Мертв быв плотию, Спасе, и во гробе положен с мертвыми, душу раба Твоего покой в месте злачне, яко Милосерд. Мертв Ты был, Спаситель, по плоти/и во гробе положен с мертвыми;/душу раба Твоего упокой в месте отрадном,/как Милосердный. Слава: Молебный глас мой услыши, Боже Триипостасне, и учини душу преставленнаго в недрех Авраамлих, Избавителю. Слава: Молебный глас мой услышь,/Боже Триипостасный,/и водвори душу преставившегося/в недрах Авраамовых, о Искупитель! И ныне: Ты, Пречистая Богородице, Егоже без искуса мужеска заченши родила еси, моли Сына Твоего подати покой рабу Твоему преставленному. И ныне: Пречистая Богородица,/Кого Ты, зачав без общения с мужем, родила,/– Сына Твоего, моли подать покой/рабу Твоему преставившемуся. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/и Церкве Зиждителю,/Ты мене утверди в любви Твоей,/желаний краю, верных утверждение,/едине Человеколюбче. Ирмос: Небесного свода Создатель, Господи,/и Церкви Строитель,/Ты меня утверди в любви к Тебе,/предел желаний, верных утверждение,/единый Человеколюбец. Стих: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего [или усопшия рабы Твоея ]. Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [или: усопшей рабы Твоей ]. В месте злачне, в месте покойне, идеже лицы святых веселятся, душу раба Твоего преставленнаго покой, Христе, Едине Милостиве. В месте отрадном, в месте покоя,/где сонмы святых веселятся,/душу раба Твоего преставишегося упокой, Христе,/единый милостивый. Стих: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего [или усопшия рабы Твоея ]. Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [или: усопшей рабы Твоей ]. Идеже лицы святых, тамо вчини, Владыко, послужившаго Тебе всем сердцем и воздвигшаго иго Твое на рамо свое, яко Един Владыка живота и смерти. Где сонмы святых, туда водвори, Владыка,/послужившего Тебе всем сердцем/и поднявшего на плечо свое иго Твое,/как единый Владыка жизни и смерти. Слава: Небесный Отче Вседержителю, и Сыне Единородный, и Душе Святый Исходный, презри умершаго согрешения, и в Церкви первенец всели его, славити Тя со всеми угождшими Тебе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Еще, так же как сон занимает только тело и внешние чувства, а между тем душевные действия не останавливаются, так и в смерти: тело разрушается, а душа в недро Авраамово относится и наслаждается утешением вечной жизни. Как через сон, телесные и душевные силы возобновляются так, что человек поутру веселее и бодрее на первое дело возвращается, так и смерть благочестивых есть как бы некое обновление и возвращение всех сил, чтобы Христу, Солнцу правды, в последний день веселейшими и охотнейшими явиться и изыти на сретение Господне на воздусе. В покое сна мы не пребываем постоянно, но в известное время опять восстаем, так и мы, не всегда пребудем в смерти, но грядет час, когда все сущие во гробах услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Спящие удобно пробуждаются, ежели чьим голосом будут позваны: так и мертвые Христовым гласом преудобно возбудятся, и никто из нас так легко не разбудит спящего на постели, как Христос – лежащего во гробе. Опять, восставши от сна, одеваемся, так и благочестивые, восставши от мертвых, одеждою бессмертия украсятся, – так как подобает тленному сему облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. И еще: так же, как мы не знаем, как мы пробуждаемся ото сна – так же не знаем, как будет и воскресение; так же как, пробудившись от сна, думаем, что немного часов спали – так и в последний день воскресшим от мертвых весьма коротким покажется то время, которое прошло между смертью и воскресением. Вот смерть – пресладкий сон, желанный покой на земле, как в материнских недрах. Памятник митрополиту Платону (Левшину)      Но смерть такая только тем, которые никаких мирских печалей в сердце своем не имеют. Например, не сладок сон тем, которые находятся в какой-нибудь беде или ожидают какой казни. Так и смерть не спокойна, томительна, страшна тем, которые в мирских заботах себя сокрушали, в собирании богатств потели, в искании почестей себя мучили, а о смерти никогда и не думали. Этим, говорю, смерть не сладка, но более того: она – начало смерти вечной.

http://pravoslavie.ru/105018.html

Увы мне, увы мне! Какая скорбь и болезнь, какая теснота, какой страх и трепет обнимет дух их, когда услышат грозный глас всех сил небесных: Да возвратятся грешницы во ад ( Пс. 9:18 ). О горе, горе! Какой поднимут плач, вопль и рыдание ведомые на горькие вечные муки! Как будут стонать, биться и терзаться! Увы мне, увы мне! Каково то место, где плач и вопли, скрежет зубов, так называемый тартар, которого и сам диавол трепещет! О горе! Какова та геенна с неугасимым огнем, который горит и не освещает! Увы мне, увы мне! Каков тот неусыпающий и ядовитый червь! Увы, увы! Какова тамошняя тьма внешняя, никогда ничем не освещаемая! Увы мне, увы мне! Каковы те немилостивые и жестокосердные ангелы, которые приставлены находиться при муках, ибо они жестоко посрамляют и люто бьют! Мучимые усильно взывают там, и нет никого, кто бы спас их; воззовут ко Господу – и не услышит их. Тогда уразумеют, что все земное, житейское – пустота, и то, что считали они благом, здесь опротивеет: чем они услаждались, то окажется горче желчи и всякого яда. Увы грешникам! Вот праведники стоят одесную Царя, а они скорбят. Теперь, когда грешники рыдают, праведники ликуют, праведники в прохладе, грешники в томлении и бедствии. Увы грешникам! Они осуждаются, праведники прославляются. Увы грешникам: когда праведники наслаждаются всякими благами, они во всяком лишении бедствуют. Увы грешникам: когда праведники ублажаются, они унижаются. Праведники во святыне, грешники же в поругании. Праведники во святых обителях, грешники в вечном изгнании. Праведники услышат: Приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира ( Мф. 25:34 ). Праведники – в раю, грешники – в неугасимом огне. Праведники наслаждаются, грешники злостраждут. Праведники ликуют, грешники мучаются связанные. Праведники поют, грешники плачут. Праведники возглашают трисвятую песнь, грешники оплакивают свое триокаянство. Праведники вкушают сладость пения, грешники терпят свою бедственную погибель. Праведники в недрах Авраамовых, грешники в кипучих волнах велиара.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

К вам ныне нельзя обращаться (314) со словами пророка: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша ( Ис. 6:9–10 ). Благодатию Христовой вы трезвитесь и бодрствуете, отображая откровенным лицем славу Господню ( 2Кор. 3:18 ). Ибо послушанием в своем священном житии вы отерли со своих душевных очей гной пристрастия к миру и ясно взираете на предметы, то есть на суету жизни и на эту смену во всех областях человеческой суеты, а также понимаете, что одно лишь устойчиво, достойно любви и пожелания, именно – Бог и стремление к Нему путем добродетельного жития. Страшный Суд Так благословен же Господь Бог отцов за то, что Он сподобил нас стать участниками этой доли и проводить жизнь, как требует подвижническая мудрость. Будем взирать горе, где наша глава – Христос, будем думать не о земном, тленном и преходящем, но о красоте вещей небесных и горних, об упокоении и наслаждении тамошними неизреченными и непостижимыми благами, коих даже в малейшей степени не может представить ум, ни воспринять наш слух, ни почувствовать наше сердце, потому что их свойства превосходят эти силы. Я уверен, что вы, если Господь подаст вам силу перенести предлежащий вам подвиг до самого конца, достигнете этих благ и упокоитесь там, откуда, как сказано, отбеже болезнь и печаль и воздыхание ( Ис. 35:10 ), воздавая тогда Богу великие благодарения за то, что Он призвал вас в этот священный образ, из-за которого каждый из вас перенес столько трудов, чтобы избежать зла и стяжать это благо. И тогда не останется ни малейшего воспоминания о здешних страданиях, наоборот, мы будем даже жалеть, что не претерпели и не понесли еще больших трудов, скорбей и изнурений, даже до пролития крови. (315) Праведники в Царстве Небесном Действительно, чада и братия, в тот страшный день явления Господа нашего Иисуса Христа, когда Он придет с бесчисленными тьмами Ангелов и Архангелов, сядет на всемирном судилище и начнет собирать с четырех углов вселенной все племена, всякую душу и дыхание, открывать темные дела, объявлять сердечные помышления и разбирать дела каждого человека, как тогда одни с радостию будут поставлены одесную Господа, а другие с невыносимым срамом ошуюю, и те будут вселены в светлых обителях, в недрах Авраамовых, в райской радости, в ангельских ликах, в Царстве Небесном, а этих отправят в неугасаемый огонь, в пищу червям, в беспросветную тьму, в скрежет зубовный, в место тартара, в неразрешимые оковы, в преисподняя адовы и в прочие мучения, соответственно их прегрешениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

При этом при поминовении младенцев на литургии или на панихиде вместо обыкновенной заупокойной ектении лучше читать ту ектению, которая полагается специально для младенцев в «чине погребения младенческого»; также вместо «Боже духов и всякия плоти...» лучше прочитать молитву из погребения младенческого: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, породившимся от воды и Духа...»; наконец и Апостол с Евангелием лучше заимствовать из того же чина и т.д. Но зачем нужно поминать почивших младенцев, если они «небесною радостию в недрах Авраамовых радуются, находятся в ангельских светообразных местах»? Да, они невинны, чисты, очищены в водах Крещения, а сознательных грехов совершить не успели и в таком безгрешном состоянии отошли в горний мир, хотя и не успели еще оказать подвигов благочестия и утвердиться в добродетели; молясь о них, мы способствуем им в восхождении к горней славе, а между тем, и взаимно привлекаем на самих себя молитвы и благословение их чистых душ. Кроме того, молитва о почивших младенцах может иметь еще и другой характер. «Ина слава солнцу, и ина луне, и ина слава звездам... Звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых», учит св. апостол ( 1Кор.15:41–42 ). Отсюда ясно, что в Небесной славе есть различные степени, в Небесной жизни есть разные состояния. Из одной степени возможен восход к другой, из одного состояния выход в другое, высшее. Должно полагать, что состояние младенцев скончавшихся есть в своем роде состояние, что степень их блаженства в горних обителях не может быть из числа высших, так как они в жизни не боролись и не подвизались; но и в той степени должны быть свои высшие и низшие грани. Мы говорим: дитя невинно, безгрешно, но только в смысле относительном: оно бессознательно, но бессознательно и невольно оно все же грешит и нуждается в очищении. В Пасхальную неделю младенцы отпеваются применительно к чину взрослых, скончавшихся по Пасхе. Чип погребения священников Обычаем установлено при кончине священника делать три протяжных удара в большой колокол на колокольне той церкви, при которой он служил, а по епископе – те же три удара на колокольне кафедрального собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Не принес и тканей из чистого льна, не возлил многоценных благовоний, с которыми ты и при жизни отсылал в женские чертоги и которые благоухают не долее одного дня; не принес чего-либо другого, столь же ничтожного и уважаемого людьми ничтожными, так как все сие вместе с прекрасным телом твоим покрыл бы ныне этот холодный камень. Прочь от меня с теми языческими игрищами и представлениями, которые совершались в честь несчастных юношей и при которых за маловажные подвиги предлагались маловажные награды! Прочь с теми обрядами, в которых насыпями, приношением начатков, венцами и свежими цветами упокоивали усопших человеков, покоряясь более отечественному закону и неразумию горести, нежели разуму! Мой дар – слово; оно, переходя далее и далее, достигнет, может быть, и будущих времен и не попустит, чтобы преселившийся отселе совершенно нас оставил, но сохранит его навсегда для слуха и сердца, явственнее картины представляя изображение возлюбленного. 17. Таково мое приношение! Если оно маловажно и не соответствует твоим достоинствам, то, по крайней мере, благоугодно Богу, как соразмерное силам. Притом мы воздали часть, а другую, кто останется из нас в живых, воздаст при годичном чествовании и поминовении. А ты, божественная и священная глава, вниди в небеса, упокойся в недрах Авраамовых (что ни знаменовали бы оные), узри лик Ангелов, славу и великолепие блаженных или, лучше, составь с ними один лик и возвеселись, посмеваясь с высоты всему здешнему так называемому богатству, ничтожным достоинствам, обманчивым почестям, заблуждению чувств, превратностям сей жизни, беспорядку и недоразумениям как бы среди ночного сражения! И да предстоишь великому Царю, исполняясь горнего света, от которого и мы, прияв малую струю, сколько может изобразиться в зерцале и гаданиях, да взойдем, наконец, к Источнику блага чистым умом созерцать чистую истину и за здешнее ревнование о добре обрести ту награду, чтобы насладиться совершеннейшим обладанием и созерцанием добра в будущем! Ибо сие составляет цель нашего тайноводства, как прорицают и Писание, и богословы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

38, 120; СДЛ. С. 131). Явление Св. Троицы Аврааму. Роспись собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. Фрагмент Явление Св. Троицы Аврааму. Роспись собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. Фрагмент В христ. евхологических и гимнографических текстах встречается образ «лона», или «недр», А. как синоним рая (ср. Мф 8. 11; Лк 16. 22-26): «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…» (анафора литургии ап. Иакова: СДЛ. Т. 1. С. 182), «                          » (Тропарь 9-й песни канона святых 40 мучеников Севастийских. 9 марта//Минея (СТ). Март. Л. 38) и др. Имя А. часто употребляется в иудейских и христ. молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.) - ср. начало молитвы Манассии: «                            » (Часослов. С. 199), и т. д. (см. Lodi. Enchiridion. P. 21, 63, 664-665, 1044, 1115; Cabrol F. Abraham dans la liturgie//DACL. T. 1. Col. 121-127). Зап. исследователями XIX в. библейские повествования об А. были подвергнуты рационалистической оценке. Согласно историко-эволюционной схеме Ю. Велльгаузена , все рассказы об А. представляют собой проекцию исторических реалий из жизни Израиля периода плена на древность. Критическая традиция, отвергавшая в основном историчность библейского рассказа об А., продолжала развиваться представителями лит. критики (Г. Гункель ) и школы анализа жанровых форм, последователями А. Альта и М. Нота , уделявшими большое внимание сложной истории возникновения текста кн. Бытия и предшествовавшей ей устной традиции, длившейся многие столетия. Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах ( Юнгеров. С. 2-3; Зыков. С. 197-199). У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов.

http://pravenc.ru/text/62850.html

К Родителю=возвращает, взяв на Себя вину за падших. Христос – Жертва «Веден был еси НАС РАДИ на ЖЕРТВУ Христе, яко овча, и яко Агнец незлобив Еммануил, на заколение вольное, со беззаконники вменен был еси» 953 . Примирение со Отцом Распятием «Христа славословим Распеншагося и сраспенша прегрешения наша: юже от древа разорившаго клятву, и примиривша ОТЦУ отстоящия отнюд помышленьми» 958 . Далее перечисляются разные «страдания» Его: «ручныя же... и ножныя гвоздия, копие и трость, губу и венец облобызающе, досаждения и наругания, и ина елика подъят, честне почита ем, имиже спасохомся» 959 . Значит, примирение с Отцом было чрез страдания. Недра – употребительное слово «В недрех Твоих Сын Божий Чистая, вселився, и восприят человеческое существо яко Преблагий, всех избави от тли змиевы» 960 . Недра Божией Матери. Недра Авраамовы. Недра патриархов. Недра Отца. Недра Пресвятой Троицы=то есть в Самом Боге. «Упокой в недрех Авраамовых рабы Твоя Христе... и сподоби их света вечнаго, тех согрешения презирая яко благ» 961 . Агнец=Жертва «Заклася на Кресте якоже Агнец, праги назнаменуя душ наших Божественною Твоею Кровию Владыко: темже Тя со страхом славим» 962 . Преобразовательное значение ветхозаветной жертвы агнца, кровию которого мазали пороги дверей, и ангел смерти шел мимо этого дома; и первенцы оставались живы, а египетские умирали. За Христову Кровь и Жертву спасаются верующие, ибо Христос за нас пострадал. Недра Авраамовы «С лики святых, ихже преставил еси, учини, и Аврааму, в недрах с Лазарем причти, Тебе Спасе поющих» 963 . Искупление страданиями «Вси иже от века оправдившиися Твоею спасительною страстию и Кровию, еюже ИСКУПИЛ еси плененаго человека, тамо (со святыми) верою усопшия упокой» 964 . 1) Человек был пленником диавола; 2) нужен был «выкуп», Искупление; 3) кому? Конечно, не диаволу; 4) а Богу Отцу, чтобы Он простил, примирился с нами; 5) это совершено Жертвой Распятого. Глас 6 «Победу имея Христе, юже на ада, на Крест возшел еси» 965 . Глас начинается с прославления победы над АДОМ – Крестом. Значит, в этом и состояла основная цель дела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но, Владыко живота и смерти, Ты зриши нашу скорбь, слышиши стенания сердец наших, зриши потоки слез, орошаюших очи наши. Дерзаем Тебе рещи: где имамы наставника и советника ко спасению нашему? Где обрящем утешение в скорбях и напастях после взятия Тобою сего мудрого наставника, опытного руководителя и любвеобильного пестуна нашего? Сего ради, припадающе, молим Тя, благоутробне Господи: приими в руце Твоего Владычного защищения нас, осиротевших в живом поучении слова Твоего и истины, и буди нам Сам со Всеблагою Матерью Твоею Руководителем и Вождем нашего спасения, живота и света. Сотвори милость Твою с преставлыиимся от нас отцом нашим, не вниди в суд с рабом Твоим, прощавшим всех. Аще бо беззакония назриши, Господи, то кто постоит, аще и един день жития его будет на земле? Дадим убо последнее целование незабвенному отцу и мудрому наставнику, оросим прах его слезами с возношением теплых молитв о упокоении его в недрах Авраамовых. Ты же, отче наш, молим тя последним прошением, аще даст тебе Господь дерзновение к Престолу Величествия Своего, не забуди нас, чад своих, посещая души и сердца наши испрошением благодати от Господа нашего Иисуса Христа. Прости нас, руководитель наш, иди с миром в Обитель Небесную! В устах и сердцах наших не умолкнет сей стих: Вечная твоя память, достоблаженный отец наш приснопоминаемый! Аминь». Письмо Вселенского патриарха, извещенного о кончине старца Иеронима и выражавшего соболезнования отцу Макарию и братии, было получено в обители в декабре. «Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя. Нового Рима, и Вселенский патриарх. Преподобнейшие игумен архимандрит кир Макарий и прочие отцы находящегося во Святой Горе Афонской нашего патриаршего и ставропигиального монастыря святого Пантелеймона, Русского называемого, чада о Господе наши возлюбленные, благодать да будет вам и мир от Бога. С глубокою душевною скорбию известились мы из телеграммы Вашего Преподобия и из сыновнего Вашего письма от 23-го прошедшего ноября об отшествии ко Господу приснопамятного иеромонаха Иеронима, достопочтенного члена вашего общежительного братства, 45 лет, как пишите, служившего духовных вождем как Вашему Преподобию, так и прочим инокам Вашей священной обители. С отеческим вниманием видели мы изложенные в письме Вашем подробности о погребении приснопамятного и о тех последних почестях, которые были ему оказаны с понятными чувствами трогательности и печали в присутствии многочисленного стечения клириков и мирян, поспешивших отдать ему последнее целование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Вот как рассказывает Блаженная Феодора о том, как ее встретили в раю: «Все, увидя меня, радовались о моем спасении, выходили ко мне навстречу, лобызали меня, восхваляли Господа, избавившего меня от сетей вражьих» 48 . Св. Пимен Великий говорил своей престарелой матери, желавшей его увидеть, так: «Здесь ли хочешь видеть нас (твоих детей), или в том мире?» Она сомневалась: «Если не увижу вас здесь, точно ли увижу там?» Пимен отвечал: «Если решишься не видеть нас здесь, то там непременно увидишь». Однажды авва Иосиф, заболев, велел пойти к авве Феодору Фермейскому и сказать: «Приди ко мне, чтобы видеть мне тебя прежде разлучения с телом». Это было среди недели. Старец не пошел, а послал ответ: «Если ты проживешь до субботы – приду, а если отойдешь, увидим друг друга в том мире» (Древний патерик. Издание Афонского Русского Пантелеимонова Монастыря, 1891). Две утешительные истины предлагает плачущим о смерти близких сердцу св. Иоанн Златоуст : «Если тело предается тлению, то не только не стоит плакать, но еще и радоваться нужно, потому что смерть истлевает, смертное погибает, а не сущность тела. Помни, что эти сомкнутые уста некогда лучше будут говорить, а эти закрытые глаза тогда увидят лучшее и большее, и эти ноги понесутся некогда по облакам, и разрушающееся тело это облечется в бессмертие, и ты получишь твоего присного». Слышишь, плачущий! Ты опять получишь твоего присного, но уже лучшего и светлейшего. «Не плачь! – говорит Сам Бог – Не умер почивший, он жив и спит». «Не скорби, – говорит апостол Павел, – веруй несомненно, и ты опять увидишься и будешь навеки вместе»; и, наконец, Златоуст добавляет: «Ты опять получишь твоего присного». Великий вселенский учитель св. Григорий Богослов в своих надгробных словах брату Кесарию и сестре Горгонии называет все эти блага внутренние и внешние, составляющие блаженство праведников на небе в первый период. Так, брату Кесарию говорит: «Войди в небеса, упокойся в недрах Авраамовых; узри лик Ангелов, славу и великолепие блаженных, или лучше, составь с ними один лик и возвеселись!» Здесь видно: покой, веселие, рай и сожитие со всеми Ангелами и всеми святыми – внешнее блаженство. Далее учитель продолжает: «Да предстоишь великому Царю, исполняясь горнего света!» Внутреннее блаженство – стояние пред Богом, лицезрение Бога и участие в Его славе. И сестре Горгонии говорит: «Я уверен, что твое настоящее состояние несравненно превосходнее бывшего, видимого состояния: глас празднующих, веселие Ангелов, небесный чин, видение славы, а более того чистейшее и совершеннейшее сияние всесвятой Троицы, уже не скрывающейся от ума, как связанного и рассеиваемого чувствами, но всецелым разумом созерцаемой и приемлемой, и озаряющей наши души полным светом Божества. Ты наслаждаешься всеми теми благами, потоки которых достигали до тебя еще и на земле, за искреннее твое к ним стремление».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010