В суре III 39 (34) говорится о том, как Захария получил весть о рождении И. П.: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе, подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержном и пророке из праведников!» Это известие в краткой форме приводится и в суре XIX 7, о чудесном рождении И. П. говорится в суре XXI 90. В суре VI 85 И. П. наряду с Захарией, Иисусом и Илией называется праведником. В суре XIX 12-14 (13-14) об И. П. сказано: ««О Йахйя, держись писания сильно!» И даровали Мы ему мудрость, когда он был мальчиком, и милосердие от Нас и чистоту. И был он богобоязненным и благим своим родителям, и не был он тираном, ослушником». Хотя история И. П. представлена в Коране лаконично, тем не менее среди мусульм. экзегетов эти аяты породили немало споров. Так, спорили о том, что значит определение   по отношению к И. П. (одни полагали, что он был физически неспособен к супружеской жизни, другие - что он, как аскет, воздерживался от брака, третьи - что у него просто не было нечистых мыслей и он даже мог иметь жену и детей - Ayoub. 1992. P. 109-112). Мусульм. предание дополняет Коран сведениями из христ. традиции. Согласно ат-Табари, И. П. род. на 6 месяцев раньше Иисуса. Хотя Анна, мать Марии, и Елисавета, мать И. П., были сестрами, И. П. и Иисус встретились на р. Иордан, когда Иисусу было 30 лет. И. П. был пророком, к-рый путешествовал по Палестине, крестил Иисуса, а потом ушел с 12 учениками учить народ. Он был убит Иродом по наущению Саломеи до вознесения Иисуса (см.: Rippin. 2002. P. 249). При этом в мусульм. традиции получило распространение и иное предание, согласно к-рому И. П. был современником Навуходоносора, к-рый напал на Израиль по той причине, что царь Иосия убил И. П. (причиной же убийства было то, что И. П. противился свадьбе царя со своей племянницей). Пролитая кровь И. П. кипела (или на земле, или на блюде, на к-ром была принесена отрубленная, но говорившая голова И. П.) до тех пор, пока войска Навуходоносора не разрушили Иерусалим. Вероятно, легенда появилась из-за смешения имени отца И.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Freiburg i. Br., 2001; Bovon F. Luke 1: A Commentary on the Gospel of Luke 1:1- 9:50/Transl. Chr. M. Thomas. Minneapolis, 2002; Chilton B. D. John the Baptist: His Immersion and His Death//Dimensions of Baptism: Biblical and Theological Studies/Ed. S. E. Porter, A. R. Cross. L., 2002. P. 25-44; Evans C. A. The Baptism of John in a Typological Context//Ibid. P. 45-71; M ü ller U. B. Johannes der Täufer: Jüdischer Prophet und Wegbereiter Jesu. Lpz., 2002; Rippin A. Yahya ibn Zakariyya//EI. 2002. Vol. 11. P. 249; Dunn J. D. G. Jesus Remembered. Grand Rapids; Camb., 2003; Murphy C. M. John the Baptist: Prophet of Purity for a New Age. Collegeville, 2003; Theissen G., Merz A. Gerichtsverzögerung und Heilsverkündigung bei Johannes dem Täufer und Jesus// Idem. Jesus als historische Gestalt: Beitr. z. Jesusforschung/Hrsg. A. Merz. Gött., 2003. S. 229-255; Dapaah D. S. The Relationship between John the Baptist and Jesus of Nazareth: A critical study. Lanham (MD), 2005; Kelhoffer J. A. The Diet of John the Baptist: «Locusts and Wild Honey» in Synoptic and Patristic Interpretation. Tüb., 2005; Rothschild C. K. Baptist Traditions and Q. Tüb., 2005; Charlesworth J. H. John the Baptizer and the Dead Sea Scrolls//The Bible and the Dead Sea Scrolls: The 2nd Princeton Symp. on Judaism and Christian OriginsEd. J. H. Charlesworth. Waco (Tex.), 2006. Vol. 2: The Dead Sea Scrolls and the Qumran Community. P. 1-35; Klawans J. Purity, Sacrifice, and the Temple:Symbolism and Supersessionism in the Study of Ancient Judaism. Camb.; N. Y., 2006; Heger P. Cult as the Catalyst for Division: Cult Disputes as the Motive for Schism in the Pre-70 Pluralistic Environment. Leiden; Boston, 2007; Luz U. Matthew 1-7: A comment./Transl. J. Crouch. Minneapolis, 2007; Булгаков С., прот. Друг Жениха (1927)// Он же. Малая трилогия. М., 2008. С. 183-389. А. А. Ткаченко Гимнография Уже в памятниках древнего иерусалимского богослужения V-VIII вв. имеется ряд памятей И. П. В иерусалимском Лекционарии сохранившемся в груз.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Что касается метафизической проблемы исламского детерминизма, такая радикальная позиция вынудила некоторых мусульманских богословов прийти к логическому выводу о том, что во Вселенной, в сущности, есть только один субъект действия — Бог. Один мусульманский богослов пишет: «Он [Бог] не только может сделать все, Он, фактически, есть Единственный, Кто все делает. Когда человек пишет, это именно Аллах пробудил в нем желание писать. Аллах в это же время дает способность писать, затем движет рукой и пером и создает след чернил на бумаге. Все остальное пассивно, только Аллах активен» (Nehls, 21). Подобный пантеизм весьма характерен для средневекового мышления. Фома Аквинский написал свой труд Summa Contra Gentiles , чтобы помочь христианским миссионерам, сталкивающимся с исламом в Испании. Этот радикальный детерминизм выражен в исламских символах веры . Один из них гласит: «Бог, Высочайший, есть Творец всех действий Его созданий, будь то вера или неверие, подчинение или непокорство: все это — по воле Бога, по Его приговору, по Его решению, по Его предписанию» (Cragg, 60–61). Еще в одном символе сказано: Единственно возможное качество Бога — это Его власть творить добро или зло во всякое время, когда Ему будет угодно; таково Его веление […] И доброе, и злое есть результаты Божиего веления. Обязанность каждого мусульманина — верить в это […] Именно Он приносит вред и благо. А добрые дела одних и злые других есть признаки того, что Бог хочет одних наказать, а других вознаградить. Если Бог захочет приблизить кого-то к Себе, то даст ему благодать, которая побудит этого человека творить добрые дела. Если Он захочет кого-то отвергнуть и посрамить, то создаст в нем грех. Бог творит все сущее, доброе и злое. Бог создает как людей, так и их действия: Аллах создал вас и то, что вы делаете (Коран, сура 37:94/96) [Rippin & Knappert, 133; Курсив Н. ГЛ.] Заключение: Представления об абсолютном контроле Бога над каждым аспектом Его творения оказали глубокое влияние на мусульманское богословие и культуру. Персидский поэт Омар Хайям, выражая эту фаталистическую нотку в мусульманском богословии, писал:

http://azbyka.ru/problemy-islamskogo-ver...

H. Ahmad, Introduction to the Study of the Holy Quran. M. M. A. Ajijola, Muhammad and Christ. «Al-Runimani»//A. Rippin and J. Knappert, eds., Textual Sources for the Study of Islam. M. Ali, The Religion of Islam. Y. Ali, The Holy Careen: Translation and Commentary. M. Bucaille, The Bible, the Careen and Science. W.St.Clair-Tisdall, A Manual of the Leading Muhammedan Objections to Christianity. K. Cragg, «Contemporary Trends in Islam»//J. D, Woodberry, ed» Muslims and Christians on the Emmaus Road. A. Dashti. Twenty Three Years: A Study of lite Prophetic Career of Mohammad. M. Foreman. «An Evaluation of Islamic Miracle Claims in the Life of Muhammad», an unpublished paper (1991). M. B. Foster, «The Christian Doctrine of Creation and the Rise of Modern Science», Mind, 1934. N. L. Geisler and A. Saleeb, Answering Islam: The Crescent In the Light of the Cross. E. Gibbon, The History of the Decline and Fall of the Roman Empire. J. P. Gudel, To Every Muslim an Answer: Islamic Apologetics Compared and Contrasted with Christian Apologetics. H. Haneef, What Everyone Should Know about Islam and Muslims. M. H. Haykal, The Life of Muhammad. A. Jetfry, ed., Islam: Muhammad and His Religion. L. B. Jones, The People of the Mosque. J. W. Montgomery, Faith Founded on Fact. → " Mudjiza»//The Encyclopedia of Islam. G. Nehls, Christians Ask Muslims. J. B. Noss, Man " s Religions. W. Paley, Evidences of Christianity. C. G. Pfander, The Mizanu " l Haqq (The Balance of Truth). A. A. Shorrosh, Islam Revealed: A Christian Arab " s View of Islam. H. Spencer. Islam and the Gospel of God. C. Waddy, The Muslim Mind. W. M. Watt, Muhammad: Prophet and Statesman. A. N. Whitehead. Science in the Modern World. Космологическое доказательство см. Доказательство космологическое Кушнер, Харольд (KUSHNER, HAROLD) Харольд Кушнер – это американский иудейский рабби конца двадцатого столетия, изложивший свою популярную версию ограниченного теизма в бестселлерах «Когда с хорошими людьми случается плохое» (When Bad Things Happen to Good People) и «Когда всего, что вы хотели, оказывается недостаточно» (When All You’ve Wanted Isn’t Enough). Кушнер оспаривает ряд важнейших для христианства доктрин, особенно в своём отрицании чудес и в своей аргументации о финитном Боге (см. чудеса: аргументы против).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Фома Аквинский написал свой труд Summa Contra Gentiles, чтобы помочь христианским миссионерам, сталкивающимся с исламом в Испании. Этот радикальный детерминизм выражен в исламских символах веры . Один из них гласит: «Бог, Высочайший, есть Творец всех действий Его созданий, будь то вера или неверие, подчинение или непокорство: всё это – по воле Бога, по Его приговору, по Его решению, по Его предписанию» (Gragg, 60–61). ещё в одном символе сказано: Единственно возможное качество Бога – это Его власть творить добро или зло во всякое время, когда Ему будет угодно; таково Его веление [...] И доброе, н злое есть результаты Божьего веления. Обязанность каждого мусульманина – верить в это [...] Именно Он приносит вред и благо. А добрые дела одних и злые других есть признаки того, что Бог хочет одних наказать, а других вознаградить. Если Бог захочет приблизить кого-то к Себе, то даст ему благодать, которая побудит этого человека творить добрые дела. Если Он захочет кого-то отвергнуть и посрамить, то создаст в нём грех . Бог творит всё сущее, доброе и злое. Бог создаёт как людей, так и их действия: Аллах создал вас и то, что вы делаете (Коран, сура 37:94/96) [Rippin & Knappert, 133; курсив Н. Г.]. Заключение. Представления об абсолютном контроле Бога над каждым аспектом Его творения оказали глубокое влияние на мусульманское богословие и культуру. Персидский поэт Омар Хайям, выражая эту фаталистическую нотку в мусульманском богословии, писал: На клетках чёрно-белых дня и ночи Ведёт свою игру с людьми судьба: То их берёт, то отдаёт, то бьёт, а после В свою шкатулку всех подряд кладёт. Также см. статьи, имеющие отношение к исламу и мусульманской апологетике: Аверроэс; Авиценна; Библия в понимании мусульман; Коран: предполагаемое божественное происхождение; Маймонид; Мухаммед: личные качества; Мухаммед: предполагаемое призвание богом; Мухаммед: предполагаемые библейские прорицания; Мухаммед: предполагаемые чудеса; Фараби. Библиография : K. Cragg, The Call of the Minaret. L. Feuerbach, The Essence of Christianity.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

M. Abu Laylah. Muhammad. The and the Gospels. Cairo. 1426. 2005. Norman Roth. Fogery and Abrogation of the Torah: ATheme in Muslim and Christian polemicin Spain//American Academy for Jewish research. Vol. 54. 1987. Schat Joseph. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxford. 1967. Sidney H. Grffith. The Bible in Arabic. Princeton University Press. 2013. TabariAli. The Book of Religion and Empire. Translated byAlphonse Mingana. London, 1922. Jane McAuliffe. Christians: An Analysis ofClassical and Modern Exegesis. review by John Burton//Journal of American Oriental Society. Vol. 113. 1993 Jacob Lassner. The Covenant of The Prophets: Muslim Text, Jewish Subtext//AJS Review. Vol. 15. Reynolds On the Quranic Accusation of Scriptural Falsification (tahrif) and Christian Anti-Jewish Polemic. Gabriel Said Reynolds. Remembering Muhammad//Numen. 58. 2011. ZIA-UL-FIAQ Muhammad. Islamic Studies//Religious Diversity: An Is-lamic Perspective. Vol. 49. 2010. Walid A. Salih. In Defence of the Bible. A Critical Edition and an Introduction to al-Biqàl Bible Treatise. Brill, 2008. Uri Rubin. Between Bible and The Chidren of Israel and Islamic Seif Image. Princeton, 1999. Mahmoud Ayoub. A Muslim View of Christianity. Ney York, 2007. Khalidi Jarif. The Muslim Jesus. Flarvard University Press, 2003. Obermann. Koran and Agada The Events at Mount Sinai//The American Journal of Semitic Languages and Literature, 1941. Vol. 58. McAuliffe Jane. Christians: An Analysis ofClassical and Modern Exegesis/review by Brannon M. Wheeler//Journal of the American Academy of Religion. Vol. 60. 1992. Ahmad Al-Imam.Variant Readindgs of The London. 20Об. Barth J. Studies Contributing to Criticism and Exegesis of The Koran. Ibn Warraq. What Koran Really Says. Gustav Weil. An introduction to the III//The Biblical World. Vol. 5. 1895//Chicago Journal. 2012. Frolov Dmitry. Rocznik Orientalistyczny. T. 44. Z. 1. Warszawa, 2011. A Commentary to The by Richard Bell/reviewed by A. Rippin//Journal Of the American Oriental Society. Vol. 112. 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

[Каир], 1972 (на араб. яз.)). С. А. Моисеева Лит.: Бухарев А. М. Св. прор. Исаия: Очерк его времени, пророческое служение и книга. М., 1864; Юнгеров П. А. Жизнь прор. Исаии и совр. ему полит. состояние царств языческих и иудейского//ПС. 1885. Ч. 2. 7. С. 381-408; Властов Г. К. Свящ. летопись первых времен мира и человечества. СПб., 1898. Т. 5: Пророк Исаия: Вступление и толкования. 2 ч.; Михаил (Лузин), еп. Библейская наука. Тула, 1901. Кн.: Св. прор. Исаия и книга его пророчеств; Leclercq H. Isaïe//DACL. 1926. Fasc. 74/75. Col. 1577-1582; Gaster M., Heller B. Beiträge zur vergleichenden Sagen- und Märchenkunde: Der Prophet Jesajas und der Baum//Monatsschrift f. Geschichte u. Wiss. d. Judentums. Breslau, 1936. Bd. 80. S. 32-52, 127-128; Hoenerbach W. Isaias bei Tabar//Alttestamentliche Studien: Fr. Nötscher zum 60. Geburtstage/Hrsg. H. Junker, J. Botterweck. Bonn, 1950. S. 98-119; Rad G., von. Theologie des AT. Münch., 1960, 19848. Bd. 2: Die Theologie der prophetischen Überlieferungen Israels; Childs B. S. Isaiah and the Assyrian Crisis. L., 1967; Becker J. Isaias: Der Prophet u. sein Buch. Stuttg., 1968; Dietrich W. Jesaja u. die Politik. Münch., 1976; Spieckermann H. Juda unter Assur in der Sargonidenzeit. Gött., 1982; Bickert R. König Ahas u. der Prophet Jesaja: Ein Beitrag zum Problem des syr.-ephraimitischen Krieges//ZAW. 1987. Bd. 99. N 3. S. 361-384; Koch K. Die Profeten. Stuttg., 19872. Bd. 1: Assyrische Zeit; Rippin A. Sha(?)lsquo;ya  //EI. Vol. 9. P. 382-383; idem. Isaiah//Encyclopaedia of the Qur " an. Leiden, 2002. Vol. 2. P. 562-563. Прор. Исаия. Икона. 2-я пол. XVII — 1-я треть XVIII в. (РГИАХМЗ) В древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, память И. отмечается неоднократно. Самостоятельно И. упоминается 16 июня и 6 июля ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 16, 20); богослужебное последование включает общие пророку прокимен и аллилуиарий, чтения: Ис 6. 1-10, Рим 10. 1-13, Лк 4. 14-22 (6 июля назначается др. Евангелие - Мф 23.

http://pravenc.ru/text/674804.html

А. Е. Петров Почитание И. В правосл. Церквах И. имеет общую память с др. праотцами. В визант. синаксарях сказание о праотцах помещалось также после сказаний о святых между 16 и 20 дек. (SynCP. Col. 315 sq.). 18 дек. встречается отдельное празднование в честь 3 первых патриархов - Авраама, Исаака и И. иногда к патриархам присоединяется также прор. Давид (SynCP. Col. 321 sq.). Выделение Авраама, Исаака и И. в особую группу, имеющее основание в тексте Библии (Исх 3. 6; Мф 22. 32 и др.), характерно для Римско-католической и древних Вост. Церквей. В зап. традиции их память приходится на 3-е воскресенье адвента. В XIV-XVI вв. на Западе отмечена тенденция закрепить определенную дату (5 февр.) для празднества в честь патриархов от Авраама до сыновей Иосифа (напр., в «Перечне святых» Петра Наталиса (ActaSS. Febr. T. 1. P. 594)), однако в дальнейшем эта дата не закрепилась. В Коптской Церкви память Авраама, Исаака и И. отмечается 28 месоре (21 авг.), вероятно, потому, что раньше, как видно из копто-араб. Александрийского синаксаря, на этот день приходился канун копт. Рождества (29 месоре) (PO. T. 10. Fasc. 2. N 47. P. 208). В эфиоп. версии Александрийского синаксаря память 3 патриархов дана под 28 хамле (22 июля) (PO. T. 7. Fasc. 3. P. 438). В Маронитской Церкви она зафиксирована под 20 авг. в календаре из рукописи XVII в. (PO. T. 10. Fasc. 4. N 49. P. 353), а также 29 дек. вместе с памятью прор. Давида и прав. Иосифа Обручника ( Mariani. Col. 339). В Минологиях Сирийской яковитской Церкви память Авраама, Исаака и И. встречается 21 или 22 авг. (с памятями прор. Давида и прав. Иосифа), прор. Даниила, Исаака и И.- 17 дек. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 44, 84, 106, 116). В Армянской Церкви память И. включена в общее празднество в честь праотцов (начиная с Адама) в четверг перед 2-м воскресеньем после Преображения. Лит.: Odeberg H. L. Ιακβ //TDOT. Vol. 3. P. 191-192; Mariani B. Giaccobe, patriarca//BiblSS. Vol. 6. Col. 332-340; Walters S. D. Jacob Narrative//ABD. Vol. 3. P. 599-608; Good R. Jacob//EncDSS. Vol. I. P. 395-396; Gen. 12-50/Ed. M. Sheridan. Downers Grove (Ill.), 2002. P. 187-191, 219-222, 382-383. (Ancient Christian Comment. on Scripture. OT; 2); Rippin A. Jacob//Encycl. of Qur " an. Leiden, 2003. Vol. 3. P. 1-2; Hayward C. T. R. Interpretations of the Name Israel in Ancient Judaism and Some Early Christian Writings. Oxf.; N. Y., 2005; Sarna N. M., Aberbach M., Hirschberg H. Z. Jacob//EncJud. Vol. 11. P. 17-25.

http://pravenc.ru/text/200151.html

К., Ефремова Н. В. Мусульманская свящ. история: От Адама до Иисуса: Рассказы Корана о посланниках Божиих. М., 1996; Ушаков В. Д. Фразеология Корана. М., 1996; The Qur " an as Text/Ed. St. Wild. Leiden; N. Y., 1996; Lecker M. Jews and Arabs in Pre- and Early Islamic Arabia. Aldershot, 1998; The Qur " an: Formative Interpretation/Ed. A. Rippin. Aldershot, 1999; Резван Е. А. Коран и его толкования: (Тексты, пер., коммент.). СПб., 2000; он же. Коран и его мир. СПб., 2001; он же. Коран Усмана: Санкт-Петербург, Катта-Лангар, Бухара, Ташкент. СПб., 2004; он же. Введение в коранистику. Каз., 2014; Encyclopaedia of the Qur " an. Leiden; Boston; Köln, 2001-2006. 6 vol.; Rippin A. The Qur " an and its Interpretative Tradition. Aldershot, 2001; Zammit M. R. A Comparative Lexical Study of Qur " anic Arabic. Leiden, 2001; Бланшер Р. Коран. М., 2005; The Blackwell Companion to the Qur " an Hardcover/Ed. A. Rippin. Malden (MA), 2006; Уотт У. М. Мухаммад в Мекке. СПб., 2006; он же. Мухаммад в Медине. СПб., 2007; Кук М. Коран: Краткое введение. М., 2007; Word of God, Art of Man: The Qur " an and Its Creative Expressions/Ed. F. Suleman. Oxf.; N. Y., 2007; The Qur " an in Its Historical Context/Ed. G. S. Reynolds. L.; N. Y., 2008; Revelation and Falsification: The Kitab al-qira " at of Ahmad b. Muhammad al-Sayyari/Ed., introd., not. E. Kohlberg, M. A. Amir-Moezzi. Leiden; Boston, 2009; The Qur " an in Context: Hist. and Literary Investigations into the Qur " anic Milieu/Ed. A. Neuwirth, N. Sinai, M. Marx. Leiden; Boston, 2010; Пути Аравии: Археол. сокровища Саудовской Аравии: Кат. выст./Вступ. ст.: А. И. ал-Габбан, М. Б. Пиотровский. СПб., 2011; Резван М. Е. Коран в системе мусульм. магических практик. СПб., 2011; New Perspectives on the Qur " an: The Qur " an in Its Historical Context 2/Ed. G. S. Reynolds. L.; N. Y., 2011; Small K. E. Textual Criticism and Qur " ân Manuscripts. Lanham, 2011; Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней/Пер. с англ.: А.

http://pravenc.ru/text/2057222.html

N. Y., 1995. Vol. 44. N 3. P. 341-359; Levine E. The Case of Jonah Versus God//Proceedings of the American Academy for Jewish Research. N. Y., 1996. Vol. 62. P. 165-198; Десницкий А. С. Книга прор. Ионы - старая сказка?//Мир Библии. 1997. Вып. 4. С. 58-61; Рофэ А. Повествования о пророках: Лит. жанры и история/Пер. с итал.: О. Боровая. М.; Иерусалим, 1997; Палладий (Пьянков), еп. Толкование на книгу св. прор. Ионы// Он же. Толкования на книги св. пророков Ионы и Михея. М., 1998р. С. 1-97 изд.: Вятка, 1874]; Пропп В. Я. Морфология (волшебной) сказки: Ист. корни волшебной сказки. М., 1998; Эйделькинд Я. Д. К интерпретации книги Ионы//Библия: Литературоведческие и лингвист. исслед. М., 1998. Вып. 1. С. 83-112; Dassmann E. Jonas//RAC. 1998. Bd. 18. Sp. 678-689; Bewer J. A. A Critical and Exegetical Commentary on Jonah// Mitchell H. G., Smith M. P., Bewer J. A. A Critical and Exegetical Commentary on Haggai, Zechariah, Malachi and Jonah. Edinb., 1999r изд.: Edinb., 1912]; Frolov S. Returning the Ticket: God and His Prophet in the Book of Jonah//JSOT. 1999. Vol. 24. N 86. P. 85-105; Fuller R. Minor Prophets//EncDSS. 2000. Vol. 1. P. 554-557; Sherwood Y. A Biblical Text and Its Afterlives: The Survival of Jonah in Western Culture. Camb., 2000; Busse H. Jonah//Encycl. of the Qur " a  n/Ed. J. D. McAuliffe. Leiden, 2002. Vol. 3. P. 52-55; Heller B., [Rippin A.] Yu  nu  s//EI. 2002. Vol. 11. P. 347-349; Lessing R. Just Where Was Jonah Going?: The Location of Tarshish in the OT//Concordia Journal. St. Louis, 2002. Vol. 28. N 3. P. 291-293; Jonah//The Twelve Prophets/Ed. A Ferreiro, T. C. Oden. Downers Grove, 2003. P. 128-148. (Ancient Christian Comment. on Scripture. OT; 14); Moberly R. W. L. Preaching for a Response?: Jonah " s Message to the Ninevites Reconsidered//VT. 2003. Vol. 53. N 2. P. 156-168; Guillaume P. The End of Jonah is The Beginning of Wisdom//Biblica. 2006. Vol. 87. Fasc. 2. P. 243-250; Zilio-Grandi I. Jonas, un prophète biblique dans l " islam//RHR. 2006. T. 223.

http://pravenc.ru/text/578248.html

  001     002