Находится ли в какой связи с сказаниями о хождениях апостола Андрея предание о мучениках Инне, Римме и Пинне, решить невозможно. Это предание дошло до нас только в кратком изложении греческих Миней, и притом в двоякой редакции. В одной, более краткой (см. венецианское издание Миней и Synaxarium ecclesiae Constantinopolit. ed. H. Delehaye, col. 407, 23 sqq.), говорится весьма неопределенно, что эти святые «были из одной северной страны (Ουτοι χρας τνος της ατ’ ρτον πρχοντες), и схваченные идолопоклонствующими варварами, были представлены князю страны, который осудил их за исповедание Христа на смерть от льда». Затем описывается самый род казни: они привязаны были к деревьям, вбитым посреди проруби в замерзшей реке, и так как это было во время особенно лютой зимы, то они скоро замерзли. В другой, более пространной редакции, которая уже находится в месяцеслове Василия, место и время события обозначены точнее: «Эти святые были из Скифии, из страны северной, ученики св. апостола Андрея. Уча об имени Христа, они обратили многих варваров к истинной вере и крестили их. За это были схвачены князем варваров» и т. д. Самые имена святых (ννς, Πιννς, ’Ριμμς) не дают ключа к решению возникающих вопросов, хотя Болландистам они напоминали нижненемецкое (голландское?) наречие. Надписи придунайских областей (Corpus inscriptionum Latinarum, t. III) дают нам следующие подобозвучные названия: Enna, Oppalonis filia, и Enna, Rui filia 3793, 3821 и 3802), а также Enno, Secconis filius 3861); все это в верхней Паннонии около Савы (вблизи Любляны); Remmia L. filia, только однажды в Далмации 3125), Pinnius 571) в Греции и 6243 2 ) на керченской амфоре и Pinnia (2308) в Далмации, наконец Епепа (в Мезии на Сербской Мораве 6316): последняя Форма соответствует более чтению славянских переводов статьи минология (Енене, Нирине и Пине). На сколько это подтверждает предположение, что под северною страной или Скифией нужно разуметь придунайскую Малую Скифию, – представляется судить читателям (Ср. арх. Сергия, Полный месяцеслов Восточной церкви, прим. к 20-му января и приведенную там ссылку из сочинения Филарета Черниговского ). Некоторое отношение к нашему предмету, может быть, имеет и краткое сказание о мученике Дасие, помещаемое в Минеях под 20-м ноября, и тоже в двух редакциях, хотя событие относится ко времени (Диоклетиана и) Максимиана. Здесь рассказывается, что в городе придунайском Доростоле был обычай ежегодно во время одного праздника приносить в жертву Кроносу юного и красивого воина; тот, на кого падал жребий, в продолжение 30 дней пользовался самым роскошным содержанием и уже затем был закалаем См. F. Cumont в Anal. Boll. XVI, 11 слл. и XXVII, 369 слл.. Имя Дасия (Δσιος) часто встречается в придунайских надписях (Dasius и Dassius).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Después de aludir a algunas de las analogías más notables, haremos a continuación algunas observaciones generales, principalmente de carácter histórico litúrgico, dejando a un lado otras, no menos interesantes, de tipo teológico. 1) El sincretismo religioso, tal como se manifiesta en el ritual de les misterios, no existía aún, al menos tan perfectamente desarrollado, en tiempo de San Pablo. Su origen primero, su desarrollo y hasta el área precisa de su difusión son cosas bastante difíciles de determinar. Generalmente se admite que cuando adquirió verdadera consistencia fue hacia el final del siglo I o principio del II, bajo la influencia de la filosofía griega. Por lo que al culto de Mitra se refiere, consta que fue introducido en el mundo romano alrededor del año 80 después de Cristo. Sus primeras conquistas – según Cumont – las consigue fuera de los principales centros del mundo helénico (Asia Menor, Egipto, Grecia, Macedonia), que fueron, por el contrario, donde el cristianismo se difundió principalmente gracias al apostolado de San Pablo. Por lo tanto, qué influencia eficaz pudieron el ercer sobre el ritual eucarístico, el cual lo hallamos ya claramente delineado por el Apóstol en la primera Carta a los Corintios, escrita hacia el año 55 ó 56? 2) Se ha dicho que el mismo San Pablo, en esta misma Carta y pasaje, reconoce y pone de relieve la afinidad entre la cena cristiana y los sacrificios paganos. Y es verdad; de otro modo, su argumentación carecería de fundamento. «Todo aquel que come la carne inmolada a los ídolos, toma parte en el culto del dios al que ha sido ofrecida. Un cristiano, pues, no puede probar esa carne sin cometer un acto de idolatría. «Como se ve, el Apóstol reconoce una correlación externa entre las dos instituciones; pero no sólo las distingue netamente, sino que las contrapone en perfecta antítesis. Para él, la mensa dominica no es la mensa demoniorum; entre las dos mesas no puede haber ningún contacto. La pagana es una abominación idolátrica que suscita la indignación del Apóstol. ¿Cómo, pues, iba él a tomar de unos mitos tan detestables sus ideas sobre la eucaristía y el sacrificio, esto es, las concepciones fundamentales de su doctrina?

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Аргументы Голубинского таковы: Симеон Логофет пишет, что руссы напали на Царьград в 10-й год царствования Михаила. Следовательно: в 860 г. Никита Пафлагонянин в житии патр. Игнатия рассказывает о нашествии руссов между 859 и 861 гг. Сообщая о соборе в мае месяце 861 г., он говорит, что собор был «немного опустя после нашествия». В Хронике Иоанна Диакона Венецианского рассказ о нападении руссов помещен между 860 и 863 годом: «В то время полчища норманнов с 360 кораблями дерзнули напасть на КПль. Но так как не могли нанести вреда неодолимому городу, то, предавшись буйному грабительству предместий и нещадно избив очень многих, с добычей отступили во свояси». А вот детали из Никиты Пафлагонянина. Сообщая о помещении узника, патр. Игнатия, на острове Теревинте, Никита продолжает: «тут же приключилась святому мужу и другая беда. В то время злоубийственный скифский народ, называемый русы rw " _s, через Евксинское море прорвались в залив, опустошили все населенные местности и монастыри, разграбили всю утварь и деньги. Умертвили всех захваченных ими людей. Врывались и в патриаршие монастыри с варварской пылкостью и страстью. Забрали себе все найденное в них имущество и, захватив ближайших слуг в числе 22-х, на корме одного корабля всех их изрубили топорами на куски». Увидели они и самого Игнатия, маленького ростом, тщедушного, скопца и потому бледного, в морщинках, вообще имевшего вид не от мира сего. И не тронули его. Старый академик Куник упорно не соглашался с Голубинским в его хронологических выводах, но был посрамлен фактическим открытием отрывков новой греческой хроники, где дата похода указана точно: 18-го июня 860 года: mhni» Iouni " ф IH_» [ i " ndiktiw " no_s] H_«, e " tou_s CT _KsH. тф e " tei th_s epik ratei " a_s au " tou:» (т. е. 18 июня 860 г.). Fr. Cumont. Anecdota Bruxelliana. Chron byzant. K. De Boor. Der Angriff der Rhos an Byzanz. Bys. Ztschr. 1894. «Но», – говорится в греческой хронике, – «по молитвам всепетой Богородицы... (руссы) силой «были побеждены и улетучились» ( Oi dia presbeiw " n th_s pa " nu mnhtou Feoto " kou...

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Верно, что и Павловы послания вызваны были теми или иными современными обстоятельствами известного момента, но они должны были действовать и приносить плод до пришествия Господа и далее -в вечность. Если бы благовестника спросили, доколе сохраняют силу выраженные в его посланиях увещания, то, разумеется, ответ был бы тот, что они обязательны до второго явления Господня. Такое послание, как к Галатам, по всему характеру своему предназначено для более обширного круга и потому с этой стороны подходит до известной степени к посланию Иаковлеву, обращенному к «двенадцати коленам, находящихся в рассеянии» (I, 1). И вообще внешнюю форму нельзя преувеличивать. Христианство взяло и внешние формы писания, чтобы наполнить их новым духом, как и в области словаря, так что давно знакомые формы выражают тут нечто совсем другое 72 . Равно и смена εγ и μεις в Павловых посланиях 73 имеет для себя параллели в позднейшей греческой литературе и в папирусах. Впрочем, касательно смены чисел единственного и множественного не открыто определенных законов. Так, в Hibeh-nanupyce от 253 г. читается: ρ ντες... ιμην, Пожалуй, можно отметить, что Павловы послания написаны больше с точки зрения оратора- проповедника, который видит своих слушателей пред собою и непроизвольно объединяется с ближайшими из них 74 . Так и при рассмотрении новозаветного языка в его связи с языком народным мы видим исполнившимся священное изречение ( Mamф. XXI, 16 ): κ στ ματος νηπ ων κα θηλαζ ντιυν καταρτ σω ανον. Η. Глубоковский 75 . 43 Ad. DeUsmann, Licht vom Osten, S. 2 50. Насчет новообразований и преобразований со стороны христианства в языковой области в настоящее время можно судить хотя-бы по отчетам миссионеров о библейских переводах на неведомые языки. 46 François Cumont, Die orientalischen Religionen im römischen Heidentum (Leipzig und Berlin 1910), S, 168. Cp. также Prof. C. Clemen, Der Einfluss der Mysterienreligionen auf das älteste Christentum, Giessen 1913. 47 По вопросу об отношении мистерий к христианству см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Cumont opina que, andando el tiempo, fue introducido el vino, y Petazzoni lo afirma categóricamente. Son suposiciones que carecen de todo fundamento documental. Además, la analogía vista por San Justino no podía ser sino muy superficial, porque los elementos del banquete pagano no simbolizan ni el cuerpo ni la sangre de Mitra. Loisy ha querido relacionar este banquete con el toro muerto por Mitra; el pan y la bebida eran la substancia del toro divino, del toro místico, el dios Mitra. Pero téngase en cuenta que de ningún documento del mitraísmo, así entre los persas como entre los helenísticos y romanos, puede deducirse ni remotamente la identificación de Mitra con el toro. Esto priva de todo fundamento a la afirmación de Loisy. El Misterio Cristiano Del examen objetivo, aunque somero, de las teorías sincretistas, hoy tan de moda, podemos deducir hasta que punto son superficiales y anticientíficas, al pretender demostrar por simples analogías rituales, a veces no bien probadas, una efectiva dependencia histórica de nuestros ritos eucarísticos. Debemos, por consiguiente, sostener con todo aplomo que la eucaristía ha tenido siempre, en el principio y en los tiempos posteriores, aquella divina originalidad que Cristo, su autor, le imprimiera. Con todo, el conocimiento más profundo de las corrientes religiosas que al socaire del politeísmo oficial circulaban en el mundo greco-romano, manifestándose en la mística burda de los misterios y procurando satisfacer de alguna manera las ansias de vida y de inmortalidad de muchas almas, puede ser de gran utilidad. Sobre todo, puede dar a conocer la oportunidad del nuevo culto cristiano, que, en forma mucho más perfecta, encarnaba no mitos lejanos y fabulosos, sino la realidad histórica de un Dios redentor, santificador y remunerador de las almas. Por esta razón, recientemente dom Casel (1948), estudiando la anamnesis, o sea la conmemoración de la muerte redentora de Cristo en la antigua liturgia, ha procurado demostrar cómo a los dos aspectos tradicionales de la eucaristía, sacrificio y sacramento, puede añadirse un tercero, el misterio, conforme al tipo de las religiones paganas, en cuanto que contiene todas las notas que los historiadores de las religiones han atribuido al «misterio «cultural.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

54 Этот процесс лучше всего обрисован в книге Fr. Cumont – «Les religions orientates dans le paganisme romain». 55 Эта точка зрения, наиболее глубоко представленная выдающимся исследователем Фрезером (Fraser), усвоена и русской антирелигиозной литературой. 56 См. подробности в книге Страхова – «Идея воскресения в дохристианском религиозном сознании». Москва, 1916. 60 Вокруг хронологии Заратустры не прекращается спор у исследователей Надо считать наиболее вероятным, что он жил в VII-VI в. до Р. Х. 61 Быть может самым ярким свидетельством этого может служить произведение Марка Аврелия (римского императора в конце II в. по Р. Х.) «К самому себе». 62 Говорим, по-видимому, так, как при настоянием состоянии разработки исторических данных этого нельзя утверждать категорически. 63 Когда, в религиозной эволюции в Греции, Зевс вытеснил Посейдона с Олимпа (Посейдон с тех пор стал богом моря), то местную богиню Аттику-Афину признали «дочерью» Зевса, вышедшей из головы Зевса, уже вооруженной. Это связывание в «родственные отношения» божественных образов, бывших до этого отдельным» друг от друга, очень характерно для религиозной эволюции всего язычества. 65 В одной из книг, изданных защитниками «мифологической» теории (Виппер. Возникновение христианской литературы, 1945), говорится об «историзации» Иисуса Христа; т. е., «превращении» мифического образа в «исторический», т. е., об усвоении Христу исторической реальности. Конечно, Виппер вынужден признаться в том, что все христианское сознание было насквозь «историзирующим», т. е., утверждающим историческую реальность Христа. 66 См. в приложении I рассмотрение учения о «бессмертии души» вне христианства и о христианском учении о воскресении в теле. 67 Неясные указания, встречающиеся кое-где, относительно смерти и воскресения Митры мало достоверны, во всяком случае связаны с влиянием христианства на митраизм, а не наоборот. 69 В первоначальной форме Аттис, убегая от своей матери (которая есть в то же время и «Мать-земля», «Великая матерь богов»), убивает сам себя (оскопляет) под сосной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Глаголев С. С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1894. 216 См. Guibert, Chinghole. Les origines. P. 496. 217 Riem. J. Die Sintflut in Sage und Wissenschaft. Hamburg, 1925. 218 Эти слова находятся в песнопении на утрени — «Слава в вышних Богу». 219 Сказание о св. Граале не было, впрочем, в точном смысле слова народным — в его создании принимали участие поэты и писатели. 220 Эту точку зрения особенно защищал известный французский историк религии Reinach; его книга «Orpheus» — история религий — была усиленно распространяема в советской России. 221 Weigall A. Survivances paiennes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934. 222 Особенно развязным и совершенно бездоказательным является русский советский ученый Р. Ю. Виппер, когда-то хороший ученый, а ныне открыто защищающий атеизм. Характерны его работы «Ранняя христианская литература» и «Рим и раннее христианство». 223 Отметим, что долго существовал и сейчас есть так наз. мандеизм, в основе которого лежит поклонение «Иоанну сыну Захарии». Мандеисты отвергают божество Иисуса Христа (которого крестил Иоанн), но заимствовали у христиан евхаристию (для причащения у них служит хлеб и вода). Мандеизм все же косвенно свидетельствует о Христе. 224 Они сочинены, по-видимому, лишь в IV в. 225 Заметим, что лишь немногие ученые связывают письмо Клавдия с христианами, огромное же большинство не видит в глухих указаниях Клавдия намеков на христианство. 226 Заметим, что в первые века нашей эры греческое слово Christos римляне произносили часто Chrestos. 227 См. об этом у Labriolle «La reaction paienne». P. 43. 228 Как и Плиний, Тацит употребляет термин «хрестиане», «Хрестос». 229 Чаяния иудеев, связанные с ожиданием Мессии, состояли в надежде на восстановление самостоятельного иудейского царства. Во время Христа иудейский народ был подчинен Риму. 230 Этот процесс лучше всего обрисован в: Cumont Fr. Les religions orientales dans le paganisme romain. 4 ed. Paris, 1929. 231 Эта точка зрения, наиболее глубоко представленная выдающимся исследователем Фрезером (Fraser), усвоена и русской антирелигиозной литературой. 232

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Библиография к II части.    С. Глаголев — Религиозное сознание язычества.    Вл. Соловьев — Статьи по истории религии в собрании сочинений.    Рождественский — Апологетика.    Смирнов — История религии.    B. Д. Кудрявцев — Сочинения.    Зелинский — Религия эллинизма.    Страхов — Идея воскресения в дохристианском религиозном сознании.    C. Глаголев — Естественное богопознание и сверхъестественное Откровение.    Арх. Киприан — Евхаристия.    Карелин — Падение языческого мировоззрения. Duchesne — L " origine du culte Chretien.    Prumm — Heidentum und Christentum.    Weigall — Survivances paiennes dans le monde Chretien.    Labriolle — La reaction paienne.    Fr. Cumont — Les religions orienltales dans le paganisme romain.    Hugo Rahner — Mythes grecs et mysteres Chretiens.    Dolger — Sol salutis.    M. Eliade — Traite d " hisitoire des religions.    Эти слова находятся в песнопении на утрени — «Слава в вышних Богу».    Сказание о св. Граале не было, впрочем, в точном смысле слова народным — в его создании принимали участие поэты и писатели.    Эту точку зрения особенно защищал известный французский историк религии Reinach; его книга Orpheus — история религий — была усиленно распространяема в сов. России.    A. Weigall, — Survivances paiemnes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934.    Особенно развязным и совершенно бездоказательным, является русский советский ученый Р. Ю. Виппер, когда-то хороший ученый, а ныне открыто защищающий атеизм. Характерны его работы: «Ранняя христианская литература» и «Рим и раннее христианство».    Отметим, что долго существовал и сейчас есть т. н. мандеизм, в основе которого лежит поклонение «Иоанну сыну Захарии». Мандеисты отвергают божество Иисуса Христа (которого крестил Иоанн), но заимствовали у христиан евхаристию (для причащения служит у них хлеб и вода). Мандеизм все же косвенно свидетельствует о Христе.    Они сочинены, по-видимому, лишь в IV в.    Заметим, что лишь немногие ученые связывают письмо Клавдия с христианами, огромное же большинство не видит в глухих указаниях Клавдия намеков на христианство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   См. в приложении I рассмотрение учения о «бессмертии души» вне христианства и о христианском учении о воскресении в теле.    Неясные указания, встречающиеся кое-где, относительно смерти и воскресения Митры мало достоверны, во всяком случае связаны с влиянием христианства на митраизм, а не наоборот.    Подробности см. в книге Страхова.    В первоначальной форме Аттис, убегая от своей матери (которая есть в то же время и «Мать-земля», «Великая матерь богов»), убивает сам себя (оскопляет) под сосной.    Заметим, что особых мистерий, связанных с Адонисом, не было; миф о смерти Адониса и о частичном возвращении его к жизни, благодаря любившей его Афродите, был чистой «идеей», облегченной в форму сказания.    Процесс распространения языческих культов лучше всего изображен в книге Cumont — Religions orientales dans l " empire remain, а распространение христианства в книге Harnack «Ausbreitung d. Cristenthums».    Особенно это надо сказать о гностицизме, и герметизме, которые долго были «соперниками» христианства.    Кроме вавилонского гностицизма, есть гностицизм, выросший на почве Нового Завета.    С особенной силой это подчеркивал Norden. в работе «Die Geburt d. Kindes». См. любые книги по истории религии, — особенно Bultmann «Le Chris ianisme primitif». Trad, frang. Paris, 1950.    Weigall. — Les survivances paiennes dans le monde Chretien.    См. об этом известную книгу Duchesnë «Les origines du culte Chretien».    Из новых работ я особенно опираюсь на работу католического ученого Hugo Rahner. — «Mythes grecs et mysteres chr lens», Trad, frang. 1954.    Это относится особенно к повествованию о сошествии Господа в ад. См. у Rahner. P. 128. Очень важны работы известного ученого. Dolger (особенно Sol salutis).    См. об этом у Ранера.    См. книгу Архим. Киприана «Евхаристия».    См. упомянутую выше книгу Duchesnë «Les engines du culte Chretien».    Приведем еще слова Рейнака (из книги «Орфей»): «Христианское причащение ... является отдаленным пережитком ранних тотемических обрядов».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Riem — «Die Sintflut in Sage und Wisisenschaft, Hamburg, 1925. слова находятся в песнопении на утрени — «Слава в вышних Богу». о св. Граале не было, впрочем, в точном смысле слова народным — в его создании принимали участие поэты и писатели. точку зрения особенно защищал известный французский историк религии Reinach; его книга Orpheus — история религий — была усиленно распространяема в сов. России. Weigall, — Survivances paiemnes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934. развязным и совершенно бездоказательным, является русский советский ученый Р. Ю. Виппер, когда-то хороший ученый, а ныне открыто защищающий атеизм. Характерны его работы: «Ранняя христианская литература» и «Рим и раннее христианство». что долго существовал и сейчас есть т. н. мандеизм, в основе которого лежит поклонение «Иоанну сыну Захарии». Мандеисты отвергают божество Иисуса Христа (которого крестил Иоанн), но заимствовали у христиан евхаристию (для причащения служит у них хлеб и вода). Мандеизм все же косвенно свидетельствует о Христе. сочинены, по-видимому, лишь в IV b. что лишь немногие ученые связывают письмо Клавдия с христианами, огромное же большинство не видит в глухих указаниях Клавдия намеков на христианство. что в первые века нашей эры, греческое слово Christos, римляне произносили часто Chrestos. об этом у Labriolle — «La reaction paienne. P. 43. и Плиний, так и Тацит, употребляет термин «христиане», «Хрестос». иудеев, связанные с ожиданием Мессии, состояли в надежде на восстановление самостоятельного иудейского царства. Во время Христа иудейский народ был подчинен Риму. процесс лучше всего обрисован в книге Fr. Cumont — «Les religions orientates dans le paganisme romain». точка зрения, наиболее глубоко представленная выдающимся исследователем Фрезером (Fraser), усвоена и русской антирелигиозной литературой. подробности в книге Страхова — «Идея воскресения в дохристианском религиозном сознании». Москва, 1916. об этом в книге Cumont. была исконная иранская идея. впрочем, в следующей главе § 4 (примечание).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002   003     004