У Элогиста (Е) (700 г. до Р. X.) 20 понятие ruach вмещает эмоции, чувства – Быт. 41:8, 45:26–27 . Здесь сердце (leb) и дух (ruach) – взаимозаменяемые выражения сторон души (nephesh), связанных с эмоциями 21 . Для того чтобы облегчить задачу Моисею, Бог передает от Духа, Который на Моисее, на семьдесят старейшин, которых знает Моисей ( Числ. 1:16,17 ). «И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» ( Числ. 11:25 ) – то есть ruach пророчества приходит от Бога. Мы видим, что фактически в первоначальной традиции JE Дух Божий есть Дух, Который от Бога. Бог является источником Духа, но Дух никогда не понимается как идентичный с Богом, иначе говоря, Дух со-участвует в Божественном бытии. Традиция Второзакония (D) (датируется примерно 621 г. до Р. X.) 22 содержит сходную с JE концепцию ruach, например, в Исх. 15:8,10 описываются действия, произведенные сильным порывом ветра (ruach) из «ноздрей» Яхве. В описании этих действий отражается древняя вера в то, что ruach, понимаемый как ветер, действует среди народа Божьего для того, чтобы защитить его от врагов и дать ему возможность продолжить освоение обетованной земли. Здесь Брек видит ясное предзнаменование миссии Духа Утешителя, целью Которою является оградить последователей Христовых от их врагов тем, что «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» ( Ин. 16:8 ) 23 . Источник Пятикнижия Священнический кодекс (Р) относится ко времени после вавилонского пленения, отражает тенденции V века до Р. X. и содержит множество употреблений термина ruach. «Дыхание жизни» появляется в Ρ дважды: Быт. 6:17, 7:15 , кроме того, здесь термин ruach применяется для описания внутреннего состояния отдельного человека (см.: Быт. 26:35 ) или же отражает состояние народа как единого целого (см.: Исх. 6:9 ). В Р, как и в более поздние периоды истории Израиля, встречаются описания личности человека, исполненного Духа Божия (см.: Исх. 31:3, 35:31 , Втор. 34:9 ). Важное развитие концепции ruach находим в Чис. 27:18–23 , где выделяется Иисус, сын Навина, в котором Дух уже присутствует и действует, и который благодаря этому выделяется как духовный лидер народа, исполняющий возложенную на него особую Божественную миссию. Таким образом, традиция Р показывает, что религиозное сознание Израиля развилось от понимания ruach как объективного инструмента Божественной воли до представления о Духе как образе Божественной деятельности 24 . Дух – это Бог в действовании; далее это будет становиться более ясным в традиции Р, представленной Иезекиилем и другими пророками послепленного периода 25 . 1.2. Исторические книги

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

до Р.Х. завоевал Ниневию. В результате этого Сирия и Палестина оказались в сфере непосредств. влияния Нововавилонской державы. Вавилон превратился в могуществ. силу, с которой с этих пор приходилось считаться Иудее. Но прежде Египет предпринял попытку установить в Сирии и Палестине свое господство. В 609 г. до Р.Х. иуд. царь ⇒ Иосия был убит в сражении при Мегиддо, когда пытался преградить дорогу фараону ⇒ Нехао (Нехо). Затем Набопаласару удалось предотвратить взятие Харрана союзными войсками Египта и Ассирии. Незадолго до смерти Набопаласара его сын ⇒ Навуходоносор II, одержав победу при Каркемише (Кархемисе, 605 г. до Р.Х.), завладел всеми областями вплоть до границы с Египтом. Навуходоносор II, царствовавший в 604–562 гг. до Р.Х., принадлежит, наряду с Хаммурапи, к числу знаменитых вавил. царей. У них было очень много общего: Хаммурапи оказался далеко не столь мирным царем, каким представлялся вначале, а Навуходоносор, подготовивший гибель независимого Иудейского государства и разрушивший храм в Иерусалиме (⇒ Плен ⇒ Иоаким ⇒ Седекия ), занимался законодат. деятельностью и вел в Вавилоне большое строительство. Гордыня Навуходоносора (см. Дан. 4:27 ) сродни самовозвеличиванию Хаммурапи, выраженному в его Кодексе. Гордый и разрушительный дух, присущий Вавилону, делает его в Библии воплощением могуществ. мировой силы, направленной против Бога и христиан (см. Быт. 11:1 ; Откр. 14:1 ; Откр. 16–18:1 ). Великий Вавилон противопоставляется Новому Иерусалиму, и пророки предсказывают, что Вавилон постигнет Божий суд ( Ис. 13:1 ; Ис. 47:1 ; Иер. 50:1 ; см. также Пс. 136:1 ). Сын Навуходоносора и его преемник Амель-Мардук (⇒ Евилмеродах – 561–560 гг. до Р.Х.) после короткого царствования был убит мужем своей сестры Нериглиссаром (⇒ Нергал-Шарецер – 560–556 гг. до Р.Х.). После того как в результате заговора был свергнут сын Нериглиссара Лабаши-Мардук, процарствовавший всего несколько недель, на престол был возведен Набонид (556–539 гг. до Р.Х.). Его правление, поддерживаемое жрецами, положило конец власти воен. партии. Он восстановил многие храмы и поручил придворным ученым исследовать их историю. Свою резиденцию Набонид на восемь лет перенес в фемайскую землю (оазис Тейма в Аравии), а в Вавилоне в это время правил его сын ⇒ Валтасар (см. Дан. 5 ). Между тем власть в Персии перешла в руки ⇒ Кира , который в 550 г. до Р.Х. покорил Мидию. В 539 г. до Р. Х. Кир завоевал Вавилон, Валтасар был убит, а Набонид взят в плен. Тем самым В. окончат. утратила свое могущество, и все попытки возвратить его были безрезультатны. Вавилоняне оказались под властью персов, на смену которым пришел Александр Македонский (331–323 гг. до Р.Х.), а затем сир. династия Селевкидов (312–64 гг. до РХ.). В дальнейшем, вплоть до III в. по Р.Х., В. входила в состав Парфянского царства. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Иосиф Флавий (Иуд.Древн. 10:1, 1) так восполняет библейский рассказ: «ассириец взял деньги, но и не подумал сдержать данное обещание, а отправившись сам войной на египтян и эфиопов, оставил своего военачальника ( στραιηγν) с двумя другими полководцами во главе огромного войска под Иерусалимом для разрушения этого города». Тартан, Рабсарис и Рабсак – нарицательные, а не собственные имена ассирийских военачальников и придворных. Тартан (ср. Ис.20:1 ), ассир. turtanu, – высший полководец или военачальник; Рабсарис, с еврейского: глава евнухов (ср. 4Цар.25:19 , ср. Быт.37:36,39:1,7 ); из еврейского же языка объясняется и Раб-шаке: начальник виночерпиев ( Быт.40:2,21 ). Место остановки ассирийских полководцев – у водопровода верхнего пруда (ст. 17, Ис.36:2 ), по обычному мнению, лежавшего на запад от Иерусалима в долине Гинномовой и отождествляемого теперь с прудом Биркет-Мамилла (в отличие от «нижнего пруда», ( Ис.22:9 ), отожествляемого с нынешним Бирхет-Султан к юго-западу от Иерусалима, ср. Stade, Geschichte I, 591–593 Anmerk); здесь же, вероятно, надо искать поле белильника или валяльщика (кобес). «Иерусалим был окружен селениями ремесленников. Так, на юге, от него было селение горшечников. На востоке и западе – селения валяльщиков. Были, конечно, и другие, о которых не было случая упоминать в св. книгах. Валяльщики не только выделывали грубые шерстяные материи, но занимались и мытьем сделанных прежде. Их поселения, по необходимости, помещались близ ручьев или значительных стоков воды» (проф. Гуляев, стр. 354–355). Об этой блокаде Иерусалима частью ассирийской армии Сеннахирим в своей надписи выражается, что он «запер Езекию в Иерусалиме, как птицу в клетке». Гордые успехами своего повелителя, военачальники Сеннахирима требуют для переговоров самого царя иудейского, но Езекия, считая это ниже своего достоинства (по И. Флавию, π δειλας, из трусости), выслал к ним для этой цели трех высших своих чиновников (о значении должностей – правителя дворца, писца и докладчика см. прим. с ( 3Цар.4:3 ), и сл.), о Елиахиме и Севне см. ( Ис.22:15 ) и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако указанные иудейские толкования представляют собой крайности. С одной стороны, неверно воззрение Шаммаи, так как в случае измены жены Закон определяет ей на­казание и виде смертной казни (см.: Втор.22:22 ), Конечно, в поздний послепленный период буквальное исполнение за­кона о наказании неверной жены было невозможно, вслед­ствие того, что римляне лишили иудейские суды нрав выно­сить смертные приговоры (именно поэтому иудеи искушали Христа вопросом, как поступить с женщиной, виновной в пре­любодеянии (см.: Ин. 8:4-5 ). Так что развод вследствие пре­любодеяния в эпоху Нового Завета был единственной допу­стимой реакцией мужа (потому и праведный Иосиф хотел развестись с Девой Марией (см.: Мф. 1:19 ), однако все-таки мнение Шаммаи следует признать несоответствующим кон­тексту Пятикнижия. С другой стороны, либеральное мнение Гиллеля, ставившего крепость брачного союза в зависимость от произвола мужа, также является неприемлемым, так как противоречит и учению о единстве мужа и жены как одной плоти (см.: Быт. 2:24 ), и тому в целом отрицательному отно­шению к разводу, которое, хотя и неявно, присутствует в Пя­тикнижии (подробнее об этом скажем далее). Потому кажет­ся наиболее верным серединный взгляд, который можно сформулировать следующим образом: причинами развода («противное») в Ветхом Завете могли быть серьезные физи­ческие и нравственные недостатки, которые делали невоз­можной совместную жизнь; бесплодие 17 , болезни, исключа­ющие возможность супружеского общения, нецеломудрен­ное поведение жены и др. Напишет ей разводное письмо. Требуется составление юридического документа, который был свидетельством о раз­воде. Буквально название этого документа означает «свиток разрыва» 18 ( ), так как во время развода проис­ходит разрыв «единой плоти», единого организма, которым были муж и жена после заключения брака. Обычай давать жене разводное письмо мог быть заимствован израильтяна­ми в Египте 19 , хотя весьма вероятно, что именно Моисеево законодательство сделало эту практику обязательным усло­вием при разводе, тем более что о необходимости давать жен­щине разводное письмо говорится дважды, в 1м и 3м сти­хах 24й главы. Наличие разводного письма давало женщине право выйти замуж за другого, кроме того, в разводном пись­ме обычно муж указывал причину развода, что освобождало женщину от возможных подозрений в ее непорядочности. Правда, некоторые иудейские раввины считали указание при­чины необязательным. Впоследствии в иудаизме разводное письмо стали обозначать термином «гет», и в одном из трак­татов Миптны («Гиттин» — множественное число слова «гет») были собраны правила относительно составления разводных писем и представлены их образцы.

http://azbyka.ru/chto-bog-sochetal-togo-...

2 . Наказание Израиля и милосердие Бога (13,1 14,1) 3 . Призыв к возвращению к Богу и обетование обновления (14,2–10) Глава 1 1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола «спасать», вероятно, означает «Он (Яхве) спас». В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783–742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742–735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735–715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715–687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786–746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания. 13,5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством Израилем. 12,1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним. 1 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы. сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными. 1 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей. ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены. 1 Изреель. Букв.: «Бог посеет». Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд. 6,33 ), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия ( 3Цар. 21,1 ; 4Цар. 9,10 ). См. 2,22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия. с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле ( 4Цар. 9,14–37 ; ср. 3Цар. 19,16.17 ) и окончила его убийством царя Захарии ( 4Цар. 15,8–10 ). 1 лук Израилев. Военная сила Израиля ( Быт. 49,24 ; 3Цар. 2,4 ; Иез. 39,3 ; ср. Иер. 49,35 ) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1:15. Здесь Павел описывает Христа в терминах, характерных для иудейской традиции, когда речь идет о божественной Премудрости, – прообраз, архетип, Творец всего сущего. Филон представляет Божественный Логос, Слово, как образ Бога и Его первородного сына. «Рожденный прежде всякой твари», или «первородный», может относиться к власти и исключительному положению первородного сына в Ветхом Завете ( Быт. 49:3,4 ). (В еврейском языке слову «первородный» соответствует понятие «главный», см.: 1Пар. 5в LXX. В еврейских текстах этот термин обычно соотносится с Израилем. В древних текстах Ближнего Востока встречаются равнозначные термины по отношению к другим божествам, напр., к Амон-Ра в Египте; цари во время церемонии восшествия на престол иногда рассматривались как сыновья богов.) Этот термин также указывает на искупительную роль первородного (ср.: Кол. 1:14 ), или он является другим титулом «Сына» Божьего (1:18; см.: Пс. 88:28 , хотяДавид был самым младшим среди своих семи братьев). И греческая, и иудейская религии описывают Бога (или высшее божество) термином «Первый». 1:16. К числу «невидимых» созданий Бога относятся прежде всего ангелы на небе, которые стоят за земными правителями (см. коммент. к Еф. 1:19–23 ). В древнем иудаизме принимается, что Бог создал и видимый, и невидимый миры. Многие еврейские писатели, и в том числе Филон, считали, что ангелы, или повинующиеся Богу силы, играли определенную роль в сотворении мира; другие еврейские и христианские авторы (в том числе Павел) готовы бороться с такими представлениями. Многие греко-римские мыслители утверждали, что все сущее возникло, поддерживается и снова вернется к Логосу, или природе, или первобытному огню. Согласно иудейской традиции, все сущее создано через Слово Божье, или Премудрость, и для Него. (В некоторых вариантах этого предания все было создано для Праведного, который в жизни следовал Слову Бога.) 1:17. Многие греко-римские философы говорили, что все сущее поддерживается Зевсом или Логосом, божественной причиной; они хотели этим подчеркнуть единство космоса. Грекоязычные еврейские писатели (напр., Филон) также подчеркивали, что Божественный Логос поддерживает творение, и далее отождествляли Логос с Божественной Премудростью. По представлениям стоиков, Логос придал форму существования первобытному огню, в иудаизме Премудрость существовала прежде сотворения, и через нее Бог сотворил, а затем придал форму всему мирозданию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1:1,2 . Эти два стиха являют собой образец высокохудожественной классической прозы на древнегреческом языке, здесь в оригинале используется особый литературный прием – аллитерация (пять греческих слов в ст. 1 начинаются с буквы р). Автор также имитирует здесь стиль пролога Книги Премудрости Иисуса, сынаСирахова, которая была весьма популярна в тот период и, несомненно, знакома его читателям (для современного читателя эта одна из апокрифических книг). Христос представлен здесь как вечное Слово Божье; древний иудаизм отождествлял Слово Божье с Его Премудростью. Тезис о том, что Бог сотворил все сущее через Премудрость, или Свое Слово, звучит и вВетхом Завете (напр.: Прит. 8:30 ; Пс. 32:6 , где содержится ссылка на Быт. 1 ), а впоследствии развивается и в иудаизме. Как полнота Слова Божьего Христос являет Собой подлинное, но частичное откровение Бога в законе. Выражение «в последние дни» взято из Ветхого Завета, это описание времени завершения земной истории ( Ис. 2:2 ; Иез. 38:16 ; Ос. 3:5 ; Мих. 4:1 ; ср.: Втор. 4:30,32; 8:16 ), ныне явленное во Христе. Термин «наследник» относится к лицу, которому по завещанию предназначена собственность; см. также коммент. к ст. 4. 1:3 . Еврейские авторы, писавшие по-гречески, часто говорили, что божественная Премудрость олицетворяет собой «образ» Божий, печать естества Его, которая была поставлена на всем остальном творении (как изображение на монетах). Сидеть по правую руку верховного правителя считалось великой честью, и здесь ссылка на Пс. 109:1 , который прямо цитируется в 1:13. «Очищение от грехов» было обязанностьюсвященников; упоминание об этом предваряет анализ этой темы далее в книге. 1:4. Некоторые еврейские писатели Диаспоры приписывали ангелам участие в творении, но ранние христианские авторы неустанно отрицали это ( Кол. 1:16 ), как и многие иудейские учителя. Здесь Иисус возвеличивается и получает титул, превозносящий Его над ангелами, – Сын (1:5). Некоторые иудейские учителя говорили, что Бог оказал честь Израилю, возвысив его над ангелами тем, что даровал ему закон, ноздесь имеется в виду несколько большее, чем сравнение с Израилем, поскольку Иисус Сам олицетворяет Собой божественное Слово (1:1–3) и имеет статус «сына», которого ангелы не имеют; этот титул применяется к ангелам в общем смысле, например в Иов. 1:6 , а Иисус выделяется как Сын в особом смысле (важно отметить, что здесь перед словом «Сын» стоит определенный артикль). Первые читатели, которыестремились совместить свои представления о божественной природе Христа и Его человеческой природе, рассматривая Его одновременно и как сверхчеловека, вероятно, хотели бы отождествить Его и с Ангелом, как некоторые христиане из иудеев во II в., но автор отвергает такой компромисс как несостоятельный (2:5–18).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

За его непреложность ручается совпадение обстоятельств предстоящего исхода с тем, что было предсказано о нем Аврааму. Если ему было возвещено, что «над народом, у которого его потомки будут в порабощении, Господь произведет суд, после чего они выйдут с великим имуществом» ( Быт. 15:14 ), то так и случится. Пред выходом из Египта Бог «прострет Свою» ( Исх. 6:6, 7:5, 9:15 ), поразит его чудесами, знамениями, «казнями», «судами великими» ( Исх. 7:3–4, 11:9 ; Втор. 6:22 ; Неем. 9:10 ; Пс. 104:27, 134:9 ; Иер. 32:20 ; Деян. 7:36 ), после чего фараон отпустит вас, и вы пойдете не с пустыми руками ( Исх.3:20–21 ), – «оберете египтян» ( Исх.3:22 ). Выражение «оберете египтян» представляет перевод третьей формы от еврейского глагола «нацал» (nazal), означающего буквально «брать что-либо силою, властью, в качестве добычи». Евреи будут брать у египтян вещи, как победители у побежденных. Мысль о возможности в данном случае насилия со стороны израильтян устраняется тем, что при описании того же самого события в 36 ст. 12 гл. кн. Исход ( Исх.12:36 ) стоит выражение: «дали египтяне» в буквальном переводе с еврейского «подарили» (5-я форма от «шаал»). Глагол «шаал», употребленный еще раз в 1Цар. 1:28 , – в рассказе о том, что Анна, мать Самуила, отдала его на служение Богу, – содержит указание на добровольный дар, но не вынужденный. Тот же самый вывод подтверждается выражением: «и дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками» ( Исх.3:21 ), а равно и 36 ст. 12 гл.: «Господь же дал милость народу... в глазах Египтян: и они давали ему» ( Исх.12:36 ). Сам Бог Своей силой расположил египтян к щедрости. Замечание: «и вы нарядите ими, – т.е. взятыми вещами, – сыновей ваших и дочерей ваших» ( Исх.3:22 ) указывает на то, что вещи относятся к предметам украшения (см. Быт. 24:53 , Исх. 35:22 , Чис. 31:50 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Исход. 386-554 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В конце 16-го столетия даровитый сын поселянина доставил своему потомству право гражданского владычества в стране наряду с этой религиозной властью, вмещавшей в себе все роды властей. Скоро этот светский, мирской царь начал возвышаться над царем духовным. На долю этого последнего оставалось заведование религиозными делами и учеными диспутами. Ныне теократический характер управления страной во многом еще более изменился. В образовании и общественной жизни Япония также напоминает Китай. Из наук по преимуществу развита математика, – живопись и другие высшие искусства в грубом состоянии, но искусства механические, как и в Китае, очень развиты. Семейный быт напоминает также Китай. Но нравы здесь более легки и менее устроены, чем в срединном государстве. Особенно это нужно сказать о разврате, доселе составлявшем выдающееся явление в жизни Японии. В самое последнее время, как известно, японцы начинают сильно сближаться с европейскими нравами и европейским образованием. Повременные издания самого последнего времени сообщают известие, что японское правительство, вступившее на путь реформ, имеет намерение обнародовать и новую религию, составленную из нравственных правил, наиболее простых и согласных с здравым смыслом, заимствовав их из различных, ныне известных религий. Если это состоится, то будет явлением беспримерным в истории религий, которые никогда и ни у одного народа не составлялись правительством, но не противоречащим общему японо-китайскому воззрению на значение религии. 173 Даосы, т. е. сектанты Лао-цзы в Китае отправляют ремесло гадателей, прорицателей будущего и чародеев. См. Труды членов пек. миссии. Т. III, о секте Даосов. 174 Учение о бессмертии, равно как о цели человеческой жизни и о самом Божестве, объяснится для нас полнее при изложении религии Индии. Оно, очевидно, заимствовано из этой последней страны. 175 Япония, называемая самими японцами «Нипон», – была обитаема дикими народами, пока не выселился из Китая указанный князь Цин-му и не покорил своей власти почти всех жителей островов. С этих пор началась своеобразная культура Японии – в зависимости от Китая. Самый язык японцев, хотя различный от китайского по своему строю, содержит в себе много китайских слов, письмо очень близко подходит к китайскому, календарь, имена и счет годов совершенно тождественны с китайскими. См. Wuttke. В. I. 217–218. Читать далее Источник: Религии древнего мира в их отношении к христианству : Ист. исслед./[Соч.] Архим. Хрисанфа, ректора С.-Петерб. духов. семинарии. Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. духов. журн. " Странник " , 1873-./Т. 1. Религия Востока. 1873. - 639 с.; Т. 2. – Религия Египта, семитических народов, Греции и Рима. 1875. - 625 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

до Р. Х. 2 Цар 22). Формирование следующего раздела евр. канона, Пророков (Невиим), приходится на эпоху после возвращения из вавилонского плена и обычно связывается с деятельностью книжника Ездры и его окружения (сер. V в. до Р. Х.), хотя первое упоминание этого раздела наряду с Законом встречается только в предисловии к Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (132 г. до Р. Х.). Последний разд. Писания (Кетувим) оформляется не ранее кон. I в. по Р. Х.; условно принята дата Иавнийского Синедриона - 90/100 г. по Р. Х. Критерием каноничности в раннем иудаизме служили представления о принадлежности книг ко времени пророков (от Моисея до времени правления персид. царя Артаксеркса I (2-я пол. V в. до Р. Х.) - Ios. Flav. Contr. Ap. 1. 8). Представление о том, что Ездра был последним пророком, определило результаты канонизации книг раздела Кетувим, к-рые традиционно датировались временем до Ездры, и отказ от мн. писаний эллинистического периода. Прор. Ездра. Роспись " дома собраний " в Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. Прор. Ездра. Роспись " дома собраний " в Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. Александрийский канон Б. представлен Септуагинтой, или переводом Семидесяти (LXX), названным так по числу 72 толковников, к-рые, согласно преданию, по просьбе егип. царя Птолемея II Филадельфа (285-247 гг. до Р. Х.) перевели Тору на греч. язык (см. ст. Аристея послание к Филострату ). В период между 285 и 150 гг. до Р. Х. в среде александрийских иудеев, для к-рых греч. стал родным, сформировался перевод Свящ. Писания, включивший в свой состав также ряд книг, отсутствовавших в палестинском каноне (далее отмечены Порядок книг и их группировка в LXX отличаются от принятых в евр. Б. и основаны на содержании и лит. форме соответствующих книг (есть рукописи, в к-рых последние 2 разд. расположены в обратном порядке): 1) законоположительные и исторические (Быт, Исх, Лев, Числ, Втор; Нав, Суд, Руфь, 1-4 Цар, 1-2 Пар, 1 (в слав. и рус. 2 Езд), 2 Езд (Езд-Неем), Есф, 1-4 2) поэтические и лит-ра премудрости (или учительные) (Пс [позднее христиане добавили библейские песни ], Притч, Еккл, Песнь, Иов, [в поздних рукописях иногда добавлены Пс Сол]); 3) пророческие (Ос, Ам, Мих, Иоил, Авд, Иона, Наум, Авв, Соф, Агг, Зах, Мал; Ис, Иер, Плач, Посл Иез, Дан (добавлены рассказы о Виле и Неканонические (т.

http://pravenc.ru/text/БИБЛИЯ I ОБЩИЕ ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010