433 Златоуст известил, что вступит в город только тогда, когда больший собор отменит решение собора «у Дуба». Вернувшись из ссылки, он не вступает в город, а останавливается ыа своей загородной даче. Однако, увлеченный народом, он вынужденно входит в город и вступает в храм Апостолов. (См.: Болотов В. В. Указ. соч. Т. 4. С. 170.) «Возвратившись, Иоанн останавливается в загородном дворце самой царицы, говорит Созомен, – близ Анапла, и решительно отказался вступить в город прежде суда большого собора, дабы объяснилось, что он лишен епископства несправедливо. Однако же когда народ стал снова негодовать и порицать Державных, то он должен был вступить поневоле. Граждане встретили его с приготовленными на этот случай псалмопениями, причем весьма многие из них несли зажженные свечи, и ввели его в церковь . Здесь, несмотря на отказы и многократные представления Иоанна, что осудившие его должны сперва отменить свое осуждение, как прилично иереям, они заставили его, однако, преподать народу мир и воссесть на епископский престол». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 584.) О своем триумфальном возвращении в Константинополь сам Златоуст свидетельствует в письме к папе Иннокентию. (См.: Приложение I/Наст. изд. С. 513.) 434 Феофил боялся открыто противодействовать Златоусту, вернувшемуся по воле императрицы и получившему такую горячую народную поддержку. Поэтому он решил действовать в обход и сосредоточить свои обвинения на рукоположенном Златоустом Ираклиде Эфесском, который в то время отсутствовал в Константинополе. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 259–260; Созомен. Указ. соч. С. 585.) Однако эти действия Феофила послужили поводом к столкновеншо, с, одной стороны, между толпами находившихся в столице жителей Александрии и египтян и, с другой, – константинопольской народом. «Напали одни на других так, что многие были ранены, а которые даже убиты». (См.: Созомен. Там же.) Это вооруженнное столкновение и ненавистъ народа Константинополя к Феофилу принудили его спасаться бегством. «Феофил тотчас же, нимало не медля и несмотря на наступление зимы, вместе с монахом Исаакием, как беглец, отплыл в Александрию». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 585–586.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

7 И сделаю хромое остатком, и тех, кто далеко – могучим народом. И будет царствовать над ними YHWH на горе Цийон отныне и вовек. 8 И ты, башня стада, возвышенность 4 дочери Цийона, к тебе придёт и возвратится прежнее владычество, царство – к дочери Йерушалаима. 9 А сейчас – что ты криком кричишь? Разве нет царя у тебя? Разве погиб твой советник, что схватили тебя муки, как роженицу? 10 Корчись и изгибайся, дочь Цийона, как роженица, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдёшь до Бавэля, там будешь избавлена, там искупить тебя YHWH из руки врагов твоих. 11 Ныне собрались на тебя многие народы и говорят: «Да будет обесчещена и увидена! на Цийон – глаза наши!» 12 Но они не знают мыслей YHWH и не понимают совета Его, что Он собрал их как снопы на гумно! 13 Вставай и молоти, дочь Цийона! Сделаю рог твой железным, копыта твои сделаю медными – и перемелешь многие народы, посвятишь YHWH награбленное ими, и богатство 5 их – Владыке всей земли. 14 Теперь ополчись 6 , дочь полчища – осадою нас обложили. Палкой бьют по щеке судью Исраэля. Глава 5 1 И ты, Бэйт-Лехем, Эфрата, столь малый, чтобы быть средь кланов Йенуды, из тебя выйдет Мне тот, кому быть правителем в Исраэле и чьё происхождение – из древности, от вечных дней. 2 Потому отдаст их до времени, когда родит роженица и оставшиеся братья вернутся к сынам Исраэля. 3 Он встанет и будет пасти в силе YHWH, в величии имени YHWH, Бога своего. И будут они обитать, ибо тогда он будет велик до краёв земли – 4 это будет мир 7 . Когда Ашшур придёт в нашу землю и когда вступит в наши дворцы, мы выставим против него семь пастухов и восемь князей людских. 5 И будут они пасти землю Ашшура мечом и землю Нимрода – в воротах её. Он избавит от Ашшура, когда тот придёт в землю нашу и когда вступит в пределы наши. 6 И будет остаток Яакова среди многих народов как роса от YHWH, как ливень на траве, что не ждёт человека, не ожидает сынов человеческих. 7 И будет остаток Яакова в народах, среди многих народов, как лев среди лесных зверей,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

seh (сей) указывает на дальнейшее schalom, и понимают все выражение согласно с LXX-ю. Мирный характер правления владыки Израиля будет следствием могущества, с которым Израиль будет побеждать врагов. Могущество это будет таково, что Израиль восторжествует над всем боговраждебным миром. В качестве представителей этого мира пророк называет ассириян. Вступит в наши чертоги (bearnmothenu). LXX читали сходное по начертанию beadmathenu (от adamah земля) и потому перевели – «взыдет на страну вашу», каковое чтение, как более натуральное, должно предпочесть еврейскому. «Мы выставим против него семь пастырей и восемь князей» (nesiche): неопределенное указание на силу Израиля, на могущество его обороны (ср. Ам 1.3 ; Еккл 11.2 ). LXX вместо nesiche (с самех) читали neschiche (с шин) и, производя последнее от naschachc уязвлят, перевели δγματα ενθρπων или как в слав.: «осмь язв человеческих»; вероятно, LXX разумели бедствия, постигшие Ассирию. Мих.5:6 .  И будут они пасти землю Ассура мечом и землю Немврода в самых воротах ее, и Он-то избавит от Ассура, когда тот при­дет в землю нашу и когда вступит в пред­елы наши. Пророк усиливает мысль о будущем торжестве Израиля над врагами. Землю Немвродову, т. е. Вавилон ( Быт 10.9 ). Называя отдельно «землю Ассура» и принадлежавшую к ней «землю Немврода», пророк указывает на обширность территории, на которой будет проявляться могущество Израиля. В самых воротах ее (bipthacheha), т. е. в укреплениях ее (Кейль, Юнгеров). LXX имеют неясное ν τη τφρφ ατς, в яме ее или во рве, обведенном вокруг города. Вульг. читает in lanoeis ejus, копьями своими; чтение Вульг. перешло и в наш слав. текст; так как при этом чтении выдерживается параллелизм членов, то оно должно быть предпочтено еврейскому. Вероятно, нынешнее евр. bipthacheha явилось из bapthichah (pthichah – меч, копье). Мих.5:7 .  И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Го­с­по­да, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и по­лагаться на сынов Адамовых. Пророк говорит об остатке, Иакова, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

д. И станетъ, и зритъ, и пасетъ па­ст­ву свою гдь, и въ имене гда бга сво­ег пребу дутъ: зан воз­величит­с даже до земл. 4. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. Стих 4. Тогда-то Он встанет и будет пасти весь мир. Он-то и будет миром вселенной, о котором говорил пророк в начале предыдущей главы и Исайя в той же IX главе. Говорить ли о том, что мир (ср. Зах. 9:10 ) разумеется здесь не политический, ибо только что была речь об осаде, а дальше снова о войне с ассирианами, от которых Он же избавит сынов Израилевых. Итак, мир разумеется тот же, что в стихах 4–6 предыдущей главы, т. е. мир внутренний человека христианина и вечный мир в Христовой Церкви (ср. Еф. 2:14 ). И будетъ сей миръ, ассуръ на землю вашу, и взыдетъ на страну вашу, и востанутъ нань седмь пастырей и смь звъ 5. И будет Он мир. Когда Ассур придет в нашу землю и вступит в наши чертоги, мы выставим против него семь пастырей и восемь князей. и пасутъ ассура и землю неврдову и избавитъ ассура, на землю вашу и вступитъ на ваш. 6. И будут они пасти землю Ассура мечом и землю Немврода в самых воротах ее, и Он-то избавит от Ассура, когда тот придет в землю нашу и когда вступит в пределы наши. Стихи 5 и 6. Пророк снова обращается к ближайшему будущему пленению ассирианами и вавилонянами (земля Нимврода) и поучает смотреть на них с точки зрения будущего вселенского царства, когда все теперешние владыки народа Божия станут послушными последователями Евангелия. Но что это за 7 пастырей и 8 князей, или язв человеческих, которые будут побеждать Ассура? Прп. Ефрем разумеет под ними пророков и царей, которые своим влиянием поддержат иудейский церковный патриотизм настолько, что народ не погибнет в изгнании, но возобладает даже нравственно над победителями. Но в таком случае не лучше ли под пастырями разуметь укрепившихся в плену представителей народа: Даниила и трех отроков, Мардохея, Зоровавеля, Ездру и Неемию, которые действительно пасли землю Немвродову в самых воротах ее, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Лев.25:23 .  Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; В основание указанного порядка неотчуждаемости земельной собственности в Израиле полагается теократический принцип об едином собственнике земли Иегове, в отношении к Которому все евреи являются лишь временными собственниками – пришельцами, и поселенцами, и произвольного распоряжения землею им не предоставлено. Лев.25:24 .  по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. Лев.25:25 .  Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; Лев.25:26 .  если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, Лев.25:27 .  то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; Лев.25:28 .  если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое. Отсюда – всеобщее право выкупа (geullah, Лев.25:24 ): всякая продажа земли имеет форму отдачи ее в аренду до юбилейного года. Притом, обусловленная единственно бедностью, продажа всегда предполагает право выкупа – родственником ли (goel) бедняка, или им самим, если он приобретал достаток, – конечно, по расчету лет продажи ( Лев.25:26–27 ). Если бы выкуп до юбилейного года оказался для бывшего владельца земли невозможным, то в юбилейный год земля во всяком случае возвращалась ему и уже без всякого выкупа. По Иосифу Флавию (Иуд.Древн. 3:12, 3), при наступлении юбилея продавший поле и купивший его сходились и вычисляли прибыль, полученную последним во время владения участком первого, и издержки, сделанные им на участок, и если последние превышали первые, то купивший брал с продавшего соответствующую цену в вознаграждение. Вероятно, впрочем, это было лишь теоретическое требование книжников, не осуществлявшееся на практике, равно как и то книжническое правило, что выкуп проданной земли может быть совершен не ранее 3-го года после продажи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мих. 5:4 . И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостью Господь, и в славе имене Господа Бога своего пребудут: зане ныне возвеличится даже до конец земли. С Евр.: «Он станет, и будет пасти в могуществе Иеговы, в величестве имени Иеговы, Бога Своего, а они будут сидеть спокойно, ибо Он будет ныне велик до пределов земли». Т. е. когда будет основана церковь Христова, иудеи и язычники, как овцы, будут введены в овчий двор Христов, тогда Сам Спаситель, Господь как Пастырь добрый упасет Свое стадо, Сам будет наблюдать ( «узрит») 102 и промышлять о сем стаде с такою силою, что никто ни одной овцы не исхитит из рук Его. Тогда верующие в Господа Иисуса Христа пребудут в славе имени Его, будут славны и знамениты Господом, который в них и чрез них будет являть миру Свою славу. Тогда всюду будет почитаться имя христиан, потому что имя Божие «возвеличится даже до конец земли», т. е. после того, как во всю землю изыдет вещание св. апостолов и во все концы земли – глаголы св. благовестников, «тогда языческие народы от идолослужения обратятся к прославлению и славословию Господа Бога Своего» (св. Ефрем Сирин ). Мих. 5:5, 6 . И будет сей мир, егда Ассур приидет на землю вашу, и егда взыдет на страну вашу, и восстанут нань седмь пастырей и осмь язв человеческих, и упасут Ассура оружием и землю Невродову копиями ея, и избавит от Ассура, егда приидет на землю вашу и егда вступит на пределы вашя. С Евр.: «И Сей будет мир. Если Ассур придет в землю нашу и если ступит в чертоги наши, то мы выставим против него семь пастырей и восемь помазанников народа. И пойдут они пасти землю Ассура мечем, и землю Немврода в самых вратах ее. Так, Он защитит от Ассура, когда сей придет в землю нашу и когда вступит в предел наш». Св. Михей продолжает свою речь о мире и, под покровом исторических событий, дает разуметь события в Царстве Христовом, о мире всего мира. Как бы так говорит св. пророк: не смущайтесь, если и нападут враги, – будет мир, ибо Старейшина, имеющий родиться в Вифлееме, воздвигнет многих и сильных победителей, покорит чрез них врагов ваших и водворит мир, «мир между горними и дольними», прибавляет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Судьёй () здесь назван царь. Это обычное название царей Йенуды ( Ис.16:5 ) и царей других ближневосточных государств ( Пс.2:10, 148:11 ). А в предмонархическую эпоху судьями в Исраэле называли вождей, харизматических правителей (см. книгу Шофтим). Собственно, «судить» в приложении к монарху или вождю значит «править» (ср. 3Цар.3:9 ; 4Цар.15:5 ). Древняя церковная экзегеза усмотрела в этих словах мессианский смысл – увидела в них предсказание об издевательствах римских воинов над Йешуа на-Машиахом. «Разумеется Господь наш, истинный Пастырь Израилев, который в день страдания Своего дал ланиту Свою на заушение» 232 . «Римляне били по главе тростью Судию Израилева» 233 . Завершим комментарий к этому отрывку небольшой цитатой из Донателлы Скайолы: «Главный замысел этой перикопы, как кажется – связать прошлое и будущее. Настоящее описывается как тяжёлое, несчастное время, время бесчестия и плена, которое, однако, открыто к некоей надежде» 234 . Надежда эта – мессианская, и о ней говорит следующая перикопа книги Михи. Мессианская надежда. Мих.5:1–5 235 1 И ты, Бэйт-Лехем, Эфрата, столь малый, чтобы быть средь кланов Йенуды, из тебя выйдет Мне тот, кому быть правителем в Исраэле и чьё происхождение – из древности, от вечных дней. 2 Потому отдаст их до времени, когда родит роженица и оставшиеся братья вернутся к сынам Исраэля. 3 Он встанет и будет пасти в силе YHWH, в величии имени YHWH, Бога своего. И будут они обитать, ибо тогда он будет велик до краёв земли – 4 это будет мир. Когда Ашшур придёт в нашу землю и когда вступит в наши дворцы, мы выставим против него семь пастухов и восемь князей людских. 5 И будут они пасти землю Ашшура мечом и землю Нимрода – в воротах её. Он избавит от Ашшура, когда тот придёт в землю нашу и когда вступит в пределы наши. Бесспорно, эта перикопа, тематически перекликающаяся с пророчествами Йешайяну об Иммануэле ( Ис.7:14, 9:5–6 236 , 11:1–9), имеет мессианское значение. Предвозвещается рождение в Бэйт-Лэхэме, на родине Давида, чудесного царя-избавителя ( Мих.5:1 ), который установит мир и безопасность до краёв земли ( Мих.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

106 Главный мотив к этому натянутому объяснению заключается, как сказано выше, в опасении возникновения экономических затруднений от оставления полей без обработки и посева в продолжении двух лет сряду. Натуралистическая тенденция этой теории указана была выше и там же показана ее несостоятельность. Здесь мы дополним только связанное, указав причины несостоятельности такой теории в ее частном применении к юбилейному году. Опасение возможности возникновения экономических затруднений, при полном господстве обычных экономических условий, предполагается самим законодателем ( Лев.25:20 ), но им же оно и устраняется: “Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? – Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года“. ( Лев.25:20–21 ). Следовательно, здесь, кроме рассмотренных нами выше естественных средств Палестины устранить экономические затруднения, полное значение получает теократический принцип, к сущности которого относится, между прочим, и подчинение естественных условий высшему руководительному началу. Преобладание такого начала, понятное и в учреждении субботнего года, становится даже необходимым в учреждении юбилейного года, которое по величию своих задач вполне беспримерное в истории явление. Сущность Моисеева законодательства относительно юбилейного года заключается в требовании восстановления того порядка вещей, который установлен был при разделе земли во владение израильтянам, и от которого он уклонился в своем развитии под влиянием естественноисторических условий. А так как этот порядок состоял в равномерном распределении земли во владение и в личной свободе каждого члена теократического государства, то восстановление его должно было заключаться в возвращении поземельной собственности и личной свободы тем, которые лишились их в суровой житейской борьбе в течение пятидесятилетнего периода. “В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое” и “до юбилейного года пусть работает (брат твой) у тебя, a тогда пусть отойдет от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих”.( Лев.25:13; 40–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

182. Господь научает: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия предаст тя слузе и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуда, дондеже воздаси последний кодрант (Мф. 5, 25-26). Объясняют Отцы, что соперником названа здесь совесть, как сопротивляющаяся человеку, когда он захочет исполнять пожелания падшего естества. Если человек не окажет ей повиновения: то она, по праведному суду Божию, предает его врагам-демонам [ 18 ]. 183. Пророк Осия с плачем говорил о Израильском племени Ефрема: соодоле Ефрем соперника своего, и попра суд: Египта моляше (искал помощи у Египта), и во Ассирианы взят бысть насильно (Ос. 7, 11). Ефрем, ищущий помощи у Египтян, изображает собою сердце, стремящееся к исполнению плотских пожеланий; взятием Ефрема в страну Ассириан изображается порабощение сердца демонам уже против воли его. Невольное бывает следствием произвольного [ 19 ]. 184. Приложим попечение о себе, чтоб не впасть в руки врагов наших, то есть, чтоб не возобладала над нами воля плоти нашей и не увлекла нас насильно в страну Ассириан, чтоб не раздалась о нас горестная весть: " совершил царь Ассирийский нашествие на землю Израильскую, переместил племя Ефрема из отечества его в страну Ассирийскую, поселил там на реках Алои и Аворе [в русской Библии - В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских.] (4 Цар. 17, 6)Там они и до сего дня " . Постигло бедствие Ефрема за то, что он поступал вопреки представлениям соперника-совести и попрал суд [ 20 ]. 185. Тому, кто начинает служение Богу, открывается лишь образ добродетелей - поверхностное понимание их. Если он не вступит в подвиг самым делом, то не возможет приблизиться к Богу посредством деятельного и существенного понимания добродетелей [ 21 ]. 186. Если человек не совершит подобающего телесного подвига вполне: то истинное видение не открывается ему [ 22 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

21–24), затем как бы в уяснение этой характеристики изображаются: борьба князя с царём южным из-за господства (25–27), его вражда против народа завета, имевшая дойти до осквернения святилища через прекращение постоянного о при храме богослужения и водворение мерзости запустения (28–32) и наконец действие и следствия этой вражды для народа Божия (32–35). Изображаемый в этом отделении князь есть тот же самый враг народа Господня, который в гл. 8, 9–13 и 23–25 предсказан под образом малого рога. Его возрастание в силе и общая характеристика его деятельности так раскрываются в откровении: «И восстанет на место его (т. е. предшествующего царя Селевка Филопатора) 81 презренный», т. е. и по своему нравственному достоинству человек ничтожный, и по своим правам недостойный престола и потому не находящий для себя ни в ком признания себя в царском достоинстве, – такой именно, которому «не воздадут царских почестей», которого не признают достойным занять царский престол, вследствие чего «он придёт», или войдёт на царство «без шума 82 (незаметно, неожиданно, когда никто того и не предполагает) и лестью овладеет царством», употребляя в словах и делах хитрый и коварный обман. Захваченное таким способом царство он укрепит за собой прочно. Все враждебные для него «все потопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им»; и не только враги будут сокрушены, но «даже и вождь завета (не тот или другой в отдельности вождь, а вообще вождь, или собственно вожди союза). Это последнее произойдёт так: с тех самых пор, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом 83 , выйдет», как неприятель, с войском против такого князя «и одержит верх с малым народом». Способ, каким он одержит верх, будет состоять в следующем: «неожиданно и притом в плодоснейшие страны войдёт, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его», а именно: «добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать (во вред) им» (т. е. странам). Для того, чтобы вполне подчинить себе эти страны, «он будет иметь замыслы свои на крепости» 84 (стран), но таковая деятельность продолжится только до известного, строго определённого времени, с наступлением которого она прекратится (20–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010