Много внимания В. уделял миссионерской деятельности. В 1769 г. он отправил в Пекин миссию и при ней 3 воспитанников Тобольской ДС для изучения кит. языка (см. Пекинская духовная миссия ). В 1788-1789 гг. по благословению В. игум. Мисаил предпринял большое миссионерское путешествие в Туруханский край для восстановления Православия у остяков. В 1794 г. В. оказал помощь в снаряжении миссии из 10 иноков под начальством валаамского иером. Иоасафа (Болотова) , отправившейся на Американский континент. Тобольскому епископу пришлось затратить много усилий для противодействия распространявшемуся в Сибири старообрядчеству . За годы управления В. Тобольской епархией самосожжения старообрядцев случались крайне редко. Большое внимание В. уделял иконописанию. Строго наблюдал за качеством привозимых в его епархию икон, обращался в Синод с прошением «запретить писать и вывозить в Сибирь иконы без освидетельствования их местными архиереями». Поскольку большинство икон поступало из Суздальской епархии, Синод направил указ Суздальскому еп. Тихону (Якубовскому) о строгом контроле над местными иконописцами. В Тобольске В. допускал ко св. делу писания икон только после получения иконописцем специального аттестата, для этого необходимо было представить работы самому архиерею. В 1800 г. в Тобольской ДС им был открыт класс рисования. В. сам писал иконы и картины (ЦХАФ АК. Ист. очерк. Л. 84 об.); Н. А. Абрамов видел икону Божией Матери, написанную В., этой иконой архиерей благословил туринского воеводу Панаева ( Абрамов. С. 6). При В. в Сибири значительно расширилось храмоздательство. Каменные церкви были построены в Тюмени, Ишиме, Кургане, Томске, Кузнецке, Барнауле, Енисейске, Канске и др. городах. По ходатайству В. в 1783 г. был учрежден Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Его первым настоятелем стал игум. Маргарит, под его рук. были построены тобольский архиерейский дом и колокольня Софийско-Успенского собора в Тобольском кремле. При В. собор был отремонтирован и 20 июля 1787 г. освящен.

http://pravenc.ru/text/154221.html

кнг. Соломонии Юрьевны (см. София , прп., Суздальская). Вклад мог быть связан с молением семьи вел. князя о чадородии. К 1548 г. относится упоминание о Е. как о святой под 25 сент. в месяцеслове Устава ГИМ. Син. 336: «В той же день преподобныя матери нашея Ефросинии, иже бывшей великой княжне черниговской. Положена же бысть в граде Суздале в дивичье манастыре, иже бысть ею създан, исцеление же бывает от гроба ея и до сего дни приходящим с верою» (Л. 106 об.; ркп. может быть старше, чем 1548 г.; см.: Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском мон-ре. СПб., 1996. С. 56-57). Житие и канон Е. еп. Варлаам подал на рассмотрение царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. Государь «повеле житие и чюдеса написати в ползу читающим», а Московский митр. Антоний (1572-1581) «собра весь освященный собор, стихиры и канон, житие и чюдеса чести и празднование повеле месяца септемвриа в 25 день» (празд. памяти святой было приурочено к памяти прп. Евфросинии Александрийской). Б. М. Клосс датирует общерус. канонизацию святой сент. 1576 г. Вероятно, во 2-й пол. 70-х - 80-х гг. XVI в. в Ризоположенском монастыре был устроен посвященный Е. придельный храм. Пространная похвала Е. включена в Похвальное слово рус. святым, составленное иноком Григорием, автором Жития Е. ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 141-142). Е. упоминается под 25 сент. в «Палинодии» архим. Киево-Печерского мон-ря Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 849), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 303 об.), в др. рукописных святцах. Ее имя включено в «Описание о российских святых» с датой преставления - 6750 (1241/42) г. (С. 209; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В XIX в. святой был составлен акафист (Служба и акафист св. блгв. кнж. Евфросинии Суздальской. М., 1873). По крайней мере с сер. XIX в. до кон. 20-х гг. XX в. 25 сент., в день празднования памяти преподобной, совершался ежегодный крестный ход в Ризоположенский мон-рь из Рождество-Богородицкого кафедрального собора Суздаля.

http://pravenc.ru/text/187882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Жабокрицкий Дмитрий; † не позднее 1715), еп. Луцкий. Род. в шляхетской семье, известной своим покровительством Почаевскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю. Отец Д. был православным, мать - католичкой. Жабокрицкий учился в Краковской академии, служил земским писарем в Луцке и подстаростой в Кременце, способствовал обновлению и обустройству кременецкого Богоявленского братства. В 1695 г., после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) , Жабокрицкий был избран Луцким епископом при активной поддержке луцкого братства и волынской правосл. шляхты. Его кандидатура устраивала и российские и польск. власти. 13 авг. 1695 г. Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) была направлена царская грамота с приказом после монашеского пострига хиротонисать Жабокрицкого во епископа Луцкого, 6 сент. того же года Д. в связи с назначением на кафедру получил поздравительную грамоту от польск. кор. Яна III Собеского . Однако хиротония Д. натолкнулась на канонические препятствия. В миру он был женат на вдове (что является препятствием к принятию священного сана), ходили слухи о его 2-м браке. Противником Д. выступил Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , к-рый также получил от короля ставленую грамоту на Луцкую кафедру. По требованию еп. Иосифа дело Д. рассматривалось в Киеве. Митр. Варлаам (Ясинский), несмотря на благожелательное отношение к Д., отказался возглавить его хиротонию и созвал Собор киевского духовенства, состоявшийся 20 сент. 1695 г. Собор признал несоответствие кандидатуры Д. правосл. канонам, но ввиду бедственного положения Православия на Правобережной Украине и угрозы захвата Луцкой епархии униатами (см. Брестская уния ) постановил ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Адрианом о разрешении Д. принять сан. Митр. Варлаам и гетман И. С. Мазепа направили в Москву прошения о хиротонии Д., однако 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан, посовещавшись с Сарским митр. Тихоном (Воиновым) , Суздальским митр. Иларионом и Коломенским архиеп. Никитой (Тотемским) , в просьбе отказал. Под давлением просителей с Украины в дек. того же года патриарх направил еще одно письмо митр. Варлааму и Мазепе с объяснением причин отказа, но 27 дек. обратился к К-польскому патриарху Каллинику II (и, возможно, к Иерусалимскому патриарху Досифею II ) с просьбой соборно решить этот вопрос. Ответ был написан в мае 1696 г. патриархом Досифеем, к-рый категорически отверг возможность хиротонии. Основываясь на этом послании, патриарх Адриан в 3-й раз написал митр. Варлааму об отказе, но просьбы со стороны польск. и укр. светских властей на этом не прекратились. В частности, в 1698 и в 1701 гг. кор. Август II Сильный просил царя Петра I ходатайствовать перед патриархом Адрианом о поставлении Д.

http://pravenc.ru/text/178376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ И КАССИАН Григорий [Гавриил] и Кассиан [Константин Дмитриевич] († кон. XIV в.), преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, основатели Авнежского в честь Св. Троицы муж. мон-ря . Сведения о жизни и мученической смерти Г. и К. сохранились в Сказании об обретении мощей святых с чудесами (РГБ. Ф. 304/I. 635. Л. 39-110 об., нач. XVII в.; Ф. 304/II. 5. Л. 563-600 об., 1-я пол. XVII в.; Ф. 236. 94. Л. 384-402, нач. XVII в.; БАН. Арханг. Д. 233, XVII в., и др.), а также в Житии прп. Стефана Махрищского. Оба произведения были составлены Иоасафом , игум. Данилова мон-ря (по всей вероятности, Данилова переславль-залесского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , в актах в 1566 упом. его настоятель игум. Иоасаф). После 1560 г. Иоасаф по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь , где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. Варлаам (см. Варлаам , еп. Суздальский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах. (Варлаам воспользовался записями прадеда - монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана; мон. Серапион в числе первых насельников Махрищского мон-ря записан в монастырском синодике - РГБ. Ф. 711. 31. Л. 14.) Иоасаф доработал труд игум. Варлаама и, по-видимому тогда же, на основе записей свящ. Серапиона и рассказов Варлаама составил Сказание об обретении мощей Г. и К. Житие прп. Стефана и Сказание об обретении мощей Г. и К. тесно связаны между собой, в ряде списков перед Сказанием помещены фрагменты из Жития с рассказом о Г. и К. От этих памятников неск. отличается появившаяся позднее 2-я редакция Сказания об обретении мощей Г. и К. Ее список находился в б-ке Авнежского мон-ря, после закрытия обители в 1764 г. он хранился в приходской ц. во имя Г. и К. на Авнежском погосте, где был обнаружен в кон. XIX в. и введен в научный оборот свящ. Н. А. Коноплёвым (список утерян, редакция известна в подробном пересказе Коноплёва). 2-я редакция Сказания, в к-рой, по словам автора, на основе местных преданий уточняются и дополняются сведения игум. Иоасафа, содержит иную версию мученической кончины Г. и К.

http://pravenc.ru/text/166842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (сер.- 2-я пол. XVI в.), агиограф, автор житий севернорусских святых, игум. Данилова мон-ря (В. О. Ключевский писал о невозможности указать, игуменом какого мон-ря был И.: Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского или переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы ). Имя И. как автора приведено во 2-й редакции Жития свт. Никиты, еп. Новгородского, в которой описаны обретение мощей святителя и 25 чудес. Описание было составлено И. по повелению Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного) , по-видимому, вскоре после 1558 г., когда по повелению архиерея были обретены мощи свт. Никиты . В Житие вошло Похвальное слово святителю, в к-ром говорится, что обретением мощей свт. Никиты «разгнася мгла ереси лукаваго Феодосия Косаго» (см. Феодосий Косой ). По-видимому, почти одновременно И. создал 2 произведения, посвященные прп. Стефану Махрищскому и его ученикам - священномученикам Григорию и Кассиану Авнежским. После 1560 г. И. по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы монастырь , где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. св. Варлаам (см. Варлаам , свт., еп. Суздальский и Тарусский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах. Игум. Варлаам, как позднее и И., воспользовался записями прадеда - монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана. И. доработал труд игум. Варлаама и создал Житие прп. Стефана (списки датируются XVI-XVII вв.). Ключевский отметил зависимость Жития прп. Стефана от житий преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. На основании рассказов игум. Варлаама, который по повелению царя Иоанна IV Васильевича в 1560 г. возобновил основанный святыми Григорием и Кассианом Авнежскими и прп. Стефаном Махрищским Авнежский в честь Святой Троицы мужской монастырь и собрал сведения о чудесах Авнежских святых, И. написал Сказание об обретении мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских с чудесами (известно в списках начиная с XVII в.). Сказание было составлено немного раньше Жития прп. Стефана, судя по словам автора в Житии: «...мне же, смиренному, преже написавшу о явлении мощей и о чудесах преподобных, иже на Авнеже...». Приведенные И. сведения о священномучениках Григории и Кассиане не вполне точны (в частности, агиограф сообщает, что святые были убиты в 1392, во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край, но в 1392 Вологодская земля не подвергалась разорению). В созданном И. Житии прп. Стефана также содержатся сведения о жизни и кончине Авнежских священномучеников. В нек-рых рукописях Сказания о священномучениках Григории и Кассиане Авнежских (напр.: РГБ. Троиц. 635. Л. 39-110 об.) перед повествованием об обретении мощей святых и о чудесах помещен рассказ об Авнежских святых, дословно заимствованный из Жития прп. Стефана.

http://pravenc.ru/text/578070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († зима 1538/39 (?), Ростов), архиеп. Ростовский и Ярославский. Ок. 1511 г. К. стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . В его настоятельство в мон-ре велось каменное строительство, обитель пользовалась покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича . При копании рвов для фундамента Преображенского собора были обретены мощи прп. Евфимия Суздальского, о чем К. известил Суздальского еп. Симеона (Стремоухова (Безбородого)). Это произошло, вероятно, 4 июля 1514 г. О начале возведения каменного Преображенского собора в 1514 г. косвенно свидетельствует выданная 14 мая этого года жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III, на год освобождающая ряд владений мон-ря от выплаты податей в великокняжескую казну (АССЕМ. С. 25-26. 8). Большой объем привилегий, предоставленных на краткий срок, говорит о том, что мон-рь нуждался в средствах для проведения работ. Аналогичная грамота была выдана К. вел. князем 22 июля 1523 г., накануне начала возведения в Евфимиевом мон-ре каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49). Окончание строительства Преображенского собора следует отнести к 1517-1518 гг.; после освящения в храме была сооружена рака для мощей прп. Евфимия, К. позаботился и о написании в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. краткой редакции Жития прп. Евфимия. Митр. Даниил поставляет Кирилла III в архиепископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 864 об.) Митр. Даниил поставляет Кирилла III в архиепископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 864 об.) 27 янв. 1512 г. митр. Варлаам выдал льготную жалованную грамоту о невзимании митрополичьей дани с приписного к Евфимиеву суздальскому монастырю храма во имя свт. Василия Кесарийского в Гороховецком у. (РИБ. Пг., 1915. Т. 32: Архив П. М. Строева. Т. 1. Стб. 139-140. 83; АССЕМ. С. 24-25. 7). Братия мон-ря во главе с К. спорила с соседями, отстаивая границы монастырских владений, получала при этом поддержку вел. князя; во владениях мон-ря происходило межевание угодий (АССЕМ. С. 27. 10; С. 28-31. 12, 13; С. 47-48. 18; С. 51-52. 23). По просьбе К. вел. кн. Василий III вступился за мон-рь в связи с притязаниями со стороны приказчика кн. Б. И. Горбатого (РИБ. Т. 32. С. 26. 9). Все эти документы говорят как о расположении вел. князя к архимандриту и мон-рю, так и о том, что К. принадлежал к тем кругам духовенства, к-рые были сторонниками сохранения у мон-рей земельной собственности (см. Иосифляне ).

http://pravenc.ru/text/1840431.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Печерская (с Киево-Печерскими чудотворцами) " Различные вариации Печерской иконы нетипичной иконографии - в этом разделе. Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Печерская (С Киево-Печерскими Чудотворцами) Печерская (с Киево-Печерскими чудотворцами) Bek:XVIII Место создания: Россия Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Реставрация: Реставрирована Л.А. Мироновой в 2000 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря. Размер: 40,4 х 39,8 см Материал: Дерево, темпера Персоналии: Киево-печерские святые: преподобный Антоний (+1073), преподобный Феодосий (+1074), преподобные Ефрем Евнух, еп. Переяславский (+1097), Исайя, еп. Ростовский (+1090); Стефан, игумен Печерский (+1094), Никита затворник, еп. Новгородский (+1108); Дамиан, целебник Печерский (+1071), Иеремия, прозорливый (+1070), Матфей, прозорливый (+1085); Варлаам, первый игумен Печерский (+1065), Исаакий, затворник (+1090), Иоанн, многострадальный (+1160); Прохор, лебедник (+1107), Марк, гробокопатель и Феофил (11-12 вв.); Спиридон и Никодим, просфорники печерские (12 в.); Кукша, свящмч. (+1114), Л[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: БОГОМАТЕРЬ ПЕЧЕРСКАЯ с Печерскими чудотворцами 1790 г. ФЕДОР НИКОНОВСКИЙ. Из церкви села Голоустного на Байкале. У трона - коленопреклоненные игумены Киево-Печерской лавры Варлаам, Никон, летописец Нестор и иконописец Алипий. Внизу надпись: ПИСАЛЪ ТОТЕМСКОЙ КУПЕЦЪ ИКОННАГО РУКОВОДСТВА МАСТЕРЪ ФЕДОР НИКОНОВСКИЙ 1790 ГОДА Файл 16791.jpg:   Размер: 510x1195, 0.61 MPix, 251 Kb. Дата: 2012-03-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (286) , (9) . Описание: Икона Богоматери " Печерская» 1688 год. Икона Высоцкого монастыря. Извод изображения Печерской Богоматери разительно отличается от принятого канона. Богородица с Младенцем изображена не в центре композиции, а в правой ее части. Преподобные Антоний и Феодосий стоят на коленях, Младенец Христос протягивает святому Антонию четки. Автор иконы - диакон Сергий, постриженик Высоцкого монастыря, об этом свидетельстует надпись на обратной стороне иконы. Файл 26404.jpg:   Размер: 1349x1712, 2.31 MPix, 1393 Kb. Дата: 2016-03-21, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (162) , (3) .

http://pravicon.com/icon-611

Лл. 147–154. Спасского в Ярославле монастыря архимандрита Каллиста в архиепископа Тверского и Кашинского, 1703 г. Феврали 21; хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Парфений, митрополит Лаодикийский, и Дионисий, архиепископ Вятский и Великопермский. Лл. 155–165. –«– Троице-Сергиевского монастыря архимандрита Илариона в митрополита Сарского и Подонского, 1703 г. Марта 21; хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Парфений, митроп. Лаодикийский, Каллист, архиепископ Тверской и Каншиский, и Дионисий, Вятский и Великопермский. Лл. 166–176. –«– Новгородского Юрьевского монастыря архимандрита Аарона в епископа Карельского и Ладожского. 1714 г. Января 24; хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Иосиф, архиепископ Вологодский и Белоезерский, и Варлаам, епископ Иркутский и Нерчинский. Лл. 177–183. –«– Новоспасского архимандрита Досифея в епископа Ростовского и Ярославского, 1711 г. Июня 17: хиротонию совершали: Стефан, митроп. Рязанский и Муромский, Феодосий, епископ Сарский и Подонский, и Варлаам, епископ Иркутский и Нерчинский. Лл. 184–193. –«– Симановского архимандрита Дорофея в митрополита Смоленского и Дорогобужского. 1712 г. Ноября 1; хиротонию совершали: Стефан, митроп. Рязанский и Муромский. Игнатий, епископ Суздальский, и Варлаам, еп. Иркутский. Лл. 194–206. –«– С. Петербургского Александро-Невского монастыря иеромонаха Иоакима в епископа Астраханского и Терского, 1716 г. Января 22; хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Варлаам, еп. Тверской и Кашинский, и Аарон, епископ Карельский и Ладожский. Лл. 207–216. –«– Донского архимандрита Антония в архиепископа Коломенского и Каширского. 1705 г. Марта 18; хиротонию совершали: Стефан, митроп. Рязанский и Муромский, Иларион, митроп. Сарский и Подонский, Каллист, архиеп. Тверской и Кашинский, Сильвестр, архиеп. Холмогорский и Важский и Ефрем, митроп. (@Петоцрквенки и србьски@). – См. эту подпись выше. лл. 32–40. Лл. 217–224. –«– Давурские страны, города Туроханска, Троицкого монастыря архимандрита Варлаама в епископа Иркутского. 1706 года; хиротонию совершали: Стефан, митроп. Рязанский и Муромский. Филофей, митроп. Сибирский и Тобольский. Иларион, митроп. Сарский и Подонский и Ефрем, митроп. Сербский и Пятоцерковенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 567; СИСПРЦ. С. 161; Строев. Списки иерархов. 1887. Стб. 683; Описание о российских святых. С. 214; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 174; Зверинский. Т. 2. 877. С. 184-185; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 175-176; Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская лит-ра XIV-XVI вв. Владимир, 1975. Вып. 1. С. 119-121, 123; 1976. Вып. 2. С. 64-68; он же. Владимиро-Суздальские лит. памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 132-138; Дмитриева Р. П. Григорий//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 169-172; Ключевский. Древнерусские жития. 1989. С. 284, 286; Щенникова Л. А. «Богоматерь Яхромская»: Визант. прототип и рус. иконы XIV-XVI вв.//РиХВ. 1997. Вып. 1. С. 49-62; она же. Святыни и древности Яхромского Козьмина мон-ря//Макариевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 165-199; она же. Свято-Успенский Яхренский Козьмин мон-рь - первая обитель игум. Митрофана (св. еп. Воронежского)//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 276-283; она же. Свято-Успенский Космин мон-рь на р. Яхрени//ЖМП. 2002. 7. С. 54-63; Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 151, 441-445; Ефимова А. И. Успенский Козьмин мон-рь на р. Яхрени в документах XV-XVIII ст.//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 247-254; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 111-112; Усачев А. С. О дате смерти Козьмы Яхромского//Ключевские чт.-2010: Мат-лы всерос. науч. конф. М., 2010. С. 402-404; он же. Списки и источники Жития Козьмы Яхренского//ДРВМ. 2011. 2(44). С. 25-36; Настоятели Космина Яхренского Свято-Успенского мужского мон-ря XIV - нач. XX в. М., 2013. С. 41-44. А. С. Усачёв Иконография Согласно Житию, «бе же видение блаженнаго благообразно: имея велию главу, лице бледо, велика брада, власы русы, черьвлению украшен, добрыма очима, чело имея высоко…» ( Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского//ДРВМ. 2011. 1(43). С. 101). Это описание повторялось иногда в иконописных подлинниках, где с посл. четв. XVII в. известна традиция уподобления внешности К. под 14 окт. облику прп. Сергия Радонежского, а под 18 февр.- облику прп. Варлаама Хутынского: «...брада Сергиева в прожелть, брада доле пояса» (БАН. Арханг. 205. Л. 85; см. также: РНБ. Тит. 3116. Л. 19 об.; БАН. Строг. 66. Л. 43 об., 82 об.); «...подобием рус изжелта и мало надсед, брада до пояса аки Варлаама Хутынскаго, подоле, на конец подвоилась, ризы преподобническия, ряска вохряная, руки молебны» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 46-47); «...аки Варлаам Хутынский надсед изжелта, ризы преподобническия, брада до пояса, на конец раздвоилась, ряска» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 124 об.; см. также: РНБ. Тит. 4765. Л. 142; Погод. 1931. Л. 113; Большаков. Подлинник иконописный. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

епархии отыскиваются 3677 . РЫБНЫЕ ЛОВЛИ – см. Угодья . С СБОРЫ : двойной хлеба и ден. по Казан. еп. на постр. семин. 3170 ; на школы в Белогород. еп. 3213 , 3240 , 3381 , 3451 ; то же по Крутицкой 3235 ; Тобольской 3392 ; Нижегородской 3572 ; Псковской 3382 ; по Оренбургскому округу не кас. Казан. епархии 3657 , 3734 ; замена сбора на школы с приход. дворов сбором с доходов с церк. земель 3540 ; по епархиям ведом. о сбор. на школы д. б. высыл. в Синод 3246 ; отмена их на конские заводы 3609 ; отмена их с Новгород. мон-рей на архиер. конторы в СПб и Москве 3261 ; все денежные сб. – в вед. Кол. Экон. 3555 , 3642; треб. в Сенат свед. о сб. с патриарш., архиер., монастыр. и церковн. вотчин 3306 , 3325 , 3353 ; по Нижегород. епархии перед. в ведение Дух. Дикастерии 3737 ; о взыск. их в определ. сроки 3372 ; отмена сб. четверикового хлеба с монастырск. крестьян Тобол. еп. 3414 ; треб. ведом. о производимых в епархиях 3462 ; о лазаретных в Иркутской еп. 3505 ; таможенные и кабацкие – на Адмиралтейство 3537 ; подушный 3341 ; с однодворческих девок перед. в светское ведомство 3575 ; о расходов. гривенных денег 3623 , 3705 . СВИДЕТЕЛЬСТВА – об обучении ставленников, форма их 3718 . СВЕЧИ церковные: об употреблении их в правосл. церквах за границей 3250 ; доходы от них на богадельни 3462 ; и на церковные расходы 3607 ; о них в инструкции поповск. старосте 3338 . СВЯИЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД : состав его с 1738 г. по 25 ноября 1741 г. – архиепископы Амвросий Юшкевич и Стефан Калиновский и протопоп Пётр Григорьев – всё время; Нижегородский еписк. Питирим – до смерти 8 мая 1738 г.; архимандриты Никодим Сребницкий – до назнач. епископом в Чернигов 6 дек. 1738 г.; архим. Соловецкий Варсонофий – до отъезда в Архангельск в сане епископа в ноябре 1740 г.; епископ Киприан Скрипицын с 4 марта 1739 г. до смерти 16 июня 1740 г.; в конце декабря 1740 г. вызваны: епископ Суздальский Симон Тихомиров и архимандриты – Чудовский Варлаам Скамницкий, Рождественский Павел и Ипатский Феофилакт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010