1:2. Повеление Бога взять в жены блудницу. Заключение брака по божественному повелению отражает метафору завета Израиля с Яхве. Иезекииль раскрывает этот образ в пророчестве о «найденном дитя» (Израиле), которое становится в конечном итоге неверной женой Яхве ( Иез. 16:1–43 ). В небиблейских источниках сюжет о браке по божественному повелению встречается в хеттских хрониках царя Хаттусили, задолго до Осии. Хаттусили заявляет, что богиня Иштар явилась ему во сне и повелела жениться на Пудухепе, дочери ее жреца. Вероятно, божественная санкция заставила замолчать критиков этого брака и дала его супруге право участвовать в религиозных ритуалах и царских приемах. 1:4. Резня, устроенная Ииуем в Изрееле. Елисей вдохновил революционный переворот, который в итоге привел на престол Ииуя (см.: 4Цар. 9:6–10 ). Слова «одного из сынов пророческих», который помазал Ииуя, призывают его отомстить за кровь убитых пророков путем истребления всего дома Ахава, включая его жену Иезавель. Ииуй совершает это возмездие, убив вначале царя Иорама во время сражения ( 4Цар. 9:24 ), а затем и иудейского царя Охозию ( 4Цар. 9:27 ). Прибыв в город Изреель, он обращается к своим союзникам среди его жителей с призывом выбросить из окна Иезавель, что и было исполнено ( 4Цар. 9:32,33 ). Затем происходит очищение «дома» Ахава, где слово «дом» является эвфемизмом, обозначающим его политических союзников и членов правительства. По приказу Ииуя запуганные до смерти представители городских властей Изрееля обезглавили семьдесят царских сыновей из дома Ахава ( 4Цар. 10:6–8 ). На следующий день Ииуй публично отрекся от ответственности за смерть этих семидесяти человек и использовал их смерть в качестве предлога, чтобы уничтожить всех этих чиновников ( 4Цар. 10:9–11 ). Такова была предыстория, массовое кровопролитие, которое под корень уничтожило династию и сторонников Ахава, и этим символическим именем «Изреель» был наречен первый сын Осии. Это имя, тем самым, служит напоминанием нынешнему царю, потомку Ииуя, что его царский дом ответствен за совершенные Ииуем убийства. Это также может служить предсказанием подобной же кровавой развязки, которая ожидает эту династию перед лицом посягательств Сирии и расширения ассирийской экспансии в этом регионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

бритвою. Т.е. силой оружия. нанятою. Ахаз сокровищами приобрел союзника в лице Феглаффелласара, царя Ассирии, иначе говоря, сам нанял ассирийское войско, чтобы оно вторглось в эти земли ( 4Цар. 16,8 ). В конечном итоге Господь возвысит Ассирию, «жезл гнева Моего» (10,5). 21 в тот день. См. ком. к 2,11. 22 по изобилию. В земле иудейской останется так мало людей, что даже незначительное количество пищи покажется изобилием. Глава 8 8 свиток. Букв.: «дощечка» ( Иез. 37,16 , «жезл»). Пророк должен был написать на ней имя своего сына (Магер-шелал-хаш-баз), чтобы объявить о рождении ребенка и об исполнении Божиего слова. См. ком. к ст. 3. 8 Урию священника. См. 4Цар. 16,10–16 . Захарию, сына Варахиина. Возможно, тесть Ахаза (см. 4Цар. 8,2 ). вСкорее всего, Исаия называет так свою жену, поскольку она была супругой пророка, но, может быть, и потому, что она также служила Богу ( Суд. 4,4 ; 4Цар. 22,14 ). Магер-шелал-хаш-баз. Это имя означает «спешит грабеж, ускоряет добыча». Оно содержит в себе пророчество о разорении Месопотамии, Израиля и Иудеи. 8 этот народ. Народ Иудеи. пренебрегает водами Силоама. Силоамский ручей вытекал из-под царского дворца на горе Сион. Ручей являлся символом царской династии Давида. Очевидно, иудеи желали видеть у себя более сильную царскую власть, и за это они будут наказаны: на них хлынет «большая река» царь ассирийский во всей своей мощи. 8 воды реки бурные и большие. Ассирийское нашествие. Ср. 1,30 и ком. 8 дойдет до шеи. До Иерусалима. Только Иерусалим выстоял под натиском ассирийских войск в 701 г. до Р.Х., которые опустошили, но, однако, не уничтожили Иудею до конца. Еммануил. См. ком. к 7,14; ср. ст. 10. Исаия называет Иудею землей Еммануила, как бы желая тем самым сказать, что Бог не оставит Свой народ; пережив опустошение, страна спасется от гибели. 8 с нами Бог! Букв.: «Ибо Еммануил!» См. ком. к 7,14; ср. ст. 8. с нами. Т.е. с остатком Иудеи (8,11–22). 8 Не называйте заговором. Поскольку заговор царей израильского и сирийского против Иудеи не состоится, то и заговором (угрозой, опасностью) его можно не считать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22, 23). Таким образом, если бы Манаим дал дань ассирийскому царю только в последней год своего царствования, то и тогда от времени изъявления Манаимом покорности Фулу до смерти Факея прошло – по Библии – 22 года; а между тем, по ассирийским памятникам, Феглафелласар принял дань от Манаима в 8-м году, боролся с Сирией в 13 и 14-м, умертвил Факея и воцарил Озию в 15–18-м году своего царствования. Расстояние между этим последним событием и изъявлением покорности ассирийскому царю Манаимом по ассирийским памятникам не больше 8 или 9 лет. На основании этих данных Опперт не только отличает Фула от Феглафелласара, но и признает существование двух израильских царей, носивших имя Манаима, из которых один упоминается в Библии, а другой только в памятниках клинообразного письма (ср. стр.30). Между тем указанное несогласие библейских свидетельств со свидетельствами ассирийских памятников не единственное обстоя­тельство, затрудняющее понимание хронологических данных, предлагаемых в повествовании священных ветхозаветных книг о последних царях царства израильского и современных им царях царства иудейского. Сами по себе библейские хронологические данные в этот период ветхозаветной истории представляются во многих отношениях неясными, и для уяснения их пособие других свидетельств может быть только желательным. Мы разумеем: а) то обстоятельство, что Озия, последний царь израильский, по 4Цар.15:30 , воцарился в 20-й год Иоафама иудейского, между тем как по 4Цар.15:33  этот Иоафам царствовал в Иерусалиме всего 16 лет; б) то обстоятельство, что тот же Озия, по 4Цар.27:1 , по-видимому, вопреки 4Цар.15:30 , воцарился в Самарии в 12-й год Ахаза иудейского; в) то обстоятельство, что по 4Цар.16:1  Ахаз воца­рился в 17-й год Факея израильского, и так как он царствовал 16 лет, a Самария пала в 6-й год Езекии, то до этого последнего события с 17-го года Факея – по хронологии иудейских царей – прошло 22 года, между тем как хронологические свидетельства относительно царей израильских сокращают этот период времени до 13 лет (=4 последние года 20-летнего царствования Факея и 9 лет царствования Озии); г) то обстоятельство, что Езекия иудейский, преемник Ахаза, воцарился по 4Цар.18:1  в 3-й год Озии израильского, между тем как этот Озия воцарился в 12-й год Ахаза (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Исаии I. 1) о жизни пр. Исаии, сына Амоса, имеются лишь отрывочные сведения. Известно, что он был женат и имел по меньшей мере двух сыновей ( Ис. 7:3 ; Ис. 8:3.18 ). Из 2Пар. 26:22 ; 2Пар. 32следует, что Исаия был автором повествований о царствовании Озии и Езекии (оба труда не сохранились); 2) пророч. служение Исаии проходило в период царствования Озии и Иофама ( Ис. 6:1 ). Последние сведения о его служении относятся ко времени нашествия Сеннахирима в 701 г. до Р.Х. ( Ис 36–39 ). По иуд. преданию, Исаия во времена царствования Манассии был предан мученической смерти (см. 2Цар. 21:16 ) за то, что утверждал, что видел Господа ( Ис 6 ), и за то, что осмелился сравнить Иерусалим с Содомом и Гоморрой ( Ис. 1:10 ; Ис. 3:9 ). Рассказывали, что царь приказал перепилить полое дерево, в котором укрылся Исаия. Возможно, что в Евр. 11упоминается именно этот факт. Т.о., Исаия пророчествовал минимум 40, а может быть, и ок. 55 лет, если исходить из того, что Манассия вступил на престол в 687–686 гг. до Р.Х. II. Исаия принадлежал к колену Иуды, в уделе которого и проходило его пророч. служение. Он был призван к служению и начал пророчествовать в один из самых трудных периодов в истории своего народа. После относительно спокойного царствования Озии ( 2Пар. 26:8.15 ), во времена правления Иофама, Дамаск и Израиль выступили против Иудеи ( 4Цар. 15:37 ). Такое противостояние продолжалось вплоть до вступления на престол Ахаза ( 4Цар. 16:5 ). В этой обстановке Исаия предсказал скорое поражение противников и распространение власти Ассирии ( Ис. 7 – Ис. 8:1 ; Ис. 17:1.3 ). Произошедшие после этого события подтвердили его пророчество: Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) напал на Сирию и Израиль и захватил Дамаск (733–732 гг. до Р.Х.; 4Цар. 15:29 ; 4Цар. 16:9 ). Спустя десять лет было уничтожено Северное (Израильское) царство и захвачена Самария (723–722 гг. до Р.Х.; см. Ис. 28:1–4 ), а в 711 г. до Р.Х. Саргон начал войну против Азота и Египта ( Ис. 20:1 ). Наконец, Сеннахирим (библ. Синаххериб) вступил в Иудею (701 г. до Р.Х.; 4Цар. 18:13 ) и осадил Иерусалим, перед тем захватив Вавилон, который хотел заключить союз с Иудеей ( Ис. 39:1.2 ). Но благодаря вмешательству Господа ассирийцы были вынуждены отступить, так и не добившись успеха ( Ис. 37:36.37 ). Падение Ассирии было предсказано пророком прежде ( Ис. 14:24–27 ), чем Манассия познал на себе ее власть ( 2Пар. 33:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

2192. См.. Ин. 6. 49. 2193. См. Числ. 32. 12. 2194. См. 1Кор. 7 23 Письмо 10 продолжает тему письма 7. 2195. Ср. у Филона (fug. et inu. 3. 16–18). 2196. О внешнем и внутреннем человеке см: Isaac 2. 3. 2197. См.: Флп. 4. 5. 2198. Ср.: expl. ps. 48, 17. 3: а также: epist. 36, II: epist. ex с. 14. 86; Abr. I. 7. 37; Iacob I. 8. 37; off. 2. 14. 66; 3. 1. 7. 2199. См.: Пс. 36. 3. 2200. См.: 1Петр. 2. 11. 2201. Ср.: Иов. 5. 24–26. 2202. См.: Пс. 36. 25, 26. 2203. Ср. y Вергилия, georg. 2. 507: defossoque incubat auro (ср.: Iacob 2. 5. 23). 2204. Ср.: Быт. 5. 23–24. 2205. Ср.: 4Цар 2. 11. 2206. Ср.: 4Цар. 2. 13–15. 2207. Ср.: 3Цар. 17. 2208. Ср.: 4Цар. 1. 10–12. 2209. Ср.: 4Цар. 2. 8. 2210. «Царские многозлатные богатства»: ср. у Филона (fug. et inu. 3. 16). 2211. Ср.: 3Цар. 21. 1–4. 2212. Ср.: Пс. 91. 13. 2213. Ср.: Лк. 6. 20. 2214. Не совсем верная цитата из Втор. 33. 23. В Септуагинте: Неффалим исполнен приятного. — Примеч. ред. 2215. Ср.: patr. 10. 43. 2216. См.: 1Петр. 3. 3–4. 2217. Книга 3, а также отдельные письма книг 2 и 4 утрачены. 2218. Lucubratio — работа при свете лампы. 2219. В Синод. пер.: как прекрасны ноги б.лаговествующих Его. 2220. Эти слова относятся к предшествующей цитате из ап. Павла. 2221. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–28). 2222. Ср. у Вергилия (georg.3. 494–495). 2223. См.: Пс. 21. 30. 2224. Ср.: Пс. 22. 2. 2225. См.: 2Петр. 1. 3–4. 2226. Ср.: Втор 28. 11–12. 2227. Ср.: Пс 26. 13. 2228. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 1–3). 2229. Ср.: Мф. 7. 17. 2230. Ср.: Ин. 16. 14. 2231. См.: Пс. 142. 10; 106. 7. 2232. См.: Мф. 7. 11. 2233. См.: Лк. 12. 34. 2234. См.: Ин. 14. 6. 2235. См.: 1Кор. 1. 30. 2236. См.: Ин. 10. 11. 2237. Ср.: Ин. 17. 4–5. 2238. Ср.: Евр. 1. 1; Лк. 1. 70. 2239. Ср.: Лк. 2. 3–14; 1Тим. 3. 16. 2240. См.: Ин. 10. 38. 2241. Ср.: Ин. 11. 35, 44. 2242. Ср.: Мф. 26. 67. 2243. См.: Ин. 1. 20. 2244. См.: Ин. 5. 24. 2245. Ср.: 2 Макк. 14. 25. 2246. Ср. exp. Luc. 7. 139: Tres enim animae in corpore adfectiones sunt, una rationabilis, alia concupiscibilis, tertia inpetibilis.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

33:21–25 Повествуя о царствовании Амона, летописец с минимальными отступлениями следует 4Цар. 21,19–26 . Повествование его делится на три части: воцарение Амона (33,21), его беззаконие (33,22.23), смерть и погребение (33,24.25). Своими делами Амон явил пример высшей степени отступничества. 33 Амон... два года царствовал. Амон царствовал в 64342–64140 гг. до Р.Х. Глава 34 34 Иосии... тридцать один год царствовал. Иосия царствовал в 640–609 гг. до Р.Х. 3435,19 Повествование об осуществленных Иосией преобразованиях основывается на 4Цар. 22,3 23,27, но при этом летописец располагает события в ином, нежели автор книги Царств, порядке. Последний руководствуется «географическим принципом», выделяя в своем описании места, где происходили основные события: находка в храме книги закона ( 4Цар. 22,1 23,3), преобразования в Иерусалиме и всей стране ( 4Цар. 23,4–20 ), свершение в храме Пасхи ( 4Цар. 23,21–23 ). Летописец же передает хронологическую очередность событий и сообщает сначала о преобразованиях в городе и стране (34,3–7), затем о находке книги закона (34,8–33) и, далее, о свершении Пасхи (35,1–19). Датировка отдельных событий восьмым и двенадцатым (34,3), а также восемнадцатым (34,8; 35,19) годами царствования Иосии с очевидностью свидетельствует о том, что преобразования начались (34,3–7) еще до того, как была найдена книга закона (34,8–33). 34 будучи еще отроком. Уже в юном возрасте Иосия резко отступил от линии поведения, которой следовал его отец. прибегать к Богу Давида, отца своего. См. ком. к 7,14. посвященных дерев. См. ком. к 24,18. 34:12–13 левиты... привратники. Подробно рассказывая об обязанностях, исполнявшихся левитами, летописец стремится показать, что в проведении своих преобразований Иосия следовал примеру Давида ( 1Пар. 6,1–81 ), Соломона (7,6; 8,14) и Езекии (29,1–19). 34 играть на музыкальных орудиях. См. ком. к 1Пар. 15,16–24 . 34 книгу закона... в доме Господнем. По всей вероятности, это было Второзаконие. Сообщая о находке этой книги, летописец подчеркивает, что все преобразования в жизни восстановленной общины должны проводиться в согласии с законом (ср. Езд. 7,6–10 ; Неем. 8,1 9,38).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Меша Меша (евр. «спасение»): 1) первенец Халева, племянник Иерахмеила ( 1Пар. 2:42 ); 2) царь Моава (в Синод. пер. – Меса). В др.-евр. оригинале он назван нокедом – овцеводом (в Синод. пер. – «был богат скотом», 4Цар. 3:4 ). В качестве ежегодной дани М. поставлял царю Израиля 100 тыс. овец и 100 тыс. неостриж. баранов. Царь Амврий (Омри), возможно, будучи еще военачальником Ваасы, отвоевал у моавитян Медеву и возвратил ее Израилю (ср. Нав. 13:9 с Ис. 15:2 ). Спустя 40 лет, ок. 864 г. до Р.Х., М., как следует из надписи на камне (⇒ Камень Меши ), вновь захватил эту область, однако еще более 10 лет оставался данником израил. царя. Только после смерти Ахава (853 до Р.Х.) М. отпал от Израиля ( 4Цар. 1:1 ; 4Цар. 3:4.5 ). Израил. царь ⇒ Иорам и иуд. царь ⇒ Иосафат предприняли попытку нового, на этот раз совместного, завоевания Моава (см. 4Цар. 3 ). Они опустошили страну и осадили ⇒ Кир -Харешет, где в тот момент находился М. Не видя иного средства к спасению, М. на гор. стене, так что израильтяне видели это, принес своего сына-первенца в жертву языч. божеству (возможно, Кемошу, в Синод. пер. – Хамосу, богу-покровителю Моава). После этого израил. войско, пришедшее в «большое негодование», дабы предотвратить повторение подобных эксцессов, сняло осаду и покинуло Моав ( 4Цар. 3:25–27 ). Эти события зафиксированы в надписи на камне, известном ученым как «Камень Меши». Надпись была сделана, по-видимому, в период между снятием осады Кир-Харешета и вторжением объединенных войск Моава и Аммона в Иудею (которое окончилось их уничтожением; это произошло еще при жизни Иосафата, умершего в 848 г. до Р.Х., см. 2Пар. 20:1–30 ); 3) сын вениамитянина Шегараима и его жены Ходеши ( 1Пар. 8:8.9 ); 4) местность в Аравии, западная граница расселения потомков Иоктана ( Быт. 10:30 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книги Царств, Третья и Четвертая I. НАЗВАНИЕ 1) в евр. Библии эти книги называются соотв. Первой и Второй книгами Царей, а книги, известные в рус. переводе как Первая и Вторая книги Царств, в евр. Библии носят название Первой и Второй книг Самуила. Первонач. это было две книги: Книга Самуила и Книга Царей. Однако в Септуагинте Книга Самуила и Книга Царей были разделены на две книги каждая, и всем четырем присвоили общее название Басилейон (­царства). Под таким названием они вошли и в рус. Синод. пер. В протестантских изданиях названия этих книг соответствуют евр.: Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей; 2) в евр. каноне книги Царств относятся к «ранним пророкам» (Нав, Суд, 1 и 2 Самуила, 1 и 2 Царей): так называются писания, охватывающие события от смерти Моисея до помилования Иехонии, т.е. все время пребывания Израиля в Ханаане и определ. отрезок времени – вавил. плен. Третья и Четвертая К.Ц. начинаются с сообщения о вступлении на престол Соломона и о смерти Давида (ок. 965 г. до Р.Х.) и заканчиваются помилованием Иехонии (ок. 562 г. до Р.Х.). II. КОМПОЗИЦИЯ Композиционно в К.Ц. можно выделить три крупных раздела: а) правление Соломона ( 3Цар. 1–11 ); б) парал. правление иуд. и израил. царей ( 3Цар. 12:1 – 4Цар. 17 ); в) Иудейское царство после пленения десяти сев. колен ( 4Цар. 18–25 ). III. ФОРМИРОВАНИЕ КНИГ Свой окончат. вид Третья и Четвертая К.Ц. приобрели, вероятно, уже после 562 г. до Р.Х., года помилования Иехонии ( 4Цар. 25:27–30 ). Но поскольку в них еще не упоминается ни о завоевании Вавилона Киром (539 г. до Р.Х.), ни о разрешении иудеям возвратиться на родину, то, видимо, составление книг было закончено до этих событий. Однако основная их часть была написана намного раньше, поскольку повторяющееся выражение «до сего дня» ( 3Цар. 8:8 ; 3Цар. 9:21 ; 3Цар. 12:19 ; 4Цар. 8 и проч.) указывает на то, что Иудейское царство ко времени написания книг еще существовало. В качестве источников Третьей и Четвертой К.Ц. упоминаются книга дел Соломоновых ( 3Цар. 11:41 ), летопись царей Израильских ( 3Цар. 14:19 и др.), летопись царей Иудейских ( 3Цар. 14 и др.). Некоторые из этих источников могли быть использованы и при написании книг ⇒ Паралипоменон (IV). Вероятно, были заимствованы и фрагменты каких-то писаний о пророках Илии и Елисее, а также выдержки из книги Исаии, в которых описана осада Иерусалима ассирийцами во времена Езекии (см. пророч. источники, назв. в 1 и 2Пар). Поскольку о летописи царей Иудейских в последний раз упоминалось в рассказе о смерти Иоакима ( 4Цар. 24:5 ), то можно предположить, что составитель Третьей и Четвертой К.Ц. работал в период между годами смерти Иоакима и Седекии, т.е. между 598 и 587 гг. до Р.Х. IV. АВТОР

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

21 Я не наведу бед в его дни. Господь не отменяет наказания Ахаву и его дому, о котором говорится в ст. 21–24, но лишь откладывает его исполнение. во дни сына его. Т.е. Иорама ( 4Цар. 9,25.26 ). Хотя Ахаву и не суждено было стать свидетелем гибели своего дома, его самого и Иезавель ожидала бесславная смерть (22,37.38; 4Цар.9,10.34–37 ). Глава 22 22 три года, и не было войны между Сириею и Израилем. Эти три года мира последовали за описанной в 20,1–34 двухлетней войной между Ахавом и Венададом. В этот период сирийским царем Венададом II, израильским царем Ахавом и десятью другими царями была создана коалиция, призванная объединенными силами остановить продвижение на запад ассирийцев под предводительством Салманасара III. В 853 г. до Р.Х. у города Каркар на реке Оронт разыгралось решающее сражение. Согласно ассирийским источникам, Ахав выставил на поле боя две тысячи колесниц и десять тысяч пеших воинов, т.е. гораздо больше, чем кто-либо другой из членов антиассирийской коалиции. Те же самые ассирийские источники утверждают, что победа в этом сражении досталась Салманасару. Утверждение это, однако, представляется в высшей степени сомнительным, поскольку, отступив от Каркара, ассирийцы в течение четырех лет не решались повторить экспансию. К исходу третьего года мира с Сирией Ахав изменяет союзу с Венададом, заключая договор с царем иудейским. 22 Иосафат, царь Иудейский. См. ст. 41–50; 4Цар. 3,7–27 . 22 Рамоф Галаадский. Город в сорока пяти километрах к востоку от Иордана, вблизи от реки Иармук. Рамоф Галаадский был захвачен израильтянами при завоевании ими Ханаана (4,13; Втор. 4,43 ; Нав. 20,8 ), и теперь Ахав решает, что настало время отбить его у овладевших им позднее сирийцев (ст. 4). 22 как ты, так и я. Используя выражения, характерные для дипломатического языка своего времени, Иосафат говорит о готовности совместно с Ахавом выступить против Сирии. При этом Иосафат оказывается как бы в подчинении у царя израильского, указывающего, что и как ему делать (ст. 30). Данный договор знаменовал собой решительный поворот во внешней политике не только Израиля, но и Иудеи, которая в правление Асы (15,7–23) стала союзницей Сирии в борьбе против северян. Свои дружественные отношения с Иудеей Ахав скрепил династическим браком отдав дочь Гофолию за сына царя иудейского ( 4Цар. 8,18.26 ). Но поскольку Гофолия была ревностной поклонницей Ваала, этот брак в значительной степени способствовал насаждению в Иудее культа этого божества ( 4Цар. 11,1–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

909 Ср. Трузена (loco citato стр. 20 " 2 и 203). О ныне господствующей лихорадке в Египте, Сирии и Аравии подробно говорит Прунер стр. 346 qq., а о моровой язве стр. 387 qq.–Зa случай моровой язвы считают большею частью и болезнь царя Езекии ( 4Цар.20:1 ; Ис.38:1 ) и производят ее от заражения моровою язвою, истребившею ассирийское войско 4Цар.19:35 (Винер, R. W. I стр. 498. Фридрих стр. 198 qq. Трузен стр. 203). Но начало болезни Езекии падает на первый год ассирийского нашествия,–между тем как истребление ассирийского войска последовало в третий год, как признает это даже Тений в комм, на 4Цар.20:1 . Притом нарыв, в котором заключалась болезнь Езекии ( 4Цар.20:7 ), уже потому нельзя считать за нарыв моровой язвы, что schchin встречается в ветхом Завете для обозначения только нарывов проказы ( Иов.2:1,7,8 ) и нигде для указания моровой язвы. Ср. мой комм. На 4Цар.20:1 . Еще менее нарывы aphalim, которыми были поражены Филистимляне 1Цар.5:5 qq. следует вместе с Тением принимать за нарывы восточной Drüfen–oder Bubonenpesm, потому что aphalim, вместо которого в стоит tehorim, в арабском языке обозначает tumoves vel in pudendis mulieriun. Различные догадки об этом см. у Винера, R. W. стр. 254. 910 Смерть Алкимоса μετ βασνου μεγλης, т. е. среди конвульсий не нротиворечит предположению об ударе, так как внешние симптомы удара, судорги в лицевых мускулах, пена изо рта, выкатившиеся неподвижные глаза также служат признаками большого страдания (Прунер стр. 295). Впрочем можно предполагать и memanus–cmoлбhяk, который нередко бывает в жарких странах и при значительной степени делается смертельным (Прунер стр. 302). 911 Лютеров перевод слова παραλυτικς чрез расслабленный не предполагает необходимо действительного ревматизма, как причины частного расслабления членов; ибо расслабленный есть каждый, у кого разбиты члены до того, что он не может ходить. Παραλυτικς δεινς βασανιζμενος Мф.8:6 , без сомнения есть разбитый параличом, и одержимый tetanus, сводящим члены как в пытке, так как древняя медицина понимает παρλυσις в широком умысле, а γον σογκπτουσα κα μ δοναμενη.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010