238       См.: Muhammad b. Ab Tlib al-Dimasqi. awb rislat ahl azrat Qubrus//Muslim-Christian Polemic during the Crusades: The Letter from the People of Cyprus and Ibn Abl al-Dimasqi’s Reponse/Ed. R. Y. Ebied, D. Thomas. Leiden, 2005. P. 149–498. 241       A Muslim Theologian’s Response to Christianity: Ibn Taymiyya’s Al-Jawab al-Sahih/Ed., transl. T. Michel. Delmar; N. Y., 1984. P. VII (Studies in Islamic Philosophy and Science). 242       Cm.: Thomas D. Paul of Antioch’s Letter to a Muslim Friend and The Letter from Cyprus//Syrian Christians under Islam: The First Thousand Years/Ed. D. Thomas. Leiden et al., 2001. P. 203–221, здесь: p. 203. 246       Авторство Булуса для этих трех трактатов подвергает сомнению только П. Хури. Допуская теоретическую возможность их подлинности, он, однако, считает, что данной точке зрения не хватает фактической достоверности, поскольку рукописная традиция более или менее определенно усваивает их ар-Рахибу только с XVI века. Даже признавая стилистическое единство с подлинными произведениями Сайдского епископа, он скорее готов принять версию о подражателе. В то же время П. Хури сам перечисляет всех предшествовавших ему исследователей, которые признавали Булуса автором этих текстов, среди них: Л. Шейхо, М. Штайншнайдер, Л. Бюффа, И. Беренбах, М. Хортен, П. Сбат и Г. Граф (см.: Khoury. Op. cit. Р. 42). 247       Подлинность этого трактата также отрицает только П. Хури, отмечая, однако, что ее не ставили под сомнение такие авторитетные ученые, как Г. Граф, П. Сбат и Л. Шейхо (Ibid. Р. 42–43). Гиперкритицизм П. Хури в отношении четырех перечисленных трактатов не нашел поддержки и у последующих исследователей. Ж. Насралла, С. X. Самир и X. Тойле единодушно помещают их среди аутентичных произведений Булуса (см.: Nasrallah. Op. cit. Р. 260–269; Samir Kh. S. Bibliographic du dialogue islamo-chretien (deuxteme par- tie)//Islamochristiana. Citta del Vaticano, 1976. T. 2. P. 187–249, здесь: p. 232– 236; Teule. Op. cit. P. 97). 251       Форму его произведений П. Хури определяет как enchiridion, breviloquium, compendium или expositio orthodoxae fidei (cm.: Khoury. Op. cit. P. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

217. Ep. lib.II, CXLVII, col.268BC. 218. Ep. lib.II, CLIII, col.272D. 219. " De octo spirit. mal. " , cap.VII, col.1152C. 220. " De monast. exercit. " , cap.LV, col.788C. 221. " De octo spirit. mal. " , cap.IX, col.1153D; col.1156A. 222. Ep. lib.II, CCCV, Olympio questori, col.349C. 223. " De octo spirit. mal. " , cap.XI, col.1156D. 224. " Tract. ad Eulogium " , c.VII, col.1104A. 225. " De octo spirit. mal. " , cap.XII, col.1157B. 226. Ibid., cap.XIII, col.1157C. 227. " De octo spirit. mal. " , cap.XV, col.1160C. 228. " De volunt. paupertate " , c.LXV, col.1057B. 229. Epist. lib.III, CCXXXI, col.492B. 230. Epist. lib.IV, III, col.552B. 231. " De octo spirit. mal. " , cap.XVII, col.1161C. 232. " De octo spirit. mal. " , cap.XVIII, col.1164A. 233. Epist. lib.III, CXXXIV, col.445ABC. 234. Epist. lib.III, CCLXXII, col.520A. 235. Sententiae, c.24, col.1241D. 236. См. письмо преп. Нила диакону Селевкию (Ep. lib.I, CCXXXII, col.164D). 237. Ep. lib.III, XXXIII, col.397C. 238. Ep. lib.II, CCCXXVII, Dracontio vindici, col.360D. 239. Ep. lib.III, CCLXIX, Juliano, col.517C. 240. Ep. lib.III, XXXIII, col.388B. 241. Ep. lib.I, V, Marcellino monacho, col.85A. 242. Ep. lib.II, CLXX, Helenae illustri, col.285CD. 243. Ep. lib.I, CCCXI, col.196 B. 244. Ep. lib.I, CLXXVII, Limentio monacho, col.152B. 245. Ep. lib.I, XXXIX, col.100D–101A. 246. Ep. lib.II, LXI, col.228C. 247. Ep. lib.II, CLXV, Symmacho, col.280A. 248. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIII, col.1124C. 249. Ep. lib.II, XLI, col.216AB. 250. Ep. lib.I, CXLVI, col.144A. 251. Ep. lib.II, CCCVII, col.349D–352A. 252. Ep. lib.II, CCCXX Joanni illustri, col.356CD. 253. " Peristeria " , sectio IV, cap.XIII, col.840 BC. 254. " De oratione " , c.XXXIX, col.1176B. 255. Ep. lib.I, CCXXXIX, col.169D. 256. Ep. lib.III, CCXCVII, col.529D–532A. 257. " Institutio ad monachos " , col.1240A; cf. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIV, col.1125A. 258. Ep. lib.I, XCVI, Soteruioni, col.124C. 259. Ep. lib.III, CXXXVI, col.448A. 260. Ep. lib.III, CCXLIII, col.497D–500A.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

217. Ep. lib.II, CXLVII, col.268BC. 218. Ep. lib.II, CLIII, col.272D. 219. " De octo spirit. mal. " , cap.VII, col.1152C. 220. " De monast. exercit. " , cap.LV, col.788C. 221. " De octo spirit. mal. " , cap.IX, col.1153D; col.1156A. 222. Ep. lib.II, CCCV, Olympio questori, col.349C. 223. " De octo spirit. mal. " , cap.XI, col.1156D. 224. " Tract. ad Eulogium " , c.VII, col.1104A. 225. " De octo spirit. mal. " , cap.XII, col.1157B. 226. Ibid., cap.XIII, col.1157C. 227. " De octo spirit. mal. " , cap.XV, col.1160C. 228. " De volunt. paupertate " , c.LXV, col.1057B. 229. Epist. lib.III, CCXXXI, col.492B. 230. Epist. lib.IV, III, col.552B. 231. " De octo spirit. mal. " , cap.XVII, col.1161C. 232. " De octo spirit. mal. " , cap.XVIII, col.1164A. 233. Epist. lib.III, CXXXIV, col.445ABC. 234. Epist. lib.III, CCLXXII, col.520A. 235. Sententiae, c.24, col.1241D. 236. См. письмо преп. Нила диакону Селевкию (Ep. lib.I, CCXXXII, col.164D). 237. Ep. lib.III, XXXIII, col.397C. 238. Ep. lib.II, CCCXXVII, Dracontio vindici, col.360D. 239. Ep. lib.III, CCLXIX, Juliano, col.517C. 240. Ep. lib.III, XXXIII, col.388B. 241. Ep. lib.I, V, Marcellino monacho, col.85A. 242. Ep. lib.II, CLXX, Helenae illustri, col.285CD. 243. Ep. lib.I, CCCXI, col.196 B. 244. Ep. lib.I, CLXXVII, Limentio monacho, col.152B. 245. Ep. lib.I, XXXIX, col.100D101A. 246. Ep. lib.II, LXI, col.228C. 247. Ep. lib.II, CLXV, Symmacho, col.280A. 248. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIII, col.1124C. 249. Ep. lib.II, XLI, col.216AB. 250. Ep. lib.I, CXLVI, col.144A. 251. Ep. lib.II, CCCVII, col.349D352A. 252. Ep. lib.II, CCCXX Joanni illustri, col.356CD. 253. " Peristeria " , sectio IV, cap.XIII, col.840 BC. 254. " De oratione " , c.XXXIX, col.1176B. 255. Ep. lib.I, CCXXXIX, col.169D. 256. Ep. lib.III, CCXCVII, col.529D532A. 257. " Institutio ad monachos " , col.1240A; cf. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIV, col.1125A. 258. Ep. lib.I, XCVI, Soteruioni, col.124C. 259. Ep. lib.III, CXXXVI, col.448A. 260. Ep. lib.III, CCXLIII, col.497D500A.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

241 G.Florovsky, «The Ethos of the Orthodox Church», in Orthodoxy: A Faith and Order Dialogue, pp.45 ff. 244 Его статьи по этим вопросам собраны в книге Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View. 245 G.Florovsky, «The Function of Tradition in the Ancient Church», GOTR 9 (Winter, 1963–1964), pp.187–188, перепечатано в Bible, Church, Tradition. 246 Даже статьи Флоровского «The Predicament of the Church Historian», in Religion and Culture, ed. W.Leibrecht (New York: Harper&Row, 1959), pp.140–166, и «The Patterns of Historical Interpretation», ATR 50 (2, 1968), pp.144–155, написаны не столько c критической, сколько с общебогословской точки зрения. Ср., например, с работой Van A.Harvey, The Historian & the Belieuer (New York: MacMillan, 1966). 247 Православные ученые-богословы демонстрируют чрезвычайную чувствительность к взаимной конструктивной критике. Хотя они цитируют друг друга исключительно в благожелательном или нейтральном тоне, каждый всегда представляет собственные идеи в отрыве от влияния идей других православных авторов. Однако продвижение по пути православной науки не может состояться без честной интерактивной дискуссии на основе взаимного уважения, без каких-либо личных нападок и обвинений. 248 (Athens: Maurogeorges, 1975). Пламенный веруюший и вдохновенный преподаватель, Андриопулос скончался совсем молодым – большая потеря для православной библеистики. 251 ρμηνευτικ τν ερν Κειμνων (Афины, 1979). См. также его беспристрастную и вдохновляющую статью о библеистике в современной Греции, упомянутую и прокомментированную в главе 2, сноске 111. 255 Ibid., рр.8–9, 57–58, 67, 323–327. Проявляя глубокую и горячую заинтересованность в обсуждении герменевтической проблемы и пастырского попечения, он ожидает, что ученые, студенты, миряне – все без различия понесут одинаковое герменевтическое бремя (рр.14–15, 315–316), как будто все, прежде чем извлечь из Писания какую-то ценность, должны почувствовать пропасть или дистанцию между Библией и современной мыслью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

245 «Я требую свободы согласно вашим принципам и отказываю в ней вам согласно своим». — Возможно, эта фраза принадлежит Леону Блуа (см. коммент, к с. 354). 246 Мак-Кормик Сайрус (1809–1884) — американский промышленник, который изобрел много сельскохозяйственных машин. 247 Пёрл-Харбор — военно-морская база США на Гавайских островах, где 7 декабря 1941 г. японская авиация нанесла внезапный удар по основным силам американского Тихоокеанского флота и вывела их из строя, что стало началом войны между Японией и США. 248 11 ноября 1918 года. — Дата перемирия, заключенного между участниками первой мировой войны, явившаяся официальной датой ее завершения. 249 Паттон Джордж (1885–1945) — американский генерал, руководивший военными действиями против гитлеровцев во время второй мировой войны. 250 Монтгомери Бернард (1887–1976) — английский маршал, победивший Роммеля в Африке, а затем руководивший военными операциями в Европе. В. Никитин Примечания К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в 3-х тт. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1979, т. 3, с. 413. 2 Цит. по.: R. Bessede. La crise de la conscience catholique dans la litterature et la pensee francaise a la fin du XIX sciecle. P., Klincksieck, 1975, p. 32. 3 G. Bernanos. Essais et ecrits de combat. P., Gallimard, 1971, p. 663. 4 G. Bernanos. Monsieur Ouine. P., Plon, 1963, p. 179. 5 M. Noel. Notes intimes. P., Stock, 1959, p. 130. 6 G. Bernanos. Correspondance, t. I P., Plon, 1971, p. 444. 7 Ibid. p. 258. 8 Цит. по: M. Kushnir. Mauriac journaliste. P., Minard, 1979, p. 69. 9 Ж. Дюкло. Во что я верю. М. «Прогресс», 1980, с. 196. 10 G. Bernanos. Correspondance, t. II, P., Plon, 1971, p. 331–332. 11 G. Bernanos. Francais, si vous savez. P., Gallimard, 1961, pp. 154–155. 12 G. Bernanos. Le chemin de Croix-des-Ames, P., 1948, p. 148. 13 Цит. по кн.: G. Bernanos. Cahiers de l " Herne. P., Belfond, 1967, p. 52. 14 Грош (стар.). — Прим. перев. 15 Пахучее вещество. — Прим. перев. 16 Главная улица Марселя. — Прим. перев. 17 Тайный комитет революционного действия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

245 Nau F. Les Arabes chrétiens de Mésopotamie et Syrie du Vile et Ville siècles. Paris, 1933 P. 5, 96. 246 Ср.: Festugière A.J. Les moines d " Orient. I. Culture ou sainteté. Introduction au monachisme oriental. Paris, 1961. P. 87—95. 247 Cp.: Vailhe S. Notes de géographie ecclésiastique//Echos d " Orient (далее: EO). IV, 1900. P. 11 — 15. 248 Ср.: Charles H. Le Christianisme des Arabes nomades sur le limes et dans le désert syro-mésopotamien aux alentours de l " Hégire. Paris, 1936. P. 55—64. 249 Philostorgius. PG. 65. Col. 482—486. 250 Ср., в частности: Ryckmans J. Le Christianisme en Arabie du sud préislamique//L " Oriente cristiano nella storia délia civiltà. Rome, 1964 P. 413—453; Trimingham J.S. Christianity among the Arabs in pre-Islamic times. London, 1979; Shahid I. Pre-Islamic Arabia//Cambridge History of Islam. I. 1970. P. 3—29. 251 Полный анализ агиографических источников см.: Shahid I. The Martyrs of Najran. Bruxells, 1971. 252 Ср.: Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. 2 тома. Rome, 1944—1947. 253 Наиболее полное описание социальной и религиозной жизни в Египте в течение этого периода до сих пор см.: Maspéro J. Histoire des patriarches d " Alexandrie depuis la mort de l " empereur Anastase jusqu à la réconciliation des églises Jacobites (518—616). Paris, 1923. Особенно р. 23—64. Ср. также: Hardy E.R. Christian Egypt: Church and People (Christianity and Nationalism in the Patriarchate of Alexandria). Oxford, 1952. 254 В 449 г. Диоскор определен но говорит об Эфесском соборе (431) как о «втором», соотнося его с Никейским (Mansi, VI. Col. 625D, 644А). 255 Ср. Олимп, епископ Евазы на «Разбойничьем» соборе в Эфесе (449). Mansi, VI. Col. 855B. 256 Житие святого Даниила Скитского//Revue de l " Orient Chrétien. 5. 1900. P. 72. 257 Ср. цифры и источники: Maspero J. Op. cit. P. 55. 258 Hodegos (PG. 89. Col. 257) и 10 (Ibid. Col. 161 A). 259 м. выше. Теория, согласно которой эти элементы иудаизма восходят к предполагаемому иудео-христианскому воспитанию святого Фрументия, слишком искусственна. Ср. изложение этой теории: Isaac E. An obscure component in Ethiopian Church history. An examination of various theories pertaining to the problem of the origin and nature of Ethiopian Christianity//Le Muséon, 85, 1—2, 1972. P. 225—258.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

cit. 416–417) и на язычнице (Ibid. 360). 240 Vansleb. Histoiro de l’ Eglise d’ Alexandrie, Paris, 1677, p. 36 сл. 179; Silbernagl, Op. Cit. 291. 242 Silbernagl, 312–313; в случае второбрачия священника он становится мирянином, а брак остается законным; Номоканон Бар-Эбрея у Mai, Script, vet nov. coll., cap. 7, sect. VI: Assemani, II , Diss. X; Badger, р. 55, 62; см. также литера туру в нашей стать е « И аковиты» Бог. Энц. VI, 29. 244 Silbernagl, 239; у армян по 8 правилу католикоса Исаака даже дети второго брака и незаконнорожденные не допускаются до хиротонии до третьего поколения (Mai, Op. cit. 278), а по 5 правилу католикоса Нерсеса; «двоебрачные как чтецы, так и священнослужители, считаются мирянами» (Mai, 273), a по 2 и 17 правклам его же женатый священник, прежде чем служить литургию, должен 15 дней провести отдельно от жены, после чего он обычно в продолжение также 15 дней служит литургию, наконец, окончив служение, обязан еще 15 дней провести отдельно (Mai, р. 314), Tournofort " s Reise nach Levante, 428, Eastern Churches, London, 1850, p. 38. 245 Впрочемъ, въ 1S69 г. на Константинопольском соборе в униатской армянской церкви введен обязательный целибат духовенства. Silbernagl, 346. 246 Священники и дьяконы здесь женятся до хиротонии, а епископы безбрачны и берутся или из монахов или из воспитанников пропаганды Silbernagl, 356, Ritter, Ebdkunde von Asien, Bd. VI. Abt 2, S. 965; Bd. VII, Abt. 2, S. 213. 247 Здесь также приходское духовенство женится до хиротонии, а второбрачие влечет за собой лишение сана, Silbernagl, 375; Schnurrer De ecclesia Maronitica, Tübingen, 1810, P. 1 p. 20. 250 Не касаясь пока свидетельств канонических и свидетельств из истории русской церкви, о чем будет речь в особых главах 251 У Бингама оно и не могло быть упомянуто, так как 8 книг этого труда открыты лишь в 1842 г. (см., напр., нашу статью об Ипполите в «Прав. Бог. Энцикл.» V, 1003–1007). Если же об этом важном месте не упоминают и еп. Никодим и Гайна, хотя оно давно уже вошло, такт, сказать, в научный оборот, то опять-таки потому, что слишком полагаются на Бингама.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

I, 27 п. 2). Из канона посланий ап. Павла Маркион принимал только 10 посланий: к Галатам, 1 и 2 к Коринфянам, Римлянам, Колоссянам, 1 и 2 к Солунянам, Ефесянам, Филимону, Филиппийцам и – так назы­ваемое – послание к Лаодикийцам, хотя и не все (Epiph. haeres. 42 с. 9). 666 Все, касающееся факта Рождества И. Христа, речи И. Христа, где Он Творца мира называет Отцом и пр., Маркион устранил из евангелий (Ирин. I, 27 а. 2) и таким образом, «оборвал Евангелия» (corrosit evangelia – adv. Marc. 1; cf. IV, 2) и пользовался только Евангелием от Луки, «изуродованным, имеющим вид одежды, много изъеденной молью» (Epiph. haeres. 42 с. 9. 11) 667 Marcion interpolando suum evangelum fecit (Tert. adv. Marc. IV, 1. Freppel, S. Irenée, p. 267). 668 Самым замечательным учеником Маркиона, с которым пришлось иметь дело Тертуллиану , был Апеллес (de praescr. 30; Epiph. haeres. 44). Сходясь со своим учите­лем в общих догматических положениях, Апеллес отличался от него только тем, что плоть И. Христа считал небесною, воздушною, что эту плоть И. Христос по своем воскресении оставил, так что вознесся один дух. С обычным ему юмором Тертуллиан говорит, что свои мнения Апеллес писал (в φανερσεις) под диктовку Филумены, впоследствие блудницы, в которую он был влюблен (de praescr. 30). 674 По свидетельству самого Тертуллиана , libri adv. Martionem, это замечательное произведение древней полемической литературы, нескоро были выпущены в свет, – их неоднократно Тертуллиан переделывал. Настойчивость Тертуллиана в борьбе с ересью удивительна: несмотря на то, что его сочинение против Маркиона, уже раз переделанное, но еще не вполне выправленное, было похищено, Тертуллиан не бросил задуманного плана (adv. Marc. I, 1), терпение его не истощилось, – кража сочинения повлияла только по местам на тон речи Тертуллиана в борьбе с ересью Маркиона. 675 Например, учение о соединении двух естеств в И. Христе, антропологические вопро­сы догматики. 680 Gentes illae fuere Sarmatae, Geloni, Massagetae et genus universum populotum hamaxobiorum, de quibus eorumque feritate horrescunt historiae. См. коммент. на 1 гл. adv. Магс. в Curs. compl. patrol, t. II, p. 246–247. 686 «Canes latrantes in Deum veritatis», которые «obrodunt ossa argumentationem»... Adv. Marc. II, 5. 692 Confirmavimus duos esse non posse ( adv. Marc. I, 6). Ergo Deus unicuserit (ibid. 3, cf. adv. Hermog. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Т. е. «начало» понимается здесь в смысле «начальство», как мы говорим: «под началом такого–то». 84 О божественных именах, 2,1, С. 246 (р. п.: 247). Цитата в пересказе св. Григория несколько отличается от оригинального текста. 85 Против Евномия, 5, PG 29, 712А (р. п.: Ч. III. С. 179). 86 2 Кор. 13:13. 87 См., например, Пс. 32:6. 88 Например, когда о Сыне говорится: Отец будущаго века (Ис. 9:6). 89 Слово 34, 10, PG 36, 252А (р. п.: Т. 1. С. 496). 90 Мф. 18:16. В оригинале цитата несколько искажена. 91 Против Евномия, 5, PG 29, 736В (р. п.: Ч. III. С. 199). 92 Ibid., PG 29, 737В (р. п.: Ч. III. С. 201). 93 Пс. 32:6. 94 Труд Григория Нисского «О богопознании» не сохранился за исключением отрывков (PG 46, 1112–1126), сохраненных Евфимием Зигабеном (Πανοπλα Δογματικ, пролог и главы 8 и 9 (PG 130, 257–276, 312–317). Греческие богословы злоупотребляли в полемике этим пассажем, но латинофилы обвиняют их в том, что они изменили его таким образом, чтобы он соответствовал восточному взгляду на исхождение Духа от одного только Отца (примечание издателей греческого текста). Это обвинение делает возможным то обстоятельство, что стоящее в конце фразы выражение «την κπορευτικν ιδιτητα» может означать как «свойство изводить», так и «свойство исходить» (или «быть изводимым»), в зависимости оттого, активную или пассивную форму глагола принимать за исходную для употребленного здесь прилагательного. Латиномудрствующие, стало быть, считали, что в оригинале у Григория Нисского было: «…одному лишь Духу присущее свойство исходить», а греки–де переделали «Духу» на «Отцу», отчего изменился и смысл отглагольного прилагательного. 95 Κιρλλου Αλεξανδρεας, Λγος 2 περ Αγας και " Ομοουσου Τριδος, PG 75, 724Α. 96 Его же, " Ομολογα πστεως, изд. Johannes Wegelinus в приложении к De sacrosancta trinitate, 1604, С. 121. 97 Точное изложение православной веры, op. cit., 8, 289–292 (р. п.: С. 27 (99)). 98 Мф. 12:37; Лк. 19:21. 99 Дословно — «неведения» (γνοιαν). 100 В оригинале вопросительного знака нет, и предложение является утвердительным, но нам, исходя из контекста, это представляется неверным, особенно поскольку следующая глава начинается с ответа на этот риторический вопрос. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В 7-м Слове И. К. толкует ряд стихов из Псалтири и пророческих книг, указывающих на таинство воплощения Сына Божия, среди них: Пс 84. 11; Авв 3. 3; Ис 28. 16. Также И. К. затрагивает тему прообразов Креста Господня: благословение Иаковом Ефрема и Манассии (Быт 48. 14; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 200. 703-707), простирание рук Моисеем в битве с Амаликом (Исх 17. 11-16; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 201. 728-730), праздник кущей (Втор 16. 16; 31. 10; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 201. 736-740). 8-е Слово продолжает истолкование христологических мест ВЗ (Ibid. Σ. 215-246). Ряд стихов из Псалтири и пророческих книг предсказывает крестный путь Спасителя на Голгофу и Распятие: напр., Ис 53. 7-8 (Ibid. Σ. 221. 346 - 228. 518). Особо выделяется трактовка образа благочестивого разбойника (Лк 23. 40-42; см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 229. 549 - 233. 642). Покаяние его более велико, чем покаяние мытаря или блудницы: ведь мытарь имел глубокую веру в Бога, женщина видела чудеса Христа, а причина покаяния разбойника - «исправление (τ κατρθωμα) его души в чистом виде» (Ibid. Σ. 230. 559-561) и вера в то, что Царство Христа - не от мира сего (Ibid. Σ. 231. 582-586). Эта вера даже больше той, что была у апостолов до Пятидесятницы, за исключением веры ап. Иоанна Богослова (Ibid. Σ. 231. 601-610). И. К. собрал ряд мест ВЗ, прикровенно указывающих на воскресение Христа: Ис 42. 6; 45. 2-3; Пс 9. 7; 15. 10; 43. 24, 27; 81. 8 и др. ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 236. 736 - 237. 755). Он приводит и рациональные доводы в пользу истинности Воскресения (Ibid. Σ. 239. 815 - 243. 915). Так, если бы Христос не воскрес, зачем бы апостолы стали претерпевать за Него многие страдания? (Ibid. Σ. 242. 882-884). Наконец, о вознесении Христа говорит ряд псалмов: Пс 23. 7-10; 46. 6; 107. 4-6 (см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 244. 940 - 245. 977). 10-е Слово открывается указаниями на ветхозаветные пророчества об апостолах: Пс 18. 4-5 и др. ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 247. 5 - 249. 71), а также о гонениях и преследованиях христиан со стороны иудеев. Иудеи оставлены Богом «за дерзость по отношению к Христу» (Ibid. Σ. 251. 105-106), и гнев Божий на них продлится «до пришествия антихриста» (Ibid. Σ. 252. 140-141; 254. 189-190).

http://pravenc.ru/text/471274.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010