10:5. Пока отрастут бороды. Борода была символом мужественности. В одном письме из архива Мари ассирийский царь Шамши-Адад подтрунивает над своим сыном Ишме-Даганом: «Разве ты не мужчина? Разве у тебя нет бороды?» Смысл «послания», которое передал своим поступком Аннон, заключался в том, что Израиль лишится своей силы и будет рыдать с остриженной головой, сбритой бородой и в разорванной одежде (см.: Ис. 15:2 ). Посланники, будучи представителями царя, были поставлены подобным обращением в чрезвычайно затруднительное положение, но и Давид чувствовал себя уязвленным, и потому держал их вдали от людских глаз до полного исчезновения следов «оскорбления». 10:6. Коалиция. Небольшие государства довольно часто объединялись против общего врага. В данном случае Аммон, понимая необходимость укрепления своих позиций в борьбе с Давидом, обращается за помощью к арамейцам. Двадцать отрядов вышли из Беф-Рехова, расположенного на границе Сирии и Израиля (в долине Хуле близ Дана; см.: Суд. 18:28 ), и из Сувы (в северной части долины Бика). Беф-Рехов упоминается в египетских хрониках времен Тутмоса III. См. коммент. ко 2Цар. 8о других столкновениях Израиля с арамейским царем Адраазаром. Мааха лежит к юго-востоку от Беф-Рехова, к югу от горы Ермон и к востоку от Иордана. Последняя группа воинов (двенадцать отрядов) вышла из Истова (et-Tayibeh, в 12 милях к юго-востоку от моря Галилейского в Галааде). Таким образом, перечень союзников охватывает территорию от Оронта до Аммона. 10:7–12. Расстановка в сражении. Наличие двух фронтов (аммонитян, защищающих ворота своего города [вероятно, Раввы], и арамейцев, развернувших свои силы на прилегающей территории) вынудило Иоава разделить свое войско и разработать с Авессой план действий на случай поражения одной из групп израильтян (ср.: 1Пар. 19:9–13 ). Эта тактика свидетельствует о том, что его удивило расположение противника и что у него было недостаточно сил для эффективной борьбы на двух фронтах. Несмотря на то что он находился в чрезвычайно невыгодной позиции, его план удался, во всяком случае, заставил противника отступить. Возможно, именно поэтому Иоав не развил свой успех, а возвратился в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

(4) Так как «со времен Ноя до патриарха Иова прошло несколько тысячелетий... то и включение в качестве третьего примера набожности Даниила, жившего в VI веке до н.э., на несколько тысячелетий позднее Иова, не должно вызывать каких-либо проблем». 904 Возможно, что именно эти причины повлияли на выводы Рендторафа, который отождествлял библейского Даниила с Даниилом Иезекииля (14:1314,20, 28:3), хотя он и «не был уверен в том, что текст как-то связан с Дн " элем, упомянутым в угаритских рукописях». 905 Истинная причина, по которой ученые связали Даниила с Дан " элем остается загадкой, кроме, пожалуй, их страстного желания избежать любых связей Даниила Изскииля с библейским Даниилом. 906 Текст и автор Ни философские сомнения, ни предполагаемые исторические ошибки, не дали серьезных оснований для отказа от традиционной датировки и авторства книги Даниила. В пользу авторства Даниила свидетельствуют также экзегетические и богословские аргументы. (1) Язык рассказа о «мерзости запустения» ( Дан.9:2, 11:31 и 12:11) используется в Евангелии от Матфея 24:1415 , что указывает на Даниилово авторство книги. (2) Связь видений, описанных в главах 712, где рассказ ведется от первого лица (7:2,4,6,28, 8:1,15, 9:2, 10:2), с повествованием первых шести глав, где рассказ ведется от третьего лица, уподобляет Даниила древним пророкам, которые также соединяли рассказы о видениях с повествованиями (см. Амос 7:19:15 ). (3) Богословские темы Даниила – обещание ангелов, последний суд, воскресение мертвых и установление царства Мессии на земле – имеют больше общего с ранними пророками, чем с апокалипсическими материалами II века. Эти темы, на самом деле, вообще не встречаются в 1 книге Маккавейской, в греческих дополнениях к книге Даниила, в книгах Баруха и Юдифи. 907 (4) Конкретные ангелы, упоминаемые Даниилом (8:16, 9:21, 10:13,21, 12:1) указывают на большую сложность книги Даниила по сравнению с другими трудами, в которых ангелы предстают «безличными божественными посланниками» 908 (ср. напр., Быт.16:7 ; Исх.14:19 ; Чис. 20:16 ; Суд. 2:1, 13:3 ; 2Цар.24:16 ; 3Цар.19:5 ; 4Цар.1:3 ; 1Пар.21:12 ; 2Пар.32:21 ; Иов.33:23 ). Более того, в книге пророка Захарии (1:1114,19, 2:13, 3:16, 4:15, 5:510, 6:45, 12:8) и в книге Даниила ангелы играют очень похожие роли, что «подтверждает либо влияние Захарии на Даниила, либо влияние Даниила на Захарию». 909

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Фекоя – в Иудином колене ( Нав.15:59 ), к северу от Хеврона, теперь Хирбет-Текуа (Onomasticon, 417; ср. Толков. Библия, т. II, с. 336–337 и 430). Бефцур (LXX βαιθσουρ) – в Иудином колене, в горах Иудиных ( Нав.15:58 ; Неем.3:16 ); особенно известен стал во времена Маккавеев, как сильная крепость, бывшая тогда местом нескольких сильных сражений ( 1Мак.4:29,61 ; 1Мак.6:7,26 ); согласно И. Флавию («Иудейские Древности», VIII, 5, 6), был наиболее укрепленным оплотом в земле Иудейской; теперь Бат-Сур по дороге из Иерусалима в Хеврон, на расстоянии верст 20-ти от первого (ср. Onomasticon, 234), лежит на земле, у подошвы которого протекает обильный источник Айн-ед-Дирье, где, по преданию, Ап. Филипп крестил евнуха Кандакии. Сохо: (LXX: Σοχθ) – имя двух городов в Иудином колене ( Нав.15:35,48 ; 1Цар.17:1 ; 3Цар.4:10 и др., Onomasticon, 881), к юго-западу от Иерусалима, см. «Толковую Библию», т. II, с. 96–98. Одоллам (евр.: адуллам) упоминается уже в ( Быт.38:1,12,20 ). Взятый Иисусом Навином ( Нав.12:15 ) достался в жребий Иудин (ср. ( 2Мак.12:38 )), в 5-ти верстах к северо-востоку от Сохо (Onomasticon, 24; ср. комментарии в «Толковая Библия», т. II, с. 76–77). Геф (евр.: гат) – к западу от Сохо, верстах в 5-ти; до царствования Давида был одним из пяти главнейших филистимских городов ( 1Цар.6:17,17:4 ), Давид покорил его (( 2Цар.8:1 ); ср. «Толковая Библия», т. II, с. 240–241 и 317; ср. Onomasticon, 301). Мареша (LXX, славянский текст: «Марисан») к югу верстах в 5 от Гефа ( Нав.15:44 ); («Толковая Библия», т. II, с. 97) родина пророка Михея ( Мих.1:1 ), место сражения Асы с Зараем Ефиоплянином ( 2Пар.14:9 ); во времена Маккавеев и последующие нередко переходил из рук в руки (И. Флавий, «Иудейские Древности», XII,8,6; XIII,9,1; XIII,15,4; XIV,4,4; XIV,5,3), пока окончательно был разрушен парфянами при Ироде («Иудейские Дpebhocmu»,XV,13,9; «Иудейская Boйha»,I,13,9; ср. Onomasticon, 673). Зиф ( Нав.15:55 ) – в 1 3/4 часа пути к югу от Хеврона (Onomasticon, 464); в пустынных окрестностях Зифа скрывался Давид от преследований Саула (( 1Цар.23:14,26:2 ), «Толковая Библия», т. II, с. 98 и 282).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5:21. Поток Киссон. Река Киссон – это либо вади аль-Мукатта в Изреельской долине, несущий свои воды на запад, в Средиземное море, либо вади эль-Бира, стекающий с горы Фавор на восток, в Иордан. В песни Деворы река является неотъемлемым элементом тактического замысла. При помощи звезд (источника дождя в угаритской и месопотамской мифологиях) исход битвы при потоке Киссон был предрешен необычным летним ливнем, переполнившим реку. Когда вода вышла из берегов, промокшая земля свела на нет преимущество колесниц Сисары. Этот эпизод во многом напоминает Исх. 14:23–28 , где колесницы фараона были приведены в негодность и уничтожены возвратившимися водами Чермного моря. 5:26. Пронзила висок. В известном по угаритским источникам хананейском мифе богиня Ашерту (библейская Астарта) предстает как воительница, пронзающая головы своих врагов. 5:28. Мать у окна. Образ женщины – жены или матери, – ожидающей своего мужа или сына у окна, исполнен подлинного драматизма. Несмотря на попытки сохранить свое достоинство и придумывание версий, объясняющих его запаздывание (ст. 29, 30), она способна только с надеждой всматриваться вдаль из решетчатого окна. В одних случаях окно держит ее в плену замкнутого мирка, в других – обрамляет как поборницу проигранного дела (см.: Мелхола во 2Цар. 6и Иезавель в 4Цар. 9:30–32 ). 5:30. Добыча. Войны в Древнем мире объяснялись божественным повелением или необходимостью защищать честь нации. Тем не менее и цари, и обычные воины шли на битву, движимые стремлением захватить добычу. Победа в войне означала богатство, власть и порабощение врага (см.: Чис. 31:11,12 ; Втор. 20:14 ; Нав. 11:14 ; 1Цар. 14:30–32 ). 6:1–8:35 Гедеон 6:1. Мадианитяне. Народ, населявший южные области Трансиордании. Они названы потомками Авраама и Хеттуры ( Быт. 25:2 ), а в рассказе об Иосифе представлены как купцы, занимающиеся караванной торговлей (37:28–36). После побега из Египта Моисей породнился с племенем мадианитян (см. коммент. к Исх. 2:15 ), но мадианитяне не присоединились к израильтянам в завоевании Ханаана. В рассказе о Валааме старейшины мадиамские вместе с моавитянами нанимают пророка, чтобы он проклял Израиля ( Чис. 22:4–7 ). Первоначально территория мадианитян была сосредоточена к востоку от Акабского залива в Северо-Западной Аравии, но в различные периоды они расширяли свои владения на запад, в пределы Синайского полуострова, и на север, в Трансиорданию. На раннем этапе своей истории они вели полукочевой образ жизни, однако археологические исследования показывают, что уже в эпоху поздней бронзы (время исхода и начало периода судей) у них были селения, укрепленные города и система искусственного орошения. Никаких сведений о мадианитянах в древних источниках не содержится, но иногда их отождествляют с Shasu, часто упоминающимися в египетской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5 возьми себе острый нож. Бог запретил мужчинам в Израиле брить бороду и подстригать волосы на голове ( Лев. 19,27 ). Эта заповедь была затем специально подтверждена для священников ( Лев. 21,5 ). Сбривая бороду, мужчина навлекал на себя позор ( 2Цар. 10,4.5 ; 1Пар. 19,5 ; Ис. 7,20; 50,6 ). Впрочем, такой поступок мог быть также знаком глубокого траура ( 1Езд. 9,3 ; Ис. 15,2 ; Иер. 7,29; 41,5; 48,37 ). 5 Я поставил его среди народов. К этому выражению в значительной степени восходит понимание Иерусалима как «центра земли» (ср. 38,12, «вершина земли»). В античности и тем более в средние века Иерусалим на географических картах изображался в центре вселенной. 5:10–13 Иезекииль истолковывает символику ст. 1–4: волосы, развеянные по ветру, изображают израильтян, которые будут уведены в плен; волосы, срезанные ножом, тех, которые погибнут в битве и во время осады; а волосы сожженные, это жители Иерусалима, которым предстоит умереть от вызванных тяжкой осадой эпидемий и болезней. Иезекииль не истолковал значение того небольшого количества волосинок, которые он сберег в полах его одежды, они, вероятно, символизируют тех жителей города, которые смогут перенести осаду ( Иер. 40,7–12 ). 5 отцы будут есть сыновей... сыновья будут есть отцов своих. Во время длительной осады города действительно бывали случаи людоедства. Глава 6 6 разрушу высоты ваши. Под «высотами» обычно понимаются вершины холмов, на которых хананейские племена приносили жертвы своим богам. Господь Бог заповедал, чтобы израильтяне, вступив на обетованную землю, уничтожили эти «высоты» ( Чис. 33,52 ; Втор. 12,1–3; 33,29 ). И все же «высоты» процветали даже после построения храма: часть народа продолжала на «высотах» поклоняться хананейским богам, а некоторые приходили на эти древние капища, пытаясь совместить язычество со своей монотеистической религией. См. 16,16; 3Цар. 11,7; 12,31.32 ; ср. также Иер. 7,31 . 6 положу трупы. Если рядом с жертвенником оказывалось мертвое тело, то он считался оскверненным (9,7; Чис. 19,16.18 ; 3Цар. 13,2 ; 4Цар. 23,14–16 ; 2Пар. 23,14.15;34,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст. 14. ...оставили наследие внукам своим – нечестивцы беззаконие передают как наследие даже своим внукам.   Псалом 17 В конец – см. примеч. к пс. 4, 1. Псалом почти дословно повторяет победную песнь Давида (см.: 2Цар. 22 ). Ст. 8–16. Возвышенное и поэтическое описание заступничества Божия: под видимыми образами изображается невидимое и непостижимое. Все земные стихии делаются орудиями Его гнева, все приходит в смущение и ужас, когда Господь приходит на землю казнить нечестивых. Ст. 11. Херувимы – высшие Небесные Силы, ближайшие причастники величия и славы Божией (см.: Иез. 10 ), в ряду девяти ангельских чинов следуют за Серафимами. В иконографии изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью крыльями. Ст. 12. ...темна вода – непостижимые тайны о Господе нашем Иисусе Христе. Ст. 17. Здесь водами Пророк называет житейский мятеж: все житейское подвержено колебанию и неожиданным волнениям. Ст. 34. ...на высоты – в безопасное место; тот же образ см.: Авв. 3, 19 .   Псалом 18 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4,1. псалом делится на три почти равновеликие части (ст. 2–7, 8–11, 12–15). В первой части восхваляется внешний порядок мироздания, которым обусловлен ход времени -смена дня и ночи, движение солнца по небосводу. Псалмопевец воспринимает природу как живую, он слышит ее голос, чувствует ее тепло и в этом олицетворении дает ощутить универсальность ее чинной стройности, ее порядка. Во второй части взор его переносится на человека, на тот порядок, которому подчинен внутренний состав человека – его душа, сердце, ум. Это не голос природы, это голос Самого Бога, Его Закон, повеление, заповедь, это страх Господень. И наконец, в третьей части Псалмопевец уже сам стоит лицом к лицу перед заповедью Божией, меряет себя ее меркой. Ст. 5. ...вещания... и ...речи – проповедание славы Творца, к постижению которой приближаются люди от созерцания красоты небес. Ст. 8. ...свидетельство – слово и повеление Божие. Ст. 10. Страх Господень чист – т. е. делает человека чистым, так как удерживает его от зла.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11:26,27. Время плача. Обычно траур продолжался семь дней ( Быт. 50:10 ). Более продолжительного оплакивания удостаивались только исключительные личности (тридцать дней; Моисей, Втор. 34:8 ; Аарон, Чис. 20:29 ). Оплакивание мужа вдовой продолжалось столько же времени, сколько требовало очищение от прочих видов нечистоты, и только после этого ей разрешалось вступать в повторный брак (см.: Лев. 12:2; 15:19 ). 12:1–13 Упрек Нафана 12:2–4. Назначение притчи. Притча Нафана об овечке дает юридическое основание для обвинения Давида в прелюбодеянии с Вирсавией. Царь как главный защитник прав своего народа (см.: 15:4; 3Цар. 3:4–28 ) должен вынести решение и продемонстрировать свою мудрость. Давид действительно осуждает поступок «богатого человека», но у него не хватает прозорливости, чтобы понять, что он осуждает самого себя. 12:2–12. Характер обвинения. Дело, представленное Нафаном на суд Давида, казалось бы, не имеет никакого отношения к преступлениям Давида, ибо в нем не идет речь ни о прелюбодеянии, ни об убийстве. Но этот случай показывает, что прелюбодеяние и убийство – всего лишь следствие более серьезного преступления: злоупотребления властью. Фактически, Давид обвиняется Богом, говорящим через пророка, не в посягательстве на чужую жену, а в том, что царь убежден, будто ему все дозволено, и не довольствуется тем, что ему дал Бог. Это дает понять, что царь не выше закона, и ему придется отвечать за свои поступки – если не перед земными властями, то перед Богом. 12:5,6. Достоин смерти/должен заплатить вчетверо. Возмущенный Давид хотел бы приговорить бессердечного богача к смерти, но закон высказывается по этому вопросу со всей определенностью. Возмещение ущерба в четырехкратном размере согласуется с предписанием закона о краже овцы в Исх. 22 (кодекс Хаммурапи предусматривает штраф, в десять раз превышающий стоимость украденного животного). 12:8. Дом и жены господина. Поскольку царские браки свидетельствовали о могуществе монарха и представляли политические и экономические альянсы, заключенные в интересах государства, гарем предшествующего царя нередко доставался в наследство его преемнику. Таким образом обеспечивалась непрерывность действия договоров. После смерти Иевосфея ( 2Цар. 4:5–7 ) и восшествия Давида на престол следовало ожидать, что царь позаботится о семье Саула, в том числе о его гареме. Не исключена вероятность, что Ахиноама, о чьем браке с Давидом вскользь упоминается в 1Цар. 25:43 , была прежде женой Саула (Ахиноамь, 1Цар. 14:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

68:22. Пищу в желчь. В одних случаях слово «желчь» обозначает яд (напр., во Втор. 32:33 ) и представляет смертельную опасность, тогда как в других – просто некую горечь, возможно, успокоительное средство. Предположительно, пост мог быть прерван, когда утешители приносили постящемуся пищу ( 2Цар. 3:35 ). Однако в данном случае вместо утешения и пищи скорбящий получает желчь и уксус (ср.: превращение плода правды в горечь в Ам. 6:12 ). 68:22. Уксус. Отвратительный горький напиток, которым напоили скорбящего псалмопевца, подобен диким ягодам из «песни о винограднике» ( Ис. 5:2 ). Метафора ядовитых ягод и горьких гроздьев используется также по отношению к народу, «потерявшему рассудок», во Втор. 32:28–33 . 68:29. Изгладятся из книги живых. В шумерском «Гимне Нингаль» богиня утверждает справедливость, наказывая нечестивцев и даруя милосердие тем, кто его заслужил. В руках она держит скрижали жизни, на которых записывает имена праведников (см. также коммент. к Мал. 3:16 ). 68:32. Рога и копыта. Преданное служение радует Господа гораздо больше, чем ритуалы и жертвоприношения (см. аналогичные заявления в 1Цар. 15и Ос. 6:6 ). Упоминание рогов и копыт указывает на взрослого быка (ср.: Мих. 6:6 ) – ценное жертвенное животное, считавшееся ритуально чистым согласно «кодексу святости» (см.: Лев. 11:3–8 ). 70:7. Диво. Использованное здесь понятие mopet указывает на необычайное событие, которое служит знамением Божьего могущества, а в данном случае – суда или наказания (ср.: проклятия во Втор. 28:45,46 .). Этот специальный термин встречается в рассказе о «казнях египетских» ( Исх. 7:3; 11:9 ), а также в эпизодах, связанных с предсказанием грядущих событий ( 3Цар. 13:3,5 ). 71:1. Древние ближневосточные гимны в честь восшествия на престол. О том, что в цивилизациях древней Месопотамии царская власть воспринималась как дар богов, свидетельствует великое множество материалов. В преамбуле к кодексу Хаммурапи говорится, что царь поставлен «пастырем» самим богом Энлилем, а его призвание заключается в том, чтобы «в стране воссияла справедливость». Во время празднования Нового года (Akitu), сопровождавшегося торжественным шествием и разнообразными ритуалами, полномочия царя утверждались на новый срок. В текстах, относящихся к 3-й династии Ура (ок. 2000 г. до н. э.), представлены гимны, сочиненные по случаю восшествия на престол Ур-Намму. Они дают представление о порядке совершения коронационных церемоний вплоть до того момента, когда царю вручался священный скипетр. В этих гимнах царь (или придворные певцы) перечислял порученные ему богами обязанности законодателя и строителя оросительных каналов, которые принесут плодородие земле. В ответствии, исполнявшемся жрецами, перечислялись титулы царя и подтверждалось его право называться «царем Ура».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19 остаток. См. ком. к ст. 4. Этот остаток не только останется в живых, но и умножится. 19 Я буду охранять город сей. Исаия возвращается к тому, с чего он начал свою речь: по милости Господа Иерусалим будет спасен (ст. 21). ради Давида, раба Моего. См. ком. к 3Цар. 11,36 . 19 пошел Ангел Господень и поразил... сто восемьдесят пять тысяч. См. Быт. 19,15 ; Исх. 12,12 ; 2Цар. 24,16 . Тяжелые потери, понесенные ассирийским войском явились исполнением пророчеств, содержащихся в ст. 21,32–34. 19 в Ниневии. Ниневия была столицей Ассирийской империи. 19 в доме Нисроха, бога своего. В ассирийских письменных источниках имя этого божества не встречается. сыновья его, убили его мечом. Согласно ассирийским письменным источникам, в 681 г. до Р.Х. Сеннахирим был убит собственным сыном, жаждавшим занять отцовский престол. в землю Араратскую. Так иногда называли государство Урарту, занимавшее территорию нынешней Армении (ср. Быт. 8,4 ). воцарился Асардан. Асардан правил Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х. Глава 20 20 В те дни. Есть основания полагать, что болезнь Езекии и эпизод с посланниками царя вавилонского (ст. 12–19) относятся ко времени, предшествовавшему ассирийскому вторжению в Иудею 701 г. С одной стороны, как сообщают вавилонские источники, Беродах Баладан, царь, от которого приходили к Езекии посланники, умер в 703 г. до Р.Х., т.е. за два года до этого вторжения. С другой стороны известно, что Езекия умер в 686 г. до Р.Х. Прибавив к этому числу те пятнадцать лет жизни, которые ему даровал Господь (ст. 6), мы получим, что болезнь Езекии относится самое позднее к 702 г. до Р.Х., а то и к более раннему времени. Повествование здесь организовано по тематическому, а не хронологическому принципу. заболел Езекия. Что это была за болезнь и что явилось ее причиной, неизвестно. 20 Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Бог проявил сострадание к Езекии и прибавил ему пятнадцать лет жизни (ст. 6). Проведенные Езекией преобразования (18,4.5) и его твердое упование на Господа во время ассирийского нашествия (18,7.22.30.32.35; 19,4.10) свидетельствуют о цельности его характера и последовательности поступков, благодаря которым он считается образцовым правителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

11 И Иеровоам, сын Наватов... поднял руку на царя. Если Адер и Разон были врагами внешними, то Иеровоам ефремлянин был врагом внутренним, также посланным Соломону в наказание за грехи. из Цареды. Поселение в тридцати трех километрах к востоку от Иоппии, в землях колена Ефремова. 11 Милло. См. ком. к 9,15. 11 поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Иеровоам начальствовал над работниками, взятыми Соломоном из колен Ефрема и Манассии (5,13–16), и хорошо знал об обидах, которые те таили на Соломона (12,4). 11 пророк Ахия Силомлянин. Силом город в землях колена Ефремова, приблизительно в девятнадцати километрах к востоку от Цареды. 11 разодрал ее на двенадцать частей. Ахия совершил символическое действо, являющееся, по сути, своего рода инсценированной притчей. Подобные действия усиливали впечатление от речей пророков, в которых звучали Божий слова о судьбах Израиля (22,11; Ис. 20 ; Иер. 13,11 ). В данном случае разодранная одежда Ахии символизировала надвигающееся раздробление царства. 11 возьми себе десять частей. От имени Бога Ахия призывает Иеровоама взять десять из двенадцати частей, символизирующих десять северных колен, над которыми Иеровоаму вскоре предстояло воцариться. Как и восстания, поднятые Адером и Разоном, мятеж Иеровоама это суд Господень над Соломоном. 11 одно колено. См. ком. к ст. 13. 11 Я оставляю его владыкою на все дни жизни его. См. ком. к ст. 12 и 13. 11 из рук сына его. Т.е. из рук наследника Соломона Ровоама (12,1–24). 11 дабы оставался светильник Давида... во все дни. Образ светильника метафорически передает идею «неугасимости» царствования рода Давидова в Иерусалиме (15,4; 2Цар. 21,17 ; 4Цар. 8,19 ; 2Пар. 21,7 ; Пс. 131,17 ). 11 будешь царем над Израилем. Т.е. над десятью северными коленами. Когда речь идет о периоде разделенного царства, под словом Израиль часто подразумеваются десять колен, образовавших северное царство, а Иуда, соответственно, означает ту часть страны, которой по-прежнему правили потомки Давида. 11 если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе. Требования завета, которым должны были подчиняться Саул, Давид и Соломон (см. 2,2–4 и ком.), теперь предъявляются и Иеровоаму.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010