Источники не содержат точных указаний о том, когда и в каком качестве К. участвовал в войне в горах Тавр. По данным эпиграфики, в 6 г. до Р. Х. в этом районе была построена сеть рим. дорог. Нек-рые исследователи полагают, что такие масштабные работы могли быть развернуты только по окончании военных действий (см.: Dessau. 1924-1930. Bd. 2. S. 612; Groag. 1931. Sp. 831). Другие, напротив, считают строительство дорог необходимым приготовлением к войне и на этом основании датируют военные действия 6/5-3 гг. до Р. Х. ( Syme. 1973. S. 592-593; Levick. 1967. P. 206-213; Sherk. 1980. S. 968). О статусе К. в этот период также высказываются различные предположения. По одной из теорий, он возглавлял поход в Галатию как наместник провинции Сирия ( Mommsen. 1883. P. 173; Idem. 1885. S. 309). Ключевым аргументом в поддержку этой гипотезы является фрагмент т. н. тибуртинской надписи, найденный в 1764 г. (др. датировки - 1746, 1794) в окрестностях Рима (CIL. 14, 3613). В тексте фрагмента упоминается о некоем человеке, к-рый во времена Августа дважды был награжден, удостоен «триумфальных отличий» и был проконсулом в Асии и в Сирии с Финикией. Предположение, что в надписи говорится о К., впервые было высказано еще в кон. XVIII в. и нашло поддержку в более поздних исследованиях. Также текст надписи допускает толкование, при котором имярек был дважды правителем Сирии и Финикии (см.: Sanclemente. 1793. P. 414-426; Mommsen. 1883. P. 161-178; Ramsay. 1917. P. 236ff.; Bleckmann. 1921). Такая интерпретация позволяет согласовать повествование евангелиста Луки, хронологически совмещающего период правления К. в Сирии со временем царствования в Иудее Ирода Великого , и свидетельство Иосифа Флавия, согласно к-рому К. стал легатом в Сирии лишь спустя 10 лет после смерти Ирода, т. е. ок. 6 г. по Р. Х. Критики этой т. зр. выдвигают ряд возражений. В частности, данные, содержащиеся в «тибуртинской надписи», могут относиться не только к К., но и к Марку Плавту Сильвану ( Groag. 1922/1924), Луцию Кальпурнию Пизону ( Syme. 1973. S. 594-599; Idem. 1986. P. 338-340), Публию Квинтилию Вару ( Martin. 1980. P. 65-75, 178-180), Гаю Сентию Сатурнину ( Zumpt. 1854. P. 109ff.; Idem. 1869. S. 84ff., Kokkinos. 1995) и др. (см.: Firpo. 1983. P. 238-243). Предположение, что К. управлял Сирией и проводил перепись населения в Иудее еще во время правления Ирода Великого, также вызывает ряд возражений. Для этого периода известны имена и сроки правления наместников Сирии: в 10-9 гг. до Р. Х. проконсулом там был Марк Тит, в 9-6 гг. до Р. Х.- Сентий Сатурнин, в 6-4 гг. до Р. Х.- Квинтилий Вар. В рим. истории не известны примеры, когда к.-л. имп. провинция управлялась бы одним и тем же лицом дважды.

http://pravenc.ru/text/1684077.html

Re’ na prieme v est’ delegacii Cerkvi Norvegii..., ebda 117. Re’ na prieme v dest» ekumenideskoj delegacii VSC (8.10.1982), ebda 118. Kkonine L.L. Breneva: Re’..., in: MP1983 ,l,4f. Slovo na Novyj god, in: MP 1983,1,34. Slovo v Prošenoe voskresen " e, ebda 35f. Re ‘ na prieme v est‘ g-na Nikke Kosej-kaj (Japonija), in: MP1983 ,1 ,46f. Sobranie predstavitelej religioznoj obšestvennosti Moskvy i Moskovskoj oblasti: Privetstvie, in: MP1983,l,52f. Otvety na voprosy Agenstva peati Novosti, in: MP1983,2,2–5. K25-lemju episkopskoj chirotonii Sv. Patr. Pimena: Re», slovo, in: MP 1983,2,14–16. Slova venoj izni, ebda 37–44. (K.E. Skurat). Slovo pered svjatoj Plašannicej, in: MP 1983,2,54.· Re ‘ vo vrema vizita... delegacii Nacional ‘ nogo Soveta Cerkvej Christa v SŠA (7.12.1982), in: MP1983 ,2 ,72f. Slovo na molebne v Antiochijskom podvor " e v Moskve (20.12.1982), in: MP1983 ,3 ,47f. Slovo pri vruenii arch, ezla ep. Solnecnogorskomu Sergiju, in: MP 1983 ,4 ,8f. Slovo na akademieskom veere 14.12.1982 g., in: MP1983,4, 17–18. Slovo v Nedelju syropustnuju, in: MP1983,4,32. Re» pri vrueniju emo ordena «Bol " šaja Zolotaja Zvezda Druby Narodov» 9 . 3 .1983 g., in: MP 1983 ,5 ,2f; 4f. Slovo posle paschal " noj veerni, in: MP1983,5,31. Medunarodnaja Konferencija «Kruglyj stol» (7.–9.3.1983): Obrašenie, in: MP 1983,5,39; Slovo: ebda 59f; StdO 1983, 6.17. Otkrytoe poslanie Prezidentu SŠA R. Rejganu, in: MP1983,6, 2–4; StdO 1983,7,15–17; Sowjetunion heute, 1983,5,30–31. Re ‘ na prieme v est» delegacii regional " nogo ob-edinenia ChMK v SSR (21.4.1983), in: MP1983,6,53. Pjatoe sobesedovanie predstavitelej RPC i «Paks Kristi Internationalis» (Antwerpen 5.–9.4.1983), Poslanie, in: MP 1983 ,6 ,54f; StdO 1983 ,8 ,23 . Slovo (15.5.1983), in: MP 1983 ,7 ,27f. Re‘ na prieme v est» ... D-ra F. Pottera (16.5.1983), in: MP 1983 ,7 ,45f. Privetstvie na vstree s... D-rom E. Skottom (25.4.1983), ebda 46f. Vsemirnaja christianskaja konferencija «izn» i mir» (Uppsala 20.–24.4 .1983): Poslanie, in: MP1983 ,8 ,47f.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Re» na vstrede s D-rom Ionom Vikstemom, Primasom Ev. Ljut. Cerkvi Finljandii (7 . 6 . 1983), in: MP1983 ,8 ,61f. Re» pri vruenij arch. dezla ep. Starorusskomu Sergiju, in: MP 1983,9,4. Vstrea Glav i predstavitelej Cerkvej i religioznych ob-edinenij SSSR... (Moskva 19.7 .1983): Red», in: MP1983 ,9 ,41f. 6. Assambleja VSC (Vancouver 24.7.–20.8.1983): Obrašenie, in: MP 1983 ,9,50f; StdO 1983 ,9 ,22–23 . VI bogoslovskoe sobesedovanie RPC i Ev. Ljuteranskoj Cerkvi Finljandii (3 .–13.6 .1983): Privetstvie, in: MP 1983 ,9 ,59f. Issledovatel ‘ skaja konsul‘tacija Konferencii Evropejskich Cerkvej... (Moskva 26 .–31 . 5 . 1983), in: MP 1983 ,9,65f; StdO 1983 ,10 ,20f. Privetstvennoe poslanie ep. d-ru Ioganesu Chempleju, in: MP 1983 ,9,69f. Privetstvie Vsemirnoj konferencii protiv atomoj i vodorodnoj bomb (Chirošima 1.–9.8.1982), in: MP1983,10,31f. Poslanie na torestvach Gruzinskoj Prav. Cerkvi, in: MP1983, 10,40f; StdO 1983 ,12 ,33ff. Slovo v den‘ prazdnovanija v est» ikony Boej Materi «Vsech skorbjasdich Radost»:, in: MP1983,11,31–33. Poslanie v svjazi s osvjašniem chrama... v g. Detrojte (SŠA), in: MP1984,1,8. Poslanie Moskovskim Duch. Akademii i Seminarii (14.10.1983), in: MP1984,1,29f. 25-letije Chr. Mirnoj Konferencii: Privetstvie, in: MP 1984, 1,46–47; StdO 1984,3,2–3. Re» na prieme v est» uastnikov Raboego komiteta ChMK 20.10.1983, in: MP 1984,l,58f. 70-letie Bl. Metropolita Praskogo, Dorofeja: Privetstvennoe poslanie, in: MP 1984,l,63f. Privetstvie Archiep. Ev. Ljut. Cerkvi Latvii, d-ru Janisu Matulisu, in: MP 1984,1,67-f. «Nyne otpušaeši raba Tvoego, Vladyko». Slovo, in: MP 1984, 2,33–34. Slovo... pered Novgorodnim Molebnom 31.12.1983g., in: MP 1984, 2,7–8. Re» pri prieme uastnikov zasedanija Raboego preziduma Vsemirnoj konferencii «Religioznye dejateli za spasenie sv. Dara izni ot jadernoj katastrofy», in: MP1984,3,45f. 25-letie Predstavitel ’ stva Patriarche Moskovskogo v Damaske: Poslanie ep. Valentinu..., in: MP 1984 ,4 ,9f. 30-letie Chrama-podvorija v Sofii: Poslanie, ebda lOf.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

77. Review of J. von Gardner, Russian Church Singing, vol. 1: Orthodox Worship and Hymnography (Crestwood, NY 1980), OCP 48 (1982) 241-242. 78. Review of B.D. Spinks (ed.), The Sacrifice of Praise: Studies on the Themes of Thanksgiving and Redemption in the Central Prayers of the Eucharistic and Baptismal Liturgies, in honor of Arthur Hubert Couratin (BELS 19, Rome 1981), Worship 56 (1982) 176-179. 1983 г. 79. “Lent: A Meditation,” Worship 57 (1983) 123-134. 80. “Receiving Communion—A Forgotten Symbol?” Worship 57 (1983) 412-418. 81. “Textual Problems in the Diaconal Admonition before the Anaphora in the Byzantine Tradition,” OCP 49 (1983) 340-365. 82. Review of A. Adam, The Liturgical Year (New York 1981), OCP 49 (1983) 221. 83. Review of A. Bouley, From Freedom to Formula. The Evolution of the Eucharistic Prayer from Oral Improvisation to Written Texts (The Catholic University of America Studies in Christian Antiquities 21, Washington, DC 1981), OCP 49 (1983) 221-224. 84. Review of St. Theodore the Studite, On the Holy Icons (Crestwood, NY 1981), OCP 49 (1983) 255-256. 85. Review of P.F. Bradshaw, Daily Prayer in the Early Church (Alcuin Club Collections No. 63, London 1981), OCP 49 (1983) 468-472. 86. Review of Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique, doctrine et histoire, tome 11, fasc. 74-75 (Ochino-Ozanam) (Paris 1982), OCP 49 (1983) 478-480. 1984 г.   87. The Liturgy of the Hours in the Christian East: Origins, Meaning, Place in the Life of the Church (Ernakulam, Cochin KCM Press 1984) xi + 303 pp. 88. Beyond East and West. Problems in Liturgical Understanding (NPM Studies in Church Music and Liturgy, Washington, DC: The Pastoral Press 1984) x + 203 pp. 89. “Quaestiones disputatae in the History of the Liturgy of the Hours: The Origins of Nocturns, Matins, Prime,” Worship 58 (1984) 130-158. 90. Review of Archimandrite Chrysostomos, Orthodox Liturgical Dress. An Historical Treatment (Brookline, MA 1981), OCP 50 (1984) 251. 91. Review of N.G. Garsoïan, T.F. Mathews, R.W. Thomson (eds.), East of Byzantium: Syria and Armenia in the Formative Period (Dumbarton Oaks Symposium 1980, Washington, DC 1982), OCP 50 (1984) 209-211.

http://bogoslov.ru/person/525392

В 7-м Слове И. К. толкует ряд стихов из Псалтири и пророческих книг, указывающих на таинство воплощения Сына Божия, среди них: Пс 84. 11; Авв 3. 3; Ис 28. 16. Также И. К. затрагивает тему прообразов Креста Господня: благословение Иаковом Ефрема и Манассии (Быт 48. 14; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 200. 703-707), простирание рук Моисеем в битве с Амаликом (Исх 17. 11-16; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 201. 728-730), праздник кущей (Втор 16. 16; 31. 10; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 201. 736-740). 8-е Слово продолжает истолкование христологических мест ВЗ (Ibid. Σ. 215-246). Ряд стихов из Псалтири и пророческих книг предсказывает крестный путь Спасителя на Голгофу и Распятие: напр., Ис 53. 7-8 (Ibid. Σ. 221. 346 - 228. 518). Особо выделяется трактовка образа благочестивого разбойника (Лк 23. 40-42; см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 229. 549 - 233. 642). Покаяние его более велико, чем покаяние мытаря или блудницы: ведь мытарь имел глубокую веру в Бога, женщина видела чудеса Христа, а причина покаяния разбойника - «исправление (τ κατρθωμα) его души в чистом виде» (Ibid. Σ. 230. 559-561) и вера в то, что Царство Христа - не от мира сего (Ibid. Σ. 231. 582-586). Эта вера даже больше той, что была у апостолов до Пятидесятницы, за исключением веры ап. Иоанна Богослова (Ibid. Σ. 231. 601-610). И. К. собрал ряд мест ВЗ, прикровенно указывающих на воскресение Христа: Ис 42. 6; 45. 2-3; Пс 9. 7; 15. 10; 43. 24, 27; 81. 8 и др. ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 236. 736 - 237. 755). Он приводит и рациональные доводы в пользу истинности Воскресения (Ibid. Σ. 239. 815 - 243. 915). Так, если бы Христос не воскрес, зачем бы апостолы стали претерпевать за Него многие страдания? (Ibid. Σ. 242. 882-884). Наконец, о вознесении Христа говорит ряд псалмов: Пс 23. 7-10; 46. 6; 107. 4-6 (см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 244. 940 - 245. 977). 10-е Слово открывается указаниями на ветхозаветные пророчества об апостолах: Пс 18. 4-5 и др. ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 247. 5 - 249. 71), а также о гонениях и преследованиях христиан со стороны иудеев. Иудеи оставлены Богом «за дерзость по отношению к Христу» (Ibid. Σ. 251. 105-106), и гнев Божий на них продлится «до пришествия антихриста» (Ibid. Σ. 252. 140-141; 254. 189-190).

http://pravenc.ru/text/471274.html

233 Биографические данные Марка Минуция Феликса (ум. ок. 210 г.) практически не сохранились. Его труд «Октавий» датируется примерно 180–192 гг. В сочинении речь идет о диспуте между христианином Октавием Януарием и язычником Цецилием Наталием, друзьями автора, которые избрали его самого судьей в своем споре. 235 Дело в том, что из 14 канонических посланий апостола Павла в тесте заголовка 13 из них содержится имя Павла, а в заголовке послания «К евреям» имя автора не значится, и Павлу оно приписывается по традиции. 236 Речь идет о римской провинции Аравия (которая включала в себя все Заиорданье и область Петры), главным городом которой была Боцра, колония, основанная Траяном (совр. Ма Шерик Хавран). В III в. здесь был созван собор, на котором присутствовал и Ориген по вопросу о монархианском учении епископа Вирилла. Смысл монархианского учения – в отрицании троичности и отстаивании какого-то одного лица в Боге. Монархиане были двух типов: динамисты, которые утверждали, что Христос есть простой человек, в котором действовала особая божественная сила; и модалисты, которые видели во Христе самого Бога-Отца, воплотившегося ради спасения людей. 237 Гай Юлий Вер Максимин Фракиец (ок. 172/173 г. – 238 г.) родился в семье фракийского крестьянина и прошел путь от простого воина до военачальника. После расправы над Александром Севером войска провозгласили его императором. Он нанес ряд поражений алеманнам (235 г.), сарматам и дакам (236–237 гг.). Но его политика, направленная на удовлетворение интересов войска и ущемление сенаторов и крупных землевладельцев, стала причиной восстания против него под эгидой Гордианов. В 238 г. Максимин, выступив против сенатской партии, осадил Аквилею, но погиб во время вспыхнувшего в его лагере мятежа. 238 Было три императора с именем Гордиан. Марк Антоний Гордиан I (159–238 гг.) происходил из малоазийской аристократии, в 222 г. был консулом, а в 237–238 гг. – проконсулом провинции Африка. Он был выдвинут местной аристократией как претендент на трон и в 238 г. поддержан сенатом против Максимина Фракийца. Гордиан сделал соправителем своего сына, носящего то же имя, – Гордиан II. Но Гордиан II погиб у Карфагена в битве с нумидийским легионом, оставшимся верным Максимину. Узнав о смерти сына, Гордиан I покончил с собой. По всей видимости, у Иеронима речь идет о Гордиане III. Марк Антоний Гордиан III (225–244 гг.) был сыном Гордиана II и внуком Гордиана I. После убийства Максимина, кратковременного правления и убийства Пупиена и Бальбина преторианцы провозгласили в 238 г. императором Гордиана III. Гордиан III вел оборонительные войны на Дунае в 242–244 гг., а затем начал войну против персов в Сирии и Месопотамии, в ходе которой и погиб на Евфрате.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1962. Vol. 3. Pt. 1. P. 43) и читал труды свт. Григория Богослова (а именно «Надгробное слово в честь Василия Великого»; Flusin. 1983. P. 73), свт. Кирилла Александрийского, Житие прп. Антония, составленное свт. Афанасием Александрийским ( Garitte. 1957; Flusin. 1983. P. 45), Житие прп. Пахомия Великого ( Flusin. 1983. P. 45-53), «Чудеса св. мч. Феклы» (Ibid. P. 53-54) и др. произведения, из к-рых заимствовал отдельные фразы и образы. Несмотря на то что К. С. был антиоригенистом, он использовал при написании своих сочинений «Лавсаик» Палладия Еленопольского, который симпатизировал Оригену и был учеником Евагрия Понтийского ( Draguet. 1949; Flusin. 1983. P. 44). К. С. неоднократно ссылается на «египетских отцов» или просто «отцов» ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 30, 33// Schwartz. 1939. S. 30, 31, 34, 36; Vita Sabae. 7//Ibid. S. 91). По мнению В. Буссе, К. С. был знаком с какой-то коллекцией апофтегм ( Bousset W. Apophthegmata: Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums. Tüb., 1923. S. 67-68). Флюзен обнаружил ок. 15 параллельных мест в сочинениях К. С. и алфавитном собрании Apophthegmata Patrum ( Flusin. 1983. P. 55-59). Одним из источников, широко используемых К. С., является «История боголюбцев» Феодорита Кирского ( Devos. 1980. P. 29-32; Flusin. 1983. P. 67-70). Некоторые параллели существуют в Житиях преподобных Евфимия и Саввы и «Слове подвижническом» Нила Анкирского ( Flusin. 1983. P. 70-71). В своих произведениях К. С. систематически не рассматривал богословские вопросы. Из немногих мест, касающихся триадологии и христологии ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 1, 39, 40// Schwartz. 1939. S. 6-7, 40-41, 42-44; Vita Sabae. 38//Ibid. S. 127), можно лишь заключить, что К. С. придерживался постановлений первых пяти Вселенских Соборов. Шварц и Флюзен усматривают в христологических взглядах К. С. зависимость от богословских сочинений имп. Юстиниана ( Schwartz. 1939. S. 362; Flusin. 1983. P. 73-76). Главные персонажи Житий, написанных К. С., представлены как ревностные защитники православия в борьбе с партией монофизитов и с палестинскими монахами-оригенистами.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

776 . Papadakis A. Gennadius II and Mehmet the Conqueror//Byz. 1972. Vol. 42. 777 . Papademetriou G. C. Introduction to Saint Gregory Palamas. N. Y., 1973. 778 . Papoulidis C. La place de l’empereur à Byzance pendant les Conciles Oecuméniques// Βυζαντιν. 1971. T. 3. 779 . Pertusi A. Il pensiero politico e sociale bizantino della fine del secolo VI al secolo XIII//Storia delle idee politiche, economiche e sociale/Diretta da L. Firpo. Torino, 1983. 780 . Pertusi A. La concezione politica e sociale dell’impero di Giustiniano//Ibid. 781 . Pertusi A. Storia del pensiero politico//La civiltà bizantina dal XII al XV secolo. Roma, 1982. 782 . Philippidis-Braat A. La captivitéde Palamas chez les Turcs: dossier et commentaire//TM. 1979. T. 7. 783 . Pingree D. Gregory Chioniades and Palaeologan Astronomy//DOP. 1964. Vol. 18. 784 . Pljakou S. Über die soziale Struktur der byzantinischen Städte im 13–14. Jahrhundert//JÖB. 1982. Bd. 32/2. 785 . Podskalsky G. Barllaams theologische Methode und die byzantinische Tradition//XV е Congrès International d’études byzantines. Athènes, 5–11 septembre 1976. Résumés des communications. Athènes, 1980. 786 . Podskalsky G. Byzantinische Reichseschatologie. Die Periodisierung der Weltgeschichte in den vier Grossreichen ( Daniel 2 und 7) und dem Tausendjährigen Friedensreiche (Арок. 20). Eine motivgeschichtliche Untersuchung. München, 1972. 787 . Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiejver Rus’ (988–1237). München, 1982. 788 . Podskalsky G. Gottesschau und Inkarnation: Zur Bedeutung der Heilsgeschichte bei Gregorios Palamas//OCP. 1969. Vol. 35. 789 . Podskalsky G. Humanistische Theologie in Byzanz: Charakteristika//XXe Congrès International... Pré-actes. Vol. 2. 790 . Podskalsky G. Il metropolita Cipriano di Kiev/Moscae la comparsa dell’esicasmo in Russia//Amore del Bello: Studi sulla Filocalia. Magnano, 1991. 791 . Podskalsky G. I teologi greco-cattolici e greco-ortodossi della turcocrazia (XV–XVIII see.) e l’esicasmo palamitico//Nil Sorskij e l’esicasmo. Magnano, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Palma de Mallorca, 1976; Simoncelli P. Il caso Reginald Pole: Eresia e santità nelle polemiche religiose del Cinquecento. R., 1977. P. 147-241; Tellechea Id í goras J. I. Pole y Paulo IV: Una célebre Apología inédita del cardenal Inglés (1557)// Idem. Fray Bartolomé Carranza y el card. Pole: Un navarro en la restauración católica de Inglaterra (1554-1558). Pamplona, 1977. P. 201-241; idem. Paulo IV y Carlos V: La renuncia del imperio a debate. Madrid, 2001; Tacchella L. Paolo IV e la nunziatura in Polonia di Luigi Lippomano//Dalla Chiesa antica alla Chiesa moderna/Ed. M. Fois e. a. R., 1983. P. 231-260. (Misc. Historiae Pontificiae; 50); Aubert A. Alle origini della Controriforma: Studi e problemi su Paolo IV//RSLR. 1986. Vol. 22. P. 303-355; idem. La politica annonaria di Roma durante il pontificato di Paolo IV//Archivio Storico Italiano. Firenze, 1986. Vol. 144. N 3. P. 261-288; idem. Paolo IV Carafa nel giudizio della età Controriforma. Città di Castello, 1990; idem. Paolo IV: Politica, inquisizione e storiografia. Firenze, 1999; idem. Paolo IV, papa//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 128-142; Chiomenti Vassalli D. Paolo IV e il processo Carafa: Un caso d " ingiusta giustizia nel Cinquecento. Mil., 1993; Borromeo A. Paul IV//Dictionnaire hist. de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1268-1269; Gleason E. G. Who was the First Counter-Reformation Pope?//CathHR. 1995. Vol. 81. N 2. P. 173-184; Firpo M. Inquisizione romana e Controriforma: Studi sul card. Giovanni Morone e il suo processo d " eresia. Brescia, 20052; Santarelli D. Il papato di Paolo IV nella crisi politico-religiosa del Cinquecento: Le relazioni con la repubblica di Venezia e l " atteggiamento nei confronti di Carlo V e Filippo II. R., 2008-2012. 2 vol.; idem. Paolo IV, papa//Dizionario storico dell " Inquisizione. Pisa, 2010. Vol. 3. P. 1164-1166; Vanni A. «Fare diligente inquisitione»: Gian Pietro Carafa e le origini dei chierici regolari teatini. R., 2010; idem. La carriera di Paolo IV, tra Inquisizione e Ordini Religiosi//Tiempos modernos: Rev.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

1289 Nemesii De natura hominis//PG. 40. 520B–521A. Ср.: Arist. Nie. Eth. 1097 b 11, 1169 b 18; Poiit. 1253 а 9; 1278 b 15 (Аристотель. Сочинения. Т. 4. C. 63, 259, 378:455). 1291 Νικολου Θ. Στ. Α περ πολιτεας κα δικαου δαι το Γ. Πλθωνος Γεμιστο. Θεσσαλονκη, 1974. Σελ. 129. 1292 Каждан А. П. Византийская культура (X–XII вв.). М., 1968. Гл. 2; Поляковская М. А. Понимание социальных проблем... С. 15–16; Pertusi A. La concezione politica e sociale dell’impero di Giustiniano//Storia delle idee politiche, economiche e sociale/Diretta da L. Firpo. Torino, 1983. P. 543–546; и др. 1293 Нет необходимости напоминать, что корабль для византийцев был образом как их Империи, так и образом мира в целом, мирового целого. Так, Константин Багрянородный учил своего сына: «...знание есть благо для подданных (ср. бэконовское „знание – сила“. – Д. М.), в особенности же для тебя, обязанного печься о спасении всех и править и руководить мировым кораблем ( τν κοσμικν λκδα πηδαλισυχεν τε κα κυβερνν)» (греч. текст и пер. Г. Г. Литаврина цит. по: Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 36–37). 1294 Хлеботорговля с заморскими территориями была жизненно важна и для Константинополя. Именно поэтому, в частности, патр. Афанасий делал всё от него зависящее, чтобы упрочить над ней контроль. См: Барабанов Н. Д. Константинопольский патриарх Афанасий I о недугах византийского общества... В целом о духе странствий, охватившем византийскую знать той поры (XIV–XV вв.), см.: Matschke К.-Р. Bemerkungen zu М. J. Sjuzjumovs «jungem Unternehmeradel» in spätbyzantinischer Zeit//АДСВ. Вып. 26. C. 246 и сл. 1295 В данном контексте немаловажно учитывать, что Фессалоника была портом и рынком для Македонии, Фессалии, Сербии, Болгарии, а на ее знаменитые ярмарки в честь св. Димитрия съезжались купцы из ряда европейских государств (Наследова Р. А. Города, ремесло и торговля в поздней Византии (XIII–XV вв.)//История Византии. Т. 3. С. 118; Завражин В. Н. «Месой» в поздневизантийском городе поданным «Истории» Иоанна Кантакузина //СГ. 1975. Вып. 3. С. 230 – о прослойке торговцев). Ср., между прочим, и то обстоятельство, что в основе движения зилотов стояла именно корпорация матросов (Курбатов Г. Л., Рутенбург В. И. Зилоты и чомпи... С. 27; Pljakov S. Über die soziale Struktur der byzantinischen Städte im 13.–14. Jahrhundert//JÖB. 1982. Bd. 32/2. S. 17). Поэтому слова Паламы, отражая практику того времени, надо полагать, живо воспринимались его слушателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010