде говорил, что удостоится блаженства вечной жизни в Царстве Небесном и будет возвеличен там только тот, кто здесь, на земле, смиренно считает себя самым последним, кто с кротостью и терпением несет свой жизненный крест, кто за зло воздает добром, кто любит даже врагов и благо творит им. Поняли ли Апостолы сказанное им теперь, неизвестно. Надо полагать, что не поняли, потому что вскоре, в начале Тайной вечери, опять заспорили, кто из них больше, кто должен быть освобожден от исполнения рабской обязанности омыть прибывшим на вечерю запыленные ноги ( Лк.22:24 ). Направляясь в Иерусалим, Господь по пути зашел в Вифанию. Многие из жителей Иерусалима, слышавшие о воскрешении Лазаря, узнав, что Иисус находится в Вифании, пришли туда. По-видимому, в Вифании собралось много желавших видеть не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря; движение народное принимало настолько значительные размеры, что первосвященники решили убить и Лазаря, дабы он не мог быть наглядным доказательством совершенного над ним чуда ( Ин.12:10–11 ). На другой день, в сопровождении громадной толпы народа, Иисус пошел в Иерусалим. Приблизившись к селению Вифании, Господь послал в него двух Апостолов привести ослицу и молодого осла. Апостолы исполнили поручение, покрыли молодого осла своими одеждами и посадили на него своего Учителя. Приостановленное шествие тронулось; а когда приблизились к спуску с горы Елеонской, когда показался Иерусалим во всей красе своей, сопровождавшая Иисуса толпа пришла в особенный восторг. Все чувствовали, что наступает давно желанное время, когда ожидаемый Избавитель, Мессия вступит в свой царственный город, как Царь Израилев; и все восторженно кричали Иисусу: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» А как только из Иерусалима увидели это торжественное шествие, то все вышли навстречу с пальмовыми ветвями и приветствовали Иисуса победными криками: «Осанна 6 ! Осанна Сыну Давидову!» Когда же торжественное шествие вступило в Иерусалим, весь город пришел в движение ( Мф.21:1–10 ; Мк.11:1–11 ; Лк.19:29–44 ; Ин.12:12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестя­щею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " … от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает … " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого -  приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послу­шай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость … " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где под­виги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " … мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, под­нимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, ли­сицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят … " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, -  противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010