См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 32; 50; 53 и т. д. Также и у других святых отцов: Преп. Варсонуфий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни, 589; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 7, 84 (TSGC. Р. 138–139). – Ред. 11 Слово παρρησα, как пишет Лерой, часто употреблявшееся святыми отцами Пустыни и в монашеской литературе, имеет двойственный смысл – как положительный, так и отрицательный. В положительном смысле это слово означает доверие, открытость и добрую свободу в общении, но чаще у преп. Феодора это слово приобретает значение отрицательное – в смысле чрезмерной вольности в обращении, отсутствия уважения и почтения. Кроме того, этим словом он называет и содомию. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 12; 14; 17; 29; 33; 37; 41; 48; 61; 64; 68; 77; 87; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 4, 52, 54; 15, 164 (TSGC. Р. 140). – Ред. 17 Преп. Феодор придает особое значение труду пахаря (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 44), упоминает особую тяжесть его труда среди прочих монастырских занятий (см.: Он же. Великое оглашение I, 13) и его особые заслуги перед братством (см.: Он же. Великое оглашение I, 47) (см.: TSGC. Р. 144). – Ред. 18 В данном и других случаях преп. Феодор обращается к учению святого апостола Павла о Церкви как Теле и Христе как Главе этого Тела (см.: Рим. 12:4–5 ; 1Кор. 6:15; 12:12–31 ; Еф. 4:15–16; 5:30 ; Кол. 1:18 ). Это мистическое учение апостола преп. Феодор вслед за другими восточными и западными отцами Церкви применяет и по отношению к монашеской общине, мыслившейся святыми отцами (и в первую очередь свт. Василием Великим ) своего рода церковным евангельским жительством в наиболее чистом от всего мирского виде; общину он также рассматривает как Тело Христово, где Глава – Христос. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 12; 13; 24; 55; 60; 74; 79; Великое Оглашение II, 21. Σ. 152; 63. Σ. 441; 73. Σ. 502; 81. Σ. 568; Свт. Василий Великий . Пролог 5, 1; Подвижнические уставы 18, 1; Правила, пространно изложенные 7, 2//Свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 145, 352, 167; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 6, 77; Преп. Иоанн Кассиан . Установления египетских подвижников 1, 2; 2, 5; 4, 5; 7, 13, где Кассиан использует выражение «тело братства» (corpus fraternitatis); в «Правиле преп. Венедикта», 61 используется выражение «тело монастыря» (corpus monasterii) (см.: TSGC. Р. 145; Leroy, 20–21). – Ред. 19 Понуждение себя на подвиг и труд для угождения Богу через исполнение заповедей – частое указание у преп. Феодора (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 8; 11; 14; 43; 48; 56; 84) (см.: TSGC. Р. 150). – Ред. 22 Греч. о! – πρτοι (первые) были «средним руководящим составом» монастыря, заведующими отдельными группами работающих монахов, например пашущими землю – старшие пахари ( πρωτοζευγν, πρωτοαροτριν) (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 11; 47); упоминаются также старший над рыбаками (см.: Он же. Великое оглашение II, 50. £. 365), старший заведующий монастырской одеждой (см.: Он же. Великое оглашение II, 16. £. 109; 36. £. 267), старший больничник (см.: Он же. Великое оглашение II, 7. £. 44), старший огородник, старший сапожник, старший каллиграф и т. д. (см.: Он же. Великое оглашение II, 36. Σ. 267) (см.: TSGC. Р. 151). – Ред. 23 Очевидно, преп. Феодор прислал это оглашение в виде письма в монастырь, и оно было зачитано монахам кем-то другим. – Ред. 25 Царский путь ( βασιλικ οδς)  – одно из излюбленных святоотеческих выражений относительно прохождения аскетической и в целом духовной жизни. Заключающееся в данном понятии учение содержит в себе важные идеи соразмерности, гармонии, невпадения в крайности и долгого ровного шествования ко спасению по пути стяжания добродетелей. При этом сама добродетель святыми отцами нередко понималась как золотая середина между крайностями, представлявшими собой порок, как дисгармонию и уклонение от добродетели (ср.: Свт. Василий Великий . Беседы на псалмы 7, 7; Подвижнические уставы 4, 2//Свт. Василий Великий . Творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

202 Во французском издании другое название: «О том, что усовершившиеся пригвождены страхом Господним, и о возвращении брата Петра». – Ред. 205 Ипат – титул, предоставлявшийся лицам, входившим в состав синклита (совет знати при императоре). – Ред. 206 Стадии монашеского пострига в Византии: рясофор – монах еще «несовершенный» ( ατελς) , принявший лишь «начальный постриг» ( ττροσχματριον); принявший малую схиму – на пути к совершенному образу ( εντριβς); и, наконец, принявший великую схиму – «совершенный монах» ( τλειος μοναχς) (см.: TSGC. Р. 345). – Ред. 209 В ТФС добавлено «(духовника)». Речь идет об Иосифе – брате преп. Феодора, бывшем некоторое время экономом, и пресвитере. Из приведенных слов французские издатели делают вывод, что Иосиф был старше Феодора (TSGC. P. 350), однако общепризнанная традиция – Иосиф был младше (род. в 762 г.). – Ред. 218 Преп. Мартиниан (f 422) – святой отшельник, подвизавшийся в Палестине в районе Кесарии. Когда шторм прибил к острову, на котором он подвизался, доску с девицей, оставшейся в живых после кораблекрушения (впоследствии – преп. Фотиния Палестинская), преп. Мартиниан спас ее. Сам же, оставив девице пищу и сказав, что через два месяца приплывет корабельщик, снабжавший его, бросился в море, чтобы вплавь искать новое место для подвигов. Так он спасся от прилогов блудной страсти. Преп. Феодор восхваляет бегство св. Мартиниана. Память преп. Мартиниана 13/26 февраля. – Ред. 225 Здесь есть намек на изгнание 797 г. из-за «михианского» дела и возвращение из ссылки (TSGC. Р. 378). – Ред. 241 Об Аввавкире, Исидоре и Акакии см.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 4, 23–24; 29–30; 110. – Ред. 247 Евфимий – младший брат преп. Феодора. Утонул во время кораблекрушения; его тело было выловлено из воды. В одном из писем к Платону (письмо 1; датировано Фатуросом 25 марта 797 г.) преп. Феодор ободряет Евфимия, заключенного в Константинополе вместе с Платоном. В письме 6 к своей матери Феоктисте преп. Феодор сообщает ей о смерти брата Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Преп. Феодор пребывал в значительном монастыре (скорее всего в Саккудионе) и приезжал в этот второстепенный монастырь для проповеди или присылал ее письменно (см.: TSGC. Р. 174). – Ред. 53 Нередкое для преп. Феодора слово самоуничижения. См. также: Великое оглашение I, 28; II, 23. £. 163; 64. £. 452 (см.: TSGC. Р. 174). – Ред. 59 Эти слова намекают на отсутствие преп. Феодора в монашеской общине, к которой он обращает оглашение, и на разрастание к данному моменту монастырского содружества преп. Феодора (см.: TSGC. Р. 179). – Ред. 60 Преп. Иларион Великий (около 293–371). Рожденный в семье палестинских язычников в районе Газы, он обратился в христианство , когда отправился учиться в Александрию. Склоняясь к монашеской жизни, преп. Иларион трижды посещал преп. Антония Великого в пустыне и получил от него благословение на принятие монашества. Вернувшись в Палестину после смерти родителей, он оставил свое состояние и стал вести суровую подвижническую жизнь в районе Газы. Прославился многочисленными чудотворениями. Убегая от многолюдства и славы, отправился в Египет, по дороге посетив Сицилию, Далмацию. Остался на Кипре, жил и подвизался в районе Пафоса, где и скончался. Мощи преп. Илариона были перенесены его учеником Исихием в Газу, где их видели до 570 г. (DHGE. T. 24. Col. 471). – Ред. 61 Преп. Пахомий Великий (290–346). Основатель египетского общежительного монашества. Родился в Верхнем Египте от языческих родителей. После службы в армии с 313 г. обратился, крестился и стал подвизаться под руководством подвижника Палемона. Основал свой монастырь в Фиваиде возле Нила около 320 г., а затем и ряд монастырей: всего девять мужских и два женских. 63 Преп. Савва Освященный (439–532). Уроженец Каппадокии. В 478 г. основал Великую Лавру (Мар-Саба) в Палестине возле Иерусалима. В 490 г. против своей воли принял священство, и в 492 г. Иерусалимский патриарх назначил его главным над всеми монахами Палестины. Основал ряд монастырей. Автор его жития Кирилл Скифопольский приводит перечень его монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Данное письмо не содержит традиционных для прочих оглашений множественного числа в обращении («Братия и отцы») и славословия Богу в конце. Следует объяснить, почему оно находится среди оглашений. Письмо 9 монаху Геласию, также покинувшему монастырь, близко по содержанию данному оглашению. Предположительно письмо 9 относится к годам второго изгнания (809–811 гг.) и в нем также нет упоминания о гонениях или каких-либо внешних затруднениях студитов. Единственная причина, которая может оправдывать помещение письма к Тарасию среди оглашений, – его датировка. Несмотря на молчание этих текстов о датировке, стоит предположить, что один из них оказался среди сборника писем преп. Феодора, потому что община студитов была рассеяна гонением, а другой (письмо к Тарасию) – среди оглашений, потому что был написан во времена, когда монашеская жизнь студитов протекала без серьезных затруднений, в мирный период, вскоре после первого эпизода «михианской» истории. (см.: TSGC. Р. 218). – Ред. 103 Эти слова указывают на то, что Тарасий пережил вместе с другими михианское гонение на монахов преп. Феодора, так как в ряде писем этого периода преп. Феодор использует подобное выражение, не употреблявшееся, когда речь шла уже о гонениях от иконоборцев. Т. е. письмо это написано после 797 г., когда монахи вернулись из рассеяния и собрались вокруг преп. Феодора и Платона (см.: TSGC. Р. 218). – Ред. 125 Перевод в ТФС греческого выражения των ξω (внешние) как «миряне» некорректен. Этим словом еще в Новом Завете именовались нехристиане, т. е. язычники. Само же близкое по смыслу высказывание встречается у Платона («Законы», 736е). – Ред. 126 Лерой замечает, что «Устав» ( " ποτττωαις) преп. Феодора Студита был составлен лишь после его смерти, но и прежде «Устава» в монастырях преп. Феодора существовал регламент, некоторое неписаное правило. Возможно, что преп. Феодор сохранил для своих монахов один из вариантов монашеского правила преп. Феодосия Великого. Ссылки на него встречаются в «Великом оглашении» (I, 53; III, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Житие св. Саввы Освященного, 7–10. – Ред. 437 Здесь определенная неточность. Преп. Евфимий стал основателем своего монастыря (Лавра св. Евфимия), а преп. Савва – основателем Великой Лавры (Мар-Саба); последний некоторое время подвизался под началом преп. Феоктиста в его монастыре, а затем под руководством преп. Евфимия Великого до его кончины в 473 г. Поэтому в буквальном смысле слова одного прославленного монастыря, общего для свв. Евфимия и Саввы, не было. – Ред. 451 Данное оглашение – письмо, отправленное монахам, скорее всего, монастыря Саккудион из Студийского монастыря, на что указывают эти слова преп. Феодора, а также заключительные слова этого оглашения о новопостриженниках и о том, что один из них, авва Ефрем, был знаменитым человеком в городе, т. е. в Константинополе. – Ред. 458 Возможно, речь идет о монастыре Саккудион, так как в «Великом оглашении» II, 66 преп. Феодор говорит об уборке хлеба братией этого монастыря. – Ред 462 Данное оглашение, как видно, было сказано в день памяти свт. Николая Мирликийского (6/19 декабря), в то время как память преп. Саввы Освященного совершается днем ранее – 5/18 декабря. – Ред. 492 См.: Древний патерик. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов 5, 42. – Ред. 495 По своему характеру оглашения 52–74 являются по большей части пастырскими посланиями преп. Феодора малоазийским монастырям его монастырского содружества, находившимся в Вифинии и, вероятно, в районе горы Олимп: Саккудион, св. Христофора, «Трехвратный» и «Чистых», посланными преп. Феодором из Студийского монастыря. См.: TSGC. P. 72–73. Сам преп. Феодор упоминает в 63-м оглашении II части о «беседе через письма». – Ред. 502 Ставракий – логофет дрома, советник императрицы Ирины, евнух, известный государственный деятель, претендовал на власть. Умер 3 июня 800 г. (ODB. P. 1945). – Ред. 509 См.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 14, 32. Далее у преп. Иоанна следуют другие слова: «Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки – ненадмевающееся мудрование».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ч. 2. Казань, 1899. С. 414). Одна из новелл св. имп. Юстиниана (B XXVIII, 7, 1 ­­ Nov. 117 c. 8. 9., текст см. в: Basilicorum Libri LX/Ed. H. J. Scheltema et N. Van Der Wal. Groningen-Graven-hage, 1962. P. 1357) устанавливает ограниченное число причин для законного развода. Ссылку на эту новеллу 117 дает патриарх Феодор Вальсамон, когда в комментарии на пятое апостольское правило пишет: «Брак расторгается не иначе как только по причинам, исчисленным в сказанной новелле, которые суть следующие: 1) заговор которого-либо из супругов против царя; 2) прелюбодеяние жены; 3) покушение одного из супругов на жизнь другого; 4) если жена без воли мужа пиршествовала или мылась в бане с посторонними мужчинами; 5) если жена оставалась вне дома своего мужа и притом не у своих родителей; 6) если жена без ведома мужа ходила на конские ристалища; 7) если один из супругов захочет избрать монашескую жизнь» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 21). Тем самым в глазах патриарха Тарасия Константин заключает незаконный брак при живой супруге, за что, согласно святоотеческим правилам, подлежит епитимии прелюбодея. Правило 9 св. Василия Великого гласит: «Аще же муж, отступив от жены, поймет иную, то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодейца, поскольку отвлекла к себе чужаго мужа» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 195; также: Свт. Василий Великий . Письмо 188//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 705–706). Его же правило 58: «Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается Святых Таин» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 328; также: Свт. Василий Великий . Письмо 217//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 776). – Ред. 25 ТФС относит это изгнание к 798 г. Французское издание TSGC приводит две датировки первого изгнания: с марта по август 797 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ибо так благоволил Бог и Спаситель наш Иисус Христос , чтобы мы, имея в них покровителей и врачей душ и тел наших и ходатаев пред Святою, Простою, Несозданною и Единосущною Троицей, всегда избавлялись молитвами их от всякого гнева небесного, вреда и нападения видимых и невидимых врагов, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога нашего, во веки веков. Аминь. Тропарь преподобному Феодору 125 Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим. 81 Имеется в виду гора Олимп в Вифинии (Малая Азия); здесь находился монастырь Символов, в котором Платон был игуменом. – Ред. 84 Монашество автором сравнивается с апостольством с точки зрения отказа от имущества, нестяжания и посвящения всего себя на службу Богу. – Ред. 85 Свт. Иосиф Фессалоникийский (762–830). Память в Православной Церкви – 26 января/8 февраля. -Ред. 87 Мадианитяне и филистимляне – палестинские народы, с которыми Израиль под водительством Моисея вел войны. В святоотеческой литературе под невидимыми и духовными мадианитянами, филистимлянами, амаликитянами и др. подразумевались диавол и нечистые духи – демоны, с которыми приходится вести духовную брань православным христианам. – Ред. 91 Студийский монастырь в Константинополе с храмом во имя св. Иоанна Предтечи построен патрицием и консулом Студием (Studius) , в переводе на греческий язык Евпрепием ( πρπειος) , прибывшим из Рима в Константинополь около 459 г. по Р. Х. 95 Лерой пишет о пяти обителях, которые входили в содружество студийских монастырей. Это Студийский монастырь в Константинополе, Саккудион, монастырь «Чистых», монастырь св. Христофора, Трипилиены или «Трехвратный» (расположен был, возможно, на Олимпе в Малой Азии). (TSGC. P. 72–73). – Ред. 104 Туда приглашали их иконоборцы, составившие собор под председательством нового патриарха Константинопольского Феодота (815–821 гг.). – Ред. 105 Стратиг восточных областей – здесь, по-видимому, начальник Восточной (Анатолийской) фемы. Начальники фем в VIII – середине IX b. были весьма могущественны и сосредотачивали в своих руках военную, финансовую и юридическую власть (см.: ODB. P. 1964). – Ред. 119 Вместо δυαημερεαας предпочитаем читать δυσημερεσας, как во многих рукописях; соответственно этому и переводим: «проведя два дня»; это согласно с хронологическим порядком в рассказе о последних днях Феодора как по житиям его, так и по окружному посланию Навкратия. Читать далее Источник: Творения : в 3 т./Преподобный Феодор Студит. - Москва : Сибирская благозвонница, 2010. - (Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе)./Т. 1: Нравственно-аскетические творения. - 2010. - 845 с./Жизнь и подвиги преподобного Феодора Студита. 3-98 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Р. 158) здесь стоит слово λογραφα – «икона», «иконописное изображение» 35 Во французском издании здесь стоит слово στειτης, дословно означающее степень культурности, участия в городской жизни, которая противопоставлялась грубости сельской жизни (см.: TSGC. Р. 158). – Ред. 39 Преп. Варсонуфий Великий (около 540). Родился в Египте, в молодости прибыл в Палестину и поступил в монастырь аввы Серида под Газой. Пробыв долгое время в монастыре, он ушел в затвор, где и скончался. См.: Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. – Ред. 45 Как и предыдущее, это оглашение адресовано монастырской братии в отсутствие самого преп. Феодора. Похоже, что эта письменная проповедь была обращена к монахам монастыря Саккудион. Как полагает Лерой, в это время преп. Феодор находился в монастыре св. Христофора, расположенном далее, но тоже в районе горы Олимп в Вифинии (см.: TSGC. Р. 166). – Ред. 46 Французские издатели предполагают, что это оглашение было произнесено Рождественским постом, так как следующее за ним упоминает о наступившем празднике Рождества (Богоявления) (см.: TSGC. Р. 167). – Ред. 48 То μγα πλαγος το τδε βου. Образ плавания по житейскому морю встречается в произведениях преп. Феодора Студита весьма часто, например: Великое оглашение I, 10; 17; 36; 38; 40; 48; 56; 60; 63; 64; 73; 76; 81; 84; 86 (см.: TSGC. Р. 168). – Ред. 51 Вторым возрождением преп. Феодор называет принятие монашеского образа (схимы). Первое возрождение, крещение, обладает очистительным (очищение от грехов) и просветительным действием; принятие монашеского образа имеет такое же действие, потому и названо вторым возрождением (см.: Великое оглашение I, 62; 79). О сути монашеского образа см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 68; 83; 86; о его равноангельности: Он же. Великое оглашение I, 47; 55; 64; 68 (TSGC. Р. 171). – Ред. 52 Как и в «Великом оглашении» I, 4, преп. Феодор обращается к монахам одного небольшого монастыря, не столь удаленного от Саккудионской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Refut. carm. Refutatio carminum Joannis, Ignatii, Sergii et Stephani, Iconomachorum//PG. T. 99. Col. 435–477 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Опровержение и низложение нечестивых стихотворных произведений Иоанна, Игнатия, Сергия и Стефана, новых противников Христа, сначала размеренными стихами, равными по числу со [стихами] их, а также и другими, потом же прозаическою речью, вместе и с нечестивою подпискою//Там же. Т. 2). ПСТСО Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. М.: Сибирская Благозвонница. М., 2007-. ТФС Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. СПб., 1907–1908. DHGE Dictionnaire d " histoire et de geographie ecclesiastiques/Ed. A. Baudrillart. Paris, 1912-. NPB Nova partum bibliotheca. Sancti Theodori Studitae sermones magnae catecheseos/Ed. J. Cozza-Luzi, in A. Mai//NPB. T. 9/2. Roma, 1888; 10/1. Roma, 1905 ( Μεγλη Κατχησις. I, III). Sancti Theodori Studitae sermones parvae catecheseos/Ed. J. Cozza-Luzi, in A. Mai//NPB. T. 9/1. Roma, 1888 ( Μικρ Κατηχηις). ODB Oxford Dictionary of Byzantium. New York – Oxford, 1991. PG Patrologiae cursus completus/Accurante J. – P. Migne. Series g raeca. Paris, 1857–1866. T. 99. ПК/ Μεγλη Κατηχησις. II Του οσου Θεοδρου του Στουδτου Μεγλη Κατηχησις. Βιβλιον δετερον, εκδοθν πδ της Αυτοκρατορικς A­ ρχαιογραφικης Επιτροπς. ν Γετρουπλει, 1906. Σελ. 931 in 16°; Του οσου Θεοδρου του Στουδτου Μεγλη Κατηχησις. Βιβλιον δετερον Изд.: А. И. Пападопуло-Керамевс //Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, день 11-й. Выпуск седьмой. Приложение. СПб.: Типография Киршбаума, 1904. TSGC Theodori Studitae Les Grandes Catecheses. Livre I. Spiritualite Orientale, 79. Begrolles en Mauges. France, 2002. ( Μεγλη Κατηχησις. I) Сокращения в ссылках на канонические правила 666 Ап. Правила Святых Апостолов I Вс. Правила Первого Вселенского Собора Лаод. Правила Лаодикийского Собора Карф. Правила Карфагенского Собора Сард. Правила Сардийского Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001   002