Послания сохранились в арабской (перевод с утраченного коптского текста, под именем преп. Антония) и сирийской версиях; состав этих собраний близок, но не совпадает полностью. В греч. корпусе сохранилось только восемь посланий, из них восьмое дошло также по-армянски (это же послание дошло и по-эфиопски в составе одного из собр., переводных с араб). С утраченной (за искл. одного послания) арм. версии была сделана грузинская, где посланий также 14. Конкорданс (номера араб. посланий относятся к араб. корпусу в целом, куда входят еще и 7 посланий св. Антония): Араб.: Греч.: Груз.: Греческая версия: 480 . Nau F. Ammonas, successeur de saint Antoine. Textes grecs et syriaques//PO 1915.11. 432–454 [послания I-VII]. 481 . Marriott G. L. Macarii anecdota. Cambridge 1918. 47–49 [послание VIII]. (Harvard Theological Studies. 5). Сирийская версия: 482 . Kmosko M. Ammonii eremitae epistulae//PO 1914. 10. 555–616. [Послания I-XIV]. Арабская версия: издания указаны 4 .104. 214. Лат.пер.: PG 40. 1019–1066. Рус. пер. с лат., под именем преп. Антония: 483 .//ХЧ 1826. 22–23; 1828. 31–32; 1829. 33–36. Армянская версия: 4 .203). II, 597 sqq. [Только послание VIII по нумерации греч. корпуса]. Грузинская версия: издано только послание II (=греч. VI). См. 14 .313. Эфиопская версия: см.://Arras V. Collectio monastica 4 .275). CSCO 238 [текст]. 166–168; CSCO 239 [пер.]. 121–123. [Только послание VIII по нумерации греч. корпуса]. Рус. пер.: 484 . Сидоров А. И. Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский , преп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М. 1997. 428. [Твор. Подв.]. 21–58. Франц. пер.: 485 . Lettres des Pères du désert: Ammonas, Macaire, Arsène, Sérapion de Thmuis/Introd., trad., notes par B. Outtier et al. Bellefontaine. 1985. VIII, 159. (Spiritualité orientale. 42). Англ. пер.: 486 . The letters of Ammonas/Ed Chitty D. J. 1979. (Fairacrcs Publications. 72). Исследования 487 . Сидоров А. И. Священное Писание в египетском монашестве IV в. (На материале греческой версии творений св. Аммона)//Традиции и наследие Христианского Востока: Материалы междунар. конференции. М. 1996. 343–358.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) под 12 июля отмечена память И. вместе с памятью сщмч. Мнасона Кипрянина из Деян 21. 16 (PL. 124. Col. 251A), с к-рым ошибочно отождествляют И. Память С. приходится на 25 июня; он отождествляется с Сопатром из Деян 20. 4, но в отличие от визант. традиции в тексте Деяний св. апостолов не упоминается о происхождении С. из г. Патры в Ахайе о и его епископстве в Иконии (PL. 124. Col. 189, 191A). Ucm.:BHG, N 776, 776b, 776e, 776f; ActaSS. Apr. T. 3. P. 613-614; Jun. T. 5. P. 4-7; PG. 117. Col. 425-428 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 633-636; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei). 27//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Lpz., 1907. P. 138; ЖСв. Апр. С. 454-458; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 288-291; La version longue du récit légendaire de l " évangélization de l " île de Corfou par les saints Jason et Sosipatros/Éd. B. Kindt//AnBoll. 1998. Vol. 116. P. 260-294. Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 28; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 123; Т. 3. С. 158; Marmoras A. Ιστορα τς νσου Κερκρας. Corfu, 1902. P. 119-132; M einardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 196; Lucchesi G. Giasone e Sosipatro//BiblSS. Vol. 6. Col. 443-444; Jewett R. The Thessalonian Correspondence: Pauline Rhetoric and Millenarian Piety. Phil., 1986; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas (Tex.), 1988. (WBC; 38b); Gillman F. M. Jason//ABD. Vol. 3. P. 649; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 209-210; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 276; Aubert R. Jason et Sosipatros//DHGE. Т. 26. Col. 1087-1088. П. Ю. Лебедев, А. М. Гагинский Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 274) 27 апр. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память И. и С. не отмечается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. С. 59) 28 апр. указаны посвященные И. канон, цикл стихир и 3 седальна. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) в день памяти И. указаны канон авторства Иосифа 2-го гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 148) память И. отмечена 28 апр. без богослужебного последования.

http://pravenc.ru/text/200411.html

Григора. История. XXVI. 11//III. 77; Григора не называет по имени патриарха Антиохийского, принявшего Томос в 1352 г.; был ли это уже преемник или соперник Игнатия? История этого чрезвычайно бурного периода данного восточного патриархата еще не написана, а источников нет. Первый документ, называющий преемника Игнатия, Пахомия, относится, кажется, к 1365 г. (см. следующее примечание). Отметим, однако, что избрание последнего произошло после смерти Игнатия и, следовательно, было законным; на самом деле нам не удалсь обнаружить источник сведений, согласно которыи Игнатий был низложен паламитами и отправился умирать на Кипр, а Пахомий захватил его кафедру (C. Karalevskij. Antioche//DHGE. 1912. III. Col. 630); первый упоминающий об этом автор — вселенский патриарх Констант I об этом не упоминает. Игнатий, несомненно, бывал два раза на Кипре (см. J. Hackett. A History of the Orthodox Church of Cyprus. London 1901. 439, 457), но ранее. Miklosich, Muller. Acta et diplomata… I. 380; во всяком случае, это недатированное письмо Каллиста появилось до избрания Пахомия, так как в нем упоминается путешествие Арсения Тирского в Антиохию (prOj tAn sAn ?giOthta. P.381); Арсений не смог бы предпринять его при Пахомии, избрание которого он не признавал. 87 Ответы собора на шесть вопросов длинны и почти целиком состоят из святоотеческих цитат: Томос собора 1351 г.//PG CLI. 732 C–754 B. [Здесь отцами собора был использован специальный флорилегий, ср.: B. Markesinis. Un florilege compose pour la defense du Tome du Concile de 1351//Philohistor. Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/A. Schoors, P. van Deun. (Orientalia Lovaniensia Analecta, 60). Leuven 1994. 469–493]. 88 В предисловии к Антирритикам против Григоры св. Филофей, кажется, утверждает, что он сам — автор Томоса (Против Григоры Антирритика I//Filoqevou Kokkivnou DogmatikaV e[rga. I. 20.31–32), но его слова можно истолковать и как относящиеся к совместному деянию собора. 89 Не следует ли отождествить этого Максима с Максимом Ласкарисом Калофером, бывшим антипаламитом и корреспондентом Акиндина, который как раз только что заявил о своем раскаянии? (Miklosich, Muller. Acta et diplomata… I. 295). О Максиме см.: Loenertz. Dix–huit lettres de Gregoire Acindyne…140–142, 143–144. [См. также: Letters of Gregory Akindynos/A. Constantinides Hero. Washington 1983. 427–428, 439. — И. М.]. 90

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

108–112 passim. – Споря с А. Демпфом, М. Хоф оспаривает диалектический характер мысли Экхарта; он прав лишь в той мере, в какой этому выражению хотели бы придать гегелевский смысл (SS. 152–158). J. Ancelet-Hustache в превосходной популярной книге Maitre Eckhart et la mystique rhinane (Paris, 1956) тоже отмечает важность этих двух мест. 1023 Об этом см. весьма поучительное исследование преп. о. E. Coreth, Dialektik und Analogie des Seins. Zum Seinsproblem bei Hegel und in der Scholastik, in: Scholastik (1951), XXVI, 1, SS. 57–86. По мнению автора, диалектика и аналогия должны выполнять в учении о бытии одну и ту же функцию – функцию логического опосредования между тождеством и инаковостью. Однако они не взаимозаменяемы: каждая соответствует особой концепции бытия. Но будет ли этот вывод Э. Корета, весьма справедливый в границах его исследования и опирающийся на философию Гегеля и св. Фомы, иметь силу в отношении любой диалектики и любого учения об аналогии? Случай Майстера Экхарта, как нам кажется, доказывает обратное, несмотря на все то, что говорит H. Hof (op. cit., S. 152: «Keine dialektische, sondern analektische Philosophie» – «отнюдь не диалектическая, а аналектическая философия»), критикуя тезис Алоиза Демпфа о «dialektisch konzipierte Analogielehre» [«диалектически мыслимом учении об аналогии»] Майстера Экхарта. Заметим, однако, что шведский критик отчасти прав: в той мере, в какой он отказывается признать у Экхарта «hegel-kierkegaardische Dialektik» [«гегелевско-кьеркегоровскую диалектику»], его упреки справедливы. 1026 См. в том же Exp. In Sap. пассаж о едином и о числе, где высказываются соображения о лишенности, этом корне числа в материальных сущих, и об отрицании utpote formalis distinctio [как формальном отличии], этом корне множественности в духовных творениях (Archives.., III, pp. 428–429). 1028 De fide orthodoxa, I, p: PG 94, col. 836 b. – См. латинский текст (пер. Бургундиона Пизанского, ок. 1153–1154), ed. E. M. Buytaert, in Franciscan Institute Publications, 8 (New York-Louvain-Paderborn 1955) p.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Средневековые источники 103 . Oikonomides N. Byzantine archives of the Palaiologan period, 1258–1453//Pragmatic Literacy, East and West, 1200–1330/Ed. Britnell R. Woodbridge 1997. 189–197. 104 . Bak J. M. Medieval Narrative Sources: A chronological guide. Ν. Y. 1987. RF – см. Список Сокращений. Переводы источников на латинский и древнегреческий (избранная литература) 105 . Kristeller Р. О., Cranz F. E. Catalogue translationum et commentariorum. Mediaeval and Renaissance Latin translations and commentaries. Washington. 1 (1960) – 3 (1976). 106 . Muckle J. T. Greek works translated directly into Latin before 1350//MS 1942. 4. 33–42; 1943. 5. 102–114. 107 . Podskalsky G. Exkurs: Die Übersetzungen der theologischen Literatur des Abendlandes//Id. Theologie und Philosophy in Byzanz 6 .6). München 1977. 173–180. [Библ.]. 108 . Glycofridu-Leontsini A. La traduzione in Greco delle opere di Tommaso d’Aquino//Nicolaus. 1975. 3. 423–428. На современные языки 109 . An annotated bibliography of Byzantine sources in English translation//Byzantine Studies. 1982. 91. 68–87. 110 . Farrar C. P., Evans A. P. English translations from Medieval sources. Ν. Y. 1946. 111 . Ferguson М. A. H. Bibliography of English translations from Medieval sources, 1943–1967. Ν. Y. 1967. 2 N. Y.; L. 1975. 112 . McBain B. An annotated bibliography of sources for Late Antiquity in English translation//Byzantine Studies. 1983. 10:1. 88–109; 1983. 10:2. 223–247. [Пер. 284–602 гг.]. 113 . Parks G. B., Temple R. Z. The literature of the world in English translation. Ν. Y. 1968. 1: The Greek and Latin literatures. [Включает также франц. и нем. переводы по истории Византии, с. 149–182]. Собрания источников Некоторые серийные издания Главнейшие серии: PG, PL, РО, SC – см. Список сокращений. 114 . Boissonade J. F. Analecta Graeca е Codicibus Regis. P. 1829. 115 . Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. Bonn 1828–1897. Переизд. на более высоком критич. уровне с включением новых документов и переводов: Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Berlin 1967-. [CFHB].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

З. ( Demougeot. 1951. P. 305. Not. 427). Несмотря на многочисленные попытки примирить епископов ( Sozom.Hist. eccl. VIII 10), И. З. отказывался идти на сближение с еп. Северианом, раздосадованный покровительством ему императрицы. Тогда имп. Евдоксия принесла в ц. св. Апостолов, где служил И. З., грудного сына - буд. имп. Феодосия II. «Положив на колени к Иоанну и многими клятвами им (т. е. сыном.- Авт.) заклиная, с трудом уговорила его проявить дружественность к Севериану» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 11, 23; ср.: Sozom.Hist. eccl. VIII 10; обычай клясться своими детьми или привлекать их для умилостивления облеченного властью лица был достаточно распространен в античности). Императрица долго умоляла И. З. и едва смогла склонить его к миру, т. к., по словам Сократа, он «никого из просящих [о примирении с Северианом] не слушался» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 11). Но имп. Евдоксия в расчете на уступку и покорность И. З. просчиталась и оказалась в унизительном положении, что негативно сказалось на отношении августы к И. З. (подробно об этом см.: Tiersch. 2002. S. 222-224). И. З. вынужденно согласился, но так и не пошел на чистосердечное примирение: в душе у обоих епископов осталось «ничуть не меньше [чем раньше] скрытой неприязни друг к другу» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 11). По возвращении еп. Севериана в К-поль его разлад с И. З. стал известен широким слоям населения, что грозило перейти в народные волнения, поэтому было необходимо публичное примирение епископов. Через неск. дней в ц. Св. Софии при большом стечении народа и, вероятно, в присутствии имп. четы И. З. после богослужения произнес примирительную речь (De recipiendo Severiano; CPG, N 4395). На следующий день то же самое сделал еп. Севериан (De pace; CPG, N 4214). Обе проповеди сохранились в лат. переводе (PG. 52. Col. 423-426, 425-428), а в кон. XIX в. был найден и издан греч. оригинал гомилии еп. Севериана. Произнесенные иерархами речи не повлияли на потепление отношений между ними. Искренние слова примирения так и не были произнесены - их заменили пышные фразы, изобилующие примерами и цитатами из Свящ.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

   См. мою давнюю статью: St. Peter in Byzantine Theology//Meyendorff J., Afanassieff N., Schmemann A., Koulomzine N., Kesich V. The Primacy of Peter in the Orthodox Church. L., 1963. P. 7—29.    Более полные данные см.: Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев, 1911 (очень обстоятельный труд, заслуживающий переиздания); Троицкий И. Е. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа//ХЧ. 1889. Ч. 1. 3—4. С. 338—377; 5—6. С. 581—605; Ч. 2. 9—10. С. 280—352; 11—12. С. 520—570; Geanakoplos D. J. Emperor Michael Palaeologus and the West, 1258—1282: A Study in Byzantine-Latin Relations. Cambridge, Ma, 1959; Gill J. Byzantium and the Papacy, 1198—1400. New Bruswick, NJ, 1979; Papadakis A. Crisis in Byzantium: The Filioque Controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus (1283—1289). NY, 1983; статьи Д. М. Найкола, воспроизведенные в: Nicol DM. Byzantium: Its Ecclesiastical History and Relations with the Western World. L.: Variorum Reprints, 1972; также см.: Hussey J. M. The Orthodox Church and the Byzantine Empire. NY; Oxford, 1986. P. 211—219.    Доклад монахов папе был издан в: Golubovich G. Disputatio Latinorum et Graecorum seu relatio apocrisariorum Gregorii IX de gestis Nicaeae in Bithynia et Nymphaeae in Lydia//Archivum Franciscanum Historicum. Vol. 12. [Florence],1919. P. 428—465; cp. более старое издание: Mansi 23, col. 279—320b.    «Латинская философия рассматривает природу в самой себе и затем переходит к действующему субъекту; греческая же философия рассматривает сначала действующий субъект и через него переходит к обнаружению природы. Латиняне считают личность модусом природы; греки видят в природе содержание личности». — Régnon Th. de. Études de théologie positive sur la Sainte Trinité: Troisième série. Pt. 2: Théories grecques des processions divines. P., 1892. P. 433; также cp.: Meyendorff J. Byzantine Theology. P. 180—189 [Византийское богословие. С. 256—269].     Nicephorus Blemmida. De processione Spiritus Sancti. Oratio Ï Ad Iacobum Bulgariae archiepiscopum//PG 142, col.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Лит.: Biener F. A. De collectionibus canonum ecclesiae graecae schediasma litterarium. B., 1827. P. 30-36; idem. Das kanonische Recht der griechischen Kirche//Kritische Zeitschrift für Rechtswissenschaft und Gesetzgebung des Auslandes. Hdlb., 1856. Bd. 28. S. 163-206; Zachariae [a Lingenthal] C. E. Historiae juris graeco-romani delineatio. Hdlb., 1839. P. 83; Mortreuil. Histoire du droit. T. 3. P. 423-428, 480-481; Du Cange C. Praefatio [ad] Joannis Zonarae Annales//PG. 1864. T. 134. Col. 9-26; Zhishman J. Das Eherecht der orientalischen Kirche. W., 1864; Лавров-Платонов А. Ф. (позже Алексий, архиеп. Литовский и Виленский). Печатное письмо к А. С. Павлову//ЧОЛДП. 1876. Кн. 8. Отд. 1. С. 158-195 (отд. отт.: М., 1876); Павлов А. [С.] О новом переводе толкований на церковные правила//ПО. 1876. Т. 1. 4. С. 730-746; он же. К вопросу о хронологическом отношении между Аристином и Зонарою//ЖМНП. 1896. Ч. 303. 1. Отд. 2. С. 172-199; Hirsch F. Byzantinische Studien. Lpz., 1876. S. 377-412; Haupt H. Neue Beitrage zu den Fragmenten des Dio Cassius//Hermes. 1879. Bd. 14. S. 430-446; Omont H. A. Inventaire sommaire des manuscrits grecs de la Bibliothèque Nationale. P., 1886. Pt. 1; 1988. Pt. 2; Демидов В. Характер и значение толкований на канонический кодекс Греческой Церкви Аристина, Зонары и Вальсамона//ПО. 1888. Т. 2. 7. С. 401-442; 8. С. 624-638; Т. 3. 9. С. 3-70; B ü ttner-Wobst Th. Die Abhangigkeit des Geschichtschreibers Zonaras von den erhältenen Quellen//Commentationes Fleckeisenianae. Lpz., 1890. S. 123-170; idem. Studien zur Textgeschichte des Zonaras//BZ. 1892. Bd. 1. S. 202-244, 594-597; Boissevain U. Ph. Zonaras " Quelle für die römische Kaisergeschichte von Nerva bis Severus Alexander//Hermes. 1891. Bd. 26. S. 440-452; idem. Zur handschriftlichen Überlieferung des Zonaras//BZ. 1895. Bd. 4. S. 250-271; Boor C., de. Römische Kaisergeschichte in byzantinischer Fassung//BZ. 1892. Bd. 1. S. 13-33; Заозерский Н. А. Исследования в области русской науки канонического права: [Рец.

http://pravenc.ru/text/471214.html

S. Gregorius Palamas. Theophanes, sive de divinitatis et rerum divinarum communicabilitate et incommunicabilitate//PG 150: 909–960. The Triads, by Gregory Palamas/J. Meyendorff (ed.), N. Gendle(transl.). Paulist Press, 1983. S. Gregorius Theologus. Dialogus III//PG 38: 997–1152. S. Gregorius Theologus. Epistolae CI, CXCIX//PG 37: 175–194, 325–328. S. Gregorius Theologus. Poemata de Seipso//PG 37: 969–1452. S. Gregorius Theologus. Oratio VI. De pace I//PG 35: 721–752. S. Gregorius Theologus. Oratio VIII. Ιn laudem sororis suae gorgoniae//PG 35: 789–818. S. Gregorius Theologus. Oratio XXIV. In laudem s. Cypriani//PG 35: 1169–1194. S. Gregorius Theologus. Oratio XXVI. In seipsum//PG 35: 1227–1252. S. Gregorius Theologus. Oratio ΧΧIΧ. Theologica III//PG 36: 73–104. S. Gregorius Theologus. Oratio XXX. Theologica IV//PG 36: 103–134. S. Gregorius Theologus. Oratio XXXII. De moderatione in disputando//PG 36: 173–212. S. Gregorius Theologus. Oratio XXXVIII. Ιn Theophania//PG 36: 311–334. S. Gregorius Theologus. Oratio XL. In Sanctum Baptisma//PG 36: 359–428. S. Gregorius Theologus. Oratio XLIV. Ιn Novam Dominicam//PG 36: 607–622. S. Gregorius Theologus. Oratio XLV. In Sanctum Pascha//PG 36: 623–664. S. Gregorius Theologus. Orationes//PG 35: 393–1252, 36: 9–664. S. Gregorius Theologus. Sectio II. Poemata moralia//PG 37: 521–968. Herodotus. Histories/C. Hude (eds.). Oxford, 1960. S. Hippolytus Portuensis Episcopus. Contra Haeresin Νοeti//PG 10: 803–830. Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici opera quae supersunt/M. Richard (ed.). Turnhout 1977 (Corpus Christianorum Series Graeca, 1). S. Irenaus Lugdunensis. Fragmenta//PG 7B: 1225–1264. S. Joannes Chrysostomus. De Incomprehensibili Dei Natura V//PG 48: 735–748. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae ΧΧIV in Epistolam ad Ephesios//PG 62: 9–176. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae XXV in quaedam loca Novi Testamenti//PG 51: 17–388. S. Joannes Chrysostomus. In Epistola ad Hebraeos. Cap. I. Homilia II//PG 63: 19–28. S. Joannes Chrysostomus. In Epistola ad Philippenses. Cap. II. Homilia VI//PG 62: 217–228.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Ин. 16:13. 403 Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна (16:13), 10, PG 74, 444В. 404 Дионисий Ареопагит, Послание 9, 1, Сочинения, С. 828 (р. п.: С. 829). 405 В издании Христу дается следующая ссылка: Иоанн Златоуст, Слово на сказанное Авраамом, 2, PG 56, 535. На самом деле должно стоять: PG 56, 555. Однако буквально данная цитата в тексте нами не обнаружена. 406 Василий Великий, Послание 52, PG 32, 396А. 407 См. выше, примечания 373 и 374. 408 Там же, 34, PG 75, 576С. 409 См.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение. Кн. 3. Гл. 15; Кн. 4. Гл. 18. 410 Афанасий Великий, Sermo in annuntiationem deiparae (Sp.), PG 28, 924B. 411 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4,1, Сочинения, С. 78 (р. п.: С. 79). 412 Иоанн Златоуст, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59,174 (р. п.: Т. 8 (1). С. 193). 413 Иов. 38:1. 414 Иов. 40:6. В славянской Библии разбивка глав здесь отличается от Сегпуагинты, так что этот стих считается 40:1. 415 Иоанн Дамаскин, Точное изложение, 1, 8, op. cit., section 8,173 (р. п.: С. 21 (93)). 416 Григорий Богослов, Carmina dogmatica, 32 PG 37, 512Α. 417 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 418 Исх. 15:18. 419 Мф. 4:4. 420 Лк. 4:22. 421 Ин. 6:63. 422 Ин. 7:38. 423 Ин. 4:14. 424 Ср. Быт. 2:10 — Река же исходит из Едема. 425 Василий Великий, Contra Sabellianos et Arium et Anomoeos, 6, PG 31, 612 С (р. п.: Творения. Ч. IV. С. 486). 426 См.: Григорий Нисский, Великое огласительное слово, op. cit., 2, 28–31 (р. п.: Мистическое богословие Восточной Церкви. С. 312). 427 «ν κρισει τους λγους οκονομοντες» — парафраз Пс. 111:5: « устроить словеса своя на суде». 428 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577D. 429 Там же, 609Α. 430 Пс. 67:8. В тексте Писания: внегда исходити Тебе пред людьми Твоими. 431 Григорий Богослов, Слово 31, 25, PG 36, 160D–161A (р. п.: Т. 1. С. 457). 432 Кирилл Александрийский, De incarnatione unigeniti, PG 75, 1241Α. 433 Иоил. 3:1. 434

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010