Назначением завесы святого святых было служить воспоминанием о завесе скинии и закрывать вид святого святых в то время, когда его двери отворялись, т. е. во время богослужения дня Очищения. Отсюда и новозаветное выражение: завеса церковная раздрася ( Мф.27:51 ) нужно понимать в отношении к той картине святилища, которую имеет в виду ап. Павел (Евр. гл. 9), изображающий новозаветного первосвященника, в момент своей смерти, входящим в небесное святое святых с своею искупительною кровью. Тогда как ветхозаветный первосвященник, отворявший двери святого святых, имел за собою тяжелую завесу, скрывавшую вид на внутреннюю часть храма, врата, растворившиеся пред новозаветным первосвященником, не могли быть заменены завесою, которая в этот момент раздралась. б) Что касается выражения 3Цар.8:8 ; 2Пар.5:9 об отношении носильных шестов ковчега завета ко входу святого святых, то оно вовсе не говорит, чтобы шесты упирались в завесу и чтобы закрытой двери здесь не было. Самое это выражение читается так: головки шестов ковчега были видны с святого пред давиром. Если Кейль и Бэр вывели отсюда заключение, что шесты прикасались к самой завесе и место этого прикосновения можно было замечать снаружи (предположение неверное потому уже, что, по законам перспективы, легкое возвышение в завесе от прикосновения шестов не могло быть заметно для наблюдающего снаружи), то Евальд с таким же правом вывел отсюда другое заключение, что концы шестов ковчега проходили сквозь нарочито сделанные отверстия в закрытой двери и потому могли быть видны снаружи. На самом же деле оба эти предположения равно невозможны. Никак нельзя предположить такой установки ковчега завета, чтобы его шесты выдавались в самую амбразуру двери святого святых, потому что тогда вход во святое святых был бы совершенно загражден (см. стр. 146, об установке ковчега завета в скинии). Выражение же были видны ( 3Цар.8:8 ; 2Пар.5:9 ) имеет смысл только предположительный: шесты ковчега были так длинны, что концы их могли бы быть видны с святого, если бы они были обращены к стороне двери 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

4:6. Омывальницы. Археологи обнаружили бронзовую подставку XII в. до н. э., на которой, возможно, покоилась подобная «омывальница». Подставка была снабжена колесами и украшена фигурами мифических существ (см.: 3Цар. 7:29 ). 4:7. Светильники. В храме было десять золотых светильников (см.: 3Цар. 7:49 ), в отличие от единственного светильника в скинии ( Исх. 25:31–38 ). Они, вероятно, были цилиндрической формы, деревянные и покрыты листовым золотом. Помещенные внутри храма двумя рядами вдоль стен, они распространяли свет, который отражался от золотых предметов, подчеркивая и усиливая великолепие и славу, присущую храму Соломона и присутствию Бога (см.: Иер. 52:19 ; 2Пар. 13:11; 29:7 , где описывается это внутреннее убранство храма). Наряду со столами и жертвенником каждения эти светильники создавали впечатление, что это было место обитания Бога, «дом Яхве». 4:8. Столы. О назначении столов и хлебов предложения см. в коммент. к Лев. 24:5–9 . 4:8. Золотые чаши. Золотые чаши упоминаются и в 3Цар. 7:50 , а летописец уточняет, что их было 100 штук. Точное назначение их неизвестно, но, возможно, они использовались для черпания воды из омывальниц (ст. 6) или для сбора крови жертвенных животных (см.: Исх. 24:6,8; 27:3 ). 4:9–11. Расположение дворов. Эта характерная для финикийского архитектурного стиля трехчастная композиция представлена и в обнаруженном археологами храме в " Ain Dara, в Северо-Западной Сирии. Благодаря такой планировке, священные пределы, предназначенные для священнодействий, четко отделялись от той части храмового комплекса, к которому примыкали постройки мирского характера. 4:11. Тазы, лопатки и чаши. Список утвари завершается предметами, изготовленными Хирамом, которые использовались в процессе жертвоприношения и каждения. Лопатки для фимиама были найдены в Тель-Дане (см.: Лев. 16:12,13 ). В тазы выгребали пепел из жертвенника каждения, а в чаши собирали кровь жертвенных животных ( Исх. 38:3 ; Чис. 4:14 ). Все эти предметы предназначались для уборки после жертвоприношений. Тщательное удаление пепла и крови было необходимо для обеспечения ритуальной чистоты жертвенника и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Глава 22 . 22 входящие сими воротами. См. 17,19.20 и ком. 22 Мною клянусь. См. Быт. 22,16 ; Ис. 45,23 и ком. дом сей... пустым. Дворец, как и храм (7,14), постигнет бедствие (ср. 17,27). 22 Галаад... Ливана. Обе области отличались плодородием (см. 8,22 и ком.). Хорошо орошаемый Ливан был богат лесными породами деревьев, в частности, кедром, использовавшимся при постройке иерусалимского храма ( 3Цар. 5,6–10 ). 22 приготовлю. Букв.: «освящу». Образ Священной войны неожиданно возникает в описании битвы чужеземцев против народа Божиего (см. 6,4.5; 21,4.5). 22 об умершем... об отходящем в плен. Речь идет об Иосии и его сыне Иоахазе. Последний царствовал недолго и был уведен в египетский плен в 609 г. до Р.Х. ( 3Цар. 23,30–34 ); возможно, к этому времени относится и само высказывание. 22 Саллум. Другое имя Иоахаза (см. ст. 10; 1Пар. 3,15 ). 22:13–19 Эти стихи посвящены обличению Иоакима (см. 4Цар. 23,35 24,7). 22 дом. Слово относится прежде всего к царскому дворцу, но предполагает также всю династию. заставляет ближнего своего работать даром. Ср. Втор. 24,14.15 . См. также 1Цар. 8,10–18 . 22 быть царем ... ему было хорошо. В этом стихе два противоположных понимания царской власти: как средство правосудия (Иосия) и как возможность стяжать богатство (Иоаким). 22 знать Меня. О знании Бога свидетельствует верность Его заповедям (см. Мих. 6,6–8 ; Ин. 14,15.17 ). 22 твои. Т.е. Иоакима. корысти и к пролитию невинной крови... насилие. Иоаким повинен во всех грехах, которые проклинает Иеремия (6,13; 7,6; 19,4; 21,12; ср. 26,20–23). 22 не будут оплакивать. Ср. 2Пар. 34,24.25 . 22 Ослиным погребением будет он погребен. Т.е. не будет погребен вовсе (см. 7,33; 8,1.2 и ком.; ср. 15,3). 22 на Ливан... на Васане... с Аварима. Названия гористых областей соответственно на севере, северо-востоке и юго-востоке Иудеи. Иерусалим изображен молящим о помощи своих бывших союзников, которые, будучи уже не в силах противостоять Вавилону, оставляют Иерусалим в скорбном одиночестве. 22 на Ливане. Это слово называет храм, построенный из ливанского кедр (см. ком. к ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1335 Такого рода возражения см у Толюка, Генгстенберга и Делича, а также в Воскр. Чт. 1854/7 г., стр. 307. 1343 На основании 2Пар.8:3 : «и пошел Соломон на Емаф Сува, и взял его» – некоторые (напр Bertheau) полагают, что Соломон предпринимал поход для усмирения одной из областей покоренного отцом его царства Сирийского, возмущенной может быть Разоном, о котором в 3Цар.11:25 замечается, что он был противником Израиля во все дни Соломона. При таком предположении слова: «остры стрелы твои: они в сердце врагов царя», – можно бы было понимать в прямом буквальном смысле о наказании Соломоном его мятежников оружием. Укрепление Соломоном северных Сирийских владений, предполагающее с этой стороны какую-либо опасность для Израиля, а также всегдашняя строгость Соломона в отношении к врагам царства ( 3Цар.2:23–27, 29–34, 42–46, 11:40 ), вместе с приведенным замечанием о Разоне, дают некоторую вероятность догадке о его походе в Сирию. Но так как общее убеждение стоит за решительное отсутствие каких бы то ни было войн в его царствование, а о походе в Сирию кроме приведенного стиха нигде более не говорится и притом вслед за выражением: «взял его », речь идет об укреплении городов Емафа ( 2Пар.8:4 ), то, кажется, правильнее будет и это выражение понимать также об укреплении области Емаф Сува в предупреждение отпадения ее от его власти, хотя в действительности в ней не было никаких возмущений. Открытое восстание Разона относится только к последнему времени царствования Соломона (ср. Keils Comm zu 1 ron 11, 24–25). 1349 Такого мнения о происхождении 44-го псалма Calvin, Grotius, O v Gerlach, Moll и мн. др. Тоже мнение высказывается и у нас в Руков. к чт. учит. кн. В. З. стр. 98. 1350 Ср. особенно по евр. тексту изображение Господа, как великого Царя, владычествующего на всей земле, над всеми народами Пс.45:11, 46:3, 8, 9 и 47:3, 1, или описание Иерусалима, как величественного града Божия и святого жилища Всевышнего Пс.45:5–6 и 47:2–4, 12–14, страшного нашествия и чудесного поражения врагов 45:4, 7–10, 46:4–5 и 47:5–7. См сличение этих псалмов у Делича в Symbolae ad Ps illustrandos isagogicae, p. 54 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

3:15–17. Два столба. Более подробные сведения о столбах приводятся в комментариях к 3Цар. 7:15–22 . Такие столбы были характерны и для архитектуры святилищ в Сихеме, Асоре и Тире. 3:16. Цепочки с гранатовыми яблоками. Гранатовые яблоки были символом плодородия и на древнем Ближнем Востоке, и в обетованиях завета ( Втор. 8:8 ). На древних рельефах встречается изображение жезла, украшенного гранатовыми яблоками, который использовался царем или священником при жертвоприношениях. Древнееврейская надпись на обнаруженном недавно гранатовом яблоке из слоновой кости (вероятно, верхушке подобного жезла) гласит: «Принадлежит храму Господню», откуда явствует, что им пользовались священники. 4:1. Медный жертвенник. Медь и бронзу для изготовления разных предметов начали использовать в монархическую эпоху. Этот жертвенник представлял собой квадрат со стороной 30 футов; к самому жертвеннику вели ступени. Подобно другим жертвенникам, он функционировал как «стол Господень», на который помешались жертвы в знак признательности Богу за дар плодородия (см.: 3Цар. 8и 4Цар. 16:14 ). Огромные размеры жертвенника указывают на то, что он не мог быть изготовлен как цельное изделие, но был составлен из отдельных частей: из дерева, покрытого медью (ср. строение меньшего по размерам жертвенника, который описан во 2Пар. 6:13 ). 4:2–5. Море. «Море литое» (см.: 3Цар. 7:23–26 ) находит параллели на ассирийских рельефах эпохи Саргона II (VIII в. до н. э.). На них изображены два массивных котла, покоящихся на передних бычьих ногах при входе в храм Мусасира. Подобно «умывальнику» в скинии ( Исх. 30:18–21 ) и десяти «омывальницам» в ст. 6, море предназначалось для омовения священников. Кроме того, оно несло символическую нагрузку. Двенадцать волов символизировали двенадцать колен Израиля, а своими монументальными размерами (длина окружности 45 футов) это море навевало воспоминание о роли Яхве как Творца и Господа, усмирившего воды хаоса на земле. Таким образом, Яхве затмевает хананейских богов Йамму и Ваала и вавилонского бога Мардука, которые были богами моря и бури (см.: Пс. 28:10; 103:9 ; Ис. 51:9,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Асаргаддон, сын Сеннахирима, и Ассурбанипал, сын Ассаргаддона, безраздельно господствовали над всем пространством от глубины Тигра до глубины Египта, и ни в Иерусалиме, ни где-нибудь в другом месте не могло и мысли возникнуть о восстании. Но эта верность ассириянам сопровождалась роковыми последствиями для внутренней жизни Иудеи и особенно для богослужения. За благоприятным подъемом религиозного чувства при Езекии наступили времена ослабления этого чувства...» (История израильского народа. Москва, 1903. с. 101–102). При недостатке ясных библейских свидетельств о внешних отношениях Иудеи при Манассии (исключая свидетельства ( 2Пар.33:11–13 ), о котором скажем ниже) одинаковую гипотетичную ценность с сейчас приведенным мнением о полной лояльности Манассии в отношении ассирийского царя, и даже преимущество пред этим мнением, имеет другое предположение, что Манассия примкнул к организованному египетским фараоном Тиргакою союзу западноазиатских государств против Ассирии (проф. И. С. Якимов , Толкование на книгу пророка Исаии. Христ. Чтен. 1984, 7 кн., с. 303–304, еп. Платон, цит. соч., с. 259), последствием чего и могло быть временное пленение его ( 2Пар.33:11 и далее). Не касаясь политической стороны более чем полувекового царствования Манассии, священный писатель 4 книги Царств останавливается исключительно на глубоком религиозно-нравственном падении иудейской жизни при Манассии: по этому изображению (ст. 2–16) царствование Манассии является самой мрачной эпохой в истории южного Иудейского царства. Манассия не только восстановил все отмененные Езекией ( 4Цар.18:4 ) высоты; не только, подобно Ахаву (ср. 3Цар.16:32 и далее), допустил и поощрял отправление хананейских культов в стране (ср. 3Цар.14:24 ; 4Цар.17:8 ), но и насаждал в Иерусалиме и Иудее ассиро-вавилонские культы светил небесных (ст. 2–3), как очень распространивший теперь культ «царице неба» (см. Иер.7:18,44:15 ; Соф.1:5 и др.). Чистое язычество вторглось даже в самый храм Иеговы, где поставлены были жертвенники «всему воинству небесному», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

40 в каждой боковой комнате. Иначе: «в альковах (комнатах) для стражей». Поскольку стена отделяла священные помещения храма от внешних светских и доступных для всех территорий, у входа в храм стояли стражники ( 2Пар. 8,14; 35,15; 12,25.45.47; 13,5 ). 40 Боковых комнат... три. По описанию, ворота нового храма очень похожи на храмовые ворота времен царя Соломона, обнаруженные при раскопках Гацора, Мегиддо и Газера ( 3Цар. 9,15 ). У главного прохода по центру ворот были построены по три комнаты на каждой стороне; в этих комнатах размещались стражи ворот, которые одновременно были стражами храмовых святилищ. 40 и на столбах пальмы. См. также ст. 22,31,34,37. Древние израильские святилища обычно украшались растительным орнаментом; разнообразные деревья и кустарники обрамляли священную территорию ( Исх. 25,34; 37,19 ; 3Цар. 6,18.29.32.35 ), имитируя райский сад и воздвигая перед Израилем задачу возвратиться в этот сад Божий (см. ком. к 15,1–8). 40 привел он меня на внешний двор. Пришедшие на поклонение могли беспрепятственно проходить во внешний двор, но во внутренний двор доступ имели лишь священники и левиты. В тексте не разъясняется назначение тридцати комнат, расположенных по периметру внешнего двора. 40:20–27 Двое других ворот, которые вели во внешний двор, ничем не отличались от восточных ворот (ст. 5–16). 40 привел он меня... во внутренний двор. Внутренний двор стеной отделялся от внешнего; он также имел трое ворот (ст. 28–37). 40 там омывают жертвы всесожжения. Животных, предназначенных к жертвоприношению, забивали в воротах внутреннего двора, где помещался также и жертвенник (43,13–27). Части забитых жертвенных животных тщательно омывались ( Лев. 1,9.13 ; 2Пар. 4,6 ). 40 крюки... приделаны были к стенам здания. Предназначенные для жертвоприношения части животных развешивались на крюках. 40 эта комната ... для священников. Во внутреннем дворе, поблизости о северных и южных ворот, находились комнаты, предназначенные для священников. Комнату в северной части занимали священники, отправлявшие службу у жертвенника (ст. 46), а комнату в южной части занятые на других службах храма (ст. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И предшествующее выражение: услаждения сынов человеческих, коим хочет означить самый верх человеческого удовольствия, наводит на это изъяснение , LXX αγαπη εν τρυφατς αου Vulg. 7,7.   покой где ложе жены, спальня, ( Мих. 2, 9 ), οιχιον τρυφης (LXX), domus deliciarum mulierum (Vulg); называется τεχνα τροφερα,  felii delicarum женщины (1, 16). Таким образом относится собственно к сладострастным наслаждением сынов человеческих. Поэтому, весьма правдоподобно некоторые из филологов производят mamma, uber ( Мейер , Heiligst. Comment. In Ecclesiast, ad 2, 8); переводят: mammosam et mammosas, то есть, лучших, красивейших женщин (Rosenmuller ad h.1), или uxorem et, concubinas, жену и наложниц, согласно с 3Цар. 3, 1. 3. 7, 8 . 49 , не , следовательно – не кто, а что за человек; говорится в тоне, подобном ПС7 8, 5. 1444, 3, в тоне уничижения, некоего презрения; – который придёт после царя, т.е. который заступит место царя, – будет царствовать после его смерти: другого перевода не может быть. nomen substantivum loco pronominis, подобн. Исх. 30, 16 . Пс. 132, 1 . слово в слово: которого уже поставили его т.е. тот самый, которого уже поставили. Подоб. Оборот в 6, 10. accusativus relative; под. 1Цар. 31, 11 4Цар. 7, 12 . Зах. 12, 10 . См., Ewald, Lehrbuch der hebraischen Sprache des A. T. (8 Ausg.), §333. 2; Glaire, Gram. Hebr. §451 – – не значит давно, а просто уже, говорить только о совершившемся факте, не означая, давно или не давно он совершился, сн. Еккл. 2, 16. 4, 2, 6, 10. 9, 6 . Греч. ηδη (LXX). – делать кого чем, назначать кого в какое либо звание, 1Цар. 12, 6 . 3Цар. 12, 31 . 2Пар. 13, 9. 33, 6 . Мысль 12 стиха повторяется в стт. 18 и 19. Вторую половину этого ст. Гейер перифразирует таким образом: quem mihi successurum jam tacite fecerunt sua prppensione mei subditi, spe sublevandi oneris, 3Цар. 12, 4 (Commentar. In Ecclesiast. Ad h. l. p.61). То, что здесь Соломон говорит здесь о своём преемнике с выражением некоторого уничижения, в стт. 18 и 19 (где можно разуметь и другого преемника) только с сомнением на счёт его способностей, а в 4, 13 называет его умным юношей, объясняется общим тоном этих выражений, в котором слышится ирония.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

43:3. Река Ховар. См. коммент. к 1:1. 43:7. Трупы царей. Речь здесь, по-видимому, идет не о «трупах царей», а об идолах, использовавшихся в языческом культе мертвых, описанном в Лев. 26:30 . Иезекииль, вероятно, имеет в виду поклонение духам предков царей Израиля, во многом похожее на культ усопших царей в Угарите. Об обожествлении царей у этих народов ничего неизвестно. 43:8. Порог и вереи (косяки) дверей. Сказанное в ст. 8 соответствует описанию храма Соломона в 3Цар. 6,7 . Первый храм был построен как составная часть целого комплекса дворца Соломона. Только стена разделяла храм и дворец, поэтому соответствующие пороги и косяки дверей граничили между собой. 43:13. Локоть с ладонью. См. коммент. к 40:5. 43:13–17. Строение жертвенника. Хотя для описания жертвенника используются специальные термины, характерные для аккадского языка, описанный Иезекиилем жертвенник имеет наибольшее сходство с жертвенником в храме Соломона ( 2Пар. 4:1 ; 3Цар. 2:28 ). Оба жертвенника четырехугольные и имеют одинаковую длину и ширину, рога же характерны для всех жертвенников в Леванте. Хотя этот жертвенник крупный, он меньше того, что стоял в храме Соломона, и сопоставим по размерам с жертвенниками, обнаруженными археологами. 43:19. Племя Садока. Садок был представителем Аароновой ветви первосвященников, служивших во время царствования Давида и Соломона. В послепленную эпоху на сыновей Садока была возложена обязанность служения у жертвенника, тогда как левиты стали выполнять менее важные задачи, чем прежде. Потомки Садока были первосвященниками до времени правления греческого царя Антиоха IV (175–163 гг. до н. э.). Фактически, как считают некоторые исследователи, секта ессеев в районе Мертвого моря образовалась как реакция на прекращение священнического служения потомков Садока. 43:24. Соль. Здесь речь идет о «завете соли» (см. коммент. к Лев. 2и Чис. 18:19 ). Консервирующие свойства соли сделали ее символом нерушимости отношений завета. Таким образом, добавление соли было напоминанием о Божьем завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:6. Телец Самарийский. Использование Самарии вместо Вефиля как места поклонения тельцу здесь выступает как эвфемизм для обозначения всего Израиля (см.: Ос. 10:5 ). В ассирийских хрониках вся провинция, или область, обычно обозначалась по названию ее столицы (см.: 4Цар. 23:19 ). 8:14. Чертоги. Древнееврейское слово hekal, возможно, родственное аккадскому ekallu (от шумерского E.GAL), «большой дом», может обозначать либо храм, либо дворец. В Самарии и других крупных городах, по крайней мере в начале царствования Иеровоама, предпринимались попытки построить укрепленные города и монументальные сооружения (см.: 2Пар. 26:9,10 об аналогичных сооружениях в Иудее). Эти попытки могут служить символом царской власти и тем самым Осия справедливо обвиняет израильтян в том, что они «забыли» Бога (см.: Втор. 32:15–18 ). 9:1–10:15 Суд над Израилем 9:1. Блудодеяния на гумнах. Гумна существовали в земледельческих обшинах по всему Израилю. Туда свозился весь собранный урожай для обработки и распределения (см.: Руф. 3:2,7 ). Там, вероятно, проходили собрания общества (см. о столкновениях в 3Цар. 22:10 ), а также праздники урожая ( Втор. 16:13 ). Однако Израиль больше не выражает истинной радости, поскольку народ показал свою неверность Богу, выразив убежденность в том, что Ваал в состоянии обеспечить им изобилие (см.: Ос. 2:7,8 ). Очевидно, эти места посещали блудницы и жрицы любви во время Праздника урожая и стрижки овец (см. коммент. к Быт. 38:15–23 ). Таким образом, воздавая благодарность за полученный урожай не Яхве, а иным богам, Израиль играет роль блудницы на гумне. 9:4. Хлеб похоронный. Дом, в котором был траур, невольно соприкасался с мертвым телом, а потому считался нечистым в течение семи дней и должен был подвергнуться ритуальному очищению, чтобы в нем возобновилась нормальная социальная и религиозная жизнь (см. коммент. к Чис. 19:11 ). Все время, пока родственники умершего считались нечистыми, их пиша также считалась оскверненной. Они могли использовать ее для поддержания своей плоти, но она не доставляла радости и не могла использоваться для принесения в жертву (см.: Иер. 16:7 ; Иез. 24:17 ). Именно так описывает Осия жизнь в изгнании, которая ожидала Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010