Источники не содержат точных указаний о том, когда и в каком качестве К. участвовал в войне в горах Тавр. По данным эпиграфики, в 6 г. до Р. Х. в этом районе была построена сеть рим. дорог. Нек-рые исследователи полагают, что такие масштабные работы могли быть развернуты только по окончании военных действий (см.: Dessau. 1924-1930. Bd. 2. S. 612; Groag. 1931. Sp. 831). Другие, напротив, считают строительство дорог необходимым приготовлением к войне и на этом основании датируют военные действия 6/5-3 гг. до Р. Х. ( Syme. 1973. S. 592-593; Levick. 1967. P. 206-213; Sherk. 1980. S. 968). О статусе К. в этот период также высказываются различные предположения. По одной из теорий, он возглавлял поход в Галатию как наместник провинции Сирия ( Mommsen. 1883. P. 173; Idem. 1885. S. 309). Ключевым аргументом в поддержку этой гипотезы является фрагмент т. н. тибуртинской надписи, найденный в 1764 г. (др. датировки - 1746, 1794) в окрестностях Рима (CIL. 14, 3613). В тексте фрагмента упоминается о некоем человеке, к-рый во времена Августа дважды был награжден, удостоен «триумфальных отличий» и был проконсулом в Асии и в Сирии с Финикией. Предположение, что в надписи говорится о К., впервые было высказано еще в кон. XVIII в. и нашло поддержку в более поздних исследованиях. Также текст надписи допускает толкование, при котором имярек был дважды правителем Сирии и Финикии (см.: Sanclemente. 1793. P. 414-426; Mommsen. 1883. P. 161-178; Ramsay. 1917. P. 236ff.; Bleckmann. 1921). Такая интерпретация позволяет согласовать повествование евангелиста Луки, хронологически совмещающего период правления К. в Сирии со временем царствования в Иудее Ирода Великого , и свидетельство Иосифа Флавия, согласно к-рому К. стал легатом в Сирии лишь спустя 10 лет после смерти Ирода, т. е. ок. 6 г. по Р. Х. Критики этой т. зр. выдвигают ряд возражений. В частности, данные, содержащиеся в «тибуртинской надписи», могут относиться не только к К., но и к Марку Плавту Сильвану ( Groag. 1922/1924), Луцию Кальпурнию Пизону ( Syme. 1973. S. 594-599; Idem. 1986. P. 338-340), Публию Квинтилию Вару ( Martin. 1980. P. 65-75, 178-180), Гаю Сентию Сатурнину ( Zumpt. 1854. P. 109ff.; Idem. 1869. S. 84ff., Kokkinos. 1995) и др. (см.: Firpo. 1983. P. 238-243). Предположение, что К. управлял Сирией и проводил перепись населения в Иудее еще во время правления Ирода Великого, также вызывает ряд возражений. Для этого периода известны имена и сроки правления наместников Сирии: в 10-9 гг. до Р. Х. проконсулом там был Марк Тит, в 9-6 гг. до Р. Х.- Сентий Сатурнин, в 6-4 гг. до Р. Х.- Квинтилий Вар. В рим. истории не известны примеры, когда к.-л. имп. провинция управлялась бы одним и тем же лицом дважды.

http://pravenc.ru/text/1684077.html

Соч.: Universalis philosophiae, seu metaphysicarum rerum, iuxta propria dogmata, partes tres. Parisiis, 1638 [=Metaphysica]; Lettere/Ed. V. Spampanato. Bari, 1927; Epilogo magno/Ed. C. Ottaviano. R., 1939; La città del Sole: Testo italiano e testo latino. Torino, 1941 (рус. пер.: Город Солнца/Пер. с лат.: Ф. А. Петровский. М.; Л., 1947); Opera latina Francofurti impressa annis 1617-1630/Ed. L. Firpo. Torino, 1975. 2 vol.; Articuli prophetales/Ed. G. Ernst. Firenze, 1977; Philosophia sensibus demonstrata/Ed. L. De Franco. Napoli, 1992; Monarchie d " Espagne. Monarchie de France/Ed. G. Ernst. P., 1997; Le poesie/Ed. F. Giancotti. Torino, 1998; Apologia pro Galileo/Ed. M.-P. Lerner. P., 2001; Opuscoli astrologici/Ed. G. Ernst. Mil., 2003; L " ateismo trionfato/Ed. G. Ernst. Pisa, 2004; Del senso delle cose e della magia/Ed. G. Ernst. Bari; R., 2007; рус. пер. отрывков из сочинений: Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 180-192; О прекрасном. О превосходстве человека над животными и о божественности его души//Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С. 413-427; Поэтика//Там же. Т. 2. С. 171-215. Лит.: Amabile L. Fra Tommaso Campanella: La sua congiura, i suoi processi e la sua pazzia. Napoli, 1882. Vol. 1-3; idem. Fra Tommaso Campanella ne " castelli di Napoli, in Roma, ed in Parigi. Napoli, 1887. Vol. 1-2; Firpo L. Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella. Torino, 1940; Amerio R. Campanella. Brescia, 1947; idem. II sistema teologico di Tommaso Campanella. Mil.; Napoli, 1972; Di Napoli G. Tommaso Campanella, filosofo della restaurazione cattolica. Padova, 1947; Bonansea В. The Theory of Knowledge of Tommaso Campanella: Exposition and Critique. Wash., 1954; idem. Thommaso Campanella: Renaissance Pioneer of Modern Thought. Wash, 1969; Рутенбург В. И. Кампанелла. М., 1956; Corsano A. Tommaso Campanella. Bari, 1961; Badaloni N. Tommaso Campanella. Mil., 1965; Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1966 3; он же. «Город Солнца»: Утопия и наука. М., 1978; Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1969, 2010р; Femiano S. Studi sul pensiero di Tommaso Campanella. Bari, 1973; Bock G. Thomas Campanella: Politisches Interesse und philosophische Spekulation. Tüb., 1974; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978, 1998; Formichetti G. Tommaso Campanella: Eretico e mago alla corte dei papi. Casale Monferrato, 1999; Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000; Ponzio P. Tommaso Campanella: Filosofia della natura e teoria della scienza. Bari, 2001; Tuscano P. Del parlare onesto: Scienza, profezia e magia nella scrittura di Tommaso Campanella. Napoli, 2001; Sola E. La conjura de Campanela. Madrid, 2007; Lacone I. La morale sociale nel libro X della Theologia di Tommaso Campanella. Vat., 2008; Ernst G. Tommaso Campanella: The Book and the Body of Nature. Dordrecht, 2010; eadem. Tommaso Campanella (1568-1639): The Revolution of Knowledge from the Prison//Philosophers of the Renaissance/Ed. P. R. Blum. Wash., 2010. P. 256-274.

http://pravenc.ru/text/1470143.html

Буллами «Dum onus universalis gregis» и «Nuper siquidem cupientes» от 1 февр. 1431 г. М. объявил о созыве Базельского Собора и назначил легатом на нем кард. Джулиано Чезарини, однако вскоре скончался. Он был похоронен в Латеранской базилике в Риме. Надпись на надгробии составил А. Лоски, в ней папа назван «утешением своего времени» (temporum suorum foelicitas). В 1853 г. захоронение было перенесено на др. место внутри храма. М. был одним из первых пап эпохи Ренессанса, в правление к-рого выявились первостепенные для того времени проблемы. После завершения церковной схизмы главной целью понтификата М. было сохранение примата папы Римского над Соборами, утверждение абсолютной власти понтифика. Те качества, которые впосл. станут рассматриваться как характерные для пап XV - 1-й пол. XVI в.,- тенденция к обмирщению, преобладание политических и светских интересов, непотизм - наметились в правление М. Главными успехами деятельности М. считаются преодоление последствий церковной схизмы и восстановление роли Рима. Кардинальные церковные преобразования произошли позже, уже в ходе Контрреформации . Ист.: Contelori F. Martini V vita: Ex legitimis documentis collecta. R., 1641; Ottenthal E., von. Die Bullenregister Martins V. und Eugens IV. Innsbruck 1885; Le «Liber officialium» de Martin V/Ed. F.-Ch. Uginet. R., 1975; Acta Martini Papae V: (1417-1431)/A cura di A. L. Tutu. R., 1980; Guglielminetti M. Lettera del prete Gianni a papa Martino V (1426): Testo e commento//Studi politici in onore di L. Firpo/A cura di S. R. Ghibaudi, F. Barcia. Mil.,1990. Vol. 1. P. 87-108. Лит.: Volta Z. Papa Martino V a Milano//Archivio storico lombardo. Mil., 1886. Vol. 13. P. 837-865; Fromme B. Die Wahl des Papstes Martins V.//RQS. 1896. Bd. 10. S. 133-162; Pastor L., von. Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters. Freiburg i. Br., 1901. Bd. 1. S. 209-279; Haller J. England und Rom unter Martin V.//QFIAB. 1905. Bd. 8. S. 249-304; Zaoli G. Lo studio bolognese e papa Martino V//Studi e Memorie per la Storia dell " Università di Bologna.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

1990. P. XIII; краткий обзор современной историографии см.: Brunelli. 2018. P. 324-326). Политика П. была нацелена гл. обр. на укрепление власти и авторитета папы Римского, централизацию церковного управления, усиление контроля за догматическим и обрядовым единообразием католической Церкви. Булла «Cum nimis absurdum» папы Римского Павла IV. 14 июля 1555 г. Булла «Cum nimis absurdum» папы Римского Павла IV. 14 июля 1555 г. Одной из первых мер, принятых новым папой, было расширение состава (с 8 до 15 чел.) и увеличение полномочий рим. инквизиции: помимо дел, связанных с еретическими учениями, члены инквизиционного трибунала теперь занимались и расследованием церковных злоупотреблений. Инквизиция при П. могла привлекать к суду даже высших католич. иерархов, заподозренных в религ. инакомыслии,- большой резонанс получили дела кардиналов, подозревавшихся в симпатиях к лютеранам (Дж. Мороне, Р. Пола и др.; см.: Simoncelli. 1977; Firpo. 2005). В 1559 г. по указанию П. был опубликован Индекс запрещенных книг (Index librorum prohibitorum) - перечень текстов, чтение, хранение и распространение которых влекли за собой инквизиционные преследования. Считая неэффективной работу Тридентского Собора (его заседания были приостановлены еще в 1552; о возобновлении их будет объявлено буллой «Ad Ecclasiae regimen» от 29 нояб. 1560 папы Римского Пия IV (1559-1565)), в 1556 г. П. учредил особую конгрегацию из 62 прелатов для реформирования католич. Церкви (впосл. состав был расширен, а сама конгрегация поделена на 3 секции); конгрегация следовала рекомендациям, сформулированным комиссией кардиналов в 1536-1537 гг. В основном она занималась реформой Римской курии: устранением злоупотреблений при получении диспенсаций, сокращением расходов на содержание свит папы и кардиналов, реформой управления Папским гос-вом. Настаивая на повышении нравственных и служебных требований к духовенству в соответствии с решениями Тридентского Собора, папа требовал обязательного присутствия епископов в своих диоцезах и тщательного исполнения ими пастырских обязанностей.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

160 Поляковская Μ.А. Общественно-политическая мысль Византии (40–60-е годы XIV «.). Свердловск, 1981; Perlusi A. Storia del pensiero politico//La civilta bizantina dal XII al XV sccolo. Roma, 1982. P. 26–62; Mauromatis L. Storia del pensiero politico//Ibid. P. 63–108. 161 Ševcenho I. Alexios Makrembolites and his «Dialogue between the Rich and the Poor»//ЗРВИ. I960. Кн. 6. С. 187–202. 162 Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных//Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. Изд. 2-е. СПб., 1998. С. 260. 164 Zeps J.et P. Ins graeco-romanum. Athenes, 1931. Vol. 1. P. 558–568; Dölger F. Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reichs von 565–1453. München; В., 1960. Т. 4. Ν 2188. 165 Липшиц Ε. Э. Право и суд в Византии в UV-VIII вв. JI., 1976. С. 187, 188; Она же. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. JI., 1981. С. 101; Tour toglou Μ. Κοινωνικα τινες πιδρσεις π τ βυζαντινν δκαιον// Επετ. Κντρου ρενης Ιστ λλην Δικαου Ακαδημας Αθηνν. 1965. Τ. 12. Σ. 168–198. 166 Herm G. Das zweite Rom, Konstantinopct: Drehschcibe zwischen Ost und West. Dusseldorf; Wien, 1968. S. 259–261. 167 Bourdara Κ. Α. Καθοσωσις κα τυραννς κατ то с μσους βυζαντινος χρνους, 1056–1081. Αθνα, 1984. I. 79–80. 169 Valdenberg V. Nikoulitza. P. 98; Pertusi Α. Il pensiero politico e sociale bizantino dalla fine del secolo VI al secolo XIII//Storia delle idee politiche, economiche e sociali/Diretta da L. Firpo. Torino, 1983. P. 746. 170 Ср., например, мнение Димитрия Хоматиана (1236 г.), который трактует ульпиановский тезис «каждому – его собственное право» как разрешение возникающих спорных вопросов таким образом, чтобы «никто не получал необоснованно то, что подобает другому, и чтобы тот, у кого отнято его собственное, не претерпел несправедливо ущерба». Цит. nö Simon D. Princeps legibus solutus. S. 450. 171 Theophylacti Simocattae Historiae/Ed. С. De Boor. Leipzig, 1887. P. 133. I. 9–11. Ср. у 3. В. Удальцовой: «при мудром правителе имеющие богатство пусть спокойно им наслаждаются, а бедняков император должен щедро одаривать» (Удальцова 3. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков IV-VII вв.). М., 1974. С. 282. Примеч. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1154 Именно такова, по Пертузи, дата написания этого замечательного произведения (Pertusi A. La concezione politica e sociale dell’impero di Giustiniano//Storia delle idee politiche, economiche e sociali/Diretta da L. Firpo. Torino, 1983. P. 542). 1155 ... τρεπτον χε τν νον ν πργμασι τρεπτος (Agapeti diaconi... Capita admonitoria... Caput XXXIII//PG. 86/1.1173). Ср. у Паламы: 40B; и др. 1156 ... τρεπτον χε τν νον ν πργμασι τρεπτος (Agapeti diaconi... Capita admonitoria... Caput XXXIII//PG. 86/1.1173). Ср. у Паламы: 40B; и др. 1157 См., например: Thunberg L. Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Copenhagen; Lund, 1965. P. 224 sq. Св. Максим особо подчеркивает, что Христос не имел греховной ( γνωμικ) воли, потому что Его человеческая воля свободно подчинялась воле Сына. См.: Larchet J.-C. La pensée de Saint Maxime le Confesseur dans les «Questions à Thalassios»//Le Messager orthodoxe. 1990. Vol. 113. P. 14 et suiv., esp. 17. 1158 Об отношении Паламы к иконам см.: Rigo A. Monaci... Р. 248–250,253. Однако автор основывается преимущественно на внешних по отношению к богословию Паламы свидетельствах. Важна также статья, анализирующая климат эпохи в целом: Featherstone J. An Iconoclastic Episode in the Hesychast Controversy//JÖB. 1983. Bd. 33. S. 179–198. Но и Featherstone ничего не говорит о будто бы имевшем место иконоборчестве Паламы. 1159 При этом выражение πρ ρετς γωνιζμενος πετμθη τν κεφαλν дважды повторяется Паламой на протяжении одного абзаца (509A С. 13–14 сверху и 509В. С. 25–26 сверху). 1160 ... ο μν τν ρημον κησαν... ο δ περιτειχσμασιν ερος νασκσαντες... (512Α). О сосуществовании обоих путей в среде афонского монашества см.: Meyendorff J. St. Grégoire Palamas et la mystique orthodoxe. P. 77–81 (English translation: St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. P. 73–75). Сам Палама испытал на себе противоречие между этими путями: «Но любовь к исихии и уединению не давала Григорию пребывать там (в Великой Лавре. – Д. М.) в полном покое, почему он, покинув Лавру и всё, что в ней, после трех лет [пребывания в ней], ... ушел в близкую [его сердцу] пустыню ( ες ρημαν τν φλην)» (Encomium auct. Philotheo СР.//568AB).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Μ. Byzantium and Greecë Inaugural lecture in the Karaes Chair of modern Greek and Byzantine history, language and literature at University of London Kings College. (Oxford), Oct. 1971. P. 6–7. 20 Zakylhinos D. Byzance et les peuples de 1Europe du sud-est: La synthèse byzantine//Actes du I Congr. Intern. des études balkaniques et sud-ost européenes. Sofia, 1969. T. 3. P. 10. 21 Pieler P. Ε. Entstehung und Wandel rechtlicher Traditionen in Byzanz//Entstehung und Wandel rechtlicher Traditionen/Hrsg. von W. Fikenscher, H. Franke, O. Köhler. München, 1981. S. 717–718. 22 Особенно парадоксальным представляется встречающееся в литературе отождествление с римским правом византийского и включение на этом основании в римское право канонического права христианской церкви, хотя известно, что корпус канонического права формировался во многом как антитеза римскому. В понятие же византийского каноническое право, конечно, входит, и к тому же вполне естественно. 23 Житие Константина//Флоря Б. Н. Сказания о начало славянской письменности. СПб.: Алетейя, 2000. С. 157. 24 Pertusi А. Il pensiero politico е sociale bizantino dalla fine del secolo VI al secolo XIII//Storia delle idee politiche, economiche e sociali»./Dir. da L. Firpo. Torino, 1983. P. 715. 25 Литаврин Г . Г. Представления «варваров» о Византии и византийцах в VI-V вв.//ВВ. 1986. Т.46. С. 105,106. 27 К сожалению, до сих пор нет работ, где этот вопрос был бы разработан специально, поэтому приходится опираться лишь на отдельные примеры. 28 Nicephori Gregorae Epistolae/Ed. P. A. M. Leone. Matino, 1982. Vol. 2. P. 103, 104 (ep. 32.6, 27), 215 (ep. 76.5). Аналогичное явление обнаружено и у автора VIII-UX вв. Феодора Студита , см.: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. С. 129–130. 29 Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.): Результаты взаимодействия культур. М., 1994. С.147. 30 Ронин В. К. Византия в системе ранневизантийских представлений раннекаролингских писателей//ВВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор Список литературы 1. Firpo, S., Pieri, R., & Souza, A. P. Electoral impacts of uncovering public school quality: evidence from Brazilian municipalities. EconomiA 18 (1). National association of postgraduate centers in economics, ANPEC, 2016, pp. 1–17. 2. Healy, A., & Lenz, G. S. (). Substituting the end for the whole: why voters respond primarily to the election-year economy. American Journal of Political Science, 201458(1), pp. 31–47. 3. Huber, G. A., Hill, S. J., & Lenz, G. S. (2012). Sources of bias in retrospective decision making: experimental evidence on voters’ limitations in controlling incumbents. American Political Science Review, 106(4), pp. 720–741. 4 Repetto, L. Political budget cycles with informed voters: evidence from Italy. Economic Journal, forthcoming. 2017. N 6. 5. Rogof, K. Equilibrium political budget cycles. American Economic Review, 1990. N 80, pp. 21–36. 6. Strauss, H., & Maisonneuve, C. The wage premium on tertiary education: new estimates for 21 OECD countries//Economic Studies. 2009, pp. 183–210. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть «У него была жестокая болезнь, из-за которой потерял лицо»:Кунгуров Девочку, которую пропала в Москве, нашли около мусорки Кущёвка вновь трясется от жуткого страха:Цапки вернулись домой? В СМИ появились детали смерти оперного певца в Москве: УЖАС Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/03/...

Совершенствование не означает, что человек должен придерживаться только внешне-нравственного поведения, или, по В., поведения «внешнего» человека, благочестиво соблюдающего церковные обряды, но также - поведения «внутреннего человека», человека духовного. Поведение духовного человека основывается на вере, надежде и любви. Эти 3 добродетели - стержень христ. жизни (Diálogo. 51); их единство создает «живую веру» (Ibid. 55). Зная неск. языков, в т. ч. латынь, греч. и древнеевр., В. занимался переводами на кастильский (испан.) и итал. Самыми известными стали его комментированные переводы псалмов и Посланий ап. Павла. Популярность В. принес трактат «Диалог о языке» (Diálogo de la lengua. 1535), к-рый был написан в защиту народного кастильского языка. Трактат, являющийся не просто грамматикой, а апологией языка и наставлением по его применению, считается эталоном кастильского языка того времени, что вписывается в русло как испан. практики, так и общеевроп. теории XVI в. Соч.: El salterio traduzido del hebreo en romance castellano/Ed. E. Böhmer. Bonn, 1880. Barcelona, 19832; El Evangelio según S. Mateo, declarado por J. de Vald é s. Madrid, 1880. Barcelona, 19862; Commentario o exposicion sobre XLI psalmos de David/Ed. E. Böhmer//Revista cristiana. 1882. T. 3. P. 152-155; Comentario a los Salmos, escrito por J. de Vald é s en el siglo XVI. Madrid, 1885; Diálogo de la lengua/Ed. de J. F. Montesinos. Madrid, 1928. (Clásicos Castellanos; 86); Alphabeto christiano. Bari, 1938; Dialogo de doctrina christiana. México, 1964; Las cientoi y diet divinas consideraciones/Ed. J. I. T. Idígoras. Salamanca, 1975; Obras completas. Madrid, 1997-2000. 2 vol. Лит.: González-Blanco A. Juan de Valdés: El gran heresiarca español//Estudio. 1919. Vol. 27. P. 355-405; Ricart D. Juan de Valdés y el pensamiento religioso europeo en los siglos XVI y XVII. México, 1958; Cione E. Juan de Valdés: La sua vita e il suo pensiero religioso. Napoli, 1963; Nieto J. C. Juan de Valdés and the Origins of the Spanish and Italian Reformation. Geneve, 1970; Firpo M. Juan de Valdés e l " evangelismo italiano: Appunti e problemi di una ricerca in corsa//Studi storici. 1985. T. 26. P. 733-754; idem. The Italian Reformation and J. de Valdés//Sixteenth Century J. 1996. Vol. 27. P. 353-364.

http://pravenc.ru/text/154023.html

776 . Papadakis A. Gennadius II and Mehmet the Conqueror//Byz. 1972. Vol. 42. 777 . Papademetriou G. C. Introduction to Saint Gregory Palamas. N. Y., 1973. 778 . Papoulidis C. La place de l’empereur à Byzance pendant les Conciles Oecuméniques// Βυζαντιν. 1971. T. 3. 779 . Pertusi A. Il pensiero politico e sociale bizantino della fine del secolo VI al secolo XIII//Storia delle idee politiche, economiche e sociale/Diretta da L. Firpo. Torino, 1983. 780 . Pertusi A. La concezione politica e sociale dell’impero di Giustiniano//Ibid. 781 . Pertusi A. Storia del pensiero politico//La civiltà bizantina dal XII al XV secolo. Roma, 1982. 782 . Philippidis-Braat A. La captivitéde Palamas chez les Turcs: dossier et commentaire//TM. 1979. T. 7. 783 . Pingree D. Gregory Chioniades and Palaeologan Astronomy//DOP. 1964. Vol. 18. 784 . Pljakou S. Über die soziale Struktur der byzantinischen Städte im 13–14. Jahrhundert//JÖB. 1982. Bd. 32/2. 785 . Podskalsky G. Barllaams theologische Methode und die byzantinische Tradition//XV е Congrès International d’études byzantines. Athènes, 5–11 septembre 1976. Résumés des communications. Athènes, 1980. 786 . Podskalsky G. Byzantinische Reichseschatologie. Die Periodisierung der Weltgeschichte in den vier Grossreichen ( Daniel 2 und 7) und dem Tausendjährigen Friedensreiche (Арок. 20). Eine motivgeschichtliche Untersuchung. München, 1972. 787 . Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiejver Rus’ (988–1237). München, 1982. 788 . Podskalsky G. Gottesschau und Inkarnation: Zur Bedeutung der Heilsgeschichte bei Gregorios Palamas//OCP. 1969. Vol. 35. 789 . Podskalsky G. Humanistische Theologie in Byzanz: Charakteristika//XXe Congrès International... Pré-actes. Vol. 2. 790 . Podskalsky G. Il metropolita Cipriano di Kiev/Moscae la comparsa dell’esicasmo in Russia//Amore del Bello: Studi sulla Filocalia. Magnano, 1991. 791 . Podskalsky G. I teologi greco-cattolici e greco-ortodossi della turcocrazia (XV–XVIII see.) e l’esicasmo palamitico//Nil Sorskij e l’esicasmo. Magnano, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

  001     002